Выработка навыков активного слушания. Коррекционная работа психолога в школе Тренинги активного слушания в психологии

Цель : выработать собственную технику активного слушания.

Время : 60 мин.

Участники сидят по кругу.

Инструкция:

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами)».

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.

Итак, "говорящий" в течение 5 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание:

«Теперь "говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за пять минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы:

«Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?»

«О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?»

«Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?» и т.д.

Данное упражнение в зависимости то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т.д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Упражнение прислала Юлия

Другие новости по теме.

  • Человек живет среди других людей. Чтобы произошел контакт, люди создали речь, через которую передаются мысли, пожелания и стремления. Теперь человек может легко рассказать другим о том, что он хочет от них получить, а также воздействовать на них, понимать их чувства и мысли. В процессе общения главными являются два компонента: говорение и слушание. Чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо его активно слушать. Существуют различные методы, приемы и техники активного слушания, о которых пойдет речь в статье.

    Что значит активное слушание?

    Что значит активное слушание? Когда человек не просто молчит, а активно участвует в процессе мыслевыражения другого. Это может быть понимание слов, которые произносятся, переживание тех же чувств, что и собеседник, невербальное воздействие на ход монолога партнера и т. д. Главной задачей активного слушания является понимание мыслей и желаний собеседника с целью построения эффективной модели общения с ним, чтобы влиять на его мнение и дальнейшие планы.

    Активное слушание часто используется специалистами, которые работают с людьми: психологи, менеджеры по продажам, продавцы, педагоги и т. д. Там, где нужно выслушать другого человека и понять его мотивы, чтобы уметь воздействовать или договариваться с ним, используется активное слушание.

    Главной ошибкой людей является мнение о том, что нужно быть услышанными. Вот почему многие предпочитают говорить и практически не давать возможности высказаться другим. Такие люди часто проигрывают, особенно если попадают на манипуляторов и мошенников. Обычно личности «неприятной» профессии используют активное слушание, поскольку знают, что человек рассказывает о себе все, пока говорит. Им остается быть только внимательными, чтобы четко понимать мысли и переживания других, а потом быстро выстраивать свою модель поведения так, чтобы через нее воздействовать на собеседников.

    Если отойти от «корыстных» целей активного слушания, то можно выделить другие выгоды данного процесса. Человек молчит и просто слушает своего собеседника. Ему это позволяет:

    • Правильно воспринять информацию, которая вначале могла быть неправильно понята.
    • Уточнить информацию, задав правильные вопросы, основанные на сказанном собеседником.
    • Направить разговор в нужное русло, понимая, о чем говорит человек.

    Активное слушание – это понимание слов говорящего, при этом сам человек молчит. Пока собеседник говорит, можно больше понять его идеи, нежели перебивать или говорить самому.

    Приемы

    Пока человек молчит, он может сосредоточиться на информации, которая исходит из собеседника, эмоциях, которые переживает сам или чувствует от партнера, собственных мыслях, которые возникают как ответ на реплики говорящего. Вот почему следует использовать различные приемы активного слушания:

    1. Уточнение. Используется с целью более детального разъяснения какой-то мысли. Если не уточнять, то остается только догадываться и додумывать, что часто может привести к неправильным выводам.
    2. Сообщение о восприятии себя – выражение собственных впечатлений, которые возникли в результате общения.
    3. Пересказ – это попытка рассказать своими словами то, что было сказано собеседником. Если вы желаете четко знать, что правильно поняли партнера, тогда следует еще раз переспросить. Перескажите сказанное им, чтобы получить подтверждение или уточнение понятого вами.
    4. Пауза. Она помогает ненадолго задуматься о том, что было сказано всеми участниками беседы. Также можно внезапно услышать то, что собеседник не хотел до этого говорить. Дает возможность сосредоточиться на мыслях, чувствах, идеях как своих, так и партнера. Иногда люди говорят слишком много, когда их собеседники молчат.
    5. Сообщение о восприятии – ваши мысли о собеседнике, которые у вас возникли в процессе общения.
    6. Развитие мысли. Используется для подхвата или развития мысли собеседника, который ненадолго замолк. Другими словами, вы продолжаете тему беседы.
    7. Замечание на счет хода беседы – информирование собеседника о том, как происходит общение, какой является беседа, полезна или нет.

    Обычно люди используют все приемы активного слушания. Но частыми становятся 3-4 приема, которыми человек больше всего пользуется, чтобы тем или иным образом поддержать общение или воздействовать на собеседника.

    Техника

    Психолог Гиппенрейтер определила роль активного слушания в жизни каждого человека. Используя его приемы, человек способен налаживать контакты с родителями, любимым партнером, коллегами по работе, начальником и т. д. Обычно активное слушание помогает правильно воспринимать информацию, которую излагает собеседник. Часто важным становится не говорение, а слушание, поскольку именно в этот момент останавливаются свои мысли и включается восприимчивость чужих слов. Чтобы лучше понимать, о чем говорит другой человек, необходимо использовать техники активного слушания.

    Часто они проявляются во внимательности. Вы должны ненадолго отойти от собственных мыслей и просто проявить внимание к словам партнера. Как построены предложения? Какой смысл слов передается? Какой интонацией произносятся слова? Внимательность становится нужной, когда у собеседника имеются дефекты речи или акцент. Чтобы хорошо понять его, придется немного прислушаться к его речи.

    Для активного слушания нужен прямой контакт глазами с собеседником, а также поворот телом в его сторону. Чтобы человек почувствовал уважение и желание пообщаться с вами, вы должны повернуться к нему лицом и выразить глазами заинтересованность.

    Безусловное принятие становится следующей техникой активного слушания. Оно подразумевает, что вы своими словами, жестами и вопросами передаете человеку, что понимаете его, принимаете и не считаете плохим. Это возможно передать следующими приемами:

    1. «Эхо» — когда вы повторяете слова собеседника в вопросительной форме.
    2. Перефразирование – краткий пересказ сказанного собеседником.
    3. Интерпретация – попытка предположить то, что последует за тем, что было сказано собеседником: «Я предполагаю, что…».

    Важно проявлять эмпатию – понимание чувств собеседника, что позволит настроиться на его волну и понять смысл его слов.

    Методы

    Под методами активного слушания понимается настройка различными способами к эмоциональному фону человека, чтобы лучше понимать смысл и мотивы его слов. Эмпатия является главным критерием, который бывает трех форм:

    1. Сопереживание – переживание эмоций, которые схожи с натуральными. Проявляются такие же эмоции, что и у собеседника.
    2. Сочувствие – желание помочь другому человеку, решить его проблему.
    3. Симпатия – дружеское, теплое отношение к людям.

    Эмпатия у некоторых людей является врожденным качеством, что зависит от нервной системы. Однако некоторым приходится развивать у себя данное качество, что возможно при помощи методов активного слушания или «Я-высказываний».

    При эмпатическом слушании человек не просто слушает, что ему говорится, но и активно участвует в направлении беседы в нужное русло, что можно осуществить через перефразирование, повторы, задавание коротких вопросов. Человек полностью отгораживается от своих оценок, мыслей и чувств, чтобы полностью погрузиться в монолог говорящего и направлять его в нужном направлении.

    Здесь используются такие методы:

    • Эхотехника или перефразирование – выделяются значимые мысли и передаются собеседнику обратно.
    • Уточнение – попытка выяснить правильность воспринятой мысли.
    • Резюмирование – подведение итога, высказывание самой главной мысли.
    • Нерефлексивное слушание – когда информация воспринимается без оценок, сортировки и разбора.
    • Зеркальное отражение.
    • Эмоциональный повтор – краткое повторение с использованием выражений и сленга собеседника.
    • Невербальное поведение – жесты и мимика, которые используются для поддержания разговора.
    • Логическое следствие – попытка выявить причины мыслей собеседника, определить логическое следствие сказанного.
    • Вербальные знаки – слова, которые выражают желание дальше слушать монолог собеседника: «продолжайте», «и что дальше?».

    Примеры

    Активное слушание используется в сферах, где человек взаимодействует с другими людьми. Это социальные профессии. Часто примеры активного слушания можно увидеть в сфере продаж, где менеджер старается разговорить клиента настолько, чтобы тот выразил свои переживания и пожелания. Основываясь на желаниях и стремлениях клиента, можно составить выгодное предложение, где товар сможет решить проблему клиента.

    Если обратить внимание на работу психологов на сайте психологической помощи сайт, то можно отметить, что они тоже используют активное слушание. Оно становится практически самым главным инструментом в выявлении причин и симптомов расстройства. Здесь задаются вопросы, используются уточнения и длительные паузы, где психолог пытается выяснить всю нужную ему информацию для дальнейшей работы с клиентом.

    Активное слушание используется и при общении с детьми. Поскольку детки тяготеют к долгому и искреннему общению, взрослые вынуждены использовать приемы активного слушания. Здесь важными становятся невербальное поведение, уточнения, эмоциональные повторы.

    По большому счету даже простые люди используют те или иные приемы активного слушания. В бизнесе, на работе, в семейных отношениях люди контактируют друг с другом. Здесь приходится не только говорить, но и слушать, особенно когда речь идет о решении проблемы. Пока люди говорят, невозможно узнать, что думают по определенному вопросу другие. Только с помощью молчания и активного слушания с целью узнавания мыслей и переживаний партнеров можно найти эффективное решение проблемы.

    Часто активное слушание применяется на собеседовании при приеме на работу. Именно в этом взаимодействии работодатель активно воспринимает того, кто хочет устроиться на работу, иногда задавая наводящие вопросы.

    Упражнения

    Активное слушание является следствием выработанного навыка, когда человек умеет не просто молчать в присутствии собеседника, но и устремлять свое внимание на его мысли, переживания, эмоции. Упражнения для развития активного слушания часто проводятся в группах. Людей разделяют на пары, где каждому дается роль: «говорящий» или «слушатель».

    Упражнение начинается с того, что в течение 5 минут «говорящий» рассказывает своему партнеру – «слушателю» — о некой проблеме с людьми, где должен рассказать о причинах возникновения данной проблемы. «Слушатель» может лишь использовать приемы и техники активного слушания. Затем делается пауза, где «говорящий» должен рассказать о том, что помогало ему быть открытым и рассказывать о своей проблеме.

    На втором этапе общение продолжается. Только теперь «говорящий» рассказывает о сильных качествах своей личности, которые помогают ему устанавливать контакты с другими людьми. При этом «слушающий» все так же использует лишь приемы и техники активного слушания.

    Лишь на третьем этапе (спустя 5 минут) «говорящий» замолкает и позволяет «слушателю» рассказать ему, что он понял из двух историй. Пока «слушающий» говорит, «говорящий» лишь кивками демонстрирует свое согласие со сказанным или несогласие. Если «говорящий» не согласен со «слушателем», тот должен исправиться. По окончании «говорящий» указывает, что было упущено или искажено.

    Затем роли меняются: «говорящий» теперь активно слушает, а «слушатель» рассказывает о проблеме и своих сильных качествах. Оба проходят через 3 этапа.

    В конце упражнения участники обсуждают, какая роль была самой тяжелой, о чем было сложно говорить, что помогало им быть открытыми, какое влияние оказывали приемы и техники активного слушания и т. д.

    Такое упражнение позволяет понять собственные ошибки, которые были совершены, из-за чего произошло искажение или неправильное восприятие информации.

    Итог

    Активное слушание не является профессиональным навыком. Чтобы уметь контактировать с любыми типами людей, необходимо развивать в себе навык активного слушания. Поскольку он не является врожденным, итог его развития может быть разным.

    Есть люди, которые обладают развитым навыком активного слушания. Это обусловлено их нервной системой, склонностью к эмпатии, личностными характеристиками и адаптивностью. Есть люди, которым сложно обладать подобными умениями, что тоже обусловлено выше перечисленными факторами. Нет человека, который изначально рождается активным слушателем. Нет человека, который не мог бы развить в себе данный навык.

    Прогноз любых упражнений неоднозначен. Во многом все зависит от желаний самого индивида, который хочет развить в себе активное слушание. Однако однозначно можно сказать о следующем: тот, кто умеет слушать, имеет больше шансов найти подход к любому собеседнику, нежели тот, кто только говорит.

    Не следует требовать от себя совершенных навыков в активном слушании. Каждый развивается в своем темпе. Помимо самого навыка, необходимо развивать качества характера, которые помогают в данном процессе: например, терпение, спокойствие и эмпатия. Поскольку не всегда можно понять другого человека, его сленг и слова, терпение поможет в установлении контакта. Поскольку хаотичность собственных мыслей не помогает в понимании чужих слов, спокойствие становится важным фактором.

    Человек является социальным существом. Он имеет конкретный круг общения, где с каждым необходимо уметь устанавливать контакты. Именно здесь он тренирует свои навыки, которые были выработаны с самого детства. Однако если родители не научили активному слушанию, то можно потратить время на саморазвитие.

    Теоретические сведения

    Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

    Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, а так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие с элементами тренинга

    тема: « » .

    Участники: обучающиеся 10 класс, в возрасте 15-16 лет.

    Время: 2 академических часа.

    Цель: Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания.

    Задачи:

    • определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
    • в игровых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания.

    Ожидаемые результаты: Осознание важности применения техники активного слушания в процессе обучения и общения.

    Методы:

    • информирование,
    • моделирование ситуаций,
    • анализ ситуаций.

    Оборудование:

    • компьютер
    • телевизор

    Материалы :

    План-конспект занятия.

    Этапы занятия

    Время (мин.)

    Организационный

    Приветствие. Высказывание ожиданий участников занятия.

    Основной

    Прослушивание отрывка песни «Неудавшиеся свидание».

    Теоретический обзор

    Просмотр слайдов. Обсуждение содержания.

    Диагностический блок

    (приложение № 1)

    Ведущий раздает анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).

    Теоретический обзор

    Понятие пассивного слушания Обсуждение.

    Практический блок.

    Упражнение «Испорченный телефон»

    Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.

    Описание: ведущий просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении.
    Объясняет правила: 4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст.

    Задача участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.

    Обсуждение:

    Теоретический обзор

    (приложение № 2)

    Понятие активного слушания. Техники активного слушания.

    Обсуждение.

    Практический блок.

    Упражнение «Активное слушание». (приложение № 3)

    Цель: показать участникам важность активного слушания для эффективного общения.

    Описание : участвуют 2 человека.

    Создание игровой ситуации общения. Один участник рассказывает историю, второй участник получает карточку, с заданием
    (продемонстрировать пассивное или активное слушание) время рассказа.

    Обсуждение . После разыгрывания каждой ситуации обсуждение, какое слушание было продемонстрировано? какая техника активного слушания использовалась? Какие чувства испытывал рассказчик, к партнеру?

    Закрепление полученных знаний и навыков слушания.

    Просмотр отрывков из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история», кинофильма «Приключение Буратино»

    После просмотра фрагментов, обсуждение: какой вид слушания применялся героями?

    Рефлексия

    5-10

    ХОД ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
    « Активное и пассивное слушание » .

    Организационный момент .

    Встреча участников и рассаживание их в полукруг.

    Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на занятии. С каким настроением Вы пришли на занятие и что ожидаете от него? (дети по желанию высказываются). Спасибо. Я постараюсь, чтобы наше занятие прошло не только интересно, но и с пользой для Вас.

    Слайд № 1. "АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ"

    Слайд № 2. "Цель и задачи занятия"

    1. Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.
    2. Освоение техник активного слушания.

    ОСНОВНОЙ ЭТАП

    Слайд №3. "Умеем ли мы слушать?"

    Звучит фрагмент песни «Неудавшиеся свидание».

    Вопрос: Ребята как вы думаете, почему свидание не состоялось, и герои песни сердились друг на друга?

    Ответы обучающихся.

    Слайд №4. "Умеем ли мы слушать?"

    «Нам кажется, что умение слушать - это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».

    Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?

    Диагностический блок

    (Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий раздает анкеты (приложение №1), участники записывают ответы, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).

    Ознакомление с интерпретацией полученных данных.

    Ведущий: все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника. Так, как наше занятие посвящено не столько умению слышать, сколько умению слушать прошу тех ребят, кто набрал 10-12 баллов быть активными моими помощниками. А тех, для кого результаты анкетирования не совсем порадовали, предлагаю активно участвовать в занятии и осваивать навыки активного и пассивного слушания.

    Слушать можно по-разному.

    Слайд № 5. «Техника акти́вного (эмпати́ческого ) слу́шания».

    Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

    Слайд № 6. «Техника пассивного слушания».

    Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством

    Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это - пассивное слушание , при нем участие в общении минимально.

    Слайд № 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания».

    Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя - в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача - не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».

    Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием .

    Слайд № 8. «Приемы активного слушания».

    Выяснение, уточнение:

    Я не понял

    Повторите еще раз…

    Что вы имеете в виду?

    Не могли бы Вы объяснить?

    Парафраз , то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:

    Отражение чувств:

    Мне кажется, Вы чувствуете…

    Понимаю, Вы сейчас разгневаны…

    Резюмирование:

    И так, Вы считаете…

    Ваши слова означают…

    Другими словами…

    Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.

    Упражнение « Активное слушание».

    Цель: освоение навыков активного слушания.

    Описание:

    Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.

    Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.

    Обсуждение:

    Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?

    Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.

    Упражнение «Испорченный телефон».

    Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.

    Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.

    Инструкция участникам :

    4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст: «Учитель русского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.

    Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ .

    «Рапунцель: запутанная история».

    Обсуждение:

    Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».

    Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?

    Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».

    Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?

    Вопрос:

    Как вы считаете, достигли ли мы сегодня цели и задачи поставленной в начале занятия? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего занятия? Почему?

    Рефлексия.

    Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?

    Используемая литература:

    1. Уильям Юри. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1998.

    2. Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. – М., 2000.

    3. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.

    Используемые видеоматериалы и аудио :

    1. Аудиозапись песни «Неудачное свидание», слова Трофимова С., композитор
    А. Цфасман.

    2. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей»,. 2004, Россия.

    3. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Рапунцель: запутанная история»;2010, Дисней.

    4. Видеозапись фрагмента из кинофильма «Приключение Буратино», 1975, Беларусьфильм.

    Предварительный просмотр:

    Приложение №1

    Анкета «Умеете ли вы слушать?»

    Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

    вопрос

    да

    нет

    Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

    Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

    Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

    Мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

    Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

    Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

    Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

    Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

    Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

    Перебиваете ли вы собеседника?

    Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

    Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

    Обработка и интерпретация результатов.

    Подсчитайте количество ответов «нет».

    10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

    8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

    Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

    Предварительный просмотр:

    Приложение №2

    Тема: «Активное и пассивное слушание. Техники активного слушания».

    Умение слушать собеседника (следует отличать от инстинктивного слышания) - это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию.

    Пассивное слушание - это пассивный процесс без реакции на сказанное. Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому. При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «Да», «угу», и т.д. пассивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, когда ему просто нужно выговориться.

    Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

    Правила активного слушания

    • слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;
    • отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
    • гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
    • осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
    • не перебивайте;
    • постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
    • оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
    • избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.

    Техники активного слушания

    • «Парафраз» («пересказ») - воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».
    • «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)
    • Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)
    • Побуждение («Ну и… И что дальше?»);
    • Резюмирование − подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое .
    • и так, Вы считаете…
    • Ваши слова означают…
    • другими словами
    • Отражение чувств:
    • мне кажется, Вы чувствуете…
    • понимаю, Вы сейчас разгневаны…
    • Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.

    Словарик

    Эмпатия от англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого,

    Предварительный просмотр:

    Приложение №3

    Текст к упражнению «Испорченный телефон»

    1 вариант . Учитель китайского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также орешки или семечки для белок.

    2 вариант. Библиотекарь Елена Борисовна просила предупредить педагога – организатора Спиридонову, что классный час

    Цель тренинга: Повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:

    1) Освоение концепции коммуникативной компетентности;

    2) Отработка навыков активного слушания:

    • формулирование правильных вопросов
    • «малого разговора»
    • уточнения и побуждения к развертыванию ответа
    • перефразирования
    • интерпретации

    3) Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

    4) Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

    Количество участников: 10 – 12 человек

    Продолжительность тренинга: 2 дня (16 часов)

    10.00 – 11.10 Знакомство, правила

    Цель для участников: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

    Дополнительная цель тренера: произвести первую приблизительную диагностику коммуникативных умений участников и их личностных качеств.

    Тренер занимает в кругу то место, которое удобно для него.

    Тренер произносит: «Итак, давайте начнем. Наш тренинг называется «тренинг коммуникативной компетентности». Каждый из присутствующих должен назвать свое имя. А после этого скажет, что в нем или его личности помогает ему в деловом общении с другими людьми, а что мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о собственных качествах. Итак, каждый называет два своих качества, а прежде чем каждый из них будет говорить о себе, он должен повторить слова соседа справа». Во время представления участники раскрывают и те качества, которых они отнюдь не называют вслух.

    После этого уточняются ожидания каждого из участников от этого тренинга (что вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

    перерыв 10 мин

    11.20 – 13.00 Отработка техники повторения

    Тренер предлагает ознакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

    Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

    Упражнение «Детектив»

    Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

    После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

    • Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?
    • Почему?

    Упражнение: участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

    перерыв 15 мин

    13.15 – 15.00 Отработка техники перефразирования

    Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

    Тренер объединяет участников в команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора», «дорогу» - «в путь» и т.д. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

    Обсуждение упражнения:

    Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало суть первоначального текста?

    После обсуждения предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 3) и поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

    Ролевая игра « В чем дело? »

    Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

    После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

    перерыв 15.00 – 16.00

    16.00 – 17.40 Отработка техники интерпретации

    Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

    Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть, что ты…».Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

    Обсуждение упражнения:

    Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

    Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 4). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

    17.40 – 18.00 Подведение итогов дня

    • Что особенно запомнилось?
    • Что для каждого было самым важным?
    • Что понравилось и что не понравилось?
    • Кто хотел бы еще что-то добавить?

    10.00 – 11.30 Развитие способности задавать открытые вопросы

    Упражнение «Пум-пум-пум»

    Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

    Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

    После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

    Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 5). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

    Ролевая игра «Претендент»

    Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

    После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

    Перерыв 15 мин

    11.45 – 13.15 Отработка техник малого разговора

    Тренер выбирает нескольких участников, с каждым из которых заводит с ним малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

    После этого предлагает группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера (результаты записывает на флип-чарте).

    Далее тренер рассказывает, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать. Раздает материалы, которыми можно будет воспользоваться при выполнении следующего задания (приложение 6).

    Предлагается выполнение следующего упражнения:

    Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

    После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

    «Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,

    «Хотелось ли продолжить разговор?»

    «Что именно было интересным и приятным?»

    После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

    перерыв на обед

    14.15 – 15.45 Отработка техники вербализации чувств

    Упражнение «Почтительная вербализация»

    Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

    Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

    После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

    Упражнение «Расслоение по полюсам»

    Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

    После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

    перерыв 15 мин

    16.00 – 17.30 Невербальные компоненты общения