Индивидуальная автомастерская - общие вопросы - разное - каталог статей - автомеханик. Открываем свой автосервис с нуля

Российский парк автомобилей растет с каждым днем и явно не скоро исчерпает свой потенциал. Соответственно, услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей очень востребованы, и спрос на них уменьшаться не будет. Даже новые машины требуют, как минимум, сезонной замены резины и периодического обновления расходников, а в автомобиле с большим пробегом всегда можно найти, что отремонтировать. Современная высокотехнологичная «начинка» автомобилей практически не оставляет шанса автовладельцам справиться с поломками своими руками или при помощи «самоделкиных». Без профессионального оборудования и специально обученных людей здесь не обойтись. Поэтому сегодня поговорим о том, как открыть автосервис.

Определите свою нишу

Какие услуги наиболее востребованы у автолюбителей?

  • Шиномонтаж – каждую осень и весну автомобилисты штурмуют шиномонтажные мастерские, чтобы «переобуться» и по необходимости отбалансировать колеса. Этой услугой пользуются почти все автовладельцы. Кроме того, состояние наших дорог заставляет обращаться в шиномонтажку гораздо чаще, чем 2 раза в год.
  • Ремонтные работы – все, что связано с починкой, заменой агрегатов, узлов, деталей автомобиля.
  • Кузовные работы – покраска автомобиля, исправление дефектов кузова после ДТП.
  • Диагностика и ремонт автоэлектрики и электроники.
  • Предпродажная подготовка – диагностика, ремонт, придание автомобилю «товарного» вида перед продажей.
  • Тюнинг – сервис по установке дополнительных опций, изменению настроек оборудования и внешнего вида кузова.
  • Автомойка, как сопутствующая услуга.

Вы можете сосредоточиться на предоставлении одной-двух услуг и открыть узкоспециализированную мастерскую. Создание полноценного автосервиса предполагает оказание полного комплекса услуг по ремонту и обслуживанию автомобиля. Какой вариант автомастерской вы выберете, зависит от ваших инвестиционных возможностей, конкурентной ситуации на рынке вашего города и личных предпочтений. Несмотря на высокую конкуренцию в этой сфере, при грамотном подходе к делу без клиентов вы не останетесь.

Регистрация бизнеса

Итак, вы настроены открыть;бизнес автосервис. С чего начать? Зарегистрируйте свое предприятие.

Для небольшой автомастерской , для многофункционального центра лучше . Если в вашем регионе к автосервисным предприятиям , можете работать по этому налоговому режиму или .

Лицензирование данного вида услуг отменено, поэтому вам останется только получить разрешительные документы в Государственном пожарном надзоре и СЭС, заключить договоры на аренду или покупку помещения, на поставку коммунальных услуг, на вывоз отходов.

Производственная площадка

Строить новый центр технического обслуживания автомобилей — процесс не только затратный, но и долгий, начиная от покупки (аренды) земельного участка и получения различных согласований, и заканчивая непосредственно строительными работами. Проще открыть автосервис в гараже или ангаре, бывшем производственном помещении.

Для размещения 4-х рабочих постов, склада запчастей, приемной комнаты для клиентов и офиса достаточно помещения 250 – 300 кв. м. Желательно рядом организовать парковочные места для отремонтированных или ожидающих обслуживания автомобилей.

Лучше, чтобы автомастерская находилась недалеко от оживленной трассы, автозаправочной станции, парковки или гаражного комплекса.

К помещению сервиса санэпиднадзор и пожарная служба предъявляют следующие требования:

  • автосервис не может располагаться в жилом или общественном здании;
  • мастерская должна находиться на расстоянии не менее 15 м от жилых зданий и 50 м от детских и медицинских учреждений;
  • помещение должно быть оборудовано водоснабжением и канализацией;
  • помещение должно отапливаться в холодное время года и иметь приточно-вытяжную вентиляцию;
  • в автомастерскую должен проникать естественный свет, помещение оборудуется взрывобезопасным искусственным освещением;
  • смотровая яма и стены помещения облицовываются керамической плиткой, полы – метлахской плиткой;
  • для работы одного сотрудника требуется площадь не менее 5 кв. м;
  • обязательно наличие душа и санузла;
  • работники обеспечиваются шкафчиками для одежды, средствами защиты (перчатки, очки, респираторы).

Оборудование автосервиса

Чтобы открыть автосервис с нуля, придется закупить все необходимое для мастерской, начиная от рабочего инструмента, заканчивая сложным диагностическим оборудованием:

  • двухстоечные подъемники;
  • стенд развал-схождения;
  • шиномонтажный и балансировочный станки;
  • рихтовочное и сварочное оборудование;
  • диагностический сканер;
  • покрасочное оборудование;
  • установка для промывки топливной системы и замены масла;
  • компрессор со сжатым воздухом;
  • домкраты, трансмиссионная стойка;
  • пневматические и ручные инструменты (ключи, отвертки, шуруповерты и прочее).

Набор персонала

Персонал – самое больное место для любого владельца автомастерской. Найти профессионалов автосервиса будет нелегко. Несколько опытных автослесарей, возможно, придется переманивать из других СТО, предложив им более выгодные условия. Привлечение специалистов обойдется недешево, но оно того стоит. «Рукастый» мастер наверняка приведет за собой не одного постоянного клиента. Контакты хороших специалистов часто передаются автолюбителями из рук в руки, и ехать к конкретному автомастеру водители готовы хоть на другой конец города.

В дальнейшем необходимо позаботиться о выращивании собственных квалифицированных кадров из подмастерьев.

Вам понадобятся: по одному мастеру на каждое рабочее место (механик, электрик, моторист, кузовщик – в зависимости от профильного направления вашего сервиса) и пара человек «на подхвате»; приемщик для работы с клиентами по оформлению заказов.

Заработная плата автомеханика состоит из небольшой фиксированной части и процентов от каждого выполненного заказа, обычно в размере 30-50%.

Сколько стоит открыть автосервис?

Основные затраты на открытие автосервиса — это аренда помещения и покупка оборудования. Если вы настроены на серьезные инвестиции – готовьте от 3,5 до 4,5 млн. рублей. Автомастерская поменьше и попроще, предоставляющая комбинацию нескольких самых «ходовых» услуг, обойдется в 1 – 1, 5 млн. руб. и может приносить доходы в пределах 60 – 350 тыс. руб.ежемесячно.

Узкоспециализированный пункт обслуживания автомобилей будет стоить недорого, например, шиномонтаж можно открыть всего лишь за 250 – 350 тыс.руб. Правда и доход такая мастерская будет давать небольшой – не более 30 тыс. руб. в месяц.

В среднем автосервис как бизнес окупается за 1 — 3 года при рентабельности 20 – 40%.

Как правило, небольшие автомастерские, поработав некоторое время и заимев собственную клиентуру, в дальнейшем идут на расширение бизнеса, или, наоборот, сосредотачиваются на предоставлении двух-трех самых рентабельных услуг. Начинающему владельцу автосервиса целесообразно пойти именно по такому пути.

Запуск работы

Для вновь открытого автосервиса потребуется провести рекламные мероприятия. Необходимо размесить наружную рекламу или навигацию, чтобы потенциальные клиенты могли легко вас найти. Объявления в специализированной прессе, на парковках, в гаражах также помогут привлечь автовладельцев в вашу мастерскую.

По близлежащему району можно распространить листовки; подготовить и оставить визитки в организациях, офисах, магазинах.

Неплохо позаботиться и о будущей узнаваемости автосервиса: разработайте фирменный стиль, обеспечьте работников спецодеждой с вашей символикой, изготовьте вывеску.

С началом работы автомастерской перед вами возникнет вопрос закупки запчастей. К моменту открытия вы уже должны определиться с поставщиками и подписать с ними соглашения о поставках. Первое время можно работать «под заказ», если поставщики будут в состоянии быстро доставлять необходимые запчасти, а самые ходовые детали необходимо иметь в наличии и покупать с запасом. Не забывайте заблаговременно готовиться к сезонным пикам, чтобы не столкнуться с проблемой дефицита нужных запчастей на оптовых складах. Большие объемы закупок целесообразно совместить с продажей запчастей, организованной на территории автосервиса.

MS Word Объем: 41 страница

Бизнес-план

Отзывы (180)

Бизнес-план автосервиса даст возможность обзавестись любимым делом на законной основе. Вы только обратите внимание, как стремительно развивается мировая автомобильная индустрия, все больше и больше появляется новых марок и моделей автомобилей. Минивэны и джипы, семейные уютные авто и элегантные дамские автомобили заполонили наши улицы. Вот поэтому так важно иметь место, куда можно обратиться в случае поломок.

Бизнес автомастерской предназначен для деловых людей, которые стремятся к успеху и в состоянии сделать свою предпринимательскую идею работающей и эффективной. Вы найдете на страницах документа описание этапов формирования кузовного цеха, а также предоставлены расчеты оборудования боксов для ремонта автомобилей. Подробный финансовый план поможет избежать острых углов, а тщательно проработанная стратегия - простоев оборудования.

Изучите документ, чтобы воспользоваться идеями и экономическими расчетами специалистов, ведь не нужно выдумывать велосипед, если он уже давно придуман. Вы можете взять за основу цифры и доработать собственные разделы, если будет желание сделать узкоспециализированное предприятие, такое как грузовой автосервис или современную мойку с дополнительными услугами.

Представленный документ способен избавить от ряда ненужных шагов и долгих поисков дополнительной информации. Раздел о технико-экономических данных оборудования поможет вам сделать расчеты по своим требования и возможностям, а оценка рисков сведет на нет неверные шаги и ложные умозаключения. Автомобильный парк страны продолжает расширяться, будьте в авангарде компаний, которые возьмут на себя обслуживание железных коней.

Рынок авто-услуг набирает обороты, причем не только в крупных городах, но и на периферии. Над тем, как открыть автосервис, задумываются многие предприниматели, причем большинство из них делают выбор в пользу небольшой мастерской. Открыть свой мини-автосервис проще с точки зрения затрат: если для создания солидного автосервиса и миллиона рублей не хватит, то небольшая мастерская обойдется на первых порах в 15-20 тыс. долларов.

Что необходимо для того, чтобы открыть с нуля маленький автосервис? Юридическое оформление документов для открытия частного автосервиса в этом случае точно такое же, как и в случае с солидной компанией. Система налогообложения и лицензирования в маленьком автосервисе также абсолютно аналогична. Оборудование небольшой автомастерской зависит от видов и объемов услуг, которые планируется в ней оказывать. Эти детали необходимо просчитать перед тем, как начать организацию автосервиса.

На чем точно не стоит экономить при создании данного бизнеса, так это на техническом оснащении. Даже для мини-автосервиса необходимо современное диагностическое оборудование, стоимость которого составляет около 10 тыс. долларов. Кроме того, обязательно потребуется стенд правки аварийных кузовов и подъемник. Важно обеспечить высокое качество подъездных путей, построить нормальную дорогу к автосервису. Ну и, конечно же, не стоит забывать о привлечении клиентов – именно от них зависит валовая прибыль автосервиса.

В связи с постоянным увеличением автомобилей на душу населения по-прежнему высоко значение автосервиса и его место в современном обществе. Сколько можно заработать на начальном этапе, открыв автосервис на 2-3 поста? Все зависит от различных нюансов. Строя планы о том, с чего и как начать бизнеса, как организовать автомастерскую, не стоит забывать о том, что удобное местоположение автосервиса – это львиная доля успеха. Мини-автосервис, расположенный вблизи оживленной трассы, может принести намного больше прибыли, чем солидная мастерская, которая находится на значительной удаленности от дороги.

Рентабельность автосервиса, его прибыльность зависит и от того, насколько перспективные направления деятельности вы выберете. Например, в схему открытия маленького автосервиса вполне укладывается шиномонтаж – затраты на это потребуются небольшие, а спрос на услуги стабильно высок. Организация поста диагностики в автосервисе также весьма необходима, поскольку позволит привлечь больше клиентов.

В организации работы с клиентами автосервиса с целью их привлечения поможет разработка анкеты, где можно будет высказывать предложения по улучшению качества услуг. Ориентируясь на потребности клиентов, вы сумеете повысить свою репутацию. Желая больше узнать об организации работы автосервиса, вы можете читать специальные книги, тратя на их изучение многие месяцы. Но есть вариант лучше: для этого достаточно изучить профессиональный бизнес-план автомастерской. В нем содержится подробная информация об особенностях ведения бизнеса автосервиса.


В настоящее время на 1000 россиян приходится порядка 170 автомобилей, и эти цифры постоянно увеличиваются. Немудрено, что открытие новых автосервисов приносит их владельцам вполне ощутимые доходы. Бизнес по открытию автомастерской включает в себя ремонт автомобилей, автостекол, бамперов и других деталей, подборку краски на авто.

Открывая свой автосервис, о кузовном ремонте задумываются далеко не все бизнесмены. Дело это достаточно дорогостоящее, зато и прибыль радует. Кузовной ремонт представляет собой целый комплекс работ, спрос на которые растет с каждым днем. Важно предложить клиенту безупречное качество услуг, поскольку стоимость их очень высока. В связи с этим имеет значение квалификация мастеров, выполняющих довольно сложную работу. В автосервисе могут трудиться разные виды механиков, но осуществляя поиск кадров для автосервиса, пристальное внимание надо обращать на опыт работы специалистов и уровень их мастерства.

Создавая автосервис своими руками, думая, с чего начать дело, следует учесть, что местоположение мастерской кузовного ремонта не имеет особого значения. Если вы сумеете создать себе репутацию качественного автосервиса, в котором любые работы, в том числе и слесарные, выполняются на очень высоком уровне – от клиентов не будет отбоя.

Для начинающих бизнесменов вопросы «Как открыть автосервис, с чего начать бизнес, какое значение имеет диагностика при кузовном ремонте?» вполне закономерны. И чаще всего трудности связаны с распределением финансовых средств. Следует понимать, что в число основных затрат следует внести расходы на оборудование, необходимое для автосервиса при выполнении кузовных работ. Причем особое значение имеет правильный выбор оборудования для диагностики, автосервис, который имеет все необходимое оснащение, обладает более серьезными шансами найти своего клиента. В диагностическом отделении автосервиса производятся самые важные работы, без которых невозможен качественный кузовной ремонт.

Организация автосервиса может также предусматривать кузовные работы и грузовых авто. Несомненно, расходы на создание бизнеса в этом случае увеличатся. Окупаемость грузового автосервиса предсказать трудно, так как в этом случае имеет значение возможность договориться с владельцами транспортных компаний, которые будут по договору отправлять свои авто на ремонт именно к вам. Партнерский бизнес в грузовом автосервисе – основной залог успеха.

Составляя бизнес-проект автосервиса, все чаще бизнесмены обращаются за помощью к профессиональному примеру бизнес-плана открытия автосервиса с нуля с готовыми расчетами. В нем содержится подробное описание деятельности автосервиса, общая экономическая информация по автосервису, которая позволит сориентироваться на современном рынке услуг по кузовному ремонту. Какова стоимость бизнеса при создании автомастерской, насколько важна в этом бизнесе такая услуга, как диагностика автомобильной электроники – имея под рукой грамотный финансовый документ, легко разобраться во всех нюансах и избежать ошибок. Узнав, с чего начать и как сделать первые шаги в этом бизнесе, вы сумеете составить конкуренцию самым солидным компаниям.


Решив открыть автосервис в условиях финансового кризиса, при дефиците первоначального капитала, многие предприниматели делают ставку на собственный гараж. Ориентировочный бюджет проекта на открытие солидного автосервиса исчисляется миллионами, что, несомненно, по карману лишь немногим. Открытие собственного автосервиса по ремонту автомобилей, по их покраске в гараже, требует гораздо меньших затрат, но при этом требования к данному виду бизнеса сохраняются практически в полном объеме, что становится не совсем приятным сюрпризом для начинающего предпринимателя.

Пакет документов для открытия работы автосервиса в собственном гараже включает в себя сертификат соответствия, дающий право на выполнение конкретных видов работ, разрешение Роспотребнадзора, договор с руководителем гаражного кооператива. Лицензирование услуг автосервиса уже не обязательно, что на руку начинающим бизнесменам.

Но отмены сертификации работ для автосервисов пока не ожидается, поэтому открытие своего дела в гараже также требует определенных хлопот. Занимаясь бизнесом нелегально, предприниматель подставляет свое дело под серьезный удар. Открывая автосервис по ремонту автомобилей в частном гараже, решая с чего начать, многие бизнесмены даже не предполагают, сколько их ожидает трудностей, чтобы легализовать свой бизнес.

Особенности открытия автосервиса таковы, что наличие гаража еще не означает, что вам удастся без проблем выполнить задуманное. Прежде всего, «эксплуатация» гаража возможна лишь после получения разрешения, подписанного руководителем гаражного кооператива. Далее необходимо согласовать открытие автосервиса с Роспотребнадзором. Гараж, в котором планируется открыть автосервис, должен соответствовать строгим требованиям. Проводя экспертизу помещения, специалисты оценивают уровень естественного освещения в гараже, условия водоотведения, канализации и вентиляции, возможности утилизации отходов.

Рассчитывая окупаемость автомастерской, затрат на автосервис, следует учитывать, что в гараже должно быть предусмотрено наличие душа и туалета для работников мастерской. Основные требования к автосервису включают в себя также необходимое удаление от жилой зоны – до нее должно быть не менее 50м. Серьезное внимание при вводе гаража в эксплуатацию будет уделяться и охране окружающей среды на автосервисе.

Размышляя над тем, как построить бизнес, как открыть автосервис и постоянно увеличивать прибыль, следует понимать, что основа успешного управления автосервисом – это умение привлечь клиента. Что любят клиенты, с чего начать частный автосервис – над этим необходимо задуматься еще до того, как будет получено разрешение на ведение данной деятельности. Основными каналами обращения клиентов в гаражный автосервис может стать «сарафанное радио», когда автовладельцы, оставшиеся довольные обслуживанием, рекомендуют вашу точку своим друзьям, а также точечная реклама.

Основные организационные моменты подробно освещаются в образце бизнес-плана открытия автосервиса. Изучив его, бизнесмен без труда разберется в таких нюансах деятельности автосервиса, как особенности заключения договоров на поставки оборудования и запчастей, узнает об основных объектах налогообложения на примере других автосервисов. Как открыть свой бизнес – автосервис в гараже – детально описано в этом документе, и никакой форум для начинающих не даст подробных ответов на самые важные вопросы.

Что лучше открыть – автосервис, мойку, шиномонтаж: задаваясь таким вопросом, многие бизнесмены делают выбор в пользу автосервиса. Во-первых, по причине не слишком высоких затрат, если речь идет о мини-автосервисе, во-вторых, перечень услуг в подобном бизнесе довольно широк, что позволяет привлечь множество клиентов. Автосервис – не самый большой по объему бизнес, тем не менее, он тоже требует вложений, иногда достаточно значимых. Делая эти вложения, важно правильно распределить их и просчитать, хватит ли имеющейся суммы на развитие бизнеса.

Покраска и кузовной ремонт неразделимы, и если вы решили создать на своем автосервисе участок кузовного ремонта, то одновременно с этим следует продумать и организацию малярки. Открытие участка окраски в автосервисе обойдется в солидную сумму, причем экономить на расходных материалах или оборудовании не получится – результат, как говорится, «на лицо», и малейший брак будет заметен невооруженным глазом.

Организация участка покраски авто не менее важна, чем создание поста диагностики. И никакой мега-профессионал не сможет качественно выполнить работу, если под рукой у него будет дешевое оборудование.

Организация работ и обслуживания в автосервисе начинается с определения перечня услуг, которые будут оказываться в мастерской. Это важно сделать еще до того, как вы получите документы, необходимые для работы в автосервисе, поскольку каждый вид услуг должен быть сертифицирован. Это касается и организации малярных и медницких работ в автосервисе. Основной недостаток автосервиса, в котором планируется организация автомалярки – высокие цифры в смете на приобретение оборудования.

Дороже всего обойдется покрасочно-сушильная камера. Конечно, бокс-камеру для покраски автомобилей можно соорудить в автосервисе своими руками, что позволит сэкономить около 15 тыс. долларов. Но, бизнесмены, которые уже имеют опыт открытия автосервиса, крайне не советуют экономить на качественном оборудовании, которое должно соответствовать требованиям безопасности.

Для оптимизации производственных процессов в автосервисе, на малярном участке нелишним будет завести на каждого клиента специальную карточку, в которой должно быть описание повреждений автомобиля, а также указано, какая краска уже была использована в процессе ремонта. Наличие склада-магазина в автосервисе позволит избежать проблем с дефицитом расходных материалов и запчастей.

Рассуждая о том, выгодно ли открытие автосервиса, и существуют ли минусы в этом бизнесе, не следует забывать о том, что огромное значение имеет четкое планирование. Для чего это нужно? Автосервис и все, что с ним связано, может принести солидную прибыль. Но только в том случае, если вы четко знаете, как строится организация труда в автосервисе, насколько важно оказывать внимание клиентам, какая организационно-правовая форма выгодна для автосервиса и как осуществляется в автосервисе контроль от собственника, что представляет собой блок-схема организации процесса оказания услуг.

Бизнес состоит из деталей, незначительных мелочей в нем нет. И один из важнейших элементов организации своего дела – профессиональный бизнес-план кузовного ремонта, в котором содержится вся необходимая информация. Стоит это понять – и вы уже на полпути к вершине небывалого успеха.

Создание индивидуальной авторемонтной мастерской

Основной проблемой в организации полноценной мастерской является недостаток свободных площадей - гаражи автовладельцев либо чем-нибудь заняты или захламлены, либо у автовладельцев гаражей просто нет.

С точки зрения организации новой мастерской последний случай (отсутствие гаража) является просто идеальным! У вас нет никаких отягощений, у вас нет никаких причин ломать голову над проблемой переоборудования старого гаража в новое качество, у вас нет н-и-ч-е-г-о! Просто прекрасно!

1. Приобретаете земельный участок;

2. Заказываетe проект мастерской в официальной конторе.

3. Проводите необходимые согласования с кучей чиновников;

и для начала, пожалуй - и всё! Потом материалы, рабсила, строительство. Снова согласования и прочие хлопоты... Ну, да, конечно, до начала всех этих дел, в процессе и после потребуется некоторая кучка "зелени", но ведь для вас это мелочи, не так ли?!. Если своих нет - возьмёте у богатенького родителя... Хотя, что это я... Если у вас богатенькие родители, то зачем вам понадобилась какая-то автомастерская с массой хлопот впридачу?!.....

...Извините, пошутил...

Значит исходим из предпосылки, что самое большее что у вас сейчас имеется - стандартный бокс, что богатеньких родственников, готовых запросто предоставить неограниченный кредит, у вас на горизонте не просматривается, что затраты материальных средств и времени нужно минимизировать... Круг замкнулся...

Существует вариант, значительно проще в организационном плане и дешевле, чем строительство с нуля. Это - купить гараж, находящийся справа или слева от вашего бокса, а лучше - сразу оба. Обычно стены между гаражами не являются несущими, их можно либо убрать полностью, чтобы получить просторный зал, либо устроить в них проёмы. И вы получаете помещение с общей площадью около 60 кв. м, что достаточно для приличной индивидуальной мастерской. Затем прикупите оборудование, устроите хорошее освещение и вентиляцию... Это придумал не я. Это увидел я. Увидел в период организации и вижу регулярно, когда прохожу мимо...

Трудятся здесь молодые парни, старшему (он же и владелец), на вид лет тридцать. Сколько на самом деле не говорит - стесняется, наверное... Ремонтируют преимущественно старые автомобили любого происхождения, занимаются шиномонтажом. Берут в ремонт двигатели и автомобильные агрегаты. Для желающих готовят автомобили к последующей окраске. Ремонтируют электрооборудование! И вообще трудно сказать чем они НЕ занимаются.
Здесь один стационарный правильный стенд для больших кузовов, на этом же стенде правятся кузова ВАЗ и подобные. Один подъёмник. Одна осмотровая яма. Моторы и прочие агрегаты ремонтируют в другом гараже (как бы их филиал), окраска кузовов производится в автосервисе. Довольно сложная организация, но насколько я могу судить - весьма успешная. Мастерская эта работает круглогодично, зимой помещение отапливается двумя дровяными печами, стены и потолок утеплены, утеплены и мощные ворота. Мастерская эта, насколько мне известно, законно оформлена...

А теперь вернёмся к теории, познакомимся с материалами и рассуждениями, изложенными в умных книгах. В связи с разнообразием параметров реальных ремонтных мастерских представлен лишь краткий обзор наиболее интересных технических решений относительно организации рабочего места для ремонта кузовов. Изложенные далее материалы заимствованы из книг:

1. Карл Дамшен. Ремонт автомобильных кузовов.

2. В. Кобус. Современные методы ремонта кузовов легковых автомобилей.

3. В.С. Лапин, В.В. Вольберг. Ремонт и восстановление кузовов автомобилей.


КУЗОВО РЕМОНТНЫЙ УЧАСТОК
Участок ремонта кузовов на станции технического обслуживания может представлять собой один пост, систему постов или существовать в виде жестяницко-окрасочного отделения., В последние годы кузоворемонтные участки стали размещать в отдельных строениях. Производственная программа таких участков включает в себя ремонт кузовов, окраску и противо­коррозионную защиту.
Оборудование кузоворемонтного участка подбирается в зависимости от производственной программы. Эта программа может включать в себя три степени повреждений кузовов, каждая из которых требует соответствующий вид оборудования:

первая степень повреждений охватьвает неглубокие вмятины внешних панелей кузова;

вторая степень повреждений включает в себя средние вмятины на наружных и внутренних панелях без нарушения положения базовых точек основания кузова (точек крепления агрегатов шасси);

третья степень - это значительная деформация наружных и внутренних панелей с одновременным искажением расположения базовых точек основания.



Рис. 1.. План кузоворемонтного участка:
1 - сварочный полуавтомат Minimag -125; 2 - аппарат для контактной сварки RZP-2А; 3 - передвижной домкрат DHPs; 4 - стеллаж для снятых деталей автомобиля на время ремонта; 5 - двухместный слесарный стол; 6 - специальный стеллаж для элементов устройства КWCS; 7 - специальный стеллаж для шаблонов и калибров; 8 - специальный стеллаж для оборудования стенда Кар Бенч; 9 - высокие подставки для стенда Кар Бенч; 10 - шкаф для электроинструмента; 11 - шкаф для пневмоинструмента; 12 -электрозаточной станок (двусторонний); 13 - опорные профили КWCS; 14 - рамный натяжитель устройства HZC-8; 15 - опора устройства HZC-8;
I - пост-площадка; II - пост с опорными профилями; III - пост с ремонтным подъемником для восстановления кузова


Для ремонта кузова с повреждениями первой степени достаточно набора универсального жестяницкого инструмента. Повреждения третьей степени требуют полного оснащения участка, как это показано в качестве примера на рис. 1. Промежуточного уровня оснащения требуют повреждения второй степени.

ПЛАНИРОВКА И ОСНАЩЕНИЕ РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНОГО ПОСТА
Важное место в технологии ремонта кузовов занимают разборочно-сборочные операции. Для осуществления ремонта приходится демонтировать внутреннее и наружное оборудование и агрегаты шасси. Говоря об оборудовании, обычно имеют в виду бамперы, молдинги, стекла, стекло­подъемники, замки, разного рода ручки, обивку, панель приборов. Из агрегатов шасси приходится снимать двигатель, подвески, трансмиссию. Объем монтажно-демонтажных работ зависит от степени повреждения кузова и каждый раз определяется индивидуально.
Выполнение разборки и последующей сборки требует соответствующего оснащения участка универсальным и специальным инструментом. Ниже приведен перечень универсального и специального инструмента для разборочно-сборочных работ:

Универсальный инструмент
1 - 8. Ключи плоские с открытым зевом для граненых гаек ("Рожковые") : 6x7,8x9,10x11,12x13,14x15,14x17,19x22, 25x27.
9 - -15.Ключи изогнутые гаечные кольцевые 6x7, 8x10, 9x11,12x14,13x15, 14x17,19x22.
16. Держатель гаечных головок с трещоткой.
17. Карданный шарнир для головок.
18-20. Удлинители для гаечный головок: 38,120 и 250 мм.
11-28. Гаечные головки: 8,10,13,14,17,19, 22, 24.
29. Динамометрический ключ.
10, 31. Электротехнические отвертки 6x100, 3x170. 12-34. Слесарные отвертки: 5x125, 7x169, 9x200. 15, 36. Крестообразные отвертки АК-150; еА, 08.
37. Пассатижи универсальные 160.
38. Пассатижи плоские (плоскогубцы) 160 9,40. Плоские напильники: 100, 200.
41. Трехгранный напильник 125.
42. Слесарное зубило 10x16x200.
3-45. Пробойники; ^3x110, 05x120, 05x129. 46. Слесарный молоток 0,5.
47. Резиновый молоток 0,5 кг.
48. Шабер слесарный трехгранный 125.
49. Щетка стальная проволочная.
50. Щуп универсальный.
51. Штангенциркуль 140.
52. Щипцы для наружных стопорных колец.
53. То же, для внутренних.
54. Ножовка по металлу (станок) регулируемая.
55. Ножовочное полотно по металлу двустороннее.
56. Ножницы 180.

Специальный инструмент и приспособления

1. А.70509. Опора для поддержки коробки передач.
2. А. 55035. Ключ для монтажа и демонтажа коробки передач.
3. А.50095. Ключ шарнирный для монтажа и демонтажа стартера.
4. А.57020. Ключ для монтажа и демонтажа амортизаторов.
5. А.70506. Поперечина для установки двигателя.
6. А.60537, Траверса для поднятия двигателя.
7. А.47035. Съемник для шаровых шарниров рулевого управления.
8. А. 78007. Приспособление для снятия щитка ручки стеклоподъемника.
9. А.74112. Приспособление для сжатия винтовых пружин передней подвески.
10. А.78025.Приспособление для снятия и установки ручки стеклоподъемника.
11. А.78018. Приспособление для снятия декоративных накладок стекол дверей.
12. А.78010. Приспособление для монтажа декоративной накладки желоба крыши.
13. А.78024. Приспособление для установки декоративной полоски в уплотнитель ветрового и заднего стекол.
14. А.40005. Съемник винтовой универсальный.
15. А.55044. Ключ для регулировочных гаек тяг механизма управления коробки передач.
16. А.74170. Шаблон-калибр для проверки геометрии основания кузова.

Для выполнения подготовительных работ должен быть организован пост для разборки и сборки. На рис. 2 и 3 приведены два варианта планировки такого поста, позволяющего правильно осуществить демонтаж агрегатов и оборудования кузова, а затем установить их на место.
В первом варианте (см. рис. 2) работа ведется на подъемнике. На посту может находиться только один автомобиль. Во втором случае имеется дополнительная площадка для другого автомобиля и работа может вестись одновременно и на подъемнике и на площадке. По оснащению оба варианта одинаковы. Площадь поста в первом варианте составляет 52 м2 , а во втором - 72 м2 . Второй вариант позволяет значительно эффективнее использовать оборудование поста.



Рис. 2. Пост разборочно-сборочных работ (первый вариант): 1 - передвижные степлажи RК-8; 2 - домкрат DHPS-1,6; 3 - регулируемые подставки (низкие) РN-1; 4 - инструментальные тележки NN-1; 5 - слесарный стол; 6 - углекислотный огнетушитель; 7 - порошковый огнетушитель; 8 - ящик для отходов; 9 - ящик для ветоши; 10 - кран для отбора воды; 11 - стеллажи для снятых составных частей автомобиля; 12 - гидравлический передвижной кран "Жираф-50"; 13 - инструментальный стеллаж RW-19; 14 - инструментальный шкаф SW-13; 15 - двухстоечный подъемник SDO-2,5L; 16 - решетка для стоков


Рис. 3. Пост разборочно-сборочных работ (второй вариант) :
1 - углекислотный огнетушитель; 2 - порошковый огнетушитель; 3 - ящик для отходов; 4 - ящик для ветоши; 5 - кран для отбора воды; б - передвижные стеллажи RК-8; 7 - стеллажи для снятых составных частей автомобиля; 8 - домкрат DHPS -1,6; 9 - слесарный стол; 10 - инструментальные тележки NN-1; 11- инструментальный шкаф SW-19; 12 - инструментальный стеллаж PW-13; 13 - гидравлический передвижной кран "Жираф-50"; 14 - электрозаточной станок; 15 ~ регулируемые подставки (низкие) PN-1; 16 - двухстоечный подъемник SDO-2,51; 17- решетки для стоков


КОМПАКТНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО-2000

Как говорилось выше, лишь в исключительных случаях мастерская располагается в помещениях, площадь которых достаточна, чтобы оптимальным образом организовать процесс ремонта кузовов. Каким образом можно реализовать эту задачу в условиях тесной мастерской? В этой связи полезно рассмотреть опыт некоторых европейских стран. В Финляндии, например, много ремонтных мастерских, рабочую площадь которых в связи с высокой стоимостью строительных работ с самого начала планируют очень экономно. Неудивительно, что в стране, которая сама выпускает стенды Autorobot, для правки автомобильных кузовов используют устройства, занимающие ограниченную площадь: одно рабочее место - не более 4,4x6,5 м (рис. 1).


Кроме того, Autorobot предлагает различные системы правки, сконструированные по принципу агрегатирования, когда основной рабочий узел минимального размера удачно комбинируют с дополнительными устройствами, превращая его в комплектный стенд для правки. Фирма Autorobot называет такую модульную систему «сателлитной» (рис. 2). Возможность размещения «сателлитной» системы на ограниченной производственной площади имеет очень большое значение. Так рассчитано и реализовано на практике размещение на площади всего в 11x12 м пяти рабочих мест.
Это название отражает сущность системы. Роль «сателлита» в рассматриваемой системе выполняет подъемное устройство (Рис.3),

которое способно обслужить до четырех стендов для правки, причем речь идет как о небольших, так и о крупных стендах, в зависимости от свободной рабочей площади, удобства выполнения работ (рис.4), и производительности процесса правки

При этом все стенды для правки комплектуют взаимозаменяемыми наклонными въездами (рис.5 а,в).

Измерительная дуга универсальной измерительной системы Autorobot очень удачно приспособлена для определения параметров верха кузова.

В рассматриваемую концепцию оптимального использования рабочей площади очень удачно вписывается мобильное и системно оформленное рабочее место Horrido (рис. 6).


Рис. 6. Рабочее место Horrido.

Учитывая минимальные площади для рабочего места-2000, логично разместить инструменты и приспособления в непосредственной близости от выполняющего ремонт работника. Ручной инструмент размещают таким образом, чтобы его было удобно взять, находясь в любой точке ограниченного рабочего пространства Например, рядом с аппаратом для контактно-точечной сварки подвешивают электроды разной длины и слесарный инструмент. Недалеко располагаются необходимые для шлифовки принадлежности: защитные очки, наушники, клейкая лента для защиты лаковой поверхности и т. п. Horrido представляет собой шкаф на четырех поворотных роликах, который имеет следующие габариты: ширину 1,6 м, высоту 1,8 м, глубину 0,65 м, и разделен на верхнюю и нижнюю части. В нижней части подвешивается сварочное оборудование для контактно-точечной, газовой и электродуговой сварки в среде защитного газа. Шланги свернуты в виде запираемых бухт. Свернут в бухту и кабель, присоеди­няемый к корпусу аппарата для сварки в среде защитного газа. Сварочные щипцы аппарата для контактно-точечной сварки уложены в специальный выдвижной ящик. В той части шкафа, где хранятся сварочные аппараты, находятся три розетки на 220 В и одна на 380 В. Рядом располагаются стационарно подсоединенный к шкафу удлинитель на 220 В и шланг со сжатым воздухом, смотанный в запираемую бухту. Для пользования всеми аппаратами необходим лишь один ввод сжатого воздуха и одна розетка на 380 В. Обеспечение напряжением 220 В осуществляется от трансформатора. Та часть шкафа, в которой находятся сварочные аппараты, герметично закрывается. В задней части шкафа находятся запасные баллоны с кислородом, ацетиленом и защитным газом. Для удобства замены баллонов задняя стенка легко снимается. Верхняя часть шкафа предназначена для инструментов и снабжена двустворчатыми дверями. Любая часть двери может быть откинута и зафиксирована на корпусе шкафа. Инструментальное отделение выполнено из перфорированного листа, благодаря чему снаружи очень удобно развешивать инструменты.
В данной статье в связи с разнообразием параметров реальных ремонтных мастерских представлен лишь краткий обзор наиболее интересных технических решений относительно организации рабочего места для ремонта кузовов. При намерении расширить мастерскую, создать дополнительные площади или оптимизировать производственный процесс следует воспользоваться рекомендациями соответствующих специалистов.

Оптимальная организация РАБОЧЕГО МЕСТО ДЛЯ РЕМОНТА КУЗОВОВ

Относительно оптимальной организации рабочего места для восстановления кузовов постоянно возникают новые идеи. Это обусловлено как стремлением повысить рентабельность рабочего процесса, так и появлением на рынке сбыта нового, более совершенного ремонтного оборудования. Практика показывает, что оснащение рабочего места расположенной под потолком монорельсовой направляющей для подвешивания инструментов и оборудования, которые благодаря этому могут быть подтянуты к любой точке кузова, является слишком дорогим мероприятием, а возможности такого перемещения используются крайне редко. Обычно рабочее место оборудуют верстаком, который стационарно устанавливают в наиболее освещенном месте помещения, то есть как можно ближе к окну, где падает естественный дневной свет. Именно в этой зоне рабочего помещения и производится основной ремонт независимо от того, восстанавливается передняя или задняя части кузова: автомобиль просто поворачивают соответствующей стороной к окну.
Итак, монтаж специальной направляющей для подвешивания ремонтного оборудования является дорогим и нерентабельным мероприятием. Тем не менее практика показывает, что энергия должна подводиться к рабочему месту все-таки сверху, благодаря чему не придется постоянно спотыкаться о лежащие на полу шланги со сжатым воздухом или электрические провода, подвергающиеся при этом частым повреждениям. На вопрос, обоснованы ли высокие затраты на подвешивание аппарата для электросварки в среде защитного газа, дать однозначный ответ не представляется возможным. Что касается использования клещей для контактно-точечной сварки, затраты на создание подвесной системы незначительны, поскольку нужно лишь элементарное балансировочное устройство.
Вентиляционное оборудование, несомненно, следует монтировать под потолком. Для этого нет необходимости в создании специальной системы подвески, поскольку вентилированию подлежит только рабочее место. Удачным решением следует считать использование поворотного рычага с самоторможением и подведением отсасывающего раструба к любой точке рабочего места. Система вытяжки должна отсасывать как сварочный дым, так и маленькие твердые горячие частицы, образующиеся в процессе сварки.
От потолка вернемся к полу. Для стационарной установки стенда для правки необходима площадь 6 х 8 м. Часто оказывается, что стенд мешает ремонту. Эта ситуация в некоторых ремонтных мастерских приводит к тому, что тяжелый стенд для правки иногда вынуждены поднимать талью к потолку. Таких сложностей можно избежать, если с самого начала обзавестись занимающей мало места системой для правки, снабженной встроенным короткоходным рычажным подъемником с платформой (рис. 4), который при необходимости можно использовать для проведения других работ.
Примечание. Такой короткоходный подъемник предназначен главным образом для контроля параметров кузова, так как он имеет высоту хода не более 1 м!
Другую возможность экономии рабочей площади предоставляет использование специального шкафа для инструментов и оборудования Horrido, о котором уже упоминалось в предыдущем подразделе. В таком шкафу могут быть размещены любые инструменты, включая сварочные аппараты. Узел подключения энергии этого шкафа позволяет удобно подвести напряжение 380 В, сжатый воздух, кислород и ацетилен. Хотя Horrido и оснащен роликами, однако положение шкафа, как правило, остается неизменным.
В заключение рекомендация относительно использования инструментов для удаления деформированных элементов кузова. Не рекомендуем использовать пневматическое зубило: возникающий в процессе использования этого инструмента шум достигает 105 дБ, поэтому необходимы дорогостоящие меры как для личной акустической защиты, так и для звукоизоляции рабочего помещения. Кроме того, после использования зубила необходима трудоемкая обработка краев оставляемых деталей кузова. Поэтому устранение сварных точек для отсоединения деформированных деталей кузова следует осуществлять с помощью короткоходной или вибрационной пилы, а также ручной фрезы или дрели со специально заточенными сверлами, или шлифовальной машинки.

ПЛАН РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Основная компоновка ремонтной мастерской (рис 6) по восстановлению автомобильных кузовов должна учитывать следующие положения:

Ремонтная мастерская должна быть обеспечена: Электроэнергией, Водоснабжением и канализацией, Теплом, Подъездной автодорогой.

Всегда должна существовать потенциальная возможность реконструкции помещения и пристройки дополнительных площадей.

Место проведения кузовных работ из-за сильного шума должно быть изолировано от остальных помещений. Кроме того, стены и крыша должны быть снабжены звукоизоляцией.

Площадка для мойки автомобилей не должна примыкать к рабочим помещениям и, тем более, к цеху окраски. Высокая влажность в помещении мойки способствует быстрому корродированию отшлифованной до металлического блеска поверхности кузова, затрудняет адгезию лаковых покрытий к полимерным деталям и неблагоприятно влияет на процесс окрашивания кузова. Кроме того, на моечной площадке часто производят обработку автомобилей с использованием силиконовых полимеров, а силикон, как известно, препятствует адгезии лаковых покрытий.

Базовая площадь одного ремонтного места должна составлять 5x8 м (лучше 6x8 м). Следовательно, она несколько превышает площадь, необходимую для проведения механических работ (4x7 м). Причина - в необходимости обеспечения доступа к автомобилю со всех сторон, чтобы удобно было использовать оборудование для правки. В полу мастерской должны иметься анкеры, используемые при восстановлении формы кузовов. Это дает огромное преимущество, позволяя дополнительно крепить автомобиль, особенно если правке подлежат детали кузова, выполненные из высокопрочной листовой стали.

Несмотря на изоляцию от остального помещения, рабочее место должно хорошо вентилироваться, так как в процессе сварки, восстановления полимерных деталей и склеивания листовых материалов выделяются вредные пары и газы..

Надо стремиться к максимально возможному освещению рабочего места дневным светом. Работоспособность персонала при интенсивном естественном освещении помещения бывает значительно выше, чем при искусственном или недостаточном освещении.


ОБОРУДОВАНИЕ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Следует отдельно рассмотреть оснащение рабочего места и ремонтные инструменты и оборудование.
При оснащении рабочего места необходимо учитывать следующие моменты.

Оправдывает себя обеспечение оборудования и инструментов энергией за счет подвешенного к потолку специального распределителя энергии. В этом случае электропровода и шланги для сжатого воздуха не будут лежать на полу и мешать перемещению сварочных аппаратов, тележки с инструментами и силовой консоли. Подвесной распределитель энергии снабжается, как минимум, тремя розетками на 220 В и одним гнездом для подключения к сети 380 В. Сюда же подводят сжатый воздух с тремя штуцерами для присоединения соответствующего ремонтного оборудования.

На рабочем месте возле стенда для правки должна находиться двухколонная подъемная платформа. Она нужна для установки автомобиля на систему угольников и поднятия стенда для правки вместе с автомобилем на требуемую высоту. Если стенд для правки оснащен собственным подъемником, двухколонная платформа может использоваться для сборки и разборки автомобиля. Для более производительной работы систему правки и измерения оснащают наклонным въездом.

С передней стороны рабочего места должен быть установлен верстак со стационарными тисками. Его используют для подготовки новых деталей, на нем же хранят мелкие инструменты. Рядом с верстаком рекомендуется предусмотреть возможность подключения к ацетилену и кислороду.

Передвижная панель служит для хранения принадлежностей и инструментов стенда для правки и ограничивает рабочее место сбоку. Благодаря ей инструменты хранятся в чистоте и их удобно взять в руки. Кроме того, панель выполняет функцию защиты рабочего места от шума.

Светильники подвешивают к потолку на такой высоте, чтобы рабочее место было хорошо освещено по всей площади (светильники образуют прямоугольник). Подвешенные к потолку поворотные фонари должны принимать любое положение, чтобы ими при необходимости можно было осветить любую часть автомобиля, в том числе и днище.

Наиболее производительны мастерские, рассчитанные на ремонт определенных типов автомашин, в связи с чем при их строительстве целесообразно консультироваться с соответствующими автомобилестроительными фирмами.

Выбор участков для мастерских автосервиса : участок по возможности должен находиться вблизи оживленной автомобильной магистрали.

Основное правило застройки: под застройку отводится 1/3 участка, 2/3 оставляются незастроенными. При проектировании мастерской необходимо учитывать возможность ее последующего расширения (рис. 2).

Для более крупных мастерских принимают в среднем 200 м2 производственной площади на I рабочее место. К этому следует добавить площадь торгового зала, конторы, приемной для клиентов, бытовых помещений и т.н.

При расчете инженерных сетей нужно учитывать большой расход воды на мойку автомобилей.

Производственный двор служит связующим звеном между цехами мастерской (рис. 3). Специализированные участки производственного двора:

1) площадка приема машин, поступающих в ремонт;

2) стоянка машин, ожидающих ремонта;

3) стоянка отремонтированных машин;

4) стоянка новых машин (в некоторых случаях - под навесом);

5) площадка для машин, вышедших из строя (очень просторная);

6) пункт срочной технической помощи;

7) склад лома (за оградой).

Участки производственного двора должны быть четко обозначены.

Ежегодная продажа автомо-билей Число ежегодно обслужи-ваемых автомо-билей Площадь земельного участка, м2 Общая площадь застройки, м2 Потребность в площади на 1 проданную автомашину Площадь мастер-ской, м2 Число мест для ремонта Число мест для осмотра Число мест для техниче-ского обслужи-вания Число приёмных стендов Число стендов для мойки Число стендов для полировки
50 150 2000 480 7,2 360 4 - 1 - 1 -
100 300 3000 835 6,25 625 7 1 1 1 2 -
200 600 4000 1420 5,7 1220 10 1 1 1 1 -
300 825 5000 2150 5,35 1610 16 3 1 1 2 -
400 1000 6000 2620 4,9 1960 19 4 2 1 2 1
500 1250 7000 2980 4,45 2230 23 5 2 2 2 2
750 1725 9000 4500 4,45 3375 32 6 3 2 x -
1000 2000 10000 5770 4,3 4300 38 7 3 2 x -

Производственный процесс в ремонтной мастерской должен быть четко организован, начиная с момента принятия заказа до сдачи клиенту отремонтированной машины и расчета за выполненную работу.

При проектировании мастерской следует обращать особое внимание на правильную взаимосвязь помещений (рис. 4):

1. Текущий ремонт (профилактический осмотр, замена узлов или отдельных частей, мелкие починки) производится большей частью в присутствии заказчика.

2. Капитальный ремонт-полная переборка мотора, ремонт и окраска кузова. На современных предприятиях окраска кузова может быть выполнена за 1,5 - 2 ч.

Подсобные помещения : вспомогательные производственные цехи - обивочный, электротехнический, ремонта узлов и агрегатов, промывки частей; а также бытовые помещения. Их минимальная высота 3 м.

Площадь конторы принимается из расчета около 6 м2 на чел., но не менее 15 м2. Кабинет директора 16 - 20 м2, кабинет коммерческого директора 12 - 16 м2, приемная 8 - 10 м2, комната для переговоров 8 - 10м2, кабинет заведующего производством 10 - 12 м2, контора заведующего складом 10 - 12м2 . В крупных мастерских в состав помещений конторы входят; отдел приема заказов, расчетный отдел, отдел хронометража, картотека, касса и отдельное помещение для деловых переговоров.

Склад запасных частей по возможности должен быть доступен обзору клиентам (рис. 4). Важно предусмотреть возможность расширения склада в будущем. Запасные части доставляются на склад только через двор. На долю склада приходится 20 -25% площади застройки предприятия.

Замощение двора : 1) щебеночная мостовая по каменному основанию (дешевая); 2) асфальтовое покрытие; 3) бетонное покрытие; 4) мостовая из гранита или бетона, искусственные камни из доменных шлаков (стойки к воздействию масел).

Скоростное техническое обслуживание (рис. 6) - клиент может оставаться в автомобиле. Важна чистота помещений, в связи с чем полы и стены следует облицовывать плиткой. Должен быть двухъярусный рабочий стенд, а не только смотровая яма (рис. 5). Все водостоки следует оснащать бензиноуловителями.

Бытовые помещения . Размеры и состав бытовых помещений зависят от численности персонала мастерской. Численность административного и вспомогательного персонала принимается равной 40% численности рабочих. На долю чисто конторских служащих приходится 30%.

Пункты мойки автомобилей . Следует применять унифицированные решения (рис. 8), позволяющие при необходимости осуществлять расширение пункта. На пунктах с автоматизированными поточными линиями мойка, промывка» консервирование и сушка производятся в одном зале. Длина бокса 6,8 м, ширина 3,8 м, высота 3 м (рис. 8). В таком боксе можно производить мойку и сушку автомобилей длиной до 5 м, обслуживая при этом до 150 автомобилей за день. При необходимости обслуживания более 200 автомобилей в день устраивается автоматизированная поточная линия, показанная на рис. 9.

1 – цеховая контора; 2 – приём заказов; 3 – кабинет заведующего; 4 – лестничная площадка, уборная и т.п.; 5 – буфет; 6 – приёмная клиентов; 7 – хранение масла; 8 – кладовая; 9 – ремонт узлов.

3. Пример планировки мастерской по ремонту малолитражных автомобилей.

1. Целесообразное расположение помещений, соответствующее последовательности производственного процесса. 1 - площадка прибытия и осмотра автомобилей; 2 - оформление заказов; 3- выписка нарядов; 4 - калькуляция работ; 5 - пост хронометражиста; 6- рабочие места; 7 - расчетный стол; 8 - выдача запасных частей; 9 - картотека запасных частей; 10 - учёт расхода запасных частей; 11 - выписка счетов и картотека клиентуры; 12 - касса.

2. План мастерской текущего ремонта.

3. Отделение ремонта и окраски кузовов. 1 - кабина окраски пульверизацией; 2 - сушилка; 3 - машинное помещение; 4 - склад красок; 5 - обивочный цех; 6 - снятие подушек; 7 - установка подушек на место; 8 - окончательная отделка.

4. Схема взаимосвязи отделений мастерской.


5. Двухъярусный пост технического осмотра. Размеры по рабочему месту (слева) и по проходу (справа).

6. Пост скорой технической помощи со сквозным движением.

7. Яма под моечным стендом. М 1: 200.

8. Моечная и сушильная камеры.

9. Автоматизированная моечная поточная линия. 1 - въезд; 2 - автоматизированный моечный стенд; 3 - сушка горячим воздухом; 4 - полировка; 5 - выезд; 6 - контора.

10. Требуемая площадь для ремонта малолитражного автомобиля.

Величина площади зависит от типа автомобиля. Длина 6м достаточна. Для ремонта кузовов требуется ширина 3,5 м, для подготовки к покраске – 3,5 – 3, 75 м. Пролёт помещения – 17,5 или 20м.

Авторемонтные мастерские обычно проектируют одноэтажными, с легкими стальными конструкциями, применяя сборные конструктивные элементы. Предпочтительны цеха, перекрытые без промежуточных колонн. Следует предусматривать дальнейшее расширение, сохраняя выбранный шаг ферм покрытия. Полы в мастерских должны иметь специальную герметизирующую стяжку, препятствующую прониканию в них жиров и масел. Хорошо зарекомендовали себя плитки из дробленого клинкера и другие керамические плитки, обладающие высокой прочностью на сжатие. В середине проезда следует устраивать сточный канал сечением 30 х 30 см, 30 см, закрытый сверху решеткой. Необходимо предусмотреть бензиноуловители. Каждые два рабочих места должны быть оснащены вытяжкой для удаления выхлопных газов. Следует предусмотреть автоматически открывающиеся ворота с воздушной тепловой завесой. Вдоль продольных стен здания рекомендуется устраивать каналы для прокладки трубопроводов водоснабжения, подачи сжатого воздуха, удаления отработанного масла, а также электропроводки.

4. Планы подвального и верхнего этажей здания, показанного на рис. 3. 1 - комната отдыха и принятия пищи; 2 - выставочное помещение; 3 - архив чертежей; 4 - кабинет директора; 5 - конторские помещения; 6 - чертежный зал; 7 - туалеты; 8 - умывальная; 9 - хранение уборочного инвентаря; 10 - шахта инженерных коммуникаций; 11 - регистратура; 12 - переговорная.

5. Поперечный разрез по оси 5.

6. Поперечный разрез по оси 1б.


3. Производственные мастерские по ремонту грузовых автомобилей. Фирма БАСФ.1966 г. План 1-го этажа. Архитектор Нойферт. 13 - стенд для испытания тормозов; 14 - склад лакокрасок; 15 - зарядка аккумуляторов: 16 - передняя; 17 - лакировочная; 18 - ремонт автопокрышек; 19 - ремонт аккумуляторов; 20 - выпрямительная установка; 21 - мойка; 22 - испытательные стенды; 23 - комната мастера; 24 - закрытое распределительное устройство низкого напряжения; 25 - закрытое распределительное устройство высокого напряжения; 26 - место стоянки, электрокаров и других транспортных средств для внутренних перевозок; 27 - место стоянки штабелеров с электрическими и дизельными двигателями; 28 - ремонт мотоциклов; 29 - ремонт легковых автомобилей; 30 - механическая мастерская; 31 - инструментальная; 32 - склад деталей и узлов; 33 - отдел расчетов; 34 - бюро приёма автомобилей; 35 - ремонт грузовых автомобилей, тягачей и специальных автомобилей; 36 - подкрановый путь; 37 - ремонт автоцистерн; 38 - ремонт прицепов; 39 - склад автопокрышек; 40 - компрессорная и пароструйная установка; 41 - склад крупных запчастей; 42 - смазка деталей; 43 - склад масел; 44 - установки инженерного оборудования.