Гребневская церковь этот храм будет. Гребневская церковь. Во время нашествия Наполеона Гребневскую церковь осквернили французы

Друзья, ну чтоже, вот у меня и дошли руки написать о поездке в Усадьбу Гребнево , о которой я уже . На самом деле январь выдался довольно насыщенным и даже в феврале мы уже успели посетить одно , так что впереди Вас ждёт много интересного. Что же касается Гребнево , то ощущения от этой поездки остались крайне неоднозначные. С одной стороны там конечно же потрясающе красиво, так красивые места, красивая природа, красивые храмы и даже руины красивые, но с другой стороны это место поражает своей запущенностью, несмотря на то что находится оно меньше чем в 30-ти километрах от Москвы и то что храмы находятся в хорошем состоянии. Как я и , мы совместили данную поездку с поездкой в , так как находятся они всего в 10-ти километрах друг от друга. Любителям руин и развалин посетить Гребнево надо обязательно, мы же больше любим места не столь запущенные.

До 1577г. село принадлежало графьям Воронцовы м , а в писцовых книгах 1584-86гг. село принадлежит уже Б.Я.Бельскому , племяннику Малюты Скуратова . Во времена смуты усадьба возвращается к Воронцовым , а после переходит к князьям Трубецки м . При князе Д.Т.Трубецком , сподвижнике князя Пожарского , на реке Любосеевке, проводятся гидротехнические работы, по строительству плотины, давшей начало системе Барских прудов, состоящих из водохранилища и нескольких живописных островов, частично дошедших до наших дней. В 1772г. Усадьба переходит княгине А.Д.Трубецкой; матери выдающегося поэта XVIII века — М.М.Хераскова , автора поэмы «Россиада» . С 1781г. Усадьба переходит к Г.И.Бибикову, при котором в 1780-90гг. возводится главный усадебный дом и Храм Гребневской иконы Божьей Матери. После смерти Г.И.Бибикова в 1803г. усадьба переходит к А.А.Строгановой, сын которой, князь С.М.Голицын , к 1820-1830 годам возводит два флигеля, парадные въездные ворота, и Храм Николая Чудотворца. При нем Усадьба приобретает вид, дошедший до наших дней.

Ну и фотографии.
День выдался солнечным, но пробки ждали нас уже на выезде из Москвы.


-15 на градуснике, а по ощущениям, как -20

Собор Святой Троицы в г.Щёлково

Кто бы мог подумать, что столь красивый и необычный собор окажется в центре небольшого городка в Московской области. Жаль, что мы были только проездом.

Едем к Гребнево по красивой лесной дорожке.

Припарковались на автобусной остановке "Усадьба"

Как бы информационный щит.

Скотный двор.

Дорога и пустошь перед усадьбой .


Пришли к парадным въездным воротам - Триумфальной арке.

Усадебная ограда

Она (триумфальная арка) как и сама усадьба в запущенном состоянии и закрыта.


Каретный двор.

Вид на главный усадебный дом в лучах солнца.

Остатки ворот, ведущих к барским прудам.

Красивые заснеженные деревья.

Восточная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Главный усадебный дом.

Какой-то провал снизу.

Балкон усадебного дома с коллонадой и частично сохранившейся кованной оградой.

Состояние крайне печальное.


Вроде как в 1991г., когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены, а жаль.

Восточный флигель, после пожара.

И западный флигель, тоже после пожара.

Вид на триумфальную арку от усадебного дома, судя по зарослям перед ней, её давно никто не пользовался по назначению.

Окошко усадебного дома.

Западный торец усадебного дома.

Западная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Торец западной пристройки.

Южный фасад пристройки, со стороны барских прудов.

Вид на усадебный дом и остатки усадебной ограды через фруктовый сад со стороны прудов.

Вид на спуск к прудам.

Остатки фруктового сада перед усадебным домом.

Идём к южному фасаду усадебного дома.

Тут состояние кажется даже чуть лучше, чем с парадного входа.

Но это только так кажется.


Внутри совсем всё грустно.


Спуск к барским прудам.


Кусочек усадебной ограды, где кстати находится проход к усадебному дому.

Западный флигель.


Как и сам усадебный дом, он в плачевном состоянии.


Восточный флигель.

С уничтоженной в результате пожара кровлей.


Входная группа, украшенная колонами ионического ордера и балконом с балюстрадой.



Вид на главный усадебный дом с территории усадьбы .


Зимняя Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1823г.

Врата на территорию двух храмов.

Роспись.

Информация.

Сам храм.

Табличка с ужасающим набором так и висит со времен РСФСР, а что ей будет.

Тосканский портик.

И ещё один.

Восточный фасад храма.

За храмом скромная детская площадка.

Храм очень красивый.

Крсивейший парадный вход. Храм строился по проекту архитекторов Ольделли и Н.И.Дерюгина.


Парадный вход в храм направлен на запад и во второй половине дня очень эффектно освещается лучами солнца.


Храм получился очень светлым.

Колодец.

Летняя Церковь Гребневской иконы Божьей Матери.

Ротондального типа, крестообразного плана.

Каждый рукав креста украшен портиком дорического ордера.

Красивый фонарь.

Вид на Церковь Николая Чудотворца через лучики солнца.

Один из рукавов храма Гребневской иконы Божьей Матери с портиком.

Роспись на стенах храма, заключается в изображениях авторов 4-ёх канонических

Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было с кладом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА , одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ , которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ . Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».


Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

«Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан» . Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

Реконструкция храма в 1990-х годах

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

С 1786 по 1791 год в селе Гребневе на средства Г.И. Бибикова по проекту подпоручика архитектуры Ивана Ивановича Ветрова (ум. после 1795; Иоганн Ветер) был возведён сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иконы Божией Матери.


Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера.


План церкви .

Внутреннее убранство храма, авторства архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847) , отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Интересны белые с тонкой золочёной резьбой иконостасы.


Церковь имеет строго симметричный план: алтарная часть адекватна притвору, северная часть – южному. План осложнён дополнительными круглыми помещениями в угловых пилонах, которые в восточной части служат для прохода в алтарь, а в западной – для кладовой и лестницы.


На кресчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Центральное пространство храма повторяет овальную форму ротонды.



Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и белокаменными четырёхколонными портиками дорического (тосканского) ордера. Насыщенность плоскости стен пилястрами, полукруглыми нишами, сложные наличники люкарн, круглые окна на фронтонах портиков напоминают об эпохе барокко.



Хорошо сохранившееся внутреннее убранство храма с отделкой из искусственного мрамора, проработанное в формах раннего классицизма и принадлежащее авторству архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847), отличается изяществом и красотой форм. Две пары отделанных под мрамор ионических колонн поддерживают хоры в западной части храма.


Особенно интересен центральный иконостас XVIII века, имеющий вогнутую форму и состоящий из трёх убывающих ярусов, завершенных распятием. Изящны формы лёгких резных гирлянд в основании верхнего яруса.


Золоченые резные рамы, обрамляющие немногочисленные иконы, эффектно выделяются на белом фоне иконостаса.



Антаблемент первого яруса поддерживают четыре колонны коринфского ордера с золочёными каннелюрами и капителями. Колонны иконостаса отвечают двум парам ионических колонн, поддерживающих хоры, на которые ведёт хорошо сохранившаяся первоначальная белокаменная винтовая лестница, расположенная в юго-западном пилоне.


На металлической храмозданной доске с гербом Бибиковых, установленной при входе с правой стороны, указаны имена архитекторов и местных текстильных фабрикантов, пожертвовавших часть своих средств на строительство храма.


Надпись на ней гласит: «Лета 1791-го августа 10-го дня, который был воскресный, освящен сей храм во имя Божия Матери Гребневския святейшего правительствующего Синода членом преосвященным митрополитом Московским Платоном с довольным числом монашествующих и священствующих при священнике Николае Иванове. Строением сей храм зачат в 1786 году иждивением и во время владения их превосходительств Гаврилы Ильича и Катерины Александровны Бибиковых при смотрении Степана Зайцова и пособии нижеследующих боголюбивых дателей: Фёдор, Кирилл и Егор Кондратовы; Нестор, Спиридон, Трефил и Трофим Дмитриевы; Александр и Тимофей Каноевы; Терентий, Иван и Алексей Терентьевы; Яким Вахрамеев, Иван Яковлев, Калина Трофимов; Матвей и Максим Никитины, Иван Алексеев, Семен Михайлов, Кузьма Андрианов. Зачата и снаружи отделана при архитекторе Иване Ветрове, а внутри рисунок и отделка капитана Степана Грязнова».


Среди «боголюбивых дателей» названы имена крепостных фабрикантов из д. Фрязино – Фёдора (1744-1810) и Егора Кондратовых (1757-1797); из д. Щёлково – Кирилла Кондратова (1746-1808), Якима Вахрамеева (Варфоломеева), Ивана Яковлева, Калины Трофимова и Матвея Никитина; из д. Ново – Александра Каноева (Конаева, Кононова), Ивана, Алексея и Терентия Терентьевых.



В 1849 году "тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева", в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата. Боковые иконостасы созданы в 1891 году.



Церковь была освящена митрополитом Платоном (Левшиным; 1737-1812) 10 августа 1791 года.


Кроме первоначального убранства, в храме сохранились элементы позднейших периодов: резная сень в алтаре относится к эпохе ампира, полихромный метлахский пол – к рубежу XIX - ХХ вв.

Так называемая летняя церковь, она же церковь Гребневской Божьей Матери. Построена в 1786-1791 годах архитектором И.Ветровым (возможно, по проекту М.Ф.Казакова).

Информация с www.proselki.ru



Ведомость о церкви Гребневския Божия матери Богородскаго уезда, что в селе Гребневе за 1872 год. Построена первая холодная в 1786 году тщанием и иждивением бываго помещика того села Генерал-майора Гаврила Ильича Бибикова. В ней по обеим сторонам, с разрешения Высоко-преосвященнейшаго Филарета в 1849 году тщанием и иждивением помещика Феодора Феодоровича Пантелеева устроены два придела: на правой стороне во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца, а на левой во имя великомученика Феодора Стратилата. Вторая теплая в 1823 году тщанием и иждивением князей Александра и Сергия Михайловичей Голициных, на которой устроена колокольня. 1854 года вокруг обоих церквей с разрешения Высокопреосвященнейшего Фмларета сделана каменная с железными решетками ограда, с двумя железными решетчатыми воротами, на правой стороне в углу ограды каменныя: сторожка, а на левой ризница, крытые железом.

Усадьба Гребнево как художественный ансамбль создана по заказу генерала Г.И. Бибикова в 1780-1790-х гг. Строгие формы классицизма основных сооружений сочетались в ней с псевдоготической архитектурой многочисленных служебных и хозяйственных построек. Парк с громадным прудом, почти озером, с восемью островами и сейчас свидетельствует о масштабах усадьбы.

Летняя Гребневская церковь построена в 1786-91 гг. учеником М. Казакова И. Ветровым. Внутренняя отделка принадлежит С. Грязнову. Имена строителей выгравированы на бронзовой храмозданной доске, находящейся внутри церкви. Кирпичный с белокаменными деталями храм центрического типа выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, увенчанная бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом, заменившей традиционное церковное завершение. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и портиками дорического ордера. Внутреннее убранство отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Очень хороши белые с тонкой золоченой резьбой иконостасы.



Церковь Гребневской иконы Божией Матери была построена в 1786-1791 гг. при усадьбе Г.И. и Т.Я. Бибиковых. Летний храм имения. Церковь сооружена на старом месте, где когда-то еще стольник Ю.П. Трубецкой задумал построить храм "во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы". Автором проекта был архитектор И. Ветер, ученик М.Ф. Казакова, работавший в свое время у К.И. Бланка на строительстве Сената (Присутственных мест) в Московском Кремле. Непосредственно строительство велось под наблюдением капитана С.П. Зайцева. Внутренняя архитектурная отделка осуществлялась по проекту архитектора С.Н. Грязнова.

Крестообразный в плане храм, увенчанный купольной ротондой "под Ангелом" - замечательный образец зрелого классицизма. В 1849 г. Ф.Ф. Пантелеевым, владевшим в то время имением, были устроены приделы Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского. В советское время церковь не закрывалась и сохранила первоначальную внутреннюю отделку, отличающуюся изяществом и красотою форм. Главной святыней храма является чтимый список с древней иконы Гребневской Божией Матери. По местному преданию, икону несли возввращавшиеся после битвы на Куликовом поле воины великого благоверного князя Димитрия Донского, остановившегося на отдых в том месте, где потом было основано село, получившее свое название. Чудотворная икона прославилась в с.Гребнево еще в XV в. Затем она находилась в церкви Успения Божией Матери на Лубянке, после закрытия и разрушения храма - в Третьяковской галерее.

Источники: Справочник-путеводитель "Подмосковье. Монастыри Храмы Источники". М., УКИНО "Духовное преображение", 2008 г. Материалы сайта "Храмы России". Протоиерей Олег Пенэжко "Город Щелково. Храмы Щелковского района". ОАО "ВОТ", 2000 г.

Церковь иконы Божией Матери "Гребневская" в архитектурном комплексе усадьбы Бибиковых, Голицыных "Гребнево", по адресу: Щелковский район, пос. Гребнево, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). Кроме того, выявленными объектами культурного наследия являются ограда церковного комплекса с двумя воротами, два дома причта и часовня в ограде.



Первые поселения в здешних местах упоминаются в духовном завещании князя Владимира Андреевича Храброго, внука Ивана Калиты, который княжил в Серпухове. А одним из первых именитых владельцев села Гребнева был фаворит Ивана Грозного Богдан Бельский. В документах конца ХVI века сказано, что "за Богданом Яковлевичем Бельским в вотчине село Гребнево на речке, на Любосивке, что преж того было за Василием Феодоровым, сыном Воронцова, а в нём церковь Николы Чудотворца...". Через некоторое время Бельский впал в немилость, и Гребнево вернули вдове Василия Воронцова Марии. Эта была очень уважаемая при дворе женщина. Её дочь Анна вышла замуж за князя Дмитрия Трубецкого, сподвижника князя Пожарского, и Гребнево стало её приданным. Именно при Дмитрии Трубецком возникла идея построить на старом церковном месте новый храм, во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и, как гласили старые документы, "к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены". Ещё известно, что именно при этом князе на Любосеевке поставили плотину, благодаря которой возникла целая система обширных прудов с несколькими островами - в народе они получили название "Барских прудов".

В первой половине ХVIII века усадьбой ещё владели Трубецкие. В это время опекуном имения был Богдан Васильевич Умский, видный чиновник. Умский, помимо благоустройства собственно усадьбы, лично заботился о гребневском храме - поновлял его утварь. А дальше владельцы несколько раз менялись. В 1760 году Гребнево перешло Екатерине Дмитриевне Голицыной, урождённой Кантемир - дочери молдавского господаря и сестре поэта Антиоха Кантемира. В 1772 году снова смена хозяйки, теперь это Анна Даниловна Трубецкая, мать другого знаменитого поэта ХVIII века - Михаила Матвеевича Хераскова, автора эпической поэмы "Россиада". А в 1781 году имение переходит Гавриле Ильичу Бибикову, генералу, брату жены прославленного фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. В то время в Гребневе была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с Константино-Еленинским приделом и колокольней. Рядом с ней новый владелец решил возвести летний храм. Он был посвящён Гребневской иконе Божией Матери. Чин освящения совершил в 1791 году митрополит Платон Левшин.

Строить церковь поручили Ивану Ветрову. Ранее некоторые исследователи полагали, что он был крепостным, однако теперь краеведы склоняются к тому, что на самом деле он был иностранцем по имени Иоганн Веттер. Имел собственный дом на Моховой, сначала работал вместе с архитектором и строителем Карлом Бланком, возводил, к примеру, присутственные места в Московском Кремле, Екатерининский дворец в Лефортове. Строительство Гребневской церкви стало его первой самостоятельной работой. Он подошёл к ней творчески, а её изюминкой сделал завершение в виде трёхметрового Архангела с крестом в руке. В начале ХIХ века усадьба перешла во владение князей Голицыных. Новые хозяева решили, что прежний деревянный храм давно пора заменить на новый. Правда, началась война с французами, и стройку заморозили на пять лет. В 1817 году её возобновили, и в 1823 году новый храм был выстроен. Считается, что автором этого проекта был А.Н. Воронихин. Этот знаменитый зодчий создал Казанский собор в Петербурге, участвовал в формировании архитектурного облика столичных пригородов - Павловска и Петергофа. Чтобы две находившиеся рядом церкви смотрелись гармоничнее, оба храма решили украсить похожим декором, а их портики с колоннами сделали одинаковой высоты. Рядом с зимней церковью поставили колокольню с часами, которые били каждые 15 минут. Подбор колоколов тоже был замечательный. Самый большой весил 600 пудов. Старожилы рассказывали, что когда после революции его сбросили на землю, то вся округа огласилась невероятным звоном. Одним из последних владельцев Гребнева в 1842 году стал помещик Федор Фёдорович Пантелеев. Его "иждивением и тщанием" у летней церкви появились два придела, освящённые во имя великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Накануне Первой мировой войны усадьба Гребнево вновь сменила хозяина. Её купил врач Фёдор Александрович Гриневский, троюродный брат писателя Александра Грина, чтобы открыть в ней филиал своего санатория "для больных внутренними и нервными болезнями". После революции новые власти закрывать санаторий не стали. Только назначили в нём нового главного врача - специалиста по туберкулёзу Николая Андреевича Зевакина. Незадолго до Великой Отечественной войны санаторий закрыли, но профессор Зевакин из Гребнева не уехал. Здесь он и умер в 1942 году. Похоронен Николай Зевакин в ограде гребневских храмов.

Сейчас гребневские храмы - единственное, что не разрушается в некогда замечательном имении. Усадебные постройки пережили несколько пожаров, часть дома обвалилась, всё стоит бесхозным и разваливается на глазах. Впрочем, сейчас над главным домом навели временную кровлю, поставили леса - очень хочется верить, что ситуация всё же изменится в лучшую сторону. Гребневским храмам повезло - после революции они не были закрыты и разорены, сохранили немало старинных икон и интерьерные росписи. Главной храмовой святыней является Гребневская икона Божией Матери. Согласно легенде, такой образ казаки преподнесли князю Дмитрию Донскому "у города Гребни на притоке Дона реке Чир", Поэтому образ и назвали Гребневским. В Москве она долгое время хранилась в Успенском соборе Кремля. А со временем её перенесли на Лубянку в храм Успения Божией Матери. В 1930-е годы ту церковь разрушили, а сам образ отправили в Третьяковскую галерею. Однако с неё успели сделать несколько списков, один из которых теперь хранится в Гребневе. После революции многие храмы в соседних с Гребневым сёлах закрывались. Их иконы свозили в гребневские церкви - пожалуй, лишь они одни на всю округу и остались действующими. В 1990-х годах по всей России стали заново открывать храмы. Тогда церкви в Каблуково и Трубине попросили вернуть их бывшие образы, что и было сделано, сделав предварительно их списки. Как известно, Гребневская церковь избежала поругания со стороны богоборцев и сохранила исторический интерьер. Зайдя в храм, у человека в какой-то момент, что называается, "глаза разбегаются" от обилия дореволюционных барельефов, лепнины, резьбы, чеканки...

Вот что пишут в "Краткой истории Гребневского прихода" (Щёлково, Отчий светильник", 2007) Н.В. Потапов и Г.В. Ровенский: "Интерьер летней церкви по целостности и строгости несколько уступает внешнему облику сооружения. Однако в интерьере (автор Степан Васильевич Грязнов) обнаруживается зрелое архитектурное мастерство. Таково мнение специалистов. Нам же сейчас трудно судить о былом интерьере: храм неоднократно ремонтировался, а в середине ХIХ века, при владении усадьбой Пантелеевыми, интерьер был существенно изменён - храм из однопрестольного превратился в трёхпрестольный". Какие конкретно отступления были внесены в отделку интерьеров при Пантелеевых, специалисты до настоящего времени не установили. Как бы ни случилось, ни у кого не возникает сомнения в большой художественной ценности оригинального иконостаса, в виде античного здания с колоннами; несколько иных по стилистике, но оформленных в тон ему малых придельных иконостасов, являющих собой как бы продолжение центрального; лепных фигур на карнизах и в межоконных простенках ротонды; наконец, огромного живописного плафона в куполе ротонды. А вот что пишет об архитектуре церкви Александр Юрьевич Послыхалин, историк-краевед, специалист по северо-восточному Подмосковью и автору обстоятельной "Истории усадьбы Гребнево" (Москва, "Книга и Бизнес", 2013): "Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой... Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера". Пожеланием Г.И. Бибикова на Гребневскую церковь была установлена бронзовая позолоченная фигура ангела с крестом. Высота скульптуры - 5 аршин (около 3,5 метров). Ангел словно воспарил над кронами деревьев укрытого в зарослях и несколько теряющегося в тени соседней Никольской церкви Гребневского храма. Особенно хорошо она смотрится зимой и ранней весной - по малой свежей листве. Купол покоится на обширной ротонде, примечательной тем, что она в плане представляет собой не традиционный круг, а овал, сообразно с внутренней планировкой церковного помещения. Овал вытянут по линии запад-восток; ротонда световая, включает 10 крупных окон, в простенках между ними - такие же по форме ложные оконные проёмы. Над окнами ротонды, в кровле купола, расположены декоративные люкарны.

В плане храм представляет собой крест, его пазухи усложнены снаружи трёхгранным выступом типа эркера; его правая и левая грани украшены пилястрами, образующими пару с угловыми пилястрами крыльев креста. Красное и белое - довольно смелое для классицизма сочетание цветов. Этот стиль, как известно, художественно полемизировал с барокко, и в анитезу его мажорной яркости предпочитал пастельные оттенки: охристо-жёлтый, небесно-голубой, светло-зелёный, из ярких пурпурный. Портик четырёхколонный, с развитым, утяжелённым антаблементом и фронтоном, в центре которого располагается полуциркульное слуховое окно. Колонны дорического ордера расположены с едва заметной группировкой попарно, как бы расступаясь перед дверными проёмами. В северном и южном портиках слева и справа от дверей - ниши с полукруглыми завершениями, в них изображения святых. Над дверями - относительно крупное циркульное окно, по обе стороны от которого - аналогичные по форме и размерам ниши, также с живописными изображениями. На примере западного крыла крестообразного в плане здания видим подчинённость декора общему замыслу. Дорические колонны, пилястры, сочетание прямоугольных и циркульных окон основного объёма с полуовальными окнами ротонды, карнизы, антаблемент - всё выдержано в единой стилистике и свидетельствует о прекрасном знании зодчим И. Ветровым законов классицизма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №269, 2017 г.