Виды культурных благ. Производитель» и «потребитель» культурных благ как субъекты культурной деятельности. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ

В зависимости от того, кто получает полезность, выгоду от потребления экономических благ, а также в зависимости от того, кто их производит, все блага делят на общественные, смешанные и частные1.

Общественные блага обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости.

Неконкурентность блага означает, во-первых, что благо неделимо и потребляется совместно; во-вторых, потребление блага одним человеком не сокращает потребление блага другого человека. Поэтому увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.

Неисключаемость блага означает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека. Исключить из потребления невозможно либо по технической причине (нет технического способа), либо по причине экономической (слишком велики затраты на достижение исключаемости).

К наиболее ярким примерам общественных благ в экономике относят продукцию национальной обороны – обороноспособность страны и продукцию отрасли государственного управления – регулирование общественных и экономических отношений в государстве. К общественным благам, создаваемым в отрасли культуры, можно отнести театрализованные массовые праздники, памятники архитектуры, градостроительства, уличные скульптуры, национальные и городские парки, государственное управление отраслью культуры.

Так, памятником А.С. Пушкина на Тверском бульваре совместно и одновременно пользуется множество людей. Выгода (польза) неразделимо распределена между всеми. Численность пользователей может расти, при этом предельные издержки предоставления блага каждому присоединяющемуся к потреблению равны нулю. Если появляется потребитель, не желающий оплачивать благо, оно ему будет предоставлено даром, потому что технологически невозможно отстранить неплательщика, не нанеся ущерб потреблению добросовестных пользователей.

Поскольку общественное благо потребляется людьми совместно и эффект достается сообществу в целом, и при этом отстранить неплательщиков от потребления нельзя, благо следует производить за счет средств всего общества, т.е. за счет налогов, собираемых принудительно государством и от его лица. У частного сектора нет интереса производить благо, предоставление которого может быть бесплатным. Однако как исполнитель государственного заказа, т.е. при условии государственного финансирования производства общественного блага, частный сектор может выступать.

Граждане способны вносить вклад в производство общественных благ не только в форме обязательных налогов, т.е. принудительно, но и на добровольной основе, по личной инициативе, например, внося пожертвования, становясь добровольцами выполнения общественных работ. Однако и частных предпринимателей, и индивидуальных благотворителей организует на финансирование производства общественных благ государство. Ему принадлежит решающая роль в процессе производства общественных благ.

Антиподом общественных благ являются частные блага. Они обладают свойствами конкурентности и исключаемости.

Конкурентность означает, во-первых, что благо делимо и потребляется в виде достаточно малых величин (поштучно); во-вторых, потребление блага одним человеком сокращает потребление блага другого человека. Таким образом, благо не доступно всем в неизменном, неуменьшающемся количестве.

Исключаемость означает, что потребление блага одним человеком исключает из потребления блага другого человека. Каждая единица блага приносит полезность только его покупателю, все другие исключаются из числа его потребителей. При этом в процессе потребления блага не возникает отрицательного или положительного эффекта, который достается другому субъекту. Примерами частных благ являются одежда, обувь, продукты питания и др.

Частные блага создаются на основе рыночной системы частными производителями. В культуре частные блага не создаются. Хотя большинство благ культуры, за исключением общественных, обладает свойством делимости (они могут быть потреблены поштучно), однако другие их свойства свидетельствуют о том, что они занимают промежуточные положение между частными и общественными благами, т.е. относятся к смешанным благам.

Смешанные блага обладают различными комбинациями черт, присущих общественным и частным благам. Смешанным благам свойственна ограниченная неконкурентность, означающая, что, во-первых, благо делимо, а во-вторых, объем и качество потребления убывает с ростом числа потребителей. Так, продукция театра продается порциями – спектаклями – своеобразными объектами оптовой реализации. При этом потребление индивидуального потребителя «розничное», он потребляет розничную услугу – посещение спектакля. Делимость продукции театра позволяет реализовать ее за плату. Вместе с тем процесс потребления индивидуального посетителя театра происходит совместно с другими зрителями, купившими билеты в театр и находящимися в зрительном зале. Оптовая порция продукции театра в виде суммы услуг потребляется совместно группой его посетителей. При этом совместном потреблении может возникнуть ситуация полной неконкурентности: когда в зрительном зале есть значительное количество свободных мест. Однако у совместного потребления существуют границы, определяемые числом мест в зрительном зале. При приближении к этим границам неконкурентность полностью исчезает. А если границы нарушены, и в зрительном зале больше зрителей, чем мест (например, на премьерном спектакле они могут сидеть в проходе зрительного зала, на ступенях), тогда наступает значительное уменьшение потребления каждого из находящихся в зрительном зале по сравнению с тем объемом, который соответствует уровню цены билета.

Помимо ограниченной неконкурентности смешанным благам присуща ограниченная неисключаемость, которая свидетельствует о том, что в процессе потребления блага часть полезного (вредного) эффекта, достается другому субъекту, не заказывавшему благо и не платившему за него. Обеспечить полную исключаемость при производстве смешанных благ невозможно. Та часть эффекта производимого блага, которую получает не заказывавший ее субъект, называется внешним эффектом. Так, полезность театральной услуги в виде эстетического удовольствия и развития, художественного образования, которое получил зритель, может быть в определенной мере передана им людям, не видевшим спектакль, но входящих в его окружение. Круг получателей полезности театрального спектакля в этом случае шире, чем число зрителей спектакля.

Внешние эффекты различают по масштабам (локальный, национальный, мировой), долгосрочности воздействия (кратковременный, долговременный); выделяют также положительные (например, эффект укрепления здоровья, повышения образовательного уровня населения) и отрицательные (например, ущерб окружающей среде от экологически несовершенных производств) эффекты.

Степень конкурентности (неконкурентности) и исключаемости (неисключаемости) различна у разных смешанных благ, поэтому группа этих благ многочисленна. Среди них выделяют такую разновидность, как merit goods, толкование перевода которых отличается разнообразием: их называют социально значимыми, заслуженными; благами, обладающими особыми достоинствами, и благами, истинная ценность которых потребителям неизвестна. Это такие блага, при производстве которых в связи с низким уровнем исключаемости создается значительный положительный внешний эффект. Социально значимые блага общество желало бы сделать обязательными для своих членов. Спрос на эти блага со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом», поэтому государство побуждает индивидуумов к увеличению потребления этих благ, во-первых, с помощью бюджетных расходов, т.е. предоставляя определенные блага бесплатно (например, услуги библиотек); во-вторых, организуя деятельность благоворителей, предоставляющих гранты создателям благ.

К социально значимым благам, наряду с благами образования и здравоохранения, относятся блага культуры. Значительность положительного эффекта производства и потребления благ культуры определяется его направленностью (формирование и развитие общественного сознания), масштабностью (конечным потребителем является все общество), долговременностью воздействия (сохраняется и передается поколениями).

В связи со значительной исключаемостью социально значимых благ, с одной стороны, и наличием огромного внешнего эффекта, с другой стороны, производство социально значимых благ осуществляется совместными усилиями государства и частного сектора. Например, сложившиеся пропорции государственного и частного участия в производстве благ культуры на российском рынке таковы, что государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого (конституционного)1 уровня благ культуры с помощью государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. В то же время частные производители культурных благ обеспечивают предоставление благ сверх общественно необходимого уровня. В связи с этим, государство и муниципальные образования учреждают и финансируют библиотеки, музеи, театры, филармонии, частный сектор – шоу-программы, видеосалоны, казино, кинотеатры.

Выводы

1. Продукты отрасли культуры, культурные блага, являются средствами удовлетворения потребности в художественной деятельности. Содержанием культурных благ являются художественные образы. Производство культурных благ технологически основывается на законах художественного творчества. Это позволяет идентифицировать отрасль культуры в системе общественного производства как область производства и потребления культурных благ.

2. С позиций содержания создаваемых продуктов в отрасли выделяют две подотрасли: искусство, где создаются культурные блага новой образной формы, и культурное просвещение, где производятся культурные блага на основе использования образной формы, ранее созданной в подотрасли искусства.

3. Многообразным видам культурных благ свойственны такие черты: отсутствие объективных критериев качества, его неизмеримость и дифференциация, комплексность воздействия, неопределенность результатов потребления, значительное влияние фактора времени, отсутствие жизненно важных (физиологических) мотивов, прямой экономической выгоды в потреблении и административного принуждения к нему, использование в производстве естественной производительной силытворческих способностей работника.

4. С точки зрения экономической формы продукция отрасли представлена товарами (картины, скульптуры, материальные носители прав интеллектуальной собственности и т.д.), чистыми услугами (спектакли, концерты, киносеансы, книговыдачи и т.д.), материальными услугами (реставрация). Услуга – преобладающая форма продукции культуры и конечный результат большинства видов культурного производства.

5. Продукция культуры относится к общественным и социально значимым благам. Государство и муниципальные образования финансируют производство общественных благ культуры – массовых театрализованных праздников, памятников градостроительства, архитектуры и т.д. Социально значимые блага культуры (услуги библиотек, театров, концертных залов и т.п.) финансируются совместными усилиями государственного и частного сектора, при этом государство обеспечивает некий общественно необходимый уровень производства этих благ.

6. Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

В экономической теории рынком называется совокупность экономических отношений, возникающих при взаимодействии по­купателей и продавцов в процессе осуществления торговых сделок. И если отрасль - это объединение (группа) производителей схожих товаров и услуг, то рынок - механизм их взаимодействия друг с другом и с потребителями продукции, приводящий к обмену. Таким образом, характеристика отрасли позволяет установить базовые ус­ловия поведения производителей (тип продукта, технологию и мас­штабы его производства и размещение, эластичность спроса), а ха­рактеристика рынка дает возможность показать и объяснить это по­ведение: выявить цели производителей, тактику ценообразования, стратегию конкурентной борьбы, ее эффективность, прибыльность производства продукта.

В теории отраслевых рынков структуру того или иного от­раслевого рынка устанавливают на основе определенных критериев и их параметров. Рассмотрим их применительно к рынку продукции культуры.

а) Численность покупателей и степень их влияния на установление рыночной цены. Численность индивидуальных покупателей на рынке культуры велика. Объем покупок каждого мал по отношению к размеру рын­ка, поэтому индивидуальные покупатели не оказывают влияние на установление цены.

Государственный (муниципальный) орган культуры - покупа­тель неразобщенный. На рынке определенной территории (государ­ства в целом, муниципального образования) он является единствен­ным заказчиком общественных и социально значимых благ культу­ры от лица сообщества. Эта ситуация на рынке, при которой отсут­ствует конкуренция покупателей, в экономической теории называет­ся монопсонией.

Спрос монопсониста - единственного покупателя - имеет значительное влияние на установление цены. А в рассматриваемой ситуации, когда монопсонист - государственный орган управления, спрос базируется на отношениях административного подчинения.

б) Численность продавцов и степень их влияния на установление рыночной цены. Для рынков услуг (а именно услуги являются основной фор­мой продукции культуры) характерна пространственная локализация. Основные свойства услуги - единство времени и места, невоз­можность транспортировки и хранения - вынуждают их продавцов (производителей) находиться в непосредственной близости к потре­бителю. В этих условиях вокруг продавца формируется определен­ный круг покупателей его продукции, для которых продавец высту­пает как монополист. Речь идет о территориальной монополии, ко­торая складывается, например, в определенном населенном пункте (микрорайоне города, селе и т.д.) в отношении услуг местной биб­лиотеки, парка культуры, музея, кинотеатра.



Более того: государство как главный субъект размещения ор­ганизаций культуры, реализуя конституционное право граждан на пользование достижениями культуры, стремится равномерно рас­средоточить организации культуры в соответствии с размещением населения и тем самым целенаправленно создает зоны территори­альной монополии. В результате каждый районный город обяза­тельно имеет один краеведческий музей, областной город - один цирк и театр кукол, город республиканского подчинения - театр оперы и балета и т.д. Каждая из названных организаций является единственной на своем рынке, и даже если появляются другие про­давцы аналогичных услуг, например, частный театр, частная гале­рея, завоевать сложившийся рынок, полностью переключить на себя потребителей им вряд ли удается.

В больших городах производителей (продавцов) продукции одного вида может быть несколько, и для потребителей с недиффе­ренцированными потребностями их продукция будет воспринимать­ся как услуги-субституты. Однако и в этой ситуации объем продаж каждого продавца достаточно велик по отношению к размеру рынка.

Для потребителей культуры с дифференцированными художе­ственными (культурными) пристрастиями рынок одного вида куль­турных продуктов в большом городе будет замыкаться на одном­-двух продавцах (организациях или частных лицах).

Такая локализация будет вызвана не пространственным рас­положением продавцов услуги, а ее качеством и приверженностью к нему покупателя (услуга-предпочтение).

Таким образом, локализация рынка культуры, связана она с месторасположением производителя/покупателя или с дифферен­циацией продукта, его особым, уникальным для потребителя каче­ством, будет означать, что в границах этого рынка число продавцов находится в интервале «один-несколько», объем продаж каждого - в интервале «100% - достаточно велик», а степень влияния продавца на цену в интервале «цену устанавливает продавец - продавцы име­ют возможность воздействовать на установление цены».

в) Условия входа на рынок. Условия входа на рынок той или иной отрасли связаны с отсутствием/наличием барьеров вступления на рынок новых произ­водителей, позволяющим (затрудняющим) организацию нового производства. Под барьерами входа понимаются все факторы объектив­ного или субъективного характера, которые препятствуют новым предприятиям организовать производство.

Для вступления на рынок культуры новых производителей имеются определенные ограничения:

–ограничение спроса рынка культуры (емкости рынка), свя­занное с низкой платежеспособностью российского населения, а также подчиненный характер культурных потребностей по отноше­нию к базовым, физиологическим потребностям, является серьез­ным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурен­тами и делает данный рынок в целом малопривлекательным по при­чине низкого уровня прибыльности И высокого уровня инвестици­онного риска;

Необходимо так разделить культурные блага на группы, чтобы удалось обнаружить присущие им различия сточки зрения социальных интересов, с позиции способности этих благ удовлетворять специфические потребности общества.

Нет нужды тратить усилия на описание частного и коммунального культурного блага . Очевидно, что существуют и такие продукты культурной деятельности. К примеру, большинство товаров и услуг шоу-бизнеса без всякого риска ошибиться можно отнести именно к частным благам. И точно так же среди множества телевизионных программ можно легко обнаружить коммунальные блага с нулевыми предельными издержками и ненулевой индивидуальной полезностью. Отличительной чертой частных и коммунальных культурных благ, как и их аналогов из других секторов экономики, является то, что они не имеют социальной полезности. Учитывая это, можно утверждать, что в производстве и потреблении подобных благ государство участия не принимает, а потому в контексте решения основного вопроса экономики культуры - поддержки культурной деятельности - они не представляют особого интереса.

Противоположная ситуация складывается со смешанными, смешанными коммунальными и социальными культурными благами . В качестве примера смешанных благ назовем театральные услуги, обладающие индивидуальной и социальной полезностью. Демонстрируемый по государственному телевидению фильм может служить примером смешанного коммунального блага, имеющего кроме индивидуальной и социальной полезности еще и свойство коммунальное, - никто из телезрителей не может быть исключен из потребления данного блага, налицо отсутствие соперничества между ними.

Так же существует еще одна специфическая группа товаров и услуг, как социальные культурные блага , потребителем которых является исключительно государство. Напомним, что товары и услуги этой группы не входят ни в одну из индивидуальных функций полезности и в принципе не предназначены для индивидуального потребления. Именно к таким благам следует отнести значительную, а может быть, и преобладающую часть результатов культурной деятельности, связанную с сохранением культурного наследия. Речь идет о ежедневной и ежечасной работе музеев, книжных хранилищ, архивов, реставрационных организаций и т. п. Сюда же можно отнести создание новых театральных постановок и музыкальных программ, имеющих значение для самого искусства и часто не вызывающих интереса у конкретных зрителей и слушателей, а иногда и вовсе остающихся лишь в «лабораторном виде», не выходя за рамки репетиционного процесса. Заказчиком, а часто и единственным потребителем таких благ также является государство.

Имея в виду существующие взаимосвязи товаров и услуг с социальными интересами, целесообразно выделить среди них и более узкий сегмент, включающий только три вида культурных благ : смешанные и смешанные коммунальные продукты культуры, обладающие одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальные культурные блага, имеющие лишь социальную полезность. Производство и потребление этих благ, способных удовлетворять не выявляемые рыночным путем интересы общества, в соответствии с буквой и смыслом законов экономической социодинамики обязано поддерживать государство.


14) Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культур­ных потребностей на основе:

v социально-культурной программы общества (изложенной в право­вых документах государства) и стратегических обще­ственных установок с учетом социально-экономической, возрастной, территориальной структуры общества, идейно-содержательной направленности, видовой структуры, экономических инструментов (финансирования на ос­нове общественного потребления);

v строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры , структура которых в значительной мере предопределяет возможные направления формирования и удовлетворения культурных потребностей;

v воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей;

v экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий сту­дентам творческих учебных заведений);

v законодательных актов , способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям долгосрочной культурной политики государства.

предложения пред­метов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:

v эстетическое воздействие на формирование объема и структуры пред­ложения, исходя из издательских, постановочных и других планов, планов по каждому отдельному виду культурно-просветительной деятельности

v экономические инструменты, регулирующие выбор наиболее эффективного варианта осуществления поставленных задач: планирование, финан­сирование (инвестиционная политика), система материальной заинте­ресованности отдельных работников и целых

v 15) Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:

v системы среднего образования и школьного воспитания ;

v системы внешкольного коллективного и индивидуального эстети­ческого воспитания ,

v существующей практики удовлетворения культурных потребнос­тей , особенно посредством творческой деятельности;

v социально-экономической политики общества : путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения.

Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:

Актуализации долгосрочных факторов, определяющих спрос на пред­меты культурных потребностей

Экономических инструментов (политика в области ценообразования)

Режима работы учреждений культуры и организации доступа к куль­турным ценностям (пропаганда, абонементы, доставка и т. п.)

Маркетинговой и информационной политики (реклама, критика и т. д.)

Законодательно-организационных мер

16) Управленчес­кий цикл. С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, плано­мерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности. Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленчес­кий цикл.

Первый этап - сбор и обработка социокультурной информации , изучение состояния объекта в данный момент.

Второй этап - анализ обработанной социо­культурной информации, ее систематизация и на этой основе - постановка целей и задач.

Третий этап - учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития.

Четвертый этап - разработка путей передачи социокультур­ной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки.

Пятый этап - непосредственная реализация программы развития.

Шестой этап - контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокуп­ности с социально-экономическими особенностями данного кон­кретного региона.

Седьмой этап - осуществление коррек­тирующих воздействий на осно­ве контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий.

Последний, восьмой этап - оценка результатов деятель­ности и планирование нового управленческого цикла .

17) Регламентация - это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда .

По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы ; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации , ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива Проблема скоординированности и внесения изменений в регламентацию

Обеспечение социальной солидарности в современных обществах связано с целым рядом проблем.

Во-первых, регламентация содержит многочисленные несогласованности, нестыковки, внутренние противоречия . С этим постоянно приходится сталкиваться. Во-вторых, в ней полно лакун (или попросту дыр), которые есть в любом законодательстве и которыми пользуются самые разные люди - от очень передовых предпринимателей, строящих уже знакомые нам “схемы”, до очень плохих бандитов, делающих там свой маленький бизнес. В третьих, что самое главное, центральной проблемой является проблема внесения изменений .

Просмотры: 3 663

Результаты труда в культуре

Можно развести конечный общественно значимый результат (социальный эффект) культуры, который не поддается прямому измерению, и непосредственный результат деятельности организаций культуры - продукт. Так, для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации - концерт, для цирка - представление, для кинотеатра - сеанс, для библиотеки - выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг.

Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ.

Культурное благо - это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.)

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества (отсутствие конкуренции) в потреблении.

Неисключаемость - невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество в потреблении - потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим.

В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага.

Общественное (социальное) благо - благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

Частное благо - благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция мериторных благ (мериторика)

Термин мериторные блага («merit goods») был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях.

Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом» и стимулируется государством.

Концепция экономической социодинамики (Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн).

Эта концепция основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности {несводимость потребностей). Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип комплементарности (взаимодополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальное™, соединяющее в себе признаки неиключаемости и несоперничества в потреблении. В результате получена следующая типология культурных благ.

  • Частное благо (обладает индивидуальной полезностью).
  • Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью).
  • Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).
  • Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

Услуга - основная форма культурного блага

Услуга культуры - культурное благо, целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере культуры.

Особенностями услуг культуры являются:

  • - нематериальный характер производимого эффекта;
  • - активное участие потребителя в производстве услуг;
  • - воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;
  • - пространственно-временная локализация услуг.

Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, «неразборчивого» потребителя.

Семинар 3. Вопрос №1.

Понятие и содержание культурных благ.

Блага – средства удовлетворения потребностей людей.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ. Блага можно классифицировать на материальные (естественные дары природы и продукты производства) и нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование и, в частности, в сфере культуры.

Культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Специфической формой культурного блага являются товары и услуги, т.е. деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом. Услуги культуры подразделяются на два вида: услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т.д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю); услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т.д.

Экономическая сущность культурных благ.

Культурное благо не относится к стандартным рыночным товарам – каждый объект культуры уникален. Значительная часть культурных благ обладает свойством неисчерпаемости, следовательно, их можно отнести к общественным благам. Следовательно, производство этих благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц имеющих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ, например, спонсоров и меценатов.

Наряду с ценностями непосредственного использования (эстетическое наслаждение, получение знаний, развлечение, самовыражение) культурные блага обладают ценностями, не связанными с текущим потреблением. Это правило действует и в отношении культурных благ, которые обладают ценностью существования, ценностью отложенной выгоды и ценностью наследования. Люди, которые в настоящий момент не потребляют культурные блага, ценят возможность их потребления в будущем (ценность отложенной выгоды), ценят доступность и многообразие культурных благ для своих детей и будущих поколений (ценность наследования). При этом ценности культурных благ, не связанные с их потреблением, не выражаются в ценах и не оплачиваются на рынке, поэтому без государственной поддержки объем производства культурных благ будет меньше оптимального. Например, экономическая ценность нематериального культурного блага (чувство вкуса, талант) при оценке через рыночный механизм равна нулю в силу невозможности его продать. Однако, те блага, которые производят с помощью нематериальных активов, имеют и экономическую, и культурную ценности. Культурная ценность благ отражает не только их эстетическое значение (например, художественную форму объекта, красоту, гармонию), но и ряд символических и социальных аспектов, следовательно, при оценке культурных благ должны учитываться символическая (идеи, смыслы, впечатления) и социальная ценности культурных благ.

Основная проблема при оценке культурных благ заключается в необходимости денежной оценки нерыночных благ и символических категорий, присущих культурным благам - моральных, нравственных, эстетических, художественных. Затрудняет оценку и то обстоятельство, что неизвестны влияние результатов культурной деятельности на отдельных потребителей и социальные отношения, а также все выгоды, приносимые культурным благом.