Духовные практики, которые помогут изменить жизнь к лучшему. Что такое духовная практика

В этой статье Вы сможете подробным образом разобраться в том, с чего начать духовное развитие и что это такое вообще на самом деле. Эта статья написана на основе опыта и исследований многих людей, которые идут различными путями духовного роста: в рамках традиционных религий и вне их. Вы обязательно найдёте здесь всю необходимую информацию для начала самоосознания.

Для начала нужно разобраться в базовых понятиях, особенно в том, что означает понятие «духовное развитие».

Что такое духовное развитие на самом деле?

Во-первых нужно понять чёткое отличие духовного развития от культурного или нравственного развития. К примеру, некоторые люди искренне верят в то, что походы в музеи и театры возвышают их в духовном плане. Но это массовое заблуждение, особенно, если учесть, в каком направлении сегодня идёт современное искусство.

Человек может делать некоторые вещи на протяжении десятков лет и думать, что он духовно прогрессирует. А на самом деле он ни на капельку не продвинется на пути самоосознания.

Правда есть один нюанс: если у человека есть Богом данный талант в области искусства и он, к примеру, художник. Тогда посещение выставок и других мероприятий, связанных с этой сферой могут помогать человеку в духовном развитии.

Почему? Потому что:

Духовное развитие подразумевает, что человек будет идти своим путём в соответствии с талантами, которые являются проявлением в нём Бога.

На жизнь каждого живого существа существует определённый Божественный план, который ещё называют предназначением. И если человек не следует этому, то о духовном росте не может быть и речи.

Подробно о понятии «духовное развитие» говорится в видео:

Также, прежде чем заниматься духовным развитием, нужно чётко понять, для чего это нужно делать.

Главная цель духовного саморазвития

Не секрет, что многие из тех, кто встал на путь духовного самосовершенствования, перед этим испытывали те или иные трудности. Это могло быть тяжёлое положение в вопросах денег, разлад в отношениях или проблемы со здоровьем.

Так или иначе, жизненные трудности подталкивают человека к более осознанной жизни. Весь окружающий мир ждёт, когда мы выйдем из-под влияния иллюзии материального мира и начнём развиваться в духовном направлении.

Основная цель духовного развития – это осознание своей духовной природы, Бога в сердце и жизнь на основе этого.

Поймите, что целью духовного развития НЕ является посещение храмов по распорядку или неосознанное повторение молитв, потому что так сказал какой-то священник. Мы должны научиться строить отношения с Богом в своём сердце без всяких посредников.

Всевышний — самый близкий друг и доброжелатель, который каждую секунду находится вместе с нами и ждёт, когда же мы наконец обратим на него внимание. Но мы игнорируем Бога в своём сердце и меняем Его на внешние, часто бессмысленные вещи: религии, ритуалы, псевдоучителей и т.п.

Процесс осознания Бога в сердце не такой долгий, как нам говорят многие священники. Нам внушают, что мы ещё недоразвиты, чтобы общаться с Богом напрямую. Но это ложь. Для общения с Богом не нужно никаких дополнительных условий. Он с нами прямо здесь и сейчас.

Не верите? Попробуйте начать жить с оглядкой на своё сердце (голос совести, если хотите). И Вы увидите, что началось настоящее духовное развитие, а дальше начнутся чудеса.

Вообще, настоящий духовный прогресс всегда сопровождается чудесами. Если человек много занимается духовным развитием, молиться по нескольку часов в день, посещает храм каждую неделю, читает духовные трактаты, но в его жизни не происходят чудеса и он не становится реально счастливее, то он НЕ развивается духовно и, скорее всего, пошёл по ложному пути.

Часто люди попадаются на такой обман, которые им навязывают религиозные деятели: сейчас нужно быть смиренным, терпеть и по мере сил развиваться духовно, а вот после смерти всё будет хорошо. Это ещё одна чудовищная ложь, помогающая сделать людей рабами.

Жить нужно здесь и сейчас. С Богом общаться нужно сегодня. Быть счастливым нужно в настоящем моменте. Это то, что ждёт от нас Бог. И для этого всего лишь нужно начать жить по совести, поставив Бога на алтарь своего сердца.

Богу не очень интересны люди, которые всё терпят и всего боятся. Ему нужны смелые и решительные люди, которые не трясутся от страха и не верят слепо нелюдям, которые нередко облачаются в священные одежды.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и чистые духовные люди в рамках религий . Может их не так много, как хотелось бы, но они есть. И только Бог в сердце поможет нам различать, кто настоящий божий человек, а кто «волк в овечьей шкуре».

Если в фокусе духовно развивающегося человека нет этой главной цели, то чтобы он не делал, всё будет лишено глубокого смысла.

С чего начать духовное развитие: инструменты и их выбор

Если говорить о традиционных религиях, то в общей массе инструменты духовного развития там одинаковые: выбор самой религии, молитвенные практики, духовные трактаты, общение с единомышленниками, поиск наставников и духовных учителей . И считается, что этого вполне достаточно, чтобы ПОСЛЕ смерти уйти в духовный мир (или достигнуть Царства Божьего).

Человеку, который не первый год знаком с «религиозной кухней», рано или поздно становится очевидно, что среди последователей религий довольно много несчастных людей. Более того, есть масса информации о том, какие преступления совершаются лидерами религий: мошенничество, воровство, насилие над детьми, торговля наркотиками, убийства и другое. Всё это вызывает много вопросов у адекватных и здравомыслящих людей.

Что же делать?

Идти путём какой-либо религии или вне её — это выбор конкретного человека. Задача этой статьи научить Вас различать лживую духовность от подлинной. Поэтому ниже мы более подробно обсудим инструменты духовного развития, которые используются, как в официальных религиях, так и вне их.

Вот эти инструменты:

  • Жизнь по сердцу;
  • Выбор духовного пути;
  • Молитвенные практики;
  • Священные писания;
  • Возвышенное окружение;
  • Наставники и учителя;
  • Альтруизм или без-корыстная деятельность;
  • Дополнительные инструменты, помогающие духовному росту.

Жизнь по сердцу или как слушать голос совести?

Выше уже отмечалось, что Бог в качестве одного из своих полных аспектов находится в сердцах всех живых существ. Этот аспект называется Параматма или Сверхдуша, или голос совести.

Сегодня становится всё более очевидно, что жизнь по совести, с акцентом на Бога в сердце самый безопасный путь , на котором человека не будут обманывать псевдодуховные личности. Опираясь на Сверхдушу, человек может ничего не боятся, так как в этом случае он находится под непосредственной защитой Бога. В одном из текстов Бхагавад-гиты Бог говорит:

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

И этим всё сказано и всё понятно. Главное в духовном развитии — всецело предаться Всевышнему, а далее всё будет развиваться с Его непосредственным участием.

Как предаться Богу наиболее проще? Начать слушать своё сердце, в котором и находится Бог. Он находится вместе с нами всегда и в настоящий момент тоже.

Как научиться слушать Бога в сердце? Конкретных рекомендаций не даст никто, так как у всех этот процесс происходит по-разному. Только Он сам знает, как всё будет происходить с конкретным человеком.

Поэтому нужно просто искренне обратиться к Нему и сказать, что Вы хотите научиться слушать Его в сердце. Бог обязательно откликнется на такое обращение и начнёт вести Вас по жизни.

И речь идёт не о том, что Вас, взяли, как собачку на поводке и повели. Там, где Бог всегда есть увлекательные приключения и чудеса. Поверьте, скучно Вам точно не будет.

На мой взгляд, этот инструмент на пути духовного развития должен стать важнее, чем религии, духовные учителя, молитвы, храмы и т.п.

Как выбрать духовную традицию?

Если Вы решили следовать путём какой-либо религии, то нужно серьёзно подойти к её выбору. И в этом вопросе также всё индивидуально. Одному человеку может подходить одна религия, а другому — другая религия, третьему — третья духовная традиция. Кстати, это не означает, что они должны соперничать друг с другом — так делают только фанатики.

Также не обязательно человек должен быть именно в той религиозной традиции, в которой он родился. Часто бывает, что повзрослев, человек выбирает другую духовную традицию, которая ему «ближе к сердцу».

Выбирайте религию (традицию) разумно, используя ниже перечисленные критерии:

  • Эта традиция должна вести к Личности Бога (если в традиции философия состоит в том, что только их путь и «их бог» единственно правильные, то это либо лживая традиция, либо лживые и невежественные последователи);
  • В этой религии должно быть много по-настоящему Святых Личностей (не 2-5, а сотни, тысячи и более);
  • Традиция должна опираться на авторитетные Священные писания, которым уже много лет (хотя бы 500 лет и больше);
  • По пути данной религиозной традиции должно идти много людей и достигать на нём определённых результатов (к примеру, люди становятся на более возвышенный уровень жизни, отказываются от насилия, безнравственности и разврата и т.д.);
  • В этой религии должна быть духовная (молитвенная) практика, которой занимается каждый искренний последователь;
  • Вам должно быть хорошо в этой традиции; если Вы испытываете постоянный дискомфорт, то, возможно, это не то, что Вам нужно;
  • Хорошо, если Вам нравятся обычаи и правила в этой религии (на первоначальном этапе хотя бы устраивают).

Перечислено более чем достаточно критериев для выбора духовной традиции (религии) в начале духовного развития. Учитывайте их.

Хочу обратить Ваше внимание на один момент. В течение последних 200-х лет в религиях происходят не самые хорошие вещи и мой долг сообщить Вам об этом. Не поленитесь и изучите статью:

Для людей, которые не хотят или пока не готовы выбрать определённую религиозную традицию есть возможность развиваться духовно вне религии. Об этом подробно написано в статье:

Молитвенная практика: когда, как и зачем?

Теперь об ещё одной важной теме — молитвах и мантрах.

Эти практики, безусловно, полезны и важны, но только тогда, когда человек занимается ими осознанно и искренне. Когда это превращается в автоматический процесс и человек молится просто потому, что должен, тогда эффективность молитвы стремится к нулю .

На начальном этапе духовного роста каждодневная практика молитвы или мантры будет полезна. Она будет очищать сознание человека и возвышать его. Всё новое в этом мире приносит свои плоды, но до поры до времени.

Со временем, когда человек «втягивается» в духовную жизнь, эффективность молитвы падает и она часто становится автоматической. И может наблюдаться такая ситуация: человек вроде активно занимается духовным развитием, молится, а особого результата не видно. Это значит, что он идёт не верным путём.

Молитва должна быть, как дополнение, но не как главная цель духовного развития. Люди, которые живут по сердцу, часто гораздо счастливее и могущественнее тех, кто, как робот, молится часами без толку.

Бог откликается только на искренние молитвы, когда человек осознанно обращается к нему, а не думает во время молитвы о том, что он будет делать после молитвы или как с ним несправедливо обошлись. Лучше, чем автоматически повторять молитву, сделать какое-то доброе и без-корыстное дело для людей или других живых существ. Подробнее об этом в видео:

Изучение Священных писаний

Мы знаем много Священных писаний, но вопрос в том, насколько они сохранились в первозданном виде в нашем 21 веке? В результате различных исследований я узнал, что все основные духовные трактаты в той или иной мере подвержены искажениям. Кстати, в основном этим занимаются представители официальных религий. Почему? Потому что служат единому надрелигиозному руководству.

Библия, Коран, Бхагавад-гита, Тора или ещё что-то — сегодня это нужно читать осторожно, с включённом разумом и нельзя всё принимать на слепую веру.

Означает ли это, что духовные трактаты не нужно читать вообще? Нет, конечно. Даже в искажённых писаниях остаётся много глубоких вещей. Просто нужно знать, что выбирать для чтения и чем руководствоваться при изучении трактатов.

Читая любое писание, нужно руководствоваться сердцем. Самый главный комментарий по поводу прочитанного идёт от Бога внутри нас. Если человек живёт по сердцу, то его не сбить с истинного пути даже переписанными книгами. Всевышний всегда поможет найти то, что будет помогать в духовном развитии человеку.

О том, как искажают духовные трактаты, Вы можете узнать в статье:

Про возвышенное окружение и наставников

Одному развиваться тяжело. Прогрессировать духовно вне общества — невозможно. Поэтому у человека должны быть отношения с другими людьми. То есть он не должен замыкаться в себе, считая это верхом отречения. Именно во взаимодействии с другими людьми нас «обтачивают», как камень, чтобы придать красивую и изящную форму — сделать по-настоящему духовными людьми.

Благоприятно иметь общение с единомышленниками, которые тоже занимаются духовным развитием. С ними можно общаться, делиться опытом, обсуждать интересные темы и т.д. Это даёт вдохновение, энергию, а также может давать неожиданные подсказки в непонятных для нас ситуациях. В момент трудностей и сомнений такое окружение очень хороший помощник и друг.

Правда не всегда легко найти такое окружение. Но, как говорится, искренний человек, живущий по сердцу, никогда не останется один и Бог обязательно найдёт ему компанию, когда это нужно будет.

Ещё лучше, если Вы найдёте наставника , который будет подсказывать, что и как делать, указывать на ошибки и т.д. Учтите, что наставником для нас может быть любая ситуация или любой человек, если мы умеем в правильном умонастроении воспринимать их.

Но истинным наставником, который будет давать нам советы и мы будем следовать им, стать не так просто. Такая личность сама должна вести возвышенный и чистый образ жизни на протяжении многих лет. То же самое касается духовных учителей.

Один из важнейших признаков духовного учителя заключается в том, что он учит ученика обходится без него, а не пытается стать посредником между Богом и им. Настоящий духовный учитель помогает человеку стать самим собой, а не кем-то там. Истинный гуру говорит о Боге в сердце ученика и учит жить на основе этого.

Далеко не все наставники и учителя соответствуют критериям, описанным выше. Но что сделаешь, такие сейчас времена… Живите по сердцу и Бог обязательно подскажет, где учитель, а где мошенник и негодяй.

Без-корыстие для духовного роста

Невозможно разделить реальный духовный прогресс и совершение без-корыстных поступков. Духовный человек всегда живёт на основе своих талантов и именно в предназначенном нам таланте можно быть по-настоящему без-корыстным.

На начальном этапе, пока мы не находимся в своём таланте, можно и нужно искать способы для проявления без-корыстия. Их реально много в наши дни. Подробно про важность этого качества и его развитие написано в статье:

Важные моменты в начале духовного развития

Кроме начальных шагов в духовном развитии, нужно сделать определённые действия и в других направлениях.

Прежде всего, это:

  • Режим дня;
  • Чистоплотность;
  • Питание;
  • Интоксикации.

Без наведения порядка в своей обыденной жизни невозможно прогрессировать на духовном пути. Поэтому нужно стремиться питаться правильно, спать в нужное время, соблюдать личную гигиену, избавляться от вредных привычек и многое другое.

В режиме дня особое внимание обратите на ранний подъём. Об основах режима дня можете узнать из видео:

Чистоплотность особенно важна для духовного развития и нужно обязательно к ней стремиться. Это чистота тела, белья, окружающего пространства, психики и др.

Для начала начните принимать душ каждое утро. О необходимости этого в этой записи:

Питание во многом определяет наш уровень сознания, наши качества характера и даже поступки. К примеру, если человек любит кушать мясную пищу, то у него будет проявляться склонность к насилию и вожделение, и это будет серьёзным препятствием на пути духовного развития. По поводу полезности или вредности мяса .

Время чтения статьи — 15 минут.

В мире все больше людей интересуется разнообразными духовными практиками и конечно не в последнюю очередь это связано с информационным взрывом, который настиг нас на рубеже тысячелетий, благодаря появлению интернета в широком пользовании.

Однако, духовный путь никогда не был прост, и долгие тысячелетия не случайно имел эпитеты знания тайного, сакрального и даже опасного для профанов и оттого, что многие люди сейчас с легкостью могут отыскать священные тексты в интернете, вовсе не стал другим. Но, с другой стороны, законный вопрос, а что же вообще делает его таким непростым и таким тайным, и не является ли это просто выдумкой религиозных адептов, желающих получить монополию на знание. Да и знание ли это? В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, в частности и о том, какие подводные камни можно встретить, занимаясь столь популярной в наше время медитацией.

Шок от духовности.

Лет 10 назад мне рассказали одну историю, которая, как мне кажется, может послужить хорошей иллюстрацией для главного тезиса статьи, и хотя она о человеке практикующем японский дзен, она может иметь отношение ко многим людям занимающимся духовными практиками.

В США есть довольно много дзенских монастырей, связано это с тем, что после войны изрядное количество японцев эмигрировало в Америку и дзенские монахи вовсе не были исключением. Были среди них и довольно известные учителя , которые эти монастыри и открывали, естественно по японскому образу и подобию.

Один из таких монастырей много лет посещала женщина, которая задолго до этого занималась всякими духовными направлениями вроде йоги, индуизма и, в общем, слыла продвинутым практиком. Она не жила там постоянно, но при этом регулярно принимала участие в периодах интенсивной практики — в Японии они называются о-сессин и проводятся почти ежемесячно, а длятся одну неделю. О-сессин довольно суровое время, спать приходится мало, а практиковать много, иногда по 10 часов в день отводится только на сидячую медитацию. Тем не менее, множество людей проходит через этот опыт и делает это неоднократно.

Та женщина, назовем ее Дженни, была как раз из таких людей.

Дженни все знали очень хорошо, как позитивного, веселого, никогда не унывающего человека, однако однажды, после одного из о-сессин она почувствовала себя очень плохо. В какой-то момент она стала демонстрировать из ряда вон необычное поведение, она рыдала, кричала, что медитация это зло, что она ненавидит дзен и своего учителя. После этого она уехала и больше не возвращалась. Этот случай запомнился всем еще и потому, что Дженни, никогда не давала даже намеков на то, что с ней может произойти подобное и случившееся стало для многих полной неожиданностью и шоком.

Случаи подобные этому вовсе не редкость, несмотря на сложившееся на западе, и в том числе и в нашей стране, мнение о духовных практиках, как об инструменте, решающем многие, если не все проблемы человека.

К сожалению, часто бывает, когда люди охотно и помногу говорят о том, какие чудесные ощущения и результаты дает практика, а об обратной стороне медали предпочитают помалкивать. Приводит это к тому, что многие, столкнувшись лицом к лицу с внутренними психологическими трудностями, пытаются разобраться в них самостоятельно, не задавая вопросов учителям, а также другим практикующим.

Этот подход и порождает случаи подобные описанному, когда человек не выдерживает внутреннего напряжения и заканчивает свои упражнения, прекращая заниматься этим навсегда или очень надолго.

Многие причины имеют психологический характер.

В восточных духовных учениях часто говорят об эго личности, справедливо относя истоки страдания человека именно к нему и его стремлениям.

Психология также не обходит стороной тему эго. И если говорить, например, о психоанализе , где тема эго раскрывается достаточно полно, то с точки зрения этого учения, исток психологических проблем человека, а это ни что иное как внутренний дискомфорт (страдание), лежит в области неудовлетворенных желаний личности.

Разочарование от того, что твои желания не удовлетворены не исчезает бесследно, а локализуется в бессознательном человека и создает психологическое напряжение, которое проявляется в виде невротического состояния и поведения.

Это напряжение может проявляться двояко, как негативное психологическое состояние, которое по сути является страданием, или (и) в виде поведения, которое также часто является дезадаптивным, поскольку причины того, как мы реагируем на что-то, часто лежат не столько в самом текущем событии, сколько в нашем прошлом. Неудивительно, что такое поведение также часто не приводит к решению проблем, а наоборот, к их усугублению.

Этим и занимаются психологи, которые теми или иными способами корректируют поведение человека, когда архаичные поведенческие модели из прошлого просто заменяются на те, которые более актуальны на данный момент.

Например, если вы хотите построить отношения с партнером, то наиболее эффективным будет строить их исходя из сегодняшней ситуации, а не тянуть из прошлого старые проблемы с родителями и проецировать их на события, не имеющие отношения к настоящему моменту. К сожалению, многие люди поступают именно так, что становится поводом для появления все новых и новых проблем. И наше внутреннее напряжение только усиливается, приводя к неврозу и невротическим же реакциям.

Все это имеет свои последствия во многих сферах жизни, и если в обычной жизни мы можем долгое время «сливать» это напряжение, пользуясь многочисленными психологическим защитами, то для человека серьезно занимающегося такими вещами как медитации, это не всегда проходит, особенно, когда практика становится действительно интенсивной и эффективной.

Именно по перечисленным причинам некоторые психологи настоятельно рекомендуют не пренебрегать психотерапией людям, которые практикуют.

Почему практика приносит проблемы.

Все дело в том, что роль медитации – получение нового психологического опыта и этот опыт:

— во-первых, требует постоянно переходов на новые уровни осознанности бытия (прогресса).

— во-вторых, инициирует перемены, которые чаще всего входят в противоречие со скрытыми архаичными и не осознаваемыми нами моделями поведения.

— в-третьих, сокрытое доселе напряжение, накапливаемое нами в области бессознательного, начинает проявляться в виде эмоциональных состояний, доселе нам незнакомых, ведь эффективная практика ослабляет традиционные психологические защитные механизмы .

По перечисленным причинам происходит то, что можно назвать эмоциональным срывом, когда человек просто не выдерживает того, что происходит внутри него. Иначе говоря, это означает, что мы начинаем испытывать страдания, интенсивность которых в какой то момент превышает порог толерантности.

Возникает естественное желание устранить страдание и каждый делает это по-своему. В принципе вариантов не так уж и много.

В самом простейшем случае это обычное бегство, то есть, совершенно правильно связав свое негативное состояние с тем, что вы делаете, то есть с практикой, вы просто удаляете ее из своей жизни, перестав этим заниматься. Естественно такой путь не всегда приводит к желаемому результату, ведь если перемены в вас уже начались, то простого бегства может быть недостаточно.

В довольно большом количестве случаев включается рационализация и человек начинает объяснять себе то, что с ним происходит, просто перекладывая ответственность за происходящее на внешнюю причину. Можно например, убедить себя, что этот метод не подходит вам лично (что, кстати, может быть правдой), обвинить в происходящем с вами учителя, который недостаточно компетентен в своем деле, найти причину в неподходящем окружении и т.п.

Можно обвинить в неудачах самого себя, сказать себе, что у вас просто недостаточно способностей, много негатива, что у вас плохая карма, ну и так далее.

К сожалению, весьма часто такие мнения подкрепляют другие практикующие активно подкидывая подобные идеи друг другу.

Проблемы идущие от самой практики.

Мы затронули (и вероятно далеко не все) психологические причины, а теперь перейдем к другому ряду причин – как бы внешних проявлений этих психологических моментов, о которых мы поговорили.

Их несколько и все они так или по-другому связаны с мотивацией и происходящим из нее ожиданием.

Конечно, трудно ждать от человека, который пришел в первый раз в религиозную группу, понимания истинной сути религии.

При этом абсолютно у каждого есть, пусть и смутное, внутреннее понимание зачем он это делает и что он в итоге хотел бы получить. Происходит это понимание из тех моментов, что мы знали ранее о религии, о себе самом и об окружающем нас мире. Чаще всего это причудливая смесь верований, стереотипов и невротических реакций нашей личности, о которой мы уже упомянули раньше.

Можно ли назвать все это заблуждениями с точки зрения той же религии? Несомненно. Но с другой стороны, именно наши первоначальные стремления становятся источниками вдохновения и, на первых порах, важным стимулом к движению вперед.

Ожидания и предположения.

Первое о чем хочется сказать, это ожидания. Подавляющее количество людей абсолютно не переносят событий, которые идут в разрез их ожиданиям. Конечно, мы начинаем практиковать по разным причинам, но в основе всегда лежит ожидание результата. В этой плоскости и лежит первая проблема.

Почти никто не готов к тому, что любая духовная практика это годы, а чаще десятилетия напряженного труда.

Наша личность всегда рассчитывает на быстрый или даже немедленный результат, поэтому, в большинстве случаев, первое разочарование от занятий приходит уже в первые насколько месяцев занятий.

Тех, кто привык напряженно трудиться чтобы добиться цели, также может ждать разочарование.

Мы все привыкли к тому, что если вкладывать упорство и усилия, то непременно наступает хороший результат и такой поход касается большинства социальный мероприятий, в которых мы участвуем. Однако, результат духовной практики далеко не всегда связан напрямую с затраченными усилиями. Чтобы позволить внутреннему опыту произойти, нужно измениться, многие из нас готовы интенсивно трудиться, однако очень немногие готовы при этом измениться внутренне, на это и нужно время.

Порой происходит и вот что. Человек ожидая быстрого результата и не получив его, испытывает разочарование. Возможные последствия этого мы уже рассмотрели раньше, но есть еще одно, которое мы не упомянули, разочаровавшись в конкретной практике, секте или религии, человек начинает поиск другого, более подходящего для себя места или учителя.

Само по себе это не является проблемой, ведь в этом деле нет ничего более естественного, чем сомнения и поиск. Проблема в том, что именно этот этап часто затягивается очень надолго и длиться он может годами. Естественно, одна из причин такого положения дел — наше скрытое сопротивление и нежелание меняться, которое очень сложно распознать, зато очень легко утопить в различных рационализациях.

Думай и чувствуй правильно.

Еще одна причина связана с тем, что люди, как правило, слабо себе представляют, что же такое в действительности религия и каковы ее истоки и с этим связано большое количество личных представлений о практике и о том, каков должен быть конечный результат. Удивительно, что на деле это приводит к тому, что любой практикующий совершенно точно знает как быть должно, а как быть не должно.

Такое «вроде бы знание» порождает еще одну волну ожиданий, которая связана с тем, что мы начинаем ждать от себя и окружающих совершенно определенного поведения — правильных внешних реакций, правильных эмоций и так далее.

В этом случае мы обычно уже не ждем немедленного результата, но зато мы ждем определенного результата , о котором у нас уже есть свои смутные или даже четкие представления.

Например, есть распространенное мнение, что в духовном месте все должно быть, что называется «чинно и благородно», то есть мы сами, другие люди и тем более учитель должны вести себя совершенно определенным позитивным образом, исходить из безусловной любви и понимания, выполнять предписания доктрины и так далее. Самое печальное, что те же требования предъявляются к своему внутреннему миру и есть ожидание, что внутри нас, как практикующего и потому приобщившегося к высокой духовности существа, также все должно быть о-кей.

Конечно, при таком раскладе, внутренние проявления злобы, агрессии, сильной привязанности и т.д. принимаются как неприемлемые и либо подавляются (до определенного момента), либо порождают разочарование в себе. Все то же самое предъявляется и к другим членам группы, нередко даже в большей степени, чем к себе самому.

Однако, настоящая практика всегда связана с постоянным выходом за пределы привычного и способна порождать состояния, о которых мы и не подозревали.

Поэтому очень хорошо, если практикующий человек знает, что такие вещи могут происходить, и даже возможно, они являются свидетельством того, что то, что вы делаете — на самом деле работает. К сожалению, реальность состоит в том, что о таких вещах говорят редко, а многие люди предпочитают вообще не говорить о состояниях, которые считают неправильными, что и приводит к еще одной волне разочарований и непонимания.

Идея духовного совершенства

И еще одно препятствие, о котором хотелось бы сказать, носит куда более тонкий и далеко не такой явный характер, зато поджидает нас на любом этапе практики.Связано оно с тем, что у нашей личности всегда есть идея своего собственного усовершенствования, которая приходит из наших социальных представлений о том, что есть успех и что есть благо.

В нескольких словах это можно выразить вопросом —«а чего ты добился в жизни»?

Именно в таком формате эта идея приносится из социума и тут же проецируется на практику.

Конечно, живя в социальном мире мы постоянно сталкиваемся с выполнением определенных задач, которые всегда связаны с началом, выполнением и завершением. Завершение знаменует достижение цели, которая проецируется на наш общественный и личный ЭГО СТАТУС.

Здесь возникнет естественный вопрос — почему тот же самый подход нельзя использовать, когда дело касается вещей духовных и возможно ли вообще такое явление как «духовный рост» или «духовный прогресс»?

С одной стороны, все вроде бы очевидно, вот есть учитель, который всего достиг, потому он и учитель (статус), а есть ученики, которые только находятся на пути (растут, достигают?) и рано или поздно, затратив необходимые усилия, также станут учителями. Именно таким образом абсолютное большинство (конечно с известными вариациями) представляет себе задачу. И вроде бы все здесь правильно, не подкопаешься.

Все дело в мотиве?

Но есть один нюанс, и связан он с мотивом. Все дело в том, что путь усовершенствования есть на самом деле, но он вовсе не связан напрямую с конечной целью реализации духовного пути, которая, несомненно существует. Так в чем же дело?

Как уже было сказано, тонкость в мотиве. А именно, каким мотивом вы руководствуйтесь, мотивом самосовершенствования или же нет. Мотив совершенствования, это ни что иное как эгоистичная цель, и не имеет отношения к реализации пути, более того, она весьма препятствует этой реализации, хотя и позволяет добиться значительных успехов — решить психологические проблемы, стать сильным и полным энергии и даже выглядеть, как учитель, а иногда и реализовать амбиции и стать учителем. И таких людей довольно много, куда больше чем настоящих учителей.

*Среди таких людей есть две категории: мошенники, хорошо отдающие себе отчет в том, что никакими учителями они не являются, а также люди, свято верящие в то, что они и вправду учителя. И обмануть в этом себя несложно, ведь такой самообман всегда сладок».

Каков же другой мотив, позволяющий на самом деле не уйти в сторону? В этом то и состоит вся сложность.

Мне видится, что этот мотив наиболее полно представлен в буддийской доктрине Махаяны, давайте ей и воспользуемся для объяснения.

Мотивация в Буддизме Махаяны.

В Буддизме Махаяны есть такое понимание пути, как путь Бодхисаттвы.

Бодхисаттва это существо целиком и полностью посвятившее себя спасению всех живых существ и дающее соответствующую клятву. Иногда ее понимают как отказ от личного блага Блаженства Нирваны до тех пор, пока самое последнее существо во вселенной не достигнет просветления.

И такой посыл, казалось бы пропитанный совершенным альтруизмом, на деле нечто гораздо более сложное и неоднозначное.

Во-первых, в рамках той же доктрины индивидуальное освобождение вообще не возможно.

Во-вторых, любой эгоистический мотив сам по себе весьма осложняет дело, ибо привязанности к чему бы то ни было препятствуют даже не достижению, а закреплению определенных состояний сознания и об этом немало написано в буддийских текстах.

Получается, что эгоизм представляет из себя именно тех персонажей-демонов, которых в изобилии можно найти на входе в любой буддийский храм. Интересно, что иногда их называют стражами учения, которые охраняют его от профанов или от тех же демонов.

Идея личности — главное препятствие.

Что это все значит? Если принять во внимание все сказанное, то станет очевидно, что самое эффективное препятствие на пути, это ни что иное, как желание себя усовершенствовать, стать лучше, правильнее, достичь просветления, стать учителем. А еще сюда же можно отнести и такие вещи, как попытка избавится от страдания или же наоборот, обрести счастье.

Нетрудно понять, под каким флагом зарождаются все эти мотивы, это ни что иное, что в христианстве называют грехом гордыни, который, не исключено, именно вследствие свойства чинить препятствия в пути, и называют самым страшным.

Многие знают и христианское выражение «Воистину легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». О каком же богатстве идет здесь речь? Можно предположить, что с точки зрения любой религии это ни что иное как «Я Сам», то есть наша личность, которая и представляет из себя для нас самую большую ценность и источник привязанностей.

Здесь рождается, казалось бы, неразрывный замкнутый круг.

Получается, что с одной стороны, главным препятствием на пути является наше эго-личность, а с другой, именно она ответственна за выбор этого пути, а также за те идеи, которые стимулируют и вдохновляют нас.

На самом деле понятно, что ничтожно мало людей садится медитировать или практикует молитву для того, чтобы спастиживых существ, абсолютное большинство практикует для себя, руководствуясь либо откровенно эгоистичными мотивами, либо этими же мотивами, но в завуалированной форме, когда эгоизм прикрывается доктриной или собственной красивой идеей практикующего.

Так последователь махаяны может легко утверждать, что практикует ради всех существ, поскольку так говорит его доктрина, а на деле, скрывая от себя истинный мотив, жажду просветления для себя.

Выход в принятии всех обстоятельств.

И здесь немного оптимизма.

На самом деле, эгоистичный подход и те состояния, которые мы считаем негативными, ни что иное, как просто неотъемлемый и необходимый этап, который рано или поздно будет пройден при условии того, что мы понимаем и принимаем эту реальность.

Важно понять, что есть реальные обстоятельства, в которых мы находимся и нам, так или иначе, их необходимо принять как данность .

Кто-то из нас богат, кто-то беден, кто-то здоров, кто-то болен, но в любом случае, эта та данность, в которой мы существуем и которую необходимо принять как точку отсчета, как то, что у нас есть сегодня, здесь и сейчас.

То же самое касается и внутренних обстоятельств. Возможно сегодня в нас есть добро и сострадание, но одновременно есть и гнев, злость, уныние, эгоизм, при этом и то и другое естественная данность сегодняшнего дня, которую, как и внешние условия, необходимо принять целиком и полностью.

Возникает естественный вопрос, а что это означает, принять так, как есть? Значит ли это, что сам факт нашего знания об этих обстоятельствах уже и есть их приятие? Здесь есть два ключевых момента, которые совершенно необходимо реализовать — честность и, собственно, само приятие.

Первое необходимо для того, чтобы обнаружить и осознать в себе присутствие того, что нам видеть не очень то хочется.

Второе позволяет нам принять обстоятельства нашей жизни полностью, что означает осознание полной ответственности за то, что я есть и за то, что происходит вокруг меня.

И есть еще третье, которое связано с нашим намерением практиковать, которое должно пересилить стремление к психологическому комфорту любой ценой – девиз которым давно пронизано все наше общество.

У многих часто встает вопрос про духовные практики: что работает, а что нет?

Это очень важный вопрос: с какой позиции восприятия себя и духовных практик мы можем получить реальные результаты? «Ведь не все работает, не все получается, не все подходит» - думаем мы. Почему кто-то к чему-то приходит, а я нет, где скрыты "не мелкие" мелочи и на что стоит обратить внимание, к чему прислушаться?

На самом деле работает все. Но к разным практикам мы подходим в разное время своей жизни, с разным отношением и на разном уровне сознания, а значит - они имеют для нас разный эффект.

Можно условно разделить эту тему на два разных подхода, хотя всегда есть переходные варианты. Начальный вопрос будет всегда звучать так: "Где сейчас находитесь именно Вы?" Сможете честно себе признаться и определить? Да, не просто...

НЕРАБОТАЮЩИЙ ПОДХОД: ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ

В этом состоянии, в некорректном отношении к себе и окружающим, в кризисе, в любой проблеме или болезни - пути у всех свои - мы обычно приходим в духовные практики. Усталость, разочарование - это то, что заставляет нас что-то копать и искать. Как мы ощущаем себя и с какими энергиями мы входим в те практики, которыми решили заняться? Как и какого учителя или инструктора, с какими параметрами мы себе выбрали, на что понадеялись и купились, чем очаровались заранее?

ГОНКА ЗА БЫСТРЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Мы ощущаем себя обиженными жизнью, мы готовы делать все что угодно и верить в то, во что раньше не верили. Входя в практики, мы похожи на двоечника, который плохонько выучил стих и пытается механически пересказать его учителю.

Единственная цель таких практик для нас - результат: улучшение жизни, решение проблем, обретение счастья. Ведь мы так долго об этом мечтали! Практики воспринимаются нами как средство достижения цели. Те, что требуют времени и регулярного выполнения, как правило, приводят нас в уныние и мы быстро про них забываем и придумываем кучу оправданий.

Подобно слону, забегающему в магазин фарфора, мы хватаемся за разные инструменты и бросаем, не замечая фундаментальных изменений в жизни. Мы, как капризные дети, желаем и требуем, чтобы «мячик» в эту же секунду превратился в «куклу». И разочарованно отбрасываем его, если этого не происходит. Мы не уважаем себя, не уважаем других людей, мы не задумываемся о том, что наши желания часто эгоистичны и нарушают основные законы Вселенной.

Важно понять, что в таком состоянии мы не видим глубину и красоту вхождения в практики. Мы не позволяем себе наслаждаться процессом, торопясь увидеть результат, потому что не готовы взять ответственность на себя, а просто и слепо доверяем, что если потереть там, потянуться или подышать так, слопать "таблетку" - должен быть нужный результат, который обещали. Но в таком состоянии мало что меняется, в лучшем случае на время с большим откатом назад. Потому что любая практика - это лишь инструмент, позволяющий взглянуть и прочувствовать, прикоснуться к себе поближе, поменять свое отношение, и повторюсь, взять ответственность, что по старому я уже постараюсь не жить, только и всего...

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА

Когда мы что-то заявляем в духовных практиках, мы можем обосновать это лишь тем, что «я так долго страдаю», «я хочу лучшего». Подходя к реальности, мы часто имеем проблемы с самооценкой. Мы заявляем о своих желаниях, не зная о своей сути, красоте и ценности. Мы "хотим" - это ключевое слово. Но это всего лишь ум и эго, но это не мы, а лишь часть нас и определенны механизмы, которыми мы не умеем пользоваться. Мы хотим всё подряд, всё и сразу, всё и много, лучше, чем у других. Но за этим «хотением» нет понимания, почему мы заслуживаем иметь и зачем в действительности нам это.

Мы выражаем намерение что-то иметь, но не можем закрепиться в вере в себя, ощущении, что достойны получить это для чего-то. И нашей робкой позиции противостоит глубоко укоренившееся оправдание: «ну ладно, я не готов, я не достоин, я никто и ничто».

Практикам в противовес выступает постоянное внутреннее ощущение нехватки, недостатка, ущемленности, необеспеченности, драмы. И оно чаще всего перевешивает в создании своей реальности. Мы теряем свой фокус внимания, а где и в каком качестве мысль находится чаще, там и происходит материализация.

СОМНЕНИЯ

Мы постоянно живем в страхе ума и отчаянно сомневаемся по любому поводу. Бывает и так, что все наши практики - это просто попытка уговорить себя, что это работает! Мы практикуем, чтобы получить доказательства, что этим стоит заниматься и можно тратить на это время. Чаще всего мы занимаем позицию недоверия, как бы говоря: «ну посмотрим, насколько это сработает, удивите меня». И изначально делаем субъективные выводы, не видя всей перспективы в целом.
В целом позиция жертвы выглядит так: я не совсем верю в это, но, может быть сработает. А "может быть" - слабая мотивация и естественно, она не работает.

Даже, если мы активно и воодушевленно принимаемся за разные практики, внутри может находится именно недоверие. И через некоторое время при отсутствии предполагаемых результатов, мы получаем разочарование, депрессию - поскольку время и деньги потрачены, силы тоже, но волшебной и идеальной жизни так и не наблюдается.

Получается замкнутый круг - мы говорим себе, что поверим, если увидим результат. Но результата нет, поскольку мы еще не верим. Мы не верим в красоту, ценность и суть своего Существа - поэтому ничего не происходит.

И вот здесь наступает серьезный кризис: мы либо отбрасываем все игры в «верю-не верю» и идем дальше на глубинно - интуитивном доверии и понимании, что духовные практики мне сейчас жизненно необходимы, это именно моя дорога, либо все бросаем под лозунгом «я так и знал - не работает».

НЕОБХОДИМЫЙ ПОДХОД: ПОЗИЦИЯ ТВОРЦА

С позиции творца мы осознаем свою ответственность за состояние своей реальности и своей жизни. Мы начинаем разбираться и понимать свою природу. У нас есть только наше отношение и мышление, а это и есть наша реальность и свобода выбора! Бог с огромной Любовью дал нам все возможности для создания нашей уникальной реальности, и нам пора заняться осознанным ее творением!

НАСЛАЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОМ

Есть замечательный момент, позволяющий выйти из вечной гонки за результатом - это понимание, что мы уже сделали это. Все, что мы желаем получить сейчас, уже существует в нашее реальности. Это позволяет без лишней суеты, переживаний и негатива быть в процессе практики, наслаждаться ей, не торопиться, не ждать результата, он нас больше не интересует, он уже есть, духовная практика становится нашей жизнью, а не "гонкой достижений".

Именно в таком состоянии проявляется радость и удовольствие от процесса: мы начинаем наблюдать, как выстраиваются события нашей жизни. Этим мы начинаем притягивать здорового, процветающего, просветленного себя будущего в свое сейчас. Это многомерный процесс трансформации и улучшения жизни, и он более эффективен, чем процесс линейный. Любая практика становится таинством, удивительным процессом трансформации, где важен сам процесс! Если вы хотите съесть изысканное блюдо, то вас влечет именно наслаждение красотой, запахом, вкусом пищи, а не само состояние сытости.

Пробуждение цветка прекрасно, и, подобно этому, любая практика - это священный и трепетный процесс знакомства с Собой истинным.

ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ

Понимание и осознание своей ценности, важности своего пребывания на планете - основной ключ к позитивным изменениям жизни. Вы осознаете тот бесценный опыт и багаж мудрости, накопленный через все воплощения прямо сейчас. Вы начинаете понимать свою уникальность, а это значит, что вы осознаете свою индивидуальну возможность проявлять себя в этом материальном мире прямо сейчас.
Вы больше не нищий в поисках счастья, вы - существо, знающее и осознающее свои возможности.

УВЕРЕННОСТЬ

Любое знания - сила, но мы всегда воспринимаем это в контексте материальной реальности. Не информация, а внутренняя мудрость и знание - основа творящей силы нашей мысли, нашей энергии. Ведая о своей божественной природе, своих возможностях, понимая механизмы работы своих энергий, мы не сомневаемся в полученном результате, а он не всегда должен быть видимым.
Наша трансформация и улучшение жизни - не поиск доказательств, а четкое понимание своих действий, уверенное осознанное персональное творение. Это работает, энергии меняют свои вибрации, материя и реальность выстраивается согласно нашему предназначению. Мы творцы своей реальности и мастера собственных энергий.

В ПОЗИЦИИ ТВОРЦА:

  • мы знаем, что результаты уже есть, просто потому, что мы осознанно запускаем процессы познания себя, выполняя различные практики;
  • мы чувствуем, что результаты уже есть, потому что мы осознанно это выбрали;
  • мы ощущаем, что результаты уже есть, потому что мы уже делаем это;
  • мы не сомневаемся в себе и любую преграду воспринимаем, как возможность еще глубже и по другому познать себя...

Духовные практики - не самоцель. К духовным практикам приходят после череды болезненных уроков, когда появляется внутренний порыв и потребность кардинально изменить свою жизнь, раз и навсегда. Или в качестве закономерного этапа развития личности, когда вы ищите ответ на вопрос о смысле жизни и вашем предназначении. Но мало кто владеет информацией о последствиях духовного развития и к чему оно, в конце концов, приведет.

Сегодня мы сосредоточимся на двух составляющих - на физиологических и энергетических изменениях в жизни вследствие применения духовных практик.

Духовные практики последствия: Физиологические изменения.

Изменение ритмов сна и бодрствования

Чем больше времени вы посвящаете своему духовному развитию, тем большую важность для вас приобретают периоды и качество вашего отдыха. Во время отдыха вы не только восстанавливаете свои силы, но и синхронизируетесь с новыми навыками и способностями, которые раскрываются вам (подробнее на этом мы остановимся во 2й части этой серии материалов). Вы переходите на новую систему сна, которую Стив Ротер назвал «триадой сна»: вы спите 3 часа, потом просыпаетесь, часа 2 можете провести в состоянии бодрствования и снова засыпаете. При этом вы не чувствуете себя уставшими или невыспавшимися. Примечательно, что в этот период ночного бодрствования вы находитесь в состоянии расширенного сознания, на так называемой альфа частоте, свойственной медитативным практикам и глубокому расслаблению. А значит, ваши правое и левое полушария работают синхронно, открывая вам доступ к новым осознаниям и создавая поле расширенного творения, когда все ваши идеи быстрее воплощаются в материальном виде.

Перестройка нервной системы

Один из наиболее частых симптомов, с которым сталкиваются практикующие. Восприятие энергий, волевая концентрация на чакрах, внутреннем мире, образах подсознания по-новому запускает нервную систему и меняет привычные частоты мозга. В то же время, простраиваются новые нейронные связи, активируются до этого дремавшие зоны мозга. Это дает дополнительную нагрузку на организм. Это выражается в появлении неких странных симптомов, например, неожиданных тактильных ощущениях, «нагреве» или «холоде» в отдельных частях тела, мурашках и легкой дрожи. Иногда у вас будет меняться восприятие веса или объема тела, иногда будут сбиваться координаты ориентации в пространстве, появляться странное напряжение или расслабление мышц.

Вы здесь, чтобы транслировать вибрацию новой частоты - людям (через озвученные слова) и в землю (через ступни). Побочные симптомы могут выглядеть как головокружение, повышенное/пониженное давление, физическая усталость тела (от переизбытка энергии).

Вы можете заметить, что у вас изменились эмоциональные реакции на прежние раздражители. Восприятие цветов, звуков и запахов обычно становится ярче. Сны, как правило, становятся более красочными и насыщенными по ощущениям. Рекомендации: Помогите своей нервной системе, принимая витамины. Особенно важны магний и витамины группы В (передача нервных импульсов, снятие напряжения, стрессоустойчивость). Также на нервные клетки благотворно влияют железо, кальций, калий, йод, витамин А. Можете поискать продукты, содержащие эти вещества, или принимать оптимизированные витаминные комплексы.

Смена рациона питания.

1) Повышение суточного потребления чистой воды

Спустя короткое время после регулярных занятий духовными практиками вы обнаружите, что стали употреблять гораздо больше чистой питьевой воды: от нескольких стаканов в день до 3-6 литров в сутки. Польза: Чистая вода помогает проводить энергию в организме,улучшает метаболизм, выводит вредные вещества и шлаки, а также способствует адекватному функционированию нервной системы. Чай, кофе, соки и любые другие жидкости не являются равноценной заменойпитьевой воде. Поэтому не удивляйтесь, если после стакана свежевыжатого сока вас потянет выпить еще и чистой воды…

Выпейте стакан воды сразу после пробуждения, чтобы устранить обезвоживание тела во время сна.

Обязательно возьмите с собой на прогулку бутылку воды, перерыв в употреблении воды в 2-3 часа вызовет повышенный дискомфорт в теле и сухость во рту, как будто вы провели это время в горячей пустыне.

Пейте воду не во время/после еды, а минут за 30-10 до приема пищи.

Заряжайте воду позитивной энергией.

Для этого под емкость с водой можно положить соответствующий кристалл Масару Эмото или положить прямо в воду шунгит или серебряную ложку.

2) Отказ от «тяжелой» пищи в пользу овощей и фруктов

Ваше тело обладает телесным разумом, который подсказывает вам, какая пища в данный момент послужит для наивысшего блага вас. Нужно толькоприслушаться к подсказкам тела. Вместо того, чтобы «насиловать» свой организм очередной диетой или голодовкой, спросите ваше тело, чего ему хочется в данный момент. Будут периоды, когда вы добровольно откажетесь от тяжелой мясной пищи в пользу свежих овощей и фруктов. Это не значит, что всем, кто занимается духовными практиками, обязательно становиться вегетарианцами или сыроедами… Нет. Но вы научитесь СЛЫШАТЬ потребности вашего тела, чутко реагируя на сигналы, что вам необходимо заземлиться и съесть что-то более плотное, или наоборот перейти на более легкий витаминный рацион.

3) Непереносимость красителей, пищевых добавок и консервантов

Многие люди знакомы с общеизвестными публикациями о вреде пищевых добавок и консервантов, поэтому перед покупкой продуктов внимательно читают, что написано на этикетках, и именно этим руководствуются при выборе продуктов питания. Наступит момент, когда в этом не будет необходимости. Т.к. ваше тело само среагирует на состав продукта и подскажет вам, насколько он будет полезен лично вам.

Простой пример: вы начинаете есть мороженное и чувствуете, будто песка в рот набрали, поскольку мороженное порошковое с вкусовыми добавками и красителями. В свое время из огромного ряда тортов и пирожных мне пришлось оставить лишь медовые и с кремом из натуральной сметаны. Все остальное в буквальном смысле скрипело на зубах. Благо период повышенной разборчивости длится недолго: как только вы научились определять вредные и полезные для себя продукты, негативные проявления плавно исчезают… вас просто не тянет покупать то, с чем ваш организм не сможет справиться самостоятельно.

И да, перечень привлекательных для вас продуктов питания сократится до минимума. Даже при нынешнем разнообразии?!

Повышение чувствительности и сензитивности

В процессе духовного развития повышенная чувствительность коснется не только продуктов питания и воды. Ваша кожа как лакмусовая бумага станет более остро реагировать на любые изменения окружающей среды. Принцип прежний - долой ненатуральные компоненты и добавки. Приведу несколько примеров:

Водные процедуры. При смене жесткости воды или использовании химических добавок для ее очистки, ваша кожа тут же среагирует повышенной сухостью и раздражением, начнет шелушиться и зудеть.

Особая зона внимания - бассейны и бани с хлорированием воды для ее очищения. Один раз искупаетесь, потом долго будете восстанавливать привычную мягкость кожи тела.

Искусственные материалы в одежде. У меня все началось с колготок - одеваешь колготки и чувствуешь, будто ноги сжимает как в тисках. Вслед за этим пришлось отказаться от новомодных искусственных материалов (в том числе кружевных) для нижнего белья.

Хочешь чувствовать себя комфортно в одежде, будь добра позаботься о 100% хлопке или шерсти.

Средства для ухода за лицом и телом. Потребует максимум внимания и времени на то, чтобы подобрать увлажняющие и питательные вещества высокого качества, которые ПРИМЕТ ваша кожа. Во сколько это обойдется вашему кошельку - умолчим)) Впрочем, вы можете освоить приготовление экологичной косметики на основе натуральных масел и жиров, лепестков растений, кофе и т.д.

Изменения веса

Духовная энергия, поступающая в ваше тело, может вызвать колебания веса, чаще всего - резкий набор массы. Необходимы регулярные физические упражнения в достаточном количестве.

Духовные практики последствия: Изменения на уровне энергетической системы
В процессе духовного развития меняется работа всей энергетической системы человека. Вследствие проработки энергетических блоков и устранении «протечек» энергии на негативные переживания, чувство разделения, страхи и сомнения, высвобождается огромное количество энергии. Более того вы выстраиваете вертикаль Космос - Сердце - Центр земли, становясь чистым проводником космической энергии через ваше тело в землю.

Наиболее частые проявления прилива энергии.

1) Бессонница

Для вашего организма непривычно такое количество свободной энергии и ему требуется время, чтобы приспособиться к новому уровню наполненности энергией. Если вы спите всего 5-6 часов и потом чувствуете себя полными сил и энергии, перестаньте думать, что с вами что-то не в порядке. Дайте себе время на интеграцию и балансировку.

2) Нарушение памяти

Происходит перестройка работы головного мозга, выстраиваются новые симпатические пути, которые передают импульсы нервным клеткам и синхронизируют левое (аналитическое) и правое (творческое) полушария мозга.

Временами возникает ощущение, что вы потеряли память, в голове туман, простейшая мыслительная деятельность вызывает головную боль и раздражение.

В итоге вы обретете большую ясность и точность. Начнете видеть бОльшую картину в целом. Ум станет спокойнее, внутренний диалог умолкнет без каких-либо усилий с вашей стороны. Главное, доверять происходящему процессу и не изматывать себя излишними сомнениями и беспокойством.

3) Мутация клеток

Всем вам знакомы проявления «духовного» гриппа:

  • повышение температуры тела, хотя градусник показывает, что все в норме,
  • болевые ощущения, если провести чем-нибудь по открытой коже,
  • тело как будто плавится и ломает, в том числе в суставах,
  • повышенное сердцебиение и общая слабость,
  • давление на виски или импульсная резкая боль в них.

Все перечисленное выше похоже на симптомы очень высокой температуры… Но с точки зрения медицины вы полностью здоровы - ваша духовная трансформация преобразует клеточную структуру, чтобы ваши клетки вмещали больше света и энергии. Я это называю «мутацией клеток». Весьма точная метафора, на мой взгляд.

4) Энергетическая чувствительность

Побочный эффект духовных практик - повышенная чувствительность к различным энергиям. Только взглянув на человека, вы можете определить в каком он настроении, стоит ли ему доверять и иметь с ним дело. Вы сразу видите тип мышления человека - позитивный или негативный у него взгляд на мир. Больной или здоровый, полный энергии и сил, или обесточенный. Это, несомненно, одно из преимуществ духовных практик.

С другой стороны, повышенная чувствительность вызывает сложности в разграничении, где ваши мысли и эмоции, а где чужие.

Вы легко считываете энергетику человека, но часто принимаете чужое состояние за свое.

Вам сложно находиться в местах массового скопления людей (крупные супермаркеты, концерты, народные гуляния), т.к. вы быстро устаете и чувствуете себя измотанными.

Подведем небольшой итог сказанному выше:

Если вы стали замечать странные изменения в своем организме и поведении, нетипичные телесные ощущения, головокружение, изменение сна или режима питания), не волнуйтесь. Все, что с вами происходит, является симптомами, сопутствующими духовному росту. Или – возникающими, как некое духовное сопротивление, в ответ на повышение ваших вибраций. Их не стоит бояться – нужно просто изучить их, и знать, как можно помочь себе в каждом конкретном случае. Это закономерные процессы.

Духовная практика, духовные техники и медитации - это непосредственные практические упражнения в различных духовных традициях и направлениях, которые начинает выполнять человек, вставший на путь самопознания и духовного развития.

Стадии духовной практики

На определенном этапе духовной практики искатель выходит на более универсальный путь, когда его не ограничивают рамки одной религии или одного учения, подход к познанию становится интегральным, а главной целью - познать себя как Я, Истинную Реальность, Пространство Высшего. Отныне это и станет основной задачей практика. И именно эта задача потребует от практикующего выполнения вспомогательных реальных действий, которыми станут духовные упражнения, духовные техники и духовные медитации, которые помогут ищущему достичь внутренней тишины, безмолвия, установить в себе покой, концентрировать волю и внимание.

Ниже, в этом разделе собраны разнообразные техники выполнения медитаций, практик и духовные упражнения из разных духовных направлений и традиций.

Духовные практики и техники - описание:

Как добиться делового успеха - этот вопрос актуален сегодня для немалого числа "активных пользователей" бизнеса. Успешность же в бизнесе зависит в немалой степени от того, насколько известна его тонкая составляющая, иными словами - метафизика бизнеса.

Законы Творца - это передовое и универсальное эзотерическое знание, которое передано Творцом нашего Мироздания человечеству в форме космических знаков - высшей формы передачи и преобразования знаний.

Пашчимоттанасана (наклон вперед сидя) — это поза, при выполнении которой чаще всего встречаются фатальные ошибки техники выполнения. Вместо вытяжения мы получаем травмирующее чрезмерное сгибание спины. Вместо полноценной работы с задней поверхностью ноги — иллюзию того, что мы достаем головой колени.

Не всё, что сложно, непременно даст хороший результат, и не всё, что просто, - малоэффективно. Вот как раз на опыте и убеждаешься, что зачастую самые простые и легко выполнимые техники и приемы дают замечательный результат, и это заметно сказывается на общем самочувствии и здоровье тела.

Чудесный и приятный, а главное - доступный, несложный и занимающий всего 5 минут вашего времени китайский самомассаж. А эффект - ощущение притока энергии, обретение молодой активности тела в любом возрасте на целый день. Во всяком случае - на очень продолжительное время. :)

Проблема чистоты планеты одинаково важна для всех людей, в каком бы государстве они не жили, к какой бы национальности не принадлежали. Экология планеты, как зеркало, отражает состояние сознания людей Земли. И поэтому забота об очищении планеты есть заботой об очищении нашего сознания, наших душ. Потому что мы с планетой - неделимая целость.

Я люблю планету Венера, ее проявления и эманации, поэтому сделала акцент на числе 6. В ведической нумерологии этому числу соответствует планета Венера. Если смотреть на Шестерку как на число жизненного пути, то мы говорим о том, что оно позволяет душе почувствовать себя в роли воспитателя. Но для начала вспомним, как вычислить свое число.

Замечаете ли вы, в каком настроении вы переходите от ночного сна к бодрствованию? Если вы будете наблюдать себя в первые моменты после пробуждения, то зафиксируете особое состояние сознания, которое очень пластично и восприимчиво. Этот промежуток времени очень подходит для программирования и управления своей реальностью, иными словами - это ваше время для творения своей реальности.

Наверное, нет практика, который бы не столкнулся с таким препятствием, как внутренний диалог, что есть хаотичным движением мыслей в нашей голове. Еще мудрецы древности заметили, что наши мысли подобны хитрым подвижным обезьянам, которые не дают нашему вниманию сконцентрироваться на главном. Мысли вовлекают нас в процесс переваривания себя и... главенствуют над нами. Но способы их укрощения, тем не менее, есть.

Наверное, мы замечали, и не раз, как в моменты наибольшего напряжения в нас изменяется ритм дыхания: мы то непроизвольно его задерживаем, что называется стоим, "затаив дыхание", то дышим беспокойно в учащенно-поверхностном ритме. И точно так же замечено, насколько быстро уравновешивает, балансирует и успокаивает нас сосредоточенное на себе, глубокое и ритмичное дыхание.

Медитация - Озеро любви

Прямо сейчас всего на 15 минут погрузитесь в прекрасные звуки этой замечательной духовной практики, и обретите гармонию и наполненность любовью, которой хватит на то, чтобы изменить к лучшему всё, что Вас окружает - отношения, работу, соседей - всё, что Вы захотите...

Духовная практика - задачи и цели

Одна из задач духовной практики — устранить влияние ума, который состоит из мыслей и желаний. Высшее Я - за пределами всего этого. Для познания высшего Я следует искоренить ум

Частью духовной практики являются методы утихомиривания мыслей и увеличения безмятежности. Таким образом человек постепенно может приблизиться к Богу. Такой человек не только наслаждается покоем сам, но также может приносить покой и другим.

Духовную практику можно назвать особым видом работы - духовной работы, столь же естественной, как и любая деятельность человека, но еще более необходимой, без которой человек не может полноценно существовать не земле.

Подлинная система самостоятельной духовной практики не присваивает какие-либо новые необычные качества и не дает что-либо, чем мы никогда не обладали, — она лишь возвращает нас к собственному ВЕЛИКОМУ НАЧАЛУ, к Источнику Жизни, которым мы никогда не переставали БЫТЬ.

Цель духовных техник и медитаций - итоги

Духовная практика имеет целью духовное пробуждение, постижение себя как Я, Бога, иными словами - своей истинной природы; осознание единства с Высшим и познание Высшей Реальности как Жизни Вечной.

Ставший на путь самопознания непременно в конечном итоге прозреет эти цели, потому что иного не дано.

Результаты духовной практики

Выполнение духовной практики ведет к очищению внутреннего пространства, эмоциональных и ментальных проводников, человек становится увереннее, спокойнее, безмятежнее, это сказывается и в его обычной будничной жизни. Ведь духовные практики значимы еще и тем, что меняют нашу обычную каждодневную жизнь. У человека, выполняющего духовные упражнения и занимающегося медитативными духовными практиками, меняется характер: он становится более ровным, гармоничным, устойчивым к стрессам, его непросто вывести из себя, таким человеком трудно манипулировать.

Практики духовного развития неизбежно сказываются и на физическом теле: человек намного лучше себя чувствует, ему под силу контролировать процессы своего тела, он способен заниматься самоисцелением в случае необходимости и намного быстрее восстанавливается.

Духовные упражнения и практики сегодня

Стоит добавить, что упражнения по совершенствованию личности, которые стали так популярны в последнее время и духовные практики, это всё-таки разные вещи. Сейчас многие увлекаются всевозможными коучингами, разнообразными тренингами личностного изменения и роста, и это тоже практики, которые помогают человеку измениться, лучше приспособиться к жизни, легче адаптироваться в социуме, быстрее устанавливать контакты с людьми, успешнее решать собственные проблемы и т. д. Все это имеет место и может быть весьма полезно, только следует понимать, что это не духовная практика, а занятия совершенствованием личности. Это совершенно разные вещи, и их стоит различать.

О качествах занимающегося

Практики духовного развития требуют от искателя устремленности, воли и пробуждения внутреннего огня. И конечно, в выполнении духовных практик очень важна осознанность . Ведь в результате выполнения нами духовных упражнений, медитаций и других практик духовного развития изменяется именно наше сознание, что есть самым главным нашим достижением. Ведь ни одно значимое изменение в масштабах человечества невозможно именно без этого компонента - без изменения его сознания. Так что тот, кто осознанно занимается духовными практиками, работает не только на себя - он трудится на благо всех и ради гармоничного развития всех. Ведь каждое наше маленькое «я» есть каплей в океане Я Высшего. Так мы в процессе духовной практики жизни постигаем Единство.