Житие и чудеса великомученика димитрия солунского. Святой великомученик димитрий солунский мироточивый

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих ( , .). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Иконописный подлинник

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Киев. 1108-1113.

Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва.

Русь. XII.

Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва.

Значение ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

Димитрий Солунский - святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страданиях и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 числом месяца октября. О житиях святого Димитрия см. под тем же числом в месяцеслове архимандрита Сергия. Была попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению - славянин (см. "Чтения общества истории и древностей российских", 1846). В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют "отечестволюбцем" славянских народов. В русских летописях имя святого Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нем упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам нашего летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя. Русские издревле старались приобретать хотя малейшие частички его мощей, одежды, миры или даже персти от гроба его. Этим объясняется, почему во всех древних монастырях и церквах, среди частиц мощей различных святых, почти непременно находится часть мощей или миры от святого Димитрия. В 1197 г. была принесена из Солуня во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 г., перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Особое почтение к памяти святого Димитрия видно, между прочим, из того, что наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I , Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В Древней Руси день святого великомученика Димитрия считался в числе больших праздников; службу совершал обыкновенно сам патриарх, в присутствии государя. Святой Димитрий был воин и правитель Солуни; сообразно с этим он изображается на древних иконах в военном облачении, с копьем и мечом. П. В.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    христианский святой,великомученик. Сын солунского воеводы, тайно исповедовавшего христианство. Был назначен языческим императором Максимианом на пост проконсула, активно способствовал распространению христианства. …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    св. великомуч., пострадавший во время импер. Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Дим`итрий …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    дим`итрий …
  • ДИМИТРИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Demetrius, ?????????). 1) Димитрий Полиоркет. т. е. завоеватель городов, получивший это название за изобретенные им громадные осадные машины. Он был …
  • ДИМИТРИЙ
    Димитрий - царевич, сын царя Ивана Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Феодоровны Нагой. Родился 19 …
  • ДИМИТРИЙ ЦАРЕВИЧ, СЫН ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Федоровны Нагой, род. 19 окт. 1581 г. По смерти отца и восшествии на …
  • ДИМИТРИЙ ИМЕНА МАКЕД. И СИРИЙСК. ЦАРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????) — ?мя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337-283 до Р. Хр.), сын …
  • ДИМИТРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Димитрий Солунский - св. великомуч., пострадавший во время импер.Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование внашей Минеи, под …
  • ДИМИТРИЙ
    ДИМ́ИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Дан. Саввич Туптало) (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский (с 1702), писатель. Поддерживал реформы Петра I, но …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (?-1392), основатель и первый игумен Спасо-Прилуцкого мон. близ Вологды (с 1446). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ I Пападопулос (1914-91), греч. церк. деятель, патриарх Константинопольский (Вселенский) с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дм. Ив. Самбикин) (1839- 1908), церк. деятель и историк, архиепископ Казанский и Свияжский с 1905. Автор иссл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Клим. Ив. Муретов) (1811-83), архиепископ Херсонский и Одесский (с 1860), богослов, проповедник. Проф. Киевской духовной академии (с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дан. Анд. Сеченов) (1709- 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий (с 1762), миссионер, просветитель. Будучи епископом Нижегородским и …
  • ДИМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    дмитрий, …
  • СОЛУНСКИЙ
    солунский (от Солунь); но: Димитрий Солунский, Солунские братья (о Кирилле и …
  • ДИМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Димитрий, (Димитриевич, …
  • СОЛУНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    сол`унский (от сол`унь); но: дим`итрий сол`унский, сол`унские бр`атья (о кирилле и …
  • ДИМИТРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Скепсийский (Геллеспонтский) (1 в.), князь, обращенный святым Корнилием Сотником, христианский мученик, пострадавший от язычников. Память в Православной церкви 11 (14) …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (ок. 1429 гг.) византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону Фессалоник от турецкого нашествия …
  • ХРИСТОДУЛ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Христодул Солунский, Кассандрский (+ 1777), мученик. Память 27 июля. Родом из Балки в …
  • ФЛОРЕНТИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флорентий Солунский (II в.), мученик. Память 13 октября. Святой мученик Флорентий был уроженцем …
  • ФЕОНА СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феона Солунский (XVI в.), митрополит, преподобный. Память 4 апреля Подвизался в XVI веке …
  • ФЕОДУЛ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодул Солунский (+ 303), чтец, мученик. Память 5 апреля. Мученически пострадал в …
  • ФАНТИН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фантин Солунский (+ 974 ), чудотворец, преподобный. Память 30 августа Родился в Калабрии …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • ПАЛЛАДИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Палладий Солунский (VI - VII вв.), Александрийский, преподобный. Память 27 ноября. Родом из …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • ИОСИФ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф Студит (+ 830 или 833), архиепископ Солунский, святитель, исповедник. Память 26 января …
  • ИОАНН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Солунский (+ 820 - 850), преподобный. Память 11 апреля, 18 апреля. …
  • ЕВФИМИЙ НОВЫЙ, СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евфимий Новый, Солунский (+ 889), преподобный. Память 15 октября В миру Никита, был …
  • ДОМНИН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Домнин Солунский (VI в.), мученик. Память 1 октября. Домнин был родом из Солуни …
  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Туптало) (1651 - 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память …
  • ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Сеченов) (1709 - 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий. В миру Сеченов Даниил …
  • ДИМИТРИЙ (РОЙСТЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Ройстер) (род. 1923), архиепископ б. Далласский и Южный (Православная Церковь в Америке). …
  • ДИМИТРИЙ (ДОБРОСЕРДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Добросердов) (1864 - 1937), архиепископ Можайский, священномученик. В миру Добросердов Иван …
  • ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (князь Абашидзе) , в схиме Антоний (1867 - 1942), схиархиепископ б. Таврический и …
  • ДАВИД СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Давид Солунский (+ ок. 540), преподобный. Память 26 июня. Подвизался в монастыре святых …
  • ВАСИЛИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Солунский (+ 896), архиепископ, исповедник, святитель. Память 1 февраля. Святитель …
  • АЛЕКСАНДР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Солунский (нач. IV в.), мученик. Память 9 ноября. Святой мученик Александр Солунский был …
  • АГАФОПОД СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Агафопод Солунский (+ 303), диакон, мученик. Память 5 апреля. Агафопод диакон и …
  • ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ДИМИТРИЙ-ФОМА КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий-Фома Константинович, сын великого князя нижегородского Константина Васильевича, князь суздальский, потом великий князь нижегородский (1323 - 1384). По смерти …
Икона Дмитрия Солунского

Одним из самых любимых святых образов в христианстве считается божественное изображение Великомученика. Его приговорили к казни сразу как только он прилюдно сказал, что исповедует православную веру. В нашей статье вы можете ознакомиться с кратким житием Мученика, а еще узнать какую роль в христианстве играет икона Святого, и в каких случаях перед ней просят помощи.


Краткая история жизни

Божий Угодник появился на свет в солнечной Греции в маленьком городке Солуни, в годы правления язычников – богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Отец и мать его в течении долгого времени не могли зачать ребенка. Его родители были скрытыми сторонниками православия, и они непрерывно читали молитвы перед образом Всевышнего о послании им ребенка. Всевышний внял их мольбам и мать вскоре забеременела. Когда мальчик немного повзрослел, его мать и отец под покровом ночи привели в дом святого отца, чтобы провести обряд крещения.
В течении всего своего мирского жития родители учили своего сына христианству. Отец мальчика работал в промагистром. Когда он достиг совершеннолетия его отец скончался. Правитель Греции Максимиан издал указ, назначающий Дмитрия предводителем карателей православных верующих. По ходу своей деятельности Святой обязан был обеспечивать защиту Фессалонийского региона и истреблять христианских верующих. Но на самом деле Подвижник стал обращать язычников в православие.

Когда все это дошло до Максимиана, он приказал бросить его в темницу. Но пребывая в заточении Великомученик не отказался от своей приверженности к христианству, а вместо этого стал еще яростнее восхвалять Иисуса Христа. В годы правления императора Максимиана были распространены такие развлечения: как цирк и гладиаторские бои. Но во время одного поединка погибает любимый гладиатор императора, и Максимиан приходит в ярость, и отдает приказ убить победителя.

Но и это не удовлетворило императора, и он приказывает казнить Дмитрия. На рассвете двадцать шестого октября в 306 году солдаты пришли за заключенным дабы отвести Великомученика на казнь. Но зайдя в камеру застали Святого молящим Господу, и тогда воины немедленно его закололи.

Тело его выбросили на поедания зверям, но его сторонники забрали тело и схоронили. После чего слуга Святого Лупп забрал окровавленную одежду и кольцо и дарил исцеления от болезней всем немощным, за такую деятельность его также казнили.

Спустя тридцать два года после смерти Дмитрия над его местом погребения был возведен собор, в котором многие верующие обретали избавления от всех страданий. Через некоторое время нашли и святые останки Великомученика.


Предназначение иконы

Этот святой образ считается сильнейшим талисманом всех, кто имеет отношение к военному делу. Фигура Великомученика Солунского играла огромную роль в становлении христианства в Киевской Руси наравне со святым образом Дмитрия Донского. Эти две святыне считаются атрибутом мужественности и смелости. В летописях сохранилось упоминание о том, что при совершении Литургии перед ликом Праведника в храме был и царь.

После Куликовского сражения в честь всех бойцов, сложивших голову в этой битве с целью проведения совместной панихиды установили Дмитриевскую родительскую субботу. С того дня и стали восхвалять лик Великомученика в родительскую субботу и двадцать шестого октября, когда произошло обретение останков Святого. В первый раз такую службу провели двадцатого октября в конце тринадцатого века.


Как молиться

В современном мире части останков Святого Дмитрия хранятся во многих государств мира, так одна шестая часть мощей хранится в храмах Рима. Возле останков и перед образами Великомученика обычно просят об:
избавлении от глазных болезней,
избавлении от страшных недугов,
отваги,
выдержке,
храбрости.

Молитва

Святой и преславный великомученик Господний Димитрий, быстрый помощник и милосердный защитник с надежной к тебе обращаемся! Представ со смелостью перед Небесным Владыкой, умоли Его даровать прощение грехов наших и об избавлении от лукавых соблазнов, трусости, воды, пожара, войны и вечных страданий. Умоли Небесное Сиятельство, ниспослать благ на город этот, на этот монастырь и любую державу православную.

"Умоли Господа Нашего даровать победу православных христиан над врагами, всякой стране христианской лад, спокойствие, непоколебимую веру и преуспеяние в праведности; нам же, восхваляющим святое имя твое, попроси благословение на совершении дел благих и праведных, Спасителю нашему Иисусу Христу делами на земле совершаемые, удостоимся мольбами твоими наследовать Царствие Господнее для вечного восхваления Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."


Разновидности икон Святого и их описание

Самой любимой иконой христиан является образ, на котором Великомученик Солунский запечатлен в седле. Данный образ изображает чудесное деяние, которое описывается в сказании Дмитрия Донского. Согласно преданию, в начале двенадцатого столетия войско, возглавляемое императором Калояном пытались захватить город Солунь. Но Праведник появился в лагере захватчиков и казнил царя:
На образе он закалывает захватчика, и он уходит под землю.
На воротах града изображаются воины и обычные люди, держащие в руках лик Подвижника
В небе появляется небесный посланник Господа, который возлагает на голову Праведника венец.
А слева с Небес Господь дарует свое благословение святому защитнику.

Еще одной довольно известной иконой считается лик Святого двенадцатого века, в наше время эта святыня хранится в Третьяковской галерее. Считается, что данный лик был написан в двенадцатом веке и хранился во граде Дмитрове в храме, но после окончании революции икону забрали и отдали в музей. В начале двадцатых годов иконописцы соскребли верхнее изображение, написанное поверх древнего. Иконописцы увидели лик, на котором Великомученик сидит на троне на голове корона, держащий в руках меч. Несомненно, в Небесном Царствии нет необходимости в защите, это атрибут того, что при мирском житие он был вооружен Святым Словом. Считается что это символ отваги и храбрости.

Народный защитник

Принято считать, что лик Великомученика исцеляет тех, кто мучается недугами главы и очей. Кроме того, Угодник является защитником военных. Останки Великомученика при нахождении излили большое количества ароматного масла, именно поэтому его назвали мироточивым. Христиане применяют благоуханное масло для избавления от всех хворей. В Киевской Руси Праведник пользовался таким почитание, что его считали русским по рождению. Даже царские вельможи очень часто нарекали своих сыновей честь Святого Воина, наверное, этим и объясняется распространённость его имени, которая сохранилась и в наши дни.

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Димитрий был ревностным учителем христианской веры в Фессалонике. С прибытием в город рим. имп. Максимиана (имеется в виду Галерий Гай Валерий Максимиан) начались преследования христиан. Перед началом гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать вмч. Димитрия, проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор. Разгневанный император вернулся во дворец и, когда ему сказали, что вмч. Димитрий напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело вмч. Димитрия и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса и эпарх Иллирии Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя вмч. Димитрия.

Внизу видим икону святого написанную в Византии в 15 веке.

Уже в 4 веке на месте, где было погребено тело святого Димитрия, в настоящем городе Салоники установили храм, тот храм, который мы можем видеть сегодня, он построен в 7 веке.

За мощами святого Димитрия было много "охотников". Вселенские Патриархи желали мощи перенести в Константинополь, но святой не разрешал тревожить его мощи. Воля Божья была, чтобы Святой Димитрий оставался на севере Греции в Солуни (Солониках). Вот крипта, это сохранённое место, где находилось погребено тело святого Димитрия.

Когда же мощи были обретены и положены в гробницу, то из них стало обильно истекать миро (благоухающее масло). Для сбора масла была сделана большая раковина, как на фото мы можем видеть внизу. При этом, первое мироточие от мощей было зафиксировано в 1040 году и это миро почиталось не только христианами за святость, но и мусульмане почитали миро, как лекарство чудесной силы от всех болезней.

В 1185 году храм осквернили Норманы. Этот дикий народ захватив храм миро от мощей святого использовали в качестве масла на котором жарили рыбу и миром чистили свою обувь.

В 1493 году мощи мироточить прекратили, а причиной тому послужил захват города Солоники турками.. Более 400 лет этот храм являлся мусульманской мечетью. Впрочем перед захватом города, итальянцы выкрали мощи святого Димитрия и вывезли их в Италию, в город Сан-Лоренц. В храме же оставалась пустая гробница, находящаяся в специальной мраморной часовенки внутри храма, куда мусульмане беспрепятственно допускали помолиться православных христиан. Это место сохранилось до настоящего времени и видно внизу на фото.

То, что мощи святого были в Италии, христианский мир узнал об этом в 1520 году.
Надо сказать, что турки отдали храм грекам в 1907 году, а в 1912 году в день памяти святого Димитрия, турки оставили Салоники Греции и с тех пор в храме по сей день продолжаются богослужения.

В 1978 году, католическая Церковь передала в Салоники Греческой Православной Церкви голову святого Димитрия, а в 1980 году передала и основную часть мощей. При этом сегодня в Италии у Католической Церкви находится шесть частиц мощей святого, а в Венеции в базилики святого Марка вывезенные из Салоников древние иконы и фрески святого Димитрия.

Сегодня в Салониках великое торжество. Ежегодно 8 ноября проходит крестный ход с гробницей святого Димитрия и его мощи обносятся по улицам города. На фото ниже мы видим эту гробницу.


В этой гробнице (раке) находятся останки святого Димитрия принявшего смерть в 4 веке. В Солониках торжество проходит несколько дней, а раз в неделю в течении всего года в соборе у гробницы служится ночное богослужение.

в одной Греции насчитывается 547 храмов освещённых в память святого Димитрия Солунского, что говорит о его великом почитании православными греками.
В Стамбуле, в одном городе освещено 9 храмов в честь святого Димитрия Солунского.

В России этого святого тоже почитают с глубокой древности.

Особое почитание святого всегда было в древне-русском городе Суздаль. Тамошний русский князь Всеволод Большое Гнездо был крещён под именем Димитрий и он в городе Владимире построил своему небесному покровителю собор освещённый в честь Димитрия Солунского. А его отец, князь Георгий Долгорукий, в честь святого Димитрия назвал под Москвой город Дмитров, так как именно там родился его сын, князь Всеволод (во святом крещении Димитрий).

В честь этого события из Солуни в город Владимир была передана надгробная доска святого Димитрия Солунского, которая во Владимире замироточила! В 1380 году эту мироточивую доску передали в Успенский собор Московского кремля, где и сегодня она пребывает в иконостасе, а иконописец на ней написал икону святого Димитрия.

У Полоцкой княгини, святой Ефросиньи Полоцкой был крест, в котором были частицы крови святого Димитрия Солунского, что тоже говорит о почитании святого Димитрия русскими князьями.

Святитель Алексий митрополит Московский в 1369 году установил недельный пост перед праздником святого Димитрия. Пост не прижился в практики Российской Церкви, однако на кануне этого праздника в субботу православная Церковь вспоминает всех умерших и эта суббота называется Родительская Димитриевская суббота.

Мощи святого Димитрия сегодня в Салониках не мироточат как ранее. Но раз в год, 8 ноября гробница вскрывается и из неё изымают кусочки ваты пропитанные благоухающей росой. Известно много исцелений от помозания больных мест этой ваткой.

Всемогущий и Вышний Боже, который позволил Святому Димитрию отдать жизнь в борьбе за справедливость, сделай так, чтобы мы с его помощью могли пережить все скорби и всегда заботились о Тебе, потому, что ты есть наша жизнь. Аминь.

Католическая Церковь святого Димитрия празднует 28 октября.
Православная Церковь 8 ноября.
В эти дни многие люди носящие имя Димитрий и нареченные при крещении этим именем в память о Димитрие Солунском являются именинниками.

Православная базилика носит имя покровителя города Димитрия Солунского и был построен на месте его гибели. Здание базилики было сильно повреждено пожаром 1917 года, начавшаяся в 1926 году реконструкция продолжалась более 20 лет. Главные реликвии базилики — мощи самого святого Дмитрия, а также святой Анисии Солунской.

Храм находится в городе Солуни. Открыт в воскресенье с 11 до 20 часов, в понедельник с 13 до 19 часов и в пятницу - субботу с 8 до 20 часов. Вход в храм для всех желающих бесплатный, подход к гробнице с мощами святого Димитрия свободный.

Храм является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО и вторым по величине храмом города Солоники.