Сад на ладони или искусство бонсай – что это такое? Бонсай - японское искусство выращивания карликовых деревьев

Бонсай – это древнеяпонское искусство выращивания миниатюрных деревьев, первые упоминания о котором относятся к 231 г. до н.э. По легенде, искусство бонсай уходит корнями в традиции буддийских монахов, которые искали единения с природой и старались показать ее совершенство.

Затем бонсай начал становиться все популярнее: появились новые виды маленьких деревьев (первыми были рододендроны и клены), культура вышла за рамки монастырей и стала одним из любимых времяпрепровождений японской знати, а позже и всех слоев общества.

Сейчас встретить эти милые карликовые деревца можно в любой точке мира. Купить их очень легко, а вот для того, чтобы растения прижились в вашей квартире, нужно приложить немалые усилия.

Секреты ухода за деревом бонсай

Для постижения культуры бонсай необходимо много времени и еще больше терпения. Это настоящее искусство – вырастить каждую веточку именно той формы, которая нужна.

Чтобы получилось миниатюрное деревце бонсай – копию взрослого экземпляра, нужно действительно любить каждое растение, лелеять его, ухаживать, как за ребенком.

Большим потенциалом в формировании растений бонсай обладают хвойные: сосна карликовая и сибирская, можжевельники козацкий, красный, ; а также лиственницы — сибирская и европейская, дуб, осина, граб и др.

Однажды создав облик дерева, сформировав его, не стоит думать, что таким оно останется навсегда.

Как и все живое, деревца бонсай растут, развиваются, требуя постоянной корректировки своего внешнего вида – регулярных стрижек и пересадок. Профессионалы-бонсаисты с большим опытом и знаниями умеют создавать из обычных растений настоящие шедевры.

Культура бонсай включает в себя два незыблемых правила :

  • своевременная обрезка кроны;
  • соблюдение строгих требований к качеству грунта при посадке и пересадке (легкость, пористость; песок, торф, суглинок в пропорции 2:4:4).

Формирование кроны

Существует множество стилей бонсай , и ко всем им предъявляются общие требования относительно кроны деревьев:

  • крона должна иметь коническую форму или делиться на горизонтальные компактные ярусы;
  • хвоя (или листва) в каждом из ярусов должна быть густой (насколько это возможно).

Эти правила обусловлены законами биологического роста деревьев. Если их соблюдать, крона растений проветривается, каждая веточка получает достаточно света, в каждом ярусе создается благотворный микроклимат .

Крону бонсай формируют в несколько этапов. Непосредственно после высадки деревьев в контейнер их подстригают, обрезая лишнее и оставляя подходящие по фактуре ветки. При этом бонсаист уже представляет в воображении, каким будет его деревце.

Спустя какой-то период опять обрезают лишнее и применяют другие способы: скрепляют ветви проволокой, привязывают к ним грузы, прикрепляют ветви к корням и т.д. Все это делается, чтобы заставить ветки расти в нужном направлении.

С помощью стрижки распределяют энергию между сильными (верхними наружными) и слабыми (нижними внутренними) ветвями.

Технология и частота стрижек зависит от сорта дерева и от стиля бонсай.

Мастер-класс по бонсай туи с самого начала — смотрите на видео:

Забота о корнях

Деревца бонсай нужно регулярно пересаживать . Делается это в самом начале весны, до начала интенсивного роста. Для этого необходимо:

  • поменять емкость – взять керамический контейнер с дренажными отверстиями больше на 2 см, насыпать на дно глину (на 25% общего объема), затем – главный й субстрат;
  • обрезать старые , поврежденные и слишком разросшиеся корни ;
  • удалить старый субстрат по краю земляного кома и добавить новую землю. (у молодых деревьев удаляется до 80% земляного кома, у старых – до 40%). Если бонсай слаб или болеет, перетряхивание кома лучше делать в 2 этапа, за две пересадки. Перетряхивают субстрат металлическими крюками или деревянными палочками;
  • перед началом пересадки нужно дать земле высохнуть, чтобы не повредились корни, а затем обильно полить.

Еще не сформировавшийся бонсай из лиственных пород пересаживают раз в 2 года, хвойных – раз в 3 года. Уже сформированный требует пересадки раз в 3-5 лет.

Освещение и полив

Большинство растений, культивируемых в искусстве бонсай, произрастают под открытым небом, поэтому и сами деревца нужно содержать в хорошо освещенных местах , притеняя лишь от прямых солнечных лучей.

Зимой, когда солнце не так активно, используют лампы дневного света. При недостатке освещения дерево вытягивается вверх (а это для бонсай совсем не нужно), листья крупнеют, ветки перестают расти. Особенно свет важен для плодоносящих деревьев.


Корневая система
бонсаев нуждается в усиленном и грамотном поливе, без пересыхания земляного кома. Летом растениям нужна постоянная влага, особенно листопадным, в меньшей степени – вечнозеленым и хвойным. Зимой – все наоборот – повышенная потребность во влаге появляется у хвойников.

Полив осуществляют при помощи контейнера с водой. Бонсай ненадолго погружают в контейнер так, чтобы вода покрыла землю, и грунтовой ком насытился водой. Опрыскивание также производится регулярно, особенно это важно для листопадных.

Питание и здоровый сон

Многие растения замедляют свой рост зимой, причем у каждого из них продолжительность и интенсивность этого периода разные.

Например, если сосна зимует в естественных условиях при минусовой температуре, то период покоя у нее длится 5 месяцев, а в условиях квартиры – гораздо меньше (зависит от того, сколько времени растение будет находиться в прохладном помещении «на зимовке»).

Как и любые растения, деревьям бонсай необходима подкормка (органика и химия). Количество и качество удобрений зависит от возраста растения и от его состояния.

Что касается и , то им деревья в стиле бонсай подвергаются ровно в той же степени, что и выращенные классическим способом.

Говорят, что тот, кто однажды увлечется этим тысячелетним искусством, навсегда станет преданным поклонником бонсай. Не просто выращивать растение, а творить его, создавать своими руками – что может быть увлекательнее?

Этапы ухода за бонсай в домашних условиях смотрите на видео ниже:

Совет для начинающих бонсаистов : для пробы возьмите и какой-нибудь не слишком прихотливый хвойник – например, можжевельник козацкий. Удачи!

Древние буддисты верили, что душа после смерти переживает второе рождение, и нет худшей участи для человека, чем переродиться в дерево бонсай. Ведь в процессе его роста ветви деревца выкручивают, а корни подрезают для достижения идеальной формы растения. Однако именно последователи буддизма приложили руку к массовому распространению искусства миниатюрных деревьев.

Выращивание бонсай, по представлениям буддистских монахов, равняло человека с Богом, так как земной мир - это сад Будды, а он в нем - великий садовник.

Экскурс в историю

Первые бонсай появились в древнем Китае еще в VIII веке. Существует легенда, по которой один из императоров древней династии Хан решил увидеть свою империю в миниатюре и повелел создать точную копию всех ее уголков, так и появились первые карликовые деревья.

Но миниатюрные копии деревьев ассоциируются больше с японской культурой, для которой они стали неотъемлемой частью. Искусство Бонсай, принесенное в страну восходящего солнца буддистскими монахами, органично вписалось в японские традиции, так как исконные верования японцев основывались на поклонении природным объектам - растениям, камням, воде. Природа, по представлениям японцев, олицетворяла собой божественную сущность. Приняв буддизм в качестве официальной религии, японский народ перенял и представление о священности дерева Бодхи, под ветвями которого Будда достиг просветления и которое, в некотором смысле, является прообразом бонсай.

В Японии искусство бонсай пережило период своего становления, деревца стали предметами культурной ценности и объектами коллекционирования, ведь, несмотря на небольшие размеры, они могут иметь возраст в несколько веков. Японские мастера подчеркивают духовную ценность бонсай, как олицетворения красоты природы, умения находить в окружающем мире источник вдохновения.

Выбор растения для бонсай

Для выращивания миниатюрного дерева подходят практически все деревья, но новичкам лучше выбирать неприхотливые и быстрорастущие виды. Труднее всего вырастить хвойные породы деревьев - в Японии создатели бонсай из ели или сосны считаются настоящими мастерами.

Если вы хотите вырастить бонсай с самого начала из маленького саженца, лучше брать растение, адаптированное к местному климату, так больше шансов, что оно приживется. Высаживать необходимо молодые деревца, в возрасте не более трех лет. Для начала подойдут или .

Растения, отобранные из естественной среды (ямадори), нуждаются в имитации смены времен года - им необходимо устраивать зимовку в помещении с температурой до -5˚C. Держать деревья при более низкой температуре нельзя, промерзнет корневая система. Новичкам брать растения из природы не рекомендуется, они сложны в формировании и уходе, для первого опыта лучше подобрать комнатное растение, которому не нужна зимовка.

Лучшим вариантом для домашнего бонсай являются фикусы. Они неприхотливы, не нуждаются в зимовке и из них легко сформировать красивое растение практически в любом стиле. Использовать лучше сорта растения с мелкими листьями, но подойдет и . Он очень быстро растет, его ствол и ветви хорошо гнутся. Кроме фикуса можно выбрать , .НА ФОТО: Бонсай из фикуса Бенджамина

Если вы хотите вырастить деревце из семечка хорошо подходит - кустарниковый суккулент, компактное растение с очень красивыми цветами. Семена Адениума имеют высокий процент всхожести, растение быстро растет и неприхотливо в уходе. Ствол этого растения имеет характерное утолщение (каудекс), это сделает готовый бонсай еще необычнее.
НА ФОТО: Бонсай из адениума

При выборе бонсай следует обратить внимание на внешний вид растения, его состояние, соответствие заявленному стилю, похожесть на настоящее миниатюрное растение. Дерево должно выглядеть здоровым и крепким. Если подбирается лиственное растение, покупать его лучше в период, когда дерево зимует, то есть не имеет листьев, так можно осмотреть все побеги. Хвойные деревья должны иметь блестящую хвою.

Выращивание бонсай трудоемкий процесс и требует большого количества времени для формирования, не менее 4–5 лет. Поэтому можно приобрести готовое взрослое деревце.

На коре дерева не должно быть отметин от проволоки, с помощью которой формировали изгибы ствола. Выбирать лучше дерево до 30 см. в высоту, с равномерно распределенными ветвями и хорошо развитой корневой системой.

Покупать деревце рекомендуется в специализированных магазинах или питомниках, это дает гарантию, что растение выращено с правильным уходом и в надлежащих условиях. Кроме того, у специалистов вы можете получить всю необходимую информацию о конкретном экземпляре, которая поможет организовать дальнейший уход и формирование бонсай. Не стоит приобретать растения в обычных магазинах для дома с цветочным отделом - там продают только обычные карликовые деревья или стилизации под бонсай.

Уход за бонсай

Бонсай очень прихотливы, для того чтобы деревце не погибло и не превратилось в обычный экземпляр комнатного растения, необходимо поддерживать комфортные для него условия среды. В первую очередь это:

Освещенность

Комнатные бонсай - растения, часто произрастающие в тропическом или субтропическом климате, поэтому нуждаются в большом количестве света. В условиях климата средней полосы России им, особенно зимой, требуется дополнительное освещение, для обеспечения которого лучше использовать люминесцентные лампы. Листопадные растения в период зимовки после опадения листьев не нуждаются в свете, их можно перенести в прохладное затененное место. Хвойным и вечнозеленым освещение нужно круглогодично.

Сколько света необходимо конкретному растению зависит от его вида. При выборе места расположения бонсай необходимо учитывать все факторы, влияющие на освещенность: сторону света, расстояние от оконного проема, угол падения солнечных лучей.

Свет еще и важный фактор формирования растения, при недостатке освещения оно меняет форму - ветви вытягиваются по направлению к источнику света, нижние, затененные, ветви атрофируются. Бонсай необходимо поворачивать относительно источника света, чтобы деревце развивалось равномерно. Однако не стоит располагать растение на солнцепеке, особенно в полдень - это может отрицательно сказаться на нем. Почти все виды представителей флоры плохо переносят прямые солнечные лучи.
НА ФОТО: Размещение бонсай поодаль от окна убережет деревце от воздействия прямого солнечного света

Температура

Выбор температурного режима зависит от вида дерева. Некоторые растения нуждаются в прохладной зимовке, некоторые круглый год можно содержать, не меняя температуру окружающей среды. Субтропические виды зимой нужно держать при температуре не более +15˚C, а летом им будет лучше на открытом воздухе. Тропические - круглогодично содержат при температуре +18–25˚C .

Классические древесные бонсай в Японии все время находятся на открытом воздухе, в нашем климате это невозможно, так как растения плохо переносят температуру ниже 0˚C .

Влажность

Бонсай нуждаются во влажном воздухе, поэтому наилучшим выходом будет приобретение специального увлажнителя. Если такой возможности нет, то контейнер с деревцем можно установить на поднос с гравием, который необходимо постоянно увлажнять. Можно поставить емкости с водой на работающие радиаторы отопления, это также сделает воздух в помещении более влажным. Хороший эффект дают опрыскивания, их необходимо проводить ежедневно, лучше в утренние часы.
НА ФОТО: Опрыскивание Кармоны (Эретии) следует проводить круглогодично (источник - http://www.bonsaiforum.ru)

Полив

Большинство миниатюрных деревьев требует частого полива. Самое главное в поливе бонсай - соблюсти оптимальную увлажненность почвы, чтобы она не пересохла, но и не была надолго залита водой. Поливают бонсай через лейку с мелкими отверстиями или наполовину опуская горшок на некоторое время в емкость с водой. Увлажниться должна вся земля в контейнере. Большинство растений не переносят «жесткую» воду с высоким содержанием солей, для них лучше подходит дождевая или талая вода. Водопроводную воду перед поливом необходимо отстоять - примеси осядут и вода нагреется до температуры воздуха. Бонсай нельзя поливать холодной водой, почему - можно узнать из статьи . Горшок для растения обязательно должен иметь крупные дренажные отверстия, чтобы избежать застаивания воды.

Подкормка

Бонсай требователен к подкормке по причине небольшого объема субстрата в плошке, в которой он выращивается. Необходимо тщательно соблюдать рекомендации по удобрению, указанные на упаковке (для хвойных растений дозу лучше разделить на два). Сами удобрения должны быть предельно высокого качества, желательно жидкие и раздельные (отдельно фосфорные, калийные и азотные). Избыточная подкормка тоже вредна - можно повредить корневую систему растения и испортить почву. В процессе формирования растения, когда оно интенсивно растет, необходимо использовать комплексные удобрения. Позже обычно используют подкормки с низким содержанием азота, чтобы не усилить рост растения. Подкармливать растения нельзя после пересадки и обрезки, в период болезни или зимовки.

Борьба с болезнями и вредителями

Бонсай, как и все растения, могут страдать определенными заболеваниями и поражаться вредителями. Обычно это связано с погрешностями в условиях содержания. Чтобы избежать этого следует придерживаться основных правил по выращиванию:

  1. Необходимо тщательно следить за чистотой инвентаря, который применяется для ухода за растением. Все инструменты после использования нужно мыть в мыльном растворе. Лезвия инструментов для обрезки растений перед тем, как убрать на хранение, дезинфицируют спиртом.
  2. Места обрезки надо обрабатывать садовым варом, так предупреждается занесение инфекции.
  3. Не следует проводить обрезку ветвей ослабленным, больным или поврежденным растениям, пока они не восстановятся.
  4. Бонсай должен находиться в солнечном месте. Грибки, наиболее часто вызывающие болезни у миниатюрных растений, любят влажные и затемненные помещения, где они хорошо размножаются. При обнаружении грибковой инфекции, деревце необходимо опрыскать фунгицидными средствами, пораженные листья удалить, растение на некоторое время лучше перестать поливать и опрыскивать.
  5. Необходим регулярный осмотр листьев и ветвей растения, сбор и уничтожение обнаруженных насекомых. При необходимости следует использовать подходящие инсектициды.

При соблюдении правил ухода и содержания домашний бонсай долгие годы будет радовать своей красотой. Формирование растения в определенном - не просто развлечение, а настоящее искусство, своеобразный способ познания и изменения бытия, к которому можно приобщиться через миниатюрное деревце.

  1. Если вы хотите сформировать бонсай определенного стиля, тщательно подбирайте подходящее растение. Не все виды можно довести до желаемой формы.
  2. Для новичков лучшим вариантом будут неприхотливые комнатные растения, которые не нуждаются в смене времен года.
  3. Для первой попытки не берите растение из естественной среды - чтобы оно приняло задуманный облик, потребуется немало усилий, определенный опыт и выдержка.
  4. При покупке готового бонсай помните - формирование деревца вам придется продолжать самостоятельно, иначе оно потеряет декоративный вид.
  5. При уходе за бонсай главное - обеспечить ему необходимые условия содержания, своевременную обрезку и подкормку.
  6. Перед посадкой или покупкой бонсай подумайте, достаточно ли у вас времени, чтобы ухаживать за деревцем столько, сколько ему требуется.

Большинство людей знает японское слово «бонсаи», но на самом деле искусство бонсаи берёт свои истоки в другой стране - в Китае, где оно называется пэнцзин. Мэтью Квин, садовник из Монреальского ботанического сада и большой любитель миниатюрных деревьев, прожил в Китае шесть месяцев, чтобы изучить это искусство, гораздо менее известное, чем бонсаи.

Он с детства любил деревья, проводил много времени в лесу: «Деревья поражают меня своей силой, умением приспосабливаться, мне нравится выращивать дерево в горшке, оно будет напоминать большие деревья».

Мэтью Квинн заинтересовался разведением миниатюрных деревья в горшках, и после долгих лет выращивания маленьких деревьев решил сделать своё хобби профессией и зарабатывать этим на жизнь. Пока эта мечта воплотилась лишь частично, потому что ботанический сад нанял его в качестве работника только на летние сезоны.

Разница между пэнцзин и бонсаи

Практически все слышали слово «бонсаи», однако термин «пэнцзин» для большинства остаётся незнакомым. Мэтью Квин объясняет: «Бонсаи изобретён в Японии. Японцы, ведущие торговлю с Китаем, обнаружили там сады пэнцзин, переняли это у китайцев и усовершенствовали этот вид искусства. Экономическая ситуация в Японии способствовала расцвету искусства. А ситуацию в Китае за последние 100 лет едва ли можно назвать благополучной. Поэтому пэнцзин был заторможен. Но сейчас положение улучшается, и когда я побывал в Китае, я видел деревья, которые по своей красоте не уступают японским. Разумеется, многие японские деревья в бонсаи более древние, композиции более впечатляющие, и они миниатюрнее».

По наблюдениям канадского садовника, бонсаи отличается более умиротворёнными и спокойными композициями, в них нет вычурности. В свою очередь китайские деревья выглядят намного динамичнее, в них больше движения, порыва. Некоторые люди отмечают, что пэнцзин имеет более фантастический вид по сравнению с бонсаи. Эти деревья выглядят как плод фантазии, а японцы стараются воссоздать то, что можно увидеть в природе.

Другое отличие состоит в том, что китайцы любят создавать пейзажи, используя, например, мрамор, камней, раскладывая их вокруг дерева. В этих композициях «камень выступает как центральный объект, а дерево - как обрамление, это и есть пэнцзин». В свою очередь японцы, которые тоже создают композиции из камней, помещают в центр пейзажа само растение.

Все эти различия не более чем условность. Вполне возможно, что композиция отдельного китайского мастера будет иметь японский колорит, и наоборот. А на что похож стиль 30-летнего садовника из Квебека: «Я думаю, что я сочетаю оба стиля! Мне нравятся спокойные, сдержанные и изящные деревья, но я также люблю драматический вид. Это как с музыкой: я люблю классическую музыку, и в то же время мне нравится альтернативная музыка. Это зависит от моего настроения».

Пэнцзин в Китае

Мэтью Квинн, проведший прошлую зиму в Китае за изучением пэнцзин, делится в своём блоге: «Вначале своей поездки я задал мастерам вопрос: как освоить искусство пэнцзин?» И получил простой ответ:

1. Усердно тренироваться.
2. Изучить китайскую культуру, китайскую историю, китайский язык и больше проводить время с китайцами.

Он изучал пэнцзин в течение шести месяцев, главным образом в Шанхайском ботаническом саду. Он освоил стиль «линнань» в саду Трейси в провинции Гуандун и провёл месяц в музее пэнцзин в Янчжоу в компании знаменитого мастера г-на Чжао. В свободное время между обучением и практикой Мэтью съездил в сады пэнцзин в Сучжоу, Хайкоу и на севере Китая, а также помогал при организации 50-летней годовщины Международного клуба бонсаи. Даже во время короткой поездки в Гонконг по вопросам, связанным с визой, он встретился там с людьми, занимающимися пэнцзин.

Во время своего пребывания в Китае квебекский энтузиаст отметил, что китайцы всегда отделяет пэнцзин и бонсаи: «Они постоянно отмечают их различия». С его точки зрения китайские мастера пэнцзин черпают своё вдохновение в картинах династии Сун (960–1279): «Деревьям придаются резкие изгибы, как в картинах эпохи династии Сун». В создаваемых поэтических пейзажах садов пэнцзин часто помещают статуэтку, «чтобы добавить персонаж, создать сюжет».

Создатели пэнцзин придумывают для своих композиций поэтическое название, которое состоит из семи иероглифов, описывающих пейзаж или какую-то сцену. В Китае Мэтью Квин делал пэнцзин под руководством китайского мастера. В качестве дерева выбрали клён, в получившуюся композицию добавили китайскую фигурку, это символизировало дружбу и культурный обмен между Канадой и Китаем. «Он дал китайское название, а я - английское, это были семь слов, описывающие сотрудничество двух народов. Мне очень понравилось создавать историю при помощи пэнцзин», - пишет канадский садовник.

Блог Мэтью Квина о Китае www.bonsaiquinn.wordpress.com

Бонсай (в переводе с японского языка «растение на подносе») – это восточное изысканное искусство, которое позволяет сделать свое желание реальностью — посмотреть на мир в миниатюре. Суть этого искусства такова: эта культура взращивания существенно уменьшенной идентичной копии обыкновенного высокого дерева в маленьком горшочке, подносе или чашки.

Необходимый результат можно достичь с помощью специальной поливки, оперативных и постоянных стрижек, срезанием, надлежащему освещению и кормлению, а так же использование проволоки, позволяющей наделить маленькое дерево определенной формой.

Впервые это направление в искусстве возникло около двух тысяч лет назад, и сейчас признается основой культуры Востока. Однако по официальным источникам бонсай, как отельное направление, существует около 1 300 лет. Зарождение этого искусства связано с большим числом легенд и учений. Одна из легенд гласит, что основным почитателем этого течения в восточной культуре был император Китая из династии Хан (200 гг. до н.э.).

Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе.

Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император – привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца. Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.

В период средневековья вместе с буддистскими учениями и другими культурными богатствами континента искусство создания бонсай распространилась на территории Японии, где изначально укоренилась среди представителей высшего общества, в частности аристократов, высокопоставленных самураев и буддийского духовенства, а позже, в начале XVIII века, и на всенародном уровне.


Стиль бонсай также развивали буддисты, приравнивая выращивающего дерево человека к Богу, поскольку, согласно их видению, мир имеет вид сада Будды, в котором он садовник.

Японские умельцы старательно рафинировали навыки иностранных мастеров и превратили обычные декоративные приемы китайских садоводов в самодостаточное и изящное искусство. Культивирование миниатюрных укоренилось как неотъемлемая часть японской культуры. Именно на просторах Страны восходящего солнца метод выращивания бонсай наиболее активно развивался и достиг своего совершенства.



В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев. Уже после Второй мировой войны направление начало получать широкую известность на Западе.


Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.

В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения. Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента — правильного полива — требуется не менее трех лет.

Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).


Естественно, старые образцы бонсай больше ценятся и соответственно имеют более высокую стоимость, нежели молодые. Так столетние экземпляры продаются на мировом рынке за десятки тысяч долларов. Однако возраст здесь не единственный важный критерий. Весомую роль играет художественная задумка, отображаемая растением, а также его соответствие размерам емкости и здоровый вид.

Для выращивания бонсай подойдут различные растения с густыми ветвями и мелкими листьями (сосна, ель, можжевельник, кипарис, вишня, бук, кедр, дзельква, рододендрон и азалия). Важно знать, что использовать нужно черенок или семя обычного, ни в коем случае не гибридного дерева. Высота самых маленьких экземпляров равняется 3-8 см, в то время как крупнейшие представители могут достигать 1,5-2 метров.


Слово "бонсай" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере - бонсай. Понятие это достаточно определенно. Настоящий бонсай - это произведение искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал всем канонам этого искусства.


(формальный вертикальный стиль)

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

ШАККАН
(наклонный стиль)

Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола - уходят в землю.

МОЙО-ГИ
(неформальный вертикальный стиль)

Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

КЕНГАЙ
(стиль каскад)

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам - из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

ХАН-КЕНГАЙ
(полукаскадный стиль)

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев.
Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев - бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

БУДЖИНГИ
(литературный стиль)

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.
Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

ХОКИ - ДАЧИ
(стиль "метелка")

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол - строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона - сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

ШАРИМИКИ
(стиль "мертвая древесина")

Подходит для можжевельника.
У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

СЕКИДЖОДЖУ
(стиль "обнаженные корни на камне")

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

ИСИ - ДЗУКИ
(стиль "обнявшие камень")

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.
В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

СОКАН
(стиль "сдвоенный ствол")

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один - гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.

КАБУ - ДАЧИ
(стиль "спрут")

Этот стиль подходит для всех видов деревьев.
Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

ИКАДАБУКИ
(стиль "упавшее дерево")

Подходит для всех видов деревьев.
Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется

http://www.bonsai.narod.ru/style.html