Политические процессы. Типы политических процессов

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность единичных действий и взаимодействий политических акторов, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно дать и другое определение политического процесса - иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.

Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.

С этой точки зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.

Отражая реальные, практически сложившиеся изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.

По объектам воздействия политические процессы разделяются на внешнеполитические и внутриполитические .

По характеру преобразования государства выделяют:

Революционные и эволюционные политические процессы.

В первом случае происходит быстрое и качественное изменение властных структур государства, полный пересмотр его конституции, нарастает конфликтность, происходит обновление политических элит, что сопровождается радикализмом принимаемых решений и преобладанием насилия при их реализации.

Эволюционный политический процесс имеет своей основой легитимность политической власти. Здесь разрешение социальных проблем происходит постепенно, мирно, на основе легальной конкуренции политических партий, взаимодействия элиты и масс, устойчивости процедур и институтов принятия решений; преобладания в политическом поведении этики компромиссов, консенсуса и терпимости к инакомыслию и обязательного наличия института политической оппозиции.

Различают также открытый и закрытый политические процессы.

Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений.

Для закрытых политических процессов характерно отсутствие гласности и публичности при принятии политических решений, исключение или существенное ограничение политической активности граждан, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.

В целом же важно знать, что о каком бы типе политического процесса ни шла речь, прогнозирование его результатов дело неблагодарное, чаще всего эти прогнозы оказываются несостоявшимися.

Это так потому, что всегда рядом с запланированным результатом обязательно возникает нечто непредвиденное, непланируемое. Лучшим прогнозом в этом контексте является формула: «хотим как лучше, а получается как всегда». Дело также в том, что в политическом процессе существует множество переменных величин, возникновение и поведение которых не поддается учету, прогнозированию. К тому же в политике есть закономерность, что если существуют два или более способов сделать что-либо, и при этом использование одного из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь (рано или поздно) изберет именно этот способ.

Тема 11 Деятельность субъектов политических процессов

1 Природа и функции политических элит и лидеров

2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты

3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров

1 Природа и функции политических элит и лидеров.

Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. С 17 в. он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. Словарь Оксфордского университета в 1823 году впервые применил понятие «политическая элита» к характеристике высших социальных групп общества. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала 20 в., т.е. до появления работ В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941), Р. Михельса (1876-1936).

Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением.

Многообразие существующих определений элиты отражают ее ценностные и функциональные качества. Термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари и подразумевает под собой следующее содержание:

Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности (В. Парето);

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска);

Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);

Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер);

Творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (Тойнби);

Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Ортега-и-Гассет);

Наряду с термином «элита» в обиходе широко используются словосочетания «правящая верхушка», «правящие группы», «правящие круги» и т.д. В современной западной политологии утвердилась традиция использования категорий «правящая элита» и «политическая элита».

Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.

Существование политической элиты обусловлено действием следующих факторов:

Социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Усилением профессионализации политики и необходимостью специальных политических знаний для быстрого принятия решений;

Профессионализацией управленческого труда и выделением его в специальную среду деятельности (менеджмент), в том числе и политический;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различных социальных благ и привилегий;

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за правящей элитой;

Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат обычно вне сферы политики, распространенностью абсентеизма;

Итальянский исследователь Г. Моска считал, что элита представляет собой сплоченное меньшинство, которое монополизирует власть и осуществляет все политические функции. Способность меньшинства к организации обеспечивает ему власть. Сплоченность меньшинства обеспечивается собственностью, образованием, происхождением и т.д.

Преимуществами политической элиты являются широкие каналы связи и информации, что позволяет четко и оперативно принимать и реализовывать решения. Отсутствие отмеченных качеств у большинства лишает его возможности самоорганизации и ставит это большинство в положение управляемого.

Таким образом, политическая элита – это организационное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, дающей ей возможность воздействовать на все сферы жизни общества.

Функции политической элиты имеют высшее значение для всего общества и наиболее существенными из них являются следующие:

Изучение, анализ и артикуляция интересов определенных социальных общностей: классов, групп, слоев, наций и т.д.;

Отражение социальных интересов в политических установках (идеалах, выступлениях, обращениях) с целью интеграции общества;

Выработка политической программы, доктрины с определенной политической стратегией и тактикой;

Определение ресурсов, путей и способов укрепления (либо свержения) существующей политической системы;

Идеологическое обеспечение идеалов, ценностей, моделей политического поведения с целью достижения общественного согласия;

Создание государственного механизма воплощения политических программ и решений путем назначения кадрового аппарата органов управления, выдвижения из своей среды политических лидеров и их продвижение на высшие государственные посты, корректировки политической системы.

Таким образом, более кратко существенные функции политической элиты можно обозначить как стратегическую, коммуникативную, организаторскую, интегративную.

В политологии предпринята попытка классификации политических элит по различным основаниям:

    По месту в политической системе и участию в осуществлении власти выделяют правящую элиту и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно принимает политические решения, определяющие программу развития всего общества. Неправящая элита (контрэлита) пытается влиять на этот процесс доступными средствами. Конкуренция на поле деятельности элит весьма жесткая и постоянно растет. Смена правящей элиты – естественный процесс, в котором существуют стадии зарождения, развития, устаревания и отмирания элит.

В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:

Любое общество элитарно, в нем приветствует правящая элита;

Внутренняя организованность, сплоченность и групповая идентификация;

Амбициозность и сильная воля к организации и регулированию жизни масс;

Интегрированность и представительность;

Удержание власти с помощью силы и «заигрывания» с массами;

Смена у власти в результате конкурентной борьбы.

    По уровню компетенции и объему властных полномочий элита подразделяется на высшую (общенациональную), среднюю (региональную), местную (административную). Высшая политическая элита, значимая для всей страны, принимает важнейшие стратегические политические решения. К ней относится президент и его окружение, глава и члены правительства, руководители парламента, высших судебных органов власти, лидеры влиятельных политических партий и блоков. К средней элите относятся представители выборных органов власти: депутаты, губернаторы, мэры, лидеры региональных отделений партий и движений. В состав административной элиты входят высший слой государственных служащих и чиновники-управленцы, осуществляющие техническое исполнение принимаемых решений. Однако в современных условиях правящей элите сложно выдерживать показатели однородности и интегрированности. Специализация управления привела к усилению роли функциональных субэлит – менеджеров, интеллектуалов, различных групп давления, которые в конкретных вопросах принятия политических решений разбираются лучше правящей элиты.

    По степени представительности элиты бывают с высокой и низкой представительностью. Различия между ними заключаются в степени выражения интересов (профессиональных, этнических, религиозных и других) различных субъектов общества.

    По структуре и характеру внутриэлитных отношений существуют интегрированные и разъединенные политические элиты. Элиты с высокой степенью интеграции вырабатывают единую систему политических ценностей, общие правила политической конкуренции и осуществления власти, согласуют главные цели и методы проводимой политики. Для них присущи консенсусные отношения с низкой степенью конфликтности. Слабо интегрированные (разъединенные) элиты характеризуются острой политической борьбой за сферы контроля и ресурсы власти, за овладение стратегическими позициями.

    По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытых элит характерны следующие черты: достаточно свободный доступ в элиту на основе конкуренции и учета деловых личностных качеств, динамическая циркуляция, способность к инновациям и реформам. Закрытые элиты отличаются замедленной циркуляцией, ограниченным доступом новых членов на базе жестких формальных признаков (знатность, партийность, религиозность и т.д.), корпоративностью и неспособностью быстро реагировать на происходящие социальные изменения. Такие элиты более склонны к превращению в замкнутые олигархические группы и самовырождению.

Таким образом, подчеркивая важность и значение политической элиты, следует указать те особенности, которые выступают ее неотъемлемыми качественными характеристиками.

Универсальность и обязательность для всего общества принимаемых политической элитой решений;

Обособленность от общества и привилегированное положение политической элиты, особенно высшей, в силу выполняемых функций;

Нетерпимость к конкуренции и постоянная борьба за власть в зависимости от степени интегрированности и способов рекрутирования элиты;

Стремление к неподконтрольности обществу в силу действия закона «олигархических тенденций»;

Обладание практически всеми ресурсами государственной власти и использование их с целью господства и управления.

Политическое лидерство

Термин «политическое лидерство» широко используется в современной политологии и политической практике. Лидер (с англ. «ведущий») – это личность, оказывающая решающее влияние на других людей и способная направлять их коллективные действия.

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Феномен лидерства интересовал многих мыслителей и исследователей (Платон, Плутарх, Макиавелли, Ницше), психологов (Фрейд, Адлер), социологов (Э. Богардус, М. Вебер, М. Херманн, Г. Алмонд). Широкий научный и общественный интерес к институту лидерства подчеркивает его многогранность и социальное значение. «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды », – подчеркивал бывший президент Франции Де Голль.

Существует многообразие теорий , объясняющих природу и происхождение лидерства.

Теория черт (Э. Богардус) утверждает, что определенные личностные качества (ум, интеллект, энергия, коммуникабельность и т.д.) позволяют человеку стать лидером. Однако индивидуальные черты лидера на основе данной теории ничем не отличается от психологических и социальных качеств любой личности.

Ситуационная теория доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации, и он может появиться в результате удачного сочетания обстоятельств, при которых окажутся востребованными его выдающиеся качества (Гитлер, Сталин, Горбачев).

Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы взаимоотношений между авторитетной личностью и окружением, интересы которого она выражает. Однако лидеры не всегда могут оправдать ожидания своих конституентов (последователей) и даже могут поставить под угрозу существование страны, нации (Гитлер, Сталин).

Концепция психоанализа (З. Фрейд) объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству, навязыванию своей воли и т.д.

Психологическое напряжение и личные комплексы неполноценности некоторые люди компенсируют с помощью безграничной власти, применения силы и т.д.

Однако в современной политологии приоритетное значение приобретают интегративные теории лидерства. Например, американский политолог М. Херманн полагает, что при рассмотрении лидерства следует учитывать все факторы: 1) личностные черты и качества самого лидера; 2) характерные особенности его сторонников; 3) взаимосвязь лидера и конституентов (сторонников); 4) конкретная ситуация осуществления лидерства;

Следовательно, политическое лидерство – это процесс взаимодействия (влияния, коммуникации, отношений), в ходе которого одни индивиды (лидеры) выражают потребности и интересы своих последователей и на этой основе обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть властных полномочий для осуществления представительства и реализации собственных интересов.

Существующие в политологии системы классификации (типологии) политических лидеров обусловлены стремлением спрогнозировать их поведение.

Типология М. Вебера основана на способах легитимации политической власти и предлагает три идеальных типа лидерства:

Традиционное (вожди, старейшины, монархи);

Рационально-легальное (избранный лидер согласно действующим законам);

Харизматическое – основано на обожествлении лидерства и вере в его исключительность, святость и высшую справедливость.

По способам и методам осуществления власти выделяют авторитарный и демократический типы лидеров.

В современной политологии используется типология лидеров, предложенная М. Херманном, на основе особенностей их политической деятельности:

Лидер-знаменосец, способный увлечь массы привлекательной великой целью, идеей;

Лидер-служитель, выступающий в роли выразителя и защитника интересов своих избирателей;

Лидер-идеолог, проповедник и вдохновитель определенной идеологии;

Лидер-торговец, привлекательно может изложить свои идеи, заставляет их «купить» и осуществлять;

Лидер-пожарный, ориентируется на текущие проблемы и их решение;

В литературе встречаются и другие типологии лидеров: «формальный», «неформальный», «правящий», «прагматик», «романтик» и другие.

Отдельную классификацию лидерства предлагают ученые-психологи, используя особенности темперамента и характера индивидов.

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

Управленческая (по принятию политических решений);

Интеграционная, связанная с объединением народа, нации, социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

Коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и обществом;

Мобилизующая, направленная на организацию выполнения определенных целей и задач;

Функция социального арбитража;

Функция легитимации политического режима с помощью личности

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему.

Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования – политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты.

Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

Демократические политические процессы

сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.