Россия и индия подписали военные контракты на миллиарды. Индия закупит оружие у россии, несмотря на угрозу американских санкций

Военное сотрудничество России и Индии переживает ренессанс

В 2015 году Индия стала вторым по объёму покупателем российского оружия – общая сумма контрактов составила почти 5,5 млрд . долларов. Причём, отрыв от третьего места, занятого Китаем, составил чуть менее 3 млрд. долларов – китайцы купили российского оружия «всего» на 2,6 млрд . долларов (больше всех русского оружия покупает Саудовская Аравия . – Ред .).

Как так выходит, что Индия, в отношениях с которой у России были и не самые лучшие времена, уверенно обходит «традиционного» покупателя российского оружия – Китай, на который сегодня российскими патриотами возлагается столько надежд?

Индийские внешнеполитические реалии

Как бы ни казалось обывателю, что в Индии царит идиллия, там тепло, и индусы только и делают, что танцуют, положение на международной арене у второй по численности населения страны сегодня довольно опасное по двум причинам.

Причина номер один – соседство с Пакистаном , некогда бывшим вместе с Индией единой страной, но отделившимся в силу отличий, главным из которых является религия: индийцы являются приверженцами индуизма и буддизма, пакистанцы же исповедуют ислам . Более того, развод Индии и Пакистана вышел довольно кровавым и завершился в итоге тем, что и Нью-Дели, и Исламабад обзавелись ядерным оружием.

Проблем добавляют и нынешние пакистанские проблемы: с 1979 года, с момента ввода в Афганистан ограниченного контингента, в Пакистане надёжно прописались радикальные исламисты-террористы различного толка. И если изначально они хотя бы формально контролировались из Вашингтона и Исламабада, то сейчас на северные территории Пакистана армия не рискует даже заходить.

К тому же террористы периодически просачиваются и в саму Индию – вспомним серию кровавых терактов в Мумбаи в 2008.

Поэтому для собственной же безопасности (а если дела в Пакистане пойдут совсем плохо – то и для захвата пакистанского ядерного оружия) Индии необходимо иметь собственные мощные вооружённые силы, причём, настолько мощные, чтобы США , являющиеся союзниками Пакистана, не рискнули вмешаться в операцию.

Проблемой Индии номер два на международной арене является Китай . Отношения между двумя самыми густонаселёнными странами в мире осложняются рядом вопросов, связанных со статусом Тибета и некоторыми другими пограничными территориями. Причём статус пограничных территорий настолько важен для двух сторон, что во второй половине XX века дошло до трёх пограничных войн между Китаем и Индией: в 1962, 1967 и 1987.

К тому же, в последнее время Китай активно налаживает отношения с Пакистаном – примером тому служит осенний визит Ху Цзиньтао в Пакистан и подписание нескольких важных контрактов.

Советско-индийское сотрудничество

Нынешние риски Индии на международной арене имеют объективные исторические причины. Когда Британская империя разваливалась на части после Второй мировой войны , британцы уходили по-английски – не попрощавшись и оставляя молодым и независимым странам кучу проблем. Достаточно вспомнить израильско-палестинское разделение. Индии же в наследство осталось сразу три проблемы: вопрос независимости Пакистана, вопрос о принадлежности Кашмира и вопрос уточнения границ с Непалом, Бутаном, Мьянмой и Китаем.

Кто знает, чем бы закончились для страны эти противоречия, если бы на помощь Индии в середине пятидесятых годов не пришёл Советский Союз , с которым практически мгновенно началось активное сотрудничество по многим направлениям.

Причём, сотрудничество это было обоюдовыгодно – СССР находил нового союзника в регионе взамен Китая, который стал Союзу враждебным после XX съезда КПСС и развенчания «культа личности» И.В. Сталина, а Индия получала мощного союзника в мире, который помогал отстраивать промышленность и помогал с вооружением армии.

Военно-техническое сотрудничество России и Индии

На сегодняшний день военно-техническое сотрудничество в области поставок российской техники в Индию по видам вооружений следующее.

Для нужд индийского флота российские кораблестроители построили несколько фрегатов (почти все они строились в Калининграде), подводных лодок, достроили и переоборудовали в соответствии с индийскими требованиями тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» , который теперь служит в индийских ВМС под именем «Викрамадитья».

Причём в последнем случае был заключён контракт «полного цикла»: помимо самого корабля, Россия продала Индии необходимое количество самолётов палубной авиации (обойдя здесь британцев с их истребителями «Harrier» ), вооружения и радиоэлектронного комплекса.

Также сейчас в составе индийского флота служит переданная по лизинговому соглашению подводная лодка К-152 «Нерпа»

Но самые крупные контракты заключались отнюдь не для флота, Индия является одним из крупнейших в мире покупателей российской бронетехники и авиации.

Так, Индия ещё в конце девяностых заинтересовалась покупкой российского Т-90 . После длительных переговоров и первой, «пробной» поставки танков в количестве 310 единиц (что уже является крупной поставкой), Индия приобрела лицензию на производство танков. Сегодня индийское правительство преследует цель – поставить в войска две тысячи машин Т-90С «Бхишма» (адаптированная для армии Индии модель Т-90).

В области авиации Индия приобретает корабельные истребители МиГ-29КУБ, истребители Су-30МКИ, самолёт ДЛРО А-50, вертолёты Ми-17В-5 и Ка-226Т.

При этом по всем пунктам, кроме А-50 (их было куплено всего три) и МиГ-29КУБ (42 машины + контракт на модернизацию 62 уже состоящих на вооружении Индии МиГ-29), количество техники исчисляется сотнями единиц. Например, контракт на Су-30МКИ был действительно многомиллиардным: Индия приобретала 272 машины (часть из них поставлялась напрямую из России, часть – собиралась на месте из готовых машинокомплектов). Общее количество поставленных Ми-17В-5 по двум выполненным контрактам равно 151 машине, Ка-226Т – 197 единиц.

Помимо этого, сегодня Индия активно интересуется российским стрелковым и лёгким оружием. Так, 29 марта этого года, стало известно о двух новых возможностях в поставках оружия.

«Рособоронэкспорт» и концерн «Калашников» объявили, что сейчас прорабатывается вопрос о продаже Индии лицензии и оборудования для производства автоматов Калашникова сотой серии. Об этом заявил замглавы «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.

«Направлены опытные образцы для испытаний, ждём результатов и готовы продолжить сотрудничество в этой сфере», – сказал он во время выступления на Defexpo India 2016 – одной из крупнейших выставок оружия в Индии. Такие объёмы обеспечивают многолетнее сотрудничество и, что более важно, при поставках в Индию, российские предприятия уверены в надёжности их контрактов.

Во-первых , индусы не отказываются от контрактов, как китайцы. Во-вторых , между Россией и Индией в 2005 году было подписано двухстороннее соглашение о взаимной охране интеллектуальной собственности, что гарантирует отсутствие в будущем ситуации, типичной для китайских заказов.

Пекин предпочитает сначала заключить контракт на пару десятков единиц техники, но затем, получив их несколько единиц, разорвать договорённости, заплатить неустойку и наладить у себя производство худшей по качеству и возможностям копии российской техники.

В свою очередь, надёжность и открытость в отношениях Москвы и Нью-Дели привели к появлению уникальных для России контрактов – на совместную разработку военной техники .

Первым подобным проектом стала разработка BrahMos – универсальной противокорабельной ракеты. Следующие контракты подобного рода были подписаны в области авиастроения – сейчас Россия и Индия совместно разрабатывают истребитель пятого поколения, который должен поступить на вооружение как Индии, так и России.

Также в 2012 году был подписан контракт на совместную разработку среднего транспортного самолёта . Как ожидается, в конце 2017 года состоится первый полёт нового транспортника.

Тень на отношениях

Случались, конечно, неприятные ситуации и в сотрудничестве России и Индии, связанные с особенностями индийского рынка вооружений. Несмотря на плотное сотрудничество с СССР и Россией , Индия всегда стремилась к диверсификации вооружения своей армии, иногда отказываясь ради этого от лучшей техники.

В 90-е годы российско-индийское военно-техническое сотрудничество вообще переживало не самые лучшие времена. Объёмы торговли тогда ужались до нескольких процентов в общих торговых показателях обеих стран и долгое время не восстанавливались:

«О тяжелых временах военно-технического сотрудничества России и Индии говорит как минимум то, что предыдущая долгосрочная программа ВТС, действовавшая в 1998-2010 гг., была малозаметной: основная часть контрактов и контактов между странами приходится либо на конец XX века (тот же «БраМос »), либо на второе десятилетие 2000-х».

Даже после начала очередного потепления в 2010-х не обходилось без «конфузов». Примером здесь может послужить история с индийским конкурсом на Medium Multi-Role Combat Aircraft (средний многофункциональный истребитель).

Тогда в конкурсе принимали участие все крупные производители истребителей: Россия (МиГ-35), США (F-16IN и F/A-18E/F Super Hornet), Франция (Rafale), ЕС (Eurofighter Typhoon) и Швеция (JAS 39 NG(IN). Конкурс был довольно привлекательным для производителей – индийцы хотели заключить контракт на поставку 126 единиц. МиГ-35 выбыл из соревнований по странным причинам – якобы, радар и двигатель не показали на испытаниях заявленных показателей, и победа досталась французам с «Рафалем».

Но в итоге, Индия так и не получила самолётов – в середине 2015 года контракт был разорван, а Индия задумалась о покупке российских МиГ-35.

В числе «шероховатостей» также можно упомянуть претензии Дели к проекту истребителя пятого поколения Т-50 или выход российской корпорации «Иркут» из совместного проекта создания военно-транспортного самолёта, постепенно остаются в прошлом.

Почему российское?

Но всё же, несмотря на некоторые провалы, Россия остаётся основным продавцом оружия в Индию. Причём, Индия охотно покупает российские вооружения и заказывает новые. Так почему Нью-Дели выбирает российское?

Точно нельзя быть настолько наивным, чтобы полагать, что основную роль в «потеплении» между странами в сфере ВТС способствовали только лишь «профильные причины» – рынок оружия никогда не абстрагировался от политических мотивов.

Да, наша техника надёжнее и проще , чем американская или европейская, и при этом стоит дешевле. Но сегодня ниша дешёвого оружия прочно занята Китаем , который постепенно вытесняет Россию с того же африканского рынка. Как показывает опыт взаимодействия России и Индии, наше оружие покупается по следующим причинам:

– Качество и надёжность . В климатических условиях Индии мало какое вооружение способно долго прослужить, но наша техника справляется с индийскими реалиями очень хорошо;

– Идеальное соотношение цена-качество ;

– Надёжность в поставках запчастей и боеприпасов . Как показывает история Ирана или ряда ближневосточных и латиноамериканских государств, при покупке оружия у тех же США, надо быть готовым к тому, что невообразимая стоимость запчастей и боеприпасов будет дополняться политическими условиями или же последовательным разжиганием гонки вооружений, как показывает история с поставками оружия Саудовской Аравии и Израилю одновременно;

– К тому же Россия согласна заключать контракты и на сборку вооружения и «на дому», что, например, стало одним из препятствий на пути поставок «Рафалей».

Вместо послесловия

Каждая поставка вооружений Китаю неминуемо вызывает сомнения. Как показывает история китайской дипломатии и экономики, вскоре характеристики и дешёвые копии новой российской техники становятся доступны любому желающему.

С Индией же такой ситуации ни разу не было и, более того, обе стороны весьма трепетно относятся к интеллектуальной собственности друг друга.

А лучшая дружба – эта та, где делить нечего. И поэтому, пока громогласно заявляется о новом российско-китайском проекте, Россия и Индия спокойно разрабатывают новые вооружения и ведут активную торговлю. Ведь делить, в отличие от Китая, Индии с Россией нечего.

Ну, а то, что Индия во всё усложняющейся международной обстановке обратилась именно к России и её вооружению – показатель качества и надёжности нашей страны, как поставщика вооружения, который, безусловно, создаёт положительную репутацию и идёт нам на руку. Ведь любой предприниматель знает, что наибольшую выгоду приносит постоянный клиент.

Прошедшая в Бангалоре 11-я международная выставка Aero India - 2017 продемонстрировала не только амбиции индийского руководства, но и сложности на пути военного укрепления державы, претендующей на лидерство в Азии. проблемные зоны оборонно-технической политики Индии прокомментировал заместитель директора .

Индикатор проблемы

На бангалорской выставке была обнародована информация, которая привносит новые штрихи в понимание текущей ситуации в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве (ВТС).

Согласно заявлению заместителя директора Владимира Дрожжова, на Индию приходится 16 процентов общего портфеля контрактных обязательств российских экспортеров вооружений. В частности, крупнейший из этих экспортеров, », по словам заместителя генерального директора компании Сергея Гореславского, имел на конец 2016 года обязательства перед Индией на сумму 4,6 миллиарда долларов, при этом заключив за прошлый год новых контрактов на два миллиарда.

Это говорит о том, что в настоящий момент сотрудничество с Индией ситуативно находится на относительно невысоком уровне. Еще в 2013-2014 годах годовая стоимость поставок в Индию достигала 4,7-4,8 миллиарда долларов, что составляло 28-30 процентов российского экспорта вооружений. Сравнивать стоимость поставок и их долю в экспорте со стоимостью заключенных контрактов и долей индийских заказов в общем портфеле не совсем корректно, но косвенно это сравнение свидетельствует, что 2015-2016 годы были не самыми плодотворными для российско-индийского ВТС.

Еще один индикатор - портфель заказов Китая, составлявший на конец прошлого года восемь миллиардов долларов, то есть впервые за десять лет, похоже, превысивший индийский.

Есть, впрочем, обоснованная надежда, что этот двух-трехлетний период останется локальной флуктуацией и в 2018-м (а может быть, и уже в текущем году) ситуация начнет приходить к норме, которая заключается в том, что доля Индии в общем портфеле должна составлять от 25 до 30 процентов.

В октябре прошлого года во время визита в Индию было подписано несколько межправительственных соглашений по ряду крупных проектов: по поставкам ЗРС С-400 и фрегатов проекта 11356 (типа Talwar), по организации лицензионного производства в Индии легких вертолетов Ка-226Т.

Эти проекты находятся в настоящее время на стадии коммерческих переговоров, и общая стоимость контрактов, когда и если они будут подписаны, составит предположительно 10 миллиардов долларов. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры относительно поставки еще одной партии вертолетов Ми-17В-5 (48 единиц) и 464 основных танков Т-90С, стоимость этих контрактов может достичь 3,5 миллиарда долларов.

И все же снижение темпа сотрудничества в 2015-2016 годах дает повод задуматься о том, что происходит на индийском рынке вооружений. Главные его особенности хорошо известны и давно описаны. Прежде всего индийский рынок большой, как минимум второй по емкости после саудовского. Во-вторых, сильно диверсифицированный по источникам импорта. В-третьих, он, по крайней мере на уровне риторики, ориентирован на получение не только современных вооружений, но и технологий, а также на локализацию производства на территории Индии.

Однако к настоящему времени накопилось достаточно свидетельств, чтобы дополнить эти общеизвестные факты чуть более глубоким и детальным рассмотрением.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Стагнация закупочного бюджета

Благодаря быстрому экономическому росту Индия имеет возможность высокими темпами наращивать и военный бюджет. Представленный на 2017/2018 финансовый год (начинается 1 апреля 2017 года) бюджет центрального правительства предусматривает военные расходы в размере 3 триллионов 599 миллиардов рупий, что по текущему курсу эквивалентно 53,5 миллиарда долларов.

Это на 12 процентов превышает показатель прошлого года и означает, что Индия обладает четвертым по номиналу военным бюджетом после США, КНР и Великобритании. Есть все основания полагать, что в ближайшем будущем Индия обойдет по этому параметру Великобританию и войдет в тройку государств с самым большим военным бюджетом в мире. Для сравнения: еще двадцать лет назад Индия занимала 13-е место по размерам военных расходов - на уровне Голландии или Испании.

Однако более детальный анализ показывает, что в структуре военного бюджета опережающими темпами растут затраты на персонал (прежде всего зарплаты), а самый большой прирост приходится на пенсии уволенных в запас военнослужащих. Последнее обусловлено проведением реформы One Rank One Pension (OROP), в рамках которой пенсионные выплаты уравниваются для всех категорий военнослужащих одного звания вне зависимости от даты их выхода в отставку. Две эти статьи в бюджете растут на 30-50 процентов в год.

Еще один заметный источник расходов, съедающий их рост, - формирование XXVII горного корпуса численностью до 90 тысяч человек, который должен быть развернут на границе с Китаем. На это выделяется почти 650 миллиардов рупий (9,7 миллиарда долларов).

В то же время этот завидный рост военных расходов не влечет за собой увеличения ассигнований на закупки вооружений и военной техники. Этот показатель стагнирует на протяжении уже трех-четырех лет, а в отдельные годы и по отдельным позициям сокращается, иногда весьма значительно. Так, расходы по статье «крупные закупки» в 2016/2017 финансовом году снизились по сравнению с 2015/2016 годом на 9,4 процента (с 774 миллиардов до 704 миллиардов рупий). Падение «крупных закупок» для сухопутных войск составило 1,8 процента, для ВМС - 12,2 процента, а для ВВС - 12,5 процента.

В этом контексте не приходится удивляться, что коммерческие переговоры по истребителям Rafale длились почти пять лет, а их результатом стала закупка всего 36 самолетов вместо 126, планировавшихся в тендере MMRCA. И годовая контрактация «Рособоронэкспорта» на уровне в два миллиарда долларов в 2016 году начинает выглядеть не как удовлетворительный, хотя и невыразительный результат, а как вполне себе неплохое достижение.

Фото: imago stock&people / Globallookpress.com

Амбиции и реальность

И вот на фоне стагнации закупочного бюджета отчетливо наблюдается алогичная тенденция к сдвигу индийского спроса в более высокую ценовую нишу. Примерно с 2008 года, когда были размещены первые крупные заказы ошеломляюще дорогих американских самолетов, индийские военные входят во вкус приобретения предельно высокотехнологичных систем. Проблема заключается в том, что из-за их немыслимой стоимости количество таких вооружений неизбежно оказывается ограниченным.

Так, за последние 10 лет были куплены 13 средних военно-транспортных самолетов (ВТС) С-130J по цене в среднем около 160 миллионов долларов за единицу, 10 тяжелых ВТС С-17А по 410 миллионов каждый и 12 противолодочных самолетов P-8I по 260 миллионов. Каждый Rafale обойдется Индии в 91-94 миллиона евро. Для сравнения: цена Су-30МКИ, произведенного на заводе HAL по контракту 2012 года, - около 55 миллионов долларов. При этом деньги, потраченные на производство Су-30МКИ по четвертой фазе лицензионного производства, остаются по большей части в Индии.

Такое изменение закупочной политики - стремление покупать самое дорогое и престижное при одновременной стагнации закупочного бюджета - можно объяснить только завышенной оценкой собственных возможностей, спровоцированной длительным экономическим ростом и сближением с США. Это породило у индийского политического истеблишмента и интеллектуальной элиты самую настоящую эйфорию. Конечно, статус третьей экономики мира, самый высокий среди крупных экономик рост (превысивший в прошлом году китайский) и ощущение собственной незаменимости для США в нарастающем американо-китайском противостоянии может вскружить голову кому угодно.

В сущности, это частный случай того, что американский политолог и историк назвал «великодержавным аутизмом». Некоторые последствия такой не подкрепленной ресурсами иррациональной амбициозности видны уже сейчас. Налицо не только количественное отставание от КНР, но и наблюдаются признаки отставания качественного.

Более того, под угрозой размывания оказывается достигнутое в прошлом веке абсолютное доминирование индийских вооруженных сил над Пакистаном. Пока Индия почти полтора десятилетия проводила тендер MMRCA, Пакистан нарастил группировку самолетов F-16 и FC-1 до 70 единиц по каждому типу, и если бы не закупка 272 Су-30МКИ, сейчас уже стоял бы вопрос о том, что ВВС Пакистана приближаются к паритету с IAF.

Из девяти оставшихся после гибели ПЛ Sindhurakshak лодок класса Kilo четыре прошли средний ремонт более 10 лет назад, а одна вообще не ремонтировалась. Только три лодки ремонтировались менее десяти лет назад, причем две из них - в Индии (с соответствующими последствиями для качества). Из четырех лодок немецкого проекта Type 1500 в боеспособном состоянии находятся в лучшем случае две. Головная лодка французского проекта Scorpene (S50 Kalvari) вступит в строй ВМС Индии не ранее 2018 года - 13 (!) лет спустя после подписания контракта на закупку шести таких субмарин. А Пакистан тем временем заказал 8 лодок в Китае и, если не будет ускорена программа вторых средних ремонтов лодок класса Kilo, может добиться на некоторое время паритета по боеготовым неатомным субмаринам.

Амбициозная инициатива Make in India пока остается не более чем лозунгом. Во всяком случае крупнейший контракт, подписанный после провозглашения этого лозунга, - приобретение истребителей Rafale - предусматривает прямую закупку и отказ от локализации производства в Индии. То же самое относится к закупкам в США, которые, правда, были осуществлены до перехода к этой политике. Вполне легитимное стремление максимально локализовать производство внутри Индии, которая стоит перед нетривиальной задачей - создавать каждый год по 10 миллионов рабочих мест, сталкивается с парализующими бюрократическими препонами, а также сложными, запутанными и противоречивыми процедурами.

Фактически, максимальн­ые результаты в реали­зации политики Make i­n India были получены­ лишь при сотрудничес­тве с СССР и Россией,­ причем задолго до пр­овозглашения данного ­принципа. И в целом именно росс­ийские предложения, ка­к никакие иные, наибол­ее полно отвечают сов­окупности таких требо­ваний, как приемлемая ­стоимость и эффективн­ость, удовлетворительные сроки реализации ­проектов, готовность ­индийских военных к б­ыстрому освоению техн­ики, а промышленников­ - к абсорбции технол­огий. Дорогие западны­е игрушки предназначены для с­тран, которые не соби­раются обеспечивать н­ациональную безопасно­сть собственными сред­ствами, а полагаются ­на западный же зонтик­ безопасности. Индия ­к числу таковых не от­носится.

Ранее сообщалось, что Россия перейдет в расчеты в национальных валютах вместо долларов со своими партнерами по военно-техническому сотрудничеству .

Контракт на поставку российских зенитных ракетных систем С-400 в Индию заключен в рублях, сообщил журналистам вице-премьер РФ Юрий Борисов .

"Контракт заключен в рублях", - сказал Борисов. Ранее сообщалось, что Россия перейдет в расчеты в национальных валютах вместо долларов со своими партнерами по военно-техническому сотрудничеству.

Контракт на поставку Индии зенитной ракетной системы С-400 "Триумф" был подписан во время визита президента РФ Владимира Путина в Индию . Как ранее отмечал в беседе с журналистами помощник главы российского государства Юрий Ушаков, в результате сделки "Индия получит современный комплекс ПВО, который превосходит по своим характеристикам аналогичные комплексы других стран".

Первые поставки С-400 Индии произойдут в течение двух лет , сообщил 17 октября глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Дмитрий Шугаев . Предполагается, что по контракту на сумму, эквивалентную свыше $5 млрд, Нью-Дели получит пять полковых комплектов системы.

Индия станет третьим зарубежным покупателем этих комплексов после Китая и Турции.

Москва. 5 октября. сайт - В пятницу Россия и Индия по результатам многолетних переговоров на поставку Дели новейшей зенитной ракетной системы дальнего действия С-400, сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Соглашение было подписано в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Индию.

Как ранее сообщали в Кремле, речь идет о поставке пяти полков ЗРС С-400 "Триумф", сумма сделки превышает $5 млрд.

Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев сообщил, что Россия с сегодняшнего дня приступает к реализации данного контракта. Производством систем занимается концерн ВКО "Алмаз Антей".

Михеев отметил, что данный контракт стал самым крупным за весь период военно-технического сотрудничества России и Индии и крупнейшим в истории "Рособоронэкспорта".

В свою очередь глава "Ростеха" Сергей Чемезов считает, что заключенная сделка - "это новая веха в истории военно-технического сотрудничества двух стран". "Достижение договоренности свидетельствует о высочайшем уровне доверия и понимания между Индией и Россией. Я уверен, что это соглашение также станет новым импульсом к укреплению и углублению сотрудничества в гражданских отраслях промышленности", - сказал С.Чемезов в пятницу журналистам.

Стороны пока не раскрыли сроки исполнения контракта, валюту, в которой будут производиться расчеты, и другие параметры сделки.

ЗРС дальнего действия С-400 "Триумф" (АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") предназначена для поражения самолетов стратегической и тактической авиации, баллистических ракет, гиперзвуковых целей и других средств воздушного нападения в условиях радиоэлектронного и других видов противодействия.

Система способна на дальности до 400 км поражать аэродинамические цели, а также на дальности до 60 км - баллистические цели, летящие со скоростями до 4,8 км/с на высотах от нескольких метров до нескольких десятков километров.

История переговоров

Предметно о твердом контракте на поставку С-400 в Индию начали говорить в 2016 году. В октябре этого года было о поставке Дели систем ПВО, оно было заключено в индийском штате Гоа по итогам встречи президента РФ Путина и премьера Индии Нарендры Моди.

На протяжении двух лет индийские и российские СМИ постоянно называли различные параметры будущей сделки. По некоторым данным, Индия хотела приобрести у России до 12 зенитных ракетных систем С-400. Об этом говорилось на официальном стенде программы Make in India ("Сделайте в Индии") на международной промышленной выставке "Иннопром" в Екатеринбурге (июль 2016 года).

Стороны заявляли о возможности подписания сделки в 2017-ом году, однако это не произошло.

В январе американское издание Defense News со ссылкой на Минобороны Индии сообщало, что на переговорах Индии с Россией о приобретении С-400 "Триумф" . "Россия запрашивает $5,5 млрд за пять комплектов (С-400 - ИФ) , а также высокую цену за обучение, и отказывается предоставлять технологии трех типов управляемых ракет", - сказал изданию неназванный источник в Минобороны Индии.

Другой представитель индийского оборонного ведомства, согласно публикации, заявил изданию, что окончательный контракт не будет подписан в ближайшее время, а Дели не заплатит за эти системы более $4,5 млрд.

В апреле этого года замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Владимир Дрожжов заявил, что Индия высказала пожелание снизить цену на поставку систем С-400. "Вопрос возможности снижения стоимости С-400 обсуждался на встрече с министром обороны Индии во время её визита в Москву в начале апреля", - отметил он.

Позднее глава службы Дмитрий Шугаев подтвердил, что цена на С-400 для Индии была снижена

Сделка "под дулом" санкций

США могут ввести против Индии за приобретение у России систем противовоздушной обороны С-400, но это не помешает реализации контракта, сообщил "Интерфаксу" в пятницу член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич.

США непредсказуемы и могут ввести санкции против Индии за покупку систем ПВО С-400, хотя такой шаг был бы нелогичным, также считает военный эксперт, глава Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Алексей Арбатов.

"Президент США Трамп, будучи непредсказуемым человеком, может ввести санкции в отношении Индии, имея в качестве цели шаги против России. Но это был бы не очень логичный шаг, он противоречил бы американским же интересам", - сказал "Интерфаксу" в пятницу Арбатов.

"По логике, США не должны вводить санкции против Индии из-за С-400. Это оборонительное оружие. Оно нужно Индии для защиты от Пакистана и Китая. США сейчас обостряют отношения с Китаем - с геополитической и стратегической точек зрения. Для США должно быть выгодно, что мы укрепляем оборону Индии", - сказал Арбатов.

В сентябре США ввели санкции в отношении Китая за приобретение российских зенитных систем С-400 и истребителей Су-35. Ограничительные меры были введены в рамках закона о санкциях CAATSA ("Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций"), направленного на сдерживание торговли Россией вооружением.

Перспективы ВТС России и Индии

Россия и Индия готовят новые крупные контракты на поставки вооружений, они могут быть подписаны в ближайшее время, заявил в пятницу глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.

"Рособоронэкспорт готов к сотрудничеству с Индией по любым направлениям. В высокой степени готовности находится ряд других крупных контрактов на поставку российских вооружений в Индию, и мы надеемся подписать их в ближайшее время", - сказал Михеев, чьи слова в пятницу привели в пресс-службе компании.

В 2015 году между Россией и Индией было подписано соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения. Согласно документу, холдинг "Вертолеты России" организует поставки в Индию и локализацию производства в этой стране российского вертолета Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 единиц, при этом из них не менее 140 машин будут произведены на мощностях совместного предприятия в Индии. Соглашение также предусматривает обслуживание, эксплуатацию, ремонт вертолетов и обеспечение их технического сопровождения.

Кроме того, сторонами обсуждается поставка 48 вертолетов Ми-17-В5. Твердые контракты по вертолетной тематике заключены пока не были.

В апреле сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация формирует предложение для участия МиГ-35 в индийском тендере на 110 истребителей на замену МиГ-21. Об этом сообщил "Интерфаксу" директор по военно-техническому сотрудничеству ОАК Виктор Чернов.

Кроме того, правительство Индии намерено подписать соглашение о приобретении у России четырех новых фрегатов проекта 11356 для ВМС страны. По данным индийских СМИ, общая стоимость проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.

На территории Индии может появиться завод про производству автоматов Калашникова. Стороны уже несколько лет обсуждают подобный проект, в настоящий момент Индия выбирает местную компанию, которая построит завод.

В прошлогоднем публичном годовом отчете "Уралвагонзавода" говорилось, что Россия заключила контракт на модернизацию одной тысячи танковТ-72 для Индии.

3 октября индийские СМИ сообщили, что армия Индии собирается закупить 1770 современных танков взаимен устаревших Т-72. Новейший российский танк Т-14 является ключевым кандидатом для этой сделки, оцениваемой в 4,5 млрд долларов.

Кроме того, по итогам визита был подписан меморандум между «Роскосмосом» и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в рамках пилотируемой космической программы и в области космической навигации. По словам гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, программа предусматривает подготовку трех индийских космонавтов, также будет оказана помощь в создании систем жизнеобеспечения индийского пилотируемого космического корабля. По мнению редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, «Индия доказала, что может развивать нормальную национальную космическую программу, но, возможно, в ее пилотируемой программе есть узкие места, которые и поможет решить Россия». В свое время в России были подготовлены и два китайских космонавта, однако «сотрудничество с Индией в области пилотируемой космонавтики может быть более основательным, поскольку базируется на межправительственных договоренностях», говорит эксперт.

Как сообщает сайт Кремля, помимо политической декларации и меморандума о сотрудничестве в космосе подписан также ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве и соглашение между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), компанией «Фосагро » и госкомпанией Indian Potash о совместных проектах в секторе минеральных удобрений. Оно предусматривает, как сообщается в пресс-релизе РФПИ, поставки удобрений производства «Фосагро» в Индию с 2019 по 2021 г. на сумму около $1 млрд.

Контракт на С-400 действительно можно считать самым крупным единичным контрактом в истории «Рособоронэкспорта» с момента его создания в 2000 г., отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но его историческое значение не только в этом. Индия заключила соглашение, несмотря на угрозу американских санкций по закону CAATSA, подчеркивает эксперт. Кроме того, поставка таких чувствительных систем говорит об особом политическом доверии между Россией и Индией, а также об открытии для России нового сегмента на индийском рынке вооружений, полагает Макиенко.

В то же время контракты на другие виды вооружений, межправительственные соглашения о поставке которых были заключены два года назад одновременно с соглашением по С-400, во время визита Путина подписаны не были. Как пояснил Песков, переговоры по контракту о поставке четырех фрегатов проекта 11356, который оценивался в $2,2 млрд, продолжатся. По словам человека, близкого к российской делегации, в ближайшей перспективе наиболее реалистично подписание именно этого контракта. А вот контракт на 48 вертолетов Ми-17В-1 на сумму $1,13 млрд может быть подписан в 2019 г. лишь по оптимистическим оценкам.-