Военный картограф. Военная картография. Какими личностными качествами должен обладать картограф
Военные округа появились в России в середине XIX века. Их размеры, границы и общее количество неоднократно менялись, и к началу Первой мировой войны территория империи была разделена на 13 военных административно-территориальных единиц первого порядка: 12 военных округов и Область Войска Донского. В советское время сеть военных округов также часто видоизменялась, отражая в известной степени изменяющиеся представления о возможных военных угрозах. К июню 1941 года территория СССР была разделена на 16 военных округов и Дальневосточный фронт. В годы Великой Отечественной войны военные округа сыграли заметную роль, позволив быстро перевести управление войсками на «рельсы» военного времени: на базе многих из них создавались крупные оперативно-стратегические объединения вооружённых сил - фронты.
После окончания Второй мировой войны и обратного преобразования фронтов в территориальные объединения в Советском Союзе насчитывалось более 30 военных округов. Впоследствии их число значительно уменьшилось: в последнее десятилетие существования СССР военных округов было 16. После 1991 года военное административно-территориальное деление Российской Федерации также неоднократно видоизменялось в целях оптимизации.
Территориальные формирования наподобие российских военных округов созданы в армиях многих государств. Они объединяют в своём составе воинские соединения различных родов войск, а иногда даже и различных видов вооружённых сил. Часто военные округа и подобные им структуры помимо вопросов оперативного управления войсками выполняют административно-хозяйственные функции, а также занимаются комплектованием. Границы военных округов, регионов или командований внутри государств достаточно часто меняются, а в некоторых странах с ходом времени подобные структуры были упразднены.
Ниже представлены слайды с военно-территориальным делением 14 азиатских, американских, африканских и европейских стран.
Бразилия
Германия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
До 2013 года территория страны делилась на шесть военных округов, носивших номерные названия (с 1-го по 6-й). Представленная карта отражает военное административно-территориальное деление Алжира в тот период. В 2013 году в юго-восточной части страны был сформирован 7-й военный округ (на карте не показан).
Сухопутные войска Бразилии территориально подразделяются на восемь военных командований (порт. Comandos Militares):
- «Амазония» (тёмно-зелёный цвет на карте);
- «Север» (светло-зелёный);
- «Северо-Восток» (оранжевый);
- «Восток» (лиловый);
- «Запад» (жёлтый);
- «Планалту» (синий);
- «Юго-Восток» (красный);
- «Юг» (голубой).
Военно-воздушные силы Бразилии имеют своё, альтернативное территориальное деление, включающее восемь региональных авиационных командований (Comando Aéreo Regional, COMAR).
Территория страны разделена на семь военных округов (вьетнамск. Quân khu): первый, второй, третий, четвёртый, пятый, седьмой и девятый. Отдельно выделяется также территория Специального командования столичного города Ханоя.
Командования военных округов (Wehrbereichskommando) бундесвера существовали до 2013 года. На тот момент их было четыре: I «Побережье», II, III и IV «Южная Германия». В настоящее время военные округа в Германии упразднены.
Сухопутные войска Египта административно разделены на Северный (красный цвет), Западный (голубой), Центральный (оранжевый) и Южный (розовый) военные округа. Войска на востоке страны подчинены Объединённому командованию района восточнее Суэцкого канала - это зоны ответственности второй (синий цвет) и третьей (светло-голубой цвет) армий.
В военном отношении территория страны делится на четырнадцать военных округов (индонез. Komando Daerah Militer, «Kodam»). На карте, отражающей состояние на 2007 год, не показан округ Mulawarman в восточной части Калимантана (провинции Восточный Калимантан, Северный Калимантан и Южный Калимантан) и находящийся в стадии формирования округ Merdeka на севере Сулавеси (провинции Северный Сулавеси и Горонтало).
Страна разделена на зоны ответственности четырёх региональных военных командований:
- «Запад» (зелёный цвет);
- «Астана» (красный);
- «Юг» (жёлтый);
- «Восток» (синий).
Территория страны разделена на шесть военных регионов: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, а также Специальный столичный регион.
В 2016 году в Китае сформированы пять зон (театров) военного командования вместо семи существовавших прежде военных округов. Западная зона военного командования на карте обозначена белым, Южная - красным, Центральная - жёлтым, Северная - серым, Восточная - синим цветами.
В территориальном отношении сухопутные войска страны разделены на 12 военных округов, или регионов (исп. Region Militar), каждый из которых включает от двух до шести военно-территориальных единиц второго порядка - военных зон (Zona Militar).
Сухопутные войска страны подчиняются региональным военным командованиям. По состоянию на 2016 год их четырнадцать. Карта изображает военно-административную структуру Мьянмы по состоянию на 2005 год: не показаны командование Нейпьидо в районе новой столицы в центральной части страны и Восточное Центральное командование, созданные в 2006–2011 годах.
Сухопутные войска вооружённых сил Украины подчинены оперативным командованиям «Запад» (на карте - тёмно-коричневый цвет), «Север» (зелёный), «Юг» (синий) и «Восток» (светло-коричневый). Территория Крыма считается «отдельным военно-сухопутным районом» (красный цвет).
Сухопутная составляющая сил самообороны Японии подразделяется на пять армий (региональных командований):
- Северную (красный цвет);
- Северо-Восточную (голубой);
- Восточную (зелёный);
- Центральную (синий);
- Западную (лиловый).
§ 14.3 Карта Кассини. Военная картография в передовых странах Западной Европы в период утверждения капитализма
Если в первой половине XVIII в. крупнейшими вехами в развитии картографии явились ее насаждение в научных академических учреждениях и организация в России первой систематической государственной съемки, то для второй половины столетия событием первостепенного значения стало использование триангуляции для обоснования съемок и применение проекций для топографических карт. Эти нововведения, осуществленные во Франции Цезарем Кассини, позволили при съемке больших территорий работать одновременно и независимо любому количеству съемщиков, правильно и легко сводить результаты отдельных съемок в одно целое, исключить накопление ошибок и получить постоянный и надежный контроль на всех этапах съемочных операций.
История такова. В 1746-1748 гг., во время действий французской армии в Нидерландах, были произведены съемки этой страны. В процессе обработки для составления карты возникли, казалось, непреодолимые препятствия при сводке отдельных съемок между собой. Кассини, руководитель «геометрической описи» Франции (см. § 14.1), соединивший в то время французскую триангуляцию с цепью треугольников Снеллиуса, предложил использовать для обоснования и увязки съемок свои тригонометрические пункты, что разрешило возникшие трудности.
Этот успех побудил Кассини начать систематические мензульные съемки Франции для «геометрической» карты в масштабе 1:86 400. В процессе съемки к пунктам триангуляции привязывалось возможно большее количество населенных пунктов, относительно которых наносились гидрография, дороги, леса и обозначались неровности местности. Замечательная по геометрическому обоснованию, карта Кассини в других отношениях (рис. 14.4) не поднималась над уровнем своего времени (шаблонное изображение населенных пунктов перспективными знаками, примитивное изображение рельефа штришками без согласования с крутизной скатов и разностью высот и т. п.). Если не считать небольшого времени, когда Кассини получал государственную поддержку, его съемка выполнялась как частное предприятие. Работы над картой длились с 1750 до 1789 г., а полностью на 182 листах карта поступила в продажу только в 1815 г.
Предложенные Кассини математические принципы обоснования топографических съемок нашли широкий отклик в других странах. Самым ранним примером служит съемка Австрийских Нидерландов (Бельгии), исполненная в 1770-1777 гг. под руководством Феррари. Весьма крупная по масштабу (1:11520), она заключала в себе 275 листов с весьма детальным и умело выполненным рисунком местности, причем каждый лист сопровождался текстовым описанием.
Рис. 14.4. Фрагмент топографической карты Франции Кассини масштаба 1: 86 400 (1750-1789 гг.)
На основе
этой съемки Феррари, заимствуя масштаб
(1: 86 400) и проекцию карты Кассини,
опубликовал карту Австрийских Нидерландов
на 25 листах образец картографического
искусства XVIII в. (рис. 14.5). Работы Кассини
явились также образцом для съемки и
карт некоторых германских государств.
Рис.
14. 5. Фрагмент топографической карты
Австрийских Нидерландов Феррари масштаба
1: 86 400 (1777 г.)
На рубеже XVIII и XIX вв. армия стала ощущать острую потребность в топографических картах. До этого времени использование географических карт в военном деле ограничивалось сравнительно узкими рамками, которые определялись господствовавшей на протяжении XVIII в. линейной тактикой ведения боя. Линейное построение могло быть осуществлено только на ровной и открытой местности, где полководец имел возможность непосредственно наблюдать поле битвы и руководить сражением. Ни он, ни подчиненные военачальники не чувствовали особой надобности в подробных картах поля боя и окружающей местности. Но карта оказывалась необходимой при движении и сосредоточении войск и при их расквартировании. В первом случае была достаточна дорожная карта сравнительно мелкого масштаба. Крупномасштабные карты (планы) снимались только для укрепленных районов и лагерей, т. е. для ограниченных участков местности.
Коренной перелом во взглядах на военное использование карты был вызван новой системой тактики. Она состояла в применении против линейных построений противника выдвинутого вперед россыпного строя стрелков, за которым следовали боевые колонны. Эта тактика побуждала войска «сражаться на пересеченной местности, в деревнях и лесах, где они находили укрытие от неприятельского огня и где линейный строй противника неизменно приходил в беспорядок; ...благодаря этому любая местность сделалась теперь пригодной для боя; и одним из главных требований, предъявляемых военачальнику, стало умение быстро оценивать все преимущества и неудобства местности и сразу же располагать свои войска в соответствии с этим» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 41. С. 38-39.). В этих условиях карта стала необходимой для изучения местности и применения ее в бою, для выбора направления ударов и обходных движений и вообще для руководства боем.
В начале XIX в. европейские страны спешно обучают свои армии по новому образцу и организуют специальные военно-топографические службы. Последние быстро разрастаются, в ряде случаев включают гражданские картографические учреждения и приобретают, оставаясь в военном ведомстве, положение государственных картографических служб. Их главной обязанностью становится изготовление для возможных театров войны крупномасштабных топографических карт, основанных на жесткой опорной сети - триангуляции и на топографических съемках.
Новая задача возникла в отношении передачи рельефа. Крупномасштабные карты без изображения рельефа потеряли для армии всякую цену. Армия не только ждала от карты наглядного изображения местности, но и требовала также показа крутизны скатов, во многом определяющей возможность маневрирования войск. Перспективный и полуперспективный способы изображения рельефа, господствовавшие в XVIII в., были непригодны для этой цели. Решение задачи было предложено Леманом, разработавшим объективный метод изображения рельефа штрихами, которые вычерчивались вдоль линий наибольшей крутизны скатов так, что толщина штрихов находилась в определенном соотношении с крутизной ската (см. § 4.2).
Создание топографических карт на обширные пространства требовало определения вида и размеров Земли в целом и подробного изучения в геометрическом отношении ее отдельных частей. Математика заняла в картографии центральное положение и способствовала ее совершенствованию.
В результате энергичной деятельности военно-топографических служб ряд европейских стран во второй половине XIX в. завершил топографические съемки и опубликовал топографические карты своих территорий.
Особенности развития картографии во второй половине XIX-XX веков.
Развитие военной картографии.
Картографирование морей.
Тематическое картографирование.
Особенности советской картографии.
Итоги развития картографии на рубеже XIX-XX веков
Развитие военной картографии.
Весьма крупные успехи в развитии военной картографии были достигнуты в XIX в. в России.
Многие из работ того периода, сохранившиеся в рукописном виде, замечательны по своей полноте и оформлению.
Начало организационного становления военной картографии относится к 1797 г. Производство полевых топографических работ не было организованно обеспечено, что особенно выявилось в войне 1812 г. Поэтому в 1822 г. для производства государственных съемок был учрежден специальный Корпус военных топографов, которым позднее была выполнена огромная работа по проложению триангуляции, наблюдению астрономических пунктов и по топографическим съемкам, особенно в западных, центральных и отчасти южных губерниях Европейской России. Среди триангуляции, начатых в 1816 г., особое значение имели работы генерала К. И. Теннера и академика В. Я. Струве, выполнивших к 1852 г. измерение меридиональной дуги от устья р. Дуная до Северного Ледовитого океана протяжением в 25°20,. Эти классические работы, известные как дуга Струве, явились в свое время весьма точным и крупнейшим градусным измерением, важнейшим материалом для определения размеров земного эллипсоида. Вслед за триангуляцией производились топографические мензульные съемки, первоначально в полуверстном (1:21000) масштабе (1819-1844), далее в одноверстном (1: 42 000) масштабе (1844-1870). Тригонометрические пункты служили основой для разбивки геометрической сети. Инструментально снимались лишь основные объекты местности: большие дороги, реки, границы губерний. Остальное содержание карты наносилось глазомерно, но в поле, на мензуле, чем эти съемки методически отличались от своих предшественников XVIII в.,
когда вычерчивание карт по полевым журналам относилось к домашней работе.
В процессе съемки рельеф изображался приближенными горизонталями с указанием угловой величины скатов местности, причем инструментально наносились контуры вершин и тальвегов; в камеральной обстановке рельеф вычерчивался в штрихах. Такого характера съемки распространились к 1870 г. на 30 губерний России, а также на Польшу и отчасти Финляндию; общая площадь снятого пространства составила свыше 1500 тыс. верст2 (1700 тыс. км2). Большие по площади полуинструментальные съемки производились также в Закавказье в Оренбургском крае, в Сибири и за границей.
Все эти съемки послужили источниками для составления и издания ряда новых карт, среди которых выдающееся место занимает трехверстная карта Европейской России, начатая в 1845 г.
Более 500 листов ее охватили территорию Европейской России от ее западных границ до линии Санкт-Петербург - Череповец - Великие Луки - Рязань - Валуйки - Борисоглебск - Дарицын - Новочеркасск. Трехверстная карта замечательна по своей подробности и прекрасной передаче штрихами рельефа западной и центральной частей России. Для нее была разработана оригинальная шкала штрихов, приспособленная для передачи равнинного рельефа. Трехверстная карта выдвинула русскую военную картографию на одно из первых мест. Это был капитальный вклад в мировую картографию, выполненный с большим мастерством, особенно по качеству гравюры (Предшественница этой карты - трехверстная карта Польши (1834-1839) на 57 листах - также примечательна по совершенству гравюры. Ее опыт был использован при создании карты Европейской России.).
Другим выдающимся произведением русской военной картографии XIX в. была Специальная десятиверстная (масштаба 1:420 000) карта Европейской России (1865-1871) на 152 листах под редакцией И. А. Стрельбицкого. Ее содержание, подробность изображения и оформление были установлены после изготовления ряда образцов для различных районов Европейской России. С особой полнотой карта воспроизвела гидрографию и населенные пункты. Из природных элементов ландшафта на карте изображены леса, пески, болота и, что особенно важно, рельеф. Для составления карты был привлечен огромный материал, в частности свыше 20 000 опорных пунктов. Для установления правильных названий служил Географо-статистический словарь П. П. Семенова. Задуманная как военная карта, десятиверстка вышла далеко за рамки этого назначения и широко применялась в научных, практических и культурных целях. Укажем для примера, что она послужила основой десятиверстной геологической карты Европейской России, а в советское время переиздавалась вплоть до 30-х годов и была, в частности, использована при составлении гипсометрической карты европейской части СССР масштаба 1: 1 500 000. Трехверстная и десятиверстная карты систематически поддерживались на уровне современности до начала 80-х годов XIX в.
Успех работ военно-топографической службы был во многом обязан специальной подготовке кадров: топографы обучались в Военно-топографическом училище, геодезисты высшей квалификации выпускались геодезическим отделением Академии Генерального штаба (с 1854 г.) и стажировались в Пулковской астрономической обсерватории (основана в 1839 г.).
В период империализма топографические карты стареют. Во-первых, местность изменяется, особенно быстро под влиянием человека, и карты с течением времени перестают соответствовать действительности. Во-вторых, по мере развития науки и техники жизнь выдвигает новые требования к содержанию и точности карт.
Старение карт как результат изменений на местности вызывает необходимость в обновлении и переиздании карт, в проведении работ, которые в военном ведомстве назывались тогда рекогносцировками.
Карты устаревали и в техническом отношении. Когда во второй половине XIX в. топографические карты нашли новые области применения в инженерном деле, в частности железнодорожном строительстве, при геологических съемках и т. д., от них потребовалась геометрически точная передача рельефа через замену штрихов горизонталями. Введение горизонталей оказалось важным и для армии.
Большое влияние на совершенствование карт и удешевление их печати оказало введение в картоиздание фототехники и литографии (печатания с плоских печатных форм) вместо дорогой и трудоемкой гравюры.
Новые работы велись сравнительно медленно, на что отчасти влияло укрупнение масштабов и повышение точности съемок.
В итоге более чем вековой деятельности русской военно-топографической службы были созданы карты на территорию площадью около 10 млн км2, т. е. почти равную площади всего Европейского континента. Этот замечательный вклад в топографическое изучение планеты превосходил к началу первой мировой войны то, что было сделано в этом направлении любым другим государством.
Первая мировая война послужила толчком к внедрению в топографогеодезические работы и картографию ряда новых методов. Самым крупным событием явилось использование для обновления и пополнения карт аэрофотосъемки, которая позднее произвела полный переворот в производстве топографических карт.
Картографирование морей
Море занимает 71% поверхности Земли. Этот факт уже сам по себе говорит о значении морских карт. Картографирование морей является задачей государственной важности, выполняемой гидрографическими службами (в СССР Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР), назначение которых состоит в обеспечении безопасности судоходства. Поэтому специальные навигационные (гидрографические) карты для судовождения, предназначенные для прокладки пути корабля и определения его места, составляли до недавнего прошлого безраздельно господствующую категорию морских карт.
В СССР принято подразделять навигационные карты по их назначению и масштабу на четыре группы:
1) планы в масштабах 1: 25 000 и крупнее, используемые для входа в порты, гавани, при постановке на якорь, а также для проектирования гидротехнических сооружений;
2) частные карты в масштабах от 1:25 000 до 1:75 000, используемые для плавания в непосредственной близости от берега, при проходе узкостями, когда курс судна определяется по местным предметам;
3) путевые карты в масштабах от 1: 100 000 до 1:1 000 000, предназначенные для плаваний вдоль побережий, иногда с полной потерей видимости берега;
4) генеральные карты в масштабах 1: 1 000 000 и мельче, применяемые для изучения условий плавания и при плавании в открытом море (За рубежом используются сходные классификации, но термины для обозначения групп могут быть иными.).
В указанных группах особое значение имеют путевые и генеральные карты, покрывающие полностью отдельные бассейны, тогда как планы и частные карты изготовляются только для некоторых участков побережья.
Международная гидрографическая организация ставит своими задачами помощь взаимному обмену картами между странами, стандартизацию навигационных карт и, что особенно важно, изготовление в порядке международного сотрудничества стандартных карт. Выполнены карты мира масштабов 1:10 000000 и 1:3500000.
Топографические карты щельфа являются продолжением топографических карт суши и выполняются в тех же масштабах, проекции (Гаусса) и разграфке. Они служат для эксплуатации и охраны природных ресурсов шельфа - полезных ископаемых, растительности и животных, для планирования, проектирования и эксплуатации различных сооружении и многих других целей, но не заменяют навигационных карт. К главным элементам содержания карт шельфа относятся: инженерно-технические сооружения; рельеф морского дна, изображаемый отметками глубин, горизонталями (изобатами) и специальными знаками характерных форм-бровок, уступов, каньонов и т. д.; донные отложения (грунты), обозначаемые подписями в условных сокращениях; донные растения, показываемые в местах значительных скоплений условными знаками и подписями, и малоподвижные донные животные; искусственные сооружения и фарватеры.
С середины XIX в. паровой флот начал вытеснять парусные суда. Мореплаватели перестали зависеть от ветра. Корабли могли придерживаться берега. Осадка и скорость их возросли. В результате к навигационным картам были предъявлены повышенные требования. У побережий морская опись стала заменяться более точными работами, включающими проложение триангуляции, топографическую съемку побережий и на их основе - промер глубин.
Тогда же, в связи с прокладкой телеграфных кабелей через океаны, было начато изучение океанических бассейнов. Изобретение глубоководного лота сделало возможным измерение больших глубин. Однако из-за трудности промера их число долгое время оставалось небольшим.