Организация русского войска в период Древней Руси. Русская дружина - Военная история

В наши дни слово «дружина» нельзя отнести к часто используемым терминам. При его упоминании кто-то, может быть, вспомнит школьные уроки истории. Что, в общем-то, правильно, поскольку из всех возможных значений, два относятся к прошедшим эпохам. Однако прежде чем перейти к их рассмотрению, следует дать определение самому термину.

Что означает

Согласно словарям, дружина - это отряд или группа, сформированная с целью выполнения специальной задачи. Зачастую такие подразделения, особенно если речь идет о военизированных формированиях, имеют жесткую иерархическую структуру.

Сам термин происходит от старославянского «дроужина», поэтому похожие слова можно найти во многих родственных языках, например, в болгарском, чешском, хорватском, украинском, польском, словенском и пр. В любом из этих языков дружина - это слово, означающее «общество» или «отряд», которое также является производным от слова «друг».

Сегодня этот термин употребляется в нескольких значениях. Ниже рассмотрим кратко каждое из них, а пока перечислим, какие бывают дружины:

  • княжеские;
  • инженерно-строительные;
  • боевые;
  • народные;
  • добровольные;
  • санитарные;
  • пожарные;
  • пионерские.

Княжеская дружина

Это привилегированная часть войска в Древнерусском государстве (IX-XIII веках). В нее входили родовитые слуги удельного князя, которые, с одной стороны, поднимали авторитет его власти среди народа, а с другой - помогали осуществлять управление княжеством. Кроме того, дружина являлась боевым ядром войска во время отражения нападения врага.

Ее этнический состав был неоднороден. Согласно историческим документам, среди дружинников были не только русы, но и варяги, венгры, поляки, финны, тюрки. С князем их связывал вольный договор, который можно было в любой момент разорвать.

В XI-XII веках дружина подразделялась на старшую и младшую. В первую входили представители боярства, занимавшие важные должности: воеводы, посадники, тысяцкие и пр. Они составляли княжеский совет и самую влиятельную часть народного вече. В младшую дружину, помимо входили свободные общинники и даже зависимые холопы.

Царская Россия

После того как удельные княжества ушли с исторической сцены, уступив место централизованному государству, слово дружина не вышло из употребления. Правда, значение его изменилось. Так, в дореволюционной России под ним подразумевали:

  • отдельные воинские части, сформированные на базе ополчения;
  • инженерно-строительные отряды, занятые на военных работах;
  • товарищества и артели;
  • добровольные санитарные бригады, созданные на период ведения военных действий.

Во время Русской революции 1905-1907 гг. появился новый политический термин - «боевая дружина». Это были отряды рабочих, сформированные большевиками с целью подготовки восстания.

Впрочем, не стоит думать, что подобные организации образовывались исключительно в периоды социальных потрясений или в условиях военных действий. Пример тому - добровольная дружина численностью 20 тысяч человек, созданная в Москве в 1881 году. В ее задачи входило обеспечение порядка во время торжеств, связанных с коронацией Александра III.

В 1930 году в СССР были организованы добровольные общества (бригады), которые помогали милиции поддерживать правопорядок как в сельской местности, так и в городах. Летом 1941 г. на их базе формировалось народное ополчение, санитарные и пожарные дружины.

В послевоенные годы эти бригады продолжали помогать милиции охранять правопорядок и проводить воспитательную работу вплоть до 1959 года. Начиная с этого времени, защитой общественного порядка в стране, помимо милиции, занимались также ДНД - добровольные народные дружины, ежедневно патрулировавшие улицы. Это общественное движение, как и многие другие, было упразднено в 1991 году после запрещения Компартии.

Кроме него, в СССР существовали еще и пионерские дружины, объединявшие членов Всесоюзной детской организации.

Возрождение народных дружинников

Указом президента в Российской Федерации начиная с 2014 года граждане страны вновь могли активно участвовать в поиске пропавших людей и охране общественного порядка. Согласно этому документу, члены добровольной народной дружины приравниваются к После регистрации в органах самоуправления на местах они могут использовать отличительную символику и носить униформу.

Народными дружинниками могут быть:

  • совершеннолетние граждане Российской Федерации;
  • не имевшие судимости;
  • не страдающие психическими расстройствами;
  • знающие, как оказать первую помощь;
  • не страдающие наркоманией или алкоголизмом.

В чем состоят их полномочия:

  • извещать полицию о правонарушениях;
  • оказывать ей помощь в охране правопорядка;
  • патрулировать улицы;
  • участвовать в поиске пропавших граждан;
  • следить за порядком во время проведения массовых акций;
  • участвовать в операциях, которые не угрожают их жизни, и если на то есть согласие полиции.

За неповиновение народным дружинникам указом предусмотрен штраф от 500 до 2,5 тыс. руб. С другой стороны, и сами стражи общественного порядка могут быть оштрафованы за превышение своих полномочий на сумму от 1 до 3 тыс. руб.

ДРУЖИНА

ДРУЖИНА , отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делились на "старшую" (наиболее знатные и близкие лица -"княжие мужи") и "молодшую" -"гриди" и "отроки". В конце 12 в. на смену Д. пришёл т. н. двор (см. ГОСУДАРЕВ ДВОР).

Источник: Энциклопедия "Отечество"


первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. «Дружина княжья» составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя «в полюдье», собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п. На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном: обязанности служить не было, князя и дружину связывали материальные и нравственные узы, в случае недовольства дружинники всегда могли оставить службу князя. При постоянных распрях и усобицах князья чувствуют потребность опираться на дружину, поэтому они и дорожат ею, заботятся о возможно лучшем ее составе и, раз составив ее, стараются привязать к себе. Отсюда видим особого рода отношение князя к дружине: он пирует с ней, жалует ее, старается угодить ей, для чего охотно выслушивает все ее желания; отсюда же вытекает обычай князя совещаться с дружиною, обычай, мало-помалу обратившийся в правило, несоблюдение которого ставилось князю в укор. Летописцы в числе достоинств известного князя всегда упоминают о солидарности его с дружиною и о частых совещаниях с нею. Заботясь о наилучшем подборе дружины, князья не обращали внимания на ее племенной состав; поэтому в нее проникают элементы инородческие, особенно при первых князьях, когда в ряду дружинников встречаем финнов, угров, половцев, хазар, поляков, торков. По своему положению и значению дружинники были не одинаковы: уже в XI в. встречаем деление дружины на два разряда: на дружину старейшую, большую, лепшую, или переднюю, и на дружину малую, молодшую. Древнейшее различие между ними заключалось главным образом в возрасте, но с течением времени сюда присоединилось еще другое, коренившееся в фактическом различии людей лучших и худших. Старшую дружину составляли мужи княжи и бояре. Это была та сила, с которой приходилось считаться князю. Мужи и бояре образовывали собственные дружины, с которыми несли службу князю; из числа их назначались высшие должностные лица (посадники, тысяцкие, воеводы), они же были главными советниками князя в его думе. Случалось, что князья должны были принимать мнение старшей дружины, отказываясь от своего, с которым она не соглашалась. Старшая дружина пользовалась некоторыми юридическими преимуществами, сообщавшими ей характер привилегированного сословия. Главное из них состояло в более заботливом ограждении личной безопасности законом: за убийство княжа мужа закон грозил вдвое более тяжкой вирой, чем за убийство младшего дружинника. Младшая дружина носила общее название гридей, гридьбы; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными; между отроками могли быть и люди несвободные, рабы. Высший разряд младшей дружины составляли детские, носившие исключительно военный характер; между ними упоминаются мечники, стоявшие ближе к князю. К к. XII в. термины «гридьба» и «детские» исчезают, около этого времени является новый термин - «дети боярские», который, как полагают, стал употребляться в том же смысле, как и «детские», т.е. для обозначения высшего разряда младших дружинников. Слово дружина являлось также синонимом общины, артели, ватаги.
С.Ю.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Смотреть что такое "ДРУЖИНА" в других словарях:

    ДРУЖИНА - Лазарев, дьяк московский. 1552. А. Ю. 219. Дружина Петелин, дьяк московский. 1588. А. И. I, 425. Дружина Юрьев, гонец Бориса Федоровича. 1598. А. И. II, 5. Дружинка Тумак, стрелецкий десятник в Цареве городе. 1601. А. И. II, 38. Дружинка Михайлов … Биографический словарь

    - (7) 1. Близкие слуги князя, составлявшие его постоянное войско: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: „Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону“. 5 6. Се бо Готьскыя… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества. Дружинная военная организация характерна для периода разложения родового строя и зарождения государства. У древних… … Политология. Словарь.

    ДРУЖИНА, дружины, жен. 1. В древней Руси ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (ист.). «С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне.» Пушкин. || чаще мн. Войско (поэт. устар.). «Пальбой отбитые… … Толковый словарь Ушакова

    Ы, муж. Ст. русск. редк.Отч.: Дружинич, Дружинична.Происхождение: (Употребление нариц. сущ. дружина в качестве личного имени. Др. русск. дружина ‘товарищ’.) Словарь личных имён … Словарь личных имен

    См … Словарь синонимов

    Ы, м. Ст. русск. редк. Отч.: Дружинич, Дружинична. [Употребление нариц. сущ. дружина в качестве личного имени. Др. русск. дружина товарищ.] Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

    Является таким же необходимым элементом в древнерусскомобществе, как и Князь. И как охранитель волости от внешних врагов, и какустроитель внутреннего порядка, Князь нуждается в целой группепомощников. Эти помощники князя и составляют Д. Отсюда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ДРУЖИНА - первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. «Дружина княжья» составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники… … Юридическая энциклопедия

    1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества.2) Вооруженные отряды при князе в Др. Руси, участвовавшие в войнах, управлении… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Дружина особого назначения (комплект из 4 книг) , Иван Алексеев. По указу великого князя Александра Невского в поморских лесах создан тайный воинский стан. В нем, по примеру древней Спарты, воспитываются воины, способные в одиночку противостоять…

1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя и составлявший привилегированный слой общества;

2) вооруженные отряды при князе в Киевской Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДРУЖИНА

1) В древнейшем значении - сообщество, объединение людей. В этом смысле Д. назывались члены др.-рус. общины верви; в 14-15 вв Д. именовались члены артелей иконописцев и т. п. 2) Отряд конных воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем короля, князя; воен. организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феод. отношений. У древних германцев Д. появились в 1 в. до н. э. как временные, а с 1 в. н. э. уже как постоянные воен. объединения и составляли ядро герм. войска. Вождь и Д были связаны взаимными обязательствами. Д. должна была защищать вождя, последний - содержать Д. Члены Д., обогащаясь за счет воен. грабежа, постепенно превращались в военно-аристократич. верхушку племени. В Д., писал Энгельс, "...таился уже зародыш упадка старинной народной свободы..." ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 161). Способствуя возвышению племенного вождя, тем самым Д. содействовала появлению королев. власти. Во время вторжении герм. племен на терр. Рим. империи (4-6 вв.) дружинники, в результате завоеваний и последовавших затем королев. пожалований, приобретали значит. зем. владения ("оседание Д. на землю") и в процессе развития феод. отношений превращались в феодалов. Д. часто имелась не только у короля, но и у частных лиц - крупных зем. собственников. В качестве воен. организации Д. (так же как и народное ополчение) уступила место феод. ополчению сеньоров. Рус термину "дружинники" соответствовали термины: левды (букв. - люди) у мн. германцев, антрустионы - у франков, гезиты, затем тэны - у англо-саксов, газинды - у лангобардов, сайоны - у готов и др.; иногда в герм. законах использовалась рим. (лат.) терминология (букцеллярии, fideles - верные, - зарождение дружинных отношений происходит еще в период Рим. империи). В Китае термины, близкие к понятию "дружинник", - чэнь, ши (в их первонач. значении), у монголов - нукеры. Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI-VIII веков, М., 1956; Корсунский А. Р., О развитии феодальных отношений в готской Испании, в сб.: Ср. века, 1961, в. 19. См. также лит. при ст. Германцы. В Киевской Руси во главе Д. стоял князь. Вступление и выход из Д. были свободными для лично свободных мужей-воинов. Д. была ближайшей опорой княж. власти. Т. н. "старшая" Д. состояла из небольшого числа наиболее знатных дружинников, бывших близкими советниками князя. Старшие дружинники нередко получали от князя права сбора дани в нек-рых областях в свою пользу и имели свои Д. "Молодшая" Д состояла из "гридей", "отроков", "детских" и других воинов, составлявших осн. массу Д. и привлекавшихся также для выполнения различных суд.-адм. поручений. С развитием феод. землевладения дружинники превращались в земельных собственников - бояр и явились одним из осн. компонентов при формировании господств. класса феодалов. Д. князей существовали до 16 в., когда были ликвидированы удельные кн-ва. Лит.: Срезневский И. И., Мат-лы для словаря др.-рус. яз., т. 1, М., 1958; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953. А. М. Сахаров. Москва.

Был ли древнерусский князь полностью свободен в своих решениях?

Статус дружины, т.е. ее место (позиция) во властных отношениях, определяли два фактора :

1. Княжеская дружина –это составная часть аппарата управления , причем наиболее приближенные дружинники (бояре) составляли постоянный совет, "думу".

Все собственно государственные вопросы (об устройстве "земли", о войне и мире, о принимаемых законах) князь решал не самостоятельно, а с дружиной, прислушиваясь к ее мнению.

Точно не существовало обязательного состава княжеского советаи какой-либоформальной компетенции .

Иногда князь советовался со всей дружиною (или объявлял ей свое намерение), иногда только с ее высшим слоем , иногда с двумя-тремя приближенными-боярами . Дума с боярами и дружинниками была лишь делом практической необходимости, обычая и удобства. Она отнюдь не была обязательной для князя, равно как и не налагала на него никаких формальных обязательств.

2. Князь в своих действиях постоянно должен был ориентироваться на дружину , и если не выполнял ее требования, то, во всяком случае, вынужден был считаться с ее мнением. Дружина представляла собой для князя то, что современные ученые называют референтной группой .

Референтная группа–группа людей, с установками, убеждениями и действиями которой должен считаться лидер (правитель) при осуществлении своих действий.

И.Н. Данилевский : "Видимо, отношение товарищей-дружинников к своему князю во многом определялось тем, насколько его поступки соответствовали тому, что входило в понятие чести. Речь идет о совокупности морально-этнических принципов, которыми руководствовался человек в своем поведении и которые давали ему право на уважение со стороны окружающих. Удостоиться чести можно было в том случае, если поведение было понятно "сотоварищам". Место князя в обществе напрямую зависело от оценки его поведения окружающими. Притязание на признание обязательно должно было соответствовать принятым нормам поведения".

Укрепление власти князя со временем приводит к ослаблению влияния дружины на поступки князя и падению ее авторитета.

Право дружинника уходить из княжеской дружины в случае нарушения князем условий договора или при несогласии дружинника с какими-то действиями князя. В период политической раздробленности дружинники переходили от одного князя к другому. Это право "ухода" заставляло князя соотносить свои действия с мнением дружинников.

Две точки зрения историков на роль дружины в системе властных отношений в Киевской Руси

    Княжеская дружина не была самостоятельным институтом власти , ибо не ограничивала власти князя . Дружина была лишь совещательным и вспомогательным органом при князе.

    Княжеская дружина –властный институт ("аристократический элемент власти "). Акцентируется внимание на то обстоятельство, что князь должен был ориентироваться и считаться в своих поступках с мнением дружины.

III. Князь и княжеская власть

1. В первый период истории государства (союза племенных княжеств )Великийкиевский князь из династии Рюриковичей – первый среди других князей (князей местных племенных династий).

2. После ликвидации племенных княжений(в период единого государства )вся власть сосредоточена в руках одного правителя киевского князя.

3. С возникновением на территории Киевского государства суверенных государств в каждом княжестве правит представитель местной династии Рюриковичей .

Старшего в роду считался Великий князь киевский.Его князья называли своим "отцом", но это не более как почетное назначение без всякого реального содержания.

В действительности каждыйкнязь и внутри своей земли и в межкняжеских отношениях держал себя как независимый государь.

а) внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей.

б) в отношениях между князьями –"братьями" все спорные вопросы решались "либо ратью, либо миром", т.е. или силою оружия, или соглашениями, договорами с другими князьями. Это договорное начало в междукняжеских отношениях проходит через всю историю и прекращаются только в Московском государстве.

Функции князя:

1). Обязанностью князя, прежде всего, было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападений внешнего врага. Князь был военным организатором и вождем :

– собирал и формировал дружину, которая находилась в личной службе у него;

– назначал начальника народного ополчения ("тысяцкого");

– во время военных действий командовал как своею дружиной, так и народным ополчением.

2) . Князь вел внешнюю политику , ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир (в случае, когда война требовала созыва народного ополчения, князь должен был заручиться согласием веча).

3). Князь был также законодателем и администратором. Наиболее яркий пример - сборник древних русских законов Х1-ХП вв., называемый "Русская Правда".

4). Князь был высшей судьей . Он должен был "правду деяти на сем свете", "в правду суд судити", "судите суд истинен и нелицемерен", "избавлять обидимого от руки обидящего" и т.д. Князь часто поручал судсвоим заместителям, "посадникам" и "тиунам", но это вело к многочисленным злоупотреблениям и обидам населения, и поэтому народ всегда предпочитал личный суд князя.

5). Князь был главой правительства и назначал всех чиновников.

В своей правительственной деятельности князья обыкновенно пользовались помощью и советом своих старших дружинников, с ними князья советовались или "думали" о всяком важном деле (они назывались иногда "думцами" князя). В важных случаях, особенно перед началом военных действий, князья иногда собирали на совет и дружину.

Различныерегионы государствауправлялись наместниками киевского князя. Областные управители, назначаемые князем, носили название "посадников". В руках посадников, как и в руках князя, находилась власть административная и судебная, так как древность не знала разделения этих функций. При князе и при посадниках были мелкие чиновники, частью из свободных, частью из их рабов, для всякого рода судебных и полицейских исполнительных действий.

Пути вступления князя во власть:

    Путем наследования:

– до середины Х1 в.: боковой порядок

– с1054 г.: очередной порядок княжения (владения)

– с1097 г. передача княжеской власти по прямой линии (сыну); начало династического правления в отдельных княжествах

    Захватом престола вооруженной силой.

    Избранием (призванием по постановлению веча).

Обычно при слове рыцарь у нас в сознании возникают образы, с детства знакомые романам Вальтера Скотта или уже по фильмам о короле Артуре и его рыцарях круглого стола. Это тяжеловооружённый конный воин, защитник слабых и угнетённых. А сами события происходят в «старой доброй Англии» или «милой Франции».

Однако историками давно установлено, что тяжеловооружённая кавалерия была неотъемлемой частью русского войска со времён Древнерусского государства. В этом отношении русские были наследниками традиций тяжёлой кавалерии сарматов-аланов. Да и само слово «рыцарь» - славянское, древнерусское - «рыцерь», близкое к слову царь, южнорусское - «лицар, рицар», польское - «rусеrz». По одной версии, это слово восходит к индоевропейским словам «рыс» - скакать верхом, и «сар» - знатный человек. По другой версии, к немецкому слову ritter - «всадник». В Европе рыцари, собственно рыцарями не назывались. Во Франции это были chevalier (шевалье) — «едущий на лошади»; в Испании - caballero (кабальеро) - «всадник, рыцарь, дворянин» (от лат. caball?rius «конюх» из лат. caballus «лошадь»); в Италии - cavaliere («кавалер»); в Англии - knight (от др.-англ. cniht «парень»); в Германии - ritter («всадник»).

На Руси же чаще всего этих воинов обозначали словом «храборъ» или «витязь» (от индоевропейского «видьяти» - побеждать, санскр. Vijaya). Слово витязь было широко распространено и у других славянских народов: боснийское, словенское, хорватское - vitez, сербское - витез.

В результате и сложился миф, что настоящие рыцари «там», на Западе. У нас русских воинов полюбили рисовать этакими простодушными, сильномогучими богатырями-«валенками», которые больше брали не умением и знанием, а «силушкой», или вообще везением. Представления эти уходят в 18 столетие, когда шёл процесс тотального пересмотра русской истории, которую писали в интересах Запада, часто просто немцы. Внесла свою лепту и церковь, которая прививала мысль о том, что русские-славяне всегда были «богобоязненным», смирным, чуть ли не робким народом. Каким образом «мирные» и «богобоязненные» русичи отстояли себя в условиях постоянной войны на северо-западных, западных, южных и восточных рубежах, да ещё часто и внутренних войн, а затем ещё и занять территорию, больше которой не занимал ни один народ (имеется в виду непосредственно русская территория, а не заморские колонии), при таком взгляде остаётся загадкой.

Если же изучить тексты былин, летописей, да страницы войн, которые вели русские, всё становится на свои места. Никаких «миролюбивых увальней» никогда не было (иначе русских бы просто уже не было, или они доживали свой век в составе чужого государства). Надо сразу отметить, что в военном аспекте русский народ непобедим. Даже последние краткие вспышки его военной активности, вроде броска десантников в Приштину или разгрома вымуштрованной лучшими западными инструкторами грузинской армии, по-прежнему вызывают в мире истерику и панические настроения. И это притом, что сейчас русский исполин усыплён «сказками» о «мире во всём мире», торжестве пацифизма и гуманизма и прочими благоглупостями. Русские воины во все времена умели весьма жестко отстаивать право народа на жизнь, ставя на место любого врага.

Во главе дружины был князь. Он первоначально выполнял четыре основные функции. Во-первых, князь - это военный вождь, защитник племени, земли-княжества. Это его главная задача - защищать свой народ, если он не справлялся с ней, в Древнерусском государстве его могли просто изгнать. Во-вторых, обязанность князя - «наряд», т. е. поддержание порядка на вверенной ему территории. В-третьих, князь выполнял судебную функцию, в её рамках появился такой памятник русского права, как «Русская правда». В-четвертых, князь обладал священной властью, выполнял жреческие функции до принятия христианства. Оставшись без князя (позднее царя), русские люди чувствовали себя неуютно, терялась связь с небом. Не зря князь Владимир провёл две религиозные реформы - поставил кумиров в 980 году, а в примерно 988 году принял христианство и начал крещение Руси. Да и с принятием христианства отношение к князю, как первосвященнику почти не изменилась. Именно князья занимались продвижением христианства в народные массы. Первыми русскими святыми стали тоже князья. В дальнейшем этот взгляд на княжескую власть был укреплён и византийской теорией о божественном происхождении власти. Это отношение сохранилось в Московской Руси и Российской империи, где церковь всегда была в подчинённом положении, в отношении царской (императорской) власти.

Князь всегда выступал в окружении верной дружины, боевых товарищей, соратников, охранителей и ударной силы всего русского войска. В 9-12 столетиях князь и дружина это нечто нерасторжимое, единое целое. Отношения в дружине были похожи на родственные и первоначально их заменяли, т. к. воин, поступавший в дружину, терял связь со своим родом и племенем. Слово «дружина» есть у всех славянских народов. Оно происходит от слова «друг» (свой, помощник, соратник).

Размеры дружины могли колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч воинов. Однако это были отборные воины-профессионалы, чья жизнь была посвящена только военной службе (в современном мире, с ними можно сравнить военные спецподразделения). Если простые «вои»-ополченцы, после выполнения задачи - похода, отражения набега, вторжения, расходились по домам и возвращались к прежней жизни земледельца, ремесленника или охотника, то дружинники были профессиональными воинами. По сообщению арабского путешественника Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем «в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников». Дружина Святослава Игоревича, с которой он сокрушил Хазарию и завоевал Болгарию, составляла около 10 тыс. бойцов. Дружина его правнука, сына Ярослава мудрого - Святослава II Ярославича, с которой он разбил половецкое войско, состояла из 3 тыс. воинов.

Исходя из того, что дружинники были всегда на передовой, грудью встречая опасность, они получили привилегированное положение. Они получали лучшие части военной добычи. Князь щедро одарял дружинников золотом и серебром. На пирах, они ели с лучшей посуды и получали лучшие куски. Достаточно вспомнить обиду дружинников на Владимира: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Ибо Владимир любил дружину и с ней совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны».

Необходимо отметить, что пиры с дружинниками играли важную роль в то время. Русский пир был настоящим обрядовым действием, идущим с древнейших времён (видимо, от первобытных охотников, вместе поедающих добытого животного), исполняя его, люди чувствовали себя частью единого рода, племени, народа. Сидя за одним столом, все могли почувствовать себя частью огромного, могучего целого (чувство единения).

С развитием общественной системы, к XI—XII вв. дружина делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую, младшую. Старшие дружинники (княжие мужи, бояре) стали получать не только взятые в походах движимые ценности, но и регулярные дани с городов, поселений. Они стали занимать высшие военные и гражданские должности - посадников, воевод, тысяцких, послов, советников князя, его ближней думы. Складывалась феодальная система, на вершине которой был князь. Его непосредственными вассалами были старшие бояре (некоторые могли вести свой род от племенных князей), они в качестве волостей получали целые города. Выполняя административные, налоговые, судебные и военные функции, они одновременно получали право «кормиться» с подконтрольной территории. Вассалами старших бояр были мелкие бояре, и, возможно, младшие дружинники.

Младшая дружина включала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, кмети, гриди, пасынки, дети боярские, мечники. Они по мере развития феодальной системы перестали быть «друзьями» князя, становясь военно-служилым сословием. Они могли получать за службу и заслуги небольшие деревни, из нескольких дворов и в будущем стали «дворянами».

Точное значение разрядов младшей дружины неизвестно. Так, есть предположение, что «гридями» называли телохранителей князя, которые жили непосредственно рядом с ним, в гридницах. «Мечники» входили в непосредственное окружение князя, выполняя разного рода административные функции. Слово «кмети» означало не только дружинников, но и свободных общинников. Ещё сложнее с «отроками» (в переводе, «не имеющие права слова, голоса»). Это слово изначально обозначало младшего члена рода, который не имел права высказывать своё мнение в совете взрослых мужчин. По источникам видно, что не все отроки были младшими дружинниками, часть их них выполняла роль дворовой прислуги. Поэтому, есть мнение, что отроки составляли низший разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе. Возможно, часть из них была «учениками», детьми, которые проходили военное обучение (некоторые из них могли быть детьми дружинников). С другой стороны, в источниках отроками могут называть дружину вообще. Так, в Повести временных лет сообщается, что когда началось вторжение половцев: «Святополк же стал собирать воинов, собираясь идти против них. И сказали ему мужи: «Не пытайся идти против них, ибо мало имеешь воинов», Он сказал: «Имею отроков своих 700, которые могут им противостать».

Ещё один разряд младшей дружины - «детские». Они стояли выше по рангу, чем отроки. Они не несли службы по двору, могли занимать высокие административные посты. По мнению И. Я. Фроянова, их значительною долю могли составлять дети знати, боярства (Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории).

Таким образом, в 12-13 столетиях вольная дружина времен «военной демократии» стала терять подвижность и превращаться в феодальное сословие обременённое землями, деревнями. У старших дружинников появились свои личные дружины, которые вливались в состав общей рати, при военной необходимости. Но и после превращения в феодалов, дружинники оставались ударной силой войска, его советниками и соратниками.

Русские воины и русские дружинники с самой глубокой древности отличалась особой психологией, для которой был характерен культ «боевой злости», презрения к смерти, отчаянной дерзости и храбрости, агрессивного пренебрежениями силами противника. Можно вспомнить несколько высказываний великого русского полководца Александра Суворова, который воспитывая «чудо-богатырей», был продолжателем древней славы русского оружия: «…ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе»; «Мы русские, мы все одолеем»; «От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может»; «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет»; «…русские не могут отступать»; «Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб».

Прекрасный пример русского воина и русского духа дают и подвиги великого Святослава. Перед решительным сражением с ромеями (византийцами), которые значительно превосходили его дружины в числе, Святослав сказал: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имут. Ежели побежим, срам нам будет. Не побежим, но станем крепко, я же пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь». И ответили дружинники: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

В изложении ромейского хрониста Льва Диакона похожую речь Святослав произнёс в осаждённом Доростоле, когда на военном совете была высказана мысль о тайном отступлении из осаждённого города на кораблях или мирных переговорах с ромеями. Святослав (его византиец называет Сфендославом) глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!» Далее Лев Диакон сообщает, что росы (он их часто называет «тавроскифами» и «скифами») никогда не сдаются врагам даже побежденные, когда нет уже надежды на спасение, они убивают себя сами.

Изначально состав дружины не отличался социальной однородностью. Большая часть дружинников в первые века развития древнерусского государства имели простое происхождение, из свободных общинников, воинов племен, земель. Они занимали своё положение благодаря не происхождению, а личным качествам. Оно было заработано собственным мужеством, заслужено или добыто благодаря счастливому случаю. Социальная мобильность тогда была очень высокой. Рядовой воин, ополченец мог стать княжеским дружинником, а его потомки - боярами. В свою очередь род древних славянских князей, старейшин мог легко прерваться, или опустится на уровень простонародья. На начальном этапе в дружину брали исключительно по личным качествам: воинскому умению, храбрости, мужеству. Так, можно вспомнить рассказ Повести временных лет о том, как князь Владимир сделал кожемяку, который победил в единоборстве печенежского богатыря, «великим мужем» и отца его тоже. Да и былины сообщают, что Илья был «крестьянский сын», а Алеша «роду поповского». Да и с Добрыней Никитичем не всё ясно. Двор у него богатый, но в некоторых былинах его именуют «крестьянским сыном».

Надо отметить, что у многих людей в отношении былин сложилось весьма неправильное представление, как о «сказках». Во-многом это связано с тем, что для детей былины пересказаны в «сказочной», упрощённой форме. В них были исключены «взрослые», жестокие, даже кровавые эпизоды, смягчена лексика. Человек вырастал, а представления остались детскими. Былины - это не сказки, а песни, основное отличительное качество которых заключается в том, что народные сказители-певцы, которые исполняли их, пересказывали подлинные события. В древности они исполнялись по всей территории Руси. В 18-19 столетиях, когда их начали записывать, искать, они сохранились лишь на Русском Севере, особенно в среде свободных крестьян-поморов.

Мелодии этих песен протяжны и величественны. Сюжеты подчас жестоки, как и сама жизнь. Не боялись исполнители применять и «взрослые» слова. Понятно, что за столетия в былинах могли появиться неточности, исправления. Так, древних хазар, печенегов и половцев заменили поздние татары. Однако историческая основа проглядывается в них весьма зримо. Причём настолько сильно, что известный советский историк Б. Д. Греков назвал былинный эпос «устной историей». Именно русские летописи, былины и византийские источники дают нам большинство данных на устройство русского войска. Изначально словом «дружина», «войско» было охвачена вся совокупность полноправных мужчин. Только с углублением социального расслоения, «дружиной» стали назвать только воинскую элиту, непосредственных соратников князя.

Русские былины являются очень важным источником для выявления психологии русских рыцарей-витязей. Образ богатыря-витязя - тяжеловооружённого конного воина, защитника Отечества, со своими представлениями о чести, долге, с определённой гордостью (у некоторых богатырей она доходит до зазнайства), рождает ассоциацию с западноевропейским рыцарством.

Однако, есть серьёзное различие, западные рыцари все являются знатными людьми. Русские же былины были «продуктом» простого народа. Чаще всего былина начинается с того, что богатырь выезжает из дома, богатого, как у Добрыни Никитича, или крестьянского, как у Ильи. Причиной, что заставляет их покинуть малую родину, является желание защитить людей, или «погулять» (очень частый мотив). В будущем герое кипит нерастраченная энергия, он «буйный», гумилевский пассионарий. В настоящее время такую личность называют человеком с активной жизненной позицией. Заложенный в человеке потенциал требует выхода.

В этом отношении сразу обращает на себя внимание непохожесть былинных героев на привычный портрет русского народа, как он изображался некоторыми историками или философами, вроде Н. А. Бердяева, никакой пассивности, женственности. Был даже создан целый миф об исконной пассивности славян, которым нужны «варяги», немцы для того, чтобы ими руководить и направлять их. Признак богатырства - это их активность, даже буйность. Это их одна из социально-психологических черт.

Другой важной чертой русского витязя является чёткая социальная направленность его деятельности. Он живёт интересами общества, народа. Даже такой древний, наделённый многими волшебными свойствами персонаж, как Волх Всеславич, который не нуждается ни в чьей опеке или похвале, не чужд общим интересам. Свой поход «на царство индейское, на царя Салтыка Ставрульевича» он начинает потому, что тот «хвалится - похваляется: Хочет Киев-град за щитом взять». В русском эпосе герой не мыслится живущим вне народных, государственных интересов. Древняя, полная мифической символики борьба со Змеем Горынычем превращается в возмездие за сожженные города и освобождение уведённых в плен людей.

В былинах, чтобы войти в дружину, обычно, требуется совершить два подвига. Один (или несколько) богатырь совершает по своему желанию по дороге в Киев, другой уже имеет характер княжеского задания. Часто первый подвиг носит характер простого удальства: Добрыня просто так, без особой цели, вступает в борьбу со Змеем, давит его детёнышей; Алеша убивает никого не трогающего, бывает и спящего Неодолища. Княжеские задания уже носят «общественно полезный» характер. Добрыня, уже во второй раз сталкивается со Змеем, вызволяя княжескую племянницу Забаву Путятишну; Алёша освобождает стольный град Киев от Тугарина.

Патриотизм в былинном эпосе присутствует не только в виде осознанного убеждения, но и как глубинная психология определяющая мировоззрение. Участие в делах народа для богатыря является смыслом жизни. Интерес земли Русской богатырю-витязю важнее личного (это отличает богатырей от многих героев сказок, которые стремятся только к собственному благополучию). Так, Илья превозмогает личную неприязнь к Владимиру и обиду на него, чтобы защитить Киев, простых людей.

Ещё одна черта психологии русских витязей - это чувство личного достоинства и чести. Богатыри горды и «запальчивы», не спускают обид. Оскорбление не прощается никому. Даже такой умудрённый жизнью, в целом спокойный богатырь, как Илья, в делах чести весьма крут. Обиженный князем он устраивает пир для «голи перекатной». Илья бьётся с Добрыней, из-за того, что пошла слава о нём как великом мастере бороться.

Основные черты психологии богатырей - активность, социальная направленность их действий, глубокий патриотизм и чувство личного достоинства, это всё наследие эпохи т. н. «военной демократии». В 10-13 вв. эта эпоха ещё не была забыта, большая часть населения была свободной и вооружённой. До крепостного права было ещё далеко. К сожалению, многие распространяют представления о крестьянах 18-19 вв., на более раннюю эпоху. Каждый полноправный общинник при необходимости участвовал в военных операциях. «Вои», городские и сельские ополченцы ни вооружением, ни приёмами боя значительно от дружинников не отличались. Не имелось и чётких социальных границ. В низшей своей части дружина часто пополнялась из простого народа. Поэтому, в дружинниках, богатырях видели «своих».

Как пишут В. Долгов, М. Савинов: «Народ в былинах вспоминает прежде всего о себе. Рассказ о княжеских богатырях-дружинниках, рыцарях Святой Руси, воспринимается как информация не о предках господствующего класса, а о корнях народа в целом. Это … социально-психологический портрет основной части русского общества Древнерусского государства - «людей», полноправных общинников, из которых формировалась дружина - богатырское братство. Он сохранен народной памятью как воспоминание о свободном и благородном прошлом» (Вадим Долгов, Михаил Савинов. Храбры Древней Руси. М, 2010).

Воспитание воина

Подготовка воина начиналась с самого детства. Надо сказать, что оно тогда было весьма коротким, в 15-16 лет мужчина считался уже взрослым, мог жениться и начинать самостоятельную жизнь. Боярский сын в эти годы поступал в дружину.

Первым рубежом, который отмечал взросление мальчика и его переход из состояния младенчества в состояние ребёнка, наступал в 2-3 года. Он отмечался постригом. Некоторые этнографы, считают, что этот обычай бытовал не только в среде знати, но и во всех социальных слоях. Иногда этот обряд мог совпадать с другим - посажением на коня. Эти обычаи восходили к глубокой языческой древности и носили характер военно-возрастной инициации (посвящения). В более поздний период откровенно языческое посажение на коня было вытеснено из жизни, а обряд пострига, близкий христианской обрядности по форме, остался, как «благопристойный». На Западе этот древний обычай трансформировался в ритуал посвящения в рыцари. На Руси же мальчиков, таким образом, настраивали на будущее, им предстояло стать воинами.

С раннего детства детей приучали к оружию. Археологи часто находят детские деревянные мечи. Обычно их форма соответствовала форме настоящего оружия данной эпохи. Нужно обратить внимание на то, что детские мечи, кинжалы, копья и луки на Руси выполняли не развлекательную задачу, как современные игрушки. Через игру мальчик получал опыт обращения с оружием. Деревянным оружием можно было изучать приёмы боя как настоящим. Детское оружие было необходимо для постепенного обучения приемам, получения навыка, развивало силу (к примеру, клинок, сделанный из дуба, по весу был сравним с настоящим), ловкость.

Помимо оружия, в набор будущего воина входили лошадка, лодочки, волчки, санки, различных размеров мячи. Они были необходимы не только для развлечения, но и для развития ловкости, координации движения. Кроме того, дети знати с раннего детства получали и настоящее оружие - мечи, кинжалы.

Существовала ли на Руси особая школа (или несколько) оружейного и рукопашного боя? На этот вопрос пытался ответить человек, который специально искал следы этой системы в сохранившихся обычаях русских кулачных бойцов - создатель славяно-горицкой борьбы Александр Белов. Вот какие выводы он сделал: «… при почти поголовном вовлечении мужского населения (низших социальных слоёв) дореволюционной России в ту или иную форму народного состязания полностью отсутствует такое звено, как специальное обучение, школа… Вероятно, особую, тренировочную роль в подготовке будущих борцов и мастеров кулачного схода играла детская забава - народная игра. Чтобы уклониться от летящего в вас «чингалища булатного», нужно было всё своё детство побегать от закатанных друзьями снежков да покачаться, стоя ногами на качелях, учась распределять движение от пяток до плеч, поездить, не падая, с горы на ногах по ледяной дорожке, побегать в валенках по льду, когда разъезжаются ноги, да набегаться в «салки пятнашки», уклоняясь от пытающего тебя достать товарища… Впрочем, разве всё перечислишь? Дворовая игра и спорт, по сути, одно и то же. Технике же самого боя научиться - дело несложное. Особенно если состязания мастеров проходят с детства у тебя на глазах. А уж всё остальное - практика» (Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М., 1993).

Кроме того, необходимо отметить ещё одну «школу» для обычного жителя Древней Руси, которую проходил почти каждый русич. Это жизнь в лесу или лесостепи. Хорошей закалкой для бойца была охота. Она учила умению читать следы, выжидать, сидеть в засаде, убивать. Необходимо помнить, что Русь тогда была покрыта дремучими лесами, полными дичи. Это сейчас охота - это больше развлечением, чем реальная угроза жизни человека. Средневековый охотник находился в совсем других условиях. Добыть «хозяина леса» с помощью рогатины, дело серьёзное.

Таким образом, традиция боевой подготовки охватывала почти всё мужское население и просуществовала от времен родового строя до начала 20 столетия. Её основой были народные игры, обрядовые действия - от детских до взрослых, когда стенка на стенку сходились улица на улицу, деревня на деревню.

В Древнерусском государстве, воин, пройдя стадию детских игр в догонялки, в снежки, в ножички, стадию игровых поединков деревянным оружием, обучившись стрелять из простого лука, с самого начала включался в настоящие боевые операции. Благо возможностей повоевать было предостаточно. Понятно, что практика брала свою плату жизнями, но уцелевшие, а таковых, обычно, было большинство, учились быстро и хорошо. Ни в одной школе, с искусственными тренировочными ситуациями, так не научат.

Вооружение

Главным поставщиком сведений о древнем оружии является археология. Кроме того, некоторые данные можно получить по письменным и изобразительным источникам. Археология позволяет изучать сами предметы вооружения, позволяет установить их форму, размеры, вес, материал, технологию изготовления. Изобразительные источники - иконы, фрески, миниатюры и пр., позволяют увидеть, как носилось, применялось оружие, увидеть цельными те предметы, которые дошли только в виде фрагментов.

Наибольшее число археологических находок русского оружия происходят из могильников, древних кладбищ. В погребениях языческого периода оружия является обязательным атрибутом воинов-дружинников, часто и простых общинников. Эта традиция не исчезла и распространением христианства, хотя общее число захоронений с оружием сократилось. Что интересно, захоронения с оружием встречаются не только в сельской местности (как известно, в среду сельских жителей христианство проникало небыстро и долго соседствовало с язычеством), но и в погребениях дружинников. Оружие также находят при раскопках городищ, иногда на местах сражений.

Принадлежностью профессиональных воинов были меч, шлем, кольчуга, оружие с украшениями. К специфичному оружию дружинников в первую очередь относятся высококачественные мечи и сабли, изготовление которых требовало значительного умения, а также большая часть защитного вооружения (кроме относительно несложных в изготовлении деревянных щитов). По сообщению арабского путешественника Ибн-Фадлана, который наблюдал за русами на Волге, каждый имел при себе топор, меч и нож, причём с оружием они никогда не расставались.

Меч. Самым почётным и престижным оружием русского воина был меч, рубящее и рубящее-колющее обоюдоострое холодное оружие ближнего боя. Мечом наносились, в основном, рубящие удары, поэтому примерно до 13 столетия острие не затачивалось, кончик меча был закруглённым. Долгое время этот тип оружия пытались объявить «скандинавским». Русские мечи были похожи на них формой клинка и видом рукояти. Однако скандинавы не были изобретателями тяжёлого рубящего меча. Этот тип меча появился в Средней и Западной Европе к 8 столетию.

Учёные выделяют среди мечей, найденных на Руси в 9-11 вв. около 20 типов и подтипов. В основном у них различаются размеры и формы рукояти («черена»), клинки однотипны. Средняя длина клинка составляла около 95 см. Ширина клинка у рукояти достигала 5-7 см, к концу он плавно сужался. Посередине клинка проходил «дол» - широкое продольное углубление. Его иногда называют «желобком для стекания крови», но на самом деле он служил для некоторого облегчения меча, который весил около 1,5 кг. Толщина клинка в области дола была около 2,5 мм, по его сторонам - до 6 мм. Однако, благодаря мастерству кузнецов и особой выделке металла, такое различие в толщине никак не влияло на прочность меча.

Мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются со временем. В конце XI — начале XII века мечи становятся короче - до 86 см, легче - до 1 кг и тоньше. В IX—X вв. дол занимал половину ширины клинка, в XI—XII вв. уже треть, а XIII в. превратился в узкий желобок. В XII - XIII вв. клинок удлиняется - до 120 см, и утяжеляется - до 2 кг, из-за усиления защитного вооружения. Рукоять также становится длиннее, в результате появляются двуручные мечи. Дол постепенно исчезает, чтобы сделать меч тяжелее. В более раннюю эпоху «богатырские» мечи являются исключением. В это время они по-прежнему рубящее оружие, но в летописи под 1255 год упоминается первый колющий удар.

Мечи носили в ножнах, обычно, деревянных, обтянутых кожей, за спиной или на поясе. Часто ножны украшались литым наконечником. Воины-всадники пользовались мечом реже пеших воинов, это было связано с тем, что центр тяжести смещён к рукояти, а затрудняло возможность удара сверху вниз, из седла. Обычно мечи принадлежали только дружинникам, реже - зажиточным ополченцам. Мечи были очень дорогими из-за того, что процесс производства хорошего клинка был долог и сложен. К тому же они требовали от владельца значительного мастерства, это было оружие профессионала. Меч применялся в русском войске до 16 столетия. К этому времени в коннице он был значительно потеснён саблей, более удобной для конного боя.

С мечом издревле был связан обширный набор поверий и легенд. Это не было просто оружие, инструмент убийства. Он являлся частью культуры народа. Меч воспевается в героическом эпосе, его используют в религиозных ритуалах, он выступает как священное подношение, самый дорогой подарок. Меч - это символ высокого социального положения.

Меч часто попадает на страницы русских летописей, других документов. В Повести временных лет содержится рассказ о дани хазарам со стороны полян мечами. В ней меч выступает символом будущей победы славян над хазарами. Во время заключения мирного соглашения с ромеями русские дружинники используют меч в ритуале клятвы. Святослав, когда византийцы, испытывая его, посылали ему богатые дары, золото и паволоки (дорогая шелковая ткань), проявил равнодушие. Он заинтересовался только мечом и иным оружием. Византийские послы сообщили своему владыке: «Лют будет сей муж, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань».