Первое сражение с половцами завершилось. Битва на Калке: причины, карта битвы и последствия. Киевская Русь и половцы

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

В год 6619 (1111)… А в воскресенье, когда крест целуют, пришли на Псел, а оттуда дошли до реки Голты. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали и возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы. И оттуда перешли много рек, и пришли к Дону во вторник шестой недели поста. И облеклись в доспехи, и построили полки, и двинулись к городу Шаруканю. И князь Владимир повелел попам, едучи перед войском, петь тропари и кондаки в честь креста честного и канон святой Богородицы. И вечером подъехали к городу, и в воскресенье вышли люди из города с поклонами к князьям русским и вынесли рыбу и вино. И провели там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и, приступив, зажгли его, а в четверг двинулись от Дона; в пятницу же, на другой день, марта 24-го, собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши, возложив надежду свою на Бога, сказали: «Здесь смерть нам, так станем же крепко». И прощались друг с другом и, возведя очи на небо, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны, и завязалась битва жестокая, Бог вышний обратил взор свой, исполненный гнева, на иноплеменников, и пали они перед христианами. И так были побеждены иноплеменники, и пало множество врагов наших, супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали хвалу Богу в тот день. И наутро, когда настала суббота, праздновали Лазареве воскресение, день Благовещенья, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу и дождались воскресенья. В понедельник же Страстной недели вновь собрали иноплеменники многое множество полков своих и двинулись, словно огромный лес, тысячами тысяч. И окружили полки русские. И послал Господь Бог ангела на помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сошлись в первой схватке полки, и грохот стоял подобный грому. И битва жестокая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон. И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, половцы обратились в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы, невидимо <кем> ссекаемые, падали на землю. И победили их в понедельник Страстной недели, месяца марта в 27-е. Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих. Святополк же, и Владимир и Давыд прославили Бога, даровавшего им такую победу над погаными, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников многих похватали руками. И спросили пленников, говоря: «Как это случилось: вас была такая сила и такое множество, а не смогли сопротивляться и вскоре обратились в бегство?» Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в оружии светлом и страшные и помогали вам?» Это только и могли быть ангелы, посланные Богом помогать христианам. Это ведь ангел вложил Владимиру Мономаху мысль призвать братьев своих, русских князей, на иноплеменников…

Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу всегда и ныне и присно во веки, аминь.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ - МОНОМАХ

Салница (Русско-половецкие войны, XI-XIII вв.). Река в Донских степях, в районе которой 26 марта 1111 г. произошла битва между объединенным войском русских князей под командованием князя Владимира Мономаха (до 30 тыс. чел.) и половецким войском. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Вла-димира Мономаха и Давыда Святославича. Половецкая конница попыталась отрезать русскому войску путь домой, но в ходе сражения потерпела сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприятелей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Никогда еще со времен походов Святослава (X в.) русские воины не заходили так далеко в восточные степные районы. Эта победа способствовала росту популярности Владимира Мономаха - главного героя похода, весть о котором дошла «даже до Рима».

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В СТЕПЬ 1111 ГОДА

Этот поход начался необычно. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока. Инициатором этих походов выступил папа римский Урбан II. А в 1096 г. начался первый крестовый поход западных рыцарей, закончившийся взятием Иерусалима и созданием рыцарского Иерусалимского королевства. Священная идея освобождения «гроба Господня» в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов западных рыцарей на Восток.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. Было известно, что во втором крестовом походе принимал участие граф Гуго Вермендуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Мономаха, Святополка и Олега. Одним из тех, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в крестоносном королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против «поганых» характера крестового нашествия. Этим и объясняется та роль, которую отвели духовенству в этом походе.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.…

27 марта основные силы сторон сошлись на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступиша яко борове (лес) велицин и тмами тьмы», они со всех сторон обступили русское войско. Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, ожидая натиска половецких всадников, а повел войско им навстречу. Воины сошлись в рукопашной битве. Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русы, в рукопашном бою начинали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русы так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцам. Но те сражались мужественно и потеснили чело (центр) русского войска, где дрались киевляне. Им на помощь пришел Мономах, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы воодушевило русов, и они сумели преодолеть начавшуюся было панику. Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и рубили; пленных и здесь не брали. Около десяти тысяч половцев полегло на поле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь. Другие ушли в Грузию, где их взял на службу Давид IV.

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII в. стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

НЕУЛОВИМАЯ САЛЬНИЦА

Упоминается Сальница в летописи… в связи с известным походом Владимира Мономаха в 1111 г., когда был убит дед Кончака - половецкий хан Шарукан. Этот поход анализировался многими исследователями, но в вопросе локализации Сальницы единодушного мнения так и не выработано.

Имя реки встречается также в некоторых списках «Книги Большому Чертежу»: «И ниже Изюма пала в Донець с правая стороны река Сальница. А ниже тое - Изюмец». На основании этих данных впервые предпринял попытку локализации реки, упоминаемой в связи с походом Мономаха 1111 г., В.М. Татищев: «оная течет в Донец с правой стороны ниже Изюма».

В связи же с событиями 1185 г. аналогичную попытку осуществил Н.М. Карамзин: «Здесь названа Сальницей река Сал, впадающая в Дон около Семикаракорской станицы».

В известной статье П.Г. Буткова, где фактически впервые уделено значительное внимание многим аспектам географии похода Игоря Святославича, Сальница отождествляется с р. Торец. М.Я. Аристов идентифицировал Сальницу, упоминаемую в связи с событиями 1111 и 1185 гг., с Тором. Позже к этому мнению присоединились Д.И. Багалей, В.Г. Ляскоронский. В.А. Афанасьев. Примерно также полагал М.П. Барсов, локализируя Сальницу «не в дальнем расстоянии от устья Оскола».

К.В. Кудряшов локализовал р. Сальницу в районе Изюма. В.М. Глухов справедливо заметил, что упоминание в Ипатьевской летописи («поидоша к Сальнице») не могло касаться небольшой реки и летописец «не мог ее взять в качестве географического ориентира». Известный знаток древностей Подонцовья Б.А. Шрамко считал, что речь идет о двух разных реках. В.Г. Федоров, наоборот, идентифицирует согласно В.М. Татищеву обе Сальницы.

Подробно проанализировав основные гипотезы и выдвинув дополнительные аргументы, М.Ф. Гетманец уточнил, что Сальница - это старое название р. Сухой Изюмец, впадающий в Северский Донец напротив Изюмского кургана.

Л.Е. Махновец различает две реки Сальницы: ту, что упоминается в описании похода Мономаха 1111 г., ученый с оговоркой «очевидно» отождествляет с р. Солона - правым притоком Попильнюшки (правым притоком Береки), а Сальницу, связанную с походом Игоря, традиционно - с безымянной рекой у Изюма.

В новейшем исследовании луганского историка В.И. Подова обосновывается так называемый южный вариант расположения театра военных действий. Отождествив обе Сальницы, исследователь локализует теперь уже одну речку в бассейне Днепра, считая, что это современная р. Солона - правый приток р. Волчья, впадающая в Самару…

Нам представляется, что искомой Сальницей мог быть приток Тора Кривой Торец. Его верховья и верховья Кальмиуса находятся совсем рядом, беря начало с одной возвышенности - водораздела бассейнов Днепра и Дона, по которому и проходил Муравский шлях. Кальмиус или один из его притоков в таком случае следует отождествлять с Каялой.

Во второй половине XI века новые азиатские кочевники, половцы сменили в причерноморских степях печенегов и торков. Русские летописи впервые упоминают о половцах в 1055 году. С этого времени быстрые, агрессивные воины мобильных половецких отрядов на полтора столетия стали основными противниками русских воинов на южных границах Руси, совершая жестокие разорительные набеги, вмешиваясь в междоусобицы, заставляя крепить дружины, облегчать вооружение, строить новые и новые замки.

Половцы находились в то время на дальней границе феодального развития - «можно установить только зачатки феодальных отношений в половецком обществе «, - пишет исследователь З.М. Шарапова. В результате половецкого нашествия гигантские массивы плодороднейших, выгодных в климатических условиях земель оказались недоступными для русских крестьян, заставляя их двигаться на север, в зону менее плодородных почв, под защиту лесов. Пограничные со степью княжества - Рязанское, Новгород-Северское, Переяславское, Киевское - становились жертвами набегов кочевников. Набеги эти совершались в основном осенью, во время сбора урожая, обрекая беднейшее население многих русских княжеств на голод. По подсчетам П.В. Голубовского, половцы совершили 46 только больших походов на Русь, 34 раза принимали участие в междоусобицах русских князей, число мелких (до 1000 всадников) половецких наездов на Русь не поддается учету.

Вооружение половцев было типичным вооружением кочевника того времени. Выносливый и мелкий конь, ростом незначительно превосходящий современного осла (рост в холке до 110 см), сложный лук с относительно невысокой силой натяжения до 40 кг, пращи и сулицы-копья. Сабли имелись, как правило, у более знатных и старых воинов. Защитное вооружение (доспех и щиты) у скотоводов-половцев было достаточно эффективным, кожаным, собираемым, как правило, из отдельных, специально выделанных для повышения прочности кусочков. Метательные машины, стенобитные орудия и военные приспособления отсутствовали.

Отряды половцев впервые сошлись в бою с русской дружиной 2 февраля 1061 года у Переяславля. Большую, по-видимому, до 10 000 человек, рать привел на Русь половецкий хан Искал. В сражении под Переяславлем половцы, имевшие значительное численное премущество (русская княжеская дружина едва ли превосходила числом 1 000 человек), но уступавшие русским в качестве вооружений, сумели оттеснить русских воинов в город под защиту крепостных стен. Потери русских в том сражении едва ли превышали несколько десятков человек.

Свидетелем первого половецкого нашествия был 8-летний князь Владимир Всеволодович (впоследствии прозванный Мономахом). Начисто ограбив и спалив городской посад и окрестные деревни, уведя в рабство людей, не успевших спрятаться в городе, половцы во второй половине февраля повернули на юг, к своим постоянным становищам. Русская дружина была еще не в силах противостоять столь многочисленным и агрессивным кочевникам.

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

В X в. половцы (кимаки, кипчаки, куманы) кочевали от Иртыша до Каспия. С началом Сельджукского движения их орды двинулись, вслед за гузами-торками, на запад. В XI в. в Причерноморье половцы консолидировали орды болгар, ушедших с Волги, печенегов и торков в подвластные им союзы, освоили земли, ставшие Половецкой степью – Дешт-и-кипчак.

Живших по Днепру половцев принято подразделять на два объединения – левобережное и правобережное. Оба они состояли из разрозненных самостоятельных орд, имевших свою территорию кочевания. Во главе орды стоял правящий род – курень. В роду выделялась семья главного хана (кош). Наибольшим влиянием и властью у них пользовались сильные ханы – военачальники, например Боняк или Шарукан. Половцы совершали набеги на соседей: Русь, Болгарию, Византию. Принимали участие в междоусобицах русских князей.

Половецкое войско обладало традиционной для кочевников тактикой ведения войны – конные удары «лавами», преднамеренное бегство для заманивания противника под удар из засады, а при поражении они «рассыпались» по степи. Половецкие отряды успешно вели боевые действия ночью (1061, 1171, 1185, 1215 гг.). Войско половцев, как правило, состояло из легкой и тяжелой конницы.

Знакомство Руси с половцами впервые произошло в 1055 г. на политическом поприще. Причина – создание в 1054 г. Переяславского княжества и попытка вооруженного изгнания с его территории торков. Заинтересованные в обустройстве торков половцы пришли на Русь с миром и решили проблему их расселения дипломатическим путем.

В 1061 г. половцы совершили первое нашествие на Русь и нанесли поражение князю Всеволоду Ярославичу переяславскому. Нашествие было вызвано новым наступлением Руси на переяславских торков, что нарушило русско-половецкого мирный договор.

В составе русского войска вооруженные формирования половцев принимали участие и как союзники (XI–XIII вв.), и как «федераты» (XII–XIII вв.), то есть проживающие на территории княжества и подчиняющиеся действующим законам этого княжества. Поселенные на территории Руси половцы, торки и др. «замиренные» тюрки назывались «черными клобуками». Натиск половцев на Русь усиливался при смене княжеской власти. Русь была вынуждена укреплять южные порубежья крепостями в Поросье, Посемье и др. регионах. Русско-половецкие взаимоотношения укреплялись и династическими браками. Многие русские князья брали в жены дочерей половецких ханов. Однако угроза половецких набегов на Русь была постоянной.

На набеги Русь отвечала походами в Половецкую степь. Наиболее действенными являлись походы русского войска в 1103, 1107, 1111, 1128, 1152, 1170, 1184–1187, 1190, 1192, 1202 гг. Не раз половцы приходили на Русь поддержать одного из недовольных русских князей. В союзе с русским войском, в 1223 г., половцы потерпели поражение от монголо-татар (Калка). Как самостоятельная политическая сила (Половецкая степь) половцы последний раз напали на Русь: на востоке – в 1219 г. (Рязанское княжество), а на западе – в 1228 и 1235 гг. (Галицкое княжество). После монголо-татарских завоеваний XIII в. часть половцев влилась в монголо-татарские орды, другие осели на Руси, а прочие ушли в Придунавье, Венгрию, Литву, Закавказье и на Ближний Восток.

Поход русского войска на половцев (1103)

В 1103 г. половцы в очередной раз нарушили мир. Великий князь Святополк II Изяславич киевский (8.9.1050–16.4.1113) и князь переяславский Владимир Всеволодович Мономах (1053–19.5.1125) со своими старшими дружинами съехались в Долобск на княжеский съезд – держать совет о походе на половцев. По воле старших князей на Руси для решения ряда внешнеполитических и внутренних задач дружинные войска отдельных земель объединялись под началом великого князя Руси и образовывали общерусское дружинное войско. На Долобском съезде было решено идти в Половецкую степь. В поход были приглашены войска черниговско-северской земли Олега (?–18.8.1115) и Давыда (?–1123) Святославичей. Владимир Мономах со съезда направился в Переяславль собирать свое войско. Святополк II, взяв дружинное войско из Киева, последовал за ним. Кроме указанных князей в поход на половцев они привлекли дружинные войска князя Давыда Святославича новгород-северского, а также князей 8-го поколения: Давыда Всеславича полоцкого (?–1129), Вячеслава Ярополчича удельного владимиро-волынского (?–13.4.1105), Ярополка Владимировича смоленского (?–18.2.1133) и Мстислава Всеволодича городецкого (?–1114). Сославшись на болезнь, в поход не пошел лишь князь Олег Святославич. Таким образом, общерусское войско в походе 1103 г. было сформировано из семи княжеских войск различных регионов Руси. И пошла русская рать в поход. Пройдя ладьями ниже порогов, войска сошли на берег у острова Хортицы. Далее на конях и пешие пошли полем. Через четыре дня подошли к Сутени. Половцы знали о походе Руси и собирали войско. Они решили перебить русских князей и завладеть их городами. Против сражения с Русью был лишь старейший – Урусоба.

Двигаясь навстречу русским войскам, половцы послали во главе авангарда хана Алтунопу. Однако русский авангард подстерег отряд Алтунопы и, окружив, перебил всех воинов. В бою погиб и сам Алтунопа. Это позволило 4 апреля на Сутени русским полкам внезапно встать на пути половцев. Перед лицом русских воинов половцы «растерялись, и страх напал на них, и оцепенели сами, а у коней их не было быстроты в ногах». Как пишет летописец, «обрушилось русское воинство с веселием на конях и пешие на врага». Половцы не выдержали натиск и побежали. В бою и погоне русичи убили 20 полоцких князей: Урусобу, Кочия, Яросланопу, Китанопу, Кунама, Асупа, Куртыка, Ченегрепу, Сурбаря и прочих, а Белдюзя захватили. После победы к Святополку привели Белдюзя. Святополк не взял откуп золотом, серебром, конями и скотом, а передал хана на суд Владимира. За нарушение клятвы Мономах повелел убить хана, и разрубили его на куски. Затем собрались князья-братья, взяли половецкий скот, овец, коней, верблюдов, вежи с добычей и челядью, захватили печенегов и торков с их вежами, «и вернулись на Русь со славою и победою великой».

Поход русского войска на половцев (1111)

После удачного похода Руси на половцев в 1103 г. половцы не отказались от набегов на русские княжества и продолжали терзать русские земли своими опустошительными набегами и в 1106 г. на Киевщине у Заречска, и в 1107 г. у Переяславля и Лубна (половецкие ханы Боняк, Шарукан в Посулье). В 1107 г. в Переяславском княжестве у Лубно войска русских князей Киевского, Переяславского, Черниговского, Смоленского и Новгородского княжеств дали 19 августа достойный отпор противнику, когда в шесть часов дня перешли через р. Сулу и атаковали половцев. Внезапное нападение русских привело половцев в ужас и они «не могли от страха поставить стяга и побежали: одни хватаясь за коней, другие пешком... гнались за ними до Хорола. Убили Таза, Бонякова брата, полонили Сугра и его брата, а Шарукан едва убежал. Половцы бросили свой обоз, который захватили Русские воины...». Однако набеги продолжались.

В 1111 г. «Сдумавше князья Русстие поидоша на Половце», т.е. русские князья вновь имели военный совет и решили организовать новый поход на половцев. Объединенное русское войско на сей раз уже состояло из 11 дружинных войск русских князей Святополка II, Ярослава, Владимира, Святослава, Ярополка и Мстислава Владимировичей, Давыда Святославича, Ростислава Давыдовича, Давыда Игоревича, Всеволода Ольговича, Ярослава Святополчича, т.е. на Половецкую степь двинулась военная мощь Киевского, Переяславского, Черниговских, Новгород-Северских, Новгородского, Смоленского, Владимиро-Волынского и Бужского русских княжеств. Полководцами русского войска в данном походе выступали: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Владимир Всеволдович (князь переяславский); Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом Давыдовичем (удельный черниговский князь); Давыд Игоревич (князь бужский, острожский, черторыйский и дорогобужский); Всеволод Ольгович (Всеволод-Кирилл Ольгович князь черниговский); Святослав Ольгович (князь удельный черниговский); Ярослав Святополчич (Ярослав (Ярославец) – Иван Святополкович, князь владимиро-волынский); Мстислав Владимирович (князь новгородский); Ярополк Владимирович (князь смоленский).

Объединенное русское войско, как правило, на поле брани перед битвой старшим начальником – великим князем, делилось на три части: большой полк – центр, полк правой руки и полк левой руки – фланги. Расстановка сил в походе на половцев была следующая: старший среди равных на Руси князь Святополк II руководил полками большого полка, а Владимир и Давыд, соответственно, полками правой и левой руки. По подчиненности субординация войск князей выглядит следующим образом.

Войско Святополка состояло из трех полков, которые возглавляли: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Ярослав Святополчич; Давыд Игоревич.

Войско Владимира состояло из трех полков, которые возглавляли: Владимир Всеволдович (князь переяславский); Мстислав Владимирович; Ярополк Владимирович.

Войско Давыда состояло из трех полков, которые возглавляли: Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом; Всеволод Ольгович; Святослав Ольгович.

Во вторую неделю поста русское войско выступило в поход на половцев. В пятую неделю поста подошло к Дону. Во вторник 21 марта, надев защитное вооружение (бронь) и изрядив полки, войска пошли к городу Шарукню, жители которого их гостеприимно встретили. На утро следующего дня (22 марта) войска двинулись к городу Сугробу, жители которого не пожелали подчиниться их воле, и город был сожжен.

Половцы собрали войско и, изрядив свои полки, вышли на битву. Сражение произошло 24 марта на потоке Дегея («на поле салне реце» – в Сальских степях). И победила Русь. Летопись свидетельствует, что после победы на потоке Дегея, на следующей неделе – 27 марта половцы войском в «тысячу тысяч» обступили русские войска и завязали брань лютую. Картина боя рисуется следующим образом. Большой полк Святослава II, состоявший из нескольких полков, первым завязал бой с половецким войском. И когда с обеих сторон было уже много убитых, русское войско предстало перед противником в полной красе – во фланги половцам ударили сводные полки князя Владимира и полки князя Давыда. Следует обратить внимание на то, что русские войска в борьбе с половцами, как правило, ведут сражения вблизи рек. Это связано с тем, что кочевники применяли специфические им способы борьбы с противником. Являясь по типу вооружения и уклада жизни, легкой конницей, их воины старались окружить в степи войско врага и на полном скаку вкруговую вели обстрел противника из луков, завершая начатое дело саблями, пиками, нагайками. Располагая полки вблизи рек, русские воеводы, используя естественную речную преграду, лишали кочевников маневра, а тяжелое защитное вооружение и возможность фланговых ударов по противнику со стороны полков левой и правой руки уже качественно меняли картину битвы.

В итоге похода русские воины «...и взяша все богатство их, и многих их руками яша... в понедельник страстныя недели, и избиено их многое множество». Полным разгромом половецкого войска завершилось сражение на реке Сальнице, что увенчало военным триумфом полувековую борьбу Руси с половцами и вплоть до 1128 г. половцы не совершали крупных набегов.