Орисса. Орисса (Одиша) Центр горнодобывающей промышленности в индии штат орисса

Территория нынешнего штата Орисса (столица - город Бхубанешвар ) - это часть древнего королевства Калинга. В 261 году д.н.э. Калингу завоевал жестокий царь Ашок. Но Калинга победила победителя - вскоре Ашок, умиротворенный здешней природой и жизнью, принял буддизм и стал последователем пацифизма.

7-13 век явился для Калинги расцветом архитектуры, сохранившиеся образчики которой сегодня разбросаны по всему штату. Независимость Орисса получила в 1936 году. Сегодня это в основном земледельчекская территория, со множеством небольших деревенек и местных "святых людей". Также здесь развита добыча полезных ископаемых. Две трети территории Ориссы - это докембрийские скалы, таящие в себе множество минералов, включая хром, железо, ванадий, доломиты, гранит и т.п.

Лучшее время для визитов - между октябрем и мартом. В этот период погода здесь очень приятная и располагающая к путешествиям и отдыху. Также это время, когда миллионы перелетных птиц прилетают сюда с севера, чтобы вить гнезда в лесах и на озерах Ориссы. Самая высокая температура - в мае-июле. В начале осени - несколько недель проливных дождей.

Орисса протянулась вдоль Бенгальского залива, и длина ее береговой линии - 482 км. Пляжи Ориссы славятся лучшими белоснежными песками в мире.

Пури

Пляж Пури - одно из четырех святейших мест Индии. И одна из вершин Золотого треугольника Ориссы. Но сегодня его золотые пески и грохот разбивающихся о берег волн Бенгальского залива привлекают сюда не только пилигримов, но и туристов отовсюду. Лучшее время для посещения - начало ноября. В это время здесь проводится традиционный Пури-фестиваль. Здесь популярны катания на катамаранах.

Балигхай

Пляж расположен в 8 км от Пури, в месте впаденя в Бенгальский залив речки Нуанаи. Окружен казуариновой рощей. Рядом расположен Исследовательский центр, изучающий морских черепах.

Конарк

Конарк знаменит на весь мир своим уникальным Храмом Солнца (13 век), который привлекает паломников со всего света. Каждый год в декабре возле него проводится танцевальный фестиваль в специально для этого построенном открытом театре. Событие собирает классических танцоров со всей Индии.

Конарк - более спокойный пляж, чем Пури, но воды здесь более непредсказуемы, даже опытные пловцы должны быть остророжны.

Гопалпур

Самое популярное место для любителей водных видов спорта. В прошлом - морской порт, Гопалпур является идеальным пляжем для морских прогулок под парусами и на катаманарах и окружен руинами древних портовых построек. В бывших складах сегодня устраиваются яркие танцевальные вечера и вечеринки, длящиеся до утра. Пляж облюбован состоятельными бенгальцами из Калькутты.

В последнее время, с увеличением потока туристов, Гопалпур отстраивается. Здесь возводятся новые шикарные отели, увеличивается количество торговцев сувенирами, открываются многочисленные рестораны. Но пока еще пляж не переполнен отдыхающими.

Чандипур

Еще один знаменитый курорт Ориссы. Это уникальный пляж, на котором дважды в день вода во время отлива отступает на 5 километров, а затем возвращается на исходные позиции. Так что здесь можно наблюдать, как море исчезает у вас на глазах. Отлив оставляет после себя ракушки, крабов и другую морскую живность, которую всегда интересно рассматривать. Пляж окружают песчаные дюны и заросли казуарин.

Если вам надоело загорать или плавать в море, вы можете арендовать рыбацкую лодку и отправиться в однодневное путешествие вдоль залива до впадения в него речки Будхабаланга. Также здесь предлагают поездки на джипах, а профессиональные труппы регулярно устраивают для отдыхающих танцевальные представления.

Парадип

Парадип - крупный морской порт, играющий важную роль в индийской торговле. Пляж окружен хвойными лесами. В дельте реки Маханади расположено множество живописных островков и прохладных ручьев. Прекрасное место для водных прогулок.



Достаточно удобно в Ориссу ехать (и, соответственно уезжать) из Колкаты или Райпура ночными поездами.

Столица штата - город Бхубанешвар. Железнодорожные пути чётко отделяют "Старый Бухбанешвар" от громадного нового города, построенного за последние полвека по строгому плану.

Главная улица Старого городе - Льюис Роад с массой магазинчиков и отельчиков. И даже супермаркетами -



И самой обычной торговлей арбузами -




Бхубанешвар знаменит своими древними храмами, выполненными в своеобразном стиле индийской культовой архитектуры. Когда-то их было 7 тысяч, большая часть была уничтожена мусульманскими захватчиками на пару с временем. Сейчас насчитывают то ли 400, то ли 500.

Наиболее крупные и известные находятся в южной части Старого города, осмотр лучше начинать с перекрёстка Льюис Роад и Танкапани Роад.

Налево вскоре будет Раджарани Мандир, единственный из храмов Ббс, который является музеем, открыт от рассвета до заката, 100 рупий.




По сторонам 18-метрового деула (башни храма) размещены статуи дикпалов со свитой.




Дальше по Танкапани, будет комплекс шиваистского храма Брахмешвара, над которым развевается шафрановый флаг.




И храм Бхаскарешвара в красивом парке.




Направо с перекрёстка за несколько минут доходим до Бинду Сагар ("Капля океана") – вырытого ещё в раннем средневековье пруда, содержащего воду из всех священных рек Индии.




На его берегах и стоит главный храм города – 54-метровый Лингарадж Мандир или Трибхубанешвара ("Повелитель трёх миров"). Нехинду туда не пускают, в своё время даже Индиру Ганди не пустили, так как жената она была на иноверце-парсе.

В окрестностях Бинду Сагар есть храмы менее известные, но более интересные.

Самый красивый из ранних орисских храмов - Парашурамешвара Мандир, построенный около 650 года.




И правда, очень интересные скульптуры. Вот, например, эти, на стенах джагомаханы, ещё не имевшей пирамидальной крыши.




Один-в-один медитирующий в позе лотоса Будда. Так здесь изображён шиваитский проповедник Лакулиша, вернувший Ориссу к истинной вере в 5-м веке. И в оформлении храма нередок сюжет "лев, побеждающий слона" – олицетворяет победу индуизма над буддизмом.

Ближе к Льюис Роад будет ещё один симпатичный парк. В нём имеется небольшой Муктешвара Мандир (около 900 года) с богато украшенными скульпутрой входными воротами (торана).




На той же террасе стоит в лесах Сиддхешвара Мандир, недостроенный в XI веке.




Из Бхубанешвара съездил в Удайгири и Кхандагири – джайнские пещерные монастыри, вырубленные пару тысячелетий назад в склонах песчаниковых холмов в окрестностях тогдашней столицы Калинги, Сисупалгарха.

Расположены они в 6 километрах северо-западнее современного Бхубанешвара, недалеко от хайвея на Колкату. Ехать от Калпана Сквер на авторикше где-то с полчаса, 120 рупий в один конец.

По высадке на дороге с массой лавчонок справа у нас будет Удайгири, а слева – Кхандагири. Сначала идём направо, где яркий газон приветствует нас.




Вход – 100 рупий.

От входа идти направо к самому большому и впечатляющему сооружению всего комплекса – пещере № 1 Рани Ка Наур ("Дворец царицы").




Двухэтажный пещерный комплекс известен резными фризами с разными зверями и джайнскими святыми.




Вторая по интересности пещера будет ещё дальше направо - № 10 Ганеш Гумпха ("Пещере Ганеши").




От пещеры Ганеши ступеньки налево ведут на вершину холма, где будет фундамент главного зала из чёрного камня.




Напротив входа в Удайягири широкая лестница ведёт вверх на Кхандагири, на вершине которого белеет джайнский храм Парсванатха, построенный в начале XIX века – он хорошо виден с вершины Удайгири.




Лестница оккупирована мартышками, корм для которых (в виде газетных кулёчков с орешками) продают за рупию мальчишки в начале подъёма. Мартышки оказались на редкость спокойны и воспитаны (не в пример индийцам) – вежливо брали протягиваемые им кулёчки, аккуратно их надрывали и не спеша поедали орешки.




В общем, всё чинно – очевидно, мартышкам на жизнь хватало за глаза, поэтому сами к туристам они не лезли.

Лестница выводит к серии пещер – довольно тусклых и невзрачных после Удайгири.




Из Бхубанешвара полтора часа автобусом до Пури на берегу Бенгальского залива Индийского океана, местного Сочи и местной Мекки (храм Джаганатха) в одном флаконе.




Местная туристическая инфраструктура сосредоточена на идущей парралельно берегу Чакратиртха Роад (сокращённо – Си-Ти Роад).




С неё пару минут ходьбы до океана.

Пляж в Пури – широкая песчаная полоса по берегу океана, тянущаяся на многие километры от рыбацкой деревни на запад.




Пляж не сильно обустроен. Несколько забегаловок под пальмовыми крышами, отдельные лошади и верблюды предлагают на себе покататься.

Немногочисленные белые загорают, многочисленные индусы больше бродят вдоль берега, фоткаются с белыми, кое-кто лезет в океан. Там сильнейшая прибойная волна.

Да, ещё по пляжу бродят отдельные подозрительные граждане, именующие себя "фишерменами", и знакомые с азами русского. Начинают свои предложения с катания на рыбацких лодках, затем – жемчуг, чёрный жемчуг, алмазы (качество демонстрируется на месте разрезанием стекла). И последний уровень предложения – марихуана, девочки, мальчики.




Погода летом в Пури описывается одним словом – "сауна". Под + 40 с безоблачным небом и почти 100 % влажности. Все вещи моментально становятся влажными и наотрез отказываются сохнуть. Ещё по расписанию, с 10-ти до 12-ти отключают электричество.




На восточном конце Си-Ти Роад заканчивается в рыбацкой деревне – нагромождение пальмовых хибар с вытащенными на берег лодками.




Так что в рационе местных жителей и гостей города большое место занимает рыба и морепродукты




Ещё с 2-х до 5-ти местные заведения закрываются на сиесту. И при входе в магазины (даже интернетни) в Пури положено разуваться, оставляя обувь у входа. Наверное поэтому в Пури царит довольно расслабушная атмосфера провинциального курорта.

Из Пури час езды автобусом до Конарака, храмового комплекса в честь Сурьи, бога Солнца, самой известной достопримечательности штата, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО




Комплекс открыт от рассвета до заката, вход для иностранцев – 250 рупий.

За главным входом будет бхога-мандапа, лестницу на которую сторожат два колосса – львы-на-слоне.




Главный храм выполнен в традиционном орисском стиле, но если портик-джагамохана сохранился в целостности, то башня-деул рухнула более века назад.

Платформа храма представляет собой колесницу бога Солнца.




Так что самый запоминающийся элемент декора храма - громадные резные колёса.




Храм обильно украшен резной скульптурой, изображающих богов, героев, музыкантов, танцовщиц, животных, батальные и эротические сцены -




Конечно, не Кхаджурахо, но кое-что имеется, во всяком случае в ряде мест индийцы дружно останавливались и пальцами показывали.




С западной стороны над громадной кучей камней рухнувшего деула возвышаются ниши над маленькими дверцами с разными статуями.

Средний – сам бог Солнца Сурья из зелёного хлорита, в сапогах для верховой езды.




Помимо главного храма, есть на территории комплекса останки ещё пары храмов поменьше, а так же громадные статуи животных-хранителей.


На неспешный осмотр комплекса ушло около полутора часов, в сопровождении толп индийских туристов.



Когда-то европейцы называли его Черной пагодой. Храм Солнца является высшим архитектурным достижением штата Орисса и считается шедевром мирового уровня.

Строительство храма началось в XIII веке, во время правления царя Нанарасимха. Когда-то в этих местах плескалось море, но за семь столетий оно отступило от берега на несколько километров. Ансамбль храма включает в себя три части: танцевальный павильон для выступлений храмовых танцовщиц, джагамохана – зал для молящихся, а также деул – святилище. По задумке древних архитекторов, два ритуальных помещения являлись частью огромной двухколесной колесницы. Каменная скульптура, изображающая семь коней в прекрасной сбруе перед входом в храм символизирует дни недели. А 12 пар колес под массивной колесницей соответствуют числу месяцев в году. Но основной мотив, который прослеживает по изображениям и скульптурам – Любовь, ведь старинная поговорка гласит: «Желание – основа Вселенной». Скульптурные композиции представляют собой любовные пары, а дополнительную интригу создают эротические сцены, изображенные на стенах.

Руины святилища окружают каменные изваяния слонов, лошадей и чудищ. Но скульптурной изюминкой является статуя юного воина – бога Солнца, тончайшая работа скульпторов, вызывающая подлинный восторг и восхищение.

Храм Джаганнатхи в Пури

Храм Джаганнатхи является главной святыней и достопримечательностью города Пури. Согласно писаниям, храм был возведен на том месте, где Кришна закончил свои земные игры. Ежегодно сюда приезжают паломники со всех концов Индии, чтобы провести у стен храма три дня и три ночи.

Макушка храма украшает ярко-красный флаг и "колесо дхармы". Залы храма, которые именуются "мандапа" напоминают вершины гор и имеют пирамидальные своды. Внутреннее пространство состоит из трех залов: джагомонаха (зал собраний), ната мандир (танцевальный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). С восходом солнца сотни верующих идут к храму, чтобы попасть к Господу Джаганнатхе на даршан (приветствие).

В течение уже многих веков, храм ежегодно организует и проводит пышный «фестиваля колесниц» Ратха-ятру, в ходе которого храмовые божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут по главной улице города Пури в огромных, пышно разукрашенных колесницах.

Храм Джаганнатхи открыт для верующих каждый день кроме воскресенья с 10 до 12 дня и 16 до 20 часов вечера. Однако попасть туда могут не все, для иностранцев вход запрещен, а если вы хотите принять участие в богослужениях, то это можно сделать с крыши Библиотеки Рагхунандан, расположенной напротив центральных ворот храма.

А какие достопримечательности Ориссы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Чилика

Озеро Чилика является крупнейшей лагуной в Азии. В этом месте лучше всего наблюдать за птицами, которые собираются здесь с октября по март. Они прилетают сюда зимовать из Сибири, Ирана, Гималаев и других европейских и азиатских мест. Здесь можно увидеть пеликанов, розовых фламинго, цапель, аистов, орликов и других птиц.

Максимальная площадь озера - более 1100 квадратных километров. На нем располагаются несколько островов, на которых представлена прекрасная флора и фауна, а также на которых удобней всего наблюдать за птицами. На острове Налбана располагается заповедник.

В озере обитает 225 видов рыб, а также редкостный Ирраваддский дельфин. На восточном берегу располагаются рыбацкие деревни и храм Калиджаи.

Добраться до озера можно автобусом или такси из Пури до деревни Сатапада (45 километров). В деревне находится главная пристань, откуда отплывают прогулочные лодки.

Когда-то порт Гопалпур вошел в историю как центр торговли между Индией и странами Юго-Восточной Азии. Здесь были многочисленные склады для прибывших грузов, а товары настолько разнообразны, что пальцев рук не хватит сосчитать все наименования. Но когда торговцы покинули здешние места, порт пришел в запустение и окрестности превратились в небольшую деревушку, промышляющую рыболовством.

Еще буквально несколько лет назад здешние пляжи были излюбленным местом богачей, но, не устояв в конкуренции с Пури, опустел и превратился в тихое уютное местечко.

Пляжи порта с чистым мелким песком и зарослями кешью позволяют расслабиться. А во время прогулки можно посетить немногочисленные достопримечательности в виде старого маяка и парочки храмов.

Пляжи Пури

Хотя пляжи Пури считаются лучшими в Ориссе, официально песчаную полосу вдоль океана нельзя назвать пляжем, поскольку она для этого не приспособлена: большие волны и сильное течение, сбивающее с ног даже умелых пловцов, множество крабов, которые так и норовят цапнуть вас за палец, а также обилие рыбацких лодок и сетей.

Но путешественников привлекает не возможность поплавать в водах Индийского океана, а потрясающие виды, которые здесь можно наблюдать. Закаты и рассветы под шум волн Бенгальского залива, местные девушки, бегающие по песку в мокрых сари, приливы и отливы - все эти красоты пляжей Пури не оставят равнодушными никого.

Местами пляж оборудован для туристов. Мелкие чайные и кафе, сувенирные лавки и простые деревенские жители, торгующие жемчугом.

Если вы хотите уединиться и проникнуться настроением полудикой природы Индии, пляжи Пури, несомненно, лучшее для этого место.

Храм Солнца

Хотя в мире и достаточно мест, посвященных солнцу, но храм Сурьи - один из самых известных.

Место является жемчужиной Конарака. Построен храм был в 1250 году и, согласно мифам, был задуман как гигантская каменная колесница - тому подтверждение - прямоугольное в плане основное здание храма, обилие каменных колес в декоре, а также 7 скульптур лошадей, ведущих колесницу: 3 - с северной стороны, и 4 - с южной.

Храм Сурьи состоит из целого комплекса построек, не уступающих по красоте один другому. Это павильон для ритуальных танцев, исполнявшихся в дни равноденствия или для обращений к солнцу. Это святилище и церемониальное здание. Также храм имеет при себе множество более мелких сооружений: колодцы, алтари, павильоны.

Особой популярностью у туристов пользуется статуя Сурьи - богини солнца. Гигантская фигура поражает посетителей искусностью своего исполнения. Лицо, одежда, украшения - абсолютно все проработано в мельчайших деталях, отчего богиня выглядит как ожившая.

Храм Парсурамешвара

Храм Парсурамешвара находится в священном городе Бхубанешвар, административном центре индийского штата Орисса. Он является одним из 7 тысяч храмов, имевшихся когда-то в городе, и самым старым из 500 сохранившихся до наших дней.

Храм представляет собой небольшую, но богато украшенную важнейшую святыню Бога Шивы, датируемую VIII веком и прекрасно сохранившуюся до нынешнего времени. Он располагается в «Роще совершенных существ» в окружении 20 буддийских храмов небольшого размера.

Здание храма Парсурамешвара имеет необычный цветовой оттенок, получаемый благодаря сочетанию красных, оранжевых, пурпурных камней, из которых выложены его стены. Его украшают скульптуры, изображающие животных, любовные пары, а также цветочно-растительный орнамент и изящные решетки. Украшенный резными фигурами танцовщиц алтарь храма с 44-футовой башней отделяет от церковного вестибюля арочный зал.

Озеро Чилка

Идеальная экология, удивительная флора и фауна озера Чилка привлекают туристов и любителей природы со всего мира.

Озеро является самой большой лагуной Индии, его площадь достигает тысячи квадратных километров, на которых есть еще и небольшие острова.

Уникальный животный и растительный мир поражают глаз. С октября по март здесь находят себе пристанище перелетные птицы, прилетающие из Сибири, Ирана, Ирака и Афганистана. Также здесь много и постоянно обитающих птиц, среди которых - прекрасный розовый фламинго. Вся территория озера взята под охрану Птичьим заповедником, который заботится о пернатых.

Еще одной достопримечательностью озера Чилка является храм Калиджаи, находящийся на одном из островов. Согласно преданиям, он возведен в честь девушки, которая бросилась в озеро по дороге на собственную свадьбу, она слышала духов рыбаков, звавших ее со дна. Ежегодно храм становится центром паломничества верующих со всей Ориссы и Бенгалии.

Деревня Рагхураджпур

Деревня Рагхураджпур находится на восточном побережье Индии, в Ориссе. А именно - в 14 километрах севернее храмового Пури, неподалеку от Бхуванешвар – столицы штата и прибрежного Конарака. В деревне всего 2 улицы, дома расписаны традиционными орнаментами. Рагхураджпур славится во всем мире техникой Патта Читра – рисунками на ткани в неповторимом орисском стиле.

Расположенная на берегу реки, эта небольшая деревушка является объектом творческого наследия. Здесь проживают ремесленники, мастерство которых глубоко почитается и передается из поколения в поколение. Каждый дом Рагхураджпура - мастерская и жилище художника. Жители занимаются росписью по ткани (Патта Читра), на пальмовых листьях (Талапатра Читр), по чесучовому шелку (Матха Читра), резьбой по дереву, изготовлением каменных статуй, масок из папье-маше, игрушек из коровьего навоза, игральных карт (Ганджифа), расписыванием кокосовых орехов.

Рагхураджпур привлекает туристов и тем, что здесь сохраняются и почитаются традиции Готипуа - исполнительского искусства, древней формы одисского танцевального стиля.

Самые популярные достопримечательности в Ориссе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ориссы на нашем сайте.

Бхубанешвар, столица штата, также является храмовым городом, в котором расположено более 500 храмов. Наиболее важными из них являются храм Лингараджа высотой 54 метра, храм Муктешвар с его знаменитой входной аркой и храм Парашурамешвара с его решётчатыми окнами.

Исторические места штата - Баудх (Бауда, Боудх, Бодх) с большой статуей Будды; наскальные указы Ашоки в Даули; Ранипур-Джхариал со своими храмами, посвящёнными 64 йогиням; руины буддийского комплекса в Ратнагири-Лалитгири-Удаягири, где процветал буддийский университет Пушпагири; скальные пещеры с богато украшенной резьбой в Кхандагири-Удаягири; храм Солнца XIII века на пляже в Конарке, созданное из скалы архитектурное чудо в форме колесницы с семью конями.

Религиозные достопримечательности Одиши - всемирно известный храм Джаганнатха Пури, храмы Балангира, Барипады, Кантило, Вираджа и храмы Швета-Вараха (белого воплощения Варахи) Джаджпура, а также храм Шивы на вершине холма в Капилаше на высоте 682 метра над уровнем моря с 1352 ступеньками к нему или по серпантинной дороге.

Интересными местами природы являются горячие серные источники в Таптапани и Атри, Чилика - крупнейшая лагуна в Индии и вторая по величине лагуна в мире; водопады Деогарх в Прадханпете; Гопалпур - древний порт и пляжный курорт. Плотина Хиракуд; Пхулабани, центр пояса проживания местных племён; пляж Чандипур; горная станция Кендуджхар (или Кеонджхар, 480 метров).

Заповедники дикой природы и национальные парки - это Симлипал, Тикарпара (Тикарпада), зоопарки Ушакотхи и Нанданканан с крупнейшим львиным сафари в Индии и единственный заповедником белого тигра.

Парадвип - крупный порт, Руркла - крупный металлургический завод и индустриальная столица штата.

С храмом Джаганнатхи была одна интересная реальная история у автора этой статьи. Когда я приехал первый раз в храмовый комплекс Шри Рангам в Тамилнаде в феврале 2004 г., на 4-ом периметре гопурамов (их там 7, это такие трапециевидные арки) меня тормознули охранники - "дальше только для хинду!", и я пошёл к администратору храма, в 10-минутной беседе надавив среди прочего на то, что индуизм - это убеждения, а не расизм, основанный на цвете кожи, и убедив его пропустить меня после рассказывания разных индуистских легенд. После special darshan-а (особого даршана, на пару метров ближе к главному мурти) за тогдашние 10 рупий, возле алтарной встречаю белокожего кришнаита в вайшнавской «спецодежде» и спрашиваю его на английском: "А ты тоже прошёл через беседу с администратором храма?" А он так гордо: "Нет, в этой [вайшнавской] одежде я могу свободно пройти в любой храм Индии!" "Что, и в Джаганнатх Пури?" ;) В одну секунду он заметно погрустнел, но потом с натужным энтузиазмом воскликнул: "Но ты можешь получить ту же пользу ("benefit") от даршана (лицезрения) чакры (диска) на вершине храма Джаганнатхи! Так говорили мои наставники". Было видно, что даже он сам в эту пургу (для белых) не верит, и в ответ на мой красноречивый взгляд (я точно в это не верил:) он смутился окончательно. Постепенно мы разговорились, выяснилось что его зовут Парамдхан (искконовское имя), родом он из Карловых Вар, но последние годы живёт в Англии. Мы расстались, я поехал дальше по храмам Тамилнаду. Через три месяца, в середине мая, приезжаю в Бадринатх , и в первый же день встречаю там Парамдхана! Он узнал меня, и его первыми словами было даже не "Привет", а "А я прошёл в храм Джаганнатхи!!!" "Каким образом?" "В отеле намазался чёрным кремом, замотался в простую индийскую одежду по максимуму, оставив неприкрытым только лицо, и примкнул перед храмом к группе деревенских индусов-паломников, так и прошёл". "А ты в курсе, что при подобной попытке прямо перед алтарной храма Джаганнатхи в 1994 убили известного искконовца-негра, якобы даже ученика Прабхупады? Он тоже замотался в одежду по максимуму, но его заметили брамины-служители уже на последнем рубеже перед алтарём, началась ругань, потасовка, и в служебном неистовстве для защиты храма от нечистого млеччхи брамины забили до смерти этого негра прямо там же. Шума в Индии тогда было много". Парамдхан переменился в лице и сказал: "А я этого не знал..." Было видно, что, расскажи я тогда ему эту историю в Шри Рангаме 3 месяца назад, даршана Господа Джаганнатхи он бы так и не получил;) Вот некоторые более поздние истории о храме Джаганнатхи в Пури на английском.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.