Фундаментальная и прикладная химия профессии. Профессия без вакансий: кем работать химику. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных и конструкционных материалов для атомной промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции

Область деятельности выпускника в сфере здравоохранения - разработка новых лекарственных препаратов, контроль качества сырья и готовой продукции

Область деятельности выпускника - разработка новых видов материалов и химикатов для легкой, текстильной и пищевой промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции

Специалист сможет выполнять трудовые функции в сфере общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, а также в сфере научных исследований и научно-конструкторских разработок

Область деятельности выпускника - оптимизация существующих и разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции химического и металлургического производства, контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизации и сертификации продукции

Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных материалов для энергетики, диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа

Отзывы наших выпускников:

    Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна

    Директор школы № 64 Екатеринбурга

    Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна, выпускница химического факультета 1984 года, учитель химии, в 2007 году была победителем конкурса лучших учителей России Приоритетного национального проекта "Образование", Почётный работник общего образования.

    В школе учителем химии работаю с 1984 года, т.е. сразу после окончания университета. В нашем Ленинском районе в трёх школах директора выпускники нашего химфака (гимназия 70, школа 140, ну и школа 64). Начальник Управления (отдела районного) образования Ленинского района тоже выпускница химфака. Нас много... Что лично мне дал химический факультет? Я очень горжусь тем, что закончила именно химфак УрГУ, который дал мне всё для того, чтобы стать профессионалом. Химфак научил самому главному - учиться и делать, любить то, чем занимаешься. Образ мышления, который сформировался за годы обучения на факультете, позволяет, анализируя, решать возникающие проблемы, справляться практически с любой задачей, не останавливаться на достигнутом. Вариантов выбора профессии при распределении было много, но я по своему желанию выбрала именно школу. И ни разу за всю жизнь об этом не пожалела.

    Воспитывать детей посредством удивительной науки химии - это здорово!


    Вилкай Елена Александровна

    Инженер-технолог-химик ФГУП "Комбинат"Электрохимприбор"

    Я окончила химфак УрГУ в 1993 году по специализации "Физическая химия", но работа моя всю жизнь связана с "мокрой" неорганической химией. Уже более 20 лет я работаю инженером-технологом-химиком на производстве стабильных изотопов.

    Огромная благодарность всем преподавателям химфака за полученные знания во всех областях химии, которые так пригодились мне для разработки и внедрения технологий очистки и получения в необходимой химической форме стабильных изотопов рения, стронция, кадмия, никеля, РЗЭ и многих других. Стабильные изотопы, получаемые на нашем предприятии, широко используются в медицине, науке и технике, как в России, так и за рубежом. Для получения качественной товарной продукции с химической чистотой 99,99 - 99,999 % используются различные методы осаждения из растворов, ионообменная очистка, электролиз, получение металлов в токе водорода или аргона. Я люблю свою работу и горжусь, что я работаю на уникальном предприятии (электромагнитный метод разделения изотопов в промышленном масштабе есть только в Окридже (США) и у нас)

    Меня очень радует, что многие стабильные изотопы (Lu-176, Yb-176, Tl-203 и многие другие), выпускаемые нашим производством, служат основой для получения радиофармпрепаратов, которые помогают людям в диагностике и лечении онкологических заболеваний

    Котова Галина Константиновна

    Заведующая Испытательной лабораторией Комбинат мясной гастрономии "Черкашин и партнеръ"

    Добрый день, уважаемые коллеги! Химический факультет УрГУ, наша дорогая Альма Матер…

    Получилось так, что сменялись в моей жизни места работы, и все они были на производственных предприятиях, и все они были прямо и непосредственно связаны с химией. Можно сказать, что химия кормит меня всю трудовую жизнь. Учеба на химическом факультете – это незабываемые годы. Коллектив превосходных педагогов привил нам умение думать, применять полученные знания в самых разных отраслях науки, производства. Я считаю, что именно Университетское образование дает возможность широкого выбора мест рабочей деятельности выпускникам.

    Коротко о себе – я выпускник кафедры физической химии 1979 года, работаю ныне на мясоперерабатывающем предприятии ИП Черкашин А.Н. в должности заведующей Испытательной лабораторией. Без излишнего пафоса могу сказать – профессию «химик» выбрала верно

    О.Я. Власова и Н.В. Печищева

    О.Я. Власова, ведущий инженер, Н.В. Печищева, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, лаборатория аналитической химии Института металлургии УрО РАН

    Мы пришли работать в лабораторию аналитической химии Института металлургии Уральского отделения академии наук сразу после окончания химфака, в 1993 году. С тех пор тут и работаем – уже 24 года.

    Что нам дало обучение на химическом факультете? Как видите – любимую работу на всю жизнь, возможность реализовать себя как в качестве инженера-аналитика, ежедневно сталкивающегося с самыми разнообразными объектами и задачами, которые ставит работа в исследовательском институте, так и в качестве научного работника. «Школа» классического химфака помогает, в случае необходимости, самостоятельно освоить любой метод исследования, работу на любом оборудовании, а также любую смежную специальность – педагога, снабженца, менеджера, а также редактора и переводчика – эти навыки очень важны для организации работы в лаборатории, и особенно - в отечественном научном учреждении.

    Выпускницы химфака УрГУ.


    Остроушко Александо Александрович

    Заведующий отделом химического материаловедения НИИ физики и прикладной математики ИЕНиМ, профессор кафедры физической и неорганической химии

    Для меня Университет – это прежде всего наши Учителя, которые укрепили в нас стремление к высокой науке, стремление понять не только то, что происходит в сложнейших системах, но и как, почему это происходит

    Нашими учителями были профессора А.А. Тагер, В.И. Есафов, В.М. Жуковский и другие незабвенные преподаватели химфака. Они дали нам не “рыбу”, а “удочку”, т.е. не только знания, но научили разбираться в сути вопросов. Мне это неоднократно позволяло быстро вникнуть в самые разные вопросы, включая производственные, как в России, так и за рубежом, и адекватно решить ряд материаловедческих проблем.

    Успешно работал на Пышминском опытном заводе “Гиредмет”, ПО Уральский оптико-механический завод. Имею поощрения: знак “Изобретатель СССР” и специальная премия им. И.И.Ползунова (за внедренные разработки), бронзовая медаль салона изобретений в Женеве, знак “Почетный работник высшего профессионального образования” и др. Про нашу университетскую жизнь разных лет я написал книгу, которая, надеюсь, может быть интересна и тем, кто учился в университете, и тем, кто только собирается в него поступать. Она скоро будет доступна через электронный каталог зональной библиотеки УрФУ

    Рукосуева (Мажурина) Ирина Альбертовна

    Учитель химии и педагог ДО в Гимназии №104 Екатеринбург

    За годы работы в школе подарила любимому университету немало достойных студентов.

    Выпускник 1984 года


    Таракина Надежда Владимировна

    К.х.н., научный сотрудник Group Leader - Electron microscopy Max-Planck-Institut für Kolloid- und Grenzflächenforschung, Германия

    На химический факультет я попала скорее по стечению обстоятельств нежели по велению сердца, но никогда не пожалела, что я получила именно химическое образование!

    Уже будучи первокурсником понимаешь, что попал в большую химическую семью. Профессионализм и внимание преподавателей, а так же их энтузиазм в работе дает уверенность, что ты тоже можешь решить самые сложные задачи. А динамичная студенческая жизнь не позволяет скучать. Окончив Химический факультет УрГУ я выбрала научную карьеру. Знания полученные в университете, позволили мне без труда поступить и закончить аспирантуру в Институте химии твердого тела а потом работать и преподавать в престижных университетах Швеции, Бельгии, Великобритании и Германии. Что я делаю? Я кристаллограф, специалист по электронной микроскопии материалов. Понять как связан химический состав и структура вещества с его свойствами, и на основе этого создать новые, более экологичные, умные материалы – это моя работа. Я изучаю структуру вещества в его самой основе, на уровне атомов и наблюдаю химические превращения на нано уровне. Как можно контролировать рост кристаллов Ca5(PO4)3F чтобы искусственная зубная эмаль приблизилась по своим свойствам к настоящей, как именно на атомном уровне “работают” катализаторы в процессе реакции, как дефекты в кристаллах влияют на их свойства? - это лишь часть задач с которыми я встречаюсь ежедневно.

    А еще моя работа позволила мне встретиться со многими интересными и талантливыми людьми по всему миру и основы этому были заложены именно на химическом факультете!


    Татьяна Береснева

    Химик - аналитик ФГБУ Свердловский референтный центр Россельхознадзора

    Я закончила университет в 1995 году и очень жалею, что процесс получения высшего образования занимает всего пять лет. Это самые веселые и беззаботные годы, о которых я буду помнить всегда.

    Все время после окончания университета (а прошло уже 22 года) я в профессии и ни разу мне в голову не приходила мысль оставить мое любимое дело. Химическое образование - «универсально» - в полном смысле этого слова. Знания, полученные за 5 лет, сформировали отличную базу и широкий кругозор, которые были надежной опорой при освоении новых специальностей: это и работа врачом-лаборантом в системе санэпиднадзора, и коммерческим представителем по продажам оборудования для хим. анализа, и криминалистом в системе министерства юстиции, инженером по оборудованию в судебно-медицинской экспертизе, химиком-экспертом в фармацевтичческой лаборатории и, наконец, химиком аналитиком в лаборатории Россельхознадзора. Это далеко не полный список областей, где может реализовать себя специалист с такой простой строчкой в дипломе о высшем образовании «химик».

    Ведь главная задача высшего образования - это не получение набора знаний, а умение учиться в любой ситуации


    Татьяна Кимстач

    Татьяна Кимстач / Заместитель Директора по продажам INTERTECH Corporation Московское представительство

    Годы учебы в университете 1981 - 1986 г.г., химический факультет, кафедра аналитической химии.

    Прошло более 30 лет после окончания Университета, но и сейчас моя работа связана с приборами для физико-химического анализа (поставка оборудования), работаю с химическими и аналитическими лабораториями, общаюсь с коллегами-химиками, и профиль моей работы - это прежде всего, аналитическая химия. Тот фундамент знаний, который я получила в качестве базы в Уральском Госуниверситете, стал для меня основополагающим в профессии и всегда помогал мне в профессиональной деятельности, да и в жизни придавал уверенности в своих силах, знаниях и профессионализме. Всегда вспоминаю с огромной благодарностью своих учителей, которые учили не только химии, но ответственности, самостоятельности, поддерживали и помогали чисто по-человечески. Уверена, что имея базовое химическое образование нашего Университета, молодой специалист всегда найдет достойную профессию, хорошую позицию, а значит и хорошее материальное обеспечение и уверенность в своем будущем! Работая сейчас в Москве с разными лабораториями, могу сказать, что специалисты-химики востребованы на различных предприятиях и лабораториях по исследованию современных материалов.

    Желаю удачи новым абитуриентам и студентам!

Информация по специальности

Кафедра органической химии химико-технологического факультета готовит дипломированных специалистов по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия», специализации «Органическая химия» и «Фармацевтическая химия». Коллектив кафедры - высококвалифицированные преподаватели и научные сотрудники: 5 докторов наук и 12 кандидатов химических наук.

Профессиональная деятельность выпускников

Выпускники готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, педагогической, проектной и организационно-управленческой. Специалист-химик специальности «Фундаментальная и прикладная химия» будет готов решать следующие профессиональные задачи: планирование и постановка работы, которая включает исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии; подготовка отчета и научных публикаций; научно-педагогическая деятельность в вузе, в среднем специальном учебном заведении, в средней школе. Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировку, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. В распоряжении обучающихся имеются химические лаборатории, оснащенные современным оборудованием и компьютерный класс, с необходимой литературой и доступом к полнотекстовым электронным базам данных.

Специалисты будут:

  • владеть навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;
  • представлять основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;
  • владеть навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов;
  • иметь опыт работы на серийной аппаратуре, применяемой в аналитических и физико-химических исследованиях (газо-жидкостная хроматография, инфракрасная и ультрафиолетовая спектроскопия);
  • владеть методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов.
  • Владеть навыками планирования, постановки и проведения химических экспериментов в области тонкого органического синтеза для получения веществ с заданными полезными свойствами

Студенты приобретают знания в области основ неорганической химии, органической химии, физической и коллоидной химии, аналитической химии, планирования органического синтеза, химии алициклических и каркасных соединений, катализа в органическом синтезе, химии элементорганических соединений, фармацевтической химии, современных методов анализа и контроля качества лекарственных средств, основ медицинской химии, основ технологии фармацевтических препаратов, основ фармацевтического анализа. В ходе практических занятий обучающиеся получают навыки работы в современной химической лаборатории, осваивают методы получения и анализа новых соединений. Студенты владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, инфракрасном спектрофотометре, ультрафиолетовом спектрофотометре. Студенты проходят углубленное изучение иностранного языка (в течение 3 лет).

В процессе обучения студенты осваивают методы работы на аналитическом оборудовании кафедры «Органическая химия»:

Хромато-масс спектрометр Finnigan Trace DSQ

ЯМР спектрометр JEOL JNM ECX-400 (400 МГц)

ВЭЖХ/МС с времяпролетным масс-спектрометром высокого разрешения с источником ионизации ESI и DART, с диодноматричным и флуориметрическим детекторами

Система препаративной флэш-хроматографии с УФ и ELSD детекторами Reveleris X2

Инфракрасный-Фурье спектрометр Shimadzu IRAffinity-1

Жидкостный хроматограф Waters с УФ и рефрактометрическими детекторами

Дифференциальный сканирующий калориметр ТА Instruments DSC-Q20

Автоматический C,H,N,S анализатор EuroVector EA-3000

Сканирующий спектрофлуориметр Varian Cary Eclipse

Автоматический поляриметр AUTOPOL V PLUS

Автоматический прибор для определения температуры плавления OptiMelt

Высокопроизводительная вычислительная станция

В процессе обучения предусмотрена ознакомительная и химико-технологическая практики в лабораториях предприятий:

  • ЗАО «Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза НК»;
  • ОАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» НК Роснефть;
  • ЗАО «ТАРКЕТТ»;
  • Самарская ТЭЦ;
  • ОАО «Сызранский НПЗ» НК Роснефть;
  • ОАО «Гипровостокнефть»;
  • ОАО «Завод авиационных подшипников»;
  • ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» НК Роснефть;
  • ЗАО «Нефтехимия»
  • ООО «Пранафарм»
  • ООО «Озон»
  • ОАО «Электрощит»
  • ФГУП ГНПРКЦ
  • «ЦСКБ-Прогресс»
  • ОАО "Балтика"
  • ПАО «СИБУР Холдинг», Тольятти

Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировки, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. Специалисты, получившие подготовку по специальности «Фундаментальная и прикладная химия», востребованы в лабораториях государственных научных центров и частных компаний, в исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических и газодобывающих), в экспертно-криминалистических лабораториях; в таможенных лабораториях; диагностических центрах; санитарно-эпидемиологических станциях; организациях экологического контроля; центрах сертификационных испытаний; предприятиях химической промышленности, черной и цветной металлургии; в учебных заведениях системы среднего профессионального образования; отделах охраны труда и производственной санитарии; метеорологических станциях.

Присваивается квалификация «Химик. Преподаватель химии» по специализации «Органическая химия» или «Фармацевтическая химия». Зачисление по результатам ЕГЭ: химия, математика и русский язык. Срок обучения: 5 лет (очно). Возможно поступление в аспирантуру.

Профиль не предусмотрен.


Форма обучения: очная.

Продолжительность обучения: 5 лет.

Квалификация: Химик. Преподаватель химии.

Целью профессиональной подготовки по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» является получение и систематизация теоретических знаний и практических умений, развитие навыков ведения самостоятельной работы и применение их при решении конкретных научных, педагогических и производственных химико-технологических задач.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявление общих закономерностей их протекания и возможности управления ими.

Выпускники специальности «Фундаментальная и прикладная химия» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, педагогической и организационно-управленческой.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

В научно-исследовательской деятельности и научно-производственной деятельности:

Пониманием сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности;

Использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

Пониманием необходимости и способностью приобретать новые знания с использованием современных научных методов и владением ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

Пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований;

Владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передаче информации при проведении самостоятельных научных исследований, свободным владением ими при проведении самостоятельных научных исследований;

Знанием основ теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии);

Владением навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;

Пониманием основных химических, физических и технических аспектов химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;

Владением методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов;

Пониманием необходимости безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков;

Способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы;

Умением анализировать научную литературу с целью выбора направления и методов, применяемых в исследовании по теме дипломной работы, способностью самостоятельно составлять план исследования;

Способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения;

Наличием опыта профессионального участия в научных дискуссиях, умением представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати);

Владением основами делового общения, наличием навыков межличностных отношений и способностью работать в научном коллективе;

Владением базовыми понятиями экологической химии, способностью оценить экологические риски производств и применять принципы зеленой химии при разработке химических реакций и технологических производств;

в педагогической деятельности:

Владением методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в школе;

Владением базовыми навыками педагогической деятельности.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: иностранный язык, отечественная история, правоведение, психология и педагогика, философия, экономика, история и методология химии, русский язык и риторика, социология, логика, безопасность жизнедеятельности, менеджмент, экология, физическая культура и др.

Общие математические и естественно-научные дисциплины: математика, информатика, физика, биология, геология, почвоведение, численные методы и программирование и др.

Общие профессиональные дисциплины: общая химия, неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, высокомолекулярные соединения, химическая технология, квантовая механика и квантовая химия, коллоидная химия, физические методы исследования, кристаллохимия, строение вещества, методика преподавания химии, экологическая химия, методология поиска химической информации, методы контроля объектов окружающей среды, теоретические основы катализа, охрана труда и безопасность химических производств и другие дисциплины.

С дисциплинами специализации по каждому профилю можно ознакомиться, посмотрев примерный учебный план.

Обучение по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»

предполагает большой объем лабораторных практикумов по неорганической, физической, аналитической, коллоидной, органической, высокомолекулярной химии и т.д. Студенты учатся работать на современном оборудовании при проведении научных исследований с привлечением квантово-химических расчетов и компьютерных технологий. Учащиеся владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, системах высокоэффективной жидкостной хроматографии, инфракрасной и ультрафиолетовой спектроскопии, могут ставить задачи и интерпретировать результаты анализов методами масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса. В распоряжении обучающихся имеется 2 компьютерных класса, необходимая литература и доступ к полнотекстовым электронным базам данных.

Образовательный процесс реализуется на основе компетентностного подхода и предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемных лекций, ситуативных задач, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов и т.п.). В сочетании с внеаудиторной работой данные технологии позволяют формировать и развивать профессиональные навыки обучающихся.

При реализации программы подготовки специалистов-химиков предусмотрены следующие виды практик: производственная химико-технологическая, преддипломная (научно-исследовательская). Химико-технологическая практика проводится на химических предприятиях и фирмах, в лабораториях вуза. Преддипломная (научно-исследовательская) практика проводится на кафедрах вуза или в других научных учреждениях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данной специальности.

Научно-исследовательской работе с участием студентов в исследованиях в различных областях химии уделяется особое внимание. Под руководством опытных преподавателей обучающиеся решают конкретные практические и научные задачи уже при выполнении курсовых и дипломных работ.

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом программы подготовки специалистов. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и, главным образом, профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным стандартом. Она включает выполнение и защиту курсовых работ по тематике базовых дисциплин профессионального (специального) цикла, обязательное участие обучающихся в рамках учебного плана в научной работе в 3-9 семестрах, выполнение научной работы в ходе прохождения преддипломной практики, выполнение дипломной работы и участие в научной работе по линии научного студенческого общества.

Возможны научные стажировки лучших студентов в зарубежных университетах. Студенты, имеющие успехи в учёбе и научной работе, дополнительно к базовой стипендии получают стипендии Правительства РФ, Президента РФ, правительства Пермского края, именные стипендии Пермского университета им. К.Д. Покровского, В.П. Живописцева, И.И. Лапкина и других известных ученых.

У выпускников специальности есть выбор: пойти работать в науку или стать прикладным специалистом. В первом случае химики занимаются исследованием химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявляют общие закономерности протекания химических процессов и возможности управления ими, проводят исследования состава, строения и свойств веществ и химических процессов. Во втором - создают и разрабатывают новые перспективные материалы и химические технологии, следят за процессом в качестве технологов.

Выпускники-химики с высоким уровнем подготовки востребованы на рынке труда. Местами их будущей работы могут являться:

Лаборатории государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (главным образом, в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);

Научно-исследовательские и аналитические лаборатории различных производств (химических, пищевых, косметических, фармацевтических, металлургических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих), центральные заводские лаборатории различных заводов.

Институты Российской академии наук;

Учреждения системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.

Одаренные и проявившие интерес к научной работе выпускники приглашаются в аспирантуру.

Обучение на химическом факультете ПГНИУ - синтез старых, проверенных временем систем обучения, и новых, отвечающих требованием времени, программ.

Студенты данной специальности помимо общих предметов изучают такие дисциплины, как квантовая, физическая, аналитическая химия, органическая и неорганическая химия и многое другое. Студенты изучают химические реакции в биологических процессах, учатся наблюдать за химическими реакциями и управлять ними. Кроме теоретической базы, студенты имеют возможность отработать навыки в лабораториях университетов, а также пройти практику на различных предприятиях, заводах, в научно-исследовательских институтах.
После выпуска из университета у молодых специалистов есть два пути дальнейшего развития. Они могут податься в науку, то есть продолжить обучение и заниматься изучением химических реакций, а также разрабатывать новые способы управления ними, в стенах научно-исследовательских университетов. Второй вариант развития подразумевает работу на предприятиях, фабриках, заводах в качестве технологов, экспертов, консультантов. Специалист без опыта обычно сначала получает должность лаборанта, помощника технолога, и только со временем, когда у него имеется достаточно опыта, сам становится химическим технологом. Нередко выпускники находят себя в фармацевтике или косметологии.

Что изучают

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.

АННОТАЦИЯ
основной
образовательной программы

специальность 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»

Квалификация: Химик. Преподаватель химии.

Срок обучения: 5 лет (дневная форма обучения)

Цели программы: формирование у выпускника компетенций, необходимых для эффективного и успешного выполнения профессиональной деятельности в области химической теории, химического синтеза, экологии, фармацевтической и медицинской химии, экспертизы, стандартизации и сертификации, компьютерных технологий.

Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:

  • Проведение научных исследований по изучению состава, строения и свойств веществ; закономерностей протекания химических процессов; по созданию и разработке новых перспективных материалов и химических технологий; решению фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии,
  • исследовательская и научно-производственная деятельность в области химического синтеза, управления химическим процессом;
  • Проведение физико-химического анализа и экспертизы различных объектов.
  • Педагогическая деятельность.
  • Организационно-управленческая деятельность.

Реализация ООП подготовки по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 20% преподавателей.

К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Ростова-на-Дону: Южный научный центр РАН, Эколого-аналитический центр ЮФУ, Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и др.

Материально-техническая база химического факультета ЮФУ обеспечивает: проведение лекций - аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; выполнение лабораторных работ по общим и специальным дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий; проведение семинарских занятий - компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.

На 4 курсе предусмотрена производственная химико-технологическая практика, которая проводится на химических предприятиях и фирмах области, в лабораториях научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центрах (НОЦ), входящих в состав Южного федерального университета:

ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» , Ростов-на-Дону,

Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, Ростов-на-Дону,

Экспертно-криминалистический региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления, Ростов-на-Дону,

Региональный лабораторный центр Ростовской геолого-разведовательной экспедиции, Ростов-на-Дону,

НКТБ «Пьезоприбор», Ростов-на-Дону,

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области,

ООО «Дрожжевой завод», Ростов-на-Дону,

Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, г. Ростов-на-Дону

ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», г. Новошахтинск, Ростовская область,

ОАО Ростовский виноводочный завод,

Химическая лаборатория ОАО Ростсельмаш,

ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону.

Выпускники по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» трудоустраиваются:

В лабораториях государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);

В исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих);

В научно-исследовательских институтах Российской академии наук; а также в учреждениях системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.