Какая страна была до японии. Официальная история японии. век в истории Японии

Краткое описание Японии

Согласно преданию. Японская империя возникла в 660 году до н.э., когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевшими более высокий уровень цивилизации.
Япония - уникальная страна с самобытной культурой. Согласно источникам, уже в 660 году до н.э. здесь была образована империя, с чего и началась история Японии. Кратко описывая тот период, можно сказать лишь, что Япония успешно развивалась, не зная серьезных конфликтов и иноземных вторжений. Впрочем, цивилизация в Китае и Корее была развита лучше, поэтому японцы развивались под влиянием этих двух государств.
Именно из Кореи в 7 веке н.э. в стране распространился буддизм. Эта религия оказалась настолько популярной, что быстро вошла в ранг государственной. В XII веке Японию стали сотрясать конфликты, страной завладели военные диктаторы-сегуны. И хотя эти войны велись по законам чести, они, все же, были чрезвычайно кровавыми. Борьба между ними продолжалась вплоть до 1867 года, в то время последний сегун Токугава Есинобу отдал власть в руки императора Муцухито, который действовал в интересах европейских партнеров. До этого иностранцам практически был закрыт доступ в Японию. Объединившись под одной рукой, Япония провела несколько захватнических войн, а во второй мировой войны Япония сражалась на стороне Германии, начав свое участие с неожиданной атаки американскую базу Перл Харбор.
Участие в войне на стороне фашистов очень негативно сказалось на стране, император был лишен власти, а Япония не могла иметь собственную армию. Сегодня Япония - страна высоких технологий, некоторые даже называют Японию страной технократов. Она располагается на архипелаге, состоящем из нескольких крупных островов и множества мелких. Вместе они занимают 378 тыс. кв. км, на которых ютится около 129 млн. человек. Столицей является город Токио. Страна гармонично сочетает в себе ультрасовременные поезда и прекрасную природу. Здесь можно найти как города с огромным количеством небоскребов, так и тихие уголки, в которых посреди садов с цветущей сакурой таятся буддистские храмы.

На престол взошел мифический первоимператор

Император Дзимму. 1839-1892 годы

Wikimedia Commons

Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшествия на престол мифического первоимпе-ратора Дзимму, от которого якобы берет начало императорский род в Японии. В этот день Дзимму, потомок богини солнца Аматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием Касихара. Разумеется, ни о какой государственности в Японии того времени, равно как и о существовании Дзимму, да и самих японцев, говорить не приходится. Миф внедрялся в повседневность и становился частью истории. В первой полови-не XX века день интронизации Дзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молениях о благо-получии страны. В 1940 году Япония праздновала 2600 лет со дня основания империи. Из-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отка-заться от проведения Олимпийских игр и Всемирной выставки. Символом последней должен был стать лук Дзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе:

«Билось воинство Дзимму с врагом, билось, но никак одолеть его не могло. Тут внезапно небо заволокло тучами и посыпался град. И прилетел удивительный золотой коршун, и сел на верхний краешек государева лука. Коршун светился и сверкал, был он подобен молнии. Увидели это враги и пришли в полное смятение, уж и сил сражаться у них не стало». «Нихон сёки», свиток III.

После поражения Японии в 1945 году во Второй мировой войне к Дзимму обращаются крайне редко и осторожно ввиду сильной связи его образа с милитаризмом.

701 год

Составлен первый законодательный свод

Фрагмент кодекса «Тайхорё». 702 год

National Museum of Japanese History

В начале VIII века в Японии продолжается активная деятельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. Японская государственная модель имела образ-цом китайскую. Первый законодатель-ный свод Японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «Тайхорё». Его структура и отдельные положения опирались на китайские памятники правовой мысли, однако были и существенные отличия. Так, нормы уголовного права в японском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что связано и с культурными особенностями японского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихся и заменять физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себя ритуальной нечистоты кэгарэ , вызываемой смертью. Благодаря введению в действие свода «Тайхорё» историки именуют Японию VIII-IX веков «государством, основанным на законах». Несмотря на то что отдельные положения свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создания, формально никто не отменял его вплоть до принятия первой японской Конституции в 1889 году.

710 год

Основана первая постоянная столица Японии


Вид города Нара. 1868 год

Развитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создания постоянной столицы. До этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. Оставаться во дворце, оскверненном смертью предыдущего государя, считалось делом опасным. Но в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства. Первой постоянной столицей Японии стал город Нара. Место для его возведения было выбрано исходя из геомантических Геомантия, или фэншуй, — способ ориентирования построек в пространстве, при котором они располагались таким образом, чтобы получить максимальное количество положительной энергетики и избавиться от влияния отрицательной. представлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге обязательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор. По данным параметрам вмещающего ландшафта позже будут подбираться места для строительства не только городов, но и усадеб аристократов. Город Нара в плане представлял собой прямоугольник площадью 25 квадратных километров и копировал структуру китайской столицы Чанъань. Девять вертикальных и десять горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. Центральный проспект Судзаку тянулся с юга на север и упирался в ворота резиденции императора. Тэнно — титул японского императора — также являлся обозначением Полярной звезды, расположившейся неподвижно на севере небосвода. Как и звезда, император обозревал свои владения, находясь на севере столицы. Наибольшей престиж-ностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием для чиновника.

769 год

Попытка мягкого государственного переворота


Монах, бьющий в барабан. XVIII-XIX века

The Library of Congress

Политическая борьба в Японии приобретала различные формы в отдельные исторические периоды, но общим местом являлось отсутствие попыток занять престол со стороны тех, кто не принадлежал к император-скому роду. Единственным исключе-нием стал монах Докё. Будучи выход-цем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властителя страны. Выдвижение Докё было тем более удивительным, что социальная структура японского общества жестко детерминировала судьбу человека. При присвоении придворных рангов и распределении государственных должностей принадлежность к тому или иному роду играла определяющую роль. Докё появился в штате придворных монахов в начале 50-х годов. Монахи того времени не только обучались китайской грамоте, что было необходимо для чтения священных буддийских текстов, переведенных в Китае с санскрита, но и владели многими другими полезными навыками, в частности враче-ванием. За Докё утвердилась слава умелого целителя. Видимо, поэтому его направили в 761 году к захворавшей экс-императрице Кокэн. Монаху не только удалось исцелить бывшую императрицу, но и стать ее ближайшим советником. По утверждению сборника буддийских преданий «Нихон рёики», Докё из рода Югэ делил с императрицей одну подушку и управлял Поднебесной. Кокэн вторично восходит на престол под именем Сётоку и специально для Докё вводит новые должности, не предусмотренные законодательством и наделяв-шие монаха широчайшими полномочиями. Доверие императрицы по отноше-нию к Докё было безграничным до 769 года, когда тот, пользуясь верой в предсказания, заявил, что божество Хатиман из храма Уса пожелало, чтобы Докё стал новым императором. Императрица потребовала подтверждения слов оракула, и в этот раз Хатиман изрек следующее: «Со времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домом. Неправед-ный же да будет изгнан». После смерти императрицы в 770 году Докё был лишен всех рангов и должностей и выдворен из столицы, а настороженное отношение к буддийской церкви продлилось еще несколько десятилетий. Считается, что перенос столицы из Нары в Хэйан, окончательно осуществлен-ный в 794 году, был в том числе вызван стремлением государства избавиться от влияния буддийских школ — ни один из буддийских храмов не был перенесен в новую столицу из Нары.

866 год

Установление контроля над императорским родом

Актер Оноэ Мацусуке в роли самурая клана Фудзивара. Эстамп Кацукавы Сунсё. XVIII век

The Metropolitan Museum of Art

Наиболее действенным инструментом политической борьбы в традиционной Японии было обретение родственных связей с императорским домом и заня-тие должностей, позволявших дикто-вать собственную волю правителю. Больше других в этом преуспели представители рода Фудзивара, долгое время поставлявшие невест импера-торам, а с 866 года добившиеся монопольного права назначения на должности регентов сэссё и несколь-ко позже (с 887 года) — канцлеров кампаку . В 866 году Фудзивара Ёсифуса становится первым в японской истории регентом, не происходившим из императорского рода. Регенты действовали от имени малолетних императоров, не обладавших собственной политической волей, канцлеры представляли совершенно-летних правителей. Они не только контролировали текущие дела, но также определяли порядок престолонаследия, вынуждая наиболее активных правителей отрекаться в пользу малолетних наследников, имевших, как правило, родственные связи с Фудзивара. Наибольшей полноты власти регенты и канцлеры достигают к 967 году. Период с 967 по 1068 год получил в историо-графии название сэккан дзидай — «эпоха регентов и канцлеров». Со временем они утрачивают влияние, однако должно-сти не упраздняются. Для японской политической культуры характерно номи-нальное сохранение старых институтов власти при создании новых, дублирую-щих их функции.

894 год

Прекращение официальных отношений между Японией и Китаем

Сугавара Митидзанэ. XVIII век

The Library of Congress

Внешние контакты древней и раннесредневековой Японии с материковыми державами носили ограниченный характер. В основном это были обмены посольствами с государствами Корейского полуострова, государством Бохай Бохай (698-926) — первое государство тунгусоманьчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края и в северной части Корейского полуострова. и Китаем. В 894 году император Уда созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в Срединное государство Срединное государство — самоназвание Китая. . Чиновники, однако, советуют не отправлять посольство вовсе. Особенно на этом настаивал влиятельный политик и прославленный поэт Сугавара Митидзанэ. Основным аргументом была нестабильная политическая обстановка в Китае. С этого времени официальные отношения между Японией и Китаем надолго прекращаются. В исторической перспективе это решение имело множество последствий. Отсутствие прямого культурного влияния извне приводит к необходимости переосмысления заимствований, осуществленных в предыду-щее время, и выработке собственно японских культурных форм. Этот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начиная с архитектуры и заканчивая изящной словесностью. Китай перестает считаться образцовым государством, и впоследствии японские мыслители для обоснования уникальности и превосходства Японии над Срединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену правящих династий.

1087 год

Введение механизма отречения от престола

Система прямого императорского управления нехарактерна для Японии. Реальную политику осуществляют его советники, регенты, канцлеры и министры. Это, с одной стороны, лишает правящего императора многих полномочий, но, с другой стороны, делает невозможным критику его особы. Император, как правило, осуществляет сакральное управление государством. Бывали и исключения. Одним из способов, к которому прибегали императоры для обретения политических полномочий, был механизм отречения от престола, что позволяло правителю в случае передачи власти лояльному престолонаследнику осуществлять управление, не будучи скованным ритуальными обязательствами. В 1087 году император Сиракава отказывается от престола в пользу своего восьмилетнего сына Хорикавы, затем принимает постриг, однако продолжает управлять делами двора, уже будучи экс-императором. До самой смерти, настигшей его в 1129 году, Сиракава будет диктовать свою волю как правящим императорам, так и регентам и канцлерам из рода Фудзивара. Данный тип управления государством, осуществляемого отрекшимися императорами, получил название инсэй — «правление из молельни». Несмотря на то что правящий император обладал сакральным статусом, экс-император являлся главой рода, и согласно конфуцианскому учению его волю должны были соблюдать все младшие члены рода. Конфуцианский тип иерархических отношений был распространен и среди потомков синтоистских божеств.

1192 год

Установление в Японии двоевластия


Битва кланов Тайра и Минамото. 1862 год

Museum of Fine Arts, Boston

Военные профессии, как и силовые методы решения конфликтов, не обладали в традиционной Японии особым престижем. Предпочтение отдавалось гра-жданским чиновникам, знавшим грамоту и умевшим слагать стихи. Однако в XII веке ситуация меняется. На политическую арену выходят представители провинциальных военных домов, среди которых особым влиянием обладали Тайра и Минамото. Тайра удалось добиться ранее невозможного — Тайра Киёмори занял должность главного министра и сумел сделать своего внука императором. Недовольство Тайра со стороны других военных домов и представителей императорского рода достигает апогея в 1180 году, что приводит к затяжному военному конфликту, получившему название «война Тайра и Минамото». В 1185 году Минамото под руководством талантливого администратора и безжалостного политика Минамото Ёритомо одерживает победу. Однако вместо того, чтобы способствовать возвращению власти придворным аристократам и членам императорского рода, Минамото Ёритомо последовательно избавляется от конкурентов, добивается положения едино-личного лидера военных домов, а в 1192 году получает от императора назна-чение на должность сэйи тайсёгуна — «великого полководца, усмирителя варваров». С этого времени и вплоть до реставрации Мэйдзи в 1867-1868 годах в Японии устанавливается система двоевластия. Императоры продолжают отправлять ритуалы, а сёгуны, военные правители, проводят реальную политику, отвечают за внешние сношения и нередко вмешиваются во внутренние дела императорской семьи.

1281 год

Попытка завоевания Японии монголами


Поражение монголов в 1281 году. 1835-1836 годы

В 1266 году Хубилай-хан, покоривший Китай и основавший империю Юань, отправляет в Японию послание, в котором требует признать вассальную зависимость Японии. Ответа он не получил. Позже — безрезультатно — было направлено еще несколько похожих посланий. Хубилай приступил к подготовке военной экспедиции к берегам Японии, и осенью 1274 года флот империи Юань, включавший также корейские отряды, общей численностью в 30 тысяч человек разграбил острова Цусима и Ики и достиг залива Хаката. Японские войска уступали противнику и в численности, и в вооружении, однако до прямого военного столкновения практически не дошло. Налетевший шторм разметал корабли монголов, в результате чего им пришлось ретироваться. Хубилай предпринял вторую попытку по завоеванию Японии в 1281 году. Военные действия продолжались чуть больше недели, после чего повторились события семилетней давности: тайфун похоронил большую часть огромного флота монголов и планы по покорению Японии. С этими кампаниями связывают зарождение представлений о камикадзе , что дословно переводится как «божественный ветер». Для современного человека камикадзе — это в первую очередь пилоты-смертники, но само понятие гораздо древнее. Согласно средневековым представлениям, Япония являлась «страной божеств». Синтоистские божества, населявшие архипелаг, защищали его от внешнего вредоносного воздействия. Подтверждением этого стал «божественный ветер», дважды не позволивший Хубилаю покорить Японию.

1336 год

Раскол внутри императорского дома


Асикага Такаудзи. Около 1821 года

Harvard Art Museum

Традиционно считается, что японский императорский род никогда не прерывался. Это позволяет говорить о японской монархии как о самой древней в мире. В истории, однако, были периоды раскола правящей династии. Самый серьезный и продолжительный кризис, во время которого Японией правили одновременно два государя, был спровоцирован императором Годайго. В 1333 году усиливаются позиции военного дома Асикага во главе с Асикага Такаудзи. Император прибегал к его помощи в борьбе с сёгунатом. В награду Такаудзи сам пожелал занять должность сёгуна и контролировать действия Годайго. Политическая борьба принимает форму открытого военного противостояния, и в 1336 году войска Асикага разбивают императорскую армию. Годайго был вынужден отречься в пользу нового императора, удобного Асикага. Не желая мириться со сложившимися обстоятельствами, Годайго бежит в область Ёсино в провинции Ямато, где основывает так называемый Южный двор. До 1392 года в Японии будут параллельно существовать два центра власти — Северный двор в Киото и Южный двор в Ёсино. Оба двора имели своих императоров, назначали своих сёгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правителя. В 1391 году сёгун Асикага Ёсимицу предлагает Южному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. Предложение было принято, и конец расколу был положен, однако сёгунат не сдержал обещания: престол занимали представители Северного двора. В исторической перспективе данные события были восприняты крайне негативно. Так, в учебниках истории, написанных в период Мэйдзи, про Северный двор предпочитали умалчивать, именуя время с 1336 по 1392 год периодом Ёсино. Асикага Такаудзи преподносился как узурпатор и противник императора, тогда как Годайго описывался как идеальный правитель. Раскол внутри правящего дома воспринимался как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.

1467 год

Начало периода феодальной раздробленности

Ни сёгуны из династии Минамото, ни представители династии Асикага не были единоличными правителями, которым подчинялись все военные дома Японии. Нередко сёгун выступал арбитром в спорах, возникавших между провинциальными военными. Другой прерогативой сёгуна было назначение на должности военных губернаторов в провинциях. Должности становились наследственными, что служило обогащению отдельных кланов. Соперничество между военными домами за должности, а также борьба за право называться главой того или иного клана не обходила стороной и род Асикага. Неспособ-ность сёгуната разрешить накопившиеся противоречия вылилась в крупные военные столкновения, продолжавшиеся 10 лет. События 1467-1477 годов получили название «смута годов Онин — Буммэй». Киото, тогдашняя столица Японии, была практически разрушена, сёгунат Асикага утратил свои полно-мочия, страна лишилась центрального аппарата управления. Период с 1467 по 1573 год именуется «эпохой воюющих провинций». Отсутствие реального политического центра и усиление провинциальных военных домов, которые начинают издавать собственные законы и вводят новые системы рангов и должностей внутри своих владений, позволяют говорить о феодальной раздробленности в Японии этого времени.

1543 год

Прибытие первых европейцев

Португальская карта Японии. Около 1598 года

Первыми европейцами, ступившими на японскую землю, были два португальских торговца. 25-го дня 8-й луны 12 года Тэмбун (1543 год) китайскую джонку с двумя португаль-цами на борту прибило к южной оконечности острова Танэгасима. Переговоры между пришельцами и японцами велись письменно. Японские чиновники умели писать по‑китайски, но устной речи не понимали. Знаки рисовали прямо на песке. Удалось выяснить, что джонку случайно прибило к берегам Танэгасимы штормом, а эти странные люди — торговцы. Вскоре они были приняты в резиденции князя Токитака, правителя острова. Среди различных диковинных вещей они привезли мушкеты. Португальцы продемонстрировали способности огнестрельного оружия. Японцев поразил шум, дым и огневая мощь: цель была поражена с расстояния в 100 шагов. Два мушкета были тотчас куплены, а японским кузнецам поручили наладить собственное производство огнестрельного оружия. Уже в 1544 году в Японии было несколько оружейных мастерских. В дальнейшем контакты с европейцами приобрели интенсивный характер. Помимо оружия, они распространяли на архипелаге христианское вероучение. В 1549 году в Японию прибывает иезуитский миссионер Франциск Ксавье. Он и его ученики проводят активную прозелитскую деятельность и обращают в христианскую веру многих японских князей — даймё . Специфика религиозного сознания японцев предполагала спокойное отношение к вере. Принятие христианства не означало отказа от буддизма и от веры в синтоист-ских божеств. Впоследствии христианство в Японии было запрещено под стра-хом смертной казни, поскольку подрывало основы государственной власти и приводило к смутам и восстаниям против сёгуната.

1573 год

Начало объединения Японии

Среди исторических персонажей Японии, наверное, наиболее узнаваемыми являются полководцы, именуемые тремя великими объединителями. Это Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Считается, что их действия позволили преодолеть феодальную раздробленность и объединить страну под началом нового сёгуната, основателем которого стал Токугава Иэясу. Начало объединению положил Ода Нобунага — выдающийся полководец, которому удалось подчинить множество провинций благодаря таланту своих полковод-цев и умелому использованию европейского оружия в бою. В 1573 году он изгоняет Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из династии Асикага, из Киото, что делает возможным основание нового военного правительства. Согласно пословице, известной с XVII века, «Нобунага замесил тесто, Хидэёси испек пирог, а Иэясу его съел». Ни Нобунага, ни сменивший его Хидэёси не были сёгунами. Получить этот титул и обеспечить передачу его по наследству удалось только Токугава Иэясу, но без действий предшественников это было бы невозможным.

1592 год

Попытки военной экспансии на материк


Японский военачальник Като Киёмаса охотится на тигра во время пребывания в Корее. Эстамп 1896 года

Тоётоми Хидэёси не отличался знатностью происхождения, однако военные заслуги и политические интриги позволили ему стать самым влиятельным человеком в Японии. После смерти Ода Нобунага в 1582 году Хидэёси расправляется с военачальником Акэти Мицухидэ, предавшим Ода. Месть за господина многократно увеличила авторитет Тоётоми среди союзников, объединившихся под его началом. Ему удается подчинить оставшиеся провинции и сблизиться не только с главами военных домов, но и с импера-торским родом. В 1585 году он получает назначение на должность канцлера кампаку, которую до него занимали исключительно представители аристо-кратического рода Фудзивара. Теперь легитимность его действий обосновы-валась не только оружием, но и волей императора. После завершения объединения Японии Хидэёси предпринял попытку внешней экспансии на материк. Последний раз до этого японские войска участвовали в военных кампаниях на материке в далеком 663 году. Хидэёси планировал покорить Китай, Корею и Индию. Планам не суждено было сбыться. События с 1592 по 1598 год именуют Имджинской войной. В этот период войска Тоётоми вели -безуспешные сражения в Корее. После смерти Хидэёси в 1598 году экспедиционный корпус был в срочном порядке отозван в Японию. Вплоть до конца XIX века Япония не будет предпринимать попыток по военной экспансии на материк.

21 октября 1600 года

Завершение объединения Японии

Сёгун Токугава Иэясу. 1873 год

Art Gallery of Greater Victoria

Основателем третьей и последней династии сёгунов в японской истории стал полководец Токугава Иэясу. Титул сэйи тайсёгуна был пожалован ему императором в 1603 году. Занять положение главы военных домов Токугава позволила победа в битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 года. Все военные дома, сражавшиеся на стороне Токугава, стали именоваться фудай даймё , а противники — тодзама даймё . Первые получили во владение плодородные земли и возможность занимать государственные посты в новом сёгунате. Владения вторых были конфискованы и перераспределены. Тодзама даймё также были лишены возможности принимать участие в управлении государством, что приводило к недовольству политикой Токугава. Именно выходцы из числа тодзама даймё станут основной силой антисёгунской коалиции, которая осуществит реставрацию Мэйдзи в 1867-1868 годах. Битва при Сэкигахаре положила конец объединению Японии и сделала возможным установление сёгуната Токугава.

1639 год

Издание указа о закрытии страны


Схема осады замка Хара при подавлении восстания в Симабаре. XVII век

Wikimedia Commons

Период правления сёгунов династии Токугава, также именуемый периодом Эдо (1603-1867) по названию города (Эдо — современный Токио), где располагалась резиденция сёгунов, характеризуется относительной стабильностью и отсут-ствием серьезных военных конфликтов. Стабильность достигалась в том числе за счет отказа от внешних контактов. Начиная с Тоётоми Хидэёси, японские военные правители проводят последовательную политику по ограничению деятельности европейцев на архипелаге: запрещается христианство, ограничи-вается количество судов, которым разрешено прибывать в Японию. При сёгунах Токугава процесс по закрытию страны завершается. В 1639 году издается указ, по которому на территории Японии не дозволяется находиться никому из европейцев, исключая ограниченное количество голландских купцов. Годом ранее сёгунату пришлось столкнуться с трудностями при подавлении крестьянского восстания в Симабаре, проходившего под христианскими лозунгами. Японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. Серьезность намерений сёгуната подтвердилась в 1640 году, когда был арестован экипаж судна, прибывший в Нагасаки из Макао для возобновления отношений. 61 человек был казнен, а оставшиеся 13 — отправлены обратно. Политика самоизоляции продлится до середины XIX века.

1688 год

Начало культурного расцвета Японии


Карта города Эдо. 1680 год

East Asian Library — University of California, Berkeley

В правление сёгунов Токугава расцветает городская культура и развлечения. Всплеск творческой активности пришелся на годы Гэнроку (1688-1704). В это время создает свои произведения драматург Тикамацу Мондзаэмон, позже получивший прозвание «японский Шекспир», поэт Мацуо Басё, реформатор жанра хайку, а также литератор Ихара Сайкаку, прозванный европейцами «японским Боккаччо». Произведения Сайкаку носили светский характер и описывали повседневный быт горожан, нередко в юмористическом ключе. Годы Гэнроку считаются золотым веком театра кабуки и кукольного театра бунраку . В это время активно развивается не только литература, но и ремесла.

1868 год

Реставрация Мэйдзи и модернизация Японии


Японская императорская семья. Хромолитография Торахиро Касаи. 1900 год

The Library of Congress

Конец правлению военных домов, длившемуся более шести столетий, был положен в ходе событий, получивших название «реставрация Мэйдзи». Коалиция из числа воинов княжеств Сацума, Тёсю и Тоса вынудила Токугава Ёсинобу, последнего сёгуна в японской истории, вернуть верховную власть императору. С этого времени начинается активная модернизация Японии, сопровождавшаяся реформами во всех сферах жизни. Начинают активно усваиваться западные идеи и технологии. Япония становится на путь вестернизации и индустриализации. Преобразования в период правления императора Мэйдзи проходили под девизом вакон ёсай — «японский дух, западные технологии», что отражало специфику заимствований японцами западных идей. В это время в Японии открываются университеты, вводится система обязательного начального образования, проводится модернизация армии, принимается Конституция. В правление императора Мэйдзи Япония становится активным политическим игроком: она присоединяет архипелаг Рюкю, осваивает остров Хоккайдо, выигрывает Японо-китайскую и Русско-японскую войны, аннексирует Корею. После реставрации императорской власти Япония успела поучаствовать в большем количестве военных конфликтов, чем за весь период правления военных домов.

2 сентября 1945 года

Капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации


Вид Хиросимы после 6 августа 1945 года

The Library of Congress

Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года, после того, как на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Японии. До 1951 года продлится американская военная оккупация Японии. За это время происходит полная переоценка ценностей, утвердившихся в японском сознании с начала века. Подлежит пересмотру и такая некогда незыблемая истина, как божественное происхождение императорского рода. 1 января 1946 года от лица императора Сёва был опубликован указ о строительстве новой Японии, содержавший положение, получившее название «самопровозглашение императора человеком». Данный указ также формулирует концепцию демократического преобразования Японии и отказ от идеи о том, что «японский народ стоит выше других народов и его предназначением является управление миром». 3 ноября 1946 года была принята новая Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 года. Согласно статье 9, Япония отныне отказывалась «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и провозглашала отказ от создания вооруженных сил.

1964 год

Начало послевоенного восстановления Японии

Послевоенная японская идентичность строилась не на идее превосходства, но на идее уникальности японцев. В 60-е годы получает развитие явление, названное нихондзинрон — «рассуждения о японцах». Многочисленные статьи, написанные в рамках этого течения, демонстрируют уникальность японской культуры, особенности японского мышления, любуются красотой японского искусства. Подъем национального самосознания и переоценка ценностей сопровождались проведением в Японии мероприятий мирового масштаба. В 1964 году Япония стала хозяйкой летних Олимпийских игр, которые впервые прошли в Азии. Подготовка к их проведению включала строительство объектов городской инфраструктуры, ставших гордостью Японии. Между Токио и Осакой были запущены сверхскоростные поезда «Синкансэн», ныне известные во всем мире. Олимпиада стала символом возвращения изменившейся Японии в мировое сообщество. 

В понимании современного человека Япония на сегодняшний день ассоциируется с высокими технологиями, модными новинками, шумными улицами и недавней аварией на ядерном реакторе. Но, несмотря на всю свою современность и высокотехнологичность, японский народ очень бережно хранит свои традиции.

История Японии кратко

Древняя история Японии началась приблизительно за сорок тысяч лет до начала нашей эры. Именно тогда на территории сегодняшней Японии поселились первые люди. Благодаря тому, что территория страны окружена морями, в древние времена все жители острова могли полностью обеспечить свои потребности в еде.

Примерно в VIII-X тысячелетиях до нашей эры самые большие острова Хонсю и Хоккайдо были полностью отделены от суши, что стало результатом поднятия вод мирового океана. Именно это событие имело ключевое влияние на становление и развитие такой обособленной и автономной японской культуры.

В четырехсотом году нашей эры японскому клану Ямато удалось объединить под своим правлением большинство великих домов из центральной и западной Японии. Немного позже клан Ямато сделал своей столицей город Киото. В течении приблизительно семисот лет огромное влияние на Японию имел Китай. За пару следующих столетий власть императора сильно ослабла, причиной чему стали постоянные войны за власть между знатными кланами. Именно тогда началось образование особенных японских военных кланов, известных нам как самураи. В 1192 году кланом Минамото было организовано военное правительство, лидер которого стал первым сёгуном. В течение следующих семи столетий Японией правили сёгуны, а императорский двор бездействовал.

В первый раз контакт жителей и иностранцев произошел в 1542 году, когда иностранные корабли вошли в японские воды. На кораблях среди прочих путешественников присутствовали также миссионеры-христиане, к которым японские власти того времени отнеслись с огромным недоверием. Недоверие к христианам и поддержка прибывшими японского восстания стали причиной многолетнего запрета на торговлю Японии с иностранцами вплоть до 1853 года.

В 1853 году американский флот, управляемый генералом по имени Метью Перри вошел в японские воды. В том же году были возобновлены торговые отношения Японии и западных стран, но их условия были для самой Японии очень не выгодными. Результатом таких событий стал кризис, который в свою очередь стал причиной окончания власти сёгунов. В 1868 году на императорский трон взошел император Мейджи.

Переход от средневековых порядков до современных форм власти произошел в Японии очень быстро. Регулярная армия и обязательная воинская повинность появились в 1889 году. Тогда же полностью сформировалось и первое японское парламентское правительство. После создания армии японские власти захотели расширить свою территорию за счет соседних стран, и отвоевала часть земель, которыми до этого управлял Китай.

В период между 1904 и 1905 годом Япония воевала с Россией и выиграла войну. При этом японцами была захвачена южная оконечность Сахалина и железнодорожные пути, расположенные в Маньчжурии. По окончании Первой мировой войны Японии также достались некоторые области Китая и острова в Тихом Океане, которые до этого принадлежали Германии. В 1921 году в США была проведена конференция, на которой представитель Японии дал согласие признать территориальную целостность своего соседа – Китая, но вопреки этому заявлению уже в 1931 году японские войска снова вторглись в Маньчжурию, в 1937 году – на территорию Китая, а в 1941 – на американскую военную базу в Тихом океане.

О послевоенной истории Японии можно узнать

Япония относительно молодая страна, а японцы не могут назвать себя древним народом. Заселение Японских островов началось задолго до появления этнических японцев. По предположениям ученых, сто тысяч лет тому назад Японский архипелаг на севере примыкал к Сибири, на юге - к Корейскому полуострову, а еще раньше, возможно, соединялся с Филиппинами и Индонезией. Именно этим временем датируются находки останков древнего человека и костей давно исчезнувших в Японии слонов, тигров и леопардов. Но интенсивно заселяться острова начали лишь около десяти тысячелетий тому назад, о чем свидетельствует характер неолитических находок. Вопрос о том, когда и откуда пришли предки современных японцев на острова, до сих пор широко дебатируется.

Считается, что первые поселенцы пришли на архипелаг в основном из Юго-Восточной Азии через Филиппины и острова Рюкю. Произошло это на рубеже палеолита и неолита. Вероятно, они и были предками аборигенов Японии - айну, когда-то заселявших все острова. Волнистыми густыми волосами, окладистыми бородами и мясистыми широкими носами они напоминают полинезийцев, но имеют более светлый цвет кожи и монголоидные черты, ставшие результатом их более позднего смешения с мигрировавшими на Хоккайдо охотниками и рыболовами из северных районов Сибири, Алеут, а возможно, и Аляски.

В эпоху неолита Японию через Корейский полуостров начали заселять выходцы из Китая и Кореи. Миграция шла и южным путем - с юга Китая, через Тайвань, острова Рюкю и Кюсю. Можно предположить, что на архипелаг попадали и переселенцы с островов Тихого океана, чьи лодки приносили сюда мощные течения. В японской мифологии и фольклоре существует множество сюжетов, обрядов и обычаев, говорящих о связи с культурой Полинезии и Юго-Восточной Азии. До сих пор на Кюсю можно встретить японцев с заметным преобладанием папуасских черт над монголоидными. Однако, возможно, что «тихоокеанский поток» проникал в Японию и через Южный Китай, сливаясь с переселенцами с севера материка и из Кореи.

Первые упоминания о Японии можно найти в китайских исторических хрониках, описывающих события лишь с I в. до н.э., хотя формирование первобытного общества здесь началось задолго до этого. Самая ранняя документально подтвержденная дата японской истории - 57 г., когда посольство одного из племенных объединений посетило двор ханьского Китая. Согласно китайским хроникам, на территории Японии существовало множество таких мини-государств. Даже два века спустя, в период Троецарствия в Китае (220 - 265 гг.), все еще насчитывалось до сорока отдельных владений.

Каковы же были представления китайцев о своих соседях, или о «восточных варварах», как назывались японцы в китайской хронике III в. «Вэй Чжи»? «Ва», т.е. японцы, которых китайцы обозначали иероглифом «карлики», «живут в домах, едят сырые овощи, еду подают на бамбуковых подносах, умерших хоронят в гробах. Гадают на костях, любят выпить, важные сановники имеют по пять жен, менее важные по две-три, в стране нет воровства».

Судя по раскопкам, основной поток миграции из Китая и Кореи начался именно в период Яёи и продолжался вплоть до середины VII в. В III - II вв. до н.э. началось интенсивное проникновение в Японию материковой культуры, включая навыки земледелия. Как говорят китайские хроники, в это время на островах уже существовали родовые сельскохозяйственные поселения во главе с племенными вождями, обладавшими как религиозной, так и светской властью. Японцы того времени использовали гончарный круг, бронзу и железо.

Проникнув в Японию через северную часть Кюсю, поливное рисоводство стало основой перехода населения от кочевого образа жизни к оседлому. Центром первого японского государственного образования стал древний и, к сожалению, несохранившийся городок Ямато, давший название эпохе.

К III в. на территории Японии сложились два наиболее сильных племенных объединения - одно на севере Кюсю, жители которого сохраняли тесные связи с Кореей и Китаем, другое в центре Хонсю, в районе Кинай (ныне префектура Нара). Первое отличалось воинственностью, второе успехами в выращивании риса, и естественно, что в конце концов выходцы с Кюсю покорили своих более зажиточных, но миролюбивых собратьев и осели на Хонсю, где и начался процесс формирования японского государства и общеяпонской культуры.

Точная дата возникновения государства Ямато неизвестна. Племена соединялись и распадались, пока не произошло их объединение под главенством наиболее сильного. Вождь победившего клана стал верховным правителем, исполнявшим вначале чисто религиозные функции, но постепенно обретшим и светскую власть. С VII в. глава самого сильного клана стал называть себя императором - тэнно (небесным государем). Вождь имел право распоряжаться амбарами с рисом, бывшими в тот период экономической основой верховной власти. Слово окура (амбар) стало символом богатства, и сегодня влиятельное министерство финансов в Японии называется Окурасё, или «министерство амбара».

Вокруг императора группировались представители наиболее сильных кланов, постоянно боровшихся за власть и влияние. В руках правителей Ямато находилась и военная власть, поскольку продолжалась непрерывная борьба за расширение жизненного пространства. Во второй половине IV в. Ямато предприняло даже попытку завоевать земли на юге Кореи, где была создана японская колония - Мимана. Хотя экспансия и свидетельствовала о мощи Ямато, корейцам удалось в середине VI в. выбить японцев с полуострова. В результате завоевательных походов территория Ямато постоянно расширялась, и к V в. его владения простирались до района современного Токио на северо-востоке и Кюсю на юго-западе. Правители Ямато поддерживали регулярные связи с Китаем, обмениваясь с императорами посольствами и дарами.

Достаточно безболезненное объединение двух центров различной культуры, сложившихся на Северном Кюсю и в Центральной Японии, произошло скорее всего потому, что население этих районов было этнически однородным. Их слияние логически подводило черту под окончательным формированием японского этноса, хотя вплоть до VII в. на острова мигрировали выходцы из Китая и Кореи. Сложившееся на основе их объединения протогосударство Ямато в Центральной Японии распространило по всей стране свою культуру, которая и стала затем общенациональной.

Район Ямато был типично земледельческим, с достаточно высокой плотностью населения и общинным хозяйствованием. Возделывание поливного риса, требующее коллективных усилий, взаимопомощи и взаимовыручки, сформировало основы быта и национального характера японцев. Основной ячейкой государства Ямато была патриархальная община, состоявшая из одного или нескольких дворов, владевших землей. Постепенно более крепкие семьи прибирали к рукам все большее количество земли, подчиняли себе более слабых, попадавших в ту или иную форму зависимости от сильных соседей. Общественная собственность становилась пережитком, а семья - главной хозяйственной и социальной единицей государства. Так складывались патриархальные основы японской семьи-иэ, своеобразие которой сохранилось до сегодняшнего дня.

Об истории Японии до середины VI в. можно судить лишь по раскопкам или по описаниям, приводимым в китайских хрониках. Японские исторические хроники Кодзики (Записи о делах древности) и Нихонги (Летописи Японии), написанные в первые десятилетия VIII в. не без влияния китайской исторической науки, - скорее собрания легенд и преданий, чем хоть сколько-нибудь достоверные исторические документы. Цель их создания достаточно очевидна - доказать божественное происхождение правящей династии и продемонстрировать ее непрерывное существование с 660 г. до н.э., когда на престол якобы был возведен легендарный император Дзимму, прадед которого принц Ниниги признавался внуком богини Аматэрасу. Это как бы связывало японцев прямым и кровным родством с богами, отношение к которым основывалось на почти родственной почтительности, далекой от мистического страха перед потусторонними силами.

Ныне правящий император Японии считается прямым потомком Дзимму в сто двадцать пятом поколении. Очевидно, что прожившего сто тридцать семь лет первого императора придумали японские летописцы, когда в VIII в. им было поручено составить солидную генеалогию императорского рода. Поскольку исторически достоверные монархи прослеживаются с V в., японская императорская династия сегодня является самой древней в мире. День восшествия на престол Дзимму - 11 февраля - отмечался как годовщина основания империи - Кигэнсэцу. Имевший привкус национализма праздник был упразднен в 1945 г., однако уже в 1967 г. он был вновь восстановлен под названием День основания государства.

Незавершенная буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую капиталистическую эру в истории Японии. Проведение в течение нескольких лет ряда буржуазных реформ расчистило почву для развития капитализма. По конституции 1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором, но законодательная власть в стране осуществлялась с этих пор императором совместно с парламентом. На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер.

В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.

После разгрома в 1945 г. милитаристской Японии, решающую роль в котором сыграла Советская Армия, в стране были проведены некоторые демократические преобразования. Характеризовалась следующими чертами:

  • - Примат задач развития производства над другими задачами, в том числе и финансовой стабилизации, а также отказ от слепого следования законам так называемого свободного рынка. Так, сразу после окончания войны Япония оказалась перед дилеммой: либо целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции, либо первоначально сосредоточить усилия на восстановлении разрушенного войной производства. Японские правящие круги выбрали второй путь. Восстановление производства проводилось путем предоставления последнему дешевых и целенаправленных кредитов. В результате к 1949 г., году проведения "шоковой терапии", японское промышленное производство по различным мирным отраслям было восстановлено на 80 - 100 %. В последующие годы японское государство играло огромную роль в проведении такой инвестиционно-структурной политики, которая способствовала формированию всего спектра отраслей, присущих индустриально-развитым странам, с все большим упором на приоритетное развитие наукоемких производств. - Длительное сохранение жесточайшего государственного контроля за внешнеэкономической и валютной деятельностью. Только в 1970-е годы, убедившись в конкурентоспособности своей промышленности и прочности национальной валюты, Япония постепенно отошла от подобного жесткого контроля.
  • - Проведение бескомпромиссного курса на защиту национального капитала в сфере производства, в банковском деле и других сферах. В связи с этим предпочтение отдавалось не столько импорту иностранного капитала, сколько импорту передовой иностранной технологии.
  • - Мощная защита собственного сельского хозяйства с помощью субсидий, протекционистской защиты и пр. Впрочем, в этом отношении Япония не была оригинальна, хотя находилась в первых рядах государств-защитников своего аграрного сектора. (Все развитые страны и большинство развивающихся стран создали системы, способствующие сохранению и развитию собственного сельского хозяйства, как стратегически важной для судеб этих стран отрасли). О протекционистской защите сельского хозяйства свидетельствует хотя бы такой факт: Япония лишь в 1994 году сняла запрет на импорт риса (несмотря на то, что японский рис дороже американского в 2,5 раза и таиландского - в 5 раз).
  • - Формирование в Японии по сути особой модели экономического развития, получившей название "планово-рыночной экономики". В стране была создана своя модель государственного регулирования на базе взаимодействия административного аппарата и хозяйственной системы частого предпринимательства. С помощью этой системы вырабатываются различные методы воздействия на хозяйственные решения частных предприятий, связанные с инвестициями, научно-технической политикой, ценообразованием на важнейшие продукты и ресурсы и пр. Эти методы не подменяют рыночный механизм, а поддерживают, дополняют и корректируют его функционирование. Принятая в 1947 г. конституция провозглашает демократические права и свободы, содержит отказ от войны "как суверенного права нации", запрещает Японии иметь вооруженные силы. В результате проведения аграрной реформы большая часть помещичьих земель была за выкуп передана крестьянам. Подверглись разделу крупнейшие монополии. Тем не менее, власть осталась в руках представителей буржуазии и чиновничьей верхушки, которые взяли курс на укрепление позиций монополистического капитала. В нарушение конституции в стране были созданы оснащенные современным оружием так называемая "силы самообороны", превратившиеся ныне в регулярную армию численностьюмболееи272ттыс.тчел.
  • 60 - 70-е годы характеризовались быстрыми темпами экономического развития Японии, что позволило ей стать второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства.