Amx 13 90 какая страна. Уязвимые места танка

В середине 1980-х годов сингапурская фирма Singapore Automotive Engineering (теперь Singapore Technologies Kinetics) при помощи иностранных фирм разработала программу модернизации стоящих на вооружении армии Сингапура танков AMX-13 с 75-мм пушками и башней FL-10.
В 1988 году первые модернизированные танки AMX-13 SM1 (AMX-13 Singapore-Modernised 1) были переданы армии. С 1988 года модернизацию прошли все 350 танков AMX-13, состоящие на вооружении армии Сингапура. Они до сих пор находятся в эксплуатации. Периодически поднимается вопрос о разработке нового лёгкого танка для замены AMX-13 SM1, но до сих пор работы в этом направлении не ведутся.


По своей конструкции танк AMX-13 SM1, аналогичен танку AMX-13. Компоновка отличалась от классической: силовое отделение было впереди, за ним отделение управления, боевое в корме. Лобовая деталь корпуса выполнена с большими углами наклона. Сварной корпус AMX-13 SM1 из алюминиевого сплава обеспечивает защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Для посадки и высадки десанта в корме AMX-13 имеется откидывающаяся аппарель с электроприводом. На танке AMX-13 SM1 полностью заменена ходовая часть.

Торсионная подвеска заменена на гидропневматическую, обеспечивающую больший ход опорного катка, и освободившую место в нижней части корпуса. В ходовой части теперь имеется пять поддерживающих катков.
Башня танка AMX-13 SM1 состоит из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с ней цапфами. 75-мм пушка жестко закреплена в верхней части и вынесена вперед, в башне оставлен только казенник. Противооткатные приспособления концентрического типа помещены в «хоботе» лобовой части башни, которая получилась небольшой, с погоном малого диаметра, что, в свою очередь, позволило уменьшить ширину корпуса танка. Такая башня конструировалась для того, чтобы ввести механизированное заряжание пушки. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, скатывающийся на лоток, ось которого совпадет с осью канала ствола. Такое устройство обеспечивает 10-12 выстрелов в минуту и позволяет обойтись без заряжающего.

Бензиновый двигатель заменен на дизель Detroit Diesel 6-V 53Т, а механическая трансмиссия на автоматическую ZF 5WG-180 (5 скоростей вперед и две назад). Двигатель и трансмиссия выполнены в едином блоке. Установлена значительно более мощная система охлаждения, что обусловлено жарким климатом острова.
Полностью заменена вся электросистема танка. Приводы вертикально и горизонтального наведения орудия теперь полностью электрические. Однако орудие так и не было оснащено стабилизатором. Посчитали, что это потребует применения слишком мощных и громоздких электроприводов (стабилизировать надо не только орудие, но и всю башню), а в условиях Сингапура вполне возможно вести огонь с коротких остановок. Пушку также не стали заменять более мощным орудием. Болотистый грунт острова, на котором расположен Сингапур, делает невозможным массовое применение ОБТ, а для борьбы с легкими машинами 76-мм пушка вполне годиться.


Тактико-технические характеристики танка AMX-13 SM1:
Боевая масса, т: 16,5;
Экипаж, чел: 3;
Габаритные размеры, мм: длина – 6405, ширина - 2510, высота – 2280, клиренс – 370;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 20…50, борт корпуса 20, корма корпуса – 15, днище – 10, крыша корпуса – 10, лоб башни – 30, маска орудия – 40, борт башни – 20, корма башни - 20, крыша башни – 10…20;
Вооружение: 1 х 75-мм пушка (боекомплект 36 выстр.), 2 х 7,5-мм пулемета;
Двигатель: Detroit Diesel 6-V 53Т V-образный-оппозитный, 6-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 290;
Скорость по шоссе, км/ч: 64;
Запас хода по шоссе, км: 500;
Удельная мощность, л. с./т: 17,6;
Преодолеваемые препятствия: подъём, град. – 30, стенка, м - 0,65, ров, м - 1,6, брод, м - 0,8

Чел.

Производитель Issy-les-Moulineaux Construction Workshops [d] Тип двигателя

Описание конструкции

Отличался необычной конструкцией с использованием так называемой «качающейся башни ». Такая башня конструировалась специально для того, чтобы ввести механизированное заряжание пушки, по типу полуавтомат. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем снаряд досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу, безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни. Угол возвышения пушки ограничивается упором кормовой ниши башни в крышу корпуса и равен 13°.

Один из наиболее распространённых лёгких танков в мире, AMX-13 поставлялся в 25 других стран и послужил базой для множества САУ 105-мм и 155-мм гаубиц , 120-мм миномётов , самоходной спаренной 30-мм зенитной установки , бронетранспортера , мостоукладчика и специализированных машин.

Танки АМХ-13 проходили модернизацию по вооружению. 75-мм пушка SA50 L/57 была заменена 90-мм CN90 F3. На части машин на лобовой детали башни устанавливались 4 ПТУР SS-11 . В 70-х годах на АМХ-13 появилась модифицированная башня со 105-мм пушкой и лазерным дальномером . Кумулятивный снаряд пушки имеет начальную скорость 800 м/с и пробивает 400-мм броню. Башня FL-10 и её модификации устанавливались и на другие машины (в частности, на танки «Шерман »).

Война во Вьетнаме

50 танков AMX-13 использовались южновьетнамскими войсками. Камбоджа задействововала одну танковую бригаду (40 AMX-13 и 36 M-24). Все они были либо уничтожены, либо списаны .

Вторая индо-пакистанская война

Перед началом войны у Индии имелось 90 танков AMX-13 .

В апреле 1965 года после нападений пакистанских террористов на границе, индийцы решили усилить оборону в Акхнуре ротой танков AMX-13 20-го танкового полка под командованием майора Роя Бхаскара. В этом месте располагался стратегический важный мост через реку Чанаб. 1 сентября Пакистан начал массированное вторжение на территорию Индии при поддержке 11-го и 13-го полков танков «Паттон» по направлению к мосту (Операция «Большой шлем»). На пути 70 тяжёлых пакистанских танков стояла лишь одна рота из 14 лёгких индийских танков AMX-13. Тем не менее индийские танкисты приняли бой, в первом столкновении, ведя огонь из засад и часто меняя позиции, индийцам удалось вывести из строя 3 танка M48. У индийцев получил попадание командирский танк, осколком был убит заряжающий, майора Бхаскара от попавшего осколка спас серебряный сувенир, лежавший в кармане. Вылетевшая на помощь индийская авиация усугубила и без того сложную ситуацию, в первом налёте случайно уничтожив 3 своих танка. 2 сентября, к моменту прибытия подкреплений из 20-го полка в индийской роте осталось всего 3 танка из 14. Пакистанцы от огня AMX-13 безвозвратно потеряли 10 «Паттонов» и несколько безоткатных орудий . Тем не менее, используя численное преимущество пакистанские танки продолжали медленно но верно пробиваться к Акхнуру . 5 сентября пакистанцы были остановлены всего в 10 километрах от моста в Акхнуре. В это же время Индия перешла в полномасштабное контрнаступление в направлении Лахора и Сиалкота, что заставило Пакистан вывести свои войска из района, операция «Большой шлем» окончилась провалом . За свои героические действия при обороне Акхнура майор Рой Бхаскар был награждён медалью Махавир Чакра.

Индийские AMX-13 участвовали в разгроме пакистанских «Паттонов» M47 / во время сражения при Асал-Уттаре .

Шестидневная война

В этой войне лёгкие танки AMX-13 использовали Израиль , Сирия и Египет . Для вторжения на территорию Египта Израиль отводил 134 танка AMX-13, ещё 44 таких танка отводилось для вторжения на территорию Сирии . Им пришлось столкнуться с такими грозными соперниками, как средние танки Т-54 и M47/48.

6 июня, на синайском фронте, в сумерках батальон лёгких танков AMX-13 из бригады Авирама оказался далеко впереди по дороге на Исмаилию, когда встретился с двумя батальонами египетских Т-54. Несколько израильских танков и полугусеничных БТР были потеряны в считанные минуты, хотя и Т-54 понесли потери от фланговых атак. 75-мм пушка AMX-13 оказалась практически бесполезна против лобовой брони Т-54. Израильские танки отступили . Основная часть 13 потерянных израильских AMX-13 пришлась на этот бой.

В этот же день, на иорданском фронте, большая часть 2-го иорданского танкового батальона в районе Наблуса был зажата между двумя израильскими танковыми батальонами Рома. В ходе боя батальон иорданских «Паттонов» был практически разгромлен, один из AMX-13 уничтожил 7 танков M48 .

Всего в ходе войны на синайском фронте было выведено из строя 7 египетских AMX-13 и 13 израильских из 134, на иорданском и сирийском фронтах было выведено из строя 3 сирийских AMX-13 и неизвестное число израильских из 44.

Операторы

  • Аргентина Аргентина - 105 AMX-13, по состоянию на 2010 год
  • Венесуэла Венесуэла - 31 AMX-13, по состоянию на 2016 год
  • Индия Индия - 90 AMX-13 на хранении, по состоянию на 2007 год
  • Индонезия Индонезия - 275 AMX-13, по состоянию на 2016 год
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар - 5 AMX-13, по состоянию на 2016 год
  • Марокко Марокко - 5 AMX-13, по состоянию на 2016 год
  • Перу Перу - 96 AMX-13, по состоянию на 2016 год
  • Сингапур Сингапур - около 350 AMX-13SM1 , по состоянию на 2016 год
  • Эквадор Эквадор - 24 AMX-13, по состоянию на 2016 год
  • Южный Вьетнам Южный Вьетнам - по состоянию на 1968 год, некоторое количество AMX-13V оставалось на вооружении южновьетнамской армии , но в дальнейшем, техника французского производства замещалась техникой американского производства

Качающаяся башня французского лёгкого танка АМХ-13 была только одной из особенностей этой машины. Другая особенность – нарушение её создателями привычной классической компоновки, когда силовая установка заняла обычное для того времени место отделения управления в передней части корпуса, рабочее место механика-водителя с управляющими органами танка сместили к левому борту, более того, боевое отделение разместили в корме.

Поражает и количество выпущенных АМХ-13 – более 7700 единиц; половину из них Франция экспортировала в 25 стран мира. И ещё долголетие службы -с начала их производства в 1952 г. до сих пор многие машины находятся на вооружении армий некоторых государств. Так, по сообщениям СМИ, по состоянию на последние годы Аргентина имеет 105 танков АМХ-13, Венесуэла – 31 ед, Индонезия – 275 ед., Кот-д’Ивуар -5 ед., Марокко – 5 ед., Перу – 96 ед., Эквадор – 24 ед., больше всего находится в Сингапуре – 350 машин. В самой Франции, и в Индии, Израиле, Египте, в других странах танки хотя и сняты с вооружения, но законсервированы и хранятся на арсеналах и базах.

Находясь в армиях различных стран, АМХ-13 пришлось участвовать в войнах, как международных и локальных, так и в вооружённых конфликтах. Первое боевое крещение они приняли уже в 1953 – 1954 гг. во Вьетнаме, в военных операциях французских колониальных войск против партизанских сил Объединённого национального фронта этой страны. Затем – боевые действия в Суэцком кризисе 1956 г., известного также как Вторая арабо-израильская война. Далее – Вторая индо-пакистанская война 1965 г., где индийские танки АМХ-13 в решающем сражении при Асал-Уттаре в Пенджабе разгромили пакистанские М47/48 «паттоны». После этого – Шестидневная война 1967 г., или Третья арабо-израильская война. Здесь проявили себя теперь уже израильские АМХ-13, полностью уничтожив в районе Наблуса иорданский танковый батальон, состоявший из «паттонов». Однако их 75-мм пушки оказались далеко не столь эффективны при встречах с египетскими Т-54 в районе Исмаиля.

Затем затяжная Гражданская война в Ливане 1975 – 1990 гг., в которую вмешались Сирия, с одной стороны, и Израиль в 1982 г. – с другой, в армии которого опять-таки находились АМХ-13.

Но и в совершенно другом конце земного шара воевали французские танки, правда, весьма недолго. Это было во время скоротечного – в течение месяца – локального конфликта между Эквадором и Перу за спорный район на границе двух государств в январе -феврале 1995 г. И те, и другие имели на вооружения такие танки, однако официальные сведения об их действиях не были обнародованы.

Успели АМХ-13 повоевать и в Африке в период Первой Ивуарийской войны -гражданской войны в Кот-д’Ивуаре в период с 2002 по 2007 г. Вмешавшиеся французские оккупационные силы оказали вооружённую помощь президенту Гбагбо в борьбе против повстанцев. Немалую роль при этом сыграли их танки.

Таким образом, в течение полувека АМХ-13 участвовали в боевых операциях по всему миру, оставив существенный след в военной истории действий танковых подразделений и соединений.

Разработка лёгкого танка АМХ-13 началась в 1946 г., когда французское военное руководство решило создать свой отечественный танк и снабдить им армию. В проектном задании была указана необходимость разработки лёгкой аэротранспортабельной машины массой до 13 т. Конструкторские работы поручили одному из государственных предприятий в Исси-ле-Мулино, промышленном пригороде Парижа. Через три года был изготовлен опытный образец, а ещё через два – наладили серийное производство в Руане на государственном арсенале ARE, а затем на предприятиях компании Creusot Loire («Крезо-Луар») в Сен-Шамоне, департамент Луара. Так, всего за пять лет французскими конструкторами и производственниками был пройден путь от проекта танка до серии.

1 – дульный тормоз пушки; 2 – 90-мм пушка D-960; 3 – качающаяся башня танка; 4 – ниша башни с механизмом заряжания; 5 – ведомое колесо; 6 – опорный каток; 7 – поддерживающий ролик; 8 – ведущее колесо; 9 – люк моторного отделения; 10 – жалюзи; 11 – люк наводчика; 12 – командирская башенка; 13 – люк водителя; 14 – смотровой прибор водителя; 15 – радиоантенна; 16 – блок дымовых гранат; 17 – смотровой прибор командира

Прежде всего, АМХ-13 отличается от других танков качающейся башней FL-10 (позднее FL-12). Дело в том, что она состоит из двух частей – нижней и верхней. Первая из них выполнена литой, стоит на башенном погоне корпуса и может вращаться на 360°. Верхняя часть соединена с ней при помощи цапф и имеет возможность изменять углы возвышения.

Пушка в башне жёстко связана с верхней частью. При этом она настолько вынесена вперёд, что в башне остался только казённик; противооткатники разместились в так называемом «хоботе» -перед башней.

Таким образом, оказалось, что наводка по горизонтали осуществлялась за счёт нижней части башни, а по вертикали – самостоятельно пушкой в верхней части.

Такая башенная конструкция позволила установить в ней оригинальный механизм автоматического заряжания пушки, который разместили в длинной кормовой нише. Этот автомат состоит из двух магазинов барабанного типа, расположенных по обе стороны пушки. В каждый из них укладываются по шесть снарядов. При откате пушки после стрельбы магазин, вращаясь, опускает снаряд на лоток, который далее досылается в казённик, и закрывает затвор. Затем уже можно производить выстрел.

Автомат заряжания позволил увеличить скорострельность танка до 10 -12 выстр./мин, а главное, сократить экипаж на одного человека – вывести из его состава заряжающего. Это, в свою очередь, позволило уменьшить габариты башни, диаметр погона, а значит, и ширину корпуса танка.

Таким образом, в составе экипажа осталось лишь трое: командир машины, механик-водитель и наводчик. Командир занимает своё место в башне слева от пушки, под командирской башенкой; наводчик – справа.

Качающаяся башня такой оригинальной конструкции вызвала огромный интерес специалистов. Во многих танковых фирмах начали создавать подобные конструкции. Однако возможности согласования автомата заряжания с самим орудием вызвали существенные трудности, для большинства оказавшиеся непреодолимыми. АМХ-13 остался чуть ли не единственным такой конструкции.

Масса такой башни – 4500 кг.

Вооружение АМХ-13 изменялось в связи с его модернизацией. До 1964 г. на нём устанавливалась 75-мм пушка. Было изготовлено около 2000 таких башен. Позднее в той же башне FL-10 разместили 90-мм нарезную пушку D-960. Она имеет дульный тормоз и теплоизоляционный кожух, однако не снабжена стабилизатором вооружения. Угол возвышения пушки – лишь до +12°; он ограничен упором в крышу корпуса машины кормовой ниши башни. Угол снижения – -8°, что позволяет вести огонь и по приблизившимся на малое расстояние целям.

Приводы поворота башни – гидравлические. Обращают на себя внимание скорости, с которыми происходит разворот орудия: по горизонту это 30°/с, по вертикали – 5°/с.

Боекомплект пушки составляет 32 выстрела: 21 размещён в башне и 11 – в самом корпусе. Применяются пять типов снарядов: оперённые бронебойные подкалиберные APFSDS, с готовыми боевыми элементами CANISTER, фугасные НЕ, кумулятивные HEAT, дымовые.

Наведение пушки возможно и командиром, и наводчиком.

Командир пользуется телескопическим прицелом L961 с 1,5 и 6-кратным увеличением, наводчик – телескопическим прицелом L862 с увеличением 7,5х; прицел связан с лазерным дальномером типа ТСV-107, который выдаёт данные обоим членам экипажа. Точность измерения дальностей в диапазонах 400 -10 000 м составляет 5 м.

Приборы наблюдения командира -находящиеся в основании его люка семь призменных L794В – обеспечивают ему круговой обзор; у наводчика – два призменных L794D.

На танке находятся также два 7,62-мм пулемёта – один, спаренный с пушкой, другой - зенитный. Для них имеется боезапас в количестве 3600 патронов. Кроме того, по бортам башни расставлены блоки дымовых гранатомётов.

На части машин были установлены по четыре противотанковые ракеты первого поколения SS-11, управляемые по проводам; их масса – 30 кг, дальность полёта – 3000 м, масса боевой части -6,8 кг – была способна пробить броню толщиной до 600 мм.

В конце 1970-х гг. французы разработали модифицированную башню LF-12 со 105-мм пушкой CN-105F1, имевшей дульный тормоз. Её кумулятивный снаряд с начальной скоростью 800 м/с мог пробить броню толщиной до 400 мм. Башня такого образца была установлена также на колёсной бронированной швейцарской машине «Шарк», австрийском лёгком танке SK-105, опытном образце БМП «Мардер» и некоторых других.

Танк АМХ-13 имеет толщину лобовой брони корпуса – 15 мм, бортов – 20 мм, крыши корпуса и днища – 10 мм. Толщина башни – 10-25 мм. Танк может противостоять мелкокалиберным снарядам. Однако фирма «Крезо-Луар» разработала дополнительное бронирование, состоящее из блоков по 50 кг. Они ставятся на лобовых частях корпуса и башни, а также по её бортам, что усилило защиту даже от 20-мм бронебойных снарядов на дальности свыше 100 м в секторе 180°. Масса такого оборудования – 650 кг.

Моторно-трансмиссионное отделение танка находится в передней его части. Здесь установлен бензиновый 8-цилиндровый двигатель SOFAM 8Gxb жидкостного охлаждения мощностью 250 л.с. Трансмиссия – механическая, ручного управления с пятью передачами переднего хода и одной – заднего. Механизм поворота – дифференциальный. Ведущие колёса стоят спереди.

Удельная мощность танка -16,7 л.с./т. Подвеска машины – торсионная с гидравлическими амортизаторами на первом и последних узлах. В ходовой части – пять обрезиненных односкатных опорных катков и три поддерживающих по каждому борту. Гусеничные ленты состоят из 85 траков шириной 350 мм.

Экипаж танка состоит из трёх человек. В левой части башни – командир, справа от пушки – наводчик, механик-водитель – слева в отделении управления

Танк способен развивать скорость до 60 км/ч. Вместимость его топливных баков составляет 480 л, что позволяет иметь запас хода до 350 – 400 км.

АМХ-13 очень устойчив и может преодолевать подъёмы до 30° и двигаться по склону с крутизной 31°.

В 1979 г. на Выставке военной техники в Сатори (под Парижем) был представлен опытный образец танка с дизельным двигателем в качестве замены бензинового. Были предложены два типа: 4-цилиндровый 4LCS25 мощностью 265 л.с. и 280-сильный «Дженерал моторс». В 1983 г. заявлялся 6-цилиндровый дизель 11SRY мощностью 280 л.с.

На той же выставке в Сатори в 1987 г. был показан модернизированный образец с новой лобовой частью корпуса, дизельным двигателем, автоматической трансмиссией, гидродинамической подвеской.

Многие страны, ранее поставившие АМХ-13 на вооружение своих армий, также смогли существенно модернизировать их. В Аргентине, Венесуэле, Перу на имевшиеся у них машины были установлены 260-сильные дизели KHD V-8. Когда Венесуэла в конце 1980-х гг. закупила ещё 31 машину с 90-мм пушкой, на них также были заменены двигатели на дизельные американские 6V-53 мощностью 280 л.с. с автоматической коробкой передач.

Базовое шасси АМХ-13 было использовано для создания целого семейства различных машин. Так, уже в начале 1960 г. на вооружение была принята самоходная 155-мм установка АМХ-13 F3 АМ, разработанная фирмами Tarbes ATS («Тарбе») и Roanne ARE («Роан на»), с дальностью стрельбы до 20 км. Расчёт её из 8 человек размещался в прицепе вместе с боезапасом. САУ имела 8-цилиндровый карбюраторный двигатель SOFAM 8Gxb мощностью 250 л.с. и могла передвигаться со скоростью до 60 км/ч. На машинах поздних выпусков стоял более мощный дизель 6V-53Т.

Таких САУ изготовили около 600 единиц. Их экспортировали в 10 стран, в том числе в Аргентину (24 единицы), Марокко (100 ед.), Катар (22 ед.), Перу (12 ед.), Чили (47 ед.), Эквадор (15 ед.) и другие.

В конце 1950-х гг. была создана самоходная установка АМХ-105 АМ с 105-мм гаубицей Мк61 с открытой сверху рубкой. Дальность ведения огня равнялась 15 км при массе фугасного снаряда 16 кг. Она состояла также на вооружении Израиля, Марокко, Нидерландов.

На базе АМХ-13 выпускались и другие машины. Такие, как зенитная самоходная ЗСУ АМХ-13DСА, бронетранспортёр АМХ VСI, ремонтная БРЭМ АМХ-13 АРУ, 81-мм и 120-мм самоходные миномётные установки, мостовой танк и пр.

Французский танк АМХ-13 с качающейся боевой башней обладает достаточно высокими боевыми качествами, что и обусловило его популярность. Это один из лучших разведчиков и истребителей танков, хотя и имеет лёгкое бронирование. В некоторых странах танк и сейчас находится в строю.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМХ-13

Экипаж, чел…………………………………………..3

Масса, кг……………………………………….15 500

Длина, мм………………………………………..4880

Длина с пушкой вперёд, мм………………6360

Ширина, мм……………………………………..2510

Высота, мм………………………………………2300

Клиренс, мм………………………………………370

Бронирование, мм:

лоб корпуса………………………………………15

борта корпуса……………………………………20

корма корпуса…………………………………..15

днище корпуса………………………………….10

башня………………………………………..10 – 25

Вооружение: нарезная 90-мм пушка 0-960, два 7,62-мм пулемёта Боекомплект… 32 выстрела, 3600 патронов

Двигатель……………………………..бензиновый 8-цилиндровый SOFAM 8Gxb жидкостного охлаждения, мощность 250 л.с.

Удельная мощность, л.с./т…………………16,7

Ходовая часть… пять опорных катков и три поддерживающих катка на борт, ведущее колесо – переднее

Подвеска…….индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на первом и пятом катках

Гусеницы…………………….ширина – 350 мм, число траков – 108

Скорость по шоссе, км/ч………………………60

Ёмкость баков, л………………………………..480

Запас хода, км до……………………………….400

Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м…………………………….0,65

ширина рва, м………………………………….1,6

глубина брода, м………………………………0,8

угол подъёма, град…………………………….30

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Конструкторские работы над танком начались в 1946 г. на государственном предприятии в г. Мулинэ. Через два года был собран опытный образец. Производство началось в 1952 г. в городе Руане (объединение ARE). Одно время выпускалось до 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов производство всего семейства машин АМХ-13 было передано компании «Крезо-Луар», поскольку предприятие в Руане было переключено на производство основных танков АМХ-30. Базовое шасси легкого танка использовано для нескольких типов машин, включая машину для механизированной пехоты АМХ VCI, 105-мм самоходную гаубицу, 155-мм самоходную пушку Мk F3 и спаренную самоходную зенитную установку DСА, каждая из которых имеет индивидуальные особенности в функциональных отделениях (модулях).

За прошедшие годы в конструкцию танка АМХ-13 и других машин этого семейства внесено множество усовершенствований. В 1964 году в ходе модернизации вместо 75-мм была установлена 90-мм нарезная пушка. На части машин снаружи башни размещались противотанковые управляемые ракеты. Наиболее полный объем модернизации был, в частности, показан на выставке военного снаряжения в Сатори в 1985 году. Стандартный танк последних выпусков представляет собой машину с новой передней частью корпуса, новым дизельным двигателем, автоматической трансмиссией и гидропневматической подвеской.

Компанией «Крезо-Луар» объявлено, что она может довести до этого стандарта все ранее выпущенные машины.

Сравнительно высокие боевые свойства танка АМХ-13 обусловили его популярность. Танк широко продавался в различные страны мира: из 7700 выпущенных промышленностью машин семейства, включая танки, 3400 было экспортировано. В настоящее время танки АМХ-13 состоят на вооружении 10 стран, а во Франции, Индии, Израиле, Египте и некоторых других странах с вооружения сняты и находятся в складированном состоянии.

Компоновка

Компоновка танка имеет несколько особенностей. Прежде всего, это использование так называемой качающейся башни. В отличие от обычных башен, качающаяся состоит из двух частей: нижней, связанной с опорой башни, и верхней, установленной на нижней на цапфах таким образом, что может поворачиваться относительно последней в вертикальной плоскости на некоторый угол. Пушка жестко связана с верхней качающейся частью башни. Наводка по вертикали осуществляется поворотом верхней части башни, а горизонтальная наводка - вращением нижней части. Применение подобной конструкции облегчает решение проблемы автоматизации заряжания оружия, позволяет уменьшить размеры башни. В частности, в танке АМХ-13 в верхней качающейся части башни монтируются два магазина револьверного типа автомата заряжания. Применение автомата заряжания дало возможность сократить экипаж танка до 3-х человек. Командир танка располагается в левой части башни, наводчик в правой ее части, а механик-водитель в корпусе в отделении управления.

Моторно-трансмиссионное отделение танка расположено в передней части корпуса. В передней же части находится смещенное к левому борту отделение управления. Переднее расположение трансмиссии предопределяет переднее положение ведущих колес.


Огневая мощь

Основное вооружение стандартного французского танка АМХ-13 - 90-мм нарезная пушка, установленная в башне FL-10. Первоначально в башне FL-10 устанавливалась 75-мм пушка. Всего было выпущено несколько более 2000 башен с 75-мм пушкой. 90-мм пушка имеет дульный тормоз и теплоизоляционный кожух. Для стрельбы могут применяться 5 типов боеприпасов: оперенный бронебойный подкалиберный (АРFSDS), с готовыми убойными элементами (canister), фугасный (НЕ), кумулятивный (НЕАТ) и дымовой. Общий боекомплект составляет 32 выстрела, из них 21 размещен в башне (12 выстрелов в магазинах автомата заряжания) и 11 в корпусе. Для спаренного с пушкой 7,5 или 7,62-мм пулемета и зенитного пулемета того же калибра имеется 3600 патронов (в лентах по 200 шт. в каждой).

Огонь из пушки и спаренного пулемета могут вести наводчик и командир танка. Приводы наведения гидравлические с ручным дублированием для аварийных ситуаций. Максимальные скорости переброса по горизонтали 30, по вертикали 5 градусов/с. Углы возвышения +12,5; снижения -5 градусов. Стабилизатор вооружения отсутствует. Командиру обеспечен круговой обзор. Для этого в основании его люка установлено 8 призменных приборов наблюдения. Он использует также телескопический прицел L961 с переменным полутора и 6-кратным увеличением. Прицел наводчика L862 имеет 7,5-кратное увеличение, для ориентировки последний пользуется двумя призменными приборами.

Компанией Fives-Cail Babcock для танка АМХ-13 была разработана башня FL-12 со 105-мм пушкой, предназначенной для стрельбы теми же боеприпасами, которые используются на танке АМХ-30, но с уменьшенным пороховым зарядом. Эта башня была установлена на австрийском легком танке (истребителе танков) SК-105, а позже на колесную (8×8) бронированную машину «Шарк» компании MOWAG и на опытный образец БМП «Мардер».

Нижняя часть башни выполнена литой, а верхняя качающаяся часть - сварно-литой. Был также разработан вариант, в котором обе части изготавливаются сварными. Без боеприпасов башня весит 4500 кг. Люк командира на левой части крыши башни, имеет куполообразную крышку, откидывающуюся назад. В основании люка размещено 7 призменных приборов L794В для кругового обзора. Командир использует прицел с полутора и шестикратным увеличением. Место наводчика в правой части башни оборудовано двумя призменными приборами наблюдения L794Э и прицелом с 7,5-кратным увеличением. Прицел скомплексирован с лазерным дальномером ТСV 107, данные от которого выдаются в прицелы наводчика и командира. Точность измерения дальностей в диапазоне от 400 до 10000 м составляет ±5 м, временной интервал между измерениями 10 с. Приводы поворота башни и вертикального наведения пушки (вместе с качающейся частью башни) гидравлические. Предельные углы возвышения и снижения пушки составляют +12 и -8 градусов соответственно. Управлять пушкой и спаренным пулеметом могут и наводчик, и командир. Имеется ручное дублирование гидроприводов.

Механизированная боеукладка к 105-мм пушке включает два магазина на 6 выстрелов каждый, обеспечивающих высокую скорострельность - до 12 выстрелов в минуту. Стреляные гильзы выбрасываются через специальный люк в корме башни, крышка которого открывается влево. Магазины перезаряжаются вручную. Для этого один из членов экипажа должен выйти из башни. Разрабатывался вариант конструкции механизированной укладки, позволяющей производить перезаряжание изнутри башни. Всего было произведено свыше 2000 башен FL-12. Танки АМХ-13 с башней FL-12 производились только для продажи в другие страны, во французской армии такой танк принят не был.

В июне 1983 г. на опытную машину компании «Тиссен Хеншель» (Tyssen Henshel) была установлена башня FL-15, представляющая собой дальнейшее развитие конструкции FL-12. На рабочем месте командира установлено 7 призменных приборов М554, 2 бинокулярных прибора ночного видения ОВ44 и перископический/телескопический прицел М212 с увеличением 1,6 и 6,5 крат. Наводчик использует комбинированный прицел с 8-кратным увеличением в дневной и 6-кратным увеличением в ночной ветвях, и 2 призменных прибора М556. Лазерный дальномер ТСV 186 установлен на крыше башни. Измеренная дальность автоматически передается в бортовой баллистический вычислитель, куда заранее вручную вводятся данные о боеприпасах. Огонь может вестись следующими типами боеприпасов фирмы GIАТ: оперенными бронебойными подкалиберными (АРFSDS), кумулятивными (НЕАТ-Т), фугасными (НЕ), дымовыми, осветительными, учебными кумулятивными и фугасными. В целом, комплекс вооружения башни FL-15 обеспечивает более высокую эффективность, чем башни FL-12.


Защищенность

Броневая защита танка противопульная, но лобовые детали стального сварного корпуса и сварно-литой башни при определенных условиях способны противостоять воздействию снарядов малокалиберных пушек. Эквивалентная защищающая толщина этих деталей составляет около 40 мм. Бортовые детали корпуса и башни имеют толщину 20-25 мм, корма - 15 мм, крыша башни и корпуса - 10 мм.

На каждом борту башни размещено по два гранатомета для установки дымовых завес. Их боекомплект составляет 12 дымовых гранат. Специальной системы защиты от оружия массового поражения на танке не предусмотрено.

Компанией «Крезо-Луар» разработано для танка дополнительное бронирование, подобное тому, что применяется на американском БТР М113. Его общая масса 650 кг, причем каждый блок весит не более 50 кг для того, чтобы он мог быть установлен или заменен силами экипажа с помощью возимого инструмента. Дополнительное бронирование крепится на лобовой и бортовых частях башни, а также на носовой части корпуса. Это обеспечивает защиту от 20-мм бронебойных снарядов с дальности свыше 100 м в секторе около 180 градусов.


Подвижность

Показатели подвижности танка АМХ-13 находятся на уровне, характерном для основных танков второго поколения. Максимальная скорость танка 60 км/ч, запас хода по топливу (вместимость топливных баков 480 л.) 350 - 400 км. Машина может преодолевать рвы шириной до 1,6 м, вертикальную стенку высотой 0,65 м, брод глубиной 0,6 м (использование оборудования для глубокого брода не предусмотрено), подъем 31 градус, двигаться по склону крутизной до 31 градуса.

Основой силовой установки является бензиновый 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения 8Gxb мощностью 184 кВт (250 л.с.). Он обеспечивает удельную мощность 12,3 кВт/т (16,7 л.с./т). Трансмиссия механическая с ручным управлением, имеет 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. Механизм поворота дифференциального типа. Подвеска танка торсионная, на первых и последних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Ходовая часть содержит по 5 односкатных обрезиненных опорных и по три (в некоторых случаях по два) поддерживающих катка на каждом борту. На последние гусеницы опираются только своей внутренней частью. Ведущие колеса - спереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц - сзади. Стальные гусеницы шириной 350 мм с открытыми металлическими шарнирами содержат по 85 траков. При необходимости на них могут устанавливаться асфальтоходные резиновые башмаки.

В 1979 г. на выставке военной техники в Сатори была представлена модель танка с дизельным двигателем. Эта машина имела максимальную скорость 64 км/ч, расход топлива в среднем 1 л/км, что увеличивало запас хода по топливу до 500 км. В качестве замены бензинового двигателя рассматривались 4-цилиндровый дизель Poyaud 520 4LСS25 мощностью 195 кВт (265 л.с.) и дизель General Motors - 206 кВт (280 л.с.). В 1983 г. компанией Baudouin для этой цели был предложен 6-цилиндровый дизель 6F 11SRY мощностью 206 кВт (280 л.с.).

После Второй мировой войны Франция пыталась наверстать свое отставание в области танкостроения изучая как бронетанковую технику союзников, так и немецкие трофеи и документы. Разработка проекта нового лёгкого разведывательного танка начапась в Atellier de Construction d"Issy-les Moulineaux в 1946 году. Первоначально было разработано два проекта - танка и самоходной зенитной установки. Их особенностью было применение качающейся башни, как на немецкой ЗСУ «Кугельблиц». Проект ЗСУ был отвергнут, а проект лёгкого танка получил одобрение. Причем в качестве его вооружения предлагалось использовать 75-мм пушку созданную на основе орудия «Пантеры». Через два года был выпушен первый прототип.

Серийное изготовление развернулось в 1952 году на предприятии Atellier de Construction Roanne (ARE). Выпуск танка и машин на его базе велся с темпом, достигавшим 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов их производство было переведено на фирму Creusot-Loire в связи с необходимостью освободить заводские мощности ARE для выпуска танка AMX-30. Серийное производство AMX-13 велось с 1952 года по 1985 год. Всего выпущено 7700 танков и машин на его базе, из которых 3400 отправлены на экспорт.

Легкий танк AMX-13 имеет компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Заднюю часть корпуса занимает боевое отделение. Корпус и башня танка по конструкции сварные из литых и катаных элементов. Броня - стальная. Бронезашита - противопульная.

Вооружение AMX-13 состоит из пушки D-960 калибра 90 мм и спаренного с ней пулемёта калибра 7,5 мм. Пушка оснащена дульным тормозом и эжектором для продувки ствола после выстрела. Пушка жестко закреплена в верхней части башни и наводится по вертикали путем её наклона. Жесткое закрепление орудия позволило оснастить его автоматом заряжания. В кормовой нише размещено два барабана, вмещающие по 6 выстрелов. Поворот барабанов осуществляется вручную командиром или наводчиком, все остальные операции заряжания осушествляются автоматически. К недостаткам этого автомата относится то, что пополнять его выстрелами возможно только снаружи танка. Для этого требуется два человека - один вращает барабаны, а второй производит их загрузку. Боекомплект орудия составляет 32 выстрела, спаренного пулемёта 3600 патронов.

Экипаж танка AMX-13 - 3 человека. Командир, наводчик и водитель. Водитель размещается в передней части корпуса у левого борта. Наводчик и командир размещены в боевом отделении. Командир - слева от орудия, а наводчик справа. Командир и наводчик имеют одинаковые приводы управления башней и оба могут вести стрельбу из орудия и спаренного пулемета.

Ходовая часть AMX-13 (одного борта) состоит из пяти опорных катков, трех поддерживающих, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса смонтированного в задней части корпуса. Гусеница набрана из стальных одногребневых траков цевочного зацепления, имеющих резино-металический шарнир. На траки можно установить асфальтоходные башмаки. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. На узлах подвески первого и пятого катков смонтированы гидравлические амортизаторы.

В моторном отделении, смещенном к правой части корпуса установлен бензиновый двигатель водяного охлаждения Sofam 8Gxb мощностью 250 л.с. Механическая трансмиссия имеет пять передач переднею хода и одну заднего.

Модификации
AMX-13 (с башней FL-10) (1952 г.) - первая серийная модификация танка. Оснащен 75-мм пушкой в качающейся башне FL-10. Габаритные размеры 6405х 2530x2318 мм. Масса 15 т. Экипаж 3 человека.

AMX-13 (С башней FL-I1) - модификация для применения в Алжире. Разработана в середине 1950-х годов. Основное вооружение - 75-мм пушка - размещена в качающейся башне FL-11. В башне отсутствует автомат заряжания и, соответственно, кормовая ниша. Заряжание оружия производится вручную. Эта башня устанавливалась и на некоторые модификации бронеавтомобиля Panhard ERB (с 75- и 90-мм пушками).

AMX-13 (75 мм/SS-11) - четыре противотанковые ракеты SS-11 по две справа и слева от пушки. Ракета SS-11 массой 30 кг. управлялась по проводам и имела боевую часть, способную пробить 600-мм броню на дистанциях от 350 до 3000 м. Танк состоял на вооружении французской армии.

AMX-13 (75 мм/HOT) - в 1960-е голы несколько AMX-13 было оборудовано шестью пусковыми установками (по три с каждой стороны башни) для ракет НОТ. Эти танки предлагались для экспорта, но заказов не поступило.

AMX-13 с 90-мм орудием (1966 г.) - серийный танк AMX-13 в который вместо 75-мм пушки стали устанавливать 90-мм D-960.

AMX-13 (с башней FL-12) -экспортная модидикация AMX-13 разработанная в середине 1960-х годов. Ходовая часть и корпус усилены для восприятия отдачи более крупной пушки. В пушке CN-105F1 (или просто F1) используются специальные 105-мм выстрелы, не взаимозаменяемые со стандартными боеприпасами НАТО. Поэтому в дальнейшем предлагались варианты модификации орудия в стандарт G1, позволяющий использовать стандартные боеприпасы НАТО. На пушке устанавливался новый дульный тормоз и менялись детали автомата заряжания. Длина танка со 105-мм пушкой - 6,5 м.

AMX-13 (с башней FL-15) - модернизированный вариант танка с новой башней и изменениями в ходовой части и корпусе. В
башне могут устанавливаться орудия F1 и G1, кроме того, она отличается от FL-12 типом и расположением приборов наблюдения.

AMX-13 с 90-мм пушкой Cockerill - бельгийская фирма Cockerill Mechanical Industries предлагала к продаже комплект, предназначенный для модернизации вооружения танка AMX-13 путем установки 90-мм пушки Cockerill Mk.1VA3. Его можно устанавливать в танки с любым вооружением от 75 до 105 мм и включал, кроме пушки, необходимые крепления и автомат заряжания. Всего было продано 22 комплекта.

Производство AMX-13 завершено. Во Франции танк снят с вооружения в середине 1970-х годов. Но в некоторых других странах продолжает оставаться на вооружении. Принимал участие в боевых действиях в многочисленных локальных войнах на Ближнем Востоке и в Африке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА AMX-13
БОЕВАЯ МАССА, т: 15.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6360, ширина - 2510, высота - 2300, клиренс - 370,
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка D-960 калибра 90 мм. 1 спаренный пулемёт калибра 7.5 мм, 1 зенитный пулемёт калибра 7,5 мм (возможно), 4 установки для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 32 выстрела, 3600 патронов калибра 7,5 мм. 12 дымовых гранат.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел наводчика L862 с 7,5-кратным увеличением, телескопический прицел командира L961 с 1,5- и 6-кратным увеличением.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 15, борт корпуса - 20, корма корпуса - 15, крыша - 10, башня - 10-25.
ДВИГАТЕЛЬ: Sofam 8Gxb. 8-цилиндровый оппозитный карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность 250 л.с. при 3200 об/мин,
ТРАНСМИССИЯ: двойной цилиндрический дифференциал типа «Клетрак», коробка передач механическая, 5 передач вперед и 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, два обрезиненных поддерживающих катка, ведушее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 5-го опорных катков, гусеницы с РМШ, в гусенице 85 траков шириной 350 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 400.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град. - 30; ширина рва. м - 1.6; высота стенки, м - 0,65; глубина брода, м - 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.