Если он меланхолик. Отличительные черты меланхолика. Сильные и слабые стороны меланхолика

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Согласно теории разделения всех людей на группы по психологическим характеристикам существует 4 типа характера. Меланхолик – пессимистично настроенный человек, который постоянно находится в депрессии и воспринимает мир в самых темных тонах. Казалось бы не самая воодушевляющая картина.

Но именно благодаря такому типу темперамента мы смогли открыть для себя многие литературные произведения, философские труды и романтические приключения. При всем этом, меланхолики – люди очень талантливые и интеллигентные. Представители этой группы сделали нашу жизнь изысканнее и утонченнее.

Если обратиться к классическому пониманию меланхолика, то это слабый человек, склонный к частым душевным терзаниям. Не нужно сразу же эти черты относить к недостаткам. Ведь многим из нас присуща чрезмерная задумчивость, мечтательность, которая возникает из-за повышенной впечатлительности.

Меланхолики постоянно находятся в тревожном состоянии и обладают сложным внутренним миром. Такие люди всегда относятся к жизни со всей серьезностью и всегда тщательно следят за тем, что они говорят и делают. Они очень огорчаются и искренне переживают, если по каким-либо причинам не могут выполнить данные обещания. Кроме этого такая ситуации может спровоцировать в них депрессивное состояние замкнутость от окружающих.

Особенности общения и поведения на работе

Общение с меланхоличным человеком – достаточно сложная работа. Эти люди очень боятся укоров и сделают все возможное, чтобы выполнить данное им задание со всей ответственностью. За это качество меланхолики заслужили отдельное уважение в обществе. Если они берутся за работу, то они обязательно выполнят ее на высшем уровне.

При общении с меланхоликом не стоит повышать голос. Необходимо объяснять ему все спокойно и размеренно. При этом ваше общение должно проходить в положительном ключе, ведь негативные нотки они стразу начнут воспринимать в «штыки».

В коллективе меланхолики ведут себя достаточно отстраненно. Он никогда не начнет разговор первым, но, имея хорошее настроение, он может поддержать беседу. Меланхолики никогда не вмешиваются в конфликтные ситуации, но иногда из-за своей отстраненности могут их провоцировать.

В первую очередь вы должны относиться к нему с уважением, внимательностью и чуткостью. Поддерживать его во всех начинаниях. Забота и опека над меланхоликом не должна переходить в жалость, ведь из-за этого в нем могут возникнуть новые комплексы. Старайтесь уделять ему больше внимания, разделяйте его интересы и повышайте его самооценку добрыми словами.

Меланхолики очень плохо воспринимают критику в свой адрес. Любое невинное замечание может ранить его до глубины души. Это никак не отразится на его внешнем виде, но внутри он будет сильно переживать.

Сильные стороны

Сильной стороной меланхолика является ответственность. Она может быть направлена на работу, семью, общественную жизнь или собственные цели. Еще одним положительным качеством выступает бесконфликтность – люди-меланхолики всеми способами пытаются избежать конфликта.

Если при достижении своих целей у них на горизонте вырисовываются выгодные сделки, то они без труда проявят всю свою активность и творчество. Что позволит достичь желаемого результата со скоростью света.

Их способность к сопереживанию распространяется на многих людей, которые их окружают. Меланхолики всегда и во всем поддерживают даже незнакомых для них людей.

Они обладают следующими сильными сторонами:

  • Исполнительностью;
  • Чувствительностью;
  • Сердечностью;
  • Мягкостью;
  • Тактичностью;
  • Чувством вкуса.

Меланхолики позволили людям прочувствовать этот мир, все, что его наполняет и окружает нас. Люди-меланхолики весьма интересны для изучения. Принято считать еще с советских времен, что все меланхолики – нытики. Известная методика определения типа темперамента у многих в памяти, когда меланхолик страдал и плакал из-за того, что посторонний человек сел на его шляпу. Но при всех недостатках такие люди имеют массу достоинств, благодаря своему типу темперамента.

Меланхолик – это человек, который имеет меланхолический тип темперамента. Это значит, что процессы возбуждения и торможения слабы. Если на них действует какой-либо раздражитель, порог возбудимости нервных рецепторов врожденных рефлексов и органов чувств лишь незначительно понизится. Этого недостаточно для подключения в действие вспомогательных рефлексов. По этой причине меланхолику сложно выполнять определенные задачи.

Когда на физиологическом уровне нет рефлекторной поддержки, психика человека воспринимает простые задачи на уровне сложных и невыполнимых. Это процесс возбуждения. С торможением все точно так же: механизмы торможения также слабо протекают, поэтому время на торможение после завершения рефлексов затягивается. Это становится причиной постоянного унылого и грустного вида меланхолика.

Нервная система у такого человека

Тип нервной системы у меланхолика – неуравновешенный, слабый. Это говорит о том, что такие люди не могут долго и интенсивно работать, им периодически необходим отдых. Таким людям как меланхолик свойственно постоянное опасение, поиск трудностей там, где их нет. Все трудные ситуации воспринимаются меланхоликом, как катастрофа, так как он происходящим событиям придает много значения.

Характеристика этого типа темперамента

Психологи утверждают, что нет плохого типа темперамента. Есть плохие и хорошие стороны всех типов. Описание меланхолика в большей мере состоит из неприемлемых для современного мира характеристик. За счет ускорения времени меланхолики не могут вовремя среагировать на стрессовые ситуации, это обусловлено и их особенностями темперамента.

Какие же черты присущи меланхолику?

  1. Замкнутость. В противовес сангвиникам меланхолик задумчив, молчалив, склонен к пессимистичности. Он задумчив, многое «переваривает» в себе.
  2. Впечатлительность. Меланхолики чрезмерно чувствительны ко всему, что с ними происходит. Они обидчивы из-за своей сверхранимости. Потом долго они не могут успокоиться, все перекручивая ситуацию оскорбления в себе. Глубоко переживают такие ситуации.
  3. Необщительность. Меланхоликам свойственны трудности в общении, так как им зачастую сложно найти общие темы для разговора. Даже если меланхолик образованный и умный, он не всегда подберет нужные слова для объяснения того или иного понятия, поддержания разговора.
  4. Дотошность. Эту черту можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Меланхолик может выполнять монотонную работу, дети-меланхолики любят интеллектуальные игры и различные конструкторы. Это хорошо, но эта же черта будет им мешать находить быстрое решение проблемы. Своей дотошностью они сами себе будут мешать находить выходы из сложных жизненных ситуаций.
  5. Отсутствие конфликтности. Меланхолики изо всех сил стараются избегать ссор и конфликтных ситуаций. Они знают, что потом придется сильно переживать, и на подсознательном уровне уже стараются не допустить этих переживаний.
  6. Аффективность. Эта черта больше характерна для холериков, но у меланхоличных людей она также проявляется, но сначала нужно до нее довести человека. Меланхолик может долго ждать, пока его будут «выводить из себя». Но когда чаша терпения стрессовой ситуации переполнится, такие люди уже не могут контролировать свое поведение. Он может сделать такие поступки, которые в спокойном состоянии никогда бы не сделал.
  7. Ступор. Другая сторона стрессовой ситуации – ступор. У такого человека парализуется воля, его охватывает скованность, и он может неподвижно провести много времени.
  8. Тревожность. Подавляющее большинство меланхоликов – тревожные люди. Их беспокоит все вокруг, даже мир на юге Африки тоже может затронуть их ранимую душу.
  9. Добросовестность. Эта положительная черта меланхоликов иногда продиктована вовсе не всеобъемлющим трудолюбием. Люди с таким типом темперамента с детства боятся упреков, наказаний, обид. Поэтому они привыкают все задания выполнять качественно, добросовестно. При поддержке со стороны они готовы горы перевернуть. Достигают хороших результатов в работе.
  10. Консервативность. Они не отличаются гибкостью. Им сложно переезжать на новое место, перестраиваться на новые правила, начинать новую работу. Из таких людей получаются хорошие семьянины, способные сохранять традиции и правила.
  11. Сопереживание. Такие люди чувствительные, чувствующие и сопереживающие. Они умеют сопереживать, сочувствовать. Они могут чувствовать настроение собеседника, поддерживать его в трудную минуту.
  12. Талантливость. Меланхолик может чувствовать окружающих и окружающее его пространство. Эта черта одна из основных для талантливых творческих людей. Они толерантны и наделены талантами, им свойственно постоянное сосредоточение на своих мыслях, так как они интроверты. Среди них много художников, музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов. Они идут к своей цели годами, чего не скажешь о сангвиниках.
  13. Организованность. Меланхолик – это человек, который любит упорядоченность и организованность, он воспринимает систематизированную информацию. Меланхолики вежливы, воспитаны (даже если не родителями, что свои самоконтролем), опрятны.
  14. Заботливость. Меланхоликам свойственно постоянно проявлять заботу о ком-то. Они воспринимают и перерабатывают каждую мелочь. По этой причине в семье идеально сочетаются пары людей с сангвиническим и меланхолическим типом темперамента.

Жизнь талантливого и чувствительного «аккуратиста» среди других людей

Меланхолик терпеть не может, когда кто-то внедряется в его личное пространство, особенно, когда он занят своим любимым и важным делом. Такому человеку важно определенное время быть наедине с самим собой.


Меланхолик никогда не будет в центре внимания, он со стороны будет наблюдать за происходящими событиями. Часто меланхолики выступают в роли «серых кардиналов», которые умело манипулируют людьми.

Отношения дружбы

Человек с таким типом темперамента с большой осторожностью подбирает себе друзей. Он не будет размениваться на кратковременные отношения, как в дружбе, так и в любви. Если он выбрал себе друга, то будет верен ему на долгое время. Но если переживет предательство, то на восстановление можно не надеяться, первое время так это точно.

Любовные отношения

Подавляющее большинство таких людей являются однолюбами. Им довольно сложно найти себе партнера, так как у них завышенные требования к человеку, который должен быть рядом.

Отношения лучше всего складываются с сангвиниками, именно они способны растормошить меланхоличных людей. Но такие супруги не любят, когда кто-то ими чрезмерно командует, поэтому сангвинику нужно вовремя сдерживать свой пыл.

С холериками может получиться союз, если супруги с первых дней научатся приходить к общему мнению через компромиссы.

В браке меланхоличной личности с флегматиком возможны серьезные трудности. Размеренность и безразличие флегматика раздражают второго супруга, поэтому один будет спокойно сидеть и смотреть телевизор, а другой места не находить, переживать о непонимании, безразличии, невнимании, отсутствии проявления любви флегматиком.

С таким же типом темперамента союз практически не выживает. Две обидчивые, ранимые, замкнутые и дотошные души не уживутся в одном пространстве.

Победа над меланхолией

Меланхолик сам иногда не рад от своих излишних переживаний. Как меланхолик может победить свою меланхолию?

  • стараться искать только положительное;
  • общаться с оптимистами;
  • во время переживаний взвешивать, стоят ли они того;
  • стремиться к общению и не бояться высказывать свои мысли в группе людей;
  • выработать навык взвешивать все «за» и «против» при решении проблем;
  • не бояться принимать решения, даже если они будут неправильными (если это не касается жизни и здоровья людей);
  • в меру допускать легкомысленные и авантюрные поступки, чтобы расслабиться от напряжения и тревожности.

В психологии выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, и .

Кто такой меланхолик?

Какая имеется характеристика меланхолика: женщины, мужчины, ребенка?

Общее понятие термина

В психологии «меланхолик» — это один из четырех типов темперамента, согласно классификации Гиппократа .

Это люди, которые имеют повышенное интуитивное восприятие себя и окружающего мира.

Считается, что меланхолики гораздо чаще страдают от и проблем чаще, чем другие.

Меланхолия — что это значит? Меланхолия - это термин, который до начала XX века обозначал психическое расстройство. В настоящее время это устарело и под меланхолией понимают унылое, грустное настроение.

Меланхолический - это унылый, задумчивый, грустный.

Психологический портрет: описание

Говоря о меланхоликах, необходимо отметить такие качества, как задумчивость и замкнутость. Такой человек часто погружен в свои переживания и не замечает ничего вокруг. Он не очень любит выступления на публике и шумные компании. Да и в целом его сложно назвать общительным.

К одному из главных признаков меланхолика можно отнести пессимистичность. Он часто начинает переживать о проблеме еще до ее появления. Его легко ранить, задеть или обидеть.

Это личность, которая любит созидать, думать, планировать. Меланхолики спокойно относятся к повторяющимся однообразным действиям , особенно если это нужно для достижения поставленной задачи.

Каково значение слова «меланхолик»? Узнайте об этом из видео:

Особенности меланхолического типа темперамента

К особенностям меланхолического типа темперамента можно отнести повышенную тревожность, беспокойство, негативное отношение к новому.

Меланхолики очень чувствительны, поэтому могут расстроиться или обидеться даже из-за незначительного повода.

Меланхолический тип темперамента свойственен творческим людям , так как такие люди имеют богатое воображение. Но оно часто выливается не в творчество, а беспочвенные переживания.

Меланхолики склонны анализировать и планировать. А вот непредсказуемость и необходимость принять решение «прямо сейчас» могут привести к тревоге и даже панике.

Такие люди сложно сходятся с кем-то. Им нужно время, чтобы привыкнуть к человеку. В незнакомой компании они чувствуют себя неуверенно. Шумным вечеринкам меланхолик предпочтет спокойный вечер с близким человеком или книгой.

Кроме того, люди такого типа темперамента восприимчивы к критике и даже незначительное замечание может вывести их из равновесия.

Характер человека

Мужчина-меланхолик отличается ранимостью и эмоциональностью.

Он очень болезненно переносит трудности, которые ему подкидывает жизнь.

Часто испытывает чувство тревоги и беспокойства. На мир смотрит пессимистично .

Достаточно часто он разочаровывается в женщинах и выбирает одиночество. Дело в том, что не любая девушка способна принять и ужиться с его чуткостью.

Если же решается на отношения с противоположным поводом, то ищет женщину утонченную, которая захочет вникнуть в его внутренний мир.

Женщины-меланхолики склонны к конфликтам, которые неизбежно приводят к грусти и продолжительным размышлениям. Они очень романтичные, мечтательные и творческие натуры.

Такая женщина обычно имеет много комплексов и . Причем основано это на излишнем самокопании и необоснованной самокритике.

Женщина-меланхолик может и веселиться. Но, как правило, на это у нее уходит много энергии и впоследствии ей требуется побыть одной, чтобы ее восстановить.

Ребенок-меланхолик очень любознательный, ему нравится изучать окружающий мир, вникая во все до мелочей. Но с другими детьми он общается неохотно, даже избегая его.

В школе такой ребенок часто отличается хорошей успеваемости, при этом инициативу на уроках он не проявляет.

Если его обижают во дворе или в школе, ребенок-меланхолик может еще больше погрузиться в себя.

Советы по воспитанию детей-меланхоликов:

Какая работа и профессии подходят?

Работоспособность и эффективность меланхолика зависит от его настроения. Ему требуется эмоциональная поддержка, одобрение со стороны.

На критику реагирует резко, впоследствии длительный период времени проигрывая в голове замечания и придумывая для них оправдания.

В коллективе держатся обособлено , стараются не вмешиваться ни во что, плохо переносят конфликтные ситуации, даже если они не касаются их напрямую.

Лучше всего меланхоликам подходит работа творческой направленности, где не нужно много общаться и проявлять инициативу. Но при этом желательно, чтобы его деятельность не была подвержена большому числу изменений.

Редко можно встретить начальников или руководителей с меланхоличным типом темперамента.

Отличным выбором для меланхолика будут такие профессии, как художник, писатель, кинокритик, а также архитектор, бухгалтер или программист.

Довольно часто такие люди реализуют себя в науке, становясь учеными и исследователями.

Меланхолик и выбор профессии:

Плюсы и минусы

Меланхолики сами чувствительны, поэтому они проявляют заботу и о других людях. Они умеют выслушать и дать совет. Хоть у них и , но они гостеприимны.

Также они верны своим чувствам. Меланхолики довольно сентиментальны, хранят памятные вещи и фотографии.

Необходимо отметить излишний перфекционизм, который мешает им нормально выполнять обычные задачи. Они стремятся к совершенству абсолютно во всем.

И если не получается так, как они хотели - это их сильно расстраивает. Также мы уже отмечали, что на людей с таким темпераментом очень сильно влияет критика.

В отношениях меланхолики часто ревнивы и подозрительны. Могут обижаться по пустякам и расстраиваться без особой причины.

Очень критичны по отношению к себе, испытывают чувство вины по малейшему поводу.

Постоянно занимаются самоанализом, которой в итоге приводит к самобичеванию .

Определение и характеристика

Для начала отметим, что экстраверт - это общительный, дружелюбный, открытый человек. Отсюда становится ясно, что меланхолики-экстраверты в принципе не могут существовать.

Меланхолик-интроверт - это человек, который сосредоточен на собственном внутреннем мире, тяжело воспринимает неудачи и испытывает сложности в общении.

Холерик меланхолик в одном человеке . Редко встречаются чистые типы темпераментов. Чаще всего они смешанные: человек вбирает себя качества двух или даже трех.

Меланхолически-холерический темперамент одновременно встречается довольно редко. Такие люди постоянно переживают периоды активности, которые сменяются апатией.

Они сочетают в себе порывистость холерика и вдумчивость меланхолика. Благодаря такому сочетанию они способны достигать больших успехов в делах, чем люди с чистым холеристическим или меланхоличным темпераментом.

Как общаться?

Если вы общаетесь с меланхоликом, не важно, девушка это или парень, то необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Соблюдайте дистанцию . Не переходите на слишком личные темы и не критикуйте его действия.
  2. Следите за тем, что говорите . Меланхолики очень обидчивы, поэтому вам придется подбирать слова. Особенно избегайте двусмысленных фраз.
  3. Наблюдайте за настроением меланхолика . Если вы заметили признаки беспокойства или душевного волнения с его стороны, то лучше сменить тему.

Общаться с меланхоликом довольно сложно. Но если вы сможете его понять, то вы обретете надежного друга, который никогда не предаст вас и не обманет.

Но для этого потребуется завоевать его доверия . А еще вам будет нужен большой запас терпения.

Как жить меланхолику в современном мире?

Что делать, если ты меланхолик? Если вы меланхолик, то не отчаивайтесь. Вы вполне можете жить с этим, быть веселым и общительным человеком. Старайтесь соблюдать следующие правила:

  1. Давайте себе отдыхать от общения, от других людей. Уединитесь, посмотрите фильм или почитайте книгу. Примите расслабляющую ванну или прогуляйтесь в спокойном безлюдном месте. И не заставляйте себя общаться, когда вам не хочется.
  2. Старайтесь настраиваться на положительное. Начните во всем искать приятные моменты. Да, сперва это будет непросто. Но потом вы научитесь думать более оптимистично.
  3. Примите свои особенности. Вам сложно общаться в большой компании, но в общении с глазу на глаз должно быть гораздо меньше проблем. Поэтому выбирайте небольшие компании, в которых вам будет комфортно и где вы сможете проявить себя.

Эти простые правила способны значительно упростить жизнь меланхолику.

Сильные и слабые стороны меланхолика, и как с ним общаться:

Известные и знаменитые примеры

Несмотря на всю специфику данного темперамента, и среди меланхоликов встречается много известных людей , например:

  • Рене Декарт (научный деятель);
  • Фёдор Михайлович Достоевский (писатель);
  • Элвис Арон Пресли (музыкант);
  • Антон Павлович Чехов (писатель);
  • Майкл Джозеф Джексон (музыкант);
  • Николай Степанович Гумилев (поэт);
  • Григорий Алексеевич Явлинский (политический деятель);
  • Пётр Ильич Чайковский (композитор);
  • Эдгар Аллан По (писатель);
  • Сергей Александрович Есенин (поэт);
  • Чарльз Роберт Дарвин (научный деятель);
  • Фредерик Франсуа Шопен (композитор);
  • Николай I Павлович (политический деятель);
  • Николай Васильевич Гоголь (писатель);
  • Исаак Ньютон (научный деятель, физик).

Как избавиться от меланхолии?

Как перестать быть меланхоликом? Нельзя взять и поменять темперамент. Но если вы поработаете над собой, постараетесь снизить влияние отрицательных качеств и усилить - положительных, то с меланхолическим темпераментом вполне можно нормально жить.

В первую очередь обратите внимание на обидчивость и раздражительность. Постарайтесь больше обращать внимание на позитивные проявления.

Если вы видите, что начинаете расстраиваться, то остановитесь и подумайте: стоит ли оно того? Может быть, вы себе надумали проблему?

Постарайтесь умерить свой перфекционизм. В целом, это неплохое качество, но если дать ему волю, то можно постоянно переживать из-за малейшего несовершенства.

Вам следует достигнуть состояния гармонии и спокойствия. Попробуйте медитацию и йогу - они помогут вам в этом.

Отмечайте во всем, что вы видите только хорошее. Не позволяйте себе зацикливаться на чем-то, отгоняйте плохие мысли. Да, на это придется потратить много времени и сил. Но научившись этому вы сильно упростите свою жизнь.

Кроме того, вам нужно постараться научиться принимать людей такими, какие они есть . Со всеми достоинствами и недостатками. Благодаря этому вам станет проще общаться с окружающими.

Как бороться с приступами меланхолии? Что делать, если вас вдруг настигла меланхолия?


Как стать меланхоликом?

Невозможно полностью изменить темперамент . Однако, если у вас в некоторой степени присутствует меланхоличный темперамент, то можно усилить его сильные черты:

  1. Займитесь самоанализом. Подумайте о том, чего вы достигли в жизни, какие черты характера вам присущи, над чем можно поработать.
  2. Мечтайте! Развивайте у себя воображения. Перед сном попробуйте не анализировать прошедший день или строить планы на следующий, а представить себе какую-то ситуацию, вообразить фантастический мир.
  3. Будьте внимательны к окружающим. Наверное, одной из лучших черт меланхоликов является их забота о близких людях. Учитесь слушать и проявлять понимание.

Меланхолик - это довольно сложный тип темперамента, который имеет множество особенностей. Таким людям приходится довольно сложно в современном мире. Но поработав над собой они могут добиться больших успехов.

О подступившей к горлу меланхолии в этом видео: