Машиностроительный комплекс российской федерации. Машиностроительный комплекс в россии


Введение

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения

Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ и краткая экономическая характеристика его развития

1 Тяжёлое машиностроение

2 Общее машиностроение

3 Среднее машиностроение

4 Приборостроение

Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных машин. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни. С использованием машин и механизмов человек облегчает свой труд, меньше тратит на него времени.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Машиностроительный комплекс влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Важность машиностроительного комплекса в жизни людей обуславливает необходимость совершенствования приборов и механизмов, инструментов и машин.

В данной контрольной работе будет отражена не только территориальная структура, факторы и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ, но и охарактеризовано его современное состояние, перспективы развития и размещения.


1. МЕСТО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ХОЗЯЙСТВЕ РФ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

-создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

-является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

-обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

-выступает как районообразующий фактор;

-является отражением степени развития производительных сил в регионе;

-дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондовой ёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.


Рис. 1. Компоненты машиностроительного комплекса


Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг, а также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Малая металлургия представлена литьем узлов, деталей, заготовок для производства машин, металлургическим производством для машиностроительных заводов.

Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:

-тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.

-общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

-среднее машиностроение - отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

-приборостроение - характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение - группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

-природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;

-объемы капитальных вложений, источники финансирования;

-специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;

-базовый уровень развития науки и техники;

-пути сообщения и транспортная сеть;

-трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;

-формы организации производства;

-масштабы, структура и география потребления продукции;

-транспортабельность сырья и готовой продукции;

-экологическая обстановка в регионе.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:

-Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

-Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

-Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

-Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

-Военно-стратегический аспект - можно вынести как отдельный фактор географического размещения машиностроения. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Машиностроение - составная часть машиностроительного комплекса, объединяющая ряд отраслей и подотраслей, выпускающих разнородную продукцию для производственной и непроизводственной сфер и населения; характеризуется свойственной ей отраслевой структурой.

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

-уровень развития науки и техники в стране;

-темпы развития отраслей народного хозяйства;

-материальный и культурный уровень населения страны;

-место страны в системе международного разделения труда;

-уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

-разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

-использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

-более дешёвая перевозка металла для машиностроительных заводов, чем перевозка готовых изделий;

-широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

-возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

-необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

-тяготение заготовительных предприятий к источникам сырья; сборочных - к потребителю; механических - к комплексу факторов;

-меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

-широкое использование различных форм специализации;

-более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:


Таблица 1

Группы предприятий машиностроения

ГруппаПринцип размещения группыХарактеристикаГруппа 1Отрасли, размещающиеся в районах металлургических базПодъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.Группа 2Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукцииОборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна.Группа 3Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадровАвтомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.Группа 4Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Машиностроение и металлообработка охватывают несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия"

Производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Это сложные межотраслевые образования, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для различных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важную роль вследствие этого играют станкостроение, производство вычислительной техники и электротехническая промышленность.

Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. Зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроения разделяют на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др.. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологии производства.

Функционально любой машиностроительный комплекс можно разделить по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовкой занимаются специализированные предприятия и в значительной мере разрозненные цеха небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов следует повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических этапов единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительные предприятия вынуждены производить их с повышенными затратами труда и материальных средств. С учетом этого необходимо эффективно размещать предприятия машиностроения, рационально сочетать сборочные предприятия со специализированными заводами, выпускающими узлы и детали для использования в машиностроении.

Расположения предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, ряд отраслей тяготеет к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточной численностью квалифицированных кадров рабочих. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Они имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, ведь в машиностроении расхода сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а расходы на транспортировку любой машины намного больше, чем расходы на транспортировку металла используется для ее производства. Поэтому довольно часто возможны случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.

Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов формируются в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлурги. Отходы машиностроения широко используют металлургические предприятия, специализирующиеся на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.

Размещение машиностроения и формирование машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства выделяются определенные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства определяют следующие группы отраслей машиностроения:

1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.);

2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей);

3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др..)

4) производство ремонтных работ.

Функциональное назначение указанных групп отраслей корне отличается. Области предметной специализации развивают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий, поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализаций характерные производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного крупного региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализацией производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, обеспечивающих работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация широко развивается в автомобилестроении, тракторо-и комбайностроение, в приборостроении, радиоэлектронной промышленности и других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперации с многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.

Следует заметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто располагаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рационально использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер расположения, например, свойственный крупным промышленным агломерации - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевский, Львовской, Одесской и др..

Особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы (А.Т. Хрущев, И.Д. Шарыгин) ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие (А.Л. Ременев, Л.М. Корякский, М.М. Паламарчук) считают, что это образование может формироваться в пределах нескольких территориально совместных промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях обращается внимание на то, что главным признаком комплексов являются прочные связи между предприятиями машиностроения, способствует их взаимодействия.

Рассматривая машиностроительный комплекс как сложное межотраслевое образование, нужно придерживаться классификации всех отраслей по особенностям их размещения и степенью расчленения технологического процесса. Выделяют следующие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение: общее машиностроение: среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов: производство металлических изделий и заготовок ремонт машин и оборудования (рис. 4.3).

Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, предусматривающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее. Их большинство размещается в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области), где выпускается оборудование для металлургических заводов и горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Второе крупное предприятие в Донбассе - Горловский машиностроительный завод, производит оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др.. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и потребителей готовой продукции.

Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения отличается Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения находится в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Многие центры выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-туковый промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" (Киев) специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.

Стоит отметить, что 85% всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецком, Приднепровском и пол-технически-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60% ее производства приходится на Донбасс.

Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися составлением металлических конструкций и изготовлением крупных по объемам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли, как транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Одной из ведущих отраслей является локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Ряд заводов осуществляет ремонт тепловозов, они размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.

В тесной связи с Локомотивостроение развивается вагоностроения. Оно представлено заводами в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).

Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-электроходов, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).

Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние оказывает фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся автомобилестроение, тракторостроение и станкостроение.

После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильной промышленности. Выделяются специализированные автозаводы в Кременчуге (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львове (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцке (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганске, Одессе, Симферополе (автосборка), Чернигове, Херсоне, Краснодоне (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, в Харькове - велосипедов.

Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные в Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть много других крупных заводов, деятельность которых связана с тракторостроения - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей, они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов расположены в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Виннице, Одессе.

1. Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс включает машиностроение и металлообработку. В этом комплексе создаются различные машины и оборудование. Машиностроение и металлообработка играют исключительно важную роль в экономике страны. В машиностроительном комплексе действует треть всех предприятий промышленности, в нем сосредоточены десятая часть основных промышленно-производственных фондов, более трети численности промышленно-производственного персонала, создается почти пятая часть стоимости произведенной промышленной продукции в стране. В то же время этот комплекс испытал значительный спад производства в начале 1990-х гг. согласно имеющимся оценкам, объем выпуска продукции машиностроения к середине 2000-х гг. сократился по сравнению с 1990 г. на 40%. Положение в нем начало улучшаться только с 1999 г., когда впервые после снижения выпуск продукции машиностроения превысил уровень предшествующего года и составил 111%.

В машиностроительном комплексе до 80% выпускаемой продукции приходится на машиностроение.

Машиностроение имеет сложную структуру. Оно включает свыше 130 отраслей и подотраслей. В отечественной экономической статистике в машиностроении выделяют 18 основных производств. Это машиностроение: 1) энергетическое; 2) металлургическое; 3) горно-шахтное и горнорудное; 4) подъемно-транспортное; 5) электротехническое; 6) химическое; 7) производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования; 8) производство нефтегазоперерабатывающего оборудования; 9) станкостроительная и инструментальная промышленность; 10) радиоэлектронная и приборостроительная промышленность; 11) транспортное машиностроение (авиа-, судо-, автомобилестроение и железнодорожное машиностроение); 12) тракторостроение; 13)сельскохозяйственное машиностроение; 14) машиностроение для животноводства и кормопроизводства; 15) строительно-дорожное машиностроение; 16) производство оборудования для легкой и пищевой промышленности; 17) производство сантехнического и газового оборудования; 18) промышленность межотраслевых производств.

Характерные черты современного состояния машиностроительного комплекса в России таковы:

  • 1. После стабильного увеличения объемов выпуска машиностроительной продукции в советский период, в 1990-е гг. ее производство резко сократилось, сократилась и число занятых в отрасли. Не вполне корректно проводимые реформы и огрехи в конверсии военно-промышленного комплекса (ВПК) способствовали созданию кризисного положения в отрасли. В 1990-е гг. возник, и год от года увеличивался дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим выпуском продукции в этом комплексе. Недостаточно высокое качество многих видов производимой продукции (по сравнению с зарубежными аналогами) сочетались с высокими ценами на нее, ограниченными материальными возможностями или даже неплатежеспособностью потребителей.
  • 2. Современный машиностроительный комплекс России является наследником машиностроения и металлообработки распавшегося СССР, со всеми их немногочисленными плюсами и большим числом недостатков.

В России сосредоточены наиболее многочисленные и квалифицированные кадры машиностроительного профиля. Однако износ основных производственных фондов достигает 50%. В отрасли только около четверти новых технологий соответствовали мировому уровню. Продукция выделялась громоздкостью, эстетическим несовершенством, чрезмерным весом. В СССР высокая степень милитаризации машиностроительного комплекса неизбежно урезала его возможности в удовлетворение потребностей гражданского населения в продукции.

  • 3. Сохраняется отсталость отечественного машиностроения в наиболее передовых производствах, определяющих уровень НТП. Россия существенно отстает в производстве промышленных роботов, в выпуске электронно-вычислительного оборудования, бытовой электроники (в середине 1990-х гг. 90% телевизоров и практически вся видео- и аудиотехника, купленные на российском рынке, были импортными).
  • 4. Неконкурентоспособность многих видов российской машиностроительной продукции на внутреннем и мировом рынках способствует снижению экономического престижа страны, определяет ограниченные размеры машиностроительной продукции в структуре экспорта (менее 10%, тогда как в большинстве развитых стран - более 50%)

Таблица 1 Производство отдельных видов продукции машиностроения

Вид продукции

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение

Турбины, млн. кВт

Дизели и дизель-генераторы, тыс. шт.

Комбайны проходческие, шт.

Тепловозы магистральные, секций

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.

Станкостроительная и инструментальная промышленность

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Линии автоматические и полуавтоматические для машиностроения и металлообработки, комплектов

Приборостроение

Персональные ЭВМ, тыс. шт.

Фотоаппараты, млн. шт.

Часы бытовые, млн. шт.

Автомобильная промышленность

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Легковые автомобили, млн. шт.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Тракторы, тыс. шт.

Минитракторы, тыс. шт.

Комбайны зерноуборочные, тыс. шт.

Итог -- в развитии машиностроения имеются существенные недостатки: 1) отечественное машиностроение до сих пор не обеспечивает хозяйства и индивидуальных потребителей необходимым количеством машин и запасных частей к ним; 2) не удовлетворяют требованиям потребителей качественные показатели машиностроения: надежность, ремонтопригодность, экологическая чистота, комфортность обслуживания, эстетичность; 3) относительно высокая себестоимость производства и цена продукции машиностроения (что влияет на снижение ее конкурентоспособности на мировом рынке); 4) еще сильна традиция выпуска отдельных машин, а не комплектов (систем) взаимосвязанных машин, силовых устройств и средств автоматизированного управления; 5) допущены просчеты в территориальной организации производства: 9/10 продукции машиностроения выпускалось в европейской части страны, причем неоправданно повышалась ее доля в производстве металло- и энергоемких машин и оборудования, а в восточных районах -- сложных и трудоемких производств, тогда как в них целесообразно размещать, прежде всего, материале- и энергоемкие, а также малотрудоемкие подотрасли машиностроения; 6) монополизм и глубокая специализация предприятий в машиностроении обусловили нередко чрезмерно большую длину перевозок заготовок, полуфабрикатов, необходимых для производства конечной (готовой) продукции.

На территориальную организацию машиностроительного комплекса оказывает влияние ряд факторов:

  • 1. Историко-географический фактор: основная часть крупных и средних предприятий машиностроения и металлообработки размещается в европейской части России, в процессе кризиса отрасли они особенно остро ощутили его результаты и негативные последствия. В наибольшей степени это коснулось многочисленных предприятий, связанных с производством вооружений и военной техники.
  • 2. Высокий уровень специализации производства (предметной, технологической, подетальной), что ведет к обособлению как отдельных отраслей, так и к четкому разделению труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли.
  • 3. Широкое развитие производственного кооперирования. Так, Волжский автозавод (г. Тольятти) имеет кооперационные поставки от более чем 300 смежников, поставляющих ему свыше 100 комплектующих изделий; на их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
  • 4. Высокая степень концентрации и монополизации производства. В машиностроении и металлообработке на долю 113 предприятий - монополистов, составляющих менее 1% от общего числа предприятий этой отрасли приходится почти четвертая часть общего объема производимой в ней продукции. Из почти 500 предприятий-монополистов в промышленности России около 3/5 относится к машиностроению и металлообработке.
  • 5. Размещение предприятий машиностроительного комплекса практически не зависит от природных факторов (наличия ресурсов полезных ископаемых, воды, климатических условий и др.), и фактически определяется исключительно экономическими факторами, текущими как трудоемкость, материалоемкость, наукоемкость и потребительский фактор.

Тяжелое и энергетическое машиностроение производит оборудование для добывающей промышленности, электроэнергетики, подъемно-транспортное оборудование. Продукция отличается большой металлоемкостью, выпускается, как правило, в единичных экземплярах. Поэтому предприятия этой подотрасли тяготеют к местонахождению сырья, т. е. к районам черной металлургии. На территории России это, прежде всего, Урал (Екатеринбург, Челябинск и другие центры), район Кузбасса (Новокузнецк, Новосибирск, Красноярск, Барнаул и др.). Кроме того, возникновение некоторых центров тяжелого и энергетического машиностроения имеет исторические причины (близость к центрам инноваций в тот период, когда это была новейшая подотрасль машиностроения): Санкт-Петербург, Электросталь и Подольск под Москвой. Крупнейшее предприятие подотрасли -- завод «Уралмаш» в Екатеринбурге.

Общее машиностроение производит технологическое оборудование для различных отраслей промышленности (химической, машиностроения, легкой, пищевой), для строительства, сельского хозяйства (кроме тракторов), транспорта (кроме авиастроения и автомобильной промышленности). Продукция этой подотрасли отличается сравнительно небольшой металлоемкостью, значительной массовостью, относительно малой транспортабельностью. Поэтому предприятия тяготеют к районам потребления продукции. Так, в сельскохозяйственном машиностроении производство зерноуборочной техники приурочено к основным зерновым районам (Ростов-на-Дону, Таганрог, Тула, Омск, Красноярск), картофелеуборочная техника производится в Рязани, льноуборочная -- в Бежецке, силосоуборочная -- в Люберцах. Производство оборудования для химической промышленности приурочено к районам химической промышленности (Центр, Поволжье, Урал), оборудования для пищевой промышленности -- к районам пищевой промышленности (Северный Кавказ, Поволжье) и т.д.

Несколько отличается принципами размещения транспортное машиностроение -- продукция его транспортабельна, поэтому предприятия находятся или в исторически возникших центрах, или тяготеют к сырьевым районам (т. е. к районам металлургии). В соответствии с первым принципом размещены локомотивостроительные предприятия в Калуге, Мытищах, Брянске, Муроме, вагоностроительные -- в Твери, Мытищах, Брянске, Калининграде, Санкт-Петербурге, в соответствии со вторым -- крупнейшее производство электровозов в Новочеркасске, вагоностроительные -- в Нижнем Тагиле, Новоалтайске, Абакане и др.

Предприятия судостроения размещаются, естественно, в районах судоходства. Морское судостроение развито в Санкт-Петербурге (здесь производятся практически все типы надводных судов), Мурманске, Астрахани, Владивостоке, Северодвинске, Комсомольске-на-Амуре, Калининграде. Предприятия речного судостроения приурочены к тем или иным речным бассейнам, при этом в каждом бассейне имеется свой центр судостроения, обслуживающий данный бассейн. Крупнейшим центром является Нижний Новгород на Волге. Также крупным центрами являются на Волге -- Казань, Самара, Волгоград, в Обском бассейне -- Тюмень, Тобольск, на Амуре -- Благовещенск.

Среднее машиностроение производит автомобили, авиационную технику, тракторы, станки. Продукция отличается небольшой металлоемкостью, в то же время значительной сложностью, состоит из очень большого количества разнообразных деталей и узлов, что вызывает необходимость кооперации с большим числом смежников, является массовой и необходимой повсеместно. Поэтому главными факторами при размещении предприятий этой отрасли являются транспортный (должна быть хорошая транспортная связь с различными предприятиями в разных районах страны), потребительский, а также необходимо наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

Автомобилестроение выделяется среди других отраслей машиностроения особенно интенсивными связями по линии кооперации. Главный автомобильный цех России -- Поволжский район. Особую притягательность именно этого района для размещения предприятий автомобилестроения определили следующие факторы: 1) плотная транспортная сеть (водный, железнодорожный, автомобильный транспорт); 2) значительная плотность населения и наличие большого числа квалифицированных кадров; 3) соседство с крупными научными центрами -- флагманами научно-технического прогресса в автомобилестроении (Москва, Нижний Новгород и другие); 4) развитая химическая промышленность (все большее число узлов и деталей машин изготовляют из искусственных материалов).

Здесь были созданы крупнейшие в стране центры производства легковых (г. Тольятти в Самарской области) и грузовых (г. Набережные Челны в Республике Татарстан) автомобилей. Сегодня на долю расположенных здесь предприятий -- ОАО «АвтоВАЗ» мощностью 800 тыс. легковых автомобилей в год и ОАО «КамАЗ» с газовой мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей приходится соответственно 2/3 выпуска легковых и 1/5 -- грузовых автомобилей в России.

Производство грузовых автомобилей расположено также в Брянске, Нижнем Новгороде, Москве, Мытищах, Ульяновске, Миассе, Новоуральске. Выпуск легковых автомобилей находится в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ижевске, Москве, Серпухове. Производство автобусов размещается в Ликино-Дулево, Голицыне, Павлово, Кургане. Основные моторные заводы расположены в Ярославле, Заволжье.

В последние годы в России появляется все больше автосборочных заводов (Москва, Всеволожск, Калининград, Таганрог, Елабуга и др.) -- филиалов зарубежных фирм («Форд», «Дженерал моторе», «Рено» и др.), которые быстро наращивают объемы производства, составляя все больше острую конкуренцию «старым» отечественным заводам.

Отечественная тракторная промышленность возникла в первые советские пятилетки в основных сельскохозяйственных районах страны и вблизи металлургических баз. Основные тракторостроительные предприятия расположены в Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске, Петрозаводске, Чебоксарах (самый новый тракторостроительный завод по производству промышленных тракторов).

Авиа- и ракетостроение являлось в советский период ведущим машиностроительным производством (тогда как в других развитых странах таковым является автомобилестроение), составляя ядро ВПК страны. Первоначально авиационные предприятия размещались вблизи конструкторских бюро в ведущих научных центрах (в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге), но в годы Великой Отечественной войны эти предприятия были эвакуированы в восточный районы страны, где остались и в послевоенные годы (хотя производства в старых центрах также были восстановлены), там же были построены и новые заводы. В итоге предприятия авиаракетного машиностроения имеются практически во всех крупных городах России. Это Казань, Ульяновск, Самара и Саратов в Поволжье, Нижний Новгород и Киров в Волго-Вятском районе, Воронеж в Центральном Черноземье, Таганрог и Ростов-на-Дону на Северном Кавказе, Уфа, Пермь, Воткинск, Иркутск, Улан Удэ -- в Восточной Сибири, Комсомольск-на-Амуре и Арсеньев -- на Дальнем Востоке.

В большой мере фактор наличия высококвалифицированных кадров определяет размещение предприятий станкостроения. Производство станков приурочено к районам развитого машиностроения. Это Москва и Подмосковье (Егорьевск, Дмитров), Санкт-Петербург, Нижний Новгород, промышленные центры Урала. В последние десятилетия появились станкостроительные предприятия и в других районах с хорошей транспортной обеспеченностью и наличием квалифицированных трудовых ресурсов.

Точное машиностроение является самой новой подотраслью машиностроения. Оно производит различные приборы, электротехнику и электронное оборудование. Продукция отличается наименьшей металлоемкостью, большой транспортабельностью, но высокой трудоемкостью. Поэтому размещение предприятий точного машиностроения ориентируется на наличие высококвалифицированных кадров и близость научных центров. Характерным является размещение предприятий, производящих телевизоры: Москва, Александров, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Новгород. Предприятия точного машиностроения имеются также в Поволжье, на Северном Кавказе. Крупнейшим центром электронной промышленности является подмосковный Зеленоград.

Металлообработка и металлоремонт размещены повсеместно, ориентируясь на потребителя. В основном это средние и мелкие предприятия, обслуживающие потребности различных отраслей хозяйства (ремонт сельскохозяйственных машин в аграрных районах, ремонт горной техники в районах добывающей промышленности и т.д.).

В конечном итоге для каждого экономического района можно выделить группы характерных машиностроительных производств, отражающие сложившуюся рыночную специализацию региональных машиностроительных комплексов.

При этом наиболее развито и разнообразно машиностроение в Центральных районах, в Поволжье, на Урале, на Северо-Западе, т. е. в старопромышленных районах страны. Сравнительно слабо развито машиностроение на Северном Кавказе, в Северном экономическом района и в азиатской части России.

машиностроительный производственный неконкурентоспособность

Таблица 2 Специализация машиностроительных комплексов по экономическим районам Российской Федерации

Экономические районы

Специализация машиностроительных комплексов

Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский

Автостроение с многочисленными «смежниками»; локомотиво- и вагоностроение; речное судостроение; производство станков, подшипников, инструмента; производство точных машин и приборов; энергетическое машиностроение (моторы, трансформаторы) и электротехника; сельскохозяйственное машиностроение (тракторы и комбайны); выпуск машин и оборудования средних габаритов для промышленности и других отраслей хозяйства

Северо-Западный и Северный

Энергетическое машиностроение (турбины и генераторы); электротехника; морское судостроение и судоремонт; вагоностроение; автостроение; станкостроение; производство промышленного оборудования (в том числе для добычи топлива, металлургии и химии)

Уральский

Тяжелое машиностроение (горное, металлургическое и химическое оборудование); вагоностроение; производство тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования; производство строительно-дорожных машин; тракторостроение; энергетическое машиностроение (турбины, моторы); электротехника; автостроение; станко-инструментальная промышленность

Поволжский

Автостроение; станкостроение и приборостроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение

Северо-Кавказский

Сельскохозяйственное машиностроение (комбайны); локомотивостроение (электровозы); производство энергетического оборудования (котлы)

Западно-Сибирский и

Восточно-Сибирский

Тяжелое машиностроение (горное и металлургическое оборудование); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы и комбайны); производство энергетического оборудования (котлов, турбин); станкостроение (в том числе изготовление тяжелых станков и кузнечнопрессовых машин); электротехника и приборостроение; вагоностроение; речное судостроение

Дальневосточный

Морское и речное судостроение и судоремонт; производство станков и промышленного оборудования

Литература

  • 1. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Уч. пособие в 2-х частях (томах). СГЭА. Самара, 2011, 352 + 280с.
  • 2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2010 - 752с.: ил.
  • 3. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебник для вузов 3 -е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.
  • 4. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов 3 -е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 526 с.
  • 5. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. -- М.: ИНФРА-М, 2012. Российская экономическая академия.

Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса.


Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Что такое машиностроение?


Состав машиностроения Машиностроительный комплекс - сложное межотрас- левое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. (см схему)схему К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.


Станкостроительная и инструментальная промышленность Производство нефтепро - мыслового и бурового геолого-разведочного оборудования Энергетическое Автомобилестроение Горношахтное и горнорудное Горношахтное и горнорудное Авиастроение Приборостроение Строительно-дорожное Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Металлургическое Машиностроение для животноводства и кормопроизводства Электротехническое Тракторостроение Судостроение Подъемно-транспортное Сельскохозяйственное Электронное Химическое Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Машиностроение








Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Специализация - это сосредоточение предприятия на выпуске однородной продукции. подетальная - выпуск отдельных деталей и узлов; предметная - выпуск определенных видов готовых изделий; технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла. технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла.


Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников.


Отрасль Факторы размещения Крупные центры оборудование для металлургии и горно-добывающей пром. энергетическое машиностроение тяжелые станки и кузнечно- прессовое оборудование локомотивостроение тракторостроение сельскохозяйственные машины автомобилестроение (легковые) автомобилестроение (грузовые) автобусы и троллейбусы Пользуясь текстом учебника (стр), картами атласа, заполните таблицу:




За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Из такой ситуации возможны два выхода: Из такой ситуации возможны два выхода: 1) Можно потребовать от правительства введения высоких пошлин на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский автозавод) автозавод) 2) Создавать конкуренцию, заставлять отечественных производи- телей повышать качество своей продукции. телей повышать качество своей продукции.


Повторение Определите, центры какого машиностроения перечислены в каждой группе: 1.Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск - … легковое автомобилестроение 2. Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород - … грузовое автомобилестроение 3. Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск - … автобусостроение 4. Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск - … локомотивостроение 5. Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита - … вагоностроение 6. Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск - … тракторостроение


Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Ход работы. 1. Используя данные таблицы, на контурную карту России нанесите: - государственную границу России; - границы её экономических районов; - различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия. 2. Сделайте вывод о размещении машиностроения России.


Легковое автомобилестроение: Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск. Грузовое автомобилестроение: Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород. Автобусостроение: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск. Троллейбусостроение: Уфа и Энгельс. Локомотивостроение: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск. Вагоностроение: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита. Производство вагонов метро: Мытищи и Санкт-Петербург. Судостроение и судоремонт: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск. Станкостроение: Вологда, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломна, Москва, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самара, Ульяновск, Челябинск. Тракторостроение: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск. Комбайностроение: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог.

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности - как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции - необходимое условие прогресса во всем .

Отрасли машиностроения

Машиностроение - отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:

Энергетическое;

Металлургическое;

Горношахтное и горнорудное;

Подъемно-транспортное;

Электротехническое;

Химическое;

Производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;

Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;

Станкостроительная и инструментальная промышленность;

Приборостроение;

Автомобилестроение;

Тракторостроение;

Сельскохозяйственное машиностроение;

Машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

Строительно-дорожное машиностроение;

Авиастроение;

Судостроение;

Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.

Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла. Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы. Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной - на выпуске отдельных узлов, предметной - на выпуске готовых изделий и технологической - на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны - кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы - с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий - бесперебойное снабжение их всем необходимым.

Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени - в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна). Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.

Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе - производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения - завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.

Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.

Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Это выражение - почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки. Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны - в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна). Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз - в Челябинске и Волгограде. По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.). Другие центры тракторостроения - Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности). Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5-2 тысячи).

Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные - в Туле и в Рязани, силосоуборочные - в Люберцах Московской области.

Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы). Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) - 90 тысяч. Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод - 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) - 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.

Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170-190 тысяч, в Нижнем Новгороде - 210-230 тысяч. Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70-80 тысяч. Менее крупные заводы (на 20-40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).

Из 1200-1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130-150 тысяч - автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч - в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч - в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).

Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.