Программа тренинга «Личность в каждом из нас. Упражнение « Листок за спиной». Упражнение «Приятный разговор»

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Кто я?”
Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

Упражнение II. “Мои главные достижения”
Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

Упражнение III. “Я – друг”
Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

Упражнение IV. “Мои лучшие способы преодоления стресса”
Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:
- каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;
- люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

Это упражнение помогает диагностировать сценарии психологических защит и совладающего поведения.

Упражнение V. “Мои любимые недостатки”
В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

Данное упражнение позволяет выявлять участников со стойко заниженной самооценкой и с тенденциями к преувеличению своих недостатков.

Упражнение VI. “Я – лидер”
I часть
Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

II часть
Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:
- в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;
- в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;
- в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;
- в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;
- в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;
- в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;
- в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;
- в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;
- в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

Последовательно каждый участник тренинга называет лидерские качества и роли, которые он обнаруживает у каждого участника группы (по одному качеству на участника). Остальные записывают распознаваемые у них лидерские качества в свои анкеты. Далее каждый участник подсчитывает, сколько баллов набрало каждое из его лидерских качеств; какова его доля в процентах от общего числа отмеченных лидерских качеств (оно равно числу участников группы, кроме него самого). Затем проводится групповая дискуссия на следующие темы:
1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;
2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;
3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;
4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

Данное упражнение диагностирует социально-психологические роли в группе, проявления лидерства в различных сферах жизнедеятельности. Также это упражнение поможет во внеклассной работе для поддержки у учащихся максимально эффективных ролей.

Упражнение VII. “Продавцы и покупатели”
Все участники тренинга делятся на пары; в каждой из них каждый из участников будет выполнять сначала роль “продавца”, а затем – роль “покупателя”. Ведущий дает инструкцию одновременно всем парам: “Сейчас мы поставим в центр класса два стула на небольшом расстоянии друг от друга – это будет у нас входной дверью в магазин. Работаете последовательно по парам, выходя к этой “двери”. В каждой паре один играет роль “продавца”, а другой – роль “покупателя”. Время – две минуты девятого. “Продавец” запирает входную дверь, уходя домой. “Покупатель” подбегает к двери и обращается к “продавцу” с просьбой вновь открыть дверь и продать какое-то количество хлеба. В этой сцене у каждого участника свои цели. У “покупателя” цель – во что бы то ни стало уговорить “продавца” продать хлеб. У “продавца” цель – в первую очередь отстоять график работы магазина и свое право вовремя уйти с работы; правда, во вторую очередь он все-таки должен думать и о выручке, и о сохранении клиентуры. Каждая пара у “двери” играет эту сцену до момента ее завершения – согласия либо отказа “продавца” продать хлеб”.

После того как последовательно все пары сыграют эту сцену с первоначальным распределением ролей, далее они последовательно играют эту же сцену со сменой ролей – тот, кто был “продавцом”, становится “покупателем”, и наоборот. Остальные участники, кто не занят в сцене, наблюдают за развитием событий в каждой паре; их задача – установить, какие стратегии поведения “продавца” и “покупателя” являются наиболее успешными для достижения их целей. В конце упражнения участники обсуждают:
- свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);
- наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

Данное упражнение диагностирует затруднения в сфере общения, вызванные особенностями характера человека (застенчивость, тревожная мнительность, замкнутость и др.) и недостаточной эмпатией.

Упражнение VIII. “Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение”
В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

Неуверенное поведение выглядит примерно так: “Ну, так и знал, что же мне теперь делать…”. Неуверенное поведение основано на принятии вами на себя вины за ситуацию, на боязни начать ее решать, на принятии человеком роли “жертвы”. Агрессивное поведение выглядит примерно так: “Черт возьми! Тебе ничего доверить нельзя! А еще друг называется!” Агрессивное поведение построено на перенесении вины на другого участника (тем более, что тот действительно виновен), но при этом вы его еще и унижаете и отказываетесь от дальнейшего взаимодействия с ним для решения проблемы. Уверенное поведение выглядит примерно так: “Да. Вообще-то я не ожидал от тебя. Теперь надо подумать о том, что ты и мы вместе можем сделать в сложившейся ситуации и как дальше вести себя, когда мне опять надо будет сказать тебе что-то важное”. Уверенное поведение построено на вашей более взвешенной позиции по отношению к другому участнику ситуации (“виновному”). Это позволяет вам одновременно и защитить свои интересы, четко, но без унижения, указать другому на его вину, сохранить с ним добрые отношения и взаимодействовать с ним для преодоления ситуации, и при этом основную роль в разрешении ситуации передать именно ему. Уверенное поведение возникает из личного опыта или может быть “заимствовано” из опыта взрослых, имеющих большое влияние на вас.

Приведем примеры конфликтных ситуаций:
1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…
2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…
3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…
4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…
5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

Уверенное поведение может быть натренировано до автоматизма. Для этого сцены можно проигрывать в разных вариантах и столько раз, пока у “пострадавшего” не возникнет это чувство уверенности в себе. Критерии достижения результата:
- появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;
- появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

Затем участники тренинга делятся впечатлениями от упражнения – как себя чувствовали в разных ролях, какими были сценарии уверенного поведения.

Данное упражнение диагностирует степень развития уверенности в себе, зрелости “Я”, зрелости психологической защиты от ситуации неудачи, разные сценарии совладающего поведения в ситуации неудачи.

Упражнение IX. “Черты характера”
У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

I этап
Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

II этап
Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

III этап
Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

IV этап
Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

V этап
Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

VI этап
После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

Упражнение диагностирует характерологическую защиту от начала употребления ПАВ и потенциального развития зависимости от них, а также способность участников тренинга к самоанализу.

Упражнение X. “Отвечаю за свое “хочу”
Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

Когда человек хочет чего-то достигнуть, он говорит: “Я хочу”. Когда человек думает, какие задачи надо решить, он говорит: “Я думаю”. Когда человек совершает действие, он говорит: “Я делаю”. Когда человек получает результат, он говорит: “Я отвечаю”. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Я хочу – Я думаю – Я делаю – Я отвечаю. Совместим эти две последовательности и получим такую: Цели несут в себе понятие “Я хочу”. Задачи содержат в себе понятие “Я думаю”. Действия подразумевают понятие “Я делаю”. Результат символизируется понятием “Я отвечаю”. В жизни мы отвечаем за каждое возникающее у нас желание и за его реализацию. Например, парень познакомился с девушкой. С этого момента он ответственен за то, что происходит в их паре по его инициативе. И наоборот”.

Затем группа в случайном порядке делится по двое. Один из участников делает другому какое-то предложение: что-то сделать, куда-то пойти и т.п. На этой основе в паре возникает дискуссия. Тот, кто сделал предложение, обосновывает его важность, актуальность, поясняет свои роли и пределы ответственности в предлагаемом им деле. Тот, кому адресовано предложение, вопросами выясняет свои выгоды, интересы, задачи, ответственность. Дискуссия длится до принятия вторым участником решения – согласиться с предложением или нет. Затем роли в парах меняются. После завершения упражнения участники обсуждают чувства, которые они испытали при его выполнении. Ведущий задает следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытали в разных ролях?
- Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?
- Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?
- Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25-35 минут

Размер группы : 8-16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»


Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время : 15-20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время : 15-30 минут

Размер группы : 12-20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»


Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25-35 минут

Размер группы : Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий , помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту . Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

  • Назначение:

    Эмпатийная диагностика личностных качеств;

    Расширение репертуара способов взаимопонимания.

    Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств:

    Нежность,

    Умение сочувствовать,

    Умение создавать хорошее настроение,

    Эмоциональность,

    Доброжелательность,

    Интеллект,

    Организаторские способности,

    Твердость характера,

    Решительность,

    Креативность.

    Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.

    Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

    На упражнение отводится - 20 минут.

    После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

    "ПОРТРЕТ"

    Назначение:

    Формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам;

    Приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой.

    Каждый участник в течение 5-7 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.

    Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.

    "ИНТЕРВЬЮ"

    Назначение:

    Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;

    Формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

    Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.

    Основное правило - отвечать как можно более полнее и откровеннее Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.

    3. Упражнения на групповую сплоченность

    «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ"

    Назначение:

    Формирование навыков психомоторного взаимодействия;

    Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

    Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

    По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

    "Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"

    Назначение:

    Формирование умения давать обратную связь;

    Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

    Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

    "МЕТАФОРА"

    Назначение:

    Формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения;

    Овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

    Участник выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.

    Какой образ рождается при взгляде на этого человека?

    Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?

    Какие люди могут его окружать?

    Какой интерьер или пейзаж составляет фон этой картины?

    Какие времена все это напоминает?

    Делиться своими творческими идеями по этому поводу может каждый участник отдельно или создавая образ всей группой. Через центр круга должны пройти все члены группы.

    На упражнение отводится - 1 час.

    4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

    "КОМПЛИМЕНТЫ"

    Назначение:

    Отработка навыков эмпатии и новых способов поведения;

    Формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Дается задание: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".

    Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.

    На упражнение отводится 15-20 минут.

    Занятие третье

    Тренинг «Фото коллаж»

    Для проведения необходимы листы формата А3 в количестве равном количеству участников. Клей. Журналы с цветными картинками на различную тематику. Ножницы. Карандаши фломастеры.

    Желаемое количество участников 10-14 человек

    Время проведения: 10.00 или 16.00

    Суть тренинга заключается в составлении коллажа ценностей, путём приклеивания картинок на листок. Участник ни в чем не ограничивается. Он наклеивает то что хочет, подрисовывает то что считает нужным.

    Объяснение задания:

    «Со временем мы взрослеем, наша жизнь приобретает краски, появляются новые мотивы и сюжеты. Повороты и желания. Представьте что этот листок – это вы. Пользуясь журналами которые перед вами – составьте коллаж, отражающий ваш внутренний мир. В него может входить всё что вас волнует и всё что вам дорого. Что составляет неотъемлемую часть вашей жизни. То, без чего ваш характер не был бы узнаваем.»

    Тренинг длится до полутора часов. Участники имеют право разговаривать, спрашивать друг у друга мнения.

    Рефлексия проводится по окончании работы всех участников. Тренер обязан объяснить что означает для данного индивида видео ряд, изображённый на картинке. Тренер не раскрывает всю суть и характер – он ищет возможные внутренние проблемы, очаги тревожности. После чего абстрактно озвучивает проблему. Возможно наоборот – стимулирует на действие или его продолжение.

    При работе с несколькими группами – возможна выставка коллажей, где каждый человек из другой группы может взять чужой коллаж, и по прошествии 10-15 минут – эти люди рассказывают своё видение этого человека опираясь на коллаж. Человек которому принадлежит коллаж имеет право сохранить инкогнито, или же наоборот задать вопросы, с чем то не согласиться или пояснить.

    Суть тренинга заключается в умении подростков абстрактно мыслить, и актуализировать внутреннее я, выражая его творчески через составление коллажа. Это позволяет подростку увидеть со стороны общую картинку его внутреннего мира, его составляющие. Особенно тренинг удается, в случае когда работа выполняется методом сублемации – в данном случае можно рассчитывать на достоверность информации коллажа.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

    В конце второго занятия подводятся итоги по проведенному тренингу первой ступени.

    Ведущий еще раз обобщает теоретический материал, даваемый им по ходу тренинга. Разбирает вместе с участниками группы их впечатления от проведенных занятий, отвечает на возникшие у них вопросы, подводит итоги совместной работы

    Работа с подростками (Все представленные упражнения предназначены для работы в группе).

    Упражнение «Угадай качество»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.

    Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.

    Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.

    Упражнение «Синонимы»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.

    Материалы: Список качеств личности.

    Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:

    • насмешливость - чувство юмора - веселость - остроумие
    • застенчивость - скромность - неуверенность в себе - нерешительность
    • общительность - открытость - откровенность
    • жалостливость - заботливость - отзывчивость - альтруизм
    • импульсивность - вспыльчивость - прямолинейность
    • упрямство - настойчивость - твердость - строгость
    • рациональность - расчетливость - рассудительность - здравомыслие
    • эгоизм - эгоцентризм - индивидуализм - самодостаточность

    При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств.

    После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие - нет. Желающие высказываются.

    Упражнение «Антонимы»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.

    Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» - к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:

    • рациональность - импульсивность, эмоциональность
    • уступчивость - властность, настойчивость
    • лживость - честность, искренность
    • сдержанность - вспыльчивость, прямолинейность
    • мечтательность - практичность, здравомыслие

    Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены. Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество. В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним». Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.

    Упражнение «Подростковый словарь»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.

    Материалы: Словарь качеств личности.

    Ход упражнения: Подростки разбиваются на 2-3 группы, им дается задание - совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека. Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 2-3 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», общеупотребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы.

    Упражнение «Синоним по цепочке»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.Материалы: Список качеств личности.

    Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача - придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке. Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.

    Упражнение «Трудные качества»

    Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.

    Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).

    Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними. Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего. Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе. Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.

    Упражнение «Своя психогеометрия»

    Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.

    Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).

    Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест - выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка. Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы - предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе. Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют. Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.

    Упражнение «Анализируем себя»

    Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я

    Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств

    Ход упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть, обвести в кружок те качества, которые они хотели бы в себе развить, и перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 20-25 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны. Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:

    1) Мои ресурсы, сильные стороны - сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.

    2) Мои ограничения, слабые стороны - выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)

    3) Основные цели саморазвития.

    Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.

    Комментарий. Эта работа может быть продолжена на следующем занятии составлением конкретного плана развития того или иного качества и программы эффективного использования личностных ресурсов.

    Упражнение: Чай вдвоем

    Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим. Возраст участников: с 14 лет. Продолжительность: примерно 45 минут. Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем». Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.

    Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?

    Подведение итогов:

    Понравилось ли мне это упражнение? Легко ли мне было выбрать семерых человек? Кто мне пришел на ум первым, а кто последним? Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей? Чем я руководствовался при составлении меню? Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство? Кто в моей семье самый любознательный? Чему меня научили мои родители в этом плане? Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области? Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым? Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения? Что бы я еще хотел сказать?

    Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.

    Рабочий листок Чай вдвоем

    Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека - он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.

    Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.

    Воскресенье................................. Понедельник................................. Вторник................................... Среда..................................... Четверг................................... Пятница................................... Суббота....................................

    Упражнение: Нужные мне люди

    Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди». Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то - часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

    Подведение итогов:

    Легко ли мне было выделить шесть основных групп? Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить? Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий? Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей? Могу ли я иногда быть один? Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?