Разнообразие растений на земле. Разнообразие растений. Постановка цели работы

Виктория Таибова
Конспект образовательной деятельности на тему «Разнообразие растений» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности на тему "Разнообразие растений " для детей старшего дошкольного возраста (Интеграция образовательных областей : познание, художественное творчество, коммуникация.

Подготовила и провела воспитатель Таибова Виктория Эседулаховна

Цель : уточнить и систематизировать знания о растениях ; закрепить знания детей о частях растений и их назначении : корень, стебель, листья, цветы, семена. Закреплять приемы работы кистью и красками.

Воспитывать бережное отношение растениям .

Ход занятия

Здравствуйте ребята.

Внимательно послушайте мелодию и скажите, куда мы сегодня с вами отправляемся. Включается кассета («Звуки живой природы» ).

Как вы догадались? (На природу) .

На какие два вида делится природа? (Живая и неживая природа) .

Что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни) .

Что относиться к живой природе? (Растения , грибы, животные, человек) .

По каким признакам мы отличаем живое от неживого? (Питание, размножение, движение, дыхание, умирают) .

Связаны ли между собой живая и неживая природа? (Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить) .

-Где легче дышится : в городе или в лесу? Почему? (В лесу. Так как растения выделяют кислород ) .

И сегодняшнее занятие мы посвятим растениям .

Я вам подготовила видео, в котором вы увидите большое разнообразие видов растений . Давайте сейчас посмотрим.

Ребята, что же общего у всех растений (стебель, лист, цветок, корень) .

Общее строение. А что разного (Окраска, форма листьев.)

Молодцы!

Что есть у растений и зачем это им нужно.

Корень – корень дышит, корень удерживает растение в земле , как насос всасывает влагу и питательные вещества из почвы

Стебель – дышит, проводит воду от корня к другим органам, удерживает растение (механическая опора)

Лист – улавливает свет, испаряет влагу, дышит.

Растения сами себе готовят еду, в отличие от животных и эта кухня находится в листьях. Лист на свету улавливает углекислый газ и выделяет кислород.

Цветок – дышит, из него появляется плод, который сохраняет семена для размножения.

Дидактическая игра :

«Волшебный цветок»

Детям раздаются карточки с моделями того или иного растения или цветка и детали этого растения или цветка . Дети должны собрать данную ему модель из деталей. Детям должно быть сказано, что данная игра ограниченна по времени.

А сейчас мы превратимся в растения и под музыку будем расти .

«Мы растения »

1. мы маленькие зернышки, посеяны в земле

2. дождь прошел и нам, стало хорошо

3. потихоньку мы растем

4. стебелек уже большой

5. ветерочек поддувает

6. и листочки колыхает

Под музыку и слова дети имитируют рост растения .

Ну а сейчас мы попробуем закрепить полученные знания на листе бумаги с помощью красок.

Давайте разделим лист бумаги на две части путем рисования границы земли и неба.

Так как любое растение имеет корни , то, наверное, лучше начать наш рисунок с корня, который будет располагаться со стороны земли. Цвет корня растения может быть как серым, черным, коричневым.

Потом нарисуем стебелек, который будет расти от корня . На стебле мы расположим листья. Цвет стебелька и листьев может иметь различные оттенки зеленого цвета. Если наше растение является цветком , то нужно дорисовать лепестки цветка.

Тема:

Цель:

I.Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря»

Повторение.

Операционный этап.

Вывод: Растения всюду!

Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

1.Водоросли

Загадки: Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые.

2

Учитель: Водоросли-

2. Мхи и лишайники-

Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.

Учитель: Мхи и лишайники

3.Папоротник

земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников - экзотические, их разводят специально.

Загадки 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса,

Учитель: Папоротник

Физминутки:

4. Хвойные

Загадки 1. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.

Учитель: Хвойные

5.Цветковые

Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка.Сердечко золотое,Что это такое? (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. (горошек)

Учитель: Цветковые-

*

Царство растений:

Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

Экологический светофор

Рефлексия:

Грязнова Вероника Владимировна, 18.04.2017

676 101

Содержимое разработки

Тема: Разнообразие растений на Земле.

Цель: 1.Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений. 2.Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы и сохранении здорового образа жизни. 3.Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

Мотивационный этап. Проверка д/з. Занимательный материал о растениях.

I .Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря»

Расскажите о погоде сегодня.

Повторение. Что такое горизонт? Что такое план местности? Когда хорошо видна линия горизонта? Какие стороны горизонта ты знаешь?

Операционный этап. -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др.

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Вывод: Растения всюду!

–Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

1.Водоросли - низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в

(ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-

вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водоросли и фукус разводят промышленным способом для удобрений и питания.

Загадки: Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые.

А капитану в море От них большое горе.

2 . Вошли мы в реку босы, А стали вдруг обутые. «Русалочьи косы» Ноги нам опутали.

Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.

2. Мхи и лишайники- сложные растения без корней. Мхи живут во влажных зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.

Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.

2. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава.

Учитель: Мхи и лишайники - высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

3.Папоротник - высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей

земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников – экзотические, их разводят специально.

Загадки 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса,

А в цвету красу-траву Не увидишь наяву.

2. От пальмы верхушки Растут на опушке. И в гнилом овраге- У гнилой коряги.

Учитель: Папоротник -группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».

Физминутки: Гимнастика для улучшения слуха.

Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.

4. Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.

Загадки 1. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.

Если я не на опушке, Ветви- только на макушке. (сосна) 2. И зимой, и летом В зеленую шубу одета. (ель) 3. В Крыму, над морем Как в дозоре Стоят колоннами Всегда зелеными, На диво стройными. (кипарис)

Учитель: Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.

5.Цветковые - наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их

можно в любой части света, в любой природной среде.

Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка.Сердечко золотое,Что это такое? (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. (горошек)

Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

* Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.

Царство растений:

Формирование умений и навыков:

–Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

Экологический светофор . Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? Можно ли разорять муравейники? Можно ли собирать в лесу грибы? Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? Нуждаются ли в защите хвойные деревья? Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор?

Рефлексия: Что узнали нового? Нужно ли беречь растения?

Растительный мир, или флора Земли - совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в . Большая часть организмов - это , которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения-гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в и выделяют кислород в атмосферу.

Разнообразие растительного мира

Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Количество видов ныне существующих зелёных растений представлено в следующей таблице:

В таблице приведено суммарное количество различных видов зеленых растений (Viridiplantae ). Предполагается, что существует около 300 000 видов живых Viridiplantae , из которых 85-90% являются цветущими растениями. (Примечание от автора: поскольку данные взяты из разных источников и имеют разные даты, в некоторых случаях подсчеты подвержены некоторой неопределенности)

Отличия растений от животных

Австралия

Эвкалипт царственный

Флора Австралии характеризуется наличием большого количества эндемичных видов - растений, которые не встречаются больше нигде. Тем не менее с появлением переселенцев, на материке прижились многие другие "не родные" виды. Австралийская растительность характеризуется преобладанием двух типов растений - эвкалиптов и акаций.

Азия

Азия имеет наибольшее разнообразие растительного мира из всех частей света, поскольку занимает самую большую площадь, находится в различных климатических поясах и природных зонах. Здесь можно встретить более 100 тыс. видов растений, от тропических до арктических, что составляет около 40% флоры Земли. На материке также есть большое количество эндемичных растений.

Антарктида

Колобантус кито

Антарктида является самым негостеприимным местом на Земле как для , так и растений. Здесь нет деревьев, а только присутствует два вида цветковых растений и множество мхов, лишайников, водорослей и т.д. материка очень хрупкая и страдает из-за изменений климата и деятельности человека.

Африка

Молочай колючка

Африка - второй по величине континент мира, служащий домом для многих уникальных растений. Флора материка распределена по трем основным - , и . При этом не имеют широкого видового разнообразия, ведь этот биом характеризуется сложными климатическими условиями, включая высокие температуры и засухи. Пустыня Сахара, расположенная на севере Африки, является одним из самых сухих мест на Земле. Тем не менее африканские влажные вечнозеленые , содержат большое разнообразие растений.

Европа

Несмотря на то, что Европа находится на одном материке с Азией, называемом Евразией, здесь нет такого богатого видового разнообразия растительного мира, как у восточного соседа. На флору Европы в значительной степени повлиял горный хребет Альп, простирающийся с запада на восток.

Северная Америка

На территории Северной Америки находятся основные биомы планеты, от пустынь до арктических тундр. Каждый биом характеризуется совокупностью определенных видов растений, которые приспособились к росту в тех или иных условиях окружающей среды.

Южная Америка

Южная Америка, как и Азия стала домом для огромного разнообразия видов растений. Здесь находится - огромная экосистема, поддерживающая жизнь множества и растений.

Значение растительного мира

Значение растений в жизни человека

Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным , необходимым для благосостояния людей. Подумайте о том, как ваша повседневная жизнь зависит от растений.

  • Воздух: Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.
  • Пища: Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.
  • Вода: растения регулируют - они помогают распределять и очищать . Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.
  • Лекарства: одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи.
  • Витамины: растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.
  • Одежда: растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.
  • Культура: изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.
  • Мебель и жилье: древесина растений используется при строительстве домов, а также для изготовления мебели.
  • Эстетическое удовольствие: присутствие растений в жизни людей позволяет получать удовольствие от их вида и снимает стресс. Поэтому многие люди выращивают декоративные растения в домах и на приусадебных участках.

Значение растений в природе

Дождевые леса Амазонки

Окружающая среда и климат в значительной степени взаимосвязаны с флорой. Наличие осадков, влажности и температуры зависит от присутствия и характера растительности. Сокращение растений также нарушает равновесие в и косвенно влияет на жизнь человека.

  • Пищевые цепи: В каждой пищевой цепи растения находятся у их основания и ведут цепочку как источник пищи. Например: Трава → Корова → Лев; Трава → Насекомое → Лягушка → Змея → Орел. Здесь растение начинает цепь, и другие животные зависят от него прямо или косвенно. Без растений на Земле не может быть жизни.
  • Среда обитания: Конечно, помимо огромного количества людей, растения составляют основу всех сред обитания.
  • Климат: растения накапливают углерод, который выделяется в атмосферу при сжигании .
  • Эрозия почвы: растения, произрастающие в почве, в достаточных количествах, предотвращают ветровую эрозию (когда во времена ветров, плодородный верхний слой почвы уносится воздухом).
  • Экологический баланс: растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными.
  • Поддержка осадков: растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях - крайне редкое явление.
  • Плодородие почв: растения поддерживают плодородие почв. Опавшие листья, плоды и т.д., перегнивают в почве и образовывается гумус, который в свою очередь повышает плодородие почвы, так как он благоприятен для микроорганизмов.
  • Среда обитания : растения - лучшие места обитания для птиц и животных, включая обезьян, белок и т.п. Птицы строят свои гнезда на деревьях для кладки яиц, сна, охоты и безопасности. В лесах, животные могут укрыться под деревьями в сильную жару и дождь. Они также обеспечивают питание для многих (дождевых червей), насекомых, грызунов и т. д.

Угрозы растительного мира

Вырубка леса

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.

Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.

Охрана растений

Охрана растительного мира - комплекс мероприятий, направленных на защиту существующих растений и особенно видов находящихся под угрозой исчезновения. Основным документом, в котором перечислены растения, подлежащие охране, выступает Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы).

Красный список МСОП установлен по четким критериям для оценки рисков исчезновения тысяч видов и подвидов. Эти критерии актуальны для всех видов и регионов мира. Цель состоит в том, чтобы донести актуальность вопросов сохранения до общественности и правительства стран, а также помочь международному сообществу попытаться сократить исчезновение видов. Согласно МСОП, официально сформулированные цели Красного списка состоят в том, чтобы:

  • предоставить научно обоснованную информацию о состоянии видов и подвидов на глобальном уровне;
  • обратить внимание на масштабы и важность исчезающей флоры;
  • оказывать влияние на национальную и международную политику, а также процесс принятия решений;
  • предоставлять информацию для возможных действий по сохранению растений.

Одним из самых важных охранных действий выступает создание национальных парков, заказников, заповедников, ботанических садов и т.п. Эти природоохранные объекты позволяют сохранить естественную среду обитания растений и защитить их от чрезмерной эксплуатации со стороны человека.

Открытый урок

По познанию мира в 3 «Б» классе

На тему: Разнообразие растений на Земле»

Подготовила:

Мельникова Любовь Александровна

Учитель начальных классов

Образовательные : дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

Развивающи е: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Воспитательные : прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

Оборудование:

Учебник « Познание мира» К. Жунусовой

Презентация « Разнообразие растительного мира»

Раздаточный материал

Компьютер, мультимедиапроектор, экран

Кроссворд

Ход занятия

Организационный момент. (приветствие гостей, настроение)

Психологический настрой. (2 мин)

Я вижу у вас сегодня у всех хорошее настроение. Улыбнитесь и подарите свои улыбки. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.

Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению

А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

Проверка домашнего задания:

    Что такое почва?

а) поверхностный слой земли

б)кусок земли

в)верхний плодородный слой земли

    Из чего состоит почва?

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве

    Перегной –это:

а) плодородный слой почвы

б) почвы с содержанием песка

    Какую роль выполняют дождевые черви в почве?

а) приносят вред растениям

б)рыхлят почву, снабжая её кислородом, перерабатывают перегной

в)никакой

    Чтобы лучше на огороде росли овощи, люди?

а) поливают почву

б) поливают почву, рыхлят почву, вносят удобрения, удаляют корни сорняков

в) ничего не делают, итак всё растёт

Организационно- психологический момент начала урока.

А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот, что он сказал:

« Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать.»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.

Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске слайд № 1

Что общего у предметов, изображенных на этих картинках (живые существа)

Докажите (они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают)

СЛАЙД № 2

Какая картинка лишняя? (волк)

Почему? (он относится к царству животных)

К какой группе вы отнесете остальные картинки?(царству растений)

Почему? (так как у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами)

Можно ли перечислить всех представителей царства растений (нет)

Почему? (их очень много)

Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая, а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете разгадав кроссворд.

Ключевое слово зашифровано по вертикали.

1)

Дерево,дающее плоды – желуди (ДУБ)

Посмотрите- у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза.

А в шипах красотка ….(роза)

ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ (ТРАВА)

ХОТЬ НЕ ОГОНЬ, а ЖЖЕТСЯ. (КРАПИВА)

Знают этот фрукт детишки,

любят есть его мартышки (БАНАН)

6. О ней говорят плакучая (ИВА)

7.На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться (КАКТУС)

8. Красивый цветок красного цвета семена, которого используют в кулинарии (МАК)

Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.

Дуб. Что это? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? (цветковое растение)

Посмотрите деревья, цветы, травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все? (разные)

Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется

« РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» СЛАЙД № 3

ТЕМА « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ»

СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ Давайте полюбуемся этим моногобразием

ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? (размерами формой, окраской, условиями жизни, строением)

Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах. Карточка № 1. Работаете прямо в карточке. Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.

Карточка №1

Определите орган, который укрепляет растение в почве (КОРЕНЬ)

Часть растения, имеющая ответвления, несущая листья, почки и цветки(СТЕБЕЛЬ)

Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет(ЛИСТ)

Часть растения имеющая вид венчика из лепестков(ЦВЕТОК)

Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)

Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)

Проверка

Каждой группе задается по одному вопросу, остальные группы проверяют.

Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4

Молодцы ребята вы успешно справились с заданием.

Подумайте, все ли растения имеют названные части?(нет)

Правильно. Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.

Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и особенностями их строения то есть по каким признакам ученые разделили все растения

Работа в группах. Изучение нового.

Итак ребята ученые разделили все царство растений на 5 групп. А на какие вы сейчас узнаете. Спикеры раздайте пожалуйста каждому номер. Учитель ставит в это время номера. Первая группа у нас будет изучать водоросли, вторая группа – мхи и т. д.

Гр. № 1 - водоросли

Задания по карточке

Пересказать в паре

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Какой вид они имеют?

Гр. № 2 - МХИ

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?

Гр. № 3 – папоротники

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

- Как легко узнать папоротников?

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

Гр. № 4 хвойные растения

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Назовите несколько элементов хвойных растений.

-Какие у них листья?

-Каких частей у хвойных растений не бывает?

Гр. № 5- цветковые растения

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Какие части у них есть?

Где они встречаются?

Когда они зацветают ?

Водоросли – это низшие растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков. Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.

Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.

Папоротники растения, обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные. Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.

Хвойные растения - это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна, можжевельник, кедр, ель.

Цветковые растения - самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья, которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.

У каждой группы были вопросы, давайте проверим как вы ответили на вопросы. Каждая группа зачитывает вопрос и отвечает.

Остальные группы могут задать вопросы

Молодцы ребята вы успешно справились с этим заданием.

Обобщающая беседа

На сколько групп ученые разделили все царство растений? (на 5 групп)

Назовите их. (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)

По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы? (по строению, условию произрастания)

На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях,мы проверим, заполнив таблицу по данной теме по данной теме.


Проверка

Но прежде чем мы закончим наш урок мне бы хотелось, закрепить полученные вами знания.

Каждая группа составляет вопрос по теме и выбирая группу задает его, другие группы могут что то добавит если группа не полностью ответила на поставленный вопрос.

Давайте вспомним какие цели мы ставили на уроке.

Мы узнали об особенностях строения каждой группы?

Достигли ли мы поставленных целей?

Творческое задание

Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.

Выставка работ

Рефлексия. Радуга успеха. Каждый из вас сегодня плодотворно поработал оцените свою работу

Итог урока

Что новог о узнали на уроке?

- кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?

- пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Домашнее задание. На выбор

стр 108-109 прочитать и пересказать,

пересказать и составить кроссворд.

приготовить сообщение, выбрав любую группу растений

Заключение урока.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разнообразие растений на Земле мхи водоросли папоротники цветковые хвойные

МХИ Мхи –очень древние представители царства растений. Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения. Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на увлажнение почвы.

Папоротники Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране. Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.

Папоротники

ВОДОРОСЛИ Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние - это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей. Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.

У хвойных пород очень ценны смола (живица), древесина, плоды (например, кедровые орешки).

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.

Цветковые растения Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.

Разнообразие растений К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей. Растения встречаются повсюду.

В лесу На лугу В водоёме В горах

В пустыне В степи В городах В доме

Вопрос №1 Какие растения называют «живыми ископаемыми»? Папоротники

Вопрос №2 Какой вид растений учёные считают самым древним на земле? Водоросли

Вопрос №3 Что такое «Ж И ВИЦА»? Ж и вица- это смола хвойных деревьев.

Вопрос №4 Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев? Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.

Вопрос №5 Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле? Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"

Урок по познанию мира проводится в 3 экспериментальном классе по переходу на модель 12-летнего образования....

Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...