Военный картограф. Военная картография. Какими личностными качествами должен обладать картограф

Военные округа появились в России в середине XIX века. Их размеры, границы и общее количество неоднократно менялись, и к началу Первой мировой войны территория империи была разделена на 13 военных административно-территориальных единиц первого порядка: 12 военных округов и Область Войска Донского. В советское время сеть военных округов также часто видоизменялась, отражая в известной степени изменяющиеся представления о возможных военных угрозах. К июню 1941 года территория СССР была разделена на 16 военных округов и Дальневосточный фронт. В годы Великой Отечественной войны военные округа сыграли заметную роль, позволив быстро перевести управление войсками на «рельсы» военного времени: на базе многих из них создавались крупные оперативно-стратегические объединения вооружённых сил - фронты.

После окончания Второй мировой войны и обратного преобразования фронтов в территориальные объединения в Советском Союзе насчитывалось более 30 военных округов. Впоследствии их число значительно уменьшилось: в последнее десятилетие существования СССР военных округов было 16. После 1991 года военное административно-территориальное деление Российской Федерации также неоднократно видоизменялось в целях оптимизации.

Территориальные формирования наподобие российских военных округов созданы в армиях многих государств. Они объединяют в своём составе воинские соединения различных родов войск, а иногда даже и различных видов вооружённых сил. Часто военные округа и подобные им структуры помимо вопросов оперативного управления войсками выполняют административно-хозяйственные функции, а также занимаются комплектованием. Границы военных округов, регионов или командований внутри государств достаточно часто меняются, а в некоторых странах с ходом времени подобные структуры были упразднены.

Ниже представлены слайды с военно-территориальным делением 14 азиатских, американских, африканских и европейских стран.

Бразилия

Германия

Индонезия

Казахстан

Камбоджа

До 2013 года территория страны делилась на шесть военных округов, носивших номерные названия (с 1-го по 6-й). Представленная карта отражает военное административно-территориальное деление Алжира в тот период. В 2013 году в юго-восточной части страны был сформирован 7-й военный округ (на карте не показан).

Сухопутные войска Бразилии территориально подразделяются на восемь военных командований (порт. Comandos Militares):

  • «Амазония» (тёмно-зелёный цвет на карте);
  • «Север» (светло-зелёный);
  • «Северо-Восток» (оранжевый);
  • «Восток» (лиловый);
  • «Запад» (жёлтый);
  • «Планалту» (синий);
  • «Юго-Восток» (красный);
  • «Юг» (голубой).

Военно-воздушные силы Бразилии имеют своё, альтернативное территориальное деление, включающее восемь региональных авиационных командований (Comando Aéreo Regional, COMAR).


Территория страны разделена на семь военных округов (вьетнамск. Quân khu): первый, второй, третий, четвёртый, пятый, седьмой и девятый. Отдельно выделяется также территория Специального командования столичного города Ханоя.

Командования военных округов (Wehrbereichskommando) бундесвера существовали до 2013 года. На тот момент их было четыре: I «Побережье», II, III и IV «Южная Германия». В настоящее время военные округа в Германии упразднены.

Сухопутные войска Египта административно разделены на Северный (красный цвет), Западный (голубой), Центральный (оранжевый) и Южный (розовый) военные округа. Войска на востоке страны подчинены Объединённому командованию района восточнее Суэцкого канала - это зоны ответственности второй (синий цвет) и третьей (светло-голубой цвет) армий.


В военном отношении территория страны делится на четырнадцать военных округов (индонез. Komando Daerah Militer, «Kodam»). На карте, отражающей состояние на 2007 год, не показан округ Mulawarman в восточной части Калимантана (провинции Восточный Калимантан, Северный Калимантан и Южный Калимантан) и находящийся в стадии формирования округ Merdeka на севере Сулавеси (провинции Северный Сулавеси и Горонтало).


Страна разделена на зоны ответственности четырёх региональных военных командований:

  • «Запад» (зелёный цвет);
  • «Астана» (красный);
  • «Юг» (жёлтый);
  • «Восток» (синий).


Территория страны разделена на шесть военных регионов: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, а также Специальный столичный регион.


В 2016 году в Китае сформированы пять зон (театров) военного командования вместо семи существовавших прежде военных округов. Западная зона военного командования на карте обозначена белым, Южная - красным, Центральная - жёлтым, Северная - серым, Восточная - синим цветами.


В территориальном отношении сухопутные войска страны разделены на 12 военных округов, или регионов (исп. Region Militar), каждый из которых включает от двух до шести военно-территориальных единиц второго порядка - военных зон (Zona Militar).


Сухопутные войска страны подчиняются региональным военным командованиям. По состоянию на 2016 год их четырнадцать. Карта изображает военно-административную структуру Мьянмы по состоянию на 2005 год: не показаны командование Нейпьидо в районе новой столицы в центральной части страны и Восточное Центральное командование, созданные в 2006–2011 годах.


Сухопутные войска вооружённых сил Украины подчинены оперативным командованиям «Запад» (на карте - тёмно-коричневый цвет), «Север» (зелёный), «Юг» (синий) и «Восток» (светло-коричневый). Территория Крыма считается «отдельным военно-сухопутным районом» (красный цвет).


Сухопутная составляющая сил самообороны Японии подразделяется на пять армий (региональных командований):

  • Северную (красный цвет);
  • Северо-Восточную (голубой);
  • Восточную (зелёный);
  • Центральную (синий);
  • Западную (лиловый).


  • § 2.1 Понятие о картографических проекциях. Классификация проекций по характеру искажений
  • § 2.2 Классификация проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки
  • § 2.3 Искажения в картографических проекциях; их распределение; определение размеров искажений на картах
  • § 2.4 О выборе проекций. Некоторые общеупотребительные проекции для карт мира, полушарий, материков и советского союза. Проекции топографических карт
  • § 2.5 Координатные сетки
  • § 2.6 Масштабы
  • § 2.7 Разграфка многолистных карт. Компоновка. Ориентирование картографических сеток
  • § 2.8 Номенклатура многолистных карт
  • Глава 3. Картографические знаки и способы картографического изображения
  • § 3.1 Картографические знаки. Их функции. Виды и дифференциация знаков. Картографическая семиотика
  • § 3.2 Способ локализованных значков
  • § 3.3 Способ линейных знаков
  • § 3.4 Способ изолиний. Псевдоизолинии
  • § 3.5 Способ качественного фона
  • § 3.6 Способ количественного фона
  • § 3.7 Способ локализованных диаграмм
  • § 3.8 Точечный способ
  • § 3.9 Способ ареалов
  • § 3.10 Способ знаков движения
  • § 3.11 Картодиаграммы
  • § 3.12 Картограммы
  • § 3.13 Сеточно-площадной способ
  • § 3.14 Разработка шкал
  • § 3.15 Совместное применение различных способов изображения и их видоизменения. Системы и стандартизация знаков
  • Глава 4. Способы изображения рельефа
  • § 4.1 Сущность проблемы
  • § 4.2 Изображение рельефа по принципу отвесного и косого освещения. Штрихи. Отмывка
  • § 4.3 Высотные отметки. Цифровые модели рельефа
  • § 4.4 Изображение рельефа горизонталями
  • § 4.5 Изображение элементов рельефа, не выражающихся горизонталями
  • § 4.6 Оформление горизонталей. Способы повышения наглядности горизонталей. Гипсометрическая окраска рельефа
  • § 4.8 Стереоскопические способы изображении рельефа. Анаглифы
  • § 4.9 Перспективные изображения рельефа. Блок-диаграммы
  • § 4.10 Рельефные модели местности
  • Глава 5. Надписи на географических картах
  • § 5.1 Виды надписей
  • § 5.2 Шрифты надписей
  • § 5.3 Картографическая топонимика. Выбор и передача названий
  • § 5.4 Указатели географических названий
  • Глава 6. Картографическая генерализация
  • § 6.1 Сущность и факторы генерализации
  • § 6.2 Виды (стороны) генерализации
  • § 6.3 О влиянии картографических знаков на генерализацию
  • § 6.4 Генерализация явлений, локализованных по пунктам
  • § 6.5 Генерализация явлений, локализованных на линиях
  • § 6.6 Генерализация явлений сплошного распространения и локализованных на площадях
  • § 6.7 Генерализация явлении рассеянного распространения
  • § 6.8 О генерализации показателей движения и связей
  • § 6.11 Объективность и математическое обоснование генерализации
  • Глава 7. Классификация, виды и типы географических карт и атласов. Другие пространственные модели
  • § 7.1 Принципы классификации географических карт
  • § 7.2 Классификации карт по масштабу и территории
  • § 7.3 Классификация карт по тематике
  • § 7.4 Классификация карт по назначению. Совместное применение классификаций
  • § 7.5 Типы географических карт
  • § 7.6 Географические атласы. Их определение и классификация
  • § 7.7 Особенности атласов как целостных произведений
  • § 7.8 Фотокарты. Оптическая генерализация
  • § 7.9 Цифровые модели земной оболочки
  • § 7.10 Космические карты
  • § 8.3 Иностранные топографические карты
  • § 8.4 Топографическая изученность суши
  • § 8.5 Морские карты
  • § 8.6 Карты мира в масштабах 1: 1 000 000 и 1: 2 500 000. Всемирные географические атласы
  • § 8.7 Тематическое картографирование ссср
  • § 8.8 Комплексное картографирование. Советские комплексные атласы
  • § 8.9 Тематические карты и атласы за рубежом. Международные тематические карты
  • § 8.10 Комплексные атласы за рубежом
  • § 8.11 Тексты к картам и атласам
  • Глава 9. Картографическая информатика и библиография
  • § 9.1 Термины и основные понятия
  • § 9.2 Виды библиографии карт
  • § 9.3 Библиография карт в ссср
  • § 9.4 Библиография карт и атласов за рубежом
  • § 9.5 Библиографические издания по картографической литературе
  • § 9.7 Картохранилища и центры хранения другой пространственной информации. О научно-технической информации
  • Глава 10. Анализ и оценка качества географических карт и атласов
  • § 10.1 Об анализе и оценке качества карт
  • § 10.2 Анализ математической основы карт
  • § 10.3 Анализ и оценка полноты содержания карт. Об оценке объема информации
  • § 10.4 Анализ достоверности карт
  • § 10.5 Анализ геометрической точности карт
  • § 10.6 Об анализе современности карт
  • § 10.7 Оценка качества оформления карт
  • § 10.8 Анализ научной и идеологической ценности карт
  • § 10.9 Методика анализа и оценки карт
  • § 10.10 Анализ и оценка атласов
  • Глава 11. Картографический метод исследования
  • § 11.1 Существо проблемы. Основные функции географических карт. Понятие о картографическом методе исследования
  • § 11.2 Основные приемы анализа при картографическом методе исследования
  • § 11.3 Совместное использование и переработка карт при картографическом методе исследования. Топологические модели
  • § 11.4 О точности и достоверности количественных определений по картам
  • Глава 12. История картографии. Картография в первобытном обществе и древнем мире
  • § 12.2 Картографические изображения в странах древнего востока
  • § 12.3 Картография и география в античной Греции и в Эллинистических странах
  • § 12.5 Картография в рабовладельческом Китае
  • Глава 13. Картография в средние века
  • § 13.1 География и картография в Армении и странах Арабского халифата
  • § 13.2 Средневековая картография на Дальнем Востоке
  • § 13.3 Западноевропейская картография в период до великих географических открытий. Монастырские карты. Портоланы. Изобретение картопечатания. Распространение «Географии» Птолемея
  • § 13.4 Расцвет западноевропейской картографии в XVI и XVII вв. Съемки и региональные карты. Атласы. Меркатор. Картографические мануфактуры
  • § 13.5 Картография Русского государства в допетровскую эпоху. Зарождение русской картографии. Большой чертеж. Съемки Сибири. Труды с. У. Ремезова
  • Глава 14. Картография нового времени
  • § 14.1 Западноевропейская картография во второй половине XVII и первой половине XVIII в. Французские градусные измерения
  • § 14.3 Карта Кассини. Военная картография в передовых странах Западной Европы в период утверждения капитализма
  • § 14.4 Русская военная картография до 70-х годов XIX в.
  • § 14.6 Съемочно-картографические работы гражданских ведомств
  • § 14.7 Картографирование морей
  • § 14.8 Тематическое картографирование
  • § 14.9 Картографическая деятельность географических обществ и конгрессов
  • § 14.10 Деятельность частных картографических предприятий
  • § 14.11 Разработка теоретических вопросов картографии
  • Глава 15. Картография новейшего времени
  • § 15.1 Зарождение советской картографии. Ленинские документы по картографии
  • § 15.2 Вклад советской картографии в строительство социализма (в период до Великой Отечественной войны)
  • § 15.3 Меры по развитию советской картографии. Становление картографии как науки
  • § 15.4 Советская картография в Великую Отечественную войну
  • § 15.5 Картография в странах капитализма до и во время второй мировой войны
  • § 15.12 Современные проблемы советской картографии
  • § 14.3 Карта Кассини. Военная картография в передовых странах Западной Европы в период утверждения капитализма

    Если в первой половине XVIII в. крупнейшими вехами в развитии картографии явились ее насаждение в научных академических учреждениях и организация в России первой систематической государственной съемки, то для второй половины столетия событием первостепенного значения стало использование триангуляции для обоснования съемок и применение проекций для топографических карт. Эти нововведения, осуществленные во Франции Цезарем Кассини, позволили при съемке больших территорий работать одновременно и независимо любому количеству съемщиков, правильно и легко сводить результаты отдельных съемок в одно целое, исключить накопление ошибок и получить постоянный и надежный контроль на всех этапах съемочных операций.

    История такова. В 1746-1748 гг., во время действий французской армии в Нидерландах, были произведены съемки этой страны. В процессе обработки для составления карты возникли, казалось, непреодолимые препятствия при сводке отдельных съемок между собой. Кассини, руководитель «геометрической описи» Франции (см. § 14.1), соединивший в то время французскую триангуляцию с цепью треугольников Снеллиуса, предложил использовать для обоснования и увязки съемок свои тригонометрические пункты, что разрешило возникшие трудности.

    Этот успех побудил Кассини начать систематические мензульные съемки Франции для «геометрической» карты в масштабе 1:86 400. В процессе съемки к пунктам триангуляции привязывалось возможно большее количество населенных пунктов, относительно которых наносились гидрография, дороги, леса и обозначались неровности местности. Замечательная по геометрическому обоснованию, карта Кассини в других отношениях (рис. 14.4) не поднималась над уровнем своего времени (шаблонное изображение населенных пунктов перспективными знаками, примитивное изображение рельефа штришками без согласования с крутизной скатов и разностью высот и т. п.). Если не считать небольшого времени, когда Кассини получал государственную поддержку, его съемка выполнялась как частное предприятие. Работы над картой длились с 1750 до 1789 г., а полностью на 182 листах карта поступила в продажу только в 1815 г.

    Предложенные Кассини математические принципы обоснования топографических съемок нашли широкий отклик в других странах. Самым ранним примером служит съемка Австрийских Нидерландов (Бельгии), исполненная в 1770-1777 гг. под руководством Феррари. Весьма крупная по масштабу (1:11520), она заключала в себе 275 листов с весьма детальным и умело выполненным рисунком местности, причем каждый лист сопровождался текстовым описанием.

    Рис. 14.4. Фрагмент топографической карты Франции Кассини масштаба 1: 86 400 (1750-1789 гг.)

    На основе этой съемки Феррари, заимствуя масштаб (1: 86 400) и проекцию карты Кассини, опубликовал карту Австрийских Нидерландов на 25 листах образец картографического искусства XVIII в. (рис. 14.5). Работы Кассини явились также образцом для съемки и карт некоторых германских государств.
    Рис. 14. 5. Фрагмент топографической карты Австрийских Нидерландов Феррари масштаба 1: 86 400 (1777 г.)

    На рубеже XVIII и XIX вв. армия стала ощущать острую потребность в топографических картах. До этого времени использование географических карт в военном деле ограничивалось сравнительно узкими рамками, которые определялись господствовавшей на протяжении XVIII в. линейной тактикой ведения боя. Линейное построение могло быть осуществлено только на ровной и открытой местности, где полководец имел возможность непосредственно наблюдать поле битвы и руководить сражением. Ни он, ни подчиненные военачальники не чувствовали особой надобности в подробных картах поля боя и окружающей местности. Но карта оказывалась необходимой при движении и сосредоточении войск и при их расквартировании. В первом случае была достаточна дорожная карта сравнительно мелкого масштаба. Крупномасштабные карты (планы) снимались только для укрепленных районов и лагерей, т. е. для ограниченных участков местности.

    Коренной перелом во взглядах на военное использование карты был вызван новой системой тактики. Она состояла в применении против линейных построений противника выдвинутого вперед россыпного строя стрелков, за которым следовали боевые колонны. Эта тактика побуждала войска «сражаться на пересеченной местности, в деревнях и лесах, где они находили укрытие от неприятельского огня и где линейный строй противника неизменно приходил в беспорядок; ...благодаря этому любая местность сделалась теперь пригодной для боя; и одним из главных требований, предъявляемых военачальнику, стало умение быстро оценивать все преимущества и неудобства местности и сразу же располагать свои войска в соответствии с этим» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 41. С. 38-39.). В этих условиях карта стала необходимой для изучения местности и применения ее в бою, для выбора направления ударов и обходных движений и вообще для руководства боем.

    В начале XIX в. европейские страны спешно обучают свои армии по новому образцу и организуют специальные военно-топографические службы. Последние быстро разрастаются, в ряде случаев включают гражданские картографические учреждения и приобретают, оставаясь в военном ведомстве, положение государственных картографических служб. Их главной обязанностью становится изготовление для возможных театров войны крупномасштабных топографических карт, основанных на жесткой опорной сети - триангуляции и на топографических съемках.

    Новая задача возникла в отношении передачи рельефа. Крупномасштабные карты без изображения рельефа потеряли для армии всякую цену. Армия не только ждала от карты наглядного изображения местности, но и требовала также показа крутизны скатов, во многом определяющей возможность маневрирования войск. Перспективный и полуперспективный способы изображения рельефа, господствовавшие в XVIII в., были непригодны для этой цели. Решение задачи было предложено Леманом, разработавшим объективный метод изображения рельефа штрихами, которые вычерчивались вдоль линий наибольшей крутизны скатов так, что толщина штрихов находилась в определенном соотношении с крутизной ската (см. § 4.2).

    Создание топографических карт на обширные пространства требовало определения вида и размеров Земли в целом и подробного изучения в геометрическом отношении ее отдельных частей. Математика заняла в картографии центральное положение и способствовала ее совершенствованию.

    В результате энергичной деятельности военно-топографических служб ряд европейских стран во второй половине XIX в. завершил топографические съемки и опубликовал топографические карты своих территорий.

    Особенности развития картографии во второй половине XIX-XX веков.

    Развитие военной картографии.

    Картографирование морей.

    Тематическое картографирование.

    Особенности советской картографии.

    Итоги развития картографии на рубеже XIX-XX веков

    Развитие военной картографии.

    Весьма крупные успехи в развитии военной картографии были достигнуты в XIX в. в России.

    Многие из работ того периода, сохранившиеся в рукописном виде, замечательны по своей полноте и оформлению.

    Начало организационного становления военной картографии относится к 1797 г. Производство полевых топографических работ не было организованно обеспечено, что особенно выявилось в войне 1812 г. Поэтому в 1822 г. для производства государственных съемок был учрежден специальный Корпус военных топографов, которым позднее была выполнена огромная работа по проложению триангуляции, наблюдению астрономических пунктов и по топографическим съемкам, особенно в западных, центральных и отчасти южных губерниях Европейской России. Среди триангуляции, начатых в 1816 г., особое значение имели работы генерала К. И. Теннера и академика В. Я. Струве, выполнивших к 1852 г. измерение меридиональной дуги от устья р. Дуная до Северного Ледовитого океана протяжением в 25°20,. Эти классические работы, известные как дуга Струве, явились в свое время весьма точным и крупнейшим градусным измерением, важнейшим материалом для определения размеров земного эллипсоида. Вслед за триангуляцией производились топографические мензульные съемки, первоначально в полуверстном (1:21000) масштабе (1819-1844), далее в одноверстном (1: 42 000) масштабе (1844-1870). Тригонометрические пункты служили основой для разбивки геометрической сети. Инструментально снимались лишь основные объекты местности: большие дороги, реки, границы губерний. Остальное содержание карты наносилось глазомерно, но в поле, на мензуле, чем эти съемки методически отличались от своих предшественников XVIII в.,



    когда вычерчивание карт по полевым журналам относилось к домашней работе.

    В процессе съемки рельеф изображался приближенными горизонталями с указанием угловой величины скатов местности, причем инструментально наносились контуры вершин и тальвегов; в камеральной обстановке рельеф вычерчивался в штрихах. Такого характера съемки распространились к 1870 г. на 30 губерний России, а также на Польшу и отчасти Финляндию; общая площадь снятого пространства составила свыше 1500 тыс. верст2 (1700 тыс. км2). Большие по площади полуинструментальные съемки производились также в Закавказье в Оренбургском крае, в Сибири и за границей.

    Все эти съемки послужили источниками для составления и издания ряда новых карт, среди которых выдающееся место занимает трехверстная карта Европейской России, начатая в 1845 г.

    Более 500 листов ее охватили территорию Европейской России от ее западных границ до линии Санкт-Петербург - Череповец - Великие Луки - Рязань - Валуйки - Борисоглебск - Дарицын - Новочеркасск. Трехверстная карта замечательна по своей подробности и прекрасной передаче штрихами рельефа западной и центральной частей России. Для нее была разработана оригинальная шкала штрихов, приспособленная для передачи равнинного рельефа. Трехверстная карта выдвинула русскую военную картографию на одно из первых мест. Это был капитальный вклад в мировую картографию, выполненный с большим мастерством, особенно по качеству гравюры (Предшественница этой карты - трехверстная карта Польши (1834-1839) на 57 листах - также примечательна по совершенству гравюры. Ее опыт был использован при создании карты Европейской России.).

    Другим выдающимся произведением русской военной картографии XIX в. была Специальная десятиверстная (масштаба 1:420 000) карта Европейской России (1865-1871) на 152 листах под редакцией И. А. Стрельбицкого. Ее содержание, подробность изображения и оформление были установлены после изготовления ряда образцов для различных районов Европейской России. С особой полнотой карта воспроизвела гидрографию и населенные пункты. Из природных элементов ландшафта на карте изображены леса, пески, болота и, что особенно важно, рельеф. Для составления карты был привлечен огромный материал, в частности свыше 20 000 опорных пунктов. Для установления правильных названий служил Географо-статистический словарь П. П. Семенова. Задуманная как военная карта, десятиверстка вышла далеко за рамки этого назначения и широко применялась в научных, практических и культурных целях. Укажем для примера, что она послужила основой десятиверстной геологической карты Европейской России, а в советское время переиздавалась вплоть до 30-х годов и была, в частности, использована при составлении гипсометрической карты европейской части СССР масштаба 1: 1 500 000. Трехверстная и десятиверстная карты систематически поддерживались на уровне современности до начала 80-х годов XIX в.

    Успех работ военно-топографической службы был во многом обязан специальной подготовке кадров: топографы обучались в Военно-топографическом училище, геодезисты высшей квалификации выпускались геодезическим отделением Академии Генерального штаба (с 1854 г.) и стажировались в Пулковской астрономической обсерватории (основана в 1839 г.).

    В период империализма топографические карты стареют. Во-первых, местность изменяется, особенно быстро под влиянием человека, и карты с течением времени перестают соответствовать действительности. Во-вторых, по мере развития науки и техники жизнь выдвигает новые требования к содержанию и точности карт.

    Старение карт как результат изменений на местности вызывает необходимость в обновлении и переиздании карт, в проведении работ, которые в военном ведомстве назывались тогда рекогносцировками.

    Карты устаревали и в техническом отношении. Когда во второй половине XIX в. топографические карты нашли новые области применения в инженерном деле, в частности железнодорожном строительстве, при геологических съемках и т. д., от них потребовалась геометрически точная передача рельефа через замену штрихов горизонталями. Введение горизонталей оказалось важным и для армии.

    Большое влияние на совершенствование карт и удешевление их печати оказало введение в картоиздание фототехники и литографии (печатания с плоских печатных форм) вместо дорогой и трудоемкой гравюры.

    Новые работы велись сравнительно медленно, на что отчасти влияло укрупнение масштабов и повышение точности съемок.

    В итоге более чем вековой деятельности русской военно-топографической службы были созданы карты на территорию площадью около 10 млн км2, т. е. почти равную площади всего Европейского континента. Этот замечательный вклад в топографическое изучение планеты превосходил к началу первой мировой войны то, что было сделано в этом направлении любым другим государством.

    Первая мировая война послужила толчком к внедрению в топографогеодезические работы и картографию ряда новых методов. Самым крупным событием явилось использование для обновления и пополнения карт аэрофотосъемки, которая позднее произвела полный переворот в производстве топографических карт.

    Картографирование морей

    Море занимает 71% поверхности Земли. Этот факт уже сам по себе говорит о значении морских карт. Картографирование морей является задачей государственной важности, выполняемой гидрографическими службами (в СССР Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР), назначение которых состоит в обеспечении безопасности судоходства. Поэтому специальные навигационные (гидрографические) карты для судовождения, предназначенные для прокладки пути корабля и определения его места, составляли до недавнего прошлого безраздельно господствующую категорию морских карт.

    В СССР принято подразделять навигационные карты по их назначению и масштабу на четыре группы:

    1) планы в масштабах 1: 25 000 и крупнее, используемые для входа в порты, гавани, при постановке на якорь, а также для проектирования гидротехнических сооружений;

    2) частные карты в масштабах от 1:25 000 до 1:75 000, используемые для плавания в непосредственной близости от берега, при проходе узкостями, когда курс судна определяется по местным предметам;

    3) путевые карты в масштабах от 1: 100 000 до 1:1 000 000, предназначенные для плаваний вдоль побережий, иногда с полной потерей видимости берега;

    4) генеральные карты в масштабах 1: 1 000 000 и мельче, применяемые для изучения условий плавания и при плавании в открытом море (За рубежом используются сходные классификации, но термины для обозначения групп могут быть иными.).

    В указанных группах особое значение имеют путевые и генеральные карты, покрывающие полностью отдельные бассейны, тогда как планы и частные карты изготовляются только для некоторых участков побережья.

    Международная гидрографическая организация ставит своими задачами помощь взаимному обмену картами между странами, стандартизацию навигационных карт и, что особенно важно, изготовление в порядке международного сотрудничества стандартных карт. Выполнены карты мира масштабов 1:10 000000 и 1:3500000.

    Топографические карты щельфа являются продолжением топографических карт суши и выполняются в тех же масштабах, проекции (Гаусса) и разграфке. Они служат для эксплуатации и охраны природных ресурсов шельфа - полезных ископаемых, растительности и животных, для планирования, проектирования и эксплуатации различных сооружении и многих других целей, но не заменяют навигационных карт. К главным элементам содержания карт шельфа относятся: инженерно-технические сооружения; рельеф морского дна, изображаемый отметками глубин, горизонталями (изобатами) и специальными знаками характерных форм-бровок, уступов, каньонов и т. д.; донные отложения (грунты), обозначаемые подписями в условных сокращениях; донные растения, показываемые в местах значительных скоплений условными знаками и подписями, и малоподвижные донные животные; искусственные сооружения и фарватеры.

    С середины XIX в. паровой флот начал вытеснять парусные суда. Мореплаватели перестали зависеть от ветра. Корабли могли придерживаться берега. Осадка и скорость их возросли. В результате к навигационным картам были предъявлены повышенные требования. У побережий морская опись стала заменяться более точными работами, включающими проложение триангуляции, топографическую съемку побережий и на их основе - промер глубин.

    Тогда же, в связи с прокладкой телеграфных кабелей через океаны, было начато изучение океанических бассейнов. Изобретение глубоководного лота сделало возможным измерение больших глубин. Однако из-за трудности промера их число долгое время оставалось небольшим.