Особенности пожилого возраста: к чему готовиться и как сделать старость счастливой. Психологические особенности лиц пожилого возраста

Престарелый возраст – финальная стадия жизненного цикла человека, для которой характерны изменения во внешности, ухудшение физического состояния, психического здоровья. Признаки старости отличаются у разных народностей. В настоящее время она приходит в более позднем возрасте, чем несколько столетий назад.

Особенности пожилой возрастной категории

Разные признаки свидетельствуют о переходе в категорию пожилых людей.

Это могут быть рождение внуков, ухудшение состояния здоровья, выход на пенсию, получение особых льгот.

Отношение к старости отличается у разных народов. Одни приписывают пожилым людям авторитет, относятся к ним с особым почтением. В этих странах меньше стесняются возраста. Другие народы считают стариков немощными, неспособными к труду и здравым суждениям. В этом случае пожилые люди стесняются себя, изменений во внешности.

Характеристики пожилых людей

Физические

Изменения здоровья:

  1. Кости становятся ломкими, особенно у женщин, изнашиваются суставы.
  2. Появляются хронические нарушения: гипертония, артрит, заболевания сердца и сосудов.
  3. Ухудшается зрение: возникают трудности с чтением, распознаванием объектов, катаракта.
  4. Слух снижается, возможна полная глухота.
  5. Нарушается или утрачивается способность передвигаться.
  6. Возникают постоянные хронические боли, например ревматоидные.
  7. Нарушаются регенеративные возможности клеток, что приводит к ухудшению работы различных органов.
  8. Появляется бессонница.
  9. Изменяется голос, связки ослабевают, появляется хрипота.

Перемены во внешности:

  1. Волосы истончаются, седеют, мужчины часто лысеют.
  2. Клетки утрачивают способность восстанавливаться, кожа теряет эластичность, становится сухой, морщинистой.
  3. Меняется походка, общая неуклюжесть повышает риск падений и травм.
  4. Возникают стоматологические проблемы – чаще развиваются инфекции, зубы разрушаются.

Преклонный возраст связан со снижением иммунитета, что ведет к частым респираторным инфекциям. Возможен постоянный мокрый кашель, недержание мочи. Зачастую нарушается пищеварение: пища хуже усваивается, возникают запоры, возможны кишечные кровотечения. Аппетит часто снижается, появляются трудности с глотанием. Легкие и сердце к концу жизни работают все хуже, поэтому клетки и ткани организма плохо снабжаются кислородом.

Психологические

  1. Возникают чувства бесполезности, утраты компетентности, одиночества.
  2. Повышается осторожность, антипатия к риску.
  3. Переоценка ценностей часто ведет к подавленности вплоть до депрессии.
  4. Если в молодости была склонность к самоубийствам, к старости она усиливается.
  5. Развивается панический страх перед несчастными случаями.
  6. Тревога по поводу потери здоровья.
  7. Происходят изменения в эмоциональной сфере. Нередки психические расстройства, физическая агрессия, психоз, повышенная возбудимость, ранимость.
  8. Снижаются умственные способности, ухудшается память.

Общественные

Современное общество живет в условиях, отличных от тех, в которых жили люди тысячу и даже сотню лет назад. Сегодня больше, чем когда-либо ценятся скорость реакции, эстетическая привлекательность, чистоплотность, активность, способность к риску, ценность личного опыта. Это сказывается на отношении к пожилым людям.

Молодежь по отношению к старикам проявляет:

  1. Брезгливость из-за неряшливой внешности, проявлений болезни.
  2. Сарказм по поводу необычного внешнего вида, чудачеств.
  3. Игнорирование – чужой опыт больше не считается авторитетным.
  4. Презрение, нежелание досматривать, проявлять заботу, обеспечивать финансово.
  5. Нетерпимость к медлительности, неспособности принимать решения.

Неприятие молодых расстраивает пенсионеров. Они стараются как можно дольше сохранить самодостаточность, продолжать работать, даже пренебрегая государственной помощью.

Все больше пожилых людей продлевают молодость средствами эстетической хирургии.

Официальный статус пожилого по ВОЗ

Пожилой и старческий возраст по ВОЗ начинается в 60 лет.

Классификация:

  • 25-44 – молодость;
  • 44-60 – средний возраст;
  • 60-75 – пожилые;
  • 75-90 – старость;
  • после 90 – долгожители.

Согласно ВОЗ прожитые годы – не единственный критерий старости на сегодняшний день. Неспособность работать, приносить пользу, вносить активный вклад в сообщество – эти признаки гораздо больше влияют на признание человека молодым или немощным.

Есть ли точная классификация возрастных категорий

С точки зрения геронтологии (науки о старении) пожилой возраст делится на несколько этапов. Ранняя старость длится от 60 до 69 лет, поздняя – от 70 до 79. После 80 наступает преклонный возраст, а после 90 наступает долгожительство.

Другие исследователи распределили три основных этапа старения иначе: 65-74, 75-84 и от 85 лет. Геронтологи из Британии добавили еще четвертую отдельную подгруппу – период активного выхода на пенсию, что усиливает значение социального фактора.

Улучшение условий жизни, увеличение ее продолжительности привело к тому, что старшие люди все еще способны работать, приносить пользу обществу, дольше оставаться здоровыми.

Паспортный возраст все чаще не совпадает с биологическим. Это затрудняет деление людей на молодых и пожилых, заставляет пересматривать традиционные определения.

Продление жизни, борьба со старостью - благороднейшая задача, поставленная перед медицинской наукой. В борьбе за нормальное долголетие несомненно важную роль играет физическая культура.

Академик А.А. Богомолец считает, что физкультура в равной степени важна и для растущего организма, и для организма в расцвете его сил, и для организма, который уже перешел через вершину своей жизни, но которому физкультура может и должна помочь подольше удержаться вблизи этой вершины. В гериатрии физические упражнения используются для лечения болезней старости и представляют собой лечебную физическую культуру. В геронтологии основная задача физической культуры - замедление процессов старения, продление активного долголетия, оздоровление организма. Это сложная, но весьма перспективная проблема медицины.

Старение - это не просто увядание, это сложная перестройка всего организма, закономерный биологический процесс, при котором возрастные изменения организма приводят к постепенно нарастающему сокращению его приспособительных возможностей. Известно, что в процессе старения, одновременно с развитием характерных изменений со стороны всех органов и систем возникают своеобразные компенсаторно-приспособительные реакции. Это является весьма важным моментом, так как позволяет активно воздействовать на замедление развития процесса старения.

Занятия физической культурой помогают стимулировать, тренировать эти компенсаторные механизмы и таким образом замедлять процессы старения, увеличивать продолжительность жизни, а главное - продлевать активную старость.

Мышечная деятельность по принципу моторно-висцеральных рефлексов является естественным и наиболее мощным стимулятором обменных процессов, анаболизма, функций всех вегетативных органов и систем, адаптационных возможностей организма. Поток афферентных импульсов с проприорецепторов мышц поддерживает оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии пожилого человека, что проявляется в ощущении бодрости и жизнерадостности. Улучшению функции центральной нервной системы способствует также усиление кровоснабжения головного мозга при выполнении физических упражнений.

Систематическое выполнение физических упражнений влияет на формирование положительных условно-рефлекторных связей, одновременно ослабляя и даже ликвидируя те временные связи, которые лежат в основе раннего старения организма.

Усиление обмена веществ, окислительных процессов при мышечной деятельности предупреждает накопление излишков жировой ткани, снижает уровень липидов в крови, препятствует отложению холестерина в стенках сосудов и развитию атеросклероза. Физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность различных органов и систем: повышается сократительная способность миокарда, улучшается коронарный кровоток за счет раскрытия резервных капилляров, увеличивается легочная вентиляция и улучшается газовый обмен в легких, уменьшаются застойные явления в малом круге кровообращения, поддерживается нормальная подвижность грудной клетки, стимулируется моторика гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта. Укрепляя мышцы, связочный аппарат, сохраняя нормальную подвижность в суставах, физические упражнения помогают длительное время поддерживать высокий уровень работоспособности.

Велико значение физических нагрузок в «обновлении» гормонального фона. Под их влиянием активизируется функция всех эндокринных образований, что способствует омолаживанию организма.

Вся работа в области физической культуры должна строиться на научных основах. Пользу может принести только строго дозированная, оптимальная для конкретного человека нагрузка, которая, так же как и другие методы лечения, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача. Если назначить недостаточную дозу - ожидаемого эффекта не будет, если передозировать - можно принести существенный вред.

Дозировка физических нагрузок у пожилых людей представляет собой сложную задачу. Следует помнить, что ее оптимальность должна соответствовать объективным показателям состояния здоровья и физической подготовленности, а не основываться на самочувствии пожилого человека. Многие заболевания до определенного времени могут не проявляться никакими субъективными ощущениями. Прежде всего это относится к атеросклерозу коронарных и мозговых сосудов. Афоризм, что человеку столько лет, на сколько он себя чувствует, - не может быть принят за основу при подборе физических нагрузок у пожилых людей. Пренебрежение тщательным обследованием перед занятиями физкультурой у пожилого человека может привести к трагическому исходу.

Первоочередными задачами врача при решении вопроса о возможности занятий физической культурой пожилым человеком являются определение его биологического возраста, выявление скрыто и латентно протекающих заболеваний, а также осложнений и остаточных явлений, связанных с ранее перенесенными болезнями, оценка физической работоспособности. После тщательного врачебного осмотра рекомендуется направить обследуемого в одну из четырех групп для занятий физической культурой.

К первой группе относят лиц с хорошей физической подготовленностью без патологических отклонений.

Во вторую группу включают пожилых людей с незначительными отклонениями при хорошей компенсации.

В третью - входят пациенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, но которые не препятствуют выполнению трудовой деятельности, а также со слабой физической подготовкой.

Четвертую группу составляют люди с различными заболеваниями, которым можно заниматься только лечебной физкультурой под наблюдением врача.

С пациентами, отнесенными по состоянию здоровья к первым трем группам, можно заниматься оздоровительной физической культурой, однако к людям, вошедшим в третью группу, следует отнестись с определенной осторожностью. Занятия оздоровительной физкультурой должны быть умеренной интенсивности, нагрузку следует увеличивать постепенно, причем она должна соответствовать функциональным возможностям занимающихся, сохраняя при этом определенный резерв, так называемый запас прочности.

С учетом особенностей пожилого организма из занятий следует исключить упражнения, требующие быстрых движений, резких наклонов туловища и головы, быстрой перемены положения тела, что при наличии склеротических изменений в кровеносных сосудах может вызвать головокружение, шум в ушах, потерю равновесия, падения и травмы. Необходимо избегать также упражнений, сопровождающихся натуживанием и задержкой дыхания, что повышает давление в малом круге кровообращения, в сосудах головного мозга, затрудняет приток крови к сердцу, может способствовать развитию эмфиземы легких. Затруднительны для пожилых людей и такие упражнения, при выполнении которых приходится совершать малознакомые движения, часто менять положение тела.

Упражнения для людей пожилого возраста следует подбирать таким образом, чтобы в нагрузку вовлекались все суставы и мышечные группы. Все они должны выполняться ритмично, в спокойном темпе, плавно, не сопровождаться слишком большими усилиями со стороны сердечно-сосудистой системы. Дыхание при этом должно быть ритмичным, свободным, пациент должен стараться избегать задержки дыхания и натуживания.

Интенсивность занятий должна возрастать постепенно и всегда соответствовать функциональным возможностям занимающихся. Пожилые люди, как правило, быстро утомляются, поэтому следует включать в занятия более частые и продолжительные интервалы отдыха. Сами же занятия должны строиться эмоционально и разнообразно с использованием элементов спортивных игр.

Физическую культуру у пожилых лиц рекомендуется проводить в следующих формах: в виде ежедневной утренней гигиенической гимнастики (8-10 нетрудных упражнений для всех мышечных групп); в виде занятий физической культурой 2-3 раза в неделю по 45-60 минут самостоятельно или лучше в группе здоровья; ежедневные прогулки; для отдельных подготовленных лиц допустимы занятия спортом (теннис, городки, плавание, лыжи и т. д.) и даже участие в соревнованиях. Занятия, проводимые в группах здоровья, могут включать общеукрепляющие упражнения без применения снарядов и со снарядами (гантели, булавы, гимнастические палки, медболы и др.); упражнения на гимнастической скамейке, стенке, на равновесие и координацию, дыхательные, можно использовать вело- и другие тренажеры. Наиболее физиологичными для пожилых людей являются: ходьба обычная и ускоренная, лыжи, коньки, езда на велосипеде, плавание и гребля в спокойном темпе, игра в теннис, бадминтон, городки, волейбол по облегченным правилам.

Осторожно надо относиться к бегу трусцой, так как при этом создается большая нагрузка для суставов нижних конечностей и позвоночника, что может привести к болевым ощущениям. Более целесообразна для лиц пожилого возраста спортивная ходьба, сопровождающаяся большими энерготратами, чем бег, так как в нагрузку вовлекаются все мышечные группы конечностей, тазового и плечевого пояса, корпуса, но в то же время не создающая вертикальных сотрясений, травмирующих суставы.

Прекрасным способом физической тренировки в пожилом возрасте являются танцевальные занятия.

Пожилые люди, по состоянию своего здоровья отнесенные к первой и второй функциональной группе, могут участвовать и в спортивных соревнованиях. Ho в этом случае они не должны ставить перед собой цель показать высокий результат, а сами соревнования не должны быть связаны с большими физическими и эмоциональными нагрузками. He следует соревноваться на скорость и время. В третьей и четвертой группах и вообще людям в старческом возрасте соревнования противопоказаны.

По окончании занятий должно появляться чувство приятной усталости, удовлетворения, хорошее настроение. Однако не всегда можно доверять кажущемуся хорошему самочувствию. Желательно проводить регулярный контроль во время занятий пациента и тщательное врачебное обследование не реже двух раз в год.

Лица, занимающиеся физической культурой, должны уметь контролировать свой пульс, не допускать его учащения до пороговой для них величины. Желательно вести дневник наблюдения за своим состоянием. Определение пороговой величины пульса рекомендуется проводить не реже одного раза в год с помощью велоэргометрии с записью ЭКГ в кабинетах функциональной диагностики лечебных учреждений или физкультурных диспансеров. При невозможности провести такое обследование можно рекомендовать для ориентировочного определения пороговой величины пульса для лиц 1 и 2 функциональных групп формулу: 200- возраст, а для лиц 3 и 4 групп: 180 - возраст.

Врачебное обследование должно включать обычные клинические методы. Из функциональных проб следует применять пробу с 20 приседаниями, а также ортостатическую, координационные пробы и т. п. Для пожилых людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, отдельными видами спорта, рекомендуется определение показателей физической работоспособности непрямым методом (максимальное потребление кислорода и физическая работоспособность при пульсе 150-170 ударов в минуту).

Необходимо помнить, что эффективны только систематические занятия физическими упражненениями. Нельзя, например, целый год находиться в условиях гиподинамии, а во время отпуска пытаться это компенсировать энергичными физическими упражнениями, спортивнымй играми и т. п. Это может закончиться трагически. Существует даже термин «отпускной инфаркт», возникающий в такой ситуации.

Нельзя согласиться и с теми, кто считает, что вполне достаточно той физической нагрузки, которую пожилые люди имеют во время работы на своем огороде или дачном участке, а также при выполнении домашних дел. Такой труд не всегда физиологичен вследствие преобладания однообразных движений, перегружающих одни мышечные группы при недогрузке других, часто выполняемых в позах, затрудняющих работу сердца и легких. Людям пожилого возраста во время работы на дачных участках следует избегать длительного пребывания в однообразной позе, особенно с наклоном туловища и головы вниз, стараться чаще менять характер выполняемой работы, чтобы вовлечь в нагрузку различные мышечные группы, а также чаще отдыхать, при этом желательно выполнять упражнения в расслаблении для мышц, на которые приходится статическая нагрузка, дыхательные, легкие упражнения для мышц, не принимающих участия в работе.

При организации занятий по физической культуре для лиц пожилого возраста крайне важен индивидуальный подход как в выборе отдельных упражнений, так и в определении величины общей нагрузки, ее продолжительности. Если у здоровых людей молодого и зрелого возраста уже сам возраст характеризует физиологические особенности организма и в известной степени определяет их работоспособность, то среди лиц старшего и пожилого возраста степень различия в уровне работоспособности может быть очень значительной. Так, есть немало пожилых людей, сохраняющих работоспособность на уровне молодых и даже выше, участвующих в соревнованиях, требующих огромной выносливости (марафонский бег, дальние заплывы, лыжные гонки, гребля и т. д.). В то же время в этом возрасте большинство людей отмечают значительное снижение работоспособности, которое связывают с физиологическими изменениями в организме, уменьшением двигательной активности, ослаблением общего состояния здоровья.

Поэтому подбор и назначение физических нагрузок у этого контингента лиц должен проводиться только после консультации с врачом, исключительно индивидуально и осторожно, с учетом основного принципа медицины - не навреди!


Лозунг ЮНЕСКО – «Образование – через всю жизнь» – сегодня актуален как никогда. Поток информации так велик и так быстро пополняется, что для того, чтобы в нем ориентироваться, необходимо постоянно учиться. Учебная деятельность перестала быть только прерогативой молодых. Более того, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения.
Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.

Для человека преклонного возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно психологическую устойчивость. Таким образом, «образование пожилых – это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пред- и пенсионного возраста»

Формы образования в пожилом возрасте. Образование в пенсионном и предпенсионном возрасте может осуществляться по-разному: от обучения в официальном учебном заведении, (когда человек становится студентом и наравне с молодыми выполняет все требования, предъявляемые к нему) до самообразования. Последнее время все более популярными, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся формы образования ориентированные специально на людей старшего возраста. Отличие данных образовательных программ состоит в том, что они направлены на удовлетворение различных потребностей, интересов людей именно этой возрастной категории.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых , пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения . Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент. В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.). Поскольку возрастных цензов сегодня не существует, то такие ситуации все чаще встречаются не только в зарубежной, но и в отечественной практике.
Второй, пожалуй, самой распространенной формой является самообразование. Как показало, например, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), ориентация на познание и духовную культуру является наиболее выраженной, доминирующей среди пожилых людей 55 – 70 лет.
Каковы же источники информации , в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.
Однако, уровень самореализации в интеллектуальной и духовной жизни пожилых людей не одинаков. Сравнительно небольшая группа людей, как правило, получившая высшее образование, вполне самодостаточна. После выхода на пенсию они продолжают интересоваться и книгами (не редко имея дома целые библиотеки), и театральными постановками, и выставками, и телевизионными и радио передачами, при очень тщательном собственном отборе программ для просмотра и прослушивания.



Мотивы, побуждающие пожилого человека включиться в образовательный процесс.

Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяются с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни. Еще римский философ Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Катон старший, или О старости» отмечал, что для каждого возраста характерны свои интересы и стремления, и только смерть может исчерпать и уничтожить их.

(Как уже отмечалось, образование оказывает интегральное влияние на личность пожилого человека. Это обусловлено тем, что оно способствует удовлетворению не только потребности в новой информации, но и целого ряда других потребностей: потребности в общении, психологическом комфорте, личностном росте и др.

Таким образом, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни пожилых людей. При этом решение образовательных задач тесно связано с решением психологических и социально-психологических задач.

Анализ существующей литературы позволил выделить следующие возможные причины включения пожилых людей в образовательный процесс:

  • повышение квалификации, получение высшего образования, если человек собирается дальше продолжать трудовую деятельность (за рубежом немало случаев, когда первую бакалаврскую степень люди получали в пенсионном возрасте (Таранчук А., 2005);
  • получение новой профессии (переквалификация), что в большей степени характерно для молодых пенсионеров;
  • реализация неиспользованных возможностей, или находивших свою реализацию лишь в виде хобби, что часто связано с творческой самореализацией; (Следует особо отметить, что самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество, – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, а лишь тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей, весьма одаренных по своей природе, но не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.).
  • необходимость приобретения функциональной грамотности: ориентации в достижениях современной цивилизации и умения пользоваться ее плодами (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), например, освоение компьютерной грамотности;
  • желание справиться с ситуацией выхода на пенсию (Митина А.М., 2004);
  • потребность приятного способа проведения досуга (например, изучение иностранного языка для «путешествующих» пенсионеров);
  • возможность обрести интересный круг общения.

Образование во всех этих случаях не только позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, но само достижение поставленных целей приносит удовлетворение, создавая позитивный эмоциональный фон, сохраняет самоуважение, уверенность в себе.

Цели образования в пожилом возрасте отличаются от целей в детском и даже зрелом возрасте. «Основную цель (независимо от того, формулируется она слушателями, подразумевается или не осознается вначале) можно сформулировать как понимание, постижение себя, других людей и взаимодействия с ними, наконец, мира вокруг, себя в обществе»

Ориентация пожилых людей, как целевой группы, на самопознание и познание других людей приобретает особое значение в процессе образования. Постижение себя неразрывно связано с формированием ответственности за себя, с заботой о себе. Значительная часть жизни старшего поколения прошла под знаком преодоления «временных трудностей», в обществе, где ради «светлого будущего» думать о себе было делом чуть ли не постыдным. Неслучайно общественные опросы показывают, что представители старшего поколения не умеют вслух говорить о своей личной жизни. Образование пожилых людей призвано внушить им осознание того, что они имеют право думать о своих потребностях и отстаивать их. Приобретение знаний может способствовать принятию пожилыми людьми ответственности за себя, свою жизнь.
Понимание других людей и взаимодействия с ними также очень важный аспект образования пожилых людей. Решение данной задачи во многом связано с разрушением негативных стереотипов старости, которые еще достаточно стойкие. Остановимся несколько подробнее на вопросе о важности В процессе образования пожилые люди также осваивают новые социальные роли. Общепризнанно, что развитие зрелой личности определяют два социальных фактора: труд и семья. Это основные сферы, где взрослый человек удовлетворяет свои потребности, реализует свои способности и социальные роли.

Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.

При этом смысл учения в пожилом возрасте состоит не только в получении знаний и объективной информации. Для образования пожилых существенно овладение ключевыми компетенциями , важными для жизни именно в преклонном возрасте. Поэтому пожилым людям объективные научные данные нужны для самоопределения в жизни, т.е. знания выступают как средство постижения жизни и себя.

Кроме того, учеба сама по себе в этом возрасте имеет ценность, если она необходима для осуществления какой-либо деятельности.
«Уровень компетенций в пенсионном возрасте характеризуется следующими показателями:

  • Оценка прошлого жизненного пути с точки зрения происходящих в обществе изменений, новых ценностей;
  • Умение найти компромиссы между ожидаемым (в прошлом) и достигнутым (в настоящем);
  • Готовность принимать потери, известные «ограничения» в жизни;
  • Умение обходить жизненные ситуации, в которых человек оказывается неуверенным в себе» (Ключевые понятия проекта, 2001, с.21-22).

Таким образом, пожилой человек, который включился в образовательный процесс, не просто получает дополнительную информацию, он «нанизывает» полученные знания на тот жизненный, профессиональный, духовный опыт, который у него сложился к данному моменту. В итоге, пожилой человек проявляет свою активность не только в осуществлении учебной деятельности, но и в построении собственной жизни в целом. Иначе говоря, становясь субъектом образования, человек соотносит и опосредует своей активностью про­тиворечивые обстоятельства жизни и тенденции собственного раз­вития, то есть проявляет себя как субъект жизнедеятельности.
Ресурсы пожилых людей в области образования . П. Ветцель отмечает, что подавляющая часть пожилых людей обладает значительными ресурсами в области образования . И здесь речь идет не только об уровне информированности. Сюда же можно отнести:

  • значительный жизненный опыт;
  • солидный профессиональный опыт;
  • опыт обучения на различных этапах жизни (школа, профессиональное обучение, различные формы досуга);
  • опыт преодоления негативных жизненных ситуаций (проблемы, кризисы, болезни);
  • социальная компетенция в общении с другими людьми (в семье, на работе, с соседями, друзьями);
  • фантазия, энергия в освоении богатств культуры, творческие способности.

Таким образом, ресурсы пожилых людей, включающихся в образовательный процесс, связаны, прежде всего, с их опытом: жизненным, профессиональным, коммуникативным.

Использование опыта в качестве ресурса превращает пожилого человека в субъекта образования.

Учет особенностей пожилых людей в процессе образования. Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности.
Совершенно очевидно, что адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.

Так, например, наблюдения М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003) показали, что в пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие, в отличие от визуально-ориентированного восприятия в молодом возрасте. При объяснении данного феномена авторы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, суть которых состоит в том, что речемыслительные, второсигнальные функции, достигнув своего пика после 40-45 лет, противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизических функций. «Другими словами, разговор, межличностное говорение и слушание становятся важнейшим способом формирования смысла, главным путем понимания людьми друг друга» (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003, с.48).
Важно так же учитывать, что в образовательный процесс включаются пожилые люди с разным социальным, жизненным и познавательным опытом. В основе образования пожилых должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. Вместе с тем, личность может раскрыться только в благоприятной атмосфере, поэтому необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию такого позитивного настроя в группе. О. Агапова (Агапова О., 2000, с.58) считает, что в этом смысле полезным является поддержание солидарности между участниками группы, чему может способствовать создание «Истории» или летописи группы.
Помимо индивидуальных и возрастных особенностей при разработке образовательных программ для пожилых людей необходимо учитывать и поколенные особенности. Так, например Д. Финдайзен отмечает: «Поколения, пережившие войну, сформировали в себе определенные черты коллективной общности. Ставшие частью их коллективной памяти. И этим отличаются от тех, кто не пережил подобный опыт»

Еще один важный аспект – гендерные особенности . Выход на пенсию супругов не редко приводит к изменению мужских и женских ролей в семье. Мужчины могут взять на себя некоторые типичные обязанности, например, интерес к заботе о родных, к приготовлению пищи, а женщины заняться общественной деятельностью.

Выявлены гендерные предпочтения в содержании образовательных программ. Мужчины готовы принимать участие лишь в тех образовательных программах, которые адресуются к точному мышлению. Они отдают предпочтение эмпирическим наукам, таким как экономика, техника, естественные науки, право и т.д. Соответственно, курсы по истории искусств, программы, аппелирующие к сфере чувств, остаются по большей части вне сферы мужских интересов. Однако, как предполагает Д. Финдайзен, «у грядущих поколений произойдет множество изменений, поскольку мужские и женские роли в семьях изменяется – и как результат, изменятся возможности и потребности мужчин» (Финдайзен Д., 2002, с.10).
Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги . Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям. Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.

Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении следующих условий . Во-первых , когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых , когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно, это возможно, если она исходит от преподавателя, которому обучающийся доверяет и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа. В-третьих , учебный процесс должен приносить удовольствие, и этот фактор во многом обусловливает выбор того или иного метода работы со слушателями третьего возраста. Иначе говоря, сохранение положительного эмоционального фона – важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении , поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.

Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.
О. Агапова обозначила и другие трудности и проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель и которые могут тормозить учебный процесс: скепсис пожилых к предлагаемой информации, нормы, взятые из прошлой жизни, проявление беспомощности или, наоборот, авторитаризма, отсутствие культуры диалога, неспособность слышать другого, многоречивость .
Еще одна проблема, которая может возникнуть в процессе образования пожилых людей – конфликты в группе . Они возникают, когда сталкиваются различные точки зрения, позиции. Для того, чтобы «снимать» возникающие конфликтные ситуации при групповой форме работы преподавателю следует использовать принцип взаимного подчинения , при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, и каждый – наоборот – «подчиненным». Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних – корректируя лидерские притязания, у других – развивая навыки организатора

Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходят. Причины могут быть самыми разными. Наиболее распространенными являются следующие:

  • неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
  • время: неудобно для других дел, семьи;
  • организация (или концепция): не устраивают методы работы;
  • контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
  • несовместимость с другими участниками или руководителем;
  • ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки (Педагогические условия эффективности групповой работы с пожилыми, 2001, с.35).

Организаторам образовательного процесса для пожилых необходимо учитывать данные моменты. Важно понимать, что когда пожилые люди покидают образовательный проект, это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Поэтому очень важно проводить мониторинг интересов, ценностей и других факторов как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.

Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает: во-первых, выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей. Во-вторых, применение принципа «биографичности», позволяет по-новому осмысливать не только прожитую жизнь, но и историю своей страны. В-третьих, в основе должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. В-четвертых, необходимо использоватьпринцип «обратной связи», который позволяет оперативно выявлять достоинства и недостатки работы. В-пятых, необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы. В-шестых, для профилактики конфликтных ситуаций в группе необходимо использоватьпринцип взаимного подчинения, при котором слушатели меняются ролями (лидер/подчиненный).
Существенно меняются функции преподавателя : информационная отходит на второй план, а на первый план выступает организационная и координационная, консультативная. При необходимости преподаватель может советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Кроме того, важным моментом в деятельности педагога является функция психологического сопровождения (психотерапевтическая функция).

Какие результаты можно ожидать от включения пожилых людей в образовательный процесс? Исходя из широкого понимания образования, которое выступает как способ социализации следуют и эффекты социально-образовательной работы с пожилыми людьми: они связаны, прежде всего, с реинтеграцией последних в активную жизнь общества, что в конечном итоге должно привести к гармонизации отношений между пожилыми людьми и обществом и повышению качества жизни пожилых людей.

За счет чего может быть достигнут такой результат? О. Агапова (Агапова О., 2000) выделяет следующие факторы:

  • включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности;
  • возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости;
  • возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми – будь то сверстники и коллеги по курсу, или подопечные – больные, дети и т.д.;
  • освоение новых информационных полей;
  • поиск и обретение нового смысла (смыслов) жизни, в том числе через анализ собственной жизни, своей биографии;
  • более адекватное понимание себя, других людей и общества;
  • освоение на практике демократических ценностей. Они лежат в основе активных методов обучения и предполагают развитие умения слушать и слышать, встать на позицию другого человека, учат диалогу как способу цивилизационного поиска решений.

На сегодняшний день основная задача государственных и общественных организаций в отношении пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным.

Возрастные границы пожилого возраста - с 55/60 (женщины/муж- чины) до 74 лет, старческого (преклонного) возраста - с 75 до 90 лет.

В качестве задач развития в пожилом возрасте и старческом возрасте можно выделить:

необходимость осознания ценности своей личности вне профессиональной роли;

  • - поддержание разных видов активности (двигательной, сексуальной, интеллектуальной, социальной, творческой);
  • - передача социального опыта новому поколению;
  • - сопоставление жизненных планов и их реализации (подведение итогов жизни).

Осознание ценности своей личности вне профессиональной роли связано с разрешением пенсионного кризиса.

Ананьев подчеркивал, что влияние жизненного пути человека в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы.

В процессе старения особое место занимает постепенное, не фронтальное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов. Среди них можно выделить снижение способности выдерживать физическую и нервную нагрузку, утрату живости тканей организма, снижение чувствительности органов чувств, старение сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной и других систем.

Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Большую роль здесь играют процессы самоорганизации и саморегуляции, которые имеют индивидуальный характер.

Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии, в результате которого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная инволюция других систем. При этом очень важна роль и значимость, которую эти системы играют в основных, жизненно важных процессах. Чем сложнее нервная структура, тем у нес больше возможностей для своей сохранности.

Те же закономерности обнаружены и при изучении процесса старения восприятия, мышления, памяти: лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая.

Опираясь на ряд данных и, в частности, на исследования английского геронтолога Д. Б. Бромлея, Ананьев писал о том, что в процессе геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становится резко выраженным к 40 годам жизни. Между тем, вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Несомненно, что речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций.

Другими словами, на сохранность и дальнейшее развитие психических функций в период старения существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связана скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Люди пожилого возраста также характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в профессиональную деятельность .

Поддержание разных видов активности выступает в качестве фактора долголетия, в том числе и психологического.

Отношение общества к людям пожилого и старческого (преклонного) возраста зачастую обусловлено «эйджизмом» - негативным стереотипом восприятия пожилого человека (немощный, слабоумный, «обуза» и пр.), что создает определенные страхи в ожидании данного возраста .

В теории и методике физической культуры представлены особенности занятий физическим упражнениями с лицами пожилого и старческого (преклонного) возраста. Большой потенциал в этом ракурсе имеет АФК. Большую популярность в качестве современного вида двигательной активности для людей данного возраста приобрела скандинавская (северная) ходьба.

В процессе занятий физической культурой и спортом необходимо учитывать следующие возрастные психологические особенности людей пожилого и старческого (преклонного) возраста:

  • необходимо применять общепсихологические правила общения (слушать внимательно, корректно формулировать вопросы и пр.);
  • спокойно повторно (многократно) объяснять и показывать технику выполнения двигательного действия;
  • отмечать успехи, в конце занятия выразить уверенность в следующей встрече (невольное обязательство для человека);
  • по возможности уточнить, какое обращение предпочитает занимающийся (по имени-отчеству, имени, имени с приставкой «тетя»/
  • не обижаться, если обращаются к инструктору па «ты».
  • См.: Рыбалко Е. Ф., Головой Л. А. Геронтогенез // Психология: учебник / под ред.А. А. Крылова. М., 1998.
  • См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.

Старение - неизбежный биологический факт, однако, социально-культурная среда, в которой оно протекает, оказывает свое влияние на него. Психическое здоровье пожилого человека в наше время на каждом этапе жизни во многом определяется его участием в социуме.

Изменение социального статуса в старости, в основном из-за прекращения или ограничения трудовых отношений, пересмотра ценностей и взглядов на жизнь, перемена уклада и образа жизни, коммуникаций, появление трудностей в социальной адаптации и внутренней психологической устойчивости к новым условиям, требует разработки конкретных подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

У старого человека по объективным возрастным причинам сужаются социальные связи, происходит снижение социальной активности.

Во-первых, потому, что с вынужденным приостановлением профессиональной деятельности, естественным образом происходит создание и обновление системы отношений и социальных обязательств, очень немногие пожилые люди и впредь активно продолжают участвовать в деловой жизни (как правило, те, кто пытается избежать зависимости и где главной чертой характера является уверенность в своих силах).

Во-вторых, постепенно уменьшается его возрастная группа, и многие из его ближайших друзей умирают или испытывают трудности в поддержании отношений (в связи переездом друзей к детям или другим родственникам).

Ряд исследований в области геронтологии указывают, что в принципе каждый человек стареет в одиночестве, потому что в старости он постепенно абстрагируется от других людей. Пожилые люди больше зависят от боковых линий родства. Косвенные отношения становятся нормой, они стараются сохранять их в отсутствии других близких родственников. Любопытно, что многие пожилые люди не считают себя старыми, и в связи с этим не хотят или ограничивают время для общения с друзьями (особенно теми, кто жалуется на старость и болезни), предпочитая компанию молодых людей - как правило, это представители следующего за ним поколения. В то же время, они часто обнаруживают, что новые социальные отношения, в которых молодое поколение относится к ним снисходительно, отвергают жизненный опыт и советы пожилых людей, и что старые люди не имеют места в других возрастных группах, и в обществе в целом.

Отсутствие контакта с публикой способно вызвать у пожилых людей эмоциональные изменения: уныние, пессимизм, тревогу и страх за будущее. Людей в этом возрасте почти всегда явно или неявно сопровождает мысль о смерти, особенно в случаях потери родных и друзей. Когда из сверстников в этом возрасте устраняется каждый десятый, найти кого-то еще, чтобы занять их место из более молодого поколения может быть затруднительно. В этом смысле, в лучшем положении, являются не европейские, а азиатские модели культуры. В таких странах, как Китай и Япония, которые не связывают данную возрастную полосу и не относят в плотную однородную массу.

В этих культурах, пожилым отведена роль патриархов, старейшин, у них есть возможность общаться друг с другом, идет трансляция опыта с молодыми, приветствуется непосредственное участие в социально - значимых событиях общества .

В-третьих, люди в этом возрасте быстро устают от напряженных социальных контактов, многие из которых кажутся, им неважными и неактуальными. Они сами ограничивают себя в общении с окружающим миром. Пожилой человек все чаще хочет побыть один « подальше от остального народа». Круг общения пожилого человека часто бывает достаточно узок, и ограничен их ближайшими родственниками, друзьями и соседями, которые живут недалеко.

Участие в общественной жизни неизбежно снижается с возрастом, который обостряет проблему одиночества. Но острее проблему снижения социальной активности и одиночества испытывают пожилые люди, живущие в городах, чем в сельской местности. Связано это с различием уклада жизни проживающих в городе и на селе людей. Пожилые люди с устойчивым психическим и физическим здоровьем, скорее всего будут больше, и дольше пытаться сохранять и поддерживать существующие социальные связи. Они часто придают им характер ритуала (например, ночные телефонные звонки, еженедельные выходы по магазинам, ежемесячные встречи друзей, совместное проведение общих годовщин, юбилеев и т.д.). В среднем, женщины занимают больше социальных контактов в связи с тем, что они имеют больше социальных ролей, у них часто имеется больше друзей, чем у мужчин. Тем не менее, отмечено, что пожилые женщины чаще, чем мужчины жалуются на одиночество и отсутствие социальных контактов .

После 60 лет постепенно усиливается ощущение социальной изоляции пожилых людей от более молодых поколений, что особенно болезненно воспринимается в обществах, где недостаточно предложены социальные услуги. Многие пожилые люди часто живут с чувством бесполезности, отказа от них как полноценной единицы социума, отсутствие спроса на их жизненный опыт. Это означает, что в старости не только отмечено сужение межличностных контактов, но и нарушение качества человеческих отношений. Пожилые люди с эмоциональными расстройствами, остро осознают это, что часто унизительно деморализует их. Они предпочитают добровольную изоляцию, пытаясь таким образом оградить себя от насмешливого высокомерия молодых. Эти навязчивые идеи могут стать основой старческих самоубийств вместе с финансовой нестабильностью и страха умереть в одиночестве.

На социальные отношения пожилых влияет широкий спектр факторов. Итак, мы знаем, что люди старше 60 лет часто жалуются на здоровье и возраст, при том, что, они не очень больны и не слишком стары. Л.М. Терман отметил, что такие явления часто наблюдаются после потери любимого человека (вдова) или в ситуации одинокого старения, то есть одинокие пожилые люди часто ассоциируют себя с больными.

Факторы, способствующие тому, что человек начинает "чувствовать свой возраст", испытывает отчаяние и депрессию, в этом случае происходят следующие процессы: переживание утраты близких людей и соблюдение правил траура, необходимость поиска новых друзей, которые будут принимать его, как человека своего круга, и помогут заполнить образовавшийся «вакуум». Он должен научиться решать многие проблемы самостоятельно. С другой стороны, человек меньше подвержен чувству одиночества, если он чувствует комфорт и стабильность существования, он счастлив у себя дома, удовлетворен своими материальными условиями и местом жительства, если у него есть потенциал, чтобы продолжать свои контакты с другими людьми, если он планирует в своей жизни некоторые дополнительные мероприятия, если он сосредоточен на новые виды деятельности и долгосрочные проекты (ожидание внуков, покупка автомобиля или защиты диссертации сына, урожая яблок, и т.д.) .

До сих пор мы рассматривали своего рода "вертикаль" старческого возраста, его положение в структуре интегральной человеческой жизни. Обратимся теперь к ее «горизонтали», то есть фактически к особенностям психологического портрета старости. Вот, к примеру, как характеризует стариков в своей работе Е. Авербух: " Старики сводят к минимуму свое самочувствие, самооценку благополучия, самосознание, чувство собственного достоинства, у них повышенное чувство обиды, неполноценности, неуверенности в завтрашнем дне. Происходит снижение адекватного восприятия юмора, обычно преобладают различные тревожные опасения, одиночество, беспомощность, бедность, страх смерти. Люди в этом возрасте становятся грубыми, раздражительными, мизантропами, пессимистично смотрят на мир.

У большинства утрачивается способность наслаждаться жизнью, снижается интерес к внешнему миру. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более замкнутыми, сужается круг интересов, есть растущий интерес к опыту прошлого к его переоценке. Наряду с этим проявляется повышенный интерес к своему телу, внимание к различным неприятным ощущениям, часто наблюдаемых в пожилом возрасте, неуверенность в себе, что в будущем делает пожилых менее открытыми. Они становятся педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д. .

Все эти изменения в сочетании со снижением зрительного восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создает уникальный портрет старого человека и делает всех старых людей, в какой-то степени похожими друг на друга.

У лиц пожилого возраста постепенно меняется мотивационная сфера, а также важным фактором является отсутствие необходимости работать каждый день, чтобы удовлетворить свои потребности. По Маслоу, основные потребности пожилого и старческого возраста - это телесные потребности, потребность в безопасности и надежности.

Многие пожилые люди начинают жить одним днем, даже простые домашние дела и простые вопросы становятся важными для сохранения чувства занятости, они должны что-то делать, что бы чувствовать необходимость для себя и других.

Как правило, пожилые люди не строят долгосрочных планов. Для них имеют большую важность планы в настоящее время. Живут они воспоминаниями о прошлом, не заглядывая далеко вперед, хотя некоторые "струны" в ближайшее, обозримое будущее все же протянуты. Особенно важное значение приобретает реализация творческой деятельности старшего поколения. Результаты исследования биографий творческих людей показывают, что их производительность и эффективность не снижается в конце онтогенеза в различных областях науки и искусства.

Одним из интересных явлений старости являются неожиданные взрывы творческих способностей. Таким образом, в 50-х годах двадцатого века газеты по всему миру рассказали об интересном факте: 80-летняя бабушка Грандма Мозес начала писать оригинальные художественные картины, и её выставка имела большой успех у публики. Многие старые люди последовали ее примеру, не всегда с тем же успехом, но всегда - с большой для себя личной выгодой .

В пожилом возрасте, не только значительные изменения происходят с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. Типология Ф. Гизе обозначает 3 типа старости:

Старик - негативист, отрицающий любой признак старости и дряхлости;

Старик - экстраверт (в типологии К. Г. Юнга), признает наступление старости, но это признание приходит через внешние воздействия и наблюдения окружающей действительности;

Старик - интроверт, уязвленный процессом старения, проявляется тупость по отношению к новым интересам, просветление памяти о прошлом воспоминания, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, недостаточность проявления эмоций, снижение или полное отсутствие сексуальных возможностей, желание покоя .

Конечно, эти оценки являются приблизительными. Не менее интересным является классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основе характера вида деятельности, занимающего старость.

Активный, творческий возраст, когда человек, закончивший свою трудовую карьеру выходит на пенсию и продолжает участвовать в общественной жизни, в воспитания молодежи и т.д.;

Старость с хорошей социальной адаптации и психологической направленностью, когда энергия стареющего человека направлена??на устройство своей жизни - материальное благополучие, отдых, развлечения и самообучение - на всё то, на что раньше не хватало времени.

- "женский" тип старения - в этом случае семья испытывает необходимость в услугах пожилого человека: домашняя работа, семейные проблемы, воспитание детей, внуков, присмотр за дачей, потому что домашняя работа неисчерпаема, поэтому нет времени, чтобы быть в депрессии, но удовлетворенность жизнью у этой категории пожилых людей как правило, ниже чем у двух предыдущих групп;

Старость в соблюдении здорового образа жизни ("мужской" тип старения) - в этом случае моральное удовлетворение от жизни наполнено заботой о своем здоровье, что позволяет активизировать различные виды деятельности, но в этом случае человек может уделять большее значение своим выдуманным недугам и ослабить внимание на реальную прогрессирующую болезнь, преобладает повышенное чувство беспокойства.

Эти четыре типа Кон. И.С. считает психологически удачными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, можно отнести к ним: старых ворчунов, недовольных состоянием мира, критикой все и вся, кроме себя, и поучающих и терроризирующих свое окружение бесконечными претензиями. Другой вариант реализации негативных проявлений старости - разочарованные в себе и своей собственной жизни неудачника, таким людям одиноко и грустно. Они винят себя за их упущенных реальные возможности. Так же они не в состоянии прогнать темные воспоминания и ошибки прошлой жизни, что делает их очень недовольными .

Таким образом, основные психологические характеристики пожилых людей характеризуются следующими особенностями:

1) с возрастом человека сужаются его социальные связи, и социальная активность;

2) в связи с дефицитом контактов с обществом у лиц пожилого возраста наблюдается упадок духа, обеспокоенность, резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни;

3) старый человек быстрее устает от социальных контактов требующих его активного участия, ему хочется побыть одному, «отдохнуть от людей»;

4) у людей преклонного возраста постепенно изменяется мировоззрение, они начинают жить «одним днем», больше всего их волнует страх быть обузой для родственников, страх проблемы со здоровьем.