Политическая теория как наука и учебная дисциплина. Политология как наука и учебная дисциплина. Политология как наука

ПЛАН

1. Объект и предмет политологии. Структура политологии

Понятие «политология» образовано из греческих слов: politike (политика), logos (слово, понятие, учение). Термин «политология» применяется в Европе, а в США и других англосаксонских стра­нах используется понятие «политическая наука». Происхождение слова «политология» говорит, что это наука о политике. Любая наука обладает объектом и предметом исследования. Под объек­том понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет предполагает изучение и исследование отношений, сто­рон и свойств определенного объекта, сферы общественной жизни или социального явления.

Объект политологии – это политическая реальность (или по­литическая сфера жизни общества – политическое сообщество) и ее различные элементы и отношения.

Предметом политологии является воспроизведение эмпири­ческой реальности на абстрактном уровне путем выявления наи­более значимых закономерных связей. В качестве предмета поли­тической науки выступают такие стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки. Политическая наука изучает механизм функционирования политической сферы и ее структур­ных компонентов; формы и способы взаимодействия субъектов политической деятельности с политическими институтами. Пред­мет политологии показан на приведенной ниже схеме.

Предмет политологии, представленный на схеме, можно опи­сать более подробно: политическая власть; субъекты политиче­ской власти, се носители (политическое лидерство, политиче­ская элита); государство как политический институт; политические движения и партии; современные избирательные системы; содержание, структура, формы политического процесса, особен­ности принятия и реализации управленческих решений; полити­ческое сознание, политическая культура и идеология.

Субъекты политики Механизмы функционирования и смены

(политики по случаю, по совместительству, власти (политический процесс,

по профессии) политический режим, избирательные

Политические элиты и лидеры системы)

ВЛАСТЬ

Политические институты Политическое сознание

(государство, политические партии, Политическая культура

группы интереса) Политические идеологи

Политику как особую сферу общественной жизни изучают многие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая антропология, политиче­ская психология, политическая география и другие.

Политическая философия занимается исследованием таких фундаментальных основ политического бытия, как благо и спра­ведливость в политике.

Политическая история изучает политические события в их хронологической последовательности.

Политическая социология исследует механизмы взаимодейст­вия общества и политической сферы, социальной структуры и по­литики.

Политическая антропология исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества и то, как родовая природа че­ловека проявляется в сфере политики и влияет на нее.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения.

Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. В рамках политической географии сформировалась геополитика.

Таким образом, науки, которые изучают политику, различа­ются предметом и методами исследования. У политологии, как указывалось, свой особый предмет исследования: тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в госу­дарственно-организованном обществе. Особенностью политоло­гии является то, что все социальные явления и процессы она изу­чает соотносительно с политической властью.

Структура политического знания. В структуре политиче­ского знания выделяют:

политическую теорию, которая исследует законы функцио­нирования и развития политического процесса, политических сис­тем, институтов;

эмпирическую политологию, которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общ­ностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценност­ные ориентации, популярность субъектов политики, политиче­ский имидж;

прикладную политологию, разрабатывающую методики и технологии направленного воздействия на политический процесс.

Политологию в широком смысле понимают как науку, кото­рая включает весь комплекс политических знаний. Предметом политологии являются все политические явления. В узком смысле политологию рассматривают как теорию государственного управ­ления.

Итак, предметом политологии является политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий. Все обще­ственные процессы политология рассматривает через призму ис­следования закономерностей формирования, развития и функцио­нирования политической власти в государственно-организован­ных сообществах. Политология – это наука о власти и ее взаимо­действии с обществом и индивидом.

2. Становление и развитие политологии

Политология как самостоятельная сфера научного знания на­чинает формироваться в середине XIX в. До этого времени поли­тическое знание развивалось в рамках философских и правовых знаний как учение о государстве. В XIX в. возникла необходи­мость в формировании самостоятельной науки о политике. Это было обусловлено, во-первых, развитием гражданского общества и демократии, вовлечением широких масс в политический про­цесс. Развитие публичной политики ставило вопрос о конституировании политической науки. Достоверные знания о политике стали необходимыми как для политической элиты, так и для на­родных масс. Во-вторых, правоведение и социология уже не удовлетворяли возникших потребностей в знании о политической сфере. Эти науки анализировали политические проблемы в русле своих исследовательских задач. В-третьих, к этому времени было накоплено достаточно много знаний о собственно политических процессах. Эти знания нуждались в анализе не с правовой или социологической точки зрения, а с позиций исследования механиз­мов функционирования политической власти в обществе.

В 1857 г. в Колумбийском колледже в Нью-Йорке образова­лась кафедра политической науки, преподаватель кафедры Френ­сис Либер начал читать курс политической теории. В 1880 г. в том же Колумбиийском колледже возникает школа политической нау­ки, ведущим деятелем которой был Джон Берджес. В 1903 г. в США была создана Американская ассоциация политической нау­ки. Постепенно политическая наука начинает распространяться и в европейском научном сообществе. В 1871 г. во Франции Э. Бут-ли основал Свободную школу политических наук. В 1896 г. выхо­дит книга итальянского социолога и политолога Г. Моска под на­званием «Элементы политической науки».

К началу XX в. процесс оформления политологии в самостоя­тельную научную и учебную дисциплину был в основном завер­шен. Особенно успешно политическая наука начала развиваться в США и странах Западной Европы после Второй мировой войны. В 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Междуна­родный коллоквиум по проблемам политической науки. В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов.

Парижский Международный коллоквиум по проблемам поли­тической науки сыграл важную роль в определении структуры политической науки. Согласно решениям ЮНЕСКО, ее структур­ные блоки выделены исходя из основных сфер политологических исследований:

Политическая теория (теория и история политических идей);

Теория государственных институтов (центральных, регио­нальных, местных), их структуры и функционирование;

Теория политического участия и давления граждан (партии, группы интереса, лоббизм, общественные объединения, СМИ, общественное мнение);

Теория международной политики и международных отно­шений (международная политика, международные организации и международное право, глобалистика, геополитика).

Политология как наука и учебная дисциплина была востребо­вана обществом в период развития гражданского общества, демо­кратизации и вовлечения масс в политику. К середине XIX в. бы­ло накоплено много знаний о политике, выходящих за пределы предмета философии, правоведения, социологии. Возникла новая наука, предметом которой стали собственно политические про­цессы и институты.

С 1989 г. курс политологии преподается в учебных заведени­ях Республики Беларусь.

3. Методы и функции политологии

Глубина и объективность познания политики в определяющей степени зависят от эффективности применяемых методов иссле­дования. Научный метод - это система приемов, способов, с по­мощью которых достигается объективное познание действитель­ности. Научные методы включают процедуры, процессы, техни­ческие приемы и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных.

Методы исследования политики, как и любой другой соци­альной науки, можно поделить на три группы: общелогические, общетеоретические методы, методы эмпирических исследований.

Общелогические методы присущи человеческому познанию в целом, на их базе строится и научное, и обыденное познание. Это анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, классификация.

К общетеоретическим методам, которые используются во всех социально-гуманитарных науках, относят институциональ­ный, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, социологический, психологический. Данные методы яв­ляются достаточно широкими, поэтому их часто называют науч­ными подходами.

Институциональный метод ориентирован на изучение ин­ститутов, в рамках которых осуществляется политическая дея­тельность.

Нормативно-ценностный подход исследует политику с пози­ции должного, с точки зрения общего блага, справедливости, сво­боды, ориентирует на разработку политического идеала инаилучшей формы правления. Нормативно-ценностный подход для анализа форм правления применяли еще в античности Платон и Аристотель.

Институциональный и нормативно-ценностный методы гос­подствовали в политической науке до середины XX в.

Системный метод рассматривает политику как целостный, сложноорганизованный, саморегулирующийся механизм, кото­рый находится в непрерывном взаимодействии со средой. Сис­темный подход был разработан и применен при анализе политики в 50-60-е гг. XX в. американским ученым Д. Истоном. Ранее пер­вую модель социальной системы разработал Т. Парсонс.

Структурно-функциональный метод предполагает рассмот­рение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение, вы­полняет определенную функцию. Функциональный подход к изу­чению политики разработал американский политолог Г. Алмонд.

Социологический метод предполагает выяснение социальной обусловленности политики, влияния на политическую систему социальной структуры и экономических отношений. Широко применяли социологические подходы в политологии такие круп­нейшие политологи и социологи, как К. Маркс, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Михельс.

Психологический метод ориентирует исследователя на изуче­ние субъективных механизмов политического поведения, индиви­дуальных качеств, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций в поли­тике. Психологический метод широко использовали в своих ис­следованиях политики Г. Лебон, Н. Михайловский, С. Московичи, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Канетти, X. Ортега-и-Гассет, А. Адлер, Т. Адорно, Ж. Блондель.

Психологический и социологический методы заложили осно­ву становления собственно политологического подхода, ориенти­рованного на изучение и анализ политического поведения – пове­денческого (бихевиоралъного) подхода, который используется при анализе политического участия, политического лидерства, поли­тического поведения личности и масс.

К эмпирическим методам относятся анализ документов; ан­кетирование, опрос; наблюдение; использование статистики; кон­тент-анализ (метод количественного изучения содержания поли-

хической информации); теория игр (применяется в теории приня­тия решений).

В литературе также используется классификация методов по­литологии по уровню абстрактности либо конкретности изу­чаемого объекта. Выделяют общенаучные, социально-гуманитар­ные, специально-научные методы..

Общенаучные методы – это методы, которые использу­ются в любых науках:

общелогические приемы (например, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, наблюдение и эксперимент, определение и класси­фикация, сравнение и аналогия, абстрактно-объяснительная интер­претация, верификация и фальсификация, восхождение от абстрактного к конкретному);

философско-аксиологические принципы (например, полито­лог может использовать принципы системного подхода, структур­ного функционализма либо психологического подхода).

Социально-гуманитарные методы - это инструмента­рий, использующийся в социально-гуманитарных дисциплинах. Это такие методы, как социологические, исторические, сравни­тельный, институциональный и др. В последнее время в полито­логию проникают использованные ранее лишь в психологии тесты, шкалирование, из культурологии – методы изучения стереотипов и традиций, из лингвистики – анализ символов и знаков.

Специально-научные методы – методы политологиче­ского анализа. К этой группе относятся методы, разработанные в рамках политологии, а также комбинированные, модифицирован­ные методы других социальных наук, служащие особым инстру­ментарием для анализа политических объектов: ситуационный анализ, ивент-анализ, экспертные оценки, позиционный и ресурс­ный методы.

Основные типы методов и уровни методологии политологи­ческих исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли, на каждом этапе которого господ­ствовали те или иные методологические приемы. В известном учебнике «Методы политологического исследования» была пред­ложена следующая периодизация развития методологии полити­ческой науки:

классический период (до XIX в.), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;

институциональный период (XIX – начало XX вв.), когда на передний план выходят историко-сравнительный и норматив­но-институциональный методы;

поведенческий (бихевиорал истекий) период (20-70-е гг. XX в.), когда стали активно применяться эмпирические количест­венные методы;

современный (постбихевиоралистский) период (последняя четверть XX в.), который характеризуется сочетанием традицион­ных и новых методов, а также проникновением системного под­хода в политическую науку.

Политология использует разнообразные методы исследова­ния – как теоретические, так эмпирические и общелогические. Многообразие методологических подходов позволяет лучше исследовать и понять политику как сложное социальное явление. Появление и применение новых методов – это всегда исследова­тельский прорыв в получении нового знания о политике. В на­стоящее время практически все научные дисциплины используют не только собственные методы, но и инструментарий формальной логики, математики, философские принципы, элементы теории систем и кибернетики. В то же время каждая дисциплина, в том числе и политическая наука, обладает собственными, специально-научными методами.

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в выполняемых ею функциях.

Познавательная (гносеологическая, аналитическая) функ­ция. Сущность данной функции заключается в адекватном отра­жении политической реальности, раскрытии закономерностей по­литического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описы­вать, объяснять и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явле­ниях и процессах.

Функция рационализации политической жизни (инстру­ментальная функция). Выполняя эту функцию, политология вы­ступает основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразо­ваний. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфлик­тов проведению избирательных кампаний, формированию поли­тического имиджа лидеров и т.д. Инструментальная функция за­ключается в разработке рекомендаций субъектам политики, в экспертизе и консалтинге.

Оценочная (аксиологическая) функция означает, что поли­тология даст оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Аксиоло­гическая функция политологии, как и любой другой обществен­ной науки, определяется спецификой социального познания, ко­торое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики. Эту функцию не следует под­менять классовым подходом и превращать политологию в разно­видность идеологии.

Функция политической социализации связана с формирова­нием политической культуры, определенного типа политического человека. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина. Политология формирует гражданственность и демо­кратическую культуру населения.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосред­ственным влиянием политического знания на политическое пове­дение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения – важнейший показатель уровня раз­вития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для ра­ционально-критического анализа политической жизни.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

В. Н. КАРАЗИНА

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения

Харьков – 2009

УДК 32:001.891.3(075.4)

Назаренко С. И. Политология. Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения. Изд-е 2-е доп. – Х.:

Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2009. –

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной формам. В доступной и хорошо структурированной форме в нем раскрыт основной программный материал по курсу «политология». Кроме того, пособие имеет контрольные вопросы и рефераты по каждой теме. Схемы, здесь помещенные, дают наглядное представление об основных понятиях и категориях данного учебного курса. В конце прилагается список рекомендуемой литературы.

Рецензенты:

д. филос. наук., профессор кафедры политологии философского факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина И. Д. Денисенко;

к. филос.н., доцент кафедры политологии философского

факультета Харьковского национального университета

имени В. Н. Каразина А. Н. Довбня

© Харьковский национальный университет

имени В.Н. Каразина, 2009.

© Назаренко С. И., 2009.

ПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов заочной и дистанционной формы обучения

Вступление

Политология как наука и учебная дисциплина

Основные вехи истории политической мысли

Развитие политической мысли в Украине

Политика как социальное явление

Власть

Политический режим

Политическая система общества

Государство – основной институт политической системы

Гражданское общество и правовое государство

Политическая культура и политическая социализация

Личности

Политическое лидерство

Политические элиты

Группы интересов и общественные движения

Политические партии и партийные системы

Избирательные системы и политический процесс

Политический конфликт

Политические идеологии

ВСТУПЛЕНИЕ

Демократическое переустройство современного мирового сообщества связано с политизацией широких слоев населения. На пути политической трансформации выдвигаются задачи духовного обновления общества, введения взаимосвязанной системы новых ценностных ориентаций, формирования гуманистической политической культуры, новой личности, принимающей активное участие в политике.

«Качество» политического участия, способность к принятию рациональных решений в политической жизни не складываются спонтанно, они формируются в ходе систематического приобретения знаний и опыта. Общество нуждается в таких знаниях, которые позволяли бы людям разбираться в сложных политических явлениях и событиях, сознательно действовали бы в направлении реализации своих интересов. На приобретение таких знаний и направлено изучение политологии – обязательного предмета в программе вузовского обучения. В результате изучения политологии студент получает знания о предмете и методах политической науки, ее месте в системе социально-гуманитарных наук, познает сущность политики и власти, принципы деятельности политических институтов, эволюции политических систем и политической культуры, а также многое другое.

Содержательная часть пособия рассчитана на помощь в изучении политологии студентам дистанционного обучения. В пособии кратко рассматриваются вопросы 17 основных тем курса. По каждой теме рекомендованы реферативные доклады. Их подготовка требует углубленного теоретического анализа той или иной политической проблемы. Реферат готовится на основе изучения нескольких источников: монографий, журнальных статей и др. Реферат содержит собственные оценки и выводы студента.

Данное пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение учебной дисциплины «политология». Для контроля (и самоконтроля) за степенью овладения темой выделены контрольные вопросы и задания. При изучении курса должны быть использованы схемы, в которых наглядно отражаются политические явления в структурно-логической форме. Рассмотрение схем в совокупности с текстовым материалом, рекомендуемой литературой поможет разобраться и глубже осмыслить внутреннюю сущность сложных политических вопросов.

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина

1. Возникновение и развитие политической науки.

2. Понятие политического. Предмет и язык политологии.

3. Методы политической науки и ее функции.

С момента возникновения человеческой цивилизации политика непрерывно вторгалась в жизнь даже далёких от неё людей, изменяла облик и условия существования целых народов.

Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Наука о политике помогает глубоко познавать политическую реальность, контролировать ход политических событий, строить отношения между людьми на принципах разума и гуманизма. Если проведение политических исследований и получение научных знаний – дело главным образом учёных-профессионалов, то овладение основами политологии, нормами и ценностями цивилизованного политического общения – задача каждого гражданина и всего общества.

1. Политическая наука и политическая мысль – это близкие, но не тождественные понятия. Политическая мысль существует столько, сколько существует политика. Она возникла в глубокой древности и продолжает развиваться и сегодня. Политические учения прошлого в строгом смысле слова нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факта преемственности, генетической связи между ними.

Что же представляет собой политическая наука, когда и как возникла и какие познавательные способы и средства использует?

Политическая наука («политология») – это научное выражение политической мысли. Она существует в виде научных исследований, специально посвященных политической проблематике. Ещё в ХVI веке Никколо Макиавелли выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и её удержание.

Своё дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Токвиля, Вебера, Маркса, Энгельса и других мыслителей. Однако, несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины ХIX века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социально-гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX и начало ХХ века.

В качестве учебного предмета политология впервые появилась в XIX в. в крупнейших университетах США. Так, в 1857 г. в Колумбийском колледже создается кафедра истории и политической науки во главе с Ф. Либером. В 1880 г. в этом же колледже открывается первая школа политической науки. Включая в учебные планы курс политической науки, руководство американских университетов удовлетворяло возросший спрос на специалистов по государственно-административному управлению и на политологов-аналитиков. Политическую науку стали рассматривать как средство формирования новой политической элиты, для которой политика стала основной профессией. В последующие годы в Америке создаётся целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце ХIX – начале ХХ в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формирования политологии придало основание в конце ХIХ в. Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня. С 1955 г. в МАПН входит советская Ассоциация политических наук. Только в конце 80-х гг. политология стала преподаваться в вузах Восточной Европы и СССР. В Украине политология как новый учебный курс появилась в Киевском, Харьковском, Одесском, Днепропетровском университетах, а также (несколько позже) в других вузах. Сейчас в Украине осуществляется подготовка специалистов- политологов, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаётся научная и учебная литература, специальные журналы и политологические сборники.

2. Рассмотрим конкретно, что же представляет собой политология как наука. Сначала уясним этимологию этого слова. Сам термин “политология” производно от двух древнегреческих слов – politika – политика и logos – слово, учение, наука. Следовательно, этимологически политология переводится на русский язык как наука о политике. (К такой трактовке политологии склоняются авторы многих учебников.)

Каждая наука имеет свой объект и предмет. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, необходимо установить объект и предмет изучения политологии. Cреди учёных существуют на этот счёт различные точки зрения. Выделим только две из них. Часть учёных считает, что объектом политологии является сфера политики, политическая действительность, политическая жизнь личности и общества. А предметом политологии есть закономерности конкретных проявлений, процессов и отношений политической действительности, которые исследуются политологами. Многие учёные-политологи согласны с тем, что в общем плане объектом и предметом политологии является политическая сфера со всеми её явлениями и процессами, политическая жизнь общества, её сущность, формы и закономерности. Так, например, К. С. Гаджиев считает, что в современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (экономико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая (см. схему № 1 ). Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру. Социальная и духовная сфера в совокупности составляют гражданское общество, которое можно обозначить как единую подсистему (эта проблема будет рассмотрена в соответствующей теме). А задача политической подсистемы обеспечить механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных элементов системы.

Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно сгруппировать в 3 крупных раздела:

1. социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду;

2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, политические режимы и условия их изменения и смены;

3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Причем речь идет не об иерархической соподчиненности этих трех блоков, а о большей или меньшей значимости того или иного из них. Идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее в свою очередь – без конкретных политических институтов. Политологические исследования включают три важнейших аспекта: 1) исторический, 2) конкретно-эмпирический и 3) теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода к анализу экономического, социокультурного, философского и социально-политического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политологии в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как к институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.

Таким образом, политология – наука о политике, о формах и закономерностях функционирования политической власти; о формировании и развитии политических отношений, процессов и систем.

Основные категории политологии : политика, политические интересы, политическая власть, политический режим, политическая система, политические отношения, политическая культура (см. схему № 2 ).

Политические феномены, несомненно, представляют интерес, прежде всего, в том состоянии, в котором они находятся в данный момент времени, и задача политологии состоит в выяснении структуры политического феномена, его элементов и функций, условий для нормального функционирования.

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаётся многими учёными, в том числе и политологами. Разногласия начинаются при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике. При решении этого вопроса в литературе отчётливо выделяются две позиции. Первая исходит из того, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Вторая позиция заключается в том, что политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех её проявлениях.

В соответствии со вторым подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, то есть её структура включает: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию и т. д.

Политический язык

Политические феномены невозможно понять вне системы общения и механизмов политической коммуникации. Язык можно рассматривать и как средство, и как среду общения. По своей значимости в качестве предмета политического исследования политический язык можно поставить рядом с такими проблемами как процесс принятия решений, избирательный процесс.

В наибольшей степени политический язык отражён в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии возможно получить наиболее полное представление о том, что собой представляет политический язык.

Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни. К подобным жестам, например, относят: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, активная демонстрация различных политических символов во время политических акций; выражения неодобрения и протеста посредством свиста, топота и т. п.; демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) и многое другое.

Возросло значение так называемой символической коммуникации в обеспечении жизнеспособности и регулировании политических систем современности. Язык действует как связующее звено политического общества, как инструмент поддержания необходимого информационного уровня общества. Особо подчеркнём, что политический язык является своеобразным “индикатором” уровня политической культуры конкретного общества.

3. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет и во многом характеризуют уровень ее развития.

«Методы в наиболее общем виде – это приемы и способы достижения определенного результата в практической и познавательной деятельности людей» [ПЭС – с. 177].

Какие же методы использует политическая наука? Большинство авторов говорит о трех группах методов: первая – всеобщие философские методы, используемые политологией как одной из социально-гуманитарных наук, наряду с философией, социологией и др. (материалистическая диалектика, позитивистский и прагматический методы).

Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики (прежде всего электоральной), контент-анализ, который предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законов, партийных программ, выступлений в СМИ политических лидеров и т. д.); факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического поведения. Определенное значение имеет также такие методы сбора информации как наблюдение и опрос.

Третья группа методов – собственно методы политологии. К ним относятся:

1) cоциологический метод – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры;

2) бихевиористский – суть которого заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп;

3) нормативно-ценностныйд – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.;

4) функциональный – требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем;

5) системный – состоит в рассмотрении политики как целостного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы (50-60-е годы ХХ века – Д. Истон, Т. Парсонс);

6) антропологический – во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа;

7) психологический – сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации;

8) сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т. д. Применение этого метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов (развитие специальной отрасли знания – сравнительной политологии).

Существуют и другие методы исследования (индукция, дедукция, моделирование, интервьюирование и т. д.), которые помогают более полно раскрыть содержание политической науки. В силу сложности и многомерности политических объектов при их изучении, как правило, применяется не какой-то один, а определенное сочетание, комбинация различного рода методов.

Политология, как уже отмечалось выше, тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определённых общественных потребностей и поэтому всё её развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этих потребностей. Общественное предназначение политической науки определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества в целом.

Ф у н к ц и и:

Теоретико-познавательная (позволяет вскрыть объективные тенденции политического развития, реально оценивать политические ситуации);

Методологическая (раскрывая общие закономерности политики, создает базу для других общественных наук);

Воспитательная (способствует политической социализации личности, формированию политического сознания и политической культуры);

Регулятивная (обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях);

Аналитическая (анализ, оценка результатов политических действий),

Прогностическая (позволяет прогнозировать развитие политических процессов и своевременно корректировать политику);

Мировоззренческая (позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, национальных, групповых и личных интересов и определить свое место в политической жизни общества).

Вопросы и задания к теме:

1. Что вы понимаете под политической наукой? Каковы ее место и роль среди

других социально-гуманитарных наук.

2. Что изучает современная политология? В чем состоит различие

существующих точек зрения на предмет политологии?

3. Чем можно объяснить существование в рамках одной политической науки

множества частных политических дисциплин?

4. Назовите основные этапы формирования и эволюции политической науки.

5. Что дает для понимания природы политики социологический метод?

6. Раскройте значение бихевиористского метода политологии.

7. В чем недостатки ценностно-нормативного подхода?

Темы рефератов:

2. Политология и другие социально-гуманитарные науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция №1

Политология как наука и учебная дисциплина

1. Становление политологии как науки и учебной дисциплины

2. Предмет, структура и функции политологии

3. Понятийный аппарат и методы политологии

1. Становление политологии как науки и учебной дисциплины

Политология - сравнительно молодая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует, что политология - это наука о политике, политическая наука. Термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она теоретически и методологически размежевалась с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

- первый этап начинается с эпохи Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. Политические идеи развиваются лишь в общем потоке гуманитарных знаний;

- второй этап начинается с Нового времени и продолжается примерно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика начинает осознаваться как особая сфера жизнедеятельности людей;

- третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки. В первую очередь, нарождающаяся политология испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О. Контом и Г. Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (1920-1940-е гг.), основанная известным американским политологом Ч. Мерриамом.

Второй утвердившийся методологический подход - социологический - истолковывал политические явления как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. Так, марксизм заложил традицию экономического детерминизма - понимания политики через действие объективных экономических законов классового общества. В целом для европейских политологов начала ХХ в., а они одновременно были и социологами, было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии. Развитие политологии этого периода связано с именем Макса Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г.Моска, В.Парето и Р.Михельс, заложившие основу теории элит. Мощное воздействие на становление методологии и проблематику политологии оказали идеи основоположника психоанализа З.Фрейда. Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политологии сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные причины стремления к власти. Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч. Мерриам и его соратник по Чикагской школе Г. Лассуэлл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву для бихевиоралистской (от англ. behaviour - поведение) революции в западной, и, прежде всего в американской, политологии после второй мировой войны. Политическое поведение было признано основой политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации, с помощью, прежде всего, методов естественных наук. В рамках этого направления были исследованы модели поведения в разных ситуациях, например на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, побуждающая индивида к действию.

Бихевиоралистский подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма:

Принцип верификации , требующий установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки;

Принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.

Бихевиорализм, с одной стороны, отверг идеологическую тенденциозность в объяснении политики, но с другой - отказывал политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику со стороны ряда известных политологов. В 1970-х гг. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название "постбихевиоральной революции". Было признано, что главным в политологии является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к самым разнообразным исследовательским подходам: к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М. Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, Э. Фромма. Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральной революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении политической сферы и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления.

В послевоенный период политология существенно расширила и область своих исследований. Это, прежде всего, такие вопросы, как:

Политические системы (Т. Парсонс, Д. Истон, К. Дойч);

Политическая культура (Г. Алмонд);

Политические режимы (Х. Арендт, К. Поппер, К. Фридрих, З. Бжезинский);

Партии и партийные системы (М. Дюверже, Дж. Сартори);

Конфликт и консенсус в политике (Р.Дарендорф, С.Липсет).

Политическая наука обогатилась новыми направлениями в исследовании проблем демократии. Р. Даль, Дж. Сартори, Й. Шумпетер разработали новые теоретические модели демократии. В последние десятилетия возрос интерес к проблемам политической модернизации (С. Хантингтон) и проблемам создания условий, определяющих демократические преобразования разных стран. Развитие политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления.

Со второй половины XIX в. политология вступает на путь активного организационного оформления. Существует несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, т.е. ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Одни ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX века в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Позже, в 1871 г., в Париже создается другой политологический центр - "Свободная школа политических наук". Другие исследователи в качестве символической даты появления политологии называют 1857 г., когда в США в Колумбийском колледже, впоследствии преобразованном в университет, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь открывается "Школа политической науки". С 1886 г. в Америке начинает издаваться первое политологическое периодическое издание. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических политических институтов и международных центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Международная ассоциация политических наук (МАПН).

В 70-90-е гг. ХХ в. происходит окончательная институционализация политической науки. Из вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений.

Сложный путь развития прошла российская политология. Во второй половине XIX в. были созданы предпосылки для ее оформления в самостоятельную дисциплину. Есть мнение, что собственно первым политологическим трудом в России стала "История политических учений" Б.Н.Чичерина, изданная в 1869 г. В конце XIX - начале ХХ вв. исследования русских ученых существенно обогатили не только отечественную, но и мировую политологию. Важным вкладом в развитие философии права и политики стали: психологическая теория права Л.И. Петражицкого, теория государства и власти И.А. Ильина. Одновременно получила развитие и социология политики, связанная с именами С.А. Муромцева и его последователя Н.М. Коркунова. К заслуге последнего можно отнести разработку социально-психологической концепции государства и права. Другой российский социолог и правовед М.М. Ковалевский обосновал необходимость использования историко-сравнительного метода при исследовании общества. Он считал, что понять природу государства и его деятельность невозможно без учета исторических корней и традиций. К числу классиков мировой политологии относится и российский ученый М.Я. Острогорский, который в конце XIX в. издает на французском языке двухтомный труд "Демократия и политические партии", положив тем самым начало исследованию партий и элит. Основываясь на фактическом материале, Острогорский ранее, чем Р. Михельс, описал феномен бюрократизации партий и показал опасность этой тенденции для демократии. Социалистическая революция и последующие события прерывают обозначившуюся традицию развития политической науки. Формируется политология изгнания, "сохраняющая преемственность с академической политологией старой России, но пытающаяся обрести новый облик и найти новую проблематику". Идеологизация обществоведческих дисциплин в СССР практически сделала невозможным объективное и всестороннее исследование политической жизни. Но, несмотря на это, уже в 1970-е гг. отечественные политологи обратились к разработке таких понятий, как "политическая система", "политическая культура", "политический процесс", "политическое лидерство и элита", "теория международных отношений", появились первые зачатки научных школ, связанные с именами Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Г.Г. Дилигенского и Н.Н. Разумовича. В середине 1970-х гг. была создана советская ассоциация политических наук (САПН). Но право на существование политология завоевала лишь в конце 80-х гг., когда процессы либерализации общественной жизни сделали ее востребованной. В 1989 г. она официально была признана академической дисциплиной, после чего начался процесс создания институтов и центров политических исследований. С 1991 г. в вузах России стали создаваться политологические кафедры, и появилась новая учебная дисциплина - «Политология».

2. Предмет, структура и функции политологии

институционализация наука политология

Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, которые подлежит рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться разными науками, но под особым углом зрения, с позиций своего предмета и методов. Объектом политологии является политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы.

Предмет политологии (та часть объекта или его свойства, закономерности, изучаемые данной наукой) определяется во-1, конкретной областью исследования (политическая система, политические отношения, политические институты, процессы и т.д.) и во-2-х, методом исследования (системный, институциональный, бихевиористский и т.д.) Предметом политологии являются любые закономерности, тенденции и проблемы, связанные с политикой и властью. Например, закономерности взаимодействия политической сферы с другими сферами общественной жизни (связь экономики и политики) или закономерности взаимодействия структурных элементов самой политической сферы (например, взаимоотношения государства и личности, государства и общества), или закономерности развития отдельных сторон, явлений политической жизни общества (разделение властей, утверждение плюрализма).

Но существует более десятка гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику, например философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, который подлежит всестороннему исследованию.

В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии. Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, включающая в себя весь комплекс частных политических знаний. Сама политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической действительности, которые исследуются отдельными субдисциплинами - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д. Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, которая не стремится охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властных отношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими. При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Отечественный политолог А.А. Дегтярев утверждает, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а скорее соотносятся как два "концентрических круга" накопления политического знания. Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины. Исходя из этого в структуру политологии включаются следующие дисциплины:

- политическая философия , исследующая ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основании которых функционирует политика и власть. Кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки и ее методологическую базу;

- теория политики - более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней. Теория политики имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и др.;

- политическая социология , акцентирующая внимание на социальном основании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;

- политическая психология , исследующая роль установок, убеждений, мотивов и подсознательных факторов на политическое поведение. Эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;

- история политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;

- политическая антропология , которая изучает влияние социобиологических качеств человека на политику, а также ее связь с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;

- теория международных отношений , рассматривающая проблемы мировой политики и взаимоотношений государств. Внутри этого направления выделяют геополитику, рассматривающую использование государствами пространственных факторов для достижения политических целей.

Это далеко не полный список суботраслей, представленных в структуре политологии. По разным оценкам, в единую систему политической науки объединяются от 20 до 40 дисциплин, что отражает процесс углубления специализации политического знания.

В структуре политологии также разграничивают теоретическую и прикладную политологии.

Теоретическая политология ставит своей целью получение нового знания, объяснение и понимание политической реальности, разработку новых концептуальных моделей реальности. Но ее влияние на практику носит опосредованный характер.

Прикладная политология , напротив, непосредственно ориентирована на достижение реального политического результата. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы политической реальности. Конечным итогом ее исследований являются прогнозы, рекомендации, советы участникам политического процесса. Данное направление политологии имеет непосредственную связь с практикой (технологии избирательных кампаний, изучение общественного мнения, электорального поведения, технология организации власти, принятие политических решений, политическое прогнозирование, моделирование политических процессов и др.).

Оба направления политологии дополняют друг друга. Теоретическая политология дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, но в то же время в своих обобщениях сама она опирается на эмпирический материал, собранный практиками-политологами.

Назначение политологии для общества раскрывается в ее функциях.

Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений с целью получения знания об их сущности, содержании и закономерностях развития.

Оценочная (аксиологическая) , позволяющая субъектам политики судить о значимости, приемлемости или неприемлемости каких-либо политических фактов, т.е. оценивать;

Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.

Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденций развития общественных процессов и принятие эффективных управленческих решений.

Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.

В оспитательная функция , утверждает определенную политическую культуру общества с конкретными правилами, традициями политического поведения;

М ировоззренческая функция , формирует систему определенных взглядов на развитие общества, убеждений, выработку определенной идеологии. А также методологическую, идеологическую и др. функции.

Таким образом, политическое знание помогает понять человеку свою роль в мире политики, вооружает его политическим опытом и осознанием своих прав и возможностей.

3. Понятийный аппарат и методы политологии

Политология как самостоятельная наука имеет свой понятийный аппарат. Наиболее общие понятия, отражающие существенные, характерные черты и связи явлений, называютсякатегориями. Это язык науки. Такие слова, как государство, власть, личность, свобода и др. являются категориями. А более конкретные термины, такие как политический режим, форма правления, монархия относятся к понятиям. У них более узкий, но более точный объем содержания. Между ними есть еще одно различие - категории универсальны и общечеловечны.

В политологии используются как общенаучные категории (например, цивилизация, общество, власть, прогресс, революция, право и др.), а также собственные понятия - политика, политическая система, политический режим, политическая культура, политические ценности, политическая идеология, политический плюрализм и др.

Современная политология использует многообразные методы исследования, которые условно можно разделить на три группы: методы теоретического познания, философские и общелогические методы, и эмпирические. К м етодам теоретического познания относятся:

- институциональный метод , который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;

- социологический метод , ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;

- исторический метод , рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;

- сравнительный метод , предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;

- системный метод , который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;

- структурно-функциональный метод , который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

- антропологический метод , исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;

- психологический метод , направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;

- бихевиоралистский метод , рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;

- нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

Во вторую группу входят философские и общелогические методы , которые используются не только в политологии, но и в других науках:

Диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;

Метод восхождения от абстрактного к конкретному:

Анализ и синтез;

Индукция и дедукция;

Обобщение,

Идеализация;

Классификация и др.

Также в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии. Сюда относят:

- опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

- наблюдение , которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

- статистические методы , с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

- математические методы , которые открывают возможность для моделирования политических процессов;

- метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы;

- анализ документов (для сбора первичной информации);

- контент-анализ (количественная и качественная характеристика единиц текста - слов, выражений, смысловых символов и т.п., выявление авторства, целей и условий создания текста);

- метод экспертной оценки;

- метод опроса , (анкетирование - письменный опрос, интервьюирование устный опрос).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития политологии как науки, отношение к политике как к "теперешней истории", специфика развития политологии в России и в мире. Предмет и основные методы политической науки. Природа политических знаний и важнейшие функции политологии.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Политология как система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, Объект и предмет политологии, взаимосвязь с другими науками, категории и функции. Прикладная политология. Методы исследования, используемые в политологии.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2010

    Политика как общественное явление и искусство. Концептуальные подходы, предмет, метод и основные функции политологии. Структура и методология политического знания. Значение ценностей в изучении политики. О месте политологии в системе общественных наук.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Объект и предмет политологии, ее роль и значение как науки и как учебной дисциплины. Методы и направления исследований в политологии, ее функции. История возникновения и становления политической науки. Включение политологии в перечень учебных дисциплин.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Предмет, объект, методы и функции политологии как науки. Изучение политических явлений в их последовательном развитии. Методы эмпирических исследований, получение первичной информации о политических фактах. Место человека в политической системе общества.

    презентация , добавлен 04.04.2013

    Политология и ее место среди наук об обществе. Роль политики в жизни общества. Фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития. Процесс становления и развития политической науки. Основные методы политологии.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2011

    Проблемы становления и развития политической науки – политологии. Единый международный стандарт в понимании объекта, предметного поля и границ политической науки. Объект, методы и функции политологии, ее значение для явлений и процессов в обществе.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    История, объект и предмет политологии, основные факторы ее появления. Система категорий, закономерностей и методов политологии. Функции политологии: методологическая, объяснительная, теоретическая, идеологическая, инструментальная и мировоззренческая.

    презентация , добавлен 15.10.2014

    Формирование политологии как общественной дисциплины о политике, принципах и закономерностях ее функционирования, механизмах, способах и методах осуществления ее власти. Объект и предмет политологии, ее методы и функции. Структура политической науки.

    лекция , добавлен 21.11.2013

    Политология как наука и учебная дисциплина. Методологические проблемы политики и власти. Теории происхождения, функции и формы государства. Понятие и элементы гражданского общества, структура его политической системы. Классификация политических режимов.

ЛЕКЦИЯ №1

Определение понятия «политология»

Политология наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В нашем исследовании мы рассматриваем политологию в узком смысле, как науку, призванную непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Кроме того, нам необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Роль и значение политологии как науки и как учебной дисциплины

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но есть и определенные различия. Рассмотрим отдельно каждый из видов функций политологии.

1. Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных ‚разработок в реальную политику.

Политология исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и, в случае необходимости, вносить необходимые коррективы.

Политология как наука может также выполнять определенные идеологические функции. Например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

2. Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти (1917 - 1985 гг.) политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотны ми людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах, позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.
Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Перейти на... Новостной форум Вопрос - ответ Методические указания по изучению дисциплины Методическое и информационное обеспечение дисциплины Электронные книги по политологии Критерии оценки знаний студентво Вопросы для подготовки к зачету Вопросы для подготовки к семинарским занятиям Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Глоссарий Лекция 1. Значение термина «политика» Тестовые задания по теме "Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление" Материал Лекция №2. Предмет и методы политологии Лекция №3. Возникновение и становление политической науки. Лекция №4. Многозначность термина «политика». Тестовые задания по теме: "Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление". Лекция №1. Основные этапы становления и развития политической мысли Лекция №2. Политическая мысль Древнего мира или Античности. Лекция№3. Политические идеи Средневековья и Возрождения. Лекция №4. Политические идеи Нового времени. Тестовые задания

Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы утвержденной и введенной в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана от 11 мая 2005 г. № 289, от 12 июля 2005г. № 480 и в соответствии с учебной программой по дисциплине для студентов второго и третьего курсов всех специальностей

Рабочая программа обсуждена научно-методическим советом факультета

2008 г., протокол №_____

Председатель НМС Абилова Б.А.
Декан ФОГП Шынтаева Н.С.

Научно-методическим советом академии

2008г., протокол №______

Председатель __________________________________________


1. Назначение дисциплины

Выработать у студентов навыки самостоятельного анализа сложных явлений и тенденций в сфере политической жизни, дать необходимый минимум знаний в политике, способствовать формированию у студентов понятийного аппарата.

2. Данные о преподавателях

Джаныкулова Сауле Калиевна, ассоциированный профессор

Ауд. № 419, телефон 29-36-44.

Консультационные часы: по расписанию

3. Данные о дисциплине: «Политология»

Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)

4. Пререквизиты дисциплины: для изучения дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: философии, социологии, истории, основы права, экономической теории и осуществляться в контексте таких учебных дисциплин, как религиоведение, культурология и психология. Данный курс предполагает знание основных принципов и законов функционирования политики, ее исторического развития, проблемы власти, государства и межгосударственных отношений.

Постреквизиты: в результате изучения курса сформировать у студентов политическое мировоззрение и политическую культуру, способствовать их активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан.

5. Краткое описание дисциплины

Объектом изучения дисциплины является политика как аспект жизнедеятельности современного общества. Политология изучает сущность политики, власти, политических систем, процессов. Как отрасль общественного знания политология сложилась во второй половине Х1Х и в первой половине ХХ века, хотя теория политики развивалась на всем протяжении истории цивилизации, начиная с античной эпохи.

Политология с разных сторон описывает политическую динамику, дает теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может лучше понять свои гражданские права и свободы, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. В развитых демократических странах политическая наука стала неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества, мощным орудием формирования гражданского общества. Поэтому политическая наука рассматривается как необходимое условие политической социализации личности.

Задачи курса - выработать у студентов умение разбираться и свободно ориентироваться в политических процессах, протекающих в Казахстане.

В результате изучения курса студент должен знать:

Сущность, возможности, перспективы и основные виды политики;

– сущность, источники и функции власти;

Сущность политических отношений и процессов, понятие субъекты политики; роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

Сущность процессов международной политической жизни, геополитической обстановки, политических процессов в Казахстане, его месте и статусе в современном политическом мире.

Выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;

Их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечение личностного вклада в общественно-политическую жизнь .

Навыками политической культуры,

Способностью применять политологические знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности.


Тема 1: Введение. Политология как наука

Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бихевиористский, социологический, психологический. Антропологический подход. Законы и категории, методы и функции политологии Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политической науки, ее парадигмы.

Тема 2: Основные этапы становления и развития политичеcкой науки

Возникновение первых очагов государственности на Древнем Востоке (буддизм, конфуцианство, легизм, даосизм). Политические учения античности (Сократ,Платон, Аристотель, Цицерон). Политическая мысль средневекового Востока (аль-Фараби, Низами, Алишер Навои, Ганджеви). Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения, политическая мысль Западной Европы, религиозно-теологические концепции государства и права Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ж. Бодена (“Шесть книг о государстве”). Русская политическая мысль: идеи Илариона, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Филофея “Москва – третий Рим”; Политические учения эпохи ранних индустриальных революций: учение Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Э. Берка, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Политическая мысль в США: Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Т. Пейн, А.Гамильтон. Конституция США. Политическая мысль России: Н.А.Бердяев, И.А. Ильин. Развитие политической науки в XXв. Бихевиористское и необихевиористское направление (А. Бентли, Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и др.). Системный анализ в политических исследованиях (А.А. Богданов, Н. Винер, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Л. Пай и др.). Теории плюралистической демократии и развития (Р. Даль, Р. Дарендорф, С. Липсет, А. Лэдд и др.). Политическая социология (П. Бурдье, Ф. Бро, М. Дюверже, Р.-Ж. Шварценберг). Политическая психология (А. Маслоу, Э. Фромм, М. Херманн). Политическая футурология и прогностика (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон). Сравнительная политология (М. Доган, Д. Пеласси, С. Хантингтон, П. Шаран). Российская политология в конце ХХ века.

Тема 3: Политика в системе общественной жизни

Политика: сущность, происхождение и основные черты. Политика как объект политологии. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство. Относительная самостоятельность политики. Многофакторная детерминация политики. Взаимосвязь политики с другими социальными явлениями: экономикой, государством, правом, моралью.

Тема 4:Власть как политический феномен

Понятие «власть». Субъект власти. Объект власти. Природа господства и подчинения. Подходы к объяснению природы власти. Власть и политика. Основные подходы к определению категории «политическая власть». Социальная природа и сущность политической власти. Функциональное назначение политической власти. Особенности политической власти. Структура политической власти. Признаки политической власти. Политическая и государственная власть, их соотношение. Условия, функции, формы, уровни и методы осуществления политической власти. Ресурсы и виды власти, и их особенности. Власть и массы: проблема прямой и обратной связи. Источники эффективности политической власти. Легальность и легитимность власти. Теории легитимности власти. Типы легитимности власти. Показатели легитимности власти. Легитимация. Источники легитимации власти. Проблема легитимности политических режимов. Делегитимация политической власти. Источники делегитимации.

Тема 5: Социально – этнические общности и национальная политика

Этнос и нация. Нация – высший тип этноса. Национальный вопрос и его структура. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.

Тема 6: Политическая система и политический режим

Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталитаризма. Экономические, политические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Правый и левый тоталитаризм. Авторитаризм как форма политической власти. Разновидности авторитаризма. Демократический режим и его признаки. Политический плюрализм. Разновидности демократии. Современные теории демократии. Переход от авторитаризма к демократии: стадии, участники, типы транзита. Предпосылки демократизации. Эволюция политической системы и политического режима постсоветской России. Современный политический режим России: основные тенденции и характеристики. Политические режимы в региональном измерении.