Миэп расшифровка. Международный институт экономики и права. Результаты мониторинга минобрнауки для миэп

В эпоху постмодернизма мир воспринимается не иначе как текст, написанный всеми, кто когда-либо что-либо писал, - и сегодня невозможно обойти стороной место, колоритность которого с этой точки зрения просто зашкаливает. Речь об университетской библиотеке. Посещать ее нужно вовсе не только для того, чтобы впопыхах брать там учебники, плюс что-нибудь для реферата, плюс что-нибудь почитать для себя. Нет. Библиотека - это мощное средоточие знаний, требующее уважения и внимания. Это интересный феномен, и его стоит изучать. Наконец, это один из критериев выбора вуза.

Библиотечные коллекции отрицают сиюминутную моду на те или иные профессии. По каждой специальности собрано столько сведений, что просто так от всей этой информации не избавиться - придется ее исследовать и адаптировать к современности. Скажем, и в России, и в других странах сверху пропагандируется мнение, что учиться на юриста уже неактуально. Тем временем университетские библиотеки Братиславы (Словакия), Вроцлава (Польша) и Рейкьявика (Исландия) проявляют себя как партнеры системы "Manuscriptorium", где для правоведов собраны оцифрованные тексты документов, изданных в Европе до 1800 г. Зачем-то это нужно!

Выбирая вуз, уточните, как работает его поисковая библиотечная система. Так, компьютерные библиотечные программы Берлинского университета позволяют искать книги и в самом вузе, и во всех научных библиотеках Берлина и Германии.

Прекрасно, если интересное вам учебное заведение время от времени заключает договоры с библиотеками и другими компаниями о доступе к тем или иным электронным текстам. Чаще всего это публикации в зарубежных научных журналах - а именно на научные журналы и должен ориентироваться будущий серьезный профессионал. Но бывают и лайт-варианты сотрудничества. Так, Санкт-Петербургскому государственному университету информационных технологий, механики и оптики компания "Digital Distribution Center" предоставила доступ к электронной полнотекстовой коллекции неких учебников, а студенты Ярославского университета, благодаря библиотеке GALE, до 20 июня могли рыться в электронном архиве “The Times” (1785-1985). Работы с учебниками не избежать, а работа с источниками всегда важна для самостоятельно мыслящего исследователя.

Что обязательно должно присутствовать в библиотеке университета

Библиотека вуза необязательно должна заключать договор о доступе к статьям и монографиям с кем-то посторонним. Она в состоянии взять «контрольный пакет» информации в свои руки и распоряжаться им на свое усмотрение. Например, университетская библиотека американского Корнелла поддерживает так называемый arXiv - собрание научных статей по физике и математике в электронном виде.

Чем больше в библиотеке вуза новеньких компьютеров, тем лучше. Пусть будет целый компьютерный парк! А совсем хорошо, когда у самой библиотеки есть сайт или хотя бы страничка на сайте вуза. Образцово интересен в этом смысле сайт библиотеки знаменитого Йельского университета. Там обновляется информация о подборках редких иллюстраций, представляющих историческую ценность. Ничуть не хуже онлайн-библиотека МГТУ имени Н. Э. Баумана: здесь есть доступ ко всем необходимым каталогам и возможность заказать необходимый научный труд.

Не стоит ставить богатство книжных фондов в зависимость от престижности вуза. В Казахстане есть Кызылординский университет, вроде бы провинциальный. От расформированного в роковом 1937 г. Дальневосточного корейского педагогического института этот казахский вуз унаследовал коллекцию книг на рисовой бумаге, сберегаемых высланными корейцами. А в войну сюда эвакуировали один вуз из Москвы и два - с Украины, тоже вместе с библиотеками. Потом люди уехали, а книги - в том числе и яркие библиографические редкости - остались. Так что если вы поступаете в вуз, скажем, где-нибудь на Урале, который был одним из мест эвакуации, то, возможно, там есть фонды из нескольких библиотек, оставшиеся еще с войны.

Совершенно нормально, когда в вузе несколько библиотек - на каждом факультете по одной. Следите только, чтобы они представляли собой систему. Для вас это означает, что, если в библиотеке одного из факультетов нужной вам книги не нашлось, пусть на подмогу приходит другой факультет. Ориентируйтесь на библиотеку Гарвардского университета (США). Это система из 94 учреждений. Даже век назад их было «лишь» 37.

Следите за действиями Оксфордского фонда! В Оксфорде знают толк в книжных коллекциях. Если вы узнаете, что Оксфордский фонд подарил тому или иному российскому вузу книги, это значит, что английские эксперты дали высокую оценку библиотеке вуза. Так, недавно фонд сделал такие подарки Воронежскому и Казанскому университетам.

Администрация университета Пердью в американском штате Индиана решила собрать в университетской библиотеке коллекцию материалов на аэрокосмическую тему. Американский астронавт Нил Армстронг, в конце 60-х побывавший на Луне, согласился передать родному университету личный архив. Это хороший ход со стороны вуза - сотрудничество с выпускниками, у которых есть ценные архивы. И второй хороший ход - решение коллекционировать материалы на интересную тему. Никто не может ограничить библиотеку вуза в таких инициативах. Если подобного в вузе не происходит, а вы уже собрались туда поступать, не ослабляйте своей активности сами - как в приобретении профессии в целом, так и в студенческой библиотечной работе, в частности.

Хорошо работающая библиотека проводит выставки и информирует о них студентов - таковы, например, библиотеки Сибирского государственного технологического университета и Новгородского государственного университета. Впрочем, нет ничего зазорного в том, чтобы рассказывать людям о библиотечной повседневности, как-то делают блоггеры-сотрудники библиотек Пенсильванского и некоторых других университетов; а в университетской библиотеке штата Иллинойс (США) даже ведут библиотечный твиттер-блог!

Математик Н. И. Лобачевский совмещал пост ректора Казанского университета и директора университетской библиотеки. Выбирая вуз сегодня, выясните, какие ученые причастны к работе его библиотеки. Может оказаться, что ученые - отдельно, а библиотека - отдельно. И всё же помните о примере Лобачевского. Библиотекарь - это важная миссия.

Еврейскому университету в Иерусалиме доверена не просто учебная библиотека, а Национальная библиотека Израиля - самая крупная библиотека в странах Ближнего и Среднего Востока. Там свыше 5 млн книг, микрофильмов, инкунабул (это издания, вышедшие до 1501 г.); рукописи на иврите, русском, арабском, персидском, армянском и других языках; киноархив; 400 личных архивов - в том числе архивы Г. Гейне, Ф. Кафки, А. Эйнштейна. Там сосредоточена информация о еврейском народе, собранная по всему миру энтузиастами-книголюбами. Развитие этой сокровищницы подкреплено законом Кнессета, но закон только фиксирует происходящее. А оно являет собой пример идеального активного отношения к библиотеке. Если вас и ваших друзей когда-либо просили пополнить школьную библиотеку, ведь был же для кого-то этот призыв лишь поводом избавиться от ненужных книг? Однако и к школьной, и к вузовской библиотекам можно относиться не потребительски и не наплевательски, а активно. Будете учиться, начнете работать, встанете на ноги - нагряньте всем курсом к букинистам и осчастливьте библиотеку своей альма-матер раритетными фолиантами! Или приобретите новенькие академические издания и подарите их родной библиотеке.


Библиотека технического университета в г. Делфте (Нидерланды) похожа на холм. На крыше растет трава, там можно загорать. А еще оттуда можно скатиться на велосипеде (летом) и на санках (естественно, зимой). Если вы эстет, внешний вид книгохранилища выбранного вами вуза будет вам важен. Там некрасиво? Поступайте в МАРХИ и учитесь проектировать библиотеки лично.

Билл Клинтон встретил Хиллари, свою будущую супругу, в библиотеке Йельского университета. Так что в библиотеках возможны весьма интересные и полезные знакомства!

Ничто человеческое не чуждо не только А. П. Чехову, но и библиотекам. Так, в библиотеке Тринити-колледжа Дублинского университета хранится волынка XV века.

«В социально-экономическом отделе университетской библиотеки ничего не слышали о “Левиафане” Гоббса», - сетует в Рунете какой-то блоггер. Что делать в подобных ситуациях? Записываться в научные библиотеки за пределами вуза - чем раньше, тем лучше: студенческий билет это позволит. Для тех, кто хочет когда-нибудь стать аспирантом, да и просто написать хорошую дипломную работу, посещение научных библиотек обязательно. Если вы стремитесь стать современным профессионалом, вам придется проводить время в мировых электронных библиотеках в Сети и читать литературу в том числе и на иностранных языках. А наиболее полюбившиеся книжки приобретите в серьезных книжных магазинах в личное пользование.

Материалы к лекции

Вопросы.

1. Система непрерывного библиотечного образования.

2. Начальная профессиональная подготовка.

3. Среднее специальное образование в РБ.

4. Высшее образование.

5. Подготовка научных кадров

6. Повышение квалификации библиотекарей.

Литература.

1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства:міжведамасны зборнік вып.16. – Мн:Універсітэцкае, 1995. – с.14-22.

2) Материалы к СРС.

Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования.

Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности.

В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит:

Подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров);

Повышение квалификации библиотекарей;

Самообразование библиотекарей.

Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения о организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Следует отметить, что около трети библиотечных работников республики (более 3 тыс. человек) имеют только среджнее общее образование, т.е. владеют профессиональными знаниями на уровне начального библиотечного образования.



Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном техникуме. Сейчас 43% (более 4,5 тысяч) специалистов, работающих в публичных библиотеках республики имеет среднее библиотечное образование. Обучение в техникуме ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники техникума работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществляется и в Лингво-гуманитарном колледже.

Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ (Витебский ГУ?). На факультете существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится пять лет. В белорусских публичных библиотеках высшее образование имеет треть специалистов, а во всех библиотеках республики – четверть.

Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется).

Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли народного хозяйства, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах.

Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук.

Повышение квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний.

Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами:

Всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности;

Бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей;

Разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное;

Дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек;

Использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов.

Работу по ПК организуют6

Минск – Республиканский институт проблем культуры;

Крупные универсальные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы (Например, БелСхБ как методический центр организует повышение квалификации сотрудников сельскохозяйственных библиотек республики, а НББ – библиотекарей государственной сети библиотек);

При органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей.

Формы ПК:

Семинары;

Стажировки;

Практикумы;

Школы передового библиотечного опыта;

Научно-практические конференции и др.

Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры.

Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах.

Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.

1 сентября — начало учебного года. Студенты и школьники в поисках необходимой литературы отправляются в библиотеки. А библиотекари, в свою очередь, спешат на занятия. Все потому, что в российские библиотеки часто приходят работать люди, не имеющие профильного образования, движимые одним чувством — любовью к книгам. Но на одних только чувствах долго не продержишься, поэтому приходится идти учиться. Те сотрудники РГБ, кто решил всерьёз и надолго связать свою жизнь с библиотекой, приходят на Высшие библиотечные курсы в Учебный центр послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ. И у каждого из них своя история вхождения в профессию.

Три года назад Высшие библиотечные курсы при РГБ закончила кандидат филологических наук Смита Сенгупта. «В библиотеке я работаю более 15 лет. А попала я сюда следующим образом. В Центре Восточной литературы была выставка, организованная посольством Бангладеш. Я работала на ней в качестве переводчика Посла. И в этот день мне рассказали, что в фондах хранятся книги на бенгальском языке (это мой родной язык), а специалиста для работы с ним — нет. Предложили ими заняться. Я согласилась и вот, до сих пор здесь работаю». С тех пор Смита успела получить вид на жительство в России и профильное библиотечное образование. «Моя начальница, Мария Емельяновна, которая всегда мне помогала и направляла, сказала: „Смита, если ты хочешь продолжать работать в библиотеке — иди учиться“. И я вместе с моей коллегой пошла». Полученные знания пригодились при выполнении нестандартных запросов читателей, когда нужно найти какую-нибудь редкую книгу или произведение малоизвестного автора. «Если раньше я полагалась на своё логическое мышление, то сейчас я точно знаю методологию поиска — как и что быстрее и легче найти. Спасибо курсам за это».

Оля Ижбулатова, сотрудник Центра Восточной литературы РГБ, пришла в библиотеку из любви к китайскому языку и китайской литературе.

«Я недавно спустилась в наше хранение, посмотрела какие горы китайских книг там лежат. Чтобы это разобрать потребуется по крайней мере год или два. Скажу честно — руки чешутся». Оля закончила ИССА (Институт стран Азии и Африке при МГУ им. Ломоносова), в РГБ работает уже полтора года, каталогизатором ЦВЛ — полтора месяца. В этом году поступила на Высшие библиотечные курсы. От обучения хочет получить знания о сохранности документов, реставрации и о таблицах ББК. «У нас хранятся очень ценные издания и нужно понимать, как с ними обращаться и содержать в надлежавших условиях. В будущем мне бы хотелось углублять знания китайского языка и изучать другие родственные языки. Хочу стать первоклассным специалистом».

Специфика библиотечной деятельности такова, что здесь без профильного образования довольно сложно работать, а тем более продвигаться по карьерной лестнице. Именно поэтому в Российской государственной библиотеке создан учебный центр, в котором все желающие могут изучить тонкости библиотечной профессии, повысить свою квалификацию или даже продвинуть науку, поступив в аспирантуру и защитив кандидатскую или даже докторскую диссертацию. Именно в этот центр 6 сентября Оля пойдёт учиться. Компанию ей составят ещё порядка двадцати человек — сотрудники РГБ и других московских библиотек.

Интересный факт — первоначально профессии библиотекаря обучали только в РГБ. В 1920-х годах начали возникать и применяться на практике различные идеи по обучению сотрудников тогда ещё Государственного Румянцевского музея библиотечной специальности, закладывались основы курсовой подготовки и переподготовки, нарабатывались методики обучения. Уже в 1924 году были созданы Высшие библиотечные курсы. А в 1930 — Московский библиотечный институт (в дальнейшем был переименован в Московский университет культуры и искусства).

«В библиотеку я попала случайно. Ясным октябрьским днём, прогуливаясь по Моховой, я увидела на доме вывеску журнала „Библиотечное дело“. Так как на тот момент я была без работы, решила просто заглянуть в отдел кадров РГБ и узнать, есть ли у них какие-нибудь вакансии. Предложили пойти в отдел библиотечного обслуживания читального зала новых поступлений. Я с лёгкостью согласилась. И вот работаю в нём уже пять лет». Это история Валентины Коренок, которая после своей случайной встречи с библиотекой решила не просто остаться, но ещё и освоить профессию. Высшие библиотечные курсы она закончила два года назад. «Благодаря учёбе я более грамотно стала относиться к работе и лучше понимать специфику деятельности нашей библиотеке в целом».

Диплом о высшем библиотечном образовании можно получить, если пойти учиться в профильный ВУЗ. Вот история заместителя заведующей Учебным центром послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ Лидии Сергеевны Мартыновой. «Мой родственник, Василий Васильевич Серов, видный ученый, был заместителем министра Культуры при Демичеве. Он закончил Московский библиотечный институт. И, когда я училась в 10 классе, привёл меня в этот ВУЗ, провёл по аудиториям. Так я стала учиться библиотечному делу. Закончила аспирантуру. И, далее, пошла работать в Патентно-техническую библиотеку. В 1968 году, когда открылся научно-исследовательский отдел, пришла в РГБ».

Сейчас наибольшей популярностью среди сотрудников библиотек пользуются краткосрочные курсы по информационно-компьютерным технологиям (специализации «Microsoft Office XP», « Библиотечно-информационные технологии», « Библиотечно-информационная деятельность»). В 2010 году их посетили порядка 220 человек. Учитывая взятый Правительством РФ курс на компьютеризацию библиотечной среды, библиотекари просто обязаны освоить основные программы и сервисы.

В тоже время есть и обратная тенденция. Для работы в РГБ привлекаются IT-специалисты без библиотечного образования. И им, в свою очередь, необходимо прослушать специализированные курсы. Только таким образом у этих двух групп, иногда больше похожих на два воюющих лагеря, получится построить конструктивный диалог и продуктивную совместную работу над развитием библиотечной системы России.

Полный текст статьи размещён на