Формы, виды и методы финансового контроля. Полный финансовый контроль

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Форма финансового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Формы проведения финансового контроля :

Предварительный;

Текущий;

Последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

Методы проведения финансового контроля :

проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия - метод документального контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии.

Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных. Ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые . В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере - не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени. Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические , которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры:

– по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;

– возмещению причиненного материального ущерба;

– разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;

– виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии. Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Минфину, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

20. Бюджетное право РФ: понятие, источники, место в системе финансового права.

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по организации бюджетной системы, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

Источники бюджетного права. Основой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Конституция. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ (ст. 71, 106). Помимо этого и конституционные нормы общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Среди действующих в данной сфере законодательных актов особо следует отметить БК кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды, определены правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы межбюджетных отношений, бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и расходов, также содержат правила общего значения, т. е. нормы бюджетного права.

В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на федеральном уровне действуют указы Президента, постановления Правительства, правовые акты Министерства финансов, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также НПА субъектов РФ и ОМС. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным особенностям, установленные на федеральном уровне правила, при этом они не должны противоречить последним.

Бюджетное право входит в состав финансового права, является его подотраслью относится бюджетное право к особенной части финансового права.

Многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права. В том числе нормы о финансовой системе в целом. При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания. Так, например, глава 26 БК так и называется: «Основы государственного и муниципального финансового контроля». При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия, - бюджетный контроль. Бюджетный контроль как вид финансового контроля представляет собой систему контрольных мероприятий по проверке законности отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов бюджетной системы - централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

Форма финансового контроля - это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Предварительный финансовый контроль призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Финансовый контроль может осуществляться различными методами. Метод финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Можно выделить следующие основные методы финансового контроля: ревизия, наблюдение, обследование, проверка, анализ.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов. Он предполагает изучение хозяйственных процессов, объектов контроля во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих субъектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации.

И, наконец, самым распространенным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Специфика ревизии по сравнению с иными методами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия проводится только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизии подразделяются на несколько видов.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

В этой статье мы познакомимся с одним из основных понятий финансового права, важность которого невозможно переоценить ни в теории, ни на практике. Разберем его виды, методы, формы. в качестве понятия тоже будет рассмотрен в материале.

Определение термина

Начнем с ключевого слова. Финансовый контроль - деятельность различных объектов (хозяйственных, государственных, общественных, муниципальных и проч.) по:

  • проверке своевременности и точности экономического планирования;
  • полноты и обоснованности поступления потоков дохода в определенные фонды;
  • эффективности и правильности использования денежных средств.

Такого рода контроль всегда должен быть регламентирован правовыми нормами.

Это важное средство, способное обеспечить законность финансовой и хозяйственной деятельности. Именно финансовый контроль предупреждает расточительность, бесхозяйственность, выявляет факты злоупотреблений полномочиями, хищения денежных средств и материального имущества. Его действенность зависит от степени взаимодействия между субъектами: госструктурами, системами муниципальной власти, правоохранительными органами, аудиторскими компаниями.

Градация контроля

Что касается субъектного состава, то финансовый контроль разделяется на:

  • общественный;
  • гражданский;
  • государственный;
  • ведомственный;
  • правовой;
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • банковский;
  • аудиторский (независимый).

По сферам финансовой деятельности наблюдается следующая градация:

  • налоговый;
  • таможенный;
  • бюджетный;
  • кредитный;
  • валютный;
  • страховой.

Разберем эти разновидности подробнее.

Виды контроля по субъектному составу

Переходим к разбору видов и форм финансового контроля. В зависимости от субъектов (кто его осуществляет), он разделяется на несколько типов.

Государственный. Контроль здесь - дело госструктур. Их задача - обеспечить государственные и общественные интересы как по поступлению доходов в казну, так и по расходованию бюджетных средств.

Внутри себя форма государственного финансового контроля разделяется на три типа:

  1. Парламентский - со стороны законодательной власти.
  2. Президентский - со стороны главы государства.
  3. Правительственный - со стороны исполнительной власти.

Ведомственный. Контроль проводится ревизионными отделениями министерств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных им учреждений.

Внутрихозяйственный (корпоративный, внутрифирменный). Субъекты: финансовые службы организаций и предприятий. Объектом будет финансово-хозяйственная активность учреждения.

Цели контроля такие:

  1. Обеспечение интересов всего объекта.
  2. Сокращение нерациональных убытков.
  3. Выявление резервов увеличения прибыли.
  4. Повышение эффективности использования ресурсов - денежных, трудовых, материальных.

Банковский. Контроль за деятельностью клиентов: организаций, предприятий. Производят его коммерческие банки, эти объекты обслуживающие. Цель - обеспечение соблюдения клиентами правил денежных расчетов, проверка их кредитоспособности.

Общественный. Субъектами выступают неправительственные учреждения: СМИ, профсоюзы и проч. Объект же зависит от задач этих учреждений. К примеру, профсоюзы контролируют своевременность начисления з/п, выплату социальных пособий предприятием.

Независимый. Субъект - аудиторские фирмы, аудиторы-ИП. Цель их деятельности - проверка финансовой отчетности, установление достоверности бухучета.

Правовой. Контроль осуществляют правоохранительные органы. Это судебно-бухгалтерские экспертизы, ревизии.

Гражданский. Осуществляют физические лица при получении зарплаты, пособий, отчислении налогов на доходы, имущество и проч.

Виды контроля по сфере деятельности

Финансовый контроль в зависимости от сферы деятельности разделяется на шесть категорий.

Бюджетный. Это самый важный вид из списка. Производится во время составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Задача - проверка полноты использования денежных средств доходной доли казны.

Также контролируется целесообразность финансирования разного рода затрат, своевременность выделения средств из бюджета, эффективное и целевое их использование.

Налоговый. Цель этого вида контроля - мобилизация доходов от налогов всех уровней российской бюджетной системы.

Таможенный. Главная задача - обеспечить своевременность и полноту уплаты таможенных сборов в бюджет.

Кредитный. Такого рода контроль осуществляется при выдаче и взыскании ссуд, проверке их обеспеченности.

Валютный. Главная цель - обеспечение своевременного и полного поступления валютной экспортной выручки в РФ. А также подтверждение обоснованности платы за импорт иностранной валютой.

Страховой. Это надзор за правильным проведением страховых процедур. Цель - обеспечение стабильного развития рынка данных услуг.

Формы проведения финансового контроля

Теперь переходим к следующей теме. Формы финансового контроля - конкретные способы организации и выражения действий. Они разделяются в зависимости от времени совершения операции или процедуры контроля.

Всего их три:

  1. Предварительный.
  2. Текущий.
  3. Последующий контроль.

Остановимся на каждой подробнее.

Предварительный контроль

Предварительная форма финансового контроля осуществляется до совершения важного события, мероприятия. Примером может стать проверка правильности и законности документации, которая служит основой для получения из бюджета денежных средств.

Такой вид контроля обычно осуществляют вышестоящие органы хозяйствующих учреждений, управление финансово-кредитной структуры. Ими рассматриваются кассовые, кредитные сметы и планы, нормативные расчеты, документы об открытии кредитов и перечислении денежных средств.

Текущий контроль

Следующая форма финансового контроля - оперативная (текущая). Она проводится непосредственно во время расходования или поступления денежных ресурсов.

Основывается на данных оперативного и бухгалтерского учета. Визуальное наблюдение, периодические инвентаризации помогают предотвратить экономические правонарушения, а также вовремя отрегулировать финансовые риски.

Объект оперативного контроля - документы, которые связаны с получением и перечислением денежных средств. Проверяющие регулярно сопоставляют фактические траты с актуальными нормами по расходованию бюджета, что позволяет вовремя выявить отклонения.

Последующий контроль

Последняя форма организации финансового контроля - последующая. Она проводится уже после проведения денежной операции. Цель - дополнительно проверить обоснованность и законность действий.

Один из путей осуществления - анализ балансов и отчетов. Также проводятся ревизии, проверки непосредственно на местах - предприятиях, организациях, учреждениях.

Методы контроля

Завершаем рассматривать виды, формы и методы финансового контроля. К последним относятся проверки, ревизии, надзор, обследования, наблюдения, анализ деятельности. Подробнее рассмотрим их.

Проверки. Касаются первичной документации, бухгалтерской отчетности, регистров бухучета. Проверки позволяют проводить статистические наблюдения, выявлять отдельные вопросы финансовой и хоздеятельности, намечать способы устранения недостатков.

Подразделяются на:

  1. Выездные (документальные) - непосредственно в организациях при должностных лицах.
  2. Камеральные - в месте нахождения контрольного органа на основе предоставленных документов, имеющейся информации.

Обследование. Это личное знакомство контролеров на месте с отдельными аспектами деятельности организации. Включает в себя следующие инструменты:

  • анкетирование;
  • контрольные замеры;
  • инспекция на месте;
  • опросы.

Надзор. Производится контролирующей структурой за деятельностью субъектов, которые получили лицензию на определенный вид работ, услуг. Цель - контроль за соблюдением нормативов, правил. Их нарушение ведет к отзыву лицензии.

Экономический анализ. Это детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности. Проводится для оценки хоздеятельности, финансового состояния.

Наблюдение (или мониторинг). Это систематически совершаемые контрольные действия. Цель - определение текущих изменений в деятельности объекта.

Ревизия. Это самый главный, всеохватывающий и глубокий метод финансового контроля. Он помогает убедиться в эффективности, обоснованности и целесообразности использования денежных средств, финансовой дисциплине, правильности ведения отчетности. Цель - выявление и предотвращение нарушений.

Внутри себя ревизии подразделяются на несколько групп:

  1. Комбинированные, сплошные и выборочные.
  2. Фактические и документальные.
  3. Частичные и полные.
  4. Внезапные и плановые.
  5. Тематические и комплексные.

Виды и формы финансового контроля, как мы убедились, достаточно разнообразны. Также эта деятельность осуществляется и с помощью целого комплекса методов.

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Лекция №6. Финансовый контроль и его роль в распределении и эффективном использовании денежных средств

Цель: рассмотретьсущность и назначение финансового контроля; ознакомиться с методами и формами финансового контроля; изучить особенности предварительного, текущего и последующего финансового контроля; рассмотреть организацию общегосударственного контроля; изучить порядок осуществления финансового контроля в Донецкой Народной Республике.

План

2. Виды, формы и методы финансового контроля.

3. Организация финансового контроля в ДНР.

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особая роль принадлежит финансовому контролю.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по соблюдению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов финансовый отношений, анализ их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию.

Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.

Именно финансовый контроль обеспечивает обратную связь между поставленной целью и задачами финансовой политики и достигнутыми практическими результатами развития экономики. Полученные в результате финансового контроля данные являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых финансовых планов и прогнозов перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений, которые в свою очередь вновь нуждаются в контроле.

Итак, конечной целью финансового контроля является содействие формированию и успешной реализации научно-обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма всех субъектов финансовых отношений, а также рациональному использованию финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.

В основе осуществления финансового контроля лежат такие принципы:

ü объективность (осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства);

ü постоянство (проводится с определенной периодичностью);

ü всеобъемлющий характер (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);

ü результативность (по его результатам принимаются определенные меры);

ü гласность (результаты публикуются для широкой общественности);

ü превентивность (упреждающий характер финансового контроля);

ü независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего).

Задачи, виды, формы, методы, субъекты и объекты финансового контроля следует рассматривать в зависимости от уровня его осуществления.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль со стороны государства за процессом образования и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы. Его задачами являются:

ü обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств;

ü соблюдение соответствия действующих форм и методов финансовых отношений объективно необходимым;

ü выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и регионам с целью наиболее эффективного их использования.

Объект финансового контроля на макроуровне - государственные финансы.

Субъекты финансового контроля на макроуровне - высшие органы законодательной и исполнительной власти и управления, а также специальные органы контроля.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных субъектов хозяйствования всех форм собственности. Его задачами являются:

ü обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования действующего финансового законодательства;

ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, контрагентами;

ü выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

ü содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению учета, составлению отчетности.

Незаконность действий отдельных субъектов хозяйствования ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в ходе контроля выявляется постоянное нарушение финансового законодательства большинством субъектов, это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересы. Необходимо внести коррективы в такую политику, т.к. никакое усиление контроля не даст желаемых результатов до тех пор, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Объект финансового контроля на микроуровне – финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Субъекты финансового контроля на микроуровне –экономические службы предприятия, отдельные его специалисты, а также руководство предприятия.

В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабел. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут наилучшими контролерами. Сейчас очевидно, что такая позиция ошибочна.


Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль предусматривает различные его виды, формы и методы.

Виды контроля определяют взаимоотношения контролирующего и подконтрольного субъектов.

Формы – отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков.

Методы – совокупность приемов и способов его осуществления.

Исходя из этого, классификация финансовый контроль будет выглядеть следующим образом (рис 6.1).

3.2.1. Ревизия

Рис.6.1.Классификация финансового контроля

1. В зависимости от вида финансового контроля:

1.1. Внутренний контроль – осуществляется экономическими службами предприятий и организаций (бухгалтериями и финотделами), собственниками предприятий, руководством, отделом внутреннего аудита.

1.2 Внешний контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Его цель – проверка соответствия финансовой деятельности действующему законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления делится на:

1.2.1. Государственный финансовый контроль – контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения ВВП.

Делится на:

1.2.1.1. Общегосударственный контроль – проводится относительно любого субъекта хозяйствования независимо от его ведомственной подчинённости. В зависимости от того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят направления экономического развития общества, уровень благосостояния населения, а также масштабы теневой экономики. Включает общий контроль: на сегодня это Администрация Главы ДНР, Совет Министров ДНР, Министерство финансов ДНР, Министерство доходов и сборов ДНР, ЦРБ, Фонд государственного имущества ДНР, др. органы исполнительной власти. Специальный контроль : налоговая служба ДНР, таможенная служба ДНР, Контрольно-ревизионное Управление, департамент казначейства, Пенсионный Фонд ДНР, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ДНР, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР и др.

1.2.1.2 Муниципальный контроль – это контроль органов местного самоуправления, осуществляемый органами представительской и исполнительной власти местных Советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы. Объект контроля – местные бюджеты, местные целевые фонды, финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.

1.2.2. Ведомственный (внутрикорпоративный) контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств или корпораций. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений или предприятий, входящих в состав корпоративных объединений.

1.2.3. Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзы); СМИ.

При административно-командной системе этот вид контроля был самым массовым. Его осуществляли партийные органы и комитет общественного контроля (более 10 млн. чел.). Реально он не выполнял свои функции по причине непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей.

1.2.4. Независимый (аудиторский) контроль – независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Его осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы независимые контролирующие органы, по просьбе и за счёт предприятия. Направлен на проверку законности финансовой деятельности, целесообразности отдельных финансовых операций, реальности и полноты отражения финансовой информации в финансовом учете и отчетности. Выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный – предусмотрен законодательством для банков, инвестиционных фондов и компаний; др. финансовых учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан и торговлю ценными бумагами: бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторские проверки могут также проводиться по инициативе руководства или собственников предприятия.

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, свидетельствующий о его квалификационной пригодности и лицензию – разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Например, сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.

С целью обеспечения объективности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается их проведение аудитором, который имеет собственные имущественные интересы, прямые родственные связи с руководством субъекта хозяйствования, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником.

2. В зависимости от стадии осуществления контроля (времени его проведения) различают следующие формы финансового контроля:

2.1. Предварительныйконтроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

2.2. Текущий контроль осуществляется в процессе финансовых операций, т.е. в процессе движения денежных потоков. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

2.3. Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период (месяц, квартал, год). Его цель – проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или иного субъекта, а в масштабах общества – процесса реализации финансовой политики. Эта форма контроля дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

3. В зависимости от используемых методов (приемов):

3.1. Натуральные , когда контроль осуществляется не по документам, а проверяется наличие ТМЦ и их свойства (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ).

3.2. Документальные, когда контроль проводится по документам (ревизии, поверки).

Документы в свою очередь изучаются хронологическим или систематизированным методом.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной классификации по видам операций в той последовательности, в которой операции осуществлялись. Этот метод затруднительно применять на крупных объектах, поскольку он не позволяет охватить все финансово-хозяйственные операции.

Систематизированный метод – это изучение документов в соответствии с определенной системой, т.е. по определенным операциям.

3.2.1. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Это также способ документарного вскрытия недостач, перерасходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, подтверждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт, призванный послужить основой для правильных выводов относительно последующей деятельности предприятия.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

3.2.2. Проверка – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

3.2.3. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

3.2.4. Обследование – ознакомление на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого выявляются ее позитивные и негативные стороны. Характерным для обследования является сопоставление финансового состояния дел с нормативным.

Кроме того, следует различать финансовый контроль:

В зависимости от места проведения:

Непосредственно на месте;

Дистанционный.

По целевой направленности контрольных действий:

Стратегический;

Тактический.

Необходимым условием обеспечения эффективности финансового контроля является оптимальность и системность действий контролирующих органов. Другими словами, финансовый контроль не может быть эффективным, если он не охватывает всех сфер обращения финансовых ресурсов.

Наряду с закреплением правовых рамок деятельности контролирующих органов необходимы и строгие профессиональные параметры, обязательные для тех, кого проверяют и тех, кто проверяет. В развитых странах профессиональные требования к контролю фиксируются в стандартах, разрабатываемых компетентными органами и специалистами в рамках действующего законодательства.