«Зона национальных интересов»: как новые санкции США против Северной Кореи могут ударить по Китаю. Почему китай не будет спасать кндр

Северную Корею и Китай связывают общая граница, совместное историческое прошлое и схожие политические взгляды в настоящем. Дружба стран была не раз задокументирована и пережила смену крупных политических строев соседних держав – в том числе Советского Союза. Однако за последнее десятилетие ситуация изменилась в худшую сторону, и прогнозировать дальнейшее развитие международных отношений сложно.

Исторические предпосылки

Активные дипломатические отношения между странами стали развиваться с 1950-х годов, когда Китай принял сторону КНДР в Корейской войне. Это сотрудничество было вынужденным, так как возможная победа южнокорейско-американских войск создавала угрозу Пекину. Китай вступил в войну, как только вражеские формирования пересекли границу Северной Кореи. Это решение в будущем привело к ухудшению отношений между КНР и Советским Союзом.

В 1961 году было подписано первое соглашение о сотрудничестве и дружбе между странами. По его условиям, Китай и Северная Корея обязуются оказывать взаимную экономическую помощь и вести торговые отношения. Кроме того, при возникновении международных конфликтов с участием одной из стран вторая предоставит войска. Этот пакт продлевался дважды – в 1981 и 2001 годах. До 2021 года оба государства должны придерживаться его условий.

Экономические и военные отношения

Китай выступает в роли крупнейшего экспортера для северокорейских производств. Больше половины товаров и материалов из КНДР переправляются в КНР. Однако такое сотрудничество нельзя назвать равноправным, так как для Китая Корея занимает 82-е место по количеству экспортируемой продукции.

  • уголь и нефть;
  • одежда;
  • сталь и железо;
  • продукты питания, 70 % из которых составляет рыба и морепродукты.

Важный аспект экономических отношений между странами – туризм. Около 90 % иностранцев, посещающих КНДР, - граждане Китая. Официальные данные о военных отношениях государств не разглашаются, но из других источников известно о поставках в КНДР военной техники – самолетов, бронетранспортеров и зенитных орудий.

Конфликты

Разногласия между союзными странами возникают, преимущественно, из-за территориальных споров. Самый крупный конфликт по этому поводу – спор, произошедший в 1965 году, когда Китай потребовал отделить от КНДР 160 квадратных метров территории. Причиной этому послужил китайско-советский конфликт, в котором Северная Корея отказалась принимать активное участие. Чтобы «наказать» союзников, Китай поставил условие демаркации границы. Однако это требование привело к вооруженным стычкам и не принесло плодов. В 1970-м году Пекин отозвал претензии на территорию.

Еще один крупный конфликт произошел в 2013 году. Он связан с захватом северокорейскими пограничными службами рыболовецкого китайского судна. Северная Корея заявила, что корабль незаконно пересек границы водного пространства. Возвратить судно и заложников КНДР согласилась за 600 тысяч юаней, что примерно равно 97-ми тысячам долларов.

Современное положение

После смерти северокорейского лидера Ким Чен Ира отношения между государствами ухудшились .

Политика нового правителя не одобряется Китаем по ряду причин, наиболее значимыми из которых считаются:

  • атомная программа КНДР;
  • непрогрессивные методы развития экономики;
  • несоблюдение обязательств по трудовым и строительным договорам;
  • игнорирование дипломатических миссий из Китая, пренебрежение официальными поздравлениями и обращениями.

Явным показателем охлаждения в отношениях можно назвать растущую симпатию КНДР к России. Так, Ким Чен Ын первый визит в роли правителя совершил не в Пекин, а в Москву на военный парад в честь Дня победы. Предпочтение России отдали и при публикации поздравлений с Днем основания КНДР: обращение Владимира Путина поместили на первую страницу газет, а Си Дзиньпина – на последнюю. Разногласия привели к заявлениям председателя Китая о том, что при возникновении экономического кризиса или открытого конфликта с Южной Кореей КНР не должна оказывать помощи КНДР.

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Китай вмешается, если США нападут на КНДР

    Если Северная Корея первой нанесёт удар по США и последует ответный удар со стороны американцев, Китай сохранит нейтралитет. Если США первыми ударят по Северной Корее и попытаются сменить режим Ким Чен Ына, Китай вмешается в ситуацию. Об этом пишет китайская газета The Global Times.

    Газета указывает, что Пекин не в состоянии повлиять на Вашингтон и Пхеньян и заставить их отказаться от милитаристской риторики. Пхеньян своими действиями хочет заставить американцев вести с ним переговоры; США в свою очередь пытаются подчинить Северную Корею своему влиянию.

    После заявлений Пхеньяна о намерении провести испытания новых ракет средней дальности, способных поразить цели в 30-40 км от американского острова Гуам, ситуация вплотную подошла к военному сценарию.

    В Пекине осторожно выражаются в том смысле, что обе страны, не имея опыта длительного балансирования на грани войны, могут невольно спровоцировать вооружённый конфликт.

    Пхеньян не менее Пекина заинтересован в мирном диалоге с Соединёнными Штатами. В то же время северокорейцы научены печальным примером Ливии, отказавшейся от атомного оружия и павшей жертвой западной коалиции. Отказ от атомного оружия для КНДР равносилен самоубийству. США тут же воспользуются слабостью Пхеньяна и развяжут войну. Наряду с испытаниями ракетного вооружения КНДР несколько раз выступала с мирными инициативами, в том числе с предложением продолжения переговоров с Вашингтоном. Однако Вашингтону нужна война, а не диалог. Мирные инициативы Пхеньяна остались без внимания.

    Ранее премьер Австралии Малькольм Тернбул заявил, что его страна поддержит США в случае атаки со стороны КНДР. Тернбул уточнил, что Австралия находится в зоне досягаемости северокорейских ракет.

    Австралия, США и Новая Зеландия входят в блок ANZUS, главная миссия которого не допустить усиление Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Вашингтон и Канберра хотят превратить Корейский полуостров в плацдарм для давления на Китай и Россию. Война с Пхеньяном не только лишила бы Пекин одного из основных торговых партнёров на полуострове (КНР и КНДР активно торгуют друг с другом), но и позволила бы США и их союзникам обосноваться у самых границ Китая и России.

    Пойти на такой шаг США могут без учёта мнения своего южнокорейского союзника, выступающего, как и Пекин, категорически против военного решения северокорейского вопроса. Получается, война в Корее не нужна никому, кроме Вашингтона и его союзников по ANZUS.

    Тайное оружие США против Кореи: раскрыта подоплека ядерных испытаний Пхеньяна

    Новый виток эскалации вокруг Северной Кореи в очередной раз подтвердил незаметную для мировой прессы, но чрезвычайно важную в стратегии США закономерность. Каждый раз, согласно Klagenwand TV, обострение приходится на один и тот же сезон – с апреля по сентябрь, когда в Юго-Восточной Азии происходит сбор урожая. То, что устойчивая хронология обострений не является случайной, подтверждает более чем полувековая история военного противостояния на Корейском полуострове.

    Нынешний конфликт также возник в апреле, когда в США впервые появились подозрения на ракетно-ядерные испытания в Северной Корее. 16 апреля военные Южной Кореи сообщили, что Пхеньян попытался «проверить тип неизвестной ракеты» в провинции Южный Хамгён. Сеул идентифицировал прерванный запуск в качестве испытаний баллистической ракеты. Это же подтвердил советник по внешней политике правительства США, определив её как ракету средней дальности.

    Однако агентство Reuters со ссылкой на правительственные круги США поставило под сомнение эти оценки, заявив, что это даже не ракета дальнего радиуса действия, а нечто более мощное. Несмотря на отсутствие доказательств ядерных испытаний, информационный вброс вызвал бурную реакцию. Правительство Южной Кореи созвало заседание Совета национальной безопасности и предупредило, что испытание ракеты угрожает миру. А США перешли к тактике открытых угроз.


    Напомним, тогда вице-президент США Майк Пенс заявил, что «эпоха стратегического сдерживания» Северной Кореи закончена и Вашингтон рассматривает «военные варианты» купирования опасности, включая упреждающий удар против Пхеньяна. После повторного запуска баллистической ракеты в конце апреля Белый дом выполнил свои угрозы, направив к берегам полуострова авианосец в сопровождении нескольких военных кораблей.

    Такова внешняя канва нарастания военной эскалации в отношениях между США и Северной Кореей. Однако она стала понятной лишь после того, как в ситуацию вмешался Китай. Правда, западные СМИ умалчивают об этом факте, предпочитая выставлять Пхеньян в качестве «непредсказуемого режима». Тем не менее, Пекин ещё до начала апрельских пусков предостерег США от вмешательства на Корейский полуостров, предвидя негативное развитие событий.

    Предложение КНР заключалось в размене для «взаимного прекращения» эскалации. Пекин выступил гарантом того, что Северная Корея прекратит свои ядерные разработки и развитие ракетных технологий. Однако в обмен за это США должны были отказаться от совместных учений с Южной Кореей. Дело не только в том, что Пекин рассматривает их в качестве отправной точки для нападения на Северную Корею.


    Главная причина беспокойства Китая заключается в том, что военные маневры американцев каждый раз начинаются тогда, когда большая часть населения Северной Кореи занята посевными работами на рисовых полях. Поэтому военные учения США непосредственно угрожают продовольственной безопасности всего региона. В 1990-е годы именно они явились одной из причин тяжелого голода в этой стране.

    Столь изощренный продовольственный шантаж заставил Пхеньян сделать ставку на развитие ядерного оружия, чтобы максимально минимизировать привлечение людских ресурсов для обороны страны. Ведь каждый раз американские авианосцы курсируют вдоль берегов Корейского полуострова во время сезона посадочных работ и сбора урожая. Если бы США обязались прекратить свои ежегодные маневры, это позволило бы Северной Корее сократить свои обычные ресурсы обороны без ядерной страховки.

    Вместо того чтобы шельмовать Северную Корею при малейших подозрениях на ядерные испытания, западным СМИ не мешало бы выявить угрозы военной политики самих Соединенных Штатов. Ведь сами корейцы прекрасно помнят ту необыкновенную жестокость, с которой американские вооруженные силы ворвались в их страну больше полувека назад.

    Северная Корея: разоблачение колоссального обмана

    Кристофер Блэк - адвокат по международному уголовному праву, базирующийся в Торонто.

    Он известен по ряду громких дел о военных преступлениях и недавно опубликовал роман «Под облаками». Он пишет очерки по международному праву, политике и событиях в мире, специально для интернет-журнала «Новое Восточное обозрение».

    В 2003 году мне повезло, вместе с другими американскими юристами из Национальной гильдии юристов, посетить Северную Корею, то есть Корейскую Народную Демократическую республику, чтобы своими глазами увидеть страну, социалистическую систему и ее народ. По возвращении мы выпустили отчёт под названием «Разоблачение колоссального обмана».

    На одном из наших первых ужинов в Пхеньяне наш гостеприимный хозяин, юрист Ли Мён Кук сказал от имени правительства и очень горячо, что атомные силы сдерживания КНДР - необходимы в свете действий США в мире и угрозы против КНДР.

    Он утверждал, и это мне повторили на встрече на высоком уровне с официальными лицами позднее, что, если американцы подпишут мирный договор и договор о ненападении с КНДР, это лишит легитимности американскую оккупацию и приведет к объединению Кореи. Поэтому не будет нужды в атомном оружии.

    Голосование в ООН за «полицейскую операцию» в 1950 году было незаконным, потому что СССР не присутствовал на голосовании в Совбезе. Кворум, требуемый Совбезом по правилам - присутствие всех делегаций, или сессия не может проводиться. Американцы использовали бойкот СССР Совбеза в своих целях. Российский бойкот был в поддержку позиции Народной Республики Китай, что место в Совбезе должно принадлежать им, а не правительству Гоминьдана. Американцы отказались это сделать, так что Россия отказалась заседать в Совбезе, пока там нет законного правительства Китая.

    Американцы использовали эту возможность, чтобы провести такой путч в ООН, чтобы захватить ее механизм в своих интересах, договорившись с Англией, Францией и Гоминьдан о поддержке своих действий в Корее голосованием в отсутствии России. Союзники сделали то, что от них требовалось, и проголосовали за войну против Кореи, но голосование было недействительным, и «полицейская операция» не была миротворчеством, и не законна по Части 7 Хартии ООН, поскольку глава 51 требует, чтобы все страны имели право на самооборону против вооруженного нападения, и именно это было с Северной Корее и на это они ответили.

    Но американцы никогда не беспокоились особенно о законности, и в тот раз тоже, поскольку план с самого начала был завоевать и оккупировать Северную Корею, как шаг в направлении вторжения в Маньчжурию и Сибирь, и не собирались позволить закону путаться под ногами.

    Многие на Западе не имеют понятия о степени разрушений, обрушенных на Корею американцами и их союзниками, что Пхеньян был разбомблен в пыль, что мирных жителей, бегущих от бойни, расстреливали американские самолеты. «Нью-Йорк Таймс» утверждала в то время, 17 000 000 фунтов напалма было использовано в Корее только за дадцать первых месяцев войны.

    США сбросили на Корею больше бомб по тоннажу, чем на Японию во Вторую мировую войну.

    Американские военные травили и убивали не только коммунистов, но и их семьи. В Sinchon мы увидели доказательства, что американские солдаты загнали 500 мирных жителей в канаву, залили бензином и подожгли. Мы были в бомбоубежище, чьи стены до сих пор были черны от сгоревших тел как минимум 900 мирных жителей, включая женщин и детей, которые пытались укрыться там во время американского налета. Американские солдаты залили бензин в вентиляционные отверстия и заживо сожгли их. Такова реальность американской оккупации Кореи. Именно этого они до сих пор боятся и не желают повторения подобного никогда, и кто их может за это упрекнуть?

    Но даже с такой историей корейцы готовы открыть сердца для бывших врагов. Майор Ким Мён Хван, который был старшим переговорщиком в Пханмунчжоне по Корейской демилитаризованной зоне, сказал нам, что мечтал быть писателем, поэтом, журналистом, но, сказал он печально, он и его 5 братьев охраняют Корейскую демилитаризованную зону из-за того, что случилось с его семьей. Он тоскует по своей семье, которая погибла в Синчхоне - его деда запытали, его бабушку закололи штыком и бросили умирать. Он сказал: «Понимаете, нам приходится это делать. Мы должны защищаться. Мы не против американского народа. Мы против американской враждебной политики и ее попытки контролировать весь мир и нести беды людям».

    Мнение нашей делегации - что, поддерживая нестабильность в Азии, США могут поддерживать массовое военное присутствие в регионе, изолировать Китай в отношениях с Южной и Северной Кореей и Японией, и использовать это как орудие против Китая и России. В Японии не прекращается движение за выведение военных баз США с Окинавы, корейские военные операции и военные маневры остаются ключевыми для попыток США доминировать в регионе.

    Вопрос не в том, есть ли у КНДР ядерное оружие, на что они имеют законное право, а в том, готовы ли США, у которых есть возможность размещения атомного оружия на Корейском полуострове и размещают там систему THADD, угрожающую безопасности России и Китая, сотрудничать с КНДР для мирного договора.

    Мы увидели, что северокорейцы желают мира и что атомное оружие само по себе им не нужно, если будет заключен мир. Но американская позиция остается наглой, агрессивной и угрожающей.

    В эпоху американской доктрины «смены режима», «превентивной войны» и американских усилий создать миниатюрные атомные бомбы, как и их нарушение и манипулирование международным правом, не удивительно, что КНДР выкладывает на стол атомную карту. Каков выбор есть у корейцев, если США угрожают им атомной войной ежедневно, а 2 страны, которые по логике вещей должны бы были поддержать их в борьбе против американской агрессии - Россия и Китай - присоединяются к США в осуждении корейцев за стремление получить единственное оружие, которое может предотвратить такое нападение?

    Причина этого совершенно непонятна, поскольку у самих россиян и китайцев есть ядерное оружие, и они создали его в качестве сдерживающего фактора против нападения Соединенных Штатов - точно так же, как это делает сейчас Северная Корея. Некоторые из их правительственных заявлений свидетельствуют о том, что они боятся того, что они не в состоянии контролировать ситуацию и что если оборонительные действия Северной Кореи вызовут нападение со стороны США, то они опасаются, что нападут и на них.

    Можно понять такую тревогу. Но напрашивается вопрос, почему они не могут поддержать право КНДР на самооборону и усилить давление на американцев, чтобы те заключили мирный договор, соглашение о ненападении и вывели бы свои ядерные и вооруженные силы с Корейского полуострова.

    Но самой большой трагедией является явная неспособность американского народа думать самостоятельно, в условиях постоянных обманов, и потребовать от своих руководителей исчерпать все возможности для диалога и миротворчества, прежде чем даже рассматривать агрессию на Корейском полуострове.

    Фундаментальной основой северокорейской политики является достижение пакта о ненападении и мирного договора с США. Северокорейцы неоднократно заявляли, что они не хотят ни на кого нападать, никого обидеть и ни с кем воевать. Но они видели, что произошло в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и многих других странах и у них нет намерения ждать, что подобное произойдет с ними. Понятно, что от любого вторжения США они будут активно защищаться и что эта нация способна пережить долгую, трудную борьбу.

    В другом месте на ДМЗ мы встретили полковника, который настроил бинокль, чтобы мы смогли увидеть стену между Севером и Югом. Мы смогли видеть бетонную стену, построенную на южной стороне, в нарушение соглашений о перемирии. Майор описал такую постоянную структуру как «позор для корейского народа, которые одной крови». Громкоговоритель непрерывно гремел пропагандой и музыкой из динамиков на южной стороне. Раздражающий шум продолжается в течение 22 часов в сутки, сказал он. Вдруг, в очередной сюрреалистический момент, громкоговорители бункера заиграли увертюру к опере «Вильгельм Телль», более известную в Америке как «Тема из «Одинокого рейнджера».

    Полковник призвал нас помочь людям увидеть, что на самом деле происходит в КНДР, вместо того, чтобы основывать свое мнение на дезинформации. Он сказал нам: «Мы знаем, что, как и мы, миролюбивые люди в Америке имеют детей, родителей и семьи». Мы рассказали ему о нашей миссии вернуться с посланием мира, и что мы надеемся когда-нибудь вернуться и пройти вместе с ним свободно по этим прекрасным холмам. Он помолчал, а потом сказал: «Я тоже считаю, что это возможно».

    Так что пока народ КНДР надеется на мир и безопасность, США и их марионеточный режим в южной части Корейского полуострова ведёт подготовку к войне, в течение следующих 3 месяцев участвуя в крупнейших военных игрищах, когда-либо проводившихся там, с применением авианосцев, вооруженных ядерным оружием подводных лодок и стелс-бомбардировщиков, самолетов и большого числа войск, артиллерии и броневой техники.

    Пропагандистская кампания доведена до опасного уровня в СМИ - с обвинениями в том, что Север якобы «убил родственника лидера КНДР в Малайзии», хотя нет никаких доказательств этого и никакого мотива для Севера это делать. Единственные, кто может извлечь выгоду из этого убийства - это американцы, и их подконтрольные СМИ используют его для нагнетания истерии о Севере, вплоть до обвинений в адрес КНДА в том, что она «обладает химическим оружием массового поражения»!

    Да, друзья, они думают, что мы все вчера родились и что мы еще не научились ничему о характере американского руководства и характере их пропаганды. Стоит ли удивляться, что северные корейцы опасаются, что в любой день эти военные «игры» могут перерасти в реальную вещь, что эти «игры» - это лишь прикрытие для нападения, и в то же время для создания атмосферы террора для корейского народа?

    Можно много чего рассказать о реальной природе КНДР, о ее народе и социально-экономической системе, о ее культуре. Но здесь для этого не хватит места. Я надеюсь, что все больше и больше людей смогут сами посетить эту страну - как наша группа, и сами испытать то же, что мы испытали. Вместо этого я закончу свою статью заключительным параграфом из совместного доклада, сделанного по возвращении из КНДР, и надеюсь, что люди воспримут его, задумаются, и начнут действовать так, чтобы воплотить в жизнь его призыв к миру.

    Народам мира необходимо поведать полную историю о Корее и роль нашего правительства в развитии дисбаланса и конфликта. Юристы, общественные группы, борцы за мир и все жители планеты должны начать действия, чтобы не допустить того, чтобы правительство США успешно развивало пропагандистскую кампанию в поддержку своей агрессии против Северной Кореи. Американский народ подвергается грандиозному обману. Но на этот раз слишком много поставлено на карту, чтобы терпеть подобный обман.

    Наша мирная делегация узнала в КНДР значительную часть правды, имеющую важное значение в международных отношениях. Речь идет о том, как расширение контактов, более широкое общение, ведение переговоров с последующим соблюдением сделанных обещаний и глубокая приверженность к миру может спасти мир - в буквальном смысле - от мрачного ядерного будущего. Опыт и истина освободят нас от угрозы войны. Наша поездка в Северную Корею, этот доклад и наш проект - это наши усилия по освобождению американского народа из плена лжи.

    Исследование канадского адвоката Кристофера Блэка


    Рейтинг публикации:



    Ключевые теги: ,

    Ориана Скайлар Мастро – доцент Джорджтаунского университета, специалист в области исследований безопасности.


    Резюме: За последние 20 лет отношения Китая и Северной Кореи резко ухудшились: Пекин устал от заносчивости Пхеньяна и пересмотрел свои интересы на Корейском полуострове. Сегодня Китай уже не озабочен выживанием КНДР.


    Американцы уже давно приняли знаменитую формулировку Мао Цзэдуна об отношениях Китая и Северной Кореи - эти две страны близки, «как губы и зубы». Пхеньян зависит от Пекина в сфере энергетики, продовольствия и обеспечения торговли с остальным миром, поэтому американские администрации одна за другой пытались привлечь Китай к попыткам денуклеаризации КНДР. Следуя этой логике, президент Дональд Трамп обратился к Китаю за помощью, угрожая в противном случае ввести санкции. Политики полагают, что, если Северная Корея окажется на грани распада или вступит в войну с США, Китай постарается поддержать своего любимого клиента и разместит вдоль границы войска, чтобы остановить поток беженцев.

    Но такое представление уже давно устарело. За последние 20 лет отношения Китая и Северной Кореи резко ухудшились: Пекин устал от заносчивости Пхеньяна и пересмотрел свои интересы на Корейском полуострове. Сегодня Китай уже не озабочен выживанием КНДР. В случае конфликта или падения режима китайская армия может вмешаться, но только для защиты собственных интересов, а не для спасения своего якобы союзника.

    В нынешнем цикле провокаций и эскалации напряженности понимание позиции Китая по Северной Корее перестает быть сугубо научной проблемой. В июле прошлого года Пхеньян провел успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нанести удар по Западному побережью США. А в сентябре была взорвана водородная бомба, по мощности в 17 раз превышающая бомбу, сброшенную на Хиросиму. Американская риторика только усугубила ситуацию. Трамп назвал северокорейского лидера Ким Чен Ына «коротышкой с ракетами», пригрозил, что КНДР «скоро перестанет существовать», и заявил, что «военное решение уже готово». Чтобы подкрепить свои угрозы, Соединенные Штаты направили к Корейскому полуострову стратегические бомбардировщики и военные корабли.

    Реальность возникновения хаоса на полуострове должна заставить США пересмотреть представления о мотивации Пекина. В случае эскалации конфликта Китай, вероятно, попытается взять под контроль ключевые территории, включая ядерные объекты КНДР. Крупномасштабное присутствие американских и китайских войск на Корейском полуострове повышает риск открытого столкновения двух держав, чего не хочет ни та, ни другая сторона. Но учитывая отсутствие тесных связей между Пекином и Пхеньяном сегодня, а также озабоченность Китая по поводу ядерной программы КНДР, две великие державы неожиданно могут обнаружить точки соприкосновения. Дальновидная политика позволит Соединенным Штатам снизить риск случайного конфликта, а также задействовать Китай в целях уменьшения затрат и продолжительности второй Корейской войны.

    Пересмотреть подход

    Согласно расхожему мнению, Китай не готов подталкивать Северную Корею к денуклеаризации из-за собственной уязвимости. Такое мнение базируется на трех предположениях: Китай и КНДР – союзники; Китай опасается нестабильности на Корейском полуострове и проблемы беженцев; Пекину нужна Северная Корея как буфер между Китаем и Южной Кореей, ключевым союзником США. Эти предположения соответствовали действительности 20 лет назад, но с тех пор взгляды Пекина существенно изменились.

    Китай и КНДР долгое время связывали тесные отношения, основанные на взаимозависимости. Через год после рождения Китайской Народной Республики Пекин пришел на помощь своему юному коммунистическому соседу в период Корейской войны. Чтобы предотвратить новую «агрессию» против Пхеньяна, в 1961 г. стороны подписали договор о взаимопомощи. После окончания холодной войны, когда КНДР лишилась советского покровительства, экономическую и военную помощь ей стал оказывать Пекин. Но сегодня Пекин и Пхеньян едва ли можно назвать друзьями или союзниками. Председатель КНР Си Цзиньпин ни разу не встречался с Ким Чен Ыном, а, по мнению китайских экспертов, близких к руководству компартии и правительству, он презирает северокорейский режим. В китайских внешнеполитических кругах говорят, что даже посол КНР в Пхеньяне не встречался с Ким Чен Ыном.

    Си Цзиньпин публично заявил, что договор 1961 г. перестанет действовать, если КНДР спровоцирует конфликт, что вполне вероятно. Во время моих поездок в Китай за последние 10 лет проблема КНДР обсуждалась с экспертами, политиками и военными, но никто из них не упоминал договор или обязательства Пекина защищать Пхеньян. Мои китайские коллеги, напротив, говорили об ухудшении отношений двух стран и стремлении Китая дистанцироваться от КНДР. Кстати, по данным опроса Global Times, этот тренд пользуется поддержкой в обществе. Китайский эксперт Чжу Фэн на страницах Foreign Affairs отмечал, что решение сдать КНДР будет стратегически разумным и обеспечит поддержку населения.

    Двусторонние отношения ухудшились настолько, что офицеры Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в частных беседах не исключали, что в случае новой корейской войны Пекин и Пхеньян могут оказаться по разные стороны линии фронта. Китайские военные полагают, что им придется противостоять северокорейской армии, а не поддерживать ее. Китай может вмешаться в конфликт не для защиты северокорейского режима, а для формирования жизни на полуострове после его падения.

    Изменения в политике Китая обусловлены ростом уверенности в собственных возможностях и региональном влиянии. Опасения по поводу нестабильности на Корейском полуострове и последующего кризиса с беженцами перестали доминировать в китайском подходе. Ранее стратеги НОАК были сосредоточены на укреплении границ и создании буферной зоны, чтобы остановить поток беженцев. На протяжении десятилетий это была задача максимум. Но за последние 20 лет в Китае появилась современная армия, ее вооружение модернизировано, а организационная структура реформирована. И теперь Китай способен справиться с нестабильностью у своих границ и одновременно проводить операции на полуострове.

    В случае падения режима Ким Чен Ына Народная вооруженная милиция Китая, насчитывающая около 50 тыс. человек в северо-восточных провинциях страны, возьмет на себя защиту границ и регулирование потока беженцев, в то время как НОАК сможет проводить операции на юге. Китай имеет три армейских группировки, подчиненные Северному командованию – одному из пяти командований ТВД НОАК, которое отвечает за Корейский полуостров. В каждой армии от 45 до 60 тыс. военнослужащих плюс армейская авиация и спецназ. В случае необходимости Китай сможет передислоцировать силы Центрального командования и более активно задействовать ВВС. После реорганизации военных округов в феврале 2016 г. провинция Шаньдун включена в Северное командование, по-видимому, военному руководству нужен доступ к побережью для переброски войск в Северную Корею по морю. Модернизация и реформирование вооруженных сил в последние 20 лет, а также географические преимущества Китая позволяют говорить о том, что китайская армия сможет быстро оккупировать большую часть Северной Кореи, еще до того как американцы перебросят дополнительные силы в Южную Корею, чтобы подготовиться к вторжению.

    В прошлом тесные связи Пекина и Пхеньяна отчасти объяснялись идеей о том, что КНДР служит буфером между Китаем и некогда враждебной, капиталистической, а затем демократической Южной Кореей. Но с усилением мощи и влияния Китая этот аргумент тоже утратил актуальность. Раньше Пекин настороженно относился к перспективе объединения Кореи под эгидой Сеула. Теперь многие влиятельные китайские эксперты предлагают и дальше дистанцироваться от Пхеньяна и налаживать отношения с Сеулом. Даже Си Цзиньпин высказался в поддержку идеи корейского объединения в долгосрочной перспективе, но через мирный процесс. В июле 2014 г., выступая в Сеульском национальном университете, он заявил: «Китай надеется, что обе стороны полуострова улучшат отношения и в конце концов поддержат реализацию идеи независимого и мирного воссоединения полуострова».

    Тем не менее расчеты Китая по поводу Южной Кореи изменились лишь отчасти. Энтузиазм по поводу объединения Кореи достиг пика в 2013-2015 гг., когда президент Южной Кореи Пак Кын Хе провозгласила приоритетом двусторонние отношения с Пекином. Но после северокорейских ядерных испытаний в начале 2016 г. Сеул стал укреплять отношения с Вашингтоном и согласился на размещение системы ПРО THAAD, что вызвало разочарование китайского руководства, поскольку политика дружелюбия так и не дала результатов. Главной проблемой для Китая остается присутствие американских войск в объединенной Корее. Пекин по-прежнему поддерживает объединение Кореи, но на своих условиях. В дальнейшем этот подход, вероятно, будет зависеть от состояния двусторонних отношений с Южной Кореей.

    Чего на самом деле хочет Китай

    Учитывая потенциальный ущерб от войны на Корейском полуострове, американские стратеги долгое время думали, что Китай приложит максимум усилий, чтобы не оказаться втянутым в противостоянии с американскими и южнокорейскими войсками. Если Пекин и вмешается, полагали политики, то ограничится урегулированием кризиса с беженцами или будет поддерживать режим Ким Чен Ына на расстоянии, оказывая политическую, экономическую и военную помощь. В любом случае, полагали в Вашингтоне, участие Китая не повлияет на американские операции.

    Сегодня придерживаться такой точки зрения уже небезопасно. Вашингтону пора признать, что вмешательство Китая будет масштабным, включая переброску войск на полуостров, если США решат направить свои силы на север. Это не значит, что Китай предпримет упреждающие действия. Пекин по-прежнему будет стараться удержать обе стороны от войны. А если конфликт сведется к обмену ракетными или воздушными ударами, Китай скорее всего останется в стороне. Но если попытки сдержать США и не допустить эскалации конфликта провалятся, Пекин, не колеблясь, направит войска в Северную Корею, чтобы обеспечить защиту своих интересов во время войны и после нее.

    Стратегическая агрессивность Китая в значительной степени будет обусловлена опасениями по поводу судьбы ядерного арсенала Ким Чен Ына. Именно они заставят Китай вмешаться и взять под контроль северокорейские ядерные объекты. Как отмечает китайский эксперт Шэнь Чжихуа, «если корейская ядерная бомба взорвется, кто пострадает от радиоактивного заражения? Китай и Южная Корея. Японию отделяет море, а Соединенные Штаты – Тихий океан».

    Китай вполне способен справиться с этой угрозой. По оценкам американской некоммерческой организации Nuclear Threat Initiative, если китайские войска продвинутся на 100 км вглубь северокорейской территории, они смогут контролировать все приоритетные ядерные объекты страны и две трети ключевых ракетных объектов. Главная цель для китайского руководства – избежать распространения ядерного заражения, а присутствие НОАК на этих объектах позволит предотвратить развитие многочисленных пугающих сценариев. Китай не допустит аварий на объектах, помешает США, Южной Корее или Японии нанести по ним удары и не даст северокорейцам применить оружие или совершить диверсию.

    Пекин также опасается, что ядерный арсенал по наследству перейдет объединенной Корее. Мои китайские собеседники убеждены, что Южная Корея стремится стать ядерной державой, а американцы поддерживают эти амбиции. В Китае боятся, что в случае падения режима Ким Чен Ына войска Южной Кореи захватят ядерные объекты Севера – с благословения Вашингтона или без него. Эти опасения можно называть надуманными, тем не менее идея получения ядерного оружия популярна в Сеуле. Главная оппозиционная партия призывает Соединенные Штаты разместить на полуострове тактическое ядерное вооружение, и администрация Трампа не исключает такую возможность.

    Помимо ядерных опасений позицию Китая по КНДР изменила в целом большая геополитическая агрессивность Си Цзиньпина. В отличие от своих предшественников он не скрывает амбиций Китая как великой державы. В октябре во время выступления, длившегося три с половиной часа, он назвал Китай «сильной страной» и «великой страной» 26 раз. Дэн Сяопин предпочитал другой принцип: скрывайте свою силу, ждите подходящего момента. При Си Цзиньпине Китай все чаще берет на себя роль крупной державы. Инициированные Си Цзиньпином военные реформы нацелены на то, чтобы обеспечить победы НОАК в будущих войнах.

    Война на Корейском полуострове может стать для Китая проверкой на прочность в региональном соперничестве с США. Опасения Китая по поводу будущего влияния Вашингтона объясняют, почему Пекин не готов давить на КНДР так, как этого хочет администрация Трампа. Китай не будет рисковать, провоцируя нестабильность или войну, если в результате роль Соединенных Штатов в регионе только усилится. Китай больше не хочет оставаться на вторых ролях. Один из офицеров НОАК спросил меня: «Почему здесь должны находиться американцы, а не мы?». Именно поэтому, утверждают китайские эксперты и военные, Пекин будет участвовать в событиях на Корейском полуострове.

    Совместные усилия

    Таким образом, Вашингтон прежде всего должен осознать, что любой конфликт на Корейском полуострове, в котором будут задействованы значительные силы США, приведет к китайскому военному вторжению. Это не означает, что Соединенные Штаты должны сдерживать Китай: такие действия скорее всего закончатся провалом, а риск прямой военной конфронтации между США и Китаем возрастет. Любые шаги, пагубно влияющие на отношения Пекина и Вашингтона, затруднят разработку плана действий и координацию перед кризисом и в ходе него, соответственно увеличится риск просчетов.

    Вашингтону следует признать, что некоторые формы вмешательства Китая пойдут на пользу американским интересам, особенно с точки зрения нераспространения ядерного оружия. Важно, чтобы американское руководство понимало: китайские войска доберутся до ядерных объектов КНДР быстрее благодаря географическим преимуществам, дислокации и численности вооруженных сил, а также системе раннего предупреждения. И это хорошо, потому что уменьшается риск применения ядерного оружия теряющим власть северокорейским режимом против США и их союзников. Китай также поможет обнаружить ядерные объекты (при содействии американских спецслужб), обеспечить их безопасность и сохранность ядерных материалов и затем пригласить международных экспертов для уничтожения оружия. Соединенные Штаты, в свою очередь, могут возглавить международную операцию по перехвату северокорейских ядерных материалов на море, в воздухе и на суше и гарантировать их безопасное хранение и уничтожение.

    Американским политикам необходимо изменить установку: участие Китая – это новые возможности, а не препятствие для операций США. Например, американская армия и морская пехота должны признать: хотя обеспечение безопасности северокорейских ядерных объектов является их ключевой задачей в случае конфликта, им придется изменить планы, если китайцы доберутся туда первыми.

    На политическом уровне Вашингтон должен рискнуть и постараться улучшить координирование с Китаем в мирное время. Речь может идти о двусторонних консультациях с Пекином, хотя Сеул, ключевой союзник Вашингтона, предпочел бы держать Китай на расстоянии. Конечно, обмен разведданными, совместное планирование или военные учения маловероятны, учитывая стратегическое соперничество США и Китая. Пентагон рассматривает Китай как одну из пяти глобальных угроз наряду с Ираном, КНДР, Россией и экстремистскими организациями. Но стратегические вызовы и угрозы часто объединяют потенциальных противников, и это закономерно. Разобравшись с проблемой КНДР, Соединенные Штаты смогут перенаправить ресурсы на противодействие другим угрозам.

    Для эффективного сотрудничества безусловно потребуется координация усилий. Китай долгое время отказывался обсуждать с США, как он поведет себя в случае конфликта на Корейском полуострове или падения северокорейского режима, из-за недоверия к американцам и опасений, что Вашингтон использует эти беседы, чтобы сорвать попытки Пекина разрешить кризис мирным путем. Однако Китай по-видимому смягчил позицию. В сентябре в колонке в East Asia Forumпрофессор Пекинского университета Цзя Цзинго отметил необходимость сотрудничества Китая с США и Южной Кореей, особенно по проблеме ядерного арсенала КНДР. По словам Цзя Цзинго, «призраки войны нависли над Корейским полуостровом. Если война станет реальностью, Китай должен быть готов. Учитывая это, Китай должен рассмотреть возможность переговоров с заинтересованными сторонами о координации действий».

    Если Пекин будет и дальше отвергать предложения о сотрудничестве, Вашингтону стоит задуматься об одностороннем оповещении о своих планах, чтобы снизить риск случайных столкновений. Можно также передать китайской стороне данные, которые помогут НОАК обеспечить безопасность крупных ядерных объектов. Стороны могут использовать и существующие механизмы сотрудничества в сфере ядерной безопасности, включая совместные центры передового опыта или МАГАТЭ. Американцы имеют огромный опыт обеспечения безопасности ядерного оружия и его уничтожении. У Китая достаточно людей, чтобы взять под контроль ядерные объекты, однако неясно, обладают ли они необходимыми знаниями для безопасного хранения, транспортировки и уничтожения ядерных материалов и оружия. Благодаря обмену опытом китайские специалисты смогут разобраться с тем, что обнаружат на северокорейских объектах.

    У любой стратегии есть недостатки. Критики безусловно укажут, что координация усилий и участие Китая в ситуации на Корейском полуострове имеет подводные камни. Во-первых, против любого вовлечения Пекина, не говоря уже о присутствии китайских войск, резко возражает Южная Корея. Усилия США по координации действий с Китаем навредят отношениям с Сеулом, хотя решение проблемы КНДР с более низкими затратами возможно того стоит.

    Большее беспокойство может вызывать тот факт, что вмешательство Китая повлечет некоторое ослабление влияния Соединенных Штатов на Корейском полуострове. На фундаментальном уровне Китай будет действовать не для того, чтобы помочь Соединенным Штатам. Его цель – не допустить присутствия американцев в объединенной Корее. Но в конце концов это не так уж плохо. В откровенных беседах китайские эксперты отмечали, что Пекин вполне может согласиться на альянс США с объединенной Кореей. В таком случае вывод американских войск с полуострова окажется приемлемой ценой за максимально благоприятный исход второй Корейской войны.

    Опубликовано в журнале Foreign Affairs, № 1, 2018 год. © Council on Foreign Relations, Inc.

    статью прочитали: 4171 человек

    Ланьков

    И сейчас отношения между Китаем и КНДР неоднозначны. С одной стороны, существование северокорейского государства выгодно Китаю, так как Северная Корея образует геостратегический буфер у китайских границ. Вдобавок кризис в Северной Корее будет иметь негативные последствия для Китая, которому совсем не хочется иметь дело с потоками беженцев, и уж тем более с проблемами, которые могут быть вызваны потерей контроля над северокорейским химическим или ядерным оружием. Кроме того, объединение Кореи противоречит интересам Пекина – чтобы там ни говорили по этому поводу китайские дипломаты. Таким образом, у Китая есть причины, для того чтобы поддерживать Северную Корею на плаву.

    С другой стороны, у Китая есть основания быть недовольным многими аспектами северокорейской политики. Особое раздражение в Пекине вызывают ядерные амбиции Пхеньяна. Похоже, в последние полгода недовольство это усилилось. Целый ряд событий последнего времени заставляет подозревать, что отношения Пекина и Пхеньяна вступили в полосу очередного кризиса.

    Первым признаком проблем стал скандал вокруг неудачных инвестиций крупной китайской компании "Сиян". Она вложила около 50 миллионов долларов в постройку шахты в Северной Корее, после чего шахта была захвачена северокорейской стороной. Подобные ситуации возникали и раньше, но на этот раз о конфликте пострадавшая китайская сторона заявила открыто.

    В августе 2012 года в Китай прибыл Чан Сон-тхэк, ближайший советник Ким Чен Ына. Он надеялся получить дополнительную экономическую помощь, но вернулся с пустыми руками.

    В январе 2013 года Китай поддержал резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением запуска северокорейской ракеты. Это решение Китая оказалось неожиданным для большинства наблюдателей.

    Наконец, в конце января китайская газета "Хуаньцю шибао" заявила, что в случае проведения Северной Кореей ядерного испытания Китай сократит масштабы помощи КНДР. Это заявление трудно проигнорировать, потому что эта газета входит в холдинг "Жэньминь жибао", то есть подчиняется официальному органу ЦК Компартии Китая.

    Конечно, правительство КНДР не слишком прислушивается к мнению своих союзников, в том числе и Китая. Однако сейчас игнорировать недвусмысленные предупреждения из Пекина становится всё сложнее – слишком уж велика экономическая зависимость КНДР от китайской помощи и от торговли с Китаем. Поэтому нельзя исключать, что китайское давление отчасти достигло своей цели и заставило правительство Северной Кореи то ли отложить, то ли отменить ядерные испытания.

    Это, безусловно, хорошие новости. Однако следует помнить: Пекин вовсе не собирается загонять Северную Корею в угол и тем более не стремится к тому, чтобы спровоцировать там серьезный кризис. Поэтому, вероятнее всего, Китай и впредь будет поддерживать КНДР на плаву, лишь изредка выражая свое недовольство по поводу тех или иных акций Пхеньяна.

    Во-вторых, Китаю необходимо получить от Северной Кореи некие экономические гарантии дееспособности, что возможно только на пути системного усвоения КНДР опыта китайских реформ. В этом случае КНР гипотетически могла бы закрыть глаза на северокорейскую ядерную программу, органично встроив ее в собственную политику "сдерживания" США.

    Складывающиеся реалии совершенно иные. КНДР не торопится применять у себя китайский опыт, сосредоточив все силы и ресурсы нации на развитии ядерной программы. Корейская атомная бомба для многих северокорейцев, возможно, является и некоей "национальной идеей", и единственным защитным оружием от Америки и других врагов, и одновременно понятным миллионам объяснением: "почему мы живем так бедно".

    При этом Пхеньян требует от Пекина расширения кредитной, продовольственной, энергетической и иной помощи. Китай всегда поддерживал идеологически близкий ему режим, иногда спасая его от смертельной угрозы (Корейская война 1950-1953 гг.). Не оставил он КНДР и после установления дипломатических отношений с Южной Кореей (24 августа 1992 г.), хотя это и вызвало на севере Корейского полуострова бурю негодований и обвинений в предательстве.

    В настоящее время в Чжуннаньхае (так называется "китайский Кремль") с растущим раздражением констатируют стойкое нежелание Пхеньяна строить социализм по китайской модели. Причем, если в конце 1990-х начале 2000-х годов многие ученые КНР писали о "легкости и быстроте" реализации данного проекта, указывая на уже апробированный опыт открытых зон КНР, возможности использования китайского финансового и кадрового ресурса, то сегодня тон публикаций резко изменился. Многие эксперты вообще не верят в корейскую модернизацию по китайскому варианту, считают, что Северная Корея "превращается в обузу" на пути Китая "в великую региональную и мировую державу".

    Возможно, что одной из причин неудачного визита в КНР 13 августа 2012 г. заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР, ближайшего советника молодого вождя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэка - как раз и стало недовольство китайских руководителей, вызванное подобной "упертостью" северокорейцев. Посланник не смог убедить Ху Цзиньтао в необходимости визита молодого руководителя в КНР до XVIII съезда. Судя по всему, не удалось Чан Сон Тхэку и получить новый льготный кредит в несколько миллиардов долларов.

    По сообщениям южнокорейских СМИ, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предъявил корейскому представителю некие китайские претензии, связанные с фактами ущемления Пхеньяном китайского бизнеса, в частности горнодобывающей компании "Сиян групп". Как уверяют источники в Сеуле, северным корейцам было изложено пять условий, без выполнения которых не может идти речи о дальнейшем сотрудничестве, – принятие соответствующих законов о регулировании иностранного бизнеса, борьба с коррупцией, отмена практики введения новых налогов для инвесторов, оказание помощи со стороны властей, реорганизация таможни.

    Очевидно, что новому руководству Китая придется встречаться с Ким Чен Ыном и "забыть" временные разногласия. Этого требуют протокол и более общие проблемы региональной и глобальной безопасности. Если бы Си Цзиньпину в итоге удалось каким-то образом вернуть КНДР за стол шестисторонних переговоров и возобновить работу "шестерки", это стало бы сильным "козырем" нового китайского руководителя в его дальнейшей региональной и глобальной "игре" с США и их союзниками.

    И до кучи еще немного Ланькова
    http://rus.ruvr.ru/_print/103637102.html
    Пора признать очевидное: санкции не оказывают на Северную Корею особого влияния. Проблема в том, что за пределами узкого круга экспертов это обстоятельство понимают очень немногие. Зато введение очередных санкций позволяет и дипломатам, и парламентариям демонстрировать избирателям, что они реагируют на угрозу, исходящую от КНДР.

    Впервые режим международных санкций в отношении КНДР был введен после первого ядерного испытания, которое состоялось в 2006 году. За семь лет действия этого режима Пхеньян трижды пытался запустить искусственный спутник Земли, причем последняя попытка оказалась удачной, а также провел еще одно ядерное испытание. При этом нельзя сказать, что КНДР достигла этих успехов ценой затягивания поясов. Напротив, период 2006-2012 годов, то есть период санкций, был также временем умеренного, но вполне ощутимого роста экономики КНДР.

    Анализ этих обстоятельств вынудил экспертов сделать вывод, что санкции не оказывают заметного воздействия на Северную Корею. Тому есть несколько причин.

    Во-первых, в случае с Северной Кореей не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций. От них страдает, как правило, не высшее руководство, а население в целом, в том числе и значительная часть элиты. В результате и население и элита начинают требовать от правительства, чтобы оно отказалось от политических решений, которые вызвали введение санкций.

    Такая модель сработала в Югославии и ЮАР. Она может сработать и в Иране, при всем своеобразии его политического режима. Однако в Северной Корее эта политика имеет мало шансов на успех. Население Северной Кореи не имеет никаких возможностей оказывать давление на политику своего правительства. Северокорейцы не голосуют – точнее, голосуют раз в пять лет на официальных выборах, на которых единственный кандидат всегда получает 100% всех голосов. Вероятность мятежа или переворота в Корее также ничтожно мала.

    Введение санкций может привести к тому, что значительная часть населения КНДР окажется в действительно бедственном положении – возможно, даже будет голодать, но вот на северокорейское правительство эта ситуация не окажет никакого влияния. Как показал опыт последних 20 лет, никакие страдания населения не могут заставить Пхеньян идти на уступки в вопросах, которые там считают приоритетными.

    Во-вторых, режим финансовых санкций, скорее всего, не получит реальной поддержки от Китая, являющегося главным торговым партнером Северной Кореи. Китайские банки найдут способы обходить ограничения. Объёмы северокорейской внешней торговли весьма невелики, поэтому во многих случаях расчёты могут производиться наличной валютой. Вполне можно представить себе северокорейских чиновников, которые будут ездить в Китай с чемоданами, набитыми стодолларовыми купюрами.

    Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Дональд Трамп упрекал власти Китая в том, что они оказывают недостаточное давление на Северную Корею

    Председатель КНР Си Цзиньпин призвал Дональда Трампа и власти Северной Кореи проявить сдержанность и воздержаться от "слов и действий", которые могут усилить напряженность.

    Ранее президент США предупредил Северную Корею, что ей грозят "большие-пребольшие неприятности", если что-нибудь произойдет с островом Гуам, на котором расположена американская военная база.

    Выступая в Бедминстере, гольф-курорте в штате Нью-Джерси, Трамп пообещал, что эта территория будет "в полной безопасности", и пригрозил дальнейшим усилением санкций в отношении КНДР.

    После этого у Дональда Трампа состоялся телефонный разговор с Си Цзиньпинем. Как сообщают китайские СМИ, председатель Си отметил, что в интересах как КНР, так и США добиться того, чтобы Корейский полуостров стал безъядерной зоной.

    Согласно сообщению Белого дома, обе стороны пришли к общему пониманию того, что Северная Корея должна прекратить свое "провокационное и агрессивное поведение".

    Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Никто не любит мирных решений больше, чем президент Трамп", - заявил американский лидер, выступив с очередной грозной тирадой в адрес КНДР

    "Будем надеяться, что так и будет, - сказал Трамп ранее. - Никто не любит мирных решений больше, чем президент Трамп, уверяю вас".

    В пятницу президент США предупредил, что американская армия "готова к бою". "Военные пути решения наготове, к бою готовы, если Северная Корея будет действовать неразумно. Будем надеяться, что Ким Че Ын найдет другой путь", - написал Трамп в "Твиттере".

    Трамп усилил свою воинственную риторику по отношению к Северной Корее во вторник , пообещав, что США ответят "огнем и яростью", после того как Пхеньян сообщил, что отныне может оснащать ядерными боеголовками свои межконтинентальные баллистические ракеты.

    Власти КНДР в ответ заявили, что .

    Как сообщает Cи-эн-эн, командующий северокорейской армией сказал по этому поводу: "Американский президент на гольф-площадке снова разразился ерундой по поводу "огня и ярости", не будучи способным осознать всю тяжесть сложившейся ситуации".

    Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В последнее время разные представители американской администрации делают все более резкие заявления в адрес Пхеньяна

    Обмен угрозами между Вашингтоном и Пхеньяном вызвал озабоченность Москвы. Министр иностранных Сергей Лавров охарактеризовал риск военного конфликта как очень высокий. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что военного решения северокорейской проблемы не существует, а "эскалация агрессивной риторики - это неверный ответ".

    В пятницу Дональд Трамп на просьбу журналистов пояснить слова про "огонь и ярость" ответил: "Я надеюсь, что они [Северная Корея] осознают в полной мере серьезность того, что я сказал, а я сказал это серьезно... Эти слова понять очень и очень просто".

    "Если он [Ким Чен Ын] еще раз выступит с прямой угрозой [...] в отношении Гуама или другой какой-нибудь американской территории или американского союзника, то он по-настоящему пожалеет об этом и пожалеет тут же", - добавил Трамп.


    Media playback is unsupported on your device

    Гуам: почему острову угрожает Северная Корея?

    Также в пятницу Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) обвинило Вашингтон в "преступной попытке устроить против корейского народа ядерную катастрофу", заявив, что США делают отчаянные попытки протестировать свое оружие на Корейском полуострове.

    "США - зачинщик ядерных угроз, отвратительный фанатик ядерной войны", - говорилось в этом заявлении.

    Нынешний виток напряженности начался после того, как в июле КНДР произвела запуск двух межконтинентальных баллистических ракет, после чего ООН приняла решение усилить экономические санкции против Пхеньяна.

    По словам главы Пентагона Джона Маттиса, Соединенные Штаты не потеряли надежду разрешить северокорейский кризис дипломатическим путем. Война обернется катастрофой, предупредил американский министр обороны.