Активное участие в политической жизни. Формы участия населения в политической жизни общества

К механизмам участия граждан и их объединений (полити­ческих партий, фронтов и движений, фондов и добровольных ас­социаций и др.) в политической жизни надо относить политиче­ские институты и учреждения, обеспечивающие представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и ис­полнительных органах страны. В качестве примера можно на­звать избирательное право и голосование, выдвижение кандида­тов и баллотирование, организацию политических партий и ассо­циаций, институт представительства (народные трибуны в древ­ности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, дея­тельность СМИ и т. д.

Система выборности призвана обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народ­ного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выбо­ры, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитими­зации (узаконивания) существующей политической системы и по­литического режима. Акт участия в выборах уже сам по себе увели­чивает веру граждан в законность и ответственность правительства. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к уча­стию в политическом и особенно в избирательном процессе. Боль­шая роль отводится системе образования, а также различным меха­низмам - от официальных празднований национальных праздников до мероприятий патриотических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропа­ганды достоинств участия в голосовании.

Роль института всеобщих выборов невозможно переоценить. Избирая ту или иную партию, того или иного депутата, народ выражает свои потребности, чаяния, интересы, жалобы самым мирным и конституционным путем, не прибегая к восстанию или изгнанию, революции.

Конечно, избранное правительство, Государственная Дума и избранный президент находятся под очень слабым контролем на­рода. Это одновременно плохо и хорошо. Хорошо потому, что необходимость «отрабатывать» народное доверие, строить поли­тику только в согласии с данными ранее обещаниями или только по наказу избирателей - сильно сковало бы руки органам власти. Правители, ответственные перед народом, - это одно, а правите­ли, зависимые и потворствующие народу, - это совсем другое. Так рассуждал в свое время Н. Макиавелли.

В зарубежных странах относительная легкость, с которой мо­жет быть заменено действующее правительство, снижает остроту возможных требований об изменении, самого политического ре­жима и его институтов. Это обусловливается тем, что институт всеобщих выборов является одним из важных элементов совре­менной политической системы. Не прибегая к революционному насилию, но используя современные механизмы политического участия, народ все же способен навязать властям свою волю.



Если бы институт выборов не зарекомендовал себя как самый эффективный инструмент политической стабилизации общества, то многие страны, скорее всего, отказались бы от него. Но ныне в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избиратель­ное право.

Под избирательным правом понимаются два явления: 1) сово­купность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.; 2) право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избира­тельное право) и быть избранным (пассивное избирательное пра­во). Избирательное право обычно регламентируется конституци­ей и специальными законами о выборах, который определяет по­рядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, поря­док определения результатов голосования и др. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие поли­тических решений. Однако так было не всегда.

В античной Греции права голосовать были лишены рабы, ино­странцы, женщины и малоимущие. В Древнем Риме долгое время к голосованию не допускали плебеев - преобладающую массу свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения. Имущест­венный ценз ограничивал избирательные права граждан не толь­ко в античности, но и в Новое время. Малоимущие белые мужчи­ны не имели права голосовать в XIX в. в передовых странах типа США и Англии.

По конституции США от 1787 г. тысячи чернокожих рабов были лишены гражданских и общечеловеческих прав. Только в 1870 г. была принята XV поправка к Конституции, предостав­ляющая право голоса неграм. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. негры практически были лишены возможно­сти участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов негры стали добиваться некоторых успехов в расширении права участия в выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов XX в., снявшие ограничения на участие негров в избирательном процес­се. В ЮАР чернокожих допустили к ним только в середине 90-х годов.

Американские женщины не имели права голосовать до 1920 г. В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г. - до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин - в 1919 г. В Англии это случилось чуть позже - в 1928 г. Женщины получили право голоса во Франции в 1944 г., в Италии - в 1945 г., в Греции - в 1956 г. В Швейцарии, этом символе цивилизованности и стабильности, женщины впервые были допущены к избирательным урнам только в 1971 г.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избира­тельных кампаний регламентируются законодательными норма­ми. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привле­кать их обещанием продвижения по службе, обходить дома изби­рателей с целью предвыборной агитации и т. д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно рег­ламентировано использование средств массовой информации, осо­бенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избира­тельных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с кото­рым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

Голосование - одна из важнейших форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и обществен­ных движениях, обращение в парламент и местные законода­тельные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу пар­тии.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: 1) регистрация в списке избирателей по месту жительства, 2) тайное голосование в специальной кабине, 3) использование одинакового для всех из­бирательных округов списка кандидатов, 4) присутствие на выбо­рах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, 5) подсчет бюллетеней специально соз­данной комиссией, 6) официальное опубликование результатов голосования.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они мо­гут по свободному волеизъявлению выбрать одного. В большин­стве стран выборы проходят на альтернативной основе, т. е. изби­рателям предоставляется возможность выбрать одну кандидатуру из многих. Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур. Выборы - это игра между кан­дидатом и избирателем, правила которой определены демократи­ческой процедурой.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в от­дельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, в изби­рательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, про­граммным установкам и т. д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и про­граммы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответст­вуют их позициям и интересам.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа:

1. Обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Требование лояльности, в соответствии с которым кандида­ты обязаны вести себя уважительно по отношению к своим про­тивникам.

3. Обязанность невмешательства государственного аппарата в ход предвыборной борьбы.

Суть первого условия состоит в том, что всем кандидатам на выборах предоставляется одинаковый максимальный объем расходов на проведение кампании. При этом ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды из­бирательных кампаний. В то же время государство во многих кам­пании. К примеру, в России оно предоставляет бесплатно 30% эфирного времени для предвыборной агитации. Одновременно всем партиям и кандидатам гарантируется одинаковое время для выступлений на радио и телевидении.

Хотя предвыборный этикет не допускает каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника, унижения его чести и достоинства и т.д., в России, начиная с 1992 г., постоянно нарас­тала так называемая «война компроматов». В ходе этой борьбы практически на каждого кандидата и политическую партию противники через средства массовой информации выдавали не­гативную и компрометирующую информацию, часть которой оказывалась сфабрикованной. Подобное случается не только у нас. Если в США кто-то вздумал гнусно клеветать на соседа, то в случае судебного разбирательства это может обойтись очень дорого.

Иное дело - предвыборная кампания. Клевета кандидатов не­наказуема! Таковы правила игры. Неудивительно, что раззадо­ренные полной безнаказанностью кандидаты «купают друг друга в грязи». В каждом штате страны свои нравы и традиции. Если на севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на юге народ, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование. В конце XX столетия в США изби­ратели вынуждены заполнять анкеты, где указывают рост, вес, цвет глаз и волос. Делается такое для того, чтобы не было подме­ны. Каждый избирательный бюллетень и корешок к нему имеют свой номер - как на долларе.

В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные пред­меты. Скажем, в США один из кандидатов использовал... мухо­бойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух - а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами. Поневоле запом­нишь его!

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является ин­ститут референдума. Референдум - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни пу­тем всеобщего голосования. Это одна из форм непосредственной демократии. Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голо­сования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум используется в качестве законодательного механиз­ма большинством демократических государств мира.

Одна из главных функций избирательной системы состоит в институционализации политического участия граждан, замене спонтанных, стихийных, неорганизованных и зачастую незакон­ных (бунт, восстание и т. д.) форм политических действий узако­ненными, легальными и легитимными.

От того, какую политику ведет государство, во многом зависит жизнь его граждан, поэтому они заинтересованы в том, чтобы участвовать в ней, выражать свое мнение. Право на участие в политической жизни – признак развитого общества, которое заботиться о том, чтобы все его члены могли свободно реализовывать свои интересы. Разберемся, что оно в себя включает и как проявляется.

Формы участия граждан в политической жизни

Конституция Российской Федерации закрепляет право всех граждан нашей страны участвовать в политической жизни. Они могут это делать как самостоятельно, так и через своих представителей. Рассмотрим эти ситуации.

  • выборы и референдумы

Это формы участия, когда каждый человек непосредственно может принять участие в государственных делах, внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны.

В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане (то есть с 18 лет). Не разрешается дискриминация по поводу:

  • расы;
  • национальности;
  • пола;
  • возраста;
  • положения в обществе;
  • образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Люди, занимающие должности в центральных и местных органах власти, могут непосредственно осуществлять властные полномочия, влияя тем самым на жизнь и функционирование общества.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • обращения

Граждане, желающие обратить внимание власти на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться в органы власти с заявлениями, которые те обязаны рассмотреть в определенные сроки.

  • политические партии

Свобода слова позволяет гражданам создавать партии, разрабатывать свои программы решения тех или иных вопросов и в целом устройства общества. Если такие партии находят поддержку общества, то есть тех групп населения (например, пенсионеров, студентов и т.д.), то они могут выставлять свои кандидатуры на выборах.

  • митинги

Свобода собраний и митингов позволяет людям организовывать массовые выступления, которые выражают протест общества или призыв к чему-либо. Но здесь существуют и ограничения. Например, запрещены экстремистские, имеющие крайне аполитизированный характер (против власти) выступления, которые могут нарушить общественный порядок.

Что мы узнали?

Участие граждан в политической жизни необходимо для того, чтобы каждый человек мог выразить свое мнение, обратить внимание государства на самые актуальные проблемы, повлиять на процесс принятия государственных решений. Оно может быть реализовывано в разных формах. Например, граждане могут участвовать в выборах, референдумах, митингах, обращаться в органы власти. Также они могут оказывать влияние на власть через своих представителей, то есть политические партии.

КОНСТИТУЦИЯ

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Урок обществознания в 9 классе

Учитель экономики и обществознания

Лаптенко Мария Александровна

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Задачи урока.

    Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

    Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать политическую сферу и начинаем новую тему. Для начала заполните столбик «до» в таблице.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

В каком возрасте я могу стать президентов РФ?

Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Откройте рабочие тетради на стр.34 и прочитайте задание 1.

Исходя из соц.опроса сделайте выводы: (2 мин)

    В каком году было самое большое кол-во заинтересованных в политической жизни? (в 2007)

    В каком наименьшее? (в 2010)

    Какой ответ был самым распространенным в 2006, 2007 и 2010 годах?

    Выберите правильный ответ к заданию в тетради.

Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Беседа по вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? (5 мин)

    Что значит участвовать в управлении?

Ответ: участвовать в управлении - значит, во-первых , непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным);

во-вторых , непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений;

в-третьих , непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых , влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет , вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

Третья возможность - это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

Теперь поработаем с конституцией. ( 5 мин)

Работа с текстом Конституции РФ

Изучение содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного. (3 мин)

Характеристика избирательного права. ( 5 мин)

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной , демократии ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    прямые выборы;

    референдум;

    отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

    народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

    формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в т.ч. и единоличные)

Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏбодные выборы. Здесь крайне важно иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и ϲʙᴏбодные выборы будут в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

ИГРА и работа со словарём (статьи «Выборы», «Референдум», «голосование», «митинг»). (5 мин) Составление определения из слов

Вернемся к конституции

Президент выбирается сроком на 6 лет (Ст.81 Конституции РФ). Государственная Дума – на 5 лет (Ст.96 Конституции РФ).

Существует возрастной ценз: 21 год – для избрания депутатом Государственной Думы, 35 лет и проживание на территории РФ не менее 10 лет – для избрания Президента РФ.

Существует две формы политического участия – сотрудничество и разделение. О сотрудничестве мы уже говорили.

Пример политического разделения – ксенофобия – ненависть к чужим, как правило, к тем, кто воспринимается как стоящий на социальной лестнице ниже. Ксенофобия – страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие его как опасного и враждебного.

Другой пример политического разделения – отказ от участия в политической жизни общества.

Абсентеизм – сознательный отказ граждан от участия в выборах. Выборы как право. Наказания за абсентеизм.

Прочитайте ст. 29 Конституции РФ , содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

    В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

    Каково значение п. 5 ст. 29? Как вы понимаете словосочетание «массовая информация»?

    В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

    Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи . При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

    свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

    свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

Свобода слова – ст.29 Конституции РФ . Ограничения: если идёт пропаганда войны, национальной и религиозной ненависти, подстрекательства к вражде и насилию.

Политический экстремизм ( политический экстремизм – приверженность некоторых участников политической жизни к крайним взглядам и действиям (насильственным, провокационным и т.п.) в политике): подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных военных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной и религиозной розни; осуществление массовых беспорядков и актов вандализма (вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) и т.д.

А теперь заполните или проверьте заполнение столбика «ПОСЛЕ».

Тест (7 минут)

Домашнее задание: задания в рабочей тетради: 2,3,6,8. Читать параграф 7 в учебнике.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

Бланк ответов

Номер конверта

Ответ

Номер конверта

Ответ

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

Политический процесс предполагает различные формы участия граждан в политической жизни общества.

Активные формы участия:

  • - участие в выборных органах, таких, как выборы президента;
  • - массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные какими либо действиями правительства;
  • - одиночные акции, достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;
  • - участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;
  • - участие граждан в опросах;
  • - обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;
  • - лоббистская деятельность;
  • - сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

  • - социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и соответственно, всяческое неучастие в выборах;
  • - игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;
  • - неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. Например: маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо не надо.

Основой формы участия населения в политической жизни общества является участие большинства граждан в выборах, которые проводятся регулярно, через определенное, предусмотренное законом время.

В демократических странах выборы проводятся на основе общего и равного избирательного права. Для проведения выборов создаются избирательные округи для того, что бы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей. И только тогда обеспечивается действительное равенство избирательного права.

Весьма ответственное политическое мероприятие - это выдвижение претендентов на выборные должности. Для их определения и агитации за них организуется предвыборная компания. Кандидаты могут выдвигаться общественными организациями, партиями или по собственной инициативе претендентов. Реальные шансы быть избранным имеют, конечно, кандидаты от политических партий. Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную компанию в равных условиях. Осуществить это требование на практике оказывается нелегко.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования, порядок которого строго регламентируется законодательством. Оно должно быть тайным. Избиратель один в кабине заполняет бюллетень и сам должен опустить его в урну. Особое внимание уделяется подсчету голосов. Чтобы не было нарушений и подтасовок при вскрытие урны и подсчете голосов, разрешается присутствие посторонних наблюдателей. Сами урны опечатываются.

Голоса избирателей подсчитываются на основании определенных правил. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: Система большинства (мажоритарная) и система пропорционального представительства.

  • 1) При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, причем она имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало 50% избирателей принявших участие в выборах. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получивших наибольшие число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждому из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.
  • 2) При пропорциональной системе каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов. В соответствии ими и числа поданных голосов за данную партию, определяется количество депутатов. Данная система позволяет даже мелким партиям иметь своих представителей в органах власти. Чтобы этого не случилось в законодательстве многих стран, в том числе И Украине и России устанавливается заградительный пункт, который не дает возможность получить депутатские полномочия тем партиям, которые получили менее 4-5% голосов избирателей.

Следующей формой политического участия является референдум. Референдум - это голосование населения внешнеполитическому вопросу. На выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или займет выборный пост. На референдуме они же сами принимают решения по вынесенному на голосовании конституционному или законодательному вопросу.

В настоящее время конституции многих государств, предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, парламенту, общественным организациям, народу. На общенациональный референдум выносятся важнейшие вопросы политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международную организацию и т.п. Итоги референдума не имеют юридической силы, но мнение народу имеет огромную политическую силу и принимается правительством и президентом к исполнению. Например, когда верховный совет России не смог принять конституцию - президент обратился к народу. При подготовке к референдуму избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, учувствовавших в референдуме. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявления народа, ему должно предшествовать широкое и всестороннее обсуждение, выносимого на голосовании вопроса. Формой политического участия народа в управлении является так же плебисцит. Как и референдум он призван определить мнение избирателей путем голосования. В сфере межгосударственных отношений плебисцит применяется для опроса населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, том или ином государстве. Во внутри политической жизни плебисцит выступает как один из видов референдума по вопросу доверия главе государства и осуществляемой им политике. Требование проведения плебисцита может исходить не только от народа, недовольного политическим руководством, но и от самого руководства. Таким образом, плебисцит - это прямое выражение воли народа. Но история свидетельствует, что народ можно обмануть и при помощи его могут прийти к власти люди, которые потом предадут его интересы. В зависимости от уровня экономической и политической культуры, менталитета народа данного государства, политическое участие народа в жизни общества может привести или к стабильности политической жизни или, наоборот, к политическим конфликтам и неустойчивости политической системы.

Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову )

Пояснение.

Ответ: 1. Реализация избирательного права;

2. Государственная служба;

3. Участие в референдумах, местном самоуправлении.

В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках - главу государства);

3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.