Бумажный макет города своими руками. Склеиваем домик из бумаги. Простые макеты бумажных домов и развертки для склеивания

Для окрашивания опилок берется синька ультрамарин, разводится в горячей воде, куда и погру­жается древесная пудра, окрашивающаяся на глазах до степени нужного колера. Вынутая из краски, она отжимается и кладет­ся тонким слоем на противень для сушки.

Древесную пудру можно применять для покрытия макетов вместо краски, но для этого она заготовляется самых разнооб­разных цветов, высушивается и складывается в банки. Лучшая краска для этого - анилиновая, продаваемая пакетиками для окраски хлопчатобумажных тканей. Пудра накладывается тон­ким слоем на горячий столярный клей и придавливается. Избы­ток ее, по высыхании, ссыпается в банку и хранится для сле­дующих работ.

Снеговая поверхность делается так: нужная часть смазы­вается клеем и обсыпается бурою с примесью борной кислоты для придания блеска. Можно также поверхность сделать из ваты (гигроскопической), которая расстилается ров­ным и тонким слоем поверх белой бумаги. Вата сверху посы­пается борной кислотой.
Когда склеенные части высохнут, они покрываются шпаклев­кой, приготовленной из мела (зубного порошка) и клея. В за­висимости от окраски, которую должен иметь грунт, к мелу прибавляют различную краску. Шпаклевка накладывается тон­ким слоем, а в тех местах, где требуется, она принимает формы необходимых выпуклостей, рельефа, выступов, берегов и т. п.

Покрытие шпаклевкой имеет целью скрепить макет, выров­нять неровности или создать их, сделать его плотным и моно­литным. В шпаклевку при ее накладке могут быть вкраплены камешки, корешки, имитирующие тот или другой предмет.

Задний фон макета можно окрасить коричневой краской или осыпать древесной пудрой по клею, или же оклеить темной бумагой. Весь макет после отделки, пока он сырой, посыпать бриллиантовыми насыпями, от чего он оживает, особенно при вечернем свете.

Надписи делаются на чертежной бумаге тушью и помещают­ся под стекло, как этикетки, и макет готов.
Обратимся к изготовлению некоторых деталей макетов.

Лес и кустики условно изображают зеленые лиственные мхи. Они собираются заранее. Нужно выбирать самые зеленые, яркие и не очень сочные, высушивать их на сквозняке, но не на солн­це. Из мхов связываются очень плотные букетики, которые и вставляются в отверстия, сделанные в макете шилом.

Макет травы

Травянистую поверхность на моделях можно также изобра­зить мхом. Поверхность оклеивается матовой зеленой бумагой или красится зеленой краской. Зеленый фон смазывается клеем и обсыпается мелко настриженным мхом. Можно мох заменить окрашенными в зеленый цвет мелкими древесными опилками. Если надо представить часть растительности в естественном виде, то приходится брать настоящие растения или части их, засушенные в песке.

Неровности поверхности, ямки, мелкие повышения и т. д. сделать так: смочить в жидком столярном клее нужной величи­ны комок тонкой бумаги и наклеить на поверхность подставки. Намочить еще кусок цветной бумаги в клее. Когда она станет мягкой, наложить на комок и примять вокруг комка края к поверхности подставки. Обмазать сделанные неровности клеем и обсыпать стриженым мхом или землею.

Имитация поверхности земли. Проще всего устроить ровную поверхность почвы. Достаточно смазать кусок картона и обсы­пать землей или песком. Картон необходимо окрасить в тот цвет, какой имеет приготовляемая почва.

«Земля» делается так. Возьмите тонкий картон и черную ма­товую бумагу. Вырежьте кусок картона нужной величины, оклейте его матовой черной бумагой, обратную сторону картон­ки надо сейчас же оклеить бумагой, иначе он покоробится. За отсутствием бумаги картон можно с полным успехом покрасить сажей на клее. На черную сторону картонки нанести столярный клей, ровным слоем густо засыпать землей, дать полчаса посох­нуть и только потом стряхнуть лишнюю землю.

Сухая земля имеет не черный, а серый цвет и потому, чтобы она осталась черной, ее надо окрасить. Это делается до наклей­ки. Возьмите черной минеральной краски, разведите на блюдеч­ке и насыпьте в него земли. Пропитавшуюся краской землю высушите на солнце или в духовой печке.

Точно такими же приёмами делается и песчаная поверх­ность, надо лишь вместо черной бумаги взять желтую, лучше всего обыкновенную оберточную. Изредка приходится окраши­вать фон акварельной краской, если приготовляемая «порода» имеет оттенок другого цвета.

Для песчаных ландшафтов заготовляют искусственный песок. Он составляется из 20% натурального песка и 80% охры. Смесь тщательно перемешивается.

Из натуральных камешков лучше всего употреблять камеш­ки, добытые из ручейка, а также мелкий гравий. Для того чтобы прикрепить к картону камешки, палочки или какие-либо предметы, они смазываются очень густым столярным клеем и опускаются на предназначенные им места. При варке лея для крепости прибавляют немного сахарного песка.

Макет ручья

Ручеек оформляется красками, а ложе его засыпается по специально наложенной замазке синего цвета порошком голубой насыпи, которая издает блеск, а берег - землей и камешками.

Животные для оживления ландшафта могут быть выпилены из фанеры, раскрашены и прикреплены в соответствующих ме­стах макета. Также и растения переднего плана. Камни надо приготовить из бумажной массы, а затем раскрасить. Можно для этой цели использовать и соответствующие рисунки, вырезав и наклеив их на картон, а затем прикрепить на макете.

Высокие склоны и обрывы. Из картона сгибается и склеи­вается коробка нужной величины. Дном кверху она наклеивает­ся на кусок картона. Это будет остов горы. Со всех или некото­рых сторон можно наклеить лист плотной бумаги так, чтобы одним краем он был прикреплен к краю дна коробки, а другим к картону, получится склон желаемой крутизны. Бумага берет­ся соответственного цвета в зависимости от того, будет ли это склон земляной, песчаный или травянистый. Когда модель будет закончена, склон этот мажется клеем и обсыпается песком, зем­лею или стриженым мхом.

Для обрыва берется тонкая оберточная серая бумага. От­режьте нужный кусок, намочите ее в жидком столярном клее и наложите так же, как и «склон», но, конечно, спустите гораздо круче. Клей скоро подсохнет, и вы легко можете собрать бумагу в любые складки и сборки. Когда клей засохнет и бумага зат­вердеет, обмажьте еще раз клеем и, держа «обрывом» кверху, осыпьте песком. Тогда сборки и складки будут напоминать рыт­вины, промытые водой на склоне оврага. Можно обсыпать «обрыв» не только песком. Набрав разноцветных глин, насыпьте их на клей горизонтальными полосами и изобразите наглядно слоистость земной коры.

Такие модели гор, обрывов, берегов и даже оврагов можно легко делать с натуры, если иметь рисунки и карты данной местности.

Если вы собираете коллекцию горных пород из какого-нибудь обрыва, то точная, с соблюдением пропорции модель обрыва, сделанная (обсыпанная по клею) из подлинных, взятых на ме­сте материалов, чрезвычайно поднимет ценность вашей коллек­ции.

Постройка моделей жилищ или селений развивает у учащихся находчивость и творческую ини­циативу. А изготовленные такие модели послужат ценными по­собиями для географического кабинета. Для руководства можно использовать картины, рисунки и т. д., а также описания в журналах и книгах. Для примера при­ведем описание одного макета.

Перед входом в пещеру у костра сидит человек. Все обитатели пещеры ушли на охоту. Оставшийся должен охранять жилище и поддерживать «вечный огонь».

Хорошо выполненный макет пещеры первобытного человека поможет вам представить себе жизнь наших древних предков. Размер подмакетника - 40 X 40 см. Высота задней стенки 40 см. Вылепите из глины мо­дель горы с пещерой. Обклей­те модель слоями бумаги. Бу­магу предварительно нарвите кусками 150×150 мм. У вас получится слепок горы из па­пье-маше. Пришейте гору к подмакетнику и к задней стен­ке макета.

Площадку вокруг горы засыпьте землей и зеле­ными опилками. Гору окрасьте так, чтобы составилось впечат­ление, будто она каменная. Звериные шкуры хорошо по­лучаются из кусочков старого мохнатого полотенца. Рас­красьте «шкуры» и приклейте их внутри пещеры. В пещере лежат каменные орудия. Каменные части топора и копья вылепите из пластилина или другого мате­риала. Костер сделайте из папиросной бумаги, окрашенной в красный и желтый цвет. Для фигуры первобытного человека сделайте каркас из мягкой тонкой проволоки, затем нанесите на него пластилин. Оденьте человека в кусок звериной шкуры.

Объемное моделирование увлекательное занятие, которое не оставит равнодушным ни детей ни взрослых. Именно моделирование дает возможность увидеть трехмерное изображение будущей постройки или техники. Способов использования моделирования много. Остановимся на одном из них. Каким образом создать макет дома из бумаги? Для чего нужен такой макет? И что понадобиться для его изготовления?

Создание макета своими руками – это не только воплощение в жизнь своих архитектурно-строительных перспектив. Это прекрасный способ сделать оригинальный подарок ребенку, запечатлеть кусочек истории возведения собственного жилья, усовершенствовать творческие навыки и умения. Неоспоримо то, что трехмерная модель дома из картона или бумаги полезна не только для студентов, архитекторов, строителей, но и в качестве отличного рекламного двигателя. Ведь увидев будущее жилье в таком миниатюрном виде, рассмотрев его со всех сторон и в разных ракурсах, непременно захочется приобрести.

Перед тем как приступить к работе, необходимо запастись всем необходимым:

  • несколько листов бумаги и картона;
  • быстросохнущий клей;
  • канцелярский нож;
  • карандаш;
  • скотч;
  • чертежный набор;
  • плотная доска для прирезки деталей.

Картон или бумага для моделирования выбираются плотные и фактурные. Точность создания макета напрямую зависит от точности чертежа, поэтому прорисовывать детали будущего макета стоит особо тщательно. Для начала необходимо определиться с оригиналом здания, с которого будет сделан макет. И обозначить масштаб, с учетом которого будет производиться построение модели дома. Обычно используют масштаб 1:100.

Следующим этапом моделирования является построение развертки – развернутое на плоскости бумаги или картона изображение макета. Построение развертки начинается с места отсчета. Это может быть любой угол здания, по которому будут измеряться все отрезки.

Поэтапно и не спеша происходит построение развертки макета дома с учетом точного размера стен, фронтонов и прибавки на клапаны для приклеивания. Отдельно делают разметку для крыши здания и подставки. Подставка изготавливается на 1-2 сантиметра шире основания стен модели дома. Такой принцип моделирования является довольно простым и не требует каких-либо специальных знаний. После того как построена развертка дома, необходимо прорисовать или приклеить из цветной бумаги оконные проемы и двери. И уже после этого приступить к окончательной сборке модели дома из бумаги.

Если модель дома более сложная, то ее изготавливают путем поэтапного создания фасадов здания, крыши и основания. Используя ребро жесткости, модель собирается в законченную композицию.

Внутренние перегородки, окна и двери крепятся при помощи клея или скотча. Сгибание деталей дверей и окон формирует ребро жесткости и позволяет самостоятельно удерживать форму. Чтобы придать модели дополнительную устойчивость, внутренние перегородки можно изготовить из жесткого картона или пенопласта.

Для детализации объемной модели дома из бумаги изготавливают предметы мебели и интерьера. Это довольно просто, поскольку бумага очень пластичный материал. Предметы мебели раскраиваются на бумаге, склеиваются и помещаются внутрь модели здания. Если площадь модели дома не велика, целесообразно выставлять предметы интерьера на фоне стен модели.

С целью пространственной ориентации модели выполняют моделирование прилегающего к ней участка, зеленых зон и инфраструктуры. Для этого используют разноцветную бумагу, сухие веточки деревьев и кустарников, краску и детские игрушки. Выполнение такой модели позволяет определиться с размещением дома относительно сторон света, с подводкой коммуникаций, составлением сметы на постройку и дома, облагораживания приусадебного участка и прочими строительными особенностями.

Особую роль в моделировании дома имеет цветовая гамма. С помощью цвета можно эффективно подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки проектируемого дома, а также сделать акцент на главных деталях помещения. Красить готовую монохромную бумажную модель дома не стоит. Это может привести к деформации конструкции макета. Лучше приклеить необходимые цветные элементы из цветной пленки или бумаги.

Бумажный макет дома, в отличие от пластиковых и деревянных макетов, менее детализирован и долговечен. Он не устойчив к влиянием влаги и температурного режима, что соответственно требует бережного использования.

Главным преимуществом такого макета является быстрота и простота сборки, а также экономичность. Такие макеты из бумаги, сделанные своими руками, незаменимы при проведении всевозможных презентаций и выставок, а также как база для создания более сложного моделирования с использованием пластика и детализированием внутреннего наполнения пространства помещения.

Один из примеров создания бумажного макета:

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Одна из наиболее трудных задач конструирования и моделирования - построение разверток объемных изделий. Для развития конструкторского мышления важно уметь самим сделать чертеж той или иной поделки. Как и при изготовлении других игрушек, приступая к конструированию, прежде всего необходимо найти закономерность построения изделия.

При построении разверток домиков сначала надо найти то место, с которого будет начинаться отсчет. Таким местом у домиков может служить любой угол. Так как все дома имеют стены, то в основании развертки будет прямая линия, на которой проставлены размеры стен. Потом определяют высоту стены и проводят вторую, параллельную основанию линию. Затем чертят фронтоны и клапаны для подклейки. После изготовления развертки делают крышу и подставку.

Самый простой макет домика представлен на рисунке 87. Он состоит из развертки, крыши и подставки. Окна и двери делают из цветной бумаги способом аппликации. Мелкие детали дорисовывают.

Для макетов используют плотную бумагу или тонкий картон.

Чтобы изменить внешний вид домика (рис. 88), т. е. его архитектуру, достаточно увеличить (или уменьшить) фронтоны. Принцип построения развертки в этом варианте ничем не отличается от предыдущей модели. За точку отсчета взята левая стена с фронтоном. После сборки макета приступают к его отделке.

Если домик имеет какие-либо архитектурные дополнения, например веранду, то делать ее отдельно нет необходимости. Это только усложняет процесс изготовления поделки.

На рисунке 89 дана развертка домика с верандой. За место отсчета взята задняя стена. Для приобретения навыков построения разверток можно предложить учащимся взять за основу любое место отсчета. Архитектурно домик не изменится, только развертка будет построена по-иному.

В жизни встречаются самые различные строения: это интересный материал для изготовления макетов. Вначале надо сделать эскиз понравившегося дома с натуры, потом с эскиза выполнить развертку. Для начала можно предложить сделать макет своего жилого дома или школы.

На рисунке 90 показан пример дома с тремя фронтонами и усложненной по построению крышей. Ее выполняют из двух частей. Начало отсчета - левая стена с фронтоном. Подставку делают на 10-20 мм. шире стен домика.

Как отмечалось выше, основными материалами для макетирования являются картон и бумага «Ватман». Эти материалы удобны и легки в ручной обработке, обладают достаточной жесткостью, пластичностью, что дает возможность в той или иной форме воплотить творческие идеи автора. Если для макетирования используется рулонный «Ватман», то его необходимо натянуть перед работой на подрамник, так как при скручивании он не представляет ровной поверхности. Бумага «Ватман» позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование. Она хорошо режется и клеится, на белой бумаге хорошо видны светотеневые градации. Бумага для макетов должна быть идеально ровной, листы должны храниться в горизонтальном положении, желательно под прессом. Для определения направления волокон листа следует отрезать две узкие полоски произвольной длины ─ одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью спицы или карандаша нужно скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной (по направлению волокон), а другая покрыта мелкими трещинками и надломами. Бумага применяется в основном чертежная (ватман), белая, плотная.

Существуют основные приемы придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

1. Чтобы склеить любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через цилиндрический предмет (карандаш, спицу) (рис. 32).

2. Для того чтобы сделать цилиндр, конус или другое тело вращения, нужно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной 3─5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рис. 33). Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке (рис. 34). Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета. Этот способ придает материалу дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

3. Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г-образные в сечении элементы, так как они обладают геометрически предельной жесткостью.

Рис. 32. Криволинейная поверхность

4. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше (рис.34).


Рис. 33. Тело вращения

Рис. 34. Ребра, грани сгибов бумаги

При изготовлении сложных объемных форм появляется необходимость стадии эскизной развертки формы: склеивают. На нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки. Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней. Чтобы правильно вычертить развертку, надо развернуть эскизный макет в плоскость. При построении бумажных макетов сложных объемных форм рекомендуется действовать следующим образом:

1. Изготовьте чертежи граней. Можно использовать приведенные ниже чертежи, увеличив их до нужного масштаба. Будьте очень аккуратны, от точности чертежа зависит, насколько точно подойдут детали.

2. Изготовьте по чертежу трафарет. Для этого наложите чертеж на лист плотного картона и проколите оба листа в вершинах многоугольника иглой или тонким шилом. Острым карандашом соедините по линейке полученные проколы. Аккуратно вырежьте ножом или ножницами трафарет, отступив от карандашной линии примерно на 0,5 см.

3. Выберите материал, из которого вы будете изготавливать макет. Для макетов среднего размера неплохо подходит плотная чертежная бумага. Хорошо также использовать тонкий глянцевый картон. Если же вы делаете большой макет, нужно выбирать более плотный материал, чтобы он не разрушился от собственного веса. Если вы делаете цветной макет, надо использовать цветной материал или самостоятельно окрасить его до того, как вы сделаете заготовки.

4. По трафарету изготовьте требуемое число заготовок. Для изготовления заготовки положите трафарет на лист материала, выбранного вами для модели, и сделайте проколы в вершинах многоугольника. Теперь острым предметом ─ иглой или шилом ─ нанесите между проколами границы и линии сгибов. Если вы используете достаточно толстый картон, вместо иглы можно воспользоваться очень острым ножом, аккуратно надрезав картон на треть толщины.

5. Вырежьте детали, оставляя поля-наклейки, которыми части будут соединены, размером от 0,3 до 0,5 см. Есть несколько технологий соединения деталей (о них сказано ниже); оставляйте те наклейки, которые требуются при выбранной вами технологии. Срежьте уголки заготовок так, чтобы разрез прошел точно через прокол.

6. Аккуратно согните заготовки по проведенным вами линиям. Если сгиб очень длинный (более 8 см) то, чтобы не помять заготовку, воспользуйтесь линейкой, прижав ею заготовку по линии сгиба.

7. Этот этап можно пропустить, но если вы делаете одноцветный макет, с такой обработкой он значительно выиграет. Отогнув наклейки, аккуратно окрасьте черной тушью ребра будущей модели. Чтобы не испачкать заготовки, окрашивайте ребра по одному, не приступая к следующему, пока не высохло предыдущее. Очень удобно работать «конвейерным» способом, делая одновременно много одинаковых заготовок ─ вы окрашиваете у каждой заготовки по одному ребру, и, когда вы обработаете последнюю деталь, первая уже полностью высохнет.

8. Если макет имеет очень острые многогранные углы, дополнительно подрежьте уголки наклеек. Это не стоит делать преждевременно, иначе будет тяжело аккуратно отогнуть наклейки. Постарайтесь оставлять для склейки как можно больше места. Срезайте ровно столько, чтобы наклейки не мешали граням и друг другу вблизи вершин многогранника.

9. Когда все детали готовы, можно приступать к склейке макета.

Примеры разверток бумажных сложных форм изображены на