В какое время исповедуются. Таинство исповеди в православии: правила и важные моменты

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.

Исповедь - важное мероприятие в жизни каждого верующего. Честное и искреннее таинство выступает способом общения воцерковленного мирянина с Господом через духовника. Правила покаяния заключаются не только в том, с каких слов начать, когда можно проходить обряд и что надо делать, но и в обязательности смиренности и совестливого подхода к подготовке и процедуре исповедания.

Подготовка

Человек, решивший идти на исповедь, должен быть крещеным. Важное условие - свято и беспрекословно верить в Бога и принимать Его Откровение. Нужно знать Библию и понимать Веру, в чем может помочь посещение церковной библиотеки.

Следует вспомнить и держать в голове, а лучше написать на листок бумаги все совершенные исповедующимся грехи с семилетнего возраста или с того момента, когда человеком было принято православие. Не стоит утаивать или припоминать чужие проступки, винить других людей в собственных.

Человеку нужно дать слово Господу, что с Его помощью он искоренит в себе греховность и загладит низкие свершения.

После надо подготовиться к исповеди. Перед служением нужно вести себя, как примерный христианин:

  • накануне прилежно молиться и перечитывать Библию;
  • отказаться от развлечений, увеселительных мероприятий;
  • прочесть Покаянный канон.

Что нельзя делать перед покаянием

Перед покаянием пост необязателен и совершается только по желанию человека. В любом случае не стоит его проводить маленьким детям, беременным женщинам и больным людям.

Перед таинством христианин воздерживается от физических и духовных соблазнов. Установлен запрет на просмотр развлекательных программ, чтение увеселительной литературы. Воспрещается проводить время за компьютером, заниматься спортом или лениться. Лучше не посещать шумных встреч и не пребывать в многолюдных компаниях, провести дни перед исповедью в смирении и молитве.

Как проходит обряд

Во сколько начинается исповедь, зависит от выбранной церкви, обычно она проходит утром или вечером. Процедура начинается перед Божественной Литургией, во время и сразу после вечернего Богослужения. При условии нахождения под покровительством собственного духовника, верующему позволено договориться с ним в индивидуальном порядке, когда он будет исповедовать человека.

Перед тем, как к священнику выстраивается очередь из прихожан, зачитывается общая генеральная молитва. В ее тексте есть момент, в который молящиеся называют собственное имя. После этого следует ожидание своей очереди.

Не нужно использовать выдаваемые в храмах брошюры с перечислением грехов, как образец по построению собственного исповедания. Не стоит необдуманно переписывать оттуда советы, в чем каяться, важно принимать это как примерный и обобщенный план.

Каяться нужно честно и искренне, рассказывая о конкретной ситуации, в которой было место греху. При зачитывании стандартного перечня процедура становится формальностью и не несет в себе никакой ценности.

Исповедь заканчивается зачитыванием духовником завершающей молитвы. По окончании речи склоняют голову под епитрахилью священника, а затем целуют Евангелие и крест. Закончить процедуру целесообразно прошением благословения у батюшки.

Как правильно исповедоваться

При проведении таинства важно придерживаться рекомендаций:

  • Упомянуть без утайки и покаяться во всяком совершенном зле. Бессмысленно посещать причастие, если человек не готов смиренно избавляться от грехов. Даже если подлость совершена многие годы назад, в ней стоит признаться Господу.
  • Не бояться осуждения со стороны священника , так как причащающийся ведет диалог не со служителем церкви, а с Богом. Священнослужитель обязан хранить тайну причастия, поэтому сказанное на служении останется скрытым от чужих ушей. За годы церковной службы священники отпускали все мыслимые грехи и расстроить их можно только неискренностью и желанием скрыть злые свершения.
  • Держать под контролем чувства и обличать грехи словами. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Но слезы, за которыми нет четкого осознания своих свершений, не являются блаженными. Одних чувств недостаточно, чаще всего причащающиеся плачут от жалости к себе и обиды.

    Бесполезна та исповедь, на которую человек пришел для высвобождения эмоций, потому что такие действия направлены только на забытье, но не на исправление.

  • Не прятать нежелание признания своего зла за болезнями памяти. С исповедью «Каюсь, что согрешил помыслом, словом и делом» обычно не допускают до процедуры. Получить прощение можно, если она была полной и искренней. Необходимо страстное желание пройти процедуру покаяния.
  • После отпущения наиболее тяжких грехов не забывать про остальные . Исповедав свои самые злобные свершения, человек проходит самое начало реального пути успокоения души. Смертные грехи совершаются редко и зачастую о них очень жалеют, в отличие от мелких проступков. Обращая внимание на чувства зависти, гордыни или осуждения в своей душе, христианин становится все чище, все угоднее Господу. Работа над искоренением мелких проявлений малодушия сложнее и дольше, чем над искуплением большого зла. Поэтому надо тщательно готовиться к каждой исповеди, особенно к той, перед которой не не получается вспомнить свои грехи.
  • Говорить в начале исповеди о том, о чем сказать труднее остального . Живя с осознанием поступка, за который каждый день человек терзает себе душу, бывает трудно признать его вслух. В этом случае важно помнить, что Господь видит и знает обо всем и ждет только покаяния в содеянном. Это значит, что в самом начале диалога с Богом важно пересилить себя и изложить свой страшный грех и искренне просить за него прощения.
  • Чем содержательнее и лаконичнее исповедь, тем лучше . Надо изложить свои грехи кратко, но емко. Целесообразно сразу переходить к сути дела. Нужно, чтобы священник сразу понимал, в чем желает раскаяться пришедший. Не стоит упоминать имен, мест и дат - это излишне. Лучше всего подготовить свой рассказ дома, записав его, а затем вычеркнуть все ненужное и мешающее пониманию сути.
  • Ни в коем случае не прибегать к самооправданию . Жалость к самому себе заставляет томиться душу и никак не помогает грешнику. Утаивание совершенного зла на одной исповеди не самое страшное, что может сделать христианин. Намного хуже, если подобная ситуация повторяется. Важно помнить, что посещая таинство, человек ищет освобождения от грехов. Но он не добьется этого, если оставит их при себе, каждый раз заканчивая исповедь словами о незначительности некоторых проступков или о их необходимости. Лучше изложить ситуацию своими словами без оправданий.
  • Прикладывать усилия . Покаяние - тяжкий труд, который требует затраты сил, времени. Исповедь предполагает ежедневное превозмогание собственного существа на пути к лучшей личности. Таинство не является легким способом успокоить чувства. Это не постоянная возможность обращаться за помощью в особо тяжкий час, чтобы выговориться о наболевшем, с чистой душой выйти в свет другим человеком. Важно сделать выводы о собственной жизни и поступках.

Перечень грехов

Все совершаемые человеком грехи условно делятся на группы, в зависимости от их содержания.

По отношению к Богу

  • Сомнение в собственной вере, существовании Господа и правдивости Священного Писания.
  • Длительное непосещение святых храмов, исповедей и причастий.
  • Неприлежание при чтении молитв и канонов, рассеянность и забывчивость в их отношении.
  • Неисполнение данных Богу обещаний.
  • Богохульство.
  • Суицидальные намерения.
  • Упоминание в ругани нечистой силы.
  • Употребление пищи и жидкости перед причастием.
  • Несоблюдение поста.
  • Работа во время церковных праздников.

По отношению к ближнему

  • Нежелание верить и помогать спасению чужой души.
  • Неуважение и непочтение к родителям и старшим.
  • Отсутствие дел и побуждений к помощи неимущим, слабым, скорбящим, обездоленным.
  • Подозрительность к людям, ревность, эгоизм или мнительность.
  • Воспитание детей вне соответствия православной христианской вере.
  • Совершение убийства, в том числе аборта, или членовредительства.
  • Жестокость или же страстная любовь к животным.
  • Нанесение проклятия.
  • Завистливость, клевета или вранье.
  • Злопамятство или оскорбление чужого достоинства.
  • Осуждение чужих поступков или мыслей.
  • Соблазнение.

По отношению к самому себе

  • Неблагодарность и небрежность к собственным талантам и способностям, выражающееся в праздной трате времени, лени и пустых мечтах.
  • Отлынивание или полное игнорирование собственных рутинных обязательств.
  • Корысть, скупость, стремление к строжайшей экономии с целью накопления денег или же расточительная трата бюджета.
  • Кража или попрошайничество.
  • Блудность или прелюбодеяние.
  • Кровосмешение, гомосексуализм, скотоложство и подобное.
  • Онанизм (так лучше назвать грех рукоблудия) и просмотр развратных изображений, записей и прочего.
  • Всяческие заигрывания и кокетства с целью обольщения или соблазнения, нескромность и пренебрежение кротостью.
  • Наркомания, распитие алкоголя и курение.
  • Чревоугодие или намеренные истязания себя голодом.
  • Вкушение животной крови.
  • Небрежность отношения к своему здоровью или же чрезмерная им озабоченность.

Для женщин

  • Нарушение церковных правил.
  • Пренебрежительное отношение к чтению молитв.
  • Объедание, курение, пьянство с целью заглушить обиду или злость.
  • Страх старости или смерти.
  • Нескромное поведение, распутство.
  • Пристрастие к ворожбе.

Таинство покаяния и причастия

В Русской Православной Церкви процессы исповеди и причастия неразрывно связаны. Хоть такой подход и не каноничен, тем не менее он практикуется во всех уголках страны. Перед тем, как христианин сможет причащаться, он проходит процедуру исповеди. Это требуется для понимания батюшкой того, что причастие подается адекватному верующему, прошедшему пост перед таинством, выдержавшим испытания воли и совести, не вершившему тяжких грехов.

Когда человеку отпустили его злые свершения, в его душе появляется пустота, которую необходимо заполнить Богом, это можно сделать на причастии.

Как исповедоваться ребенку

Нет особых правил исповеди детей, за исключением достижения ими семилетнего возраста. Ведя в первый раз свое чадо на таинство, важно помнить о некоторых нюансах собственного поведения:

  • Не говорить ребенку о его основных грехах или писать список, что нужно обязательно сказать священнику. Важно, чтобы он готовился к покаянию сам.
  • Воспрещается вмешиваться в церковную тайну. То есть задавать отпрыску вопросы: «как ты исповедуешься», «что сказал батюшка» и тому подобное.
  • Нельзя просить духовника об особом отношении к своему ребенку, расспрашивать об успехах или деликатных моментах церковной жизни сына или дочери.
  • Водить детей на исповедь до наступления их осознанного возраста нужно реже, поскольку велика вероятность превращения исповеди из таинства в рутинную привычку. Это выльется в заучивание наизусть списка своих мелких грехов и зачитывание их каждое воскресенье батюшке.

    Исповедь для ребенка должна быть сопоставима празднику, чтобы он шел туда с пониманием сакральности происходящего. Важно объяснить ему, что покаяние - не отчет перед взрослым человеком, а добровольное признание зла в себе и искреннее желание его искоренения.

  • Не стоит отказывать отпрыску в самостоятельном выборе духовника. В ситуации, при которой ему приглянулся другой батюшка, важно позволить исповедоваться именно у этого служителя. Подбор духовного наставника - тонкое и интимное дело, которому не стоит мешать.
  • Лучше взрослому и ребенку посещать разные приходы. Это позволит дать чаду свободу расти самостоятельным и осознанным, не терпящим гнет чрезмерной родительской опеки. Когда семья не стоит в одной очереди, пропадает искушение подслушать исповедь дитя. Момент, когда отпрыск становится способен к добровольной и искренней исповеди, становится началом пути отдаления родителей от него.

Примеры исповеди

Женская

Я, воцерковленная Мария, каюсь в своих грехах. Я была суеверна, из-за чего посещала гадалок и верила гороскопам. Держала обиду и злобу на близкого. Чересчур обнажала тело, выходя на улицу, чтобы получить чужого внимания. Надеялась соблазнить незнакомых мне мужчин, думала о плотском и непристойном.

Жалела себя, думала о том, чтобы самостоятельно прекратить жить. Ленилась и праздно проводила время за глупыми увеселительными занятиями. Не выдерживала пост. Молилась и посещала церковь реже положенного. Читая каноны, думала о мирском, а не о Боге. Допустила половую связь до брака. Думала о грязных вещах и распускала слухи, сплетни. Думала о ненужности в жизни церковной службы, молитв и покаяния. Прости меня, Господи, за все грехи, в которых я виновна и прими слово о дальнейшем исправлении и целомудренности.

Мужская

Раб Божий Александр, исповедую Богу своему, Отцу, Сыну и Святому Духу, свои злобные свершения от юности до сегодняшнего дня, совершенные осознанно и бессознательно. Раскаиваюсь в греховных помыслах о чужой жене, склонении других к употреблению дурманящих веществ и в ведении праздного образа жизни.

Пять лет назад я усердно отклонялся от службы в армии и участвовал в избиении ни в чем не повинных людей. Высмеивал церковные устои, законы святых постов и богослужений. Я был жесток и груб, о чем жалею и прошу Господа простить меня.

Детская

Я, Ваня, согрешил и пришел просить за это прощения. Иногда я грубил родителям, не выполнял данных обещаний и раздражался. Подолгу играл в компьютер и гулял с друзьями вместо чтения Евангелия и молитв. Недавно нарисовал на руке и огрызнулся, когда крестный отец попросил смыть то, что я сделал.

Один раз опоздал на служение в воскресенье, а после месяц не ходил в храм. Однажды пробовал курить, из-за чего ссорился с родителями. Не придавал нужного значения советам батюшки и старших, специально делал наперекор их словам. Обижал близких мне людей и радовался горю. Прости меня, Боже, за мои грехи, я постараюсь не допускать такого.

Каждый православный человек должен стремиться к богу душой, а для этого она должна быть очищена от грехов, которые мы совершаем на земле. Если вы считаете, что не имеете греха, значит, вас можно отнести к лику святых, но, это очень вряд ли. Православный человек должен причащаться, и, конечно же, ходить на исповедь - очищение грехов перед богом. В этой статье мы детально расскажем вам, что такое исповедь, как к ней подготовиться и как правильно исповедоваться в церкви.

Исповедь - одно из семи таинств в православной религии. Это, по сути, признание в грехах перед богом, и прошение о прощении. Исповедь подразумевает раскаяние, то есть, вы должны искренне хотеть исправиться, а не так, что вы исповедались, и через полчаса повторили этот же грех в надежде, что придете в храм, исповедуетесь еще раз, и бог вам простит. Это таинство, к которому следует отнестись со всей серьезностью.

История появления этого таинства очень интересная, ведь оно встречается как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. Конечно, всем известен больше Новый Завет, нежели Ветхий, но, даже в последнем, где рассказывается еще о жертвоприношениях, создании земли, жизни Каина и Авеля была исповедь. Она не имела четких канонов, но, тем не менее, несла тот же смысл, что и сегодня. В новом же Завете данное таинство подается как определенный обряд, который дошел и до сегодняшних дней. Именно благодаря этой истории, мы знаем, как правильно исповедоваться в церкви.

Итак, теперь вы знаете, что это за таинство, но, зачем же оно нужно? В первую очередь, покаяние дает очищение совести. Вас когда-нибудь мучила совесть за содеянное? Если да, то вы наверняка знаете, как с этим бороться, и оптимальный вариант - признаться кому-либо за совершение того или иного поступка. Но, покаяние немного отличается от простого признания ошибок. Дело в том, что вы должны искренне признать свою вину перед богом, и захотеть исправиться. Исповедь нужна для того, чтобы принять другие таинства, к примеру, таинство крещения, или же таинство причастия. Самое главное - это очищение своей души от тяжести.

Подготовка к исповеди

Подготовка к исповеди должна проходить надлежащим образом. Мы расскажем вам, как лучше всего подготовиться, чтобы таинство состоялось.

  1. Подготовьте грехи заранее. Многие люди идут исповедоваться с мыслью, мол, завтра буду стоять возле священника, и все расскажу. Но, темные силы делают так, что вы, подойдя к священнику для совершения таинства, тут же забываете, о чем вам следует говорить. Вы вспоминаете только самые банальные грехи, и, в итоге, не получаете результата и должного очищения. Поэтому, подготовьтесь к покаянию заранее. Накануне вы можете посидеть в тишине и вспомнить грехи, которые совершали. Будет лучше, если вы запишите их на листок бумаги, а потом просто прочитаете перед священником. Естественно, их следует осознать. Для этого необходимо понять, что есть грех. Грех - это все, что противоречит Божьей воле и закону Божьему. Существует 7 смертных грехов, а также масса незначительных, но, которые также требуют внимания и покаяния. Следуйте заповедям, и тогда у вас будет гораздо меньше грехов.
  2. Не используйте дополнительную литературу. Сегодня в храмах можно купить брошюры, в которых уже написаны списки грехов. Прежде всего, половина из них абсурдны, а кроме этого, вы начинаете отключать свои чувства, и просто смотреть по книге, делали вы это или нет. В таком случае пропадает осознание и понимание сделанного, и таинство превращается в банальную процедуру, которая ничем не отличается от похода в магазин. Поэтому, не следует использовать литературу, лучше самостоятельно подумать, что вы сделали не так, в чем вы чувствуете себя отягощенным перед богом, или же виноватым. Самое главное - это искренность, пусть вы не напишете 500 грехов, и ваше покаяние займет не более, чем 5 минут, но, зато оно будет искренно и настоящее.
  3. Не думайте о том, каким языком исповедаться. Нет, это не значит, что следует разговаривать со священником на английском, дело не в этом. Многие люди перед совершением данного таинства пытаются подобрать слова, использовать церковную лексику, но, это выглядит нелепо и вводит вас в неудобное положение. Священник тоже человек, и вам следует говорить с ним на понятном языке, поэтому, не используйте посторонних выражений, не пытайтесь их приуменьшить или приукрасить, делая менее опасными. Называйте вещи своими именами. Кстати, не стоит и думать, что священник осудит вас за грехи, потому что во время его служения он и не такое слышал, поэтому, удивить его крайне сложно. Священник наоборот, будет радоваться, что вы пришли к Богу с покаянием, готовы принять наказание и очистить душу.
  4. Начните менять свою жизнь еще до покаяния. Если вы собираетесь через неделю пойти и исповедоваться в том, что вы, к примеру, курите, но, тут же достаете пачку сигарет и поджигаете очередную, то не стоит думать, вот до покаяния покурю, исповедуюсь, бог простит, а потом брошу. Сделайте это уже сейчас, начните изменяться еще до покаяния. В первую очередь, старайтесь избавиться от смертных грехов, которые описаны в святом Евангелии.
  5. Не держите зла на людей, старайтесь быть со всеми в мире. Тогда ваша душа будет всегда чистой и легкой, вам будет просто.
  6. Подготовка к исповеди подразумевает не только вспоминание грехов. Вы должны подумать о том, в какой храм вы пойдете, и тут есть маленький секрет. Есть храмы, в которых служба и исповедь ведется не только по выходным, но и в будние дни. В это время людей не много, и священник внимательно побеседует с вами, выслушает, даст совет. Поэтому, вы можете найти для себя именно такой храм.
  7. Существуют специальные молитвы, которые следует прочитать перед покаянием, и вы должны это сделать, особенно, если редко появляетесь в храме.

Вот, собственно говоря, так проходит подготовка к исповеди, теперь давайте рассмотрим более важный вопрос.

Как правильно исповедоваться в церкви

Человек, который впервые пришел в храм всегда задает вопрос: как правильно исповедоваться в церкви? Существует ли определенная процедура, и так далее. Конечно существует, и есть определенный алгоритм, который поможет принять таинство правильно. Давайте разберем его.

  1. В церковь следует приходить в скромной одежде, которая не вызывает внимания, а также не стоит использовать косметику. Это же правило касается и для покаяния.
  2. Вы должны настроиться, поставить свечу, помолиться и попросить Бога принять вашу молитву и покаяние, сказать, что вы действительно хотите очиститься.
  3. После этого стоит подойти к священнику, и вы увидите перед ним крест и Библию. Следует положить два пальца правой руки - указательный и средний на Библию, и преклонить голову. Священник к вам наклонится, после чего сказать: «Господи, Иисусе Христе, сыне божий, прости грехи мои, я согрешил(ла)». После этого начинайте перечислять свои грехи.
  4. Говорить следует только по делу. Многие начинают отвлекаться, рассказывать о своей семье, о своих проблемах, но, об этом можно говорить, но не на исповеди. Поэтому, называйте грехи, искренне веруя, что бог вам их простит. Кроме этого, говорить можно только свои собственные грехи.
  5. Говорите сначала о серьезных проблемах, и уже потом можно о мелких. Многие начинают свою исповедь с таких грехов, как: «смотрел телевизор», «долго не ходил в храм», «не постился» и так далее. Но, совершенно забывают о насущных проблемах, о больших грехах, от которых душа просит избавиться. Поэтому, сначала называйте большие и важны, а уже потом - мелкие грехи.
  6. Во время исповеди священник может назначить вам епитимию - специальное наказание, которое полностью очистит вас от грехов. Примите его с миром, и обязательно выполните. Возможно, вам нельзя будет какое-то время причащаться, или посещать храм, возможно, вам придется вычитать большие молитвы во имя очищения грехов. Она назначается на какое-то время, и после этого может быть прощена.
  7. Когда вы закончите исповедь, священник накроет вас специальным покровом, прочитает молитву для отпущения грехов, и даст благословение. После этого считается. Что вы исповедались перед Богом.

Теперь вы знаете, как правильно исповедоваться в церкви, и делать это следует регулярно, чтобы не накапливалось проблем, и чтобы ваша душа оставалась легкой и светлой. Мы желаем вам удачи и хорошего настроения, а самое главное - Бога в сердце!

Как составить записку с грехами и что говорить священнику? Исповедь — важнейшее религиозное Таинство, которое присутствует не только в православии, христианстве, но и в других религиях, таких как ислам, иудаизм. Является ключевым моментом духовной жизни верующего в этих духовных традициях.

Рассказ в присутствии свидетеля – священнослужителя – о совершенных перед Богом грехах очищает от них, Бог через священника отпускает грехи, происходит искупление грехов. После покаяния с души снимается груз, жить становится легче. Обычно исповедь происходит перед , но возможно и отдельно.

Таинство Покаяния (Исповедь) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества.

Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния , человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Покаяние - это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства.

Покаяние
подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Покаянное усилие человека принимается Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание.

Подготовка к исповеди записка

Подготовка к исповеди записка

В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: «Если не покаетесь, все так же погибнете»(Лк. 13; 3) . И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии«(Лк. 15; 7) .

В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

Плод покаяния - примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей. Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи.

Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Это происходит следующим образом:
1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния , побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.

2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.
3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

исповедь и причастие первый раз

Установление Таинства Покаяния

Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния , совершалась со времен апостолов: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19; 18)» . Обрядовые формы совершения Таинства в апостольский век не были разработаны в деталях, но основные компоненты литургико-богослужебной структуры, присущие современному чинопоследованию, уже существовали.

Они были следующими.
1. Устное исповедание грехов перед священником.
2. Поучение пастыря о покаянии сообразно с внутренним устроением принимающего Таинство.
3. Ходатайственные молитвы пастыря и покаянные молитвы кающегося.

4. Разрешение от грехов. Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания – временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии; запрещение присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи - убийство либо прелюбодеяние - не раскаявшихся в них публично извергали из общины.

Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния.В древней Церкви существовало четыре разряда кающихся, отличающихся степенью строгости наложенных на них епитимий:

1. Плачущие. Они не имели права входить в храм и должны были, оставаясь в любую погоду у паперти, со слезами просить молитв у идущих на богослужение.
2. Слушающие. Они имели право стоять в притворе и благословлялись у епископа вместе с готовящимися ко Крещению. С ними же слушающие при словах «Оглашеннии, изыдите!» удалялись из храма.

3. Припáдающие. Они имели право стоять в задней части храма и участвовать с верными в молитвах о кающихся. По окончании этих молитв они получали благословение епископа и выходили из храма.

4. Купностоящие. Они имели право стоять вместе с верными до конца Литургии, но не могли причащаться Святых Тайн. Покаяние в первохристианской Церкви могло совершаться как публично, так и тайно.Публичная Исповедь была неким исключением из правил, поскольку назначалась лишь в тех случаях, когда член христианской общины совершал тяжкие грехи, которые сами по себе были достаточно редки.

Грехи говорящие на исповеди

грехи говорящие на исповеди

Исповедание тяжких плотских грехов делалось публично, если было точно известно, что человек их совершил. Происходило это лишь тогда, когда тайная Исповедь и назначенная епитимья не приводили к исправлению кающегося

Отношение к таким смертным грехам, как идолопоклонство, убийство и прелюбодеяние в древней Церкви было очень строгим. Виновные отлучались от церковного общения на долгие годы, а иногда и на всю жизнь, и лишь близкая смерть могла стать причиной того, что епитимья снималась и грешнику преподавалось Причастие.

Публичное Покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века. Его отмена связана с именем Константинопольского Патриарха Нектария († 398), который отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния .

Вслед за этим постепенно исчезли степени Покаяния , и к концу IX века публичная Исповедь окончательно ушла из жизни Церкви. Это, произошло по причине оскудения благочестия. Такое сильнейшее средство, как публичное Покаяние , было уместно, когда строгость нравов и ревность по Боге были всеобщими и даже «естественными». Но позже многие грешники стали избегать публичного Покаяния из-за связанного с ним стыда.

Другой причиной исчезновения этой формы Таинства явилось то, что грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для недостаточно утвержденных в вере христиан. Таким образом, тайная Исповедь , также известная с первых веков христианства, стала единственной формой Покаяния . В основном, вышеописанные изменения произошли уже в V веке.

В настоящее время при большом стечении исповедников в некоторых храмах совершается так называемая «общая» Исповедь . Это нововведение, ставшее возможным из-за недостатка храмов и по другим, менее значимым причинам, - неправомерно с точки зрения литургического богословия и церковного благочестия. Следует помнить, что общая Исповедь - отнюдь не норма, а допущение, обусловленное обстоятельствами.

Поэтому, даже если при большом стечении кающихся священник проводит общую Исповедь , он должен перед чтением разрешительной молитвы дать возможность каждому исповеднику высказать наиболее отягощающие его душу и совесть прегрешения. Лишая прихожанина даже такой краткой личной Исповеди под предлогом нехватки времени, священник нарушает свой пастырский долг и унижает достоинство этого великого Таинства.

Что говорить на исповеди священнику пример

Приготовление к Исповеди
Приготовление к Исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи станут для исповедника очевидны. Кающийся, образно говоря, должен принести на Исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце.

Перед Исповедью нужно попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным. Начинать готовиться к Исповеди (говеть) надо за неделю или по меньшей мере за три дня до самого Таинства. Эта подготовка должна состоять из определенного воздержания в словах, мыслях и поступках, в пище и развлечениях и вообще в отказе от всего, что мешает внутренней сосредоточенности.

Важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию своих грехов и отвращению к ним. В чине Покаяния для напоминания пришедшим к Исповеди их грехов священник читает перечень самых значимых прегрешений и страстных движений, присущих человеку.

Исповедник должен внимательно его слушать и еще раз отмечать про себя то, в чем обличает его совесть. Подойдя же к священнику после этой «общей» Исповеди, кающийся должен исповедать те грехи, которые он совершил.
Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на Исповеди не следует, поскольку после Покаяния они становятся «якоже не бывшие».

Но если с момента предыдущей Исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, если они сейчас вдруг вспомнились. Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению.

Грехи в православии исповедь

Грехи в православии исповедь

Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего. Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник «вынужден» был совершить грех.

Надо учиться исповедоваться так, чтобы Покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связано преуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, «все же так живут». Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.

Некоторые исповедники для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, приходят на Исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, если исповедник искренне раскаивается в своих грехах, а не формально перечисляет записанные, но не оплаканные беззакония. Записку с грехами сразу же после Исповеди нужно уничтожить.

Ни в коем случае нельзя пытаться сделать Исповедь комфортной и пройти через нее без напряжения своих духовных сил, говоря общие фразы, типа «во всем грешен» или затемняя неприглядность греха общими выражениями, например, «грешен против 7-й заповеди». Нельзя, отвлекаясь на мелочи, умалчивать о том, что действительно тяготит совесть.

Провоцирующий такое поведение на Исповеди ложный стыд перед духовником губителен для духовной жизни. Привыкнув кривить душой перед Самим Богом, можно потерять надежду на спасение. Малодушный страх всерьез начать разбираться в «трясине» своей жизни способен прервать всякую связь со Христом.

Такое устроение исповедника становится также причиной преуменьшения им своих грехов, которое отнюдь не безобидно, поскольку приводит к искаженному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними. Надо внимательно пересмотреть всю свою жизнь и освободить ее от ставших привычными грехов.

Как правильно подготовиться к исповеди

Как правильно подготовится к исповеди

Писание прямо называет последствия замалчивания грехов и самооправдания: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6; 9,10)».

Не надо думать, что убийство не рожденного плода (аборт) также является «небольшим грехом». По правилам древней Церкви сотворившие такое наказывались также, как и убийцы человека. Нельзя из ложного стыда или застенчивости скрывать на Исповеди какие-то постыдные грехи, иначе это утаивание сделает отпущение остальных грехов неполноценным.

Следовательно, Причастие Тела и Крови Христовых после такой Исповеди будет в «суд и осуждение». Весьма распространенное деление грехов на «тяжкие» и «легкие» очень условно. Такие привычные «легкие« грехи, как бытовая ложь, грязные, хульные и похотливые помыслы, гнев, многоглаголание, постоянные шутки, грубость и невнимательность к людям в случае их многократного повторения парализуют душу.

Легче отказаться от тяжкого греха и чистосердечно в нем покаяться, чем осознать пагубность «мелких« грехов, ведущих к порабощению человека. Известная святоотеческая притча свидетельствует о том, что убрать груду мелких камней гораздо труднее, чем передвинуть равный им по весу большой камень. Исповедуясь, не следует ждать «наводящих» вопросов от священника, нужно помнить о том, что инициатива в Исповеди должна принадлежать кающемуся.

Именно он должен делать духовное усилие над собой, освобождаясь в Таинстве от всех своих беззаконий. Рекомендуется, готовясь к Исповеди , вспоминать то, в чем обычно обвиняют исповедника другие люди, знакомые и даже незнакомые, а особенно близкие и домашние, поскольку очень часто их претензии справедливы.

Если же кажется, что это не так, то и здесь просто необходимо принимать их нападки без озлобления.После того как воцерковление человека доходит до определенной «точки», у него возникают проблемы иного порядка, связанные с Исповедью .

Та привычка к Таинству, которая возникает в результате многократного к нему обращения, порождает, например, формализацию Исповеди , когда исповедаются потому что «так нужно». Сухо перечисляя грехи истинные и мнимые, такой исповедник не имеет главного - покаянного настроя.

Исповедь и причастие правила

Исповедь и причастие правила

Это случается, если исповедовать вроде нечего (то есть человек просто не видит своих грехов), но надо (ведь «необходимо причаститься», «праздник», «давно не исповедовался» и т. д.). Такой настрой обличает невнимательность человека к внутренней жизни души, непонимание своих грехов (хотя бы только и мысленных) и страстных движений. Формализация Исповеди приводит к тому, что человек прибегает к Таинству «в суд и в осуждение».

Очень распространена проблема подмены на Исповеди своих действительных, серьезных грехов грехами мнимыми или маловажными. Человек часто не понимает, что формальное исполнение им «обязанностей христианина (вычитать правило, не оскоромиться в постный день, сходить в храм) являются не целью, а средством к достижению того, что сам Христос определил словами: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 35) .

Поэтому, если христианин постом не ест продуктов животного происхождения, а своих сродников «угрызает и снедает», то это - серьезный повод усомниться в его верном понимании сути Православия. Привыкание к Исповеди , как и к любой святыне, ведет к тяжелым последствиям. Человек перестает бояться оскорбить Бога своим грехом, потому что «всегда есть Исповедь и можно покаяться».

Такие манипуляции с Таинством всегда очень плохо кончаются. Бог не наказывает человека за такое настроение души, он просто отворачивается от него до времени, поскольку никто (даже Господь) не испытывает радости от общения с человеком двоедушным, не честным ни с Богом, ни со своей совестью.

Человеку, ставшему христианином, необходимо понять, что борьба со своими грехами будет продолжаться у него всю его жизнь. Поэтому нужно со смирением, обращаясь за помощью к Тому, кто может эту борьбу облегчить и сделать его победителем, упорно продолжать этот благодатный путь.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов Покаяние - это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия.

Список грехов для исповеди для женщин и мужчин

Это возможно при условии, что исповедник
1) сокрушается о своих грехах;
2) твердо намерен исправить свою жизнь;
3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа. Сокрушение о грехах.

В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах. Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью.

Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.

Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни?

Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве - продолжающему жить распутно» .

Вера во Христа и надежда на Его милосердие

Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречение от Христа. Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннюю веру и надежду Господом была помилована Мария, сестра Лазаря, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая их своими волосами (См.: Лк. 7; 36-50).

Какие грехи говорить на исповеди

Был помилован и мытарь Закхей, раздавший пол-имения нищим и вернувший тем, кого он обидел, в четыре раза больше отнятого (См.: Лк. 19; 1-10). Величайшая святая Православной Церкви, преподобная Мария Египетская, будучи много лет блудницей, глубоким покаянием так изменила свою жизнь, что могла ходить по водам, видела прошлое и будущее, как настоящее, и была удостоена общения с ангелами в пустыне.

Знак совершенного Покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен.

Епитимьи

Епитимья (греч. эпитимион - наказание по закону) - добровольное исполнение кающимся - в качестве нравственно-исправительной меры - тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.).

Епитимья назначается духовником и не имеет значения наказания или карательной меры, не подразумевая лишения каких бы то ни было прав члена Церкви. Являясь лишь «врачевством духовным», назначается с целью искоренения навыков греха. Это урок, упражнение, которое приучает к духовному подвигу и рождает стремление к нему.

Подвиги молитвы и добрых дел, назначаемые в качестве епитимьи, должны быть по сути своей прямо противоположны тому греху, за который они назначены: например, подверженному страсти сребролюбия назначаются дела милосердия; человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями - более частое хождение в храм, чтение Священного Писания, усиленная домашняя молитва и тому подобное.

Подготовка к исповеди список грехов

Возможные виды епитимьи:
1) поклоны во время богослужения или чтения домашнего молитвенного правила;
2) молитва Иисусова;
3) вставание на полунощницу;
4) духовное чтение (Акафисты, Жития святых и др.);
5) сугубый пост;6) воздержание от супружеского общения;
7) милостыня и др.

К епитимье нужно относиться как к воле Божьей, высказанной через священника, принимая ее к обязательному исполнению. Епитимья должна быть ограничена точными временными рамками (обычно 40 дней) и исполняться, по возможности, по твердому распорядку.

Если кающийся по тем или иным причинам не может исполнить епитимью, то он должен обратиться за благословением, как поступать в этом случае, к тому священнику, который ее наложил. Если грех совершался против ближнего, то необходимое условие, которое должно быть соблюдено перед выполнением епитимьи - это примирение с тем, кого обидел кающийся.

Над человеком, исполнившим данную ему епитимью, священником, наложившим ее, должна быть прочитана особая разрешительная молитва, называемая молитвой над разрешаемым от запрещения.

Как приготовиться к причастию и исповеди

Детская Исповедь

Согласно правилам Православной Церкви, дети должны начинать исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени уже становятся способными отвечать пред Богом за свои поступки и бороться со своими грехами. В зависимости от степени развития ребенка, его можно приводить к Исповеди как немного раньше, так и немного позже указанного срока, посоветовавшись на данную тему со священником.

Чинопоследование Исповеди для детей и подростков ничем не отличается от обычного, но священник, естественно, учитывает возраст приходящих к Таинству и делает определенные коррективы, общаясь с такими исповедниками. Причащение детей и подростков, как и взрослых, должно совершаться натощак.

Но если по состоянию здоровья ребенку необходимо принять пищу с утра, Причастие по благословению священника может быть ему преподано. Родителям лишь не следует сознательно и беспричинно нарушать правило о Причащении натощак, поскольку такими действиями можно оскорбить святость этого великого Таинства и оно будет «в суд и осуждение» (в первую очередь родителям, потворствующим беззаконию).

Подросткам нельзя приходить к Исповеди с большим опозданием. Такое нарушение недопустимо и может привести к отказу причастить опоздавшего в случае неоднократного повторения этого согрешения.

Исповедь детей и подростков должна давать такие же плоды, как и при Покаянии взрослого человека: кающийся должен впредь не совершать исповеданные грехи или, по меньшей мере, всеми силами пытаться этого не делать. Кроме этого, ребенок должен стараться творить добрые дела, добровольно помогая родителям и близким, ухаживая за младшими братьями и сестрами.

Православие исповедь и причастие

Родители должны формировать сознательное отношение ребенка к Исповеди , исключая, по возможности, начетническое, потребительское отношение к ней и к своему Небесному Отцу. Категорически неприемлемым для взаимоотношений ребенка с Богом является принцип, выражаемый незамысловатой формулой: «Ты - мне, я - тебе». Ребенка нельзя призывать «угождать» Богу затем, чтобы получить от Него какие-то блага.

Надо пробуждать в детской душе лучшие ее чувства: искреннюю любовь к Тому, кто достоин такой любви; преданность Ему; естественное отвращение ко всякой нечистоте. Детям бывают свойственны порочные наклонности, которые необходимо искоренять.

К ним относятся такие грехи, как издевательство и насмешки (особенно в компании сверстников) над слабыми и увечными; мелкая ложь, в которую может перерасти укоренившаяся привычка к пустым фантазиям; жестокость по отношению к животным; присвоение чужих вещей, кривляние, лень, грубость и сквернословие. Все это должно стать предметом пристального внимания родителей, которые призваны к каждодневному кропотливому труду воспитания маленького христианина.

Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому

В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря на тяжкие обстоятельства, часто этому сопутствующие, смогли пригласить к нему священника для напутствования его в Жизнь Вечную.

Если умирающий сможет принести последнее Покаяние и Господь даст ему возможность причаститься, то эта милость Божья сильно повлияет на его посмертную участь. Родственникам надо иметь это в виду не только тогда, когда больной - церковный человек, но и если умирающий всю свою жизнь был маловерующим.

Последняя болезнь сильно изменяет человека, и Господь может коснуться его сердца уже на смертном ложе. Иногда таким образом Христос призывает даже преступников и хулителей! Поэтому при малейшей возможности к этому, родственникам необходимо помочь болящему сделать этот шаг навстречу призывающему Христу и покаяться в совершенных прегрешениях.

Обычно священника вызывают на дом заблаговременно, обратившись «за свечной ящик», где должны записать координаты больного, назначив, если это возможно, сразу время будущего посещения. Больного надо психологически приготовить к приходу батюшки, настроить на подготовку к Исповеди , насколько это позволит его физическое состояние.

Полный список грехов для исповеди

Когда священник придет, больному нужно, если есть на это силы, попросить у него благословение. Родные больного могут находиться у его постели и принимать участие в молитвах вплоть до начала Исповеди , когда они, естественно, должны будут удалиться.

Но после прочтения разрешительной молитвы они могут вновь войти и молиться за причастника. Чин Исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егдá случится вскоре вельми больному дати причастие».

Если больной знает наизусть молитвы ко Причащению и способен их повторять, то пусть делает это вслед за священником, читающим их отдельными фразами. Для принятия Святых Тайн больного надо устроить на кровати так, чтобы он не поперхнулся, лучше полулежа. После Причастия больной, если может, сам читает благодарственные молитвы. Затем священник произносит отпýст и дает Крест для целования причастнику и всем присутствующим.

Если у родных больного есть желание и если это позволяет состояние причастника, то они могут пригласить священника за стол и еще раз уяснить в беседе с ним, как необходимо вести себя у постели тяжкоболящего, что предпочтительно с ним обсуждать, как поддерживать его в этой ситуации.

Страсть как корень и причина греха

Страсть определяется, как сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Благодаря таким своим свойствам страсть становится источником и причиной греха в душе человека.

Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в четкие схемы. Первоисточником данных классификаций является схема преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, которой следуют Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Согласно вышеназванным учителям аскетики, греховных страстей, присущих человеческой душе - восемь:

1. Гордость.
2. Тщеславие.
3. Чревоугодие.
4. Блуд.
5. Сребролюбие.
6. Гнев.
7. Печаль.
8. Уныние.

Стадии постепенного образования страсти:

1. Прилог или приражение (слав. приразитися - столкнуться с чем-либо) - греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку, если человек не отвечает на них сочувствием.

2. Помыслом становится прилог, встретивший в душе человека сначала интерес, а потом сочувствие к себе. Это первая стадия развития страсти. Помысел рождается в человеке, когда его внимание становится благосклонно к прилогу. На этой стадии помысел вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Святые отцы называют это сочетанием или собеседованием с помыслом.


какие грехи перечислять на исповеди

3. Склонение к помыслу (намерение) возникает тогда, когда помысел всецело овладевает сознанием человека и его внимание оказывается сосредоточено только на нем. Если человек усилием воли не может освободиться от греховного помысла, заменив его благим и богоугодным, то наступает следующая стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом и стремится к его осуществлению.

Это означает, что грех в намерении уже совершен и остается только практически удовлетворить греховное пожелание.

4. Четвертая стадия развития страсти называется пленением, когда страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха. Созревшая и укоренившаяся страсть является идолом, которому подверженный ей человек, часто не ведая этого, служит и поклоняется.

Путь к освобождению от тирании страсти - искреннее покаяние и решимость исправить свою жизнь. Признак сформировавшихся в душе человека страстей - повторение почти на каждой Исповеди одних и тех же грехов. Если это происходит, значит в душе человека, сроднившегося со своей страстью, происходит процесс имитации борьбы с ней. Авва Дорофей различает в человеке по отношению его к борьбе со страстью три состояния:

1. Когда он действует по страсти (приводя ее в исполнение).
2. Когда человек сопротивляется ей (не действуя по страсти, но и не отсекая, имея ее в себе).
3. Когда искореняет ее (подвизаясь и делая противное страсти). Освобождаясь от страстей, человек должен приобретать противоположные им добродетели, иначе страсти, покинувшие было человека, обязательно вернутся.

Грехи

Грех - это нарушение христианского нравственного закона - такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3; 4).
Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются смертными. Их семь:

1. Гордость.
2. Чревоугодие.
3. Блуд.
4. Гнев.
5. Сребролюбие.
6. Печаль.
7. Уныние.

Грех - это реализация страсти в помыслах, словах и делах. Поэтому рассматривать его надо в диалектической связи со сформировавшейся или формирующейся в душе человека страстью. Все сказанное в главе, посвященной страстям, имеет прямое отношение к человеческим грехам, как бы обнажающим факт наличия страсти в душе согрешающего человека.Грехи подразделяются на три категории, смотря по тому, против кого они совершаются.

Как происходит исповедь видео

Как происходит исповедь на видео

1. Грехи против Бога.
2. Грехи против ближнего.
3. Грехи против самого себя.

Ниже приводится приблизительный, далеко не полный перечень этих грехов. Следует отметить, что весьма распространившаяся в последнее время тенденция видеть цель Покаяния в наиболее подробном словесном перечислении грехов противоречит духу Таинства и профанирует его.

Поэтому заниматься начетничеством, выражающимся в еженедельном «исповедовании» бесчисленных грехов и прегрешений, не стоит.«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50; 19) , - говорит о смысле Покаяния богодухновенный пророк Давид.

Относясь внимательно к движениям своей души и отмечая свою неправоту перед Господом в конкретных обстоятельствах жизни, нужно всегда помнить то, что стяжать в Таинстве Покаяния нужно «сокрушенное сердце», а не «многоглаголивый» язык.

Грехи против Бога

Гордыня: нарушение заповедей Божьих; неверие, маловерие и суеверие; неимение надежды на милосердие Божье; чрезмерное упование на милость Божью; лицемерное почитание Бога, формальное ему поклонение; кощунство; отсутствие любви и страха Божьего; неблагодарность Богу за все Его благодеяния, а также за скорби и болезни; хула и ропот на Господа; неисполнение данных Ему обетов; призывание Имени Божьего всуе (без необходимости); произнесение клятв с призыванием Его имени; впадение в прелесть.

Неблагоговение к иконам, мощам, святым, Священному Писанию и всякой иной святыне; чтение еретических книг, хранение их в доме; неблагоговейное отношение ко Кресту, крестному знамению, нательному кресту; боязнь исповедовать Православную веру; неисполнение молитвенного правила: утренних и вечерних молитв; опускание чтения Псалтири, Священного Писания, других Божественных книг; пропуски без уважительной причины воскресных и праздничных богослужений; пренебрежение к церковной службе; молитва без усердия и прилежания, рассеянная и формальная.

Разговоры, смех, хождение по храму во время церковной службы; невнимательность к чтению и пению; опоздания на службу и преждевременные выходы из храма; хождение в храм и касание его святынь в физической нечистоте.

Что говорить перед исповедью видео

Отсутствие усердия в покаянном делании, редкая Исповедь и сознательное утаивание грехов; Причащение без сердечного сокрушения и без должного приготовления, не примирившись с ближними, враждуя с ними. Непослушание своему духовному отцу; осуждение священнослужителей и монашествующих; ропот и обида на них; непочитание праздников Божьих; суета в дни больших церковных праздников; нарушение постов и постоянных постных дней - среды и пятницы - в течение года.

Просмотр еретических телепередач; слушание неправославных проповедников, еретиков и сектантов; увлечение восточными религиями и вероучениями; обращение к экстрасенсам, астрологам, гадалкам, ворожеям, «бабкам», колдунам; занятия «черной и белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; суеверия: вера в сны и приметы; ношение «оберегов» и талисманов. Мысли о самоубийстве и попытки покончить с собой.

Грехи против ближнего

Неимение любви к ближним и к своим врагам; непрощение их прегрешений; ненависть и зложелательство; ответ злом на зло; непочтительность к родителям; непочтительность к старшим и начальникам; убийство младенцев во чреве (аборты), советы совершать аборты своим знакомым; покушение на чужую жизнь и здоровье; нанесение телесных повреждений; грабеж; вымогательство; присвоение чужого имущества (в том числе, невозврат долгов).

Отказ в помощи слабому, угнетаемому, попавшему в беду; леность к работе и домашним обязанностям; неуважение чужого труда; немилосердие; скупость; невнимательность к заболевшим и к находящимся в стесненных жизненных обстоятельствах; опускание молитв за ближних и врагов; жестокость к животному и растительному миру, потребительское к ним отношение; прекословие и неуступчивость ближним; споры; заведомая ложь для «красного словца»; осуждение; злословие, пересуды и сплетни; разглашение чужих грехов; подслушивание чужих разговоров.

Что делать перед исповедью и причастием

Нанесение обид и оскорблений; вражда с ближними и скандалы; проклятие окружающих, в том числе и собственных детей; дерзость и наглость в отношении с ближними; дурное воспитание детей, отсутствие старания насаждать в их сердца спасительные истины христианской веры; лицемерие, использование ближних в личных корыстных целях; гнев; подозрение ближних в неблаговидных поступках; обман и лжесвидетельство.

Соблазнительное поведение дома и на людях; желание прельщать и нравиться окружающим; ревность и зависть; сквернословие, пересказ неприличных историй, похабных анекдотов; умышленное и неумышленное (в качестве примера для подражания) развращение своими действиями окружающих; желание извлечь корысть из дружбы или иных близких взаимоотношений; измена; магические действия с целью навредить ближнему и его семье.

Грехи против самого себя

Уныние и отчаяние, возникающие вследствие развития тщеславия и гордости; высокомерие, самолюбие, самонадеянность, высокоумие; делание добрых дел напоказ; мысли о самоубийстве; плотские излишества: многоядение, сладкоядение, чревоугодие; злоупотребление телесным покоем и комфортом: многоспанием, ленью, вялостью, расслабленностью; пристрастие к определенному образу жизни, нежелание менять его ради помощи ближнему.

Пьянство, втягивание в эту порочную страсть непьющих, в том числе малолетних и больных; курение, наркомания, как разновидность самоубийства; игра в карты и другие азартные игры; ложь, зависть; любовь к земному и материальному больше чем к небесному и духовному.

Праздность, расточительство, привязанность к вещам; трата своего времени впустую; употребление дарованных Богом талантов не во благо; пристрастие к комфорту, стяжательство: собирание «на черный день» пищевых продуктов, одежды, обуви, мебели, драгоценностей и т. д.; пристрастие к роскоши; многозаботливость, суетность.

Стремление к земным почестям и славе; «украшение» себя косметикой, татуировками, пирсингом и т.д. с целью прельстить. Чувственные, похотливые помыслы; приверженность к соблазнительным зрелищам, разговорам; невоздержание душевных и телесных чувств, услаждение и медление в нечистых помыслах.

Таинство исповеди и причастия видео

Сладострастие; нескромное воззрение на лиц противоположного пола; воспоминание с услаждением прежних своих плотских грехов; пристрастие к длительному просмотру телевизионных программ; просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг и журналов; занятия сводничеством и проституцией; пение непристойных песен.

Непристойные танцы; осквернение во сне; блуд (вне брака) и прелюбодеяние (супружеская измена); вольное поведение с лицами противоположного пола; рукоблудие; нескромное воззрение на жен и юношей; невоздержание в супружеской жизни (во время поста, в субботние и воскресные дни, церковные праздники).

Исповедь


Приступающий к Исповеди , должен знать, что священник, принимающий ее, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом.
Происходит Таинство следующим образом: кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон перед лежащим на аналое крестом и Евангелием. Если исповедников много, этот поклон делается заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя; или батюшка сидит, а кающийся стоит на коленях.

Ожидающим своей очереди нельзя подходить близко к месту где совершается Исповедь, дабы исповедуемые грехи не были им слышны, и тайна не была бы нарушена. В этих же целях собеседование должно совершаться вполголоса.
Если исповедник является новоначальным, то Исповедь может строиться так, как это отражено в Требнике: духовник задает кающемуся вопросы по списку.

Исповедь с объяснениями видео

Исповедь с объяснениями видео

На практике, впрочем, перечисление грехов совершается в первой, общей, части Исповеди . Затем священник произносит «Завещание», в котором он призывает исповедника не повторять исповеданных им грехов. Впрочем текст «Завещания» в том виде, в котором он напечатан в Требнике, читается редко, большей частью священник просто дает исповеднику свои наставления.

После того как Исповедь закончена, священник читает молитву «Господи Боже, спасения рабов Твоих…», которая предшествует тайносовершительной молитве Таинства Покаяния .

После этого исповедник становится на колени, и священник, накрыв ему голову епитрахилью, читает разрешительную молитву, содержащую тайносовершительную формулу: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Затем священник осеняет главу исповедника крестным знамением. После этого исповедник встает с колен и целует Святой крест и Евангелие.

Если духовник считает невозможным отпустить исповеданные грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок. Затем читаются заключительные молитвословия «Достойно есть…» , «Слава, и ныне…» и священник творит отпуст.

Заканчивается Исповедь наставлениями духовника кающемуся и назначением ему для чтения канона против его согрешений, если священник найдет в этом необходимость.

В материале использованы главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» (Даниловский благовестник, Москва, 2007

Надеемся, что вам понравилась статья про исповедь и причастие: как составить записку с грехами и что говорить священнику и видео на это тему. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ЯЙЦА С ОБРАЗАМИ

О новом виде иконоборчества

Великий пост подходит к концу. Приближается . Православные верующие готовятся по традиции встретить ее .

Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”»

Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант - сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

Как будет "радостно" хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в , Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..

Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости.

Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.

И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор . Даже изображение обычного человека достойно б о льшего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней »

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

1) размещаться в достойных местах;

2) изготавливаться из долговременных материалов;

3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей;

4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу - Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим;

5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней;

6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.