Основные научные подходы в менеджменте. Основные научные подходы к исследованию профессиональной мобильности личности

Эволюция управления как науки представляет серию четырех научных подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: процессный, системный, ситуационный, количественный.

Процессный подход связывается с управлением как серией непрерывных, взаимосвязанных и последовательно выполняемых функций:

1. планирование,

2. организация,

3. мотивация,

4. контроль.

Планирование - процесс определения целей организации и способов их достижения.

Организация – процесс структурирования работы и формирования подразделений.

Мотивация - процесс побуждения людей к производительной работе.

Контроль - процесс, направленный на проверку успешности деятельности.

Наиболее важной из функций управления считается функция планирования. Она образует основу и служит ориентиром для других функций, нацеленных на выполнение тактических или стратегических планов организации. Планы составляют на день, месяц, квартал, год, пятилетие и более. Под эти планы организуются ресурсы: трудовые, финансовые, материальные, информационные, инвестиционные и т.д. По истечении каждого периода времени сравниваются результаты деятельности с теми целями и задачами, которые были запланированы.

Системный подход получил развитие во второй половине прошлого столетия и широко используется в современных условиях. Это способ мышления по отношению к организации и управлению. В системном подходе руководители рассматривают организации как сложную открытую систему.

Для этого они определяют систему и ее элементы. Определив элементы, необходимо связать их в единое целое: систему, для чего следует обозначить взаимодействие между элементами. Это делается посредством входов и выходов для элементов. Через входы на элемент действуют определенные элементы системы, через выход он взаимодействует с остальными элементами системы.

Если в системе имеется «n» и каждый из них связан с остальными «n-1» элементами лишь одной связью, то минимальное число связей в системе будет «n(n-1)».

Если каждая связь может находится в «N» состояниях, то общее число состояний всех связей равно «N» в степени «n(n-1)». Таким образом, число состояний катастрофически нарастает и делает систему неисправной. N общ =N n (n -1)

Имеются два выхода из этого положения.

Первый. Это отказ от познания устройства системы, сосредоточение на ее функционировании. Считать систему закрытой для изучения внутреннего устройства, «черным ящиком». Наблюдение за таким ящиком, эксперименты с ним позволяют набрать достаточное число наблюдений за поведением и найти те преобразования, которые позволяют с достаточной точностью прогнозировать реакцию системы Y на входные воздействия X

(X Черный ящик Y)

Второй. Вместо изучения реальной системы исследуется ее модель, которая воспроизводит только некоторые, но те важные свойства реальной системы, которые влияют на достижение поставленных целей (количественный подход). К входам относят все ресурсы, которые поступают в систему: информация, капитал, трудовые ресурсы, материал, оборудование. В процессе деятельности в «черном ящике» происходит преобразование входов в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами из системы. Ясли система управления эффективна, то на выходе образуется прибыль, увеличение объема продаж, удовлетворенность работников, социальна ответственность, то есть все что характеризует рост организации.

Мысленный охват всех явлений как единого целого позволяет:

Объективно оценивать эти явления;

Обеспечивать развитие всей системы;

Предвидеть последствияпринимаемых решений.

Ситуационный подход (1960 - настоящее время) это способ мышления об организационных проблемах и решениях, который основан на увязке конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями, предназначен для того, чтобы достигать целей организации наиболее эффективно. Базируется на степени пригодности различных методов управления к ситуации. Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который ей более всего соответствует.

Ситуационный подход наиболее часто используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях, когда от менеджера в короткий срок требуется правильно оценить эту ситуацию и принять верное решение. Именно в такие моменты проявляется талант менеджера и его особые качества, такие как: дар предвидения, гибкость мышления, эрудиция и решимость.

Обучение или переподготовка менеджеров происходит в самых непредвиденных обстоятельствах: стихийные бедствия, террористические акты, массовые заболевания. Моделирование управления в экстремальных условиях или в условиях ожидаемых последствий заранее подготавливает менеджеров к запрограммированным решениям в условиях нестандартных ситуации.

Ситуационный подход основан на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. В процессе управления менеджер должен определить наиболее значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Количественный подход (1960г. - настоящее время) основан на математике, статистике, инженерных науках и других, связанных с ними областях знания.

С помощью количественного подхода осуществляется управление на уровне операции. Решение осуществляется построением модели ситуации. Модель (лат. - образец, мера, норма) - это условный образ реального объекта, отличающийся от последнего доступностью, дешевизной и быстротойв познании, возможностью проверки многовариантных решений. Модель может быть выражена на языке математики, макетов, механизмов и т.д. Например, карта местности - это абстрактная модель или упрощенное изображение реальности. Такая модель позволяет увидеть пространственные соотношения элементов местности и пути достижения места назначения.

В зависимости от средств моделирования различают модели материальные и идеальные (абстрактные). В материальных моделях используется аналогия между свойствами реального объекта и ею вещественного образца. Например, в аэродинамической трубе можно изучать свойства будущего самолета. Переход от модели к реальному объекту осуществляется с помощью особой науки - теории подобия.

В идеальных моделях устанавливается мысленная аналогия между объектом и моделью. Для экономики идеальные модели являются основными. Они делятся на:

Математические (формулы и уравнения);

Числовые (таблицы и матрицы);

Логические (компьютерные программы, схемы);

Графические (графики, рисунки, диаграммы).

Наибольшее значение для экономики имеют математические модели, позволяющие решать сложные задачи с помощью вычислительной техники. Таким образом, при количественном подходе происходит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Количественные значения позволяют сравнить и описать каждую переменную и установить характер зависимости между ними. Вклад школы количественных методов состоит:

В углублении понимания сложных управленческих проблем;

В помощи руководителям, которые вынуждены принимать управленческие решения в сложных ситуациях;

В формировании теории принятия решений.

Контрольные вопросы

1. Историческая эволюция менеджмента.

2. Основные школы менеджмента и их значение для современности.

3. Школа научного управления как этап развития в развитии менеджмента.

4. Административная школа управления. Принципы управления.

5. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Главные цели этих школ.

6. Современные концепции менеджмента. Школа науки управления.

7. Процессный подход к менеджменту. Особенности процессного подхода.

8. Системный подход к менеджменту. Понятия: система, подсистема. Типы систем.

9. Ситуационный подход к менеджменту. Основные принципы.

Задания для самоконтроля:

1. Перечислите основные подходы и школы, которые принято выделять в рамках современной классификации управленческих теорий.

2. В чем принципиальное различие между административной школой и школой научного управ­ления?

3. Попытайтесь соотнести принципы управления Файоля с реальной системой управления в ор­ганизации, работа которой вам хорошо известна.

4. Какие изменения в экономической, технологической среде и характеристиках трудовых ресур­сов сформировали потребность в новом подходе к управлению ко второй четверти XX столетия?

5. По каким направлениям сторонники психологического подхода в управлении критиковали первоначальные школы управления?

6. В чем заключались основные изменения подхода к управлению, связанные со «школой челове­ческих отношений»

8.Какие изменения в рыночной среде вызвали необходимость в формировании системного под­хода в теории управления?

9.Назовите основные характеристические особенности системного подхода в управлении.


Похожая информация.


Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает следующие функции: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. В центре -- координация работ. (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Рассмотрим кроткое содержание функций менеджмента. Процесс начинается со стратегического маркетинга.

Стратегический маркетинг -- комплекс работ по формированию портфеля новшеств и инноваций, рыночной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения и комплексного развития производства, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли. Нормативы конкурентоспособности товаров материализуются в сфере производства, а реализуются в прибыли но стадии тактического маркетинга как комплекса работ по тактической сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара. Функции тактического маркетинга выполняются на стадии производства.

Планирование -- функция менеджмента, комплекс работ по: анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими или оперативными. Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий соответствующего направления.

Организация процессов -- функция менеджмента, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов. Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Основными принципами рациональной организации процессов являются: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализация, универсализация и др.

Учет -- функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей.

Контроль -- функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Мотивация -- функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и (или) личных целей.

Регулирование -- функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, влияющих на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятие мер по доведению (совершенствованию) параметров "входа" системы или процессов в ней до новых требований "выхода" (требований потребителей).

Координация -- центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Это одно из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует лучшего единого способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует донной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

б) виду управленческого решения во времени -- стратегические, тактические, оперативные;

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные научные подходы к исследованию профессиональной мобильности личности

Пилецкая Любомира Сидоровна

Постановка проблемы

Профессиональная мобильность становится характеристикой, без которой невозможна полноценная реализация личности в обществе. Современный человек, чтобы почувствовать себя успешным, должен быть профессионально мобильным. Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы позволяет утверждать, что профессиональная мобильность как предмет психологического анализа осуществляется в рамках трех направлений: личностной черты, характеристики процесса деятельности, динамики процессов самосовершенствования специалиста . Несмотря на то, что профессиональная мобильность личности широко и основательно освещается в педагогических науках, социально - психологический аспект этой проблемы освещен недостаточно.

Цель статьи: осветить методологические проблемы изучения профессиональной мобильности личности с позиции различных научных подходов, определить общую концепцию исследования.

Изложение основного материала

Главная идея концепции понимания сущности психологических основ профессиональной мобильности личности объединяет три взаимосвязанные концепты: методологический, содержательный (социально-психологический), инструментальный.

Методологический концепт аккумулирует философскую подоплеку, представляя взаимосвязь и взаимодействие научных подходов к решению исследуемой проблемы, а именно:

Аксиологического, актуализирует мотивационно-ценностную сферу индивида как движущую силу формирования личностно-профессиональных качеств, где профессиональная мобильность является элементом внутренней структуры личности, который выражает ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям профессиональной деятельности;

Компетентностного, ориентированного на формирование деятельностно-ролевых характеристик (знаний, умений, навыков, отношений, опыта) и профессиональной позиции специалиста как интегративного личностного образования, отражает готовность личности к профессиональному росту, овладение приемами самореализации новым видам профессиональной деятельности;

Личностно-деятельностного, основанного на диалектическом сочетании задач профессиональной подготовки специалиста с его индивидуальной траекторией самореализации и развития личностно-профессиональных качеств, среди которых интегративной является профессиональная мобильность.

Содержательный (социально-психологический) концепт включает систему философских, социологических, психологических, культурологических, социально-психологических дефиниций, положенных в основу раскрытия содержания феноменологии профессиональной мобильности, понимания данной категории как своеобразного личностного ресурса, лежащего в основе эффективного преобразования окружающей среды и личностью самой себя; системного многоуровневого явления, которое требует интегрированного, междисциплинарного подхода к исследованию; внутреннего (мотивационно-интеллектуально-волевого-адаптационно-коммуникативного) потенциала личности, лежащего в основе гибкой ориентации и деятельностного реагирования в динамических социальных и профессиональных условиях в соответствии с жизненными позициями, обеспечивающего готовность к изменениям и реализацию этой готовности в собственной жизнедеятельности; детерминирующего профессиональную активность, субъектность, творческое отношение к профессиональной деятельности, личностное развитие, способствующие эффективному решению профессиональных проблем.

Инструментальный концепт предусматривает разработку организационно-методического сопровождения формирования профессиональной мобильности специалиста на этапе его переквалификации, социально-психологических технологий, направленных на обеспечение положительной динамики определенного процесса, обоснование критериев, показателей и степени сформированности профессиональной мобильности студентов в контексте их профессиональной переподготовки.

Основными методологическими тезисами исследования психологических основ профессиональной мобильности личности могут служить следующие: профессиональный мобильность личность

Сочетание субъектного подхода с запросами общества (сконструирована модель картины мира должна не противоречить общественным запросам и моделям);

Профессиональная мобильность как интегративное качество личности может проявляться в поведенческом, когнитивном и интегративно - личностном компонентах;

Профессиональную мобильность целесообразно исследовать во взаимосвязи с профессиональной идентичностью;

Профессиональная мобильность выступает механизмом социально - психологической адаптации личности.

Стратегия теоретико-методологического исследования профессиональной мобильности личности базируется на методологии и методологических подходах, ориентирующие на определенную концептуальную базу.

В исследовании мы исходили из того, что системный, многоуровневый характер самого явления, которым является мобильность, обусловленный экономическими, политическими, социокультурнимы факторами, связан с смысложизненными интересами и ценностями личности и потребностями общества, требует интегративного (от лат. integratio - пополнение, восстановления - объединение отдельных частей в единое целое; переноса знания одной отрасли в другую) , междисциплинарного подхода к ее формированию в процессе профессионального образования и одновременно мотивирует выбор "системной методологии" (Г. Щедровицкий) как концептуальной доминанты исследования. Целесообразность такого выбора подтверждается также тем, что системный подход является универсальным инструментом познавательной деятельности: как система может рассматриваться любое явление, хотя, разумеется, не каждый объект научного анализа в этом нуждается. Опыт современного познания, отмечают исследователи , показывает, что наиболее емкое и экономное описание объекта получаем в том случае, когда он представляется как система. Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-первых, исследователь получает только необходимую информацию, во-вторых, она является достаточной для решения поставленной задачи. Эта особенность системного подхода обусловлена??тем, что анализ объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том, в котором объект является системой. Системные знания - это результат познания объекта не в целом, а определенного "среза" из него, осуществляемое в соответствии с системным "характеристик объекта". К тому же системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей, что придает ему статус общенаучного принципа (В.Тюхтин). Правомерность нашей исследовательской позиции подтверждается тем, что в современной психологической теории практически отсутствуют исследования, посвященные комплексному, системному рассмотрению проблемы формирования профессиональной мобильности будущего специалиста, который осуществляется неотрывно от процесса обучения, является его составной частью и строится на основе принципов системного подхода как объединяющего, интегративного методологического принципа.

Системный подход к процессу профессионализации представляет теория системогенеза, разработана В. Шадриковим , вполне правомерно отнести к целостных концепций профессионализации, поскольку практические исследования на его основе охватывают практически все стадии учебной и профессиональной деятельности будущих специалистов. Нам импонирует позиция ученого относительно выделения подсистем и соответственно уровней анализа деятельности в системе любой (в том числе и профессиональной) деятельности, а именно: мотивы, цели, программа, информационная основа деятельности, принятия решений, личностно-профессиональные качества специалиста. Отметим, что каждый блок этой системы наполняется конкретным содержанием на каждой стадии личностно-профессионального развития будущего специалиста.

Важным основанием для нашего исследования является концепция формирования конкурентоспособной личности, разработанная учеными (З. Егорова, К. Овчинникова), в основу которой положена идея формирования динамической личности . Следовательно, суть подхода к динамической личности раскрывается сквозь призму способности к гибкому мышлению, которое толкуется как взаимопроникновение, взаимоотрицание противоположных тенденций к устойчивости и изменчивости, как решение этих противоречий, которое проявляется в единстве с тенденцией к устойчивости. Концептуальные положения становления профессионально мобильного специалиста основаны на идее формирования системного мышления, учета законов диалектики по развитию личности в педагогическом процессе, на требованиях диалектического метода как целостной системы.

Существенным положением для обоснования системы формирования динамической личности является теория отражения, основанная на учении об изменяемости и устойчивость материи, их диалектического единства и противоположности. Заметим, что именно через преодоление противоречия при усвоении знаний, норм поведения происходит развитие личности, которое, согласно законам диалектики возможно лишь на основе движения, изменений, отрицания предыдущего этапа развития. Следовательно, педагогический процесс осуществляется в обществе и развивается во времени, обеспечивает борьбу единства и противоположности его тенденций к устойчивости и изменяемости. В процессе развития происходит смена одной устойчивости другой. И эта устойчивость должна быть переменной, а изменчивость - устойчивой в определенном времени.

Общеизвестно, что противоречия являются источником развития. В этом контексте неуместно развивать только устойчивость личности, пренебрегая ее желанию к изменениям, совершенствованию. Не вызывает сомнения утверждение, что гармонический тип характера с динамической психикой возможен на основе развитой способности к изменчивости, динамизма, легкого переключения. Только на основе единой динамической системы форм и методов воздействия возможно создать условия для формирования динамической (профессионально мобильной) личности, способной быстро решать новые проблемы, использовать приобретенные знания для ориентации в нестандартных ситуациях, быстро переключаться с одного действия на другое и т. д. Для нашего исследования ключевой (системообразующей) идеей является формирование профессиональной мобильности личности в условиях переквалификации.

С позиции синергетического подхода (Е. Князева, С. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) человек рассматривается как открытая и динамичная система. По мнению А. Деркача, важнейшей особенностью этой системы есть преимущество внутренних системных связей ее компонентов над внешними воздействиями на них. Именно поэтому эффективным является воздействие на человека через механизм самоорганизации . При этом акценты сосредоточены на собственной активности человека, выражается в ее способности обеспечивать целостность своего развития на основе предыдущего индивидуального опыта и как конечный результат порождать при этом несколько качественно новое . Фактически происходит естественное формирование оптимального алгоритма усвоения социокультурного достижения, поскольку индивидуальный или онтогенетический развитие личности полностью повторяет формирования социокультурных ценностей, в чем и проявляется синергетический принцип изоморфизма и инвариантности в формировании профессиональных знаний.

Заметим, синергетический подход в нашем исследовании детерминирует идею открытости, свободы самовыражения и самореализации личности будущего профессионально мобильного специалиста во взаимодействии с образовательной средой, что обеспечивает прогнозирование, формулировку стратегических целей, получения качественных изменений результата.

Современные ученые выделяют аксиологический подход как методологическую основу в подготовке специалиста, ориентированный на ценностную направленность. Обоснованный аксиологический подход позволяет понимать профессиональную мобильность специалиста как профессиональную ценность, как элемент внутренней структуры личности, который выражает ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям профессиональной деятельности. Одновременно профессиональная мобильность может рассматриваться как внутренняя потребность личности при ее интериоризации (преобразование во внутреннюю потребность личности).

Все актуальнее, очевидно, становится мнение ученых о целесообразности создания интегрированной науки о человеке. В частности, заслуживают внимания акмеологическая концепция развития профессионала А. Деркача, В. Зазикина, концепция профессионального развития Л. Митиной, Т. Кудрявцева, Ю. Поваренкова, А. Ростунова, В. Шадрикова. Отметим, что акмеологическая концепция А. Деркача и В. Зазикина имеет две плоскости выявления системы взглядов: содержательную и структурно - процессуальную. При этом содержательно развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного "обогащения". Процессуальное развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается с системных позиций, а именно в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональное достижение, рефлексивную самоорганизацию и в плане раскрытия творческого потенциала личности. Авторы этой концепции особо отмечают, что профессионализм личности достигается в процессе и в результате развития способностей, личностно - деловых и профессионально важных качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации, культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижения, раскрытие творческого потенциала, наличие сильной и адекватной мотивации самоосуществления .

Акмеологический подход предполагает, что акме и самоосуществление - это не идеальные образы, а постоянное движение к ним через соотнесения реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития. При этом человек не просто реализует себя, осуществляя выбор между репродуктивными способами развития; он качественно преобразует себя, снимая психологические барьеры, переосмысливая жизненные ожидания, ищет возможности для развития профессионально значимых качеств, производит собственную траекторию саморазвития.

По утверждению А. Деркача, в пределах обозначенного подхода субъект саморазвития будто находится в пространстве между двумя полюсами - от реального (часто неоптимального) до идеального способа самоорганизации. Его активность разворачивается именно в этом "реально-идеальном" пространстве и проявляется в постоянном разрешении противоречий между той высокоорганизованной живой системой, которой является он сам, и объективными условиями его жизнедеятельности .

Углубленному представлению об исследуемом процессе способствует теоретическое моделирование, что отражает знания о том, что должно быть сформировано. Через сопоставление спроектированного с ожидаемым результатом экспериментальная модель квалифицируется как система и осознается поиск путей ее совершенствования.

Итак, нам показалось возможным установить, что понятие "профессиональная мобильность" сложное, многогранное как по структуре, так и по функциональному назначению, видовым разнообразием, ключевыми признаками которого являются: подвижность, действенность, скорость, гибкость, активность. Формирование профессиональной мобильности будущего специалиста на этапе переквалификации реализуется как целостная система с учетом вышеупомянутых общенаучных подходов.

Проведенный теоретический анализ основных научных подходов к исследуемой проблеме позволил рассматривать профессиональную мобильность как:

* основы эффективного реагирования личности на вызов современного общества, своеобразный личностный ресурс, который лежит в основе действенного преобразования окружающей среды и самой себя в ней;

* системное многоуровневое явление, требующее интегрированного, междисциплинарного подхода исследования;

* внутренний (мотивационно-интеллектуально-волевой) потенциал личности, что лежит в основе гибкой ориентации и деятельностного реагирования в динамических социальных и профессиональных условиях в соответствии с собственными жизненными позициями; обеспечивает готовность к изменениям и реализацию этой готовности в своей жизнедеятельности (готовность личности к современной жизни с ее многоаспектными факторами выбора).

Определено, что интегративным признаком становления профессионально мобильного специалиста выступает стойкая готовность личности к динамичной профессиональной деятельности, которая предопределяет совокупность черт и характеристик, как самой деятельности, так и ее субъекта.

Литература

1. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: МПСИ, НПО Модэк. - 2007. - 248 с.

2. Андреева В.П. Повышение квалификации учителей начальных классов в условиях многопредметного преподавания в современной школе: автореф. дисс… канд. пед. наук: спец. 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" / В.П. Андреева. - М.: 2003. - 17 с.

3. Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе обучения в техническом вузе: автореф. дисс… канд. пед. наук: спец. 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" / Александр Игоревич Архангельский. - М., 2003. - 18 с.

4. Афанасьєв В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьєв. - М., 1980. - 368 с.

5. Бех І. Д. Становлення професіонала в сучасних соціальних умовах / І. Д. Бех. - К. : ІЗМН, 1998. - 204 с.

6. Івченко А.О. Тлумачний словник української мови / А.О.Івченко. - Харків: Фоліо, 2006, - 540 с.

7. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете / Б.М. Игошев. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 2008. - 201 с.

8. Кугель С.А. Профессиональная мобильность в науке / С.А. Кугель. - М.: Мисль, 1983 .- 256 с.

9. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина / 2-е узд. испр. и доп. / - СПб. : Политехника, 2002. - 189 с.

10. Митина Л.М. Психология труда профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 215 с.

11. Никитин В.Н. Проблемы формирования динамической конкурентноспособной личности (концепция целостного, системного, диалектического, синергетического подходов) / В.Н. Никитин, З.В. Егорова. - Чебоксары: Научно-методический центр по подготовке кадров социальной службы, 2005. - 391 с.

12. Пріма Р.М. Формування професійної мобільності майбутнього вчителя початкових класів: теорія і практика. Монографія. - Дніпропетровськ: ІМА-прес. - 2009. - 367 с.

13. Петров И.Г. Смысл как рефлексивное отношение человеческого бытия (смыслология о предназначении, статусе и методологии смысла) / И. Г.Петров // Мир психологии. - 2001. - №2. - С. 26-32.

14. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный поход / В. Д.Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. - С. 26 - 31.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие деформации личности специалиста как изменения структуры деятельности и личности, негативно сказывающихся на продуктивности труда. Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания. Признаки развития деформации личности.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Общее представление о профессиональной деформации личности педагога, стадии и аспекты профессионального выгорания, пути его преодоления. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию и мировоззрение.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Определение понятия и основных видов профессионально-квалификационной мобильности кадров как предмета социальной стратификации общества. Исследование мотивации и интенсивности изменения научных направлений в современных условиях рыночных отношений.

    доклад , добавлен 23.03.2011

    Анализ понимания личности с позиций двух направлений: бихевиоризма и фрейдизма. Особенности процесса становления личности в обществе. Предпосылки развития личности в обществе. Бихевиористическое направление в психологии. Теория личности Зигмунда Фрейда.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2010

    Психологическая сущность и структура образа будущей профессиональной деятельности. Рассмотрение основных методов стимулирования роста производительности труда. Характеристика механизмов и условий формирования профессиональной направленности личности.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Методы создания профессионально-психологического портрета личности специалиста. Изучение влияния отдельных свойств личности на овладение профессиональной мастерства преподавателя. Системный и деятельностный подходы комплексного изучения человека.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2013

    Психология профессионального межличностного общения. Специалист и трудовой коллектив. Профессиональный авторитет, самоутверждение специалиста. Профессиональная адаптация специалиста. Стресс и личность специалиста. Профессиональная готовность специалиста.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Профессиональная деформация личности учителя, ее фактор и условия. Возможности минимизации данных явлений на разном уровне: организационном, групповом, индивидуальном. Негативные проявления личности вследствие влияния профессиональной деятельности.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Специфические черты профессиональной деятельности, особенности самосовершенствования личности юриста. Волевые психические состояния. Методы психологического влияния на людей в деловой обстановке. Сущность криминальной (делинквентной) субкультуры.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2013

    Мотивационная сфера личности как предмет психологического анализа, психологические подходы к исследованию проблемы мотивации волонтерской деятельности в юношеском возрасте. Выбор и осуществление определенной линии поведения, определенной деятельности.

Развитие критического мышления, каким бы удивительным это не показалось на первый взгляд, тесно соприкасается с использованием научного подхода или научного метода. С ним мы с вами и будем разбираться во втором уроке нашего курса. И для начала, чтобы расставить точки над i, давайте поговорим о связи критического мышления и научного подхода.

Связь критического мышления и научного подхода

За основу этого вступительного блока мы взяли статью Скотта Нойфера - американского журналиста и писателя, репортера в областях образования и бизнеса, одного из лучших сотрудников медиа-группы Sierra Nevada, а также автора ряда рассказов и публикаций.

Критическое мышление, как мы уже говорили, представляет собой способность человеческого ума делать анализ утверждений о мире. И оно является интеллектуальной базой научного метода. Последний в свою очередь можно рассматривать в качестве обширного и структурированного способа критического мышления, включающего в себя выдвижение гипотез, проведение экспериментов и составление заключений.

Остановимся на этих вопросах подробнее.

Критическое мышление

В общем и целом критическое мышление можно охарактеризовать как аналитическую деятельность, направленную на определение действительности конкретного явления. Это может быть просто, как, к примеру, доказать ребенку существование Деда Мороза, или же сложно, как попытки ученых доказать относительность пространства и времени. Критическое мышление есть тот момент, когда ум человека оказывается в оппозиции к какой-то истине и начинает проводить анализ основных ее предпосылок. Американский философ Джон Дьюи сказал по поводу критического мышления, что это активное и скрупулезное рассмотрение веры или предполагаемой формы знаний через призму оснований, которые их поддерживают, и последующих выводов.

Выдвижение гипотез

Критическое мышление продуцирует акт выдвижения гипотез. Согласно научному подходу, гипотеза является первоначальным предположением или теоретическим утверждением о мире, опирающимся на вопросы и наблюдения. Когда человек, мыслящий критически, задает вопрос, гипотеза становится лучшей попыткой ответить на него при помощи наблюдений за явлением. К примеру, астрофизик может поставить под сомнение теории черных дыр, опираясь на свои наблюдения. Он может выдвинуть противоположную гипотезу, говоря, что черные дыры порождают белый свет. Но это не будет окончательным выводом, ведь научный метод предполагает применение точных форм проверки.

Экспериментирование

Научный метод использует формальные эксперименты для анализа любой из гипотез. Строгая методология экспериментирования служит для сбора эмпирических данных, либо подтверждающих, либо противоречащих исследуемому явлению. Контролируемые переменные позволяют обеспечить объективную базу для сравнения. Например, ученые, изучающие воздействие какого-то препарата на организм, могут обеспечить половину участников эксперимента таблеткой- , а вторую половину - реально действующим средством. После этого можно оценить эффект реального воздействия относительно контрольной группы.

Составление заключений

В научном подходе любые выводы делаются лишь после проверки, и подтвержденные доказательства становятся свидетельствами того или иного заключения. Но даже после этого выводы подлежат экспертной оценке и проверяются до тех пор, пока не будет достигнут общий консенсус. Получается, что первоначальный акт критического мышления в научном методе превращается в сложный процесс проверки обоснованности требования. Английский философ Френсис Бэкон сказал по этому поводу: «Если человек начнет с уверенности, он придет к сомнению, но если ему хватит сил начать с сомнения, он придет к уверенности».

Методы научного познания и исследования тесно сопряжены с критическим мышлением, и этот факт мы не можем отрицать. Это как две стороны одной медали. Но что же такое этот самый научный метод? Осветить детали этого вопроса очень важно, ведь мыслить как ученый - это мыслить критически априори, но мыслить критически еще вовсе не означает мыслить подобно ученому.

Научный метод: понятие и краткая история

Научный метод представляет собой комплекс способов получения новых знаний и методов решения задач в границах любой науки, однако применим он, конечно же, и к простой обывательской жизни и, естественно, к работе и обучению.

Научный метод состоит из нескольких составляющих: способов изучения феноменов, систематизации, корректировки новых и уже имеющихся сведений. Выводы и умозаключения делаются посредством принципов и правил рассуждения, основывающихся на эмпирических данных о чем-либо. Основным инструментом для получения сведений являются эксперименты и наблюдения. А чтобы объяснить наблюдаемые факты, принято выдвигать гипотезы и строить теории, на которых впоследствии будут выстраиваться модели исследуемых объектов.

Важнейшей стороной научного метода принято считать объективность, исключающую субъективную трактовку результатов. Нельзя принимать на веру никакие утверждения, пусть даже их авторами являются авторитеты. Чтобы осуществить независимую проверку, нужно документировать наблюдения и обеспечивать доступ к материалам и данным другим людям. Благодаря этому получаются дополнительные подтверждения и критически оценивается степень их адекватности.

Некоторые составляющие научного метода нашли свое применение еще среди древнегреческих философов, разработавших принципы ведения спора и . Интересно то, что большее значение придавалось тогда не наблюдаемой практике, а выводам, которые были получены в ходе рассуждений. Ярким примером тому считается утверждение, согласно которому .

Пик развития логики выразился в появлении . Но ее приверженцы стремились по большей части не найти истину, а побеждать в судебных процессах, а главенствующую роль играл именно формальный подход. В свою очередь Сократ создал свой способ ведения спора - . В отличие от софистов он ставил задачу через наводящие вопросы помочь собеседнику прийти к конкретным выводам и изменить свои убеждения.

Уже в 20 веке появилась гипотетически-дедуктивная модель научного метода, которая состояла в следовании нескольким шагам. Вкратце это:

  • Использовать опыт
  • Сформулировать предположение
  • Сделать из предположения выводы
  • Произвести проверку

Важность и значимость этих шагов была продемонстрирована много столетий назад такими выдающимися мыслителями как Ибн аль-Хайсам и Галилей. Не мудрено, что и в настоящее время этот алгоритм все так же эффективен, как и научный метод в целом, и способен дать потрясающие результаты. Но при обучении критическому мышлению следует знать и понимать, что научный метод может выражаться в разных формах.

Научный метод: виды и их краткая характеристика

Итак, научный метод разделяется на два основных вида со своими составляющими - это теоретический и эмпирический научный метод.

Теоретический научный метод

К теоретическому научному методу относятся следующие элементы:

  • Теории - системы знаний, отличающиеся определенной предсказательной силой по отношению к явлениям. Формулирование, разработка и проверка теорий всегда основываются на научном методе. Проверка обычно проводится через прямые эксперименты, но если это невозможно, теории проверяются по наличию предсказательной силы. Например, если теория свидетельствует о ранее незамеченных или неизвестных событиях, и они обнаруживаются при наблюдении, можно говорить о наличии предсказательной силы.
  • Гипотезы - догадки, предположения, недосказанные утверждения. Основой здесь служат подтверждающие наблюдения. Гипотезы должны подтверждаться или опровергаться, переходя в область ложных утверждений. Если гипотеза не опровергнута и не доказана, ее называют открытой проблемой.
  • Научные законы - вербальные и/или сформулированные математически утверждения, описывающие соотношения и связи различных научных понятий. Такие утверждения предлагаются в качестве объяснений фактов и признаются фактами учеными. Если закон не проверен, он считается гипотезой.
  • Научное моделирование - изучение объекта с помощью моделей и последующего проецирования полученных сведений на оригинал. Моделирование может быть предметным, мысленным, символическим и компьютерным. Новые данные всегда проверяются экспериментально или посредством сбора дополнительной информации.

Эмпирический научный метод

Эмпирический научный метод тоже состоит из ряда элементов:

  • Эксперименты - действия и наблюдения, выполняемые с целью проверки гипотез или научных исследований на предмет истинности или ложности. Эксперименты являются основой эмпирического метода.
  • Научные исследования - изучение результатов экспериментов и наблюдений, их концептуализация; проверка теорий, связанная с получением научных знаний. Исследования могут быть фундаментальными и прикладными.
  • Наблюдения - четкий процесс восприятия явлений действительности, проводящийся с целью зафиксировать результаты. Значимые результаты могут быть получены только при многократном наблюдении. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
  • Измерения - определение количественных показателей характеристик объектов с применением специальных технических приборов и единиц измерения.

Научный метод, каким бы он ни был и в какой бы форме не применялся, с большой долей вероятности может дать человеку наиболее объективную информацию по интересующему его вопросу. Однако здесь есть один момент, о котором мы не можем не упомянуть, когда речь идет об обучении критическому мышлению и освоении научного метода.

Дело в том, что с позиции научного подхода истинное знание о чем-либо может быть истинным только в том случае, если научное действительно является научным, т.е. важно уметь отделять истинную науку от лженауки (ненауки). Данная проблема актуальна на протяжении десятилетий и носит название демаркации научного знания. Долгие годы она интересовала ученых и мыслителей, и в настоящее время научное сообщество пришло к выводу, что главным критерием демаркации (это и есть отделение науки от лженауки) является критерий фальсифицируемости. Впервые он был предложен австрийским и британским философом и социологом Карлом Поппером. Суть его состоит в том, что любое научное знание должно быть фальсифицируемо, т.е. проверяемо и возможно к опровержению через выполнение рассмотренных нами выше экспериментов.

Все мы знаем, что законы физики считаются незыблемыми, а сама дисциплина является научной, как ни одна другая. И, напротив, если взять в пример , то многие ученые вовсе не относят его к науке, пусть даже это направление предельно серьезно. И смысл как раз в том, что физика фальсифицируема, т.е. может быть проверена эмпирически через эксперименты, а психоанализ не фальсифицируем и в большей степени построен на допущениях и наблюдениях.

Прибегая в своей жизни, работе или учебе к научному методу, вы должны всегда иметь это в виду, т.к. от фальсифицируемости интересующих вас явлений зависят не только результаты, которые вы будете получать, но и сам подход к рассмотрению чего-либо вообще. На тему демаркации научного знания и фальсифицируемости мы рекомендуем вам почитать наши статьи ( и ), а мы переходим к следующей теме.

Несмотря на то, что на протяжении многих лет научный метод неоднократно подвергался серьезной критике (если вам интересно, можете поискать информацию на тему работ Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейербанда, М. Полани и других исследователей, а также почитать об утонченном фальсификационизме и гносеологическом анархизме), его практическая польза не поддается сомнениям. Методы научного познания и исследования настолько эффективны, что благодаря лишь им одним можно значительно повысить личную продуктивность и максимизировать свои достижения в работе, учебе и повседневной жизни. И чтобы не быть голословными, давайте коротко перечислим те преимущества, которые получает человек, применяя навыки научного подхода.

Научный метод: практическая польза

Многие могут подумать, что научный подход применим лишь к области науки, и в обычной жизни толку от него не будет никакого. Это не удивительно, но все же мы с этим не согласимся.

Каждый человек воспринимает окружающий мир индивидуально. Люди всегда воспринимают реальность через призму своих убеждений. Но если убеждения ложные и с действительностью ничего общего не имеют, то и действия и поступки тоже буду ошибочны.

Вспомните того же Винни Пуха, всем сердцем верившего в то, что пчелы будут с радостью снабжать его медом, ведь об этом ему сообщил Кролик, который «все знает». И что в итоге? В итоге все закончилось тем, что пришлось лечить Сову. Другими словами, некоторые люди так вцепляются в свои убеждения, что донести до них что-то иное становится уже совершенно невозможно.

Научный подход и критическое мышление - это выбор тех, кто может и любит размышлять и понимать устройство вещей. Применять их, как уже было не раз подмечено, можно к личной жизни, профессиональной сфере, учебе, дружбе, банальному просмотру телевизора и чтению книг. Здесь все зависит от вашей находчивости. Хотите примеров? Пожалуйста!

Представьте, что вам сказали, что если вы сделаете так-то и так-то, вы улучшите свои отношения с каким-то человеком и станете чувствовать себя лучше. Но правда ли это так? Представьте, что вы прочитали, что если вы сделаете то-то и то-то, вы улучшите показатели своего бизнеса или увеличите личные продажи. Сработает ли это? Представьте, что вы узнали, что если вы поедете туда-то и туда-то, вы получите невероятные впечатления и вернетесь из путешествия совершенно другим человеком. Соответствует ли это действительности?

Примеры, конечно, банальны, но именно в этом суть. Посмотрите вокруг - при желании вы можете найти любую сферу, которую сможете сделать более понятной и ясной для себя с применением научного подхода. Вы просто получаете информацию, систематизируете ее, проверяете любым удобным для вас способом, отсекаете то, что ошибочно, неверно и неэффективно, и идете дальше. Тот же самый Винни Пух, сформулируй он проблему, поставь гипотезу, проведи эксперимент и проанализируй полученные данные, смог бы найти или даже создать свой идеальный способ добычи меда без вреда для здоровья.

Воспитывая в себе критическое мышление и применяя в жизни научный метод, мы учимся отличать, как говорится, зерна от плевел, находить за красивыми словами или непонятными трактовками, которыми изобилует наш мир, достоверные и реальные факты. А какие это сулит выгоды на практике, вы без проблем можете догадаться и сами.

Но что не менее важно, так это то, что научный метод делает нас мудрее и прививает одну очень полезную в жизни вещь - умение и готовность признавать свои ошибки и менять свои убеждения при наличии веских аргументов и свидетельств нашей же неправоты. Сюда же можно отнести и способность безболезненно и эффективно и мнениям, которые кто-то пытается нам навязать.

И еще одно: используя научный подход, мы становимся способны без обиняков и честно отвечать на поставленные перед нами вопросы, причем даже тогда, когда этот ответ: «Не знаю». А чтобы узнать, мы снова применяем научный метод, стремясь разобраться в неизвестном и придумывая способы для этого.

Критическое мышление вкупе с научным подходом учит нас искать ответы на вопросы, прививает нам любопытство, дает силы идти дальше и развиваться. Чем чаще мы будем спрашивать себя: «Как?», «Почему?», «Зачем?» и т.д., тем сильнее мы будем становиться как личности, тем больше будем знать, тем серьезнее будут наши доводы, тем прочнее будут наши убеждения и установки.

Мы уверены, что теперь вы понимаете или же еще больше уверились в том, что обучение критическому мышлению и применению научного метода позволит вам отбросить все лишнее, что на данный момент есть в вашей жизни, и достичь невиданных качественных перемен. Однако у вас может возникнуть резонный вопрос: «А как же научиться мыслить, как ученый?». Мы не были бы собой, если бы не дали ответ и на него, и предлагаем вам эффективные практические рекомендации по внедрению научного метода в свою жизнь.

Научный метод: внедрение в жизнь

Начать этот раздел мы хотим с советов Дэниела Деннета - американского ученого-когнитивиста, философа-материалиста, содиректора Центра когнитивных исследований университета Тафтса автора нескольких бестселлеров по развитию мышления, проблемам человеческого сознания и работе с когнитивными диссонансами.

Нижеследующие советы из книги Intuition Pumps Tools Thinking (2013), помогут вам быстро научиться мыслить научно:

Используйте свои ошибки

Первый совет предполагает абсолютную честность человека перед самим собой, постоянный самоанализ и получение опыта посредством метода проб и ошибок. Если вы ошиблись, глубоко вдохните, сожмите зубы и изучите свои воспоминания об ошибке. Сделайте это беспристрастно и беспощадно к самому себе. Согласно научному методу, любая ошибка - это шанс научиться чему-то новому, используя эту ошибку в качестве примера, но ни в коем случае не повод для печали.

Уважайте собеседника

Здесь имеется в виду доброжелательность - метод, происходящий из риторики и логики и основанный на идее о том, что убеждение мотивирует людей прислушиваться к вам. Однако вас никогда не станут слушать, если вы будете явно неприятны, несправедливы, чересчур торопливы и педантичны. Ваши собеседники будут воспринимать вашу критику только тогда, когда вы покажете им, что понимаете и уважаете их позицию точно так, как они сами, и выносите справедливые суждения.

Остерегайтесь «Конечно же»

Дэниел Деннет говорит, что фраза «конечно же» подобна громкому электрическому автомобильному клаксону. Этот гудок является риторическим - он указывает на употребление автором трюизма без предоставления объективных свидетельств своей правоты и причинно-следственных связей. Такой прием свидетельствует о надежде автора на то, что адресат его сообщения быстро примет его позицию.

Отвечайте на риторические вопросы

Аналогично фразе «конечно же», риторические вопросы могут служить подменой продукта мысли. Несмотря на то, что смысл риторического вопроса кроется в очевидном ответе на него, Деннет советует все-таки давать на него ответ. К примеру, если вас спросили: «Кому решать, что правильно, а что нет», просто отвечайте: «Мне».

Используйте « »

Английский философ 14 столетия Уильям из Оккама назвал своим именем закон экономии, известный также как lex parsimonious. Согласно Деннету, это принцип применяется простейшим образом: не выдумывайте необычных и запутанных теорий, если в наличие есть простые (состоящие из меньших элементов), подходящие к конкретной ситуации.

Тратьте время с пользой

За основу здесь взят закон Старджона, согласно которому, 90% всего, что нас окружает - это ерунда. Да, это утверждение можно рассматривать, как преувеличение, однако суть состоит в том, что не нужно тратить свое время на ни к чему не приводящие и бессмысленные дискуссии, в особенности, если они рождаются на почве идеологии.

Избегайте псевдоглубины

Дэниел Деннет использовал понятие «deepity», предложенное профессором компьютерных наук Джозефом Вейценбаумом. Оно представляет собой утверждение, кажущееся справедливым, важным и глубоким, но достигающим данных эффектов благодаря двусмысленности и неясности. Стремитесь выражаться как можно яснее и применять в суждениях.

Ничто нельзя слепо принимать на веру без каких бы то ни было попыток оспорить явление, факт или утверждение. Проявляйте смелость и бросайте вызов реальности. Стремитесь отходить от привычных утверждений и предрассудков, идите наперекор консерваторскому мышлению, экспериментируйте с различными способами решения проблем. И не забывайте, что нужно проверять истинность своих предположений.

Всегда обсуждайте полученные результаты

Одна из важнейших сторон в деятельности любого ученого - это обсуждение полученных в ходе экспериментов результатов. Обсуждая и осмысливая их, вы научитесь не только достигать более высоких целей, но и повысите свою личную эффективность и укрепите свои знания и навыки.

Прибегайте к творческому подходу

Для решения какой-либо проблемы с помощью научного метода, нужно отказаться от того типа мышления, который поспособствовал возникновению этой проблемы. Для этого вы можете мысленно от нее абстрагироваться и изучить со стороны. Затем дайте описание своей задаче так, чтобы решить ее можно было как можно проще. Например, вместо того, чтобы сделать легче свой труд, подумайте, что позволит вам стать более эффективным и производительным. Не стоит искать простых путей, однако нужно учиться не воспринимать проблемы, как нечто сложное. Отходя от старого образа мышления, в итоге вы придете к умелому использованию творческого потенциала и сумеете справляться с любыми задачами легко и спокойно.

Привлекайте соратников

Ученых, работающих в одиночку, можно пересчитать по пальцам. Даже такие великие умы как Хокинг, Эйнштейн, Ньютон и Дарвин работали сообща с другими исследователями, т.к. они прекрасно понимали, что только поддержка способна привести их к действительно выдающимся результатам. В коллективной работе у вас будут все шансы на испытание разных способов решения проблем и задач, генерацию новых идей и выдвижение предположений, получение грамотной обратной связи. Помните, что нет идеальных людей, но есть идеальные команды.

Спрашивайте: «Почему?»

Посмотрите на детей: постигая этот мир, они бесконечно задают родителям вопросы: «Почему то?», «Почему это?». Аналогичным образом действуют и ученые. И если вы хотите овладеть научным методом, это должно стать и вашей . Отыскать лучшие решения проблем можно лишь с помощью задавания вопросов.

Забудьте о предубеждениях

Для проверки теорий, гипотез и утверждений нужно пользоваться комплексным подходом. Он способен избавить вас от негативного и разрушительно воздействия предубеждений и стереотипов. Оно же в свою очередь серьезно проявляется в случаях, когда требуется разрешить вопросы личного характера. К примеру, чтобы достичь на работе достойного результата, еще в самом начале нужно минимизировать необъективность и избавиться от предвзятости.

Ученые, безусловно, обладают особым складом ума. Но это не значит, что овладеть научным методом не под силу обычному человеку. Все возможно - это лишь вопрос желания и практики. Применяя предложенные нами советы, вы и сами не заметите, как научитесь эффективно и быстро справляться с трудностями бытового, семейного, личного или рабочего характера и многими другими. Творческий подход, генерация идей, потрясающая креативность и гибкий ум - вот что станет результатом вашего обучения критическому мышлению, в том числе и на уроках нашего курса.

В следующем уроке мы подробно остановимся на аргументации - еще одной базовой составляющей критического мышления. Вы узнаете о том, что такое аргументация, почему она так важна в общении с другими людьми, какова ее структура. Также мы расскажем вам о тактике аргументации, правилах успеха в деловой беседе, критериях оценки аргументов, конструкциях аргументирования и убедительных доводах.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Ситуационный, системный, процессный.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применять в менеджменте 3 научных подходов.

Ситуационный подход. Состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией. Цнтр.ое место – ситуация (т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время).

Этапы применения подхода: 1) Руководитель должен освоить средство профессионального управления, которые доказали свою эффективность. 2) Руководитель должен научиться предвидеть вероятность положительного и отрицательного последствия применяя конкретные методики или концепции. 3) Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. 4) Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков с конкретными ситуациями обеспечивая достижения цели организации самым эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.

Большинство ученых считают, что существует не более 10 важнейших факторов ситуационных переменных, которые можно сгруппировать в 2 основных класса – внутренний и внешний.

Системный подход. Системный подход – подход к организации и управлению и комплекс методов системного анализа и синтеза, предлагаемых эк. кибернетикой. Цнтр.ое место – система (некоторая целостность, состоящая из взаимозависящих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого). Системы могут быть открытыми и закрытыми.

Все организации являются социотехническими системами, т.к. люди, как соцые компоненты и техника вместе используется для исполнения работы.

В организации выделяется 5 основных частей: 1) Структуры 2) Задачи 3) Технологии 4) Люди 5) Цели

Руководителю необходима информация обо всех элементах организации для выявления проблем и корректировки действий.

Модель организации как открытой системы представлена на рисунке: вход----преобразователь----выход.

Процессный подход.

Этот подход рассматривает управление как взаимосвязанное действие, функции основные из них:

Эта концепция управления основана на выделении бизнес процессов и построении системы эффективного управления или при этом используется несколько основных понятий:

Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которые по определению технологии преобразуют входы в выходы, представляющие ценность для птрб.я.

вход бизнес процесса

выход бизнес процесса

Владелец бизнес процесса должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы необходимые для выполнения процесса и несуществующую ответственность за этот процесс.

ресурсы бизнес процесса

показатели бизнес процесса

показатели эффективности бизнес процесса

Этот подход позволил не только выделить этапы отдельных операций бизнес процесса, но и распределять обязанности между сотрудниками по каждому бизнес процессу построив матрицу распределения ответственности.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная д-сть. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля

2.1 Планирование

Плaниpoвaниe - этo oдин из cпocoбoв, c пoмoщью кoтopoгo pyкoвoдcтвo oбecпeчивaeт eдинoe нaпpaвлeниe ycилий вcex члeнoв opгaнизaции к дocтижeнию ee oбщиx цeлeй. С дaннoй фyнкции нaчинaeтcя пpoцecc yпpaвлeния, oт ee кaчecтвa зaвиcит ycпex opгaнизaции.

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации.

2.1.1 Функция планирования

Фyнкция плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe - yпpaвлeнчecкoe peшeниe.

2.2 Организация

Организовать - значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации, такие как строительство жилых домов или сборка радио или обеспечение страхования жизни.

2.2.1 Функции организации

Сyщнocть фyнкции cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить выпoлнeниe peшeния c opгaнизaциoннoй cтopoны, тo ecть coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы.

Оpгaнизoвaть - знaчит paздeлить нa чacти и дeлeгиpoвaть выпoлнeниe oбщeй yпpaвлeнчecкoй зaдaчи пyтeм pacпpeдeлeния oтвeтcтвeннocти и пoлнoмoчий, a тaкжe ycтaнoвлeния взaимocвязeй мeждy paзличными видaми paбoт.

2.3 Мотивация

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

2.3.1Функция мотивации

Сyщнocть фyнкции мoтивaции зaключaeтcя в тoм, чтoбы пepcoнaл opгaнизaции выпoлнял paбoтy в cooтвeтcтвии c дeлeгиpoвaнными eмy пpaвaми и oбязaннocтями и cooбpaзyяcь c пpинятыми yпpaвлeнчecкими peшeниями.

В oбщeм cмыcлe мoтивaция - этo пpoцecc пoбyждeния ceбя и дpyгиx к дeятeльнocти для дocтижeния oпpeдeлeнныx цeлeй.

Контроль

1.Контроль очень важен для успешного функционирования организации.

2.Без контроля начинается хаос и объединить д-сть каких-либо групп становится невозможно.

3.Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше сем они станут слишком серьезными.

4.Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.

5.Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней так и внешней. Неопределенность: изменение законов, соцых ценностей, технологии, условий конкуренции и др.

6.Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно д-сть организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

7.Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности организации.

8.Широта контроля. Контроль должен быть всеобъемлющим.

Бизнес-процесс-устойчивая целенаправл совокупность взаимосвяз видов деят-ти,кот по опред технологии преобразует входы,выходы,представл ценность для птрб.ей.

Владелец бизнес-процесса-должностное лицо или коллегиальный орган управления,имеющий в своем располряжении ресурсы необходимые для выполнения процесса и несущие ответственность за этот процесс.

Процессный подход в управлении позволяет не только выделить этапы,но и отдельные виды и обязанности по каждому бизнес-процессу построить матрицу распределения ответственности


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11