Название советского правительства 1917 1946. Снк - это исполнительный орган рсфср и ссср

"I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (ЧЕГО???)

Декрет

Об учреждении Совета Народных Комиссаров

Образовать для управления страной (какой???), впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральн. Исп. Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц:


  • Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) .

Народные Комиссары:


  • по внутренним делам — А. И. Рыков ;

  • земледелия — В. П. Милютин ;

  • труда — А. Г. Шляпников ;

  • по делам военным и морским — комитет, в составе: В. А. Авсеенко (Антонов) , Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко ;

  • по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин ;

  • народного просвещения — А. В. Луначарский ;

  • финансов — И. И. Скворцов (Степанов) ;

  • по делам иностранным — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) ;

  • юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) ;

  • по делам продовольствия — И. А. Теодорович ;

  • почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) ;

  • по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин) ;

Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным временно остается не замещенным."

Больше всего впечатляет слово: "страной", конечно, сразу после титула - депутатов неизвестно какой территории!

ВИКИ о СНК: "

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе будущего правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы — до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство .

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « », принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года . Декрет начинался словами:



Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания , временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.


Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года . Право образования СНК получил ВЦИК ; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.).

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет народных комиссаров РСФСР был преобразован в Совет министров РСФСР .

Законодательная база СНК РСФСР


  • управлении общими делами РСФСР

  • руководстве отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

    С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ."

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Дополнительные сведения: Список народных комиссариатов СССР Совет Народных Комиссаров СССР (Совнарком СССР, СНК СССР) … Википедия

    Совет народных комиссаров СССР - СОВÉТ НАРÓДНЫХ КОМИССÁРОВ СССР (СНК СССР), в соответствии с Конституцией СССР 1936 высший исполнит. и распорядит. орган гос. власти СССравни подотчётный ВС СССР. Война внесла в правовое положение СНК СССР нек рые коррективы. Обстановка воен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Совет народных комиссаров: Совет народных комиссаров РСФСР Совет народных комиссаров СССР … Википедия

    РСФСР Совет Народных Комиссаров СССР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) … Википедия

    В.И. Ленин, первый председатель Совнаркома Российской Советской Республики и Совнаркома СССР Совет народных комиссаров (аббр … Википедия

    - (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров фактически министров, руководивших народными… … Википедия

    - (СНК) в 1917 1946 гг. название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 г. преобразованы в Советы Министров. По Конституции СССР 1936 г. СНК СССР формировался… … Юридический словарь

    Совет народных комиссаров - (Совнарком, СНК) правительство советского государства с 1917 по 1946 гг. 26.10.(8.11.)1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановил: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного… … Энциклопедия права

    - (Совнарком, СНК), в 1917 46 название правительства в СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров … Современная энциклопедия

Книги

  • , Ежуков Евгений Лаврентьевич. История защиты и охраны границ России насчитывает более 1000 лет. С момента появления Русского государства возникла необходимость защитить ее границы. Однако послеВеликой Октябрьской…
  • Пограничная стража России от Святого Владимира до Николая II , Ежуков, Евгений Лаврентьевич. История защиты и охраны границ России насчитывает более 1000 лет. С момента появления Русского государства возникла необходимость защитить ее границы. Однако послеВеликой Октябрьской…

Совет народных комиссаров (1917-1937 гг.) и его функциональная деятельность.

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Совнарком

Создание Совета Народных Комиссаров СССР в качестве исполнительного органа Центрального Исполнительного Комитета СССР (ЦИК СССР) было предусмотрено Договором об образовании СССР. В этом договоре впервые была использована аббревиатура «Совнарком».

Прообразом Совнаркома СССР был Совет Народных Комиссаров – первая в истории советского государства коллегия председателей комиссий, которым было поручено «заведывание отдельными отраслями государственной жизни». Образованный декретами 2-го Всероссийского съезда Советов и ВЦИК 27 октября 1917 года, за пять лет до образования СССР, Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина являлся правительством Российской Советской Республики (с 1918 года – РСФСР). После образования СССР, Совет Народных Комиссаров РСФСР координировал деятельность советских республик, вошедших в состав Советского Союза, фактически став первым правительством СССР в период между подписанием Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года и формированием Совета Народных Комиссаров СССР 6 июля 1923 года.

Будучи правительством Советского Союза, Совнарком СССР и руководимые им наркоматы играли ключевую роль в таких значительных для страны и общества событиях и процессах, как восстановление экономики после гражданской войны, Новая экономическая политика (НЭП), коллективизация, электрификация, индустриализация, пятилетние планы развития народного хозяйства, цензура, борьба с религией, массовые репрессии и политические преследования, ГУЛаг, депортация народов, присоединение Прибалтики и других территорий к СССР, организация партизанского движения и промышленного производства в тылу во время Великой Отечественной Войны. Период деятельности СНК СССР охватывает несколько войн и вооруженных конфликтов на территории Советского Союза и за его пределами – в Европе, Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

В Конституции СССР 1924 года Совнарком СССР был определен как исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР, а с принятием Конституции СССР 1936 года он получил альтернативное наименование – Правительство СССР – и приобрел статус высшего исполнительного и распорядительного органа государственного управления Советского Союза.

Совнарком СССР формировался ЦИКом СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924 года, положениями о СНК ЦИК СССР и другими законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Совнарком СССР, по положению о нем 1923 года, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

Конституция СССР 1936 года установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верховному Совету а в период между сессиями Верховного Совета СССР – его Президиуму. По Конституции СССР 1936 года СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны. По Конституции СССР 1936 года СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР.

Во время Великой Отечественной войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена Государственному комитету обороны – чрезвычайному органу управления под руководством Председателя СНК СССР И. В. Сталина, который был создан на период войны и обладал всей полнотой власти в СССР.

Председатель Совета Народных Комиссаров СССР являлся главой советского правительства. Назначение на должность Председателя осуществлялось при утверждении состава правительства на сессии ЦИК СССР (с 1938 года – Верховного Совета СССР).

В каждой союзной и автономной республике действовали свои правительства – республиканские советы народных комиссаров – образуемые ЦИК (с 1938 года Верховным советом) соответствующей союзной или автономной республики. Республиканские правительства юридически не находились в непосредственном подчинении Совета Народных Комиссаров СССР, однако были обязаны в своей деятельности руководствоваться декретами и постановлениями союзного Совнаркома. Вместе с тем, союзно-республиканские народные комиссариаты в составе республиканских совнаркомов имели двойное подчинение – они одновременно подчинялись как совнаркому союзной республики, в рамках которого они были созданы, так и соответствующему союзно-республиканскому народному комиссариату СССР, приказами и инструкциями которого должны были руководствоваться в своей деятельности.

Раз уж затронулась еврейская тема, то выложу один материал, который всё не находил себе места. Вопрос еврейского представительства в верхних эшелонах соввласти очень живо трепещет до сей поры. Даже я не устоял против его седуктивных чар. Однажды читал известную книжку «Сто сорок бесед с Молотовым» Ф. Чуева и один момент весьма сильно смутил. Вот он: «Говорят, евреи сделали революцию, а не русские. – Ну в это мало кто верит. Правда, в первом правительстве, в Политбюро большинство составляли евреи» . Очень странное заявление, ибо уж кому, как не «каменной заднице», знать истинное положение вещей - ан вот поди ж ты. И на склероз не спишешь.

Вообще, это очень распространённое заблуждение среди весьма широкой публики - о том, что евреи составляли в советском руководстве большинство. Даже у иных своих френдов я читал подобное. Сразу скажу, что большинство - что в партийных верхах, что в правительстве - всегда составляли русские. Однако инородцы - включая евреев - в отдельные периоды имели очень широкое представительство. О национальном составе партийного руководства уже в принципе довольно немало написано, но по поводу правительства я видел только разборы, крутящиеся вокруг первого состава совнаркома (хотя, признаться, самим сюжетом интересовался не особенно). Вот и родилась у меня идея покопаться и поискать, сколько евреев входило в состав советского правительства. Под конец поисков подвернулась следующая статья: Евреи в руководстве СССР (1917-1991) . Думал, что она тему исчерпывает, и сильно опечалился за зря потраченное время, однако не без удовольствия обнаружил, что в отношении правительства текст содержит в себе хоть и незначительные, но всё же пропуски, и решил работы на бросать. Но теперь вот, думаю, довёл её до конца, и результаты представляю на суд публики.

Сразу скажу, что интересовался я лишь составами сначала СНК РСФСР (1917-22) и СНК/СМ СССР. Википедия нам сообщает, что «До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи» . Поэтому и будут у нас хронологические рамки охватывать 1917-1991 годы. Что же касается персоналий, то представлю его в виде простого хронологического списка - в динамике оно как-то легше воспринимается.

ТРОЦКИЙ Лев Давыдович (БРОНШТЕЙН Лейба Давидович)
нарком по иностранным делам РСФСР (ноябрь 1917 - март 1918).
нарком по военным и морским делам РСФСР/СССР (август 1918 - январь 1925).
нарком путей сообщения РСФСР (март-декабрь 1920).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (июнь 1925 - 1927).

ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (Ицхок-Нахмен Зерахович)
нарком юстиции РСФСР (декабрь 1917 - март 1918).

СВЕРДЛОВ Вениамин Михайлович (Биньямин Мовшевич)
нарком путей сообщения РСФСР (январь-февраль 1918).

ГУКОВСКИЙ Исидор Эммануилович
нарком по финансовым делам РСФСР (март-август 1918).

ЛЮБОВИЧ Артемий Моисеевич
исполняющий обязанности наркома почт и телеграфa РСФСР, СССР (март 1920 - май 1921, ноябрь 1927 - январь 1928).

ДОВГАЛЕВСКИЙ Валериан Савельевич (Саулович)
нарком почт и телеграфа РСФСР (май 1921 - июль 1923).

ШЕЙНМАН Арон Львович
председатель правления Государственного банка РСФСР, СССР (октябрь 1921 - декабрь 1924, январь 1926 - октябрь 1928).
нарком внутренней торговли СССР (декабрь 1924 - ноябрь 1925).

КАМЕНЕВ (РОЗЕНФЕЛЬД) Лев Борисович
заместитель председателя СНК РСФСР/СССР (сентябрь 1922 - январь 1926).
нарком внешней и внутренней торговли СССР (январь-ноябрь 1926).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (май 1929 - октябрь 1932).

СОКОЛЬНИКОВ Григорий Яковлевич (БРИЛЛИАНТ Гирш Янкелевич)
нарком финансов РСФСР/СССР (октябрь 1922 - январь 1926).

ЯКОВЛЕВ (ЭПШТЕЙН) Яков Аркадьевич
нарком земледелия СССР (декабрь 1929 - апрель 1934).

РУХИМОВИЧ Моисей Львович
нарком путей сообщений СССР (июнь 1930 - октябрь 1931).
нарком оборонной промышленности СССР (декабрь 1936 - октябрь 1937).

ЛИТВИНОВ Максим Максимович (ВАЛЛАХ-ФИНКЕЛЬШТЕЙН Меер-Генох Моисеевич)
нарком по иностранным делам СССР (июль 1930 - май 1939).

КАЛМАНОВИЧ Моисей Иосифович
председатель правления Государственного банка СССР (октябрь 1930 - апрель 1934).
нарком зерновых и животноводческих совхозов СССР (апрель 1934 - апрель 1937).

РОЗЕНГОЛЬЦ Аркадий Павлович
нарком внешней торговли СССР (ноябрь 1930 - июнь 1937).
начальник Управления государственных резервов при СНК СССР (август-октябрь 1937).

ШУМЯЦКИЙ Борис Захарович
«нарком кинематографии»: председатель «Союзкино», начальник Главного управления кинопромышленности, председатель Государственного управления кинофотопромышленности при СНК СССР (ноябрь 1930 - январь 1938).

ГОЛЬЦМАН Абрам Зиновьевич
начальник Главного управления гражданского воздушного флота при СНК СССР (февраль 1932 - сентябрь 1933).

ГОЛОЩЁКИН Филипп Исаевич (Шая Исаакович)
главный государственный арбитр при СНК СССР (февраль 1933 - октябрь 1939).

КЛЕЙНЕР Израиль Михайлович (Срул Мейлихович)
председатель Комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК СССР (апрель 1934 - декабрь 1936).
нарком заготовок СССР (декабрь 1936 - август 1937).

МАРЬЯСИН Лев Ефимович
председатель правления Государственного банка СССР (апрель 1934 - июль 1936).

ВЕЙЦЕР Израиль Яковлевич
нарком внутренней торговли СССР (июль 1934 - октябрь 1939).

ЯГОДА Генрих Григорьевич (ИЕГУДА Енох Гиршевич)
нарком внутренних дел СССР (июль 1934 - сентябрь 1936)
нарком связи СССР (сентябрь 1936 - апрель 1937).

КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич
нарком путей сообщения СССР (май 1935 - август 1937, апрель 1938 - март 1942, февраль 1943 - декабрь 1944).
нарком тяжёлой промышленности СССР (август 1937 - январь 1939).
заместитель председателя СНК/СМ СССР (август 1938 - май 1944, декабрь 1944 - март 1953).
нарком топливной промышленности СССР (январь-октябрь 1939).
нарком нефтяной промышленности СССР (октябрь 1939 - июль 1940).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1946 - март 1947).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства (январь 1948 - октябрь 1952).
первый заместитель председателя СМ СССР (март 1953 - июнь 1957).
председатель Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы (май 1955 - май 1956).
министр промышленности строительных материалов СССР (сентябрь 1956 - июль 1957).

КАМИНСКИЙ (ГОФМАН) Григорий Наумович
главный санитарный инспектор СССР (1935 - июнь 1937).
нарком здравоохранения СССР (июль 1936 - июнь 1937).

КРУГЛИКОВ Соломон Лазаревич
председатель правления Государственного банка СССР (июль 1936 - сентябрь 1937).

ХАЛЕПСКИЙ Иннокентий Андреевич
нарком связи СССР (апрель-август 1937).
особоуполномоченный СНК СССР по связи (август-ноябрь 1937).

БРУСКИН Александр Давидович
нарком машиностроения СССР (октябрь 1937 - июнь 1938).

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич
нарком оборонной промышленности СССР (октябрь 1937 - январь 1939).
нарком авиационной промышленности СССР (январь 1939 - январь 1940).

ГИЛИНСКИЙ Абрам Лазаревич
нарком пищевой промышленности СССР (январь-август 1938).

ГИНЗБУРГ Семён Захарович
председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР (март 1938 - май 1939).
нарком по строительству СССР (июнь 1939 - январь 1946).
нарком по строительству военных и военно-морских предприятий СССР (январь 1946 - март 1947).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1947 - май 1950).

ДУКЕЛЬСКИЙ Семён Семёнович
председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР в ранге наркома (март 1938 - июнь 1939).
нарком морского флота СССР (апрель 1939 - февраль 1942).

БЕЛЕНЬКИЙ Захар Моисеевич
исполняющий обязанности председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1938 - апрель 1939).

АНЦЕЛОВИЧ Наум Маркович
нарком лесной промышленности СССР (октябрь 1938 - октябрь 1940).

ЖЕМЧУЖИНА Полина Семёновна (КАРПОВСКАЯ Перл Семёновна)
нарком рыбной промышленности СССР (январь-ноябрь 1939).

ВАННИКОВ Борис Львович
нарком вооружения СССР (январь 1939 - июнь 1941).
нарком боеприпасов СССР (февраль 1942 - август 1945).
нарком/министр сельскохозяйственного машиностроения СССР (январь-июнь 1946).
начальник Первого главного управления при СНК/СM СССР (август 1945 - март 1953).

ЗЕМЛЯЧКА (ЗАЛКИНД) Розалия Самойловна
заместитель председателя СНК СССР (май 1939 - август 1943).
председатель Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1939 - сентябрь 1940).

МЕХЛИС Лев Захарович
заместитель председателя СНК СССР (сентябрь 1940 - май 1944).
нарком/министр государственного контроля СССР (сентябрь 1940 - июнь 1941, март 1946 - октябрь 1950).

ЗАЛЬЦМАН Исаак Моисеевич
нарком танковой промышленности СССР (июль 1942 - июнь 1943).

РАЙЗЕР Давид Яковлевич (Ушерович)
министр строительства предприятий тяжёлой индустрии (май 1950 - март 1953).
министр строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР (апрель 1954 - май 1957).

ДЫМШИЦ Вениамин Эммануилович
начальник отдела капитального строительства Госплана СССР - министр СССР (июнь 1959 - апрель 1962).
первый заместитель председателя Госплана СССР - министр СССР (апрель - июль 1962).
заместитель председателя СМ СССР (июль 1962 - декабрь 1985).
председатель Госплана СССР (июль - ноябрь 1962).
председатель Совета народного хозяйства СССР (ноябрь 1962 - октябрь 1965).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению (октябрь 1965 - июнь 1976).

ВОЛОДАРСКИЙ Лев Маркович (ГОЛЬДШТЕЙН Лейба Мордкович)
начальник Центрального статистического управления при СМ СССР, Центрального статистического управления СССР (август 1975 - декабрь 1985).

КОТЛЯР Николай Исаакович
министр рыбного хозяйства СССР (январь 1987 - ноябрь 1991).

РАЕВСКИЙ Владимир Абрамович
исполняющий обязанности министра финансов СССР (ноябрь 1991 - март 1992).


Как видно из списка, в плане правительственного представительства лучшими годами для изучаемого народа оказались первые примерно 30 лет коммунистического режима.

Иные авторы (и таки да, и таки нет), перечисляя евреев в советском правительстве, частенько относят к их числу представителей других народов, в основном, как ни забавно, русских. Причины этого лично мне не ясны - в большинстве случаев происхождение можно достаточно легко установить по справочной литературе и совершенно незачем, при таком раскладе, по собственной воле садиться в лужу. Но вот существует сей феномен. Мне встречались следующие «лжеевреи» из наркомов:

Ефим Славский (родился в украинской крестьянской семье);
Родион Малиновский (у него происхождение очень мутное: сын кухарки-украинки, отец неизвестен - предполагают, что из караимов, но это не евреи, хотя и иудеи; дочь маршала утверждает, что её дед - «российский князь»);
Исидор Любимов (его в евреи записывают и Ваксберг, и Солженицын, хотя родился большевик в семье костромского крестьянина. Видимо, имя смущает);
Павел Юдин (сын тульского рабочего. Тут, похоже, смущает фамилия);
Иван Теодорович (из польской дворянской семьи);
Авраамий Завенягин (иными называемый Абрамом, хотя он именно Авраамий; сын машиниста железнодорожной станции в Тульской области);
Михаил Фриновский (из семьи пензенского учителя);
Василий Рулёв-Шмидт (из бедной семьи - отец крестьянин, мать кухарка-немка);
Николай Крестинский («Молотов» трогательно замечает: «...видимо, бывший еврей, кажется, крещёный, поэтому и Крестинский. Но, может быть, я ошибаюсь. Барин, такой барин». Мог бы поинетерсоваться и выяснить, что барин - из дворянской семьи);
Георгий «Ломов» Оппоков (тоже из дворян).

Упорно циркулируют слухи о еврейском происхождении Андропова - прямо поражает! Однако пока нет прямых достоверных сведений, будем верить официальной биографии. Похожим образом и Филипп Голощёкин попал в список, скорее, по инерции - документального подтверждения его «настоящего имени» и еврейского происхождения нет. Но этот, раз никто не спорит, пусть пока будет.

Возникает ещё вопрос насчёт хрущёвского минсельхоза Михаила Ольшанского - вот он , стереотипу еврейской внешности не сильно соответствует, да и фамилия по происхождению белорусская . Вопросов вроде бы и не должно возникнуть, однако место рождения министра, Сарны, было в начале ХХ века . Так что в данном случае бабушка сказала надвое в прямом смысле. Если у кого-то есть подтверждение или опровержение догадки, буду весьма признателен.

Пожалуй, ещё стоит развеять известное заблуждение - несмотря на многочисленные утверждения публицистов «черносотенного»™ направления, убитый весной 1918 в Петрограде большевицкий «трибун» Володарский никогда в совнарком РСФСР не входил (хотя ему приписывают вымышленный пост «наркома по делам печати, пропаганды и агитации»). Дело в том, что после прихода большевиков к власти на местах по примеру центра стали образовываться свои совнаркомы. И вот Володарский входил в совет комиссаров Союза коммун северных областей - там-то он и был комиссаром по делам печати, пропаганды и агитации. То есть это региональный «министр», не более.

Впрочем, фамилию «Володарский» вы всё же встретите в представленном списке - только не в начале, а совсем под конец. И неспроста: статистик - младший брат питерского «газетного диктатора». Вот как в жизни-то бывает:о)

Такое в Совдепе было положение с наркомами и министрами еврейской национальности. Как можно видеть, ничего прямо уж из ряда вон, всё вполне пристойно. Уж куда пристойнее, чем в суверенной, а затем независимой России, где за 21 год лишь 12 человек из этого народа входили в высший орган исполнительной власти. Так что к национальной политике нынешней власти нужно присмотреться повнимательнее! ;о)

З.Ы. Конечно, названными персонами представительство евреев на правительственном уровне не исчерпывается - были наркомы «из них» и в союзных республиках, но это уже требует отдельного специального погружения. Отдельного специального погружения требует и тема евреев-руководителей отраслевых главков иных наркоматов-гигантов - оные управления в массе своей к концу 30-х, в ходе сталиновского раздувания штатов, оформились как самостоятельные наркоматы. Список жильцов «Дома правительства» показывает, что на этом уровне представительство евреев было значительно ширше - примерно как с «органами» , список руководителей местных отделений которых в 20-30-е говорит, в общем-то, сам за себя. Но, опять-таки, надо отдельно заниматься.