Урок литературы "Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме". Сочинение на тему Почему Мцыри бежал из монастыря? в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно Чего был лишен мцыри живя в монастыре

1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня. 4. Почему Мцыри не достиг Родины? 5. Как вы думаете, что личного внес М. Ю. Лермонтов в свою поэму?

Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста) ü «Я вырос в сумрачных стенах» ; ü «На мне печать свою тюрьма оставила…» ; ü Мцыри бежит из «земли чужой» , «от келий душных» . К чему стремиться Мцыри? (цитаты из текста) ü «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе» ; ü Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы» .

Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. 1. Вступление (1 глава). 2. Жизнь Мцыри (2 глава). 3. Исповедь Мцыри (с 3 по 26 главы): ü жизнь Мцыри в монастыре; ü рассказ о трех днях свободы; ü смерть Мцыри, его завещание.

1. Вступление. «Мцыри» - романтическая поэма. 2. Основная часть. ü Мцыри живет в «земле чужой» и рвется на родину; ü герой чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле; ü он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолеть опасности. 3. Заключение. ü Мцыри обречён на одиночество среди “чужих”. ü Судьба героя трагична. Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему - прекрасному, родному - миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”)

Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Эпитеты ü пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их страстность, внутренний порыв силу и

ü снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок» , её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.

Метафоры ü «Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок. . . » ü «Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой» . ü «И двух огней промчались искры. . . То был пустыни вечный гость. . » , «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. . . да, рука судьбы вела меня иным путём. . . » ü «Бой закипел» . ü «Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит» . «Судьба. . . смеялась надо мной!» ü «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил» .

ü «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил» . ü «Смутный гул в долине с ветром пробежал. . » , «Я тайный замысел ласкал. . . » . «. . . унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор. . . » . «Казалось, звон тот выходил из сердца» . ü «. . . палил меня огонь безжалостного дня» , «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. . . Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном» . ü «. . . моя в огне. . . (рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…»

Олицетворения ü «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры» . ü «Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине. . . » . ü «Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно. . . И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут. . . »

ü «Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв» . ü «И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста» . С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

Сравнения ü «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник» , «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал» . ü «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!» , «в снегах, горящих, как алмаз» , «как узор, на ней зубцы далёких гор» . ü «дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон» , «он застонал, как человек» .

ü «Сплетясь, как пара змей» ü «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей» , «я был чужой для них навек, как зверь степной» – шакал «кричал и плакал, как дитя» , «он застонал, как человек» . ü «Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков. . . » «В груди моей родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!» «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!»

В этих сравнениях выражается сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом Оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

ü У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. ü Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Темы сочинений: ü Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова. ü Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения? ü Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

1. Где родился и жил Евгений Онегин?

1) в Москве
2) в Петербурге
3) в Самаре
4) в Екатеринбурге

2. На каком языке главный герой «мог изъясняться и писал»?

1) на латинском
2) на немецком
3) на французском
4) на английском

3. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
1) Истомина
2) Павлова
3) Карсавина
4) Данилова

4. Сколько времени проводил Онегин у зеркала перед выходом в свет?

1) 20 минут
2) 1 час
3) 3 часа
4) 4 часа

5. Чем в своей деревне заменил барщину Онегин?

1) оброком
2) податью
3) налогом
4) денежными сборами

6. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
1) об Онегине
2) о Ленском
3) о Зарецком
4) о Ларине

7. Узнайте героя по описанию.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила...
1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4) няня Татьяны

8. Узнайте героя по описанию.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4) няня Татьяны

9. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

…был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
1) отец Ларин
2) Зарецкий
3) отец Ленского
4) дядя Онегина

10. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Всё это мужа не спросясь.
1) мать Ларина
2) Ольга Ларина
3) Татьяна Ларина
4) мать Онегина

11. Укажите отчество сестёр Лариных.

1) Александровна
2) Алексеевна
3) Сергеевна
4) Дмитриевна

12. Кто был секундантом Онегина?

1) Зарецкий
2) Скотинин
3) monsieur Guillot
4) Буянов

13. Как сложилась судьба Ольги Лариной после смерти Ленского?

1) Она продолжала любить Владимира.
2) Она вышла замуж за улана.
3) Ольга дала согласие на брак с соседом-помещиком.
4) Героиня посвятила свою жизнь Богу, став монахиней.

14. На каком языке было написано письмо Татьяны?

1) на русском
2) на французском
3) на немецком
4) на латыни

15. Укажите, чьи это слова:

Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
1) матери Лариной
2) Ольги Лариной
3) Филипповны, няни Татьяны
4) Татьяны Лариной

16. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Некогда буян,
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный…
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам достался в плен.
1) о Ленском
2) об Онегине
3) о Зарецком
4) о Буянове

17. Что лежало под подушкой у Татьяны Лариной во время гадания?

1) гребешок
2) книга
3) письмо
4) зеркало

18. Какой титул имел муж Татьяны Лариной?

1) граф
2) князь
3) барон
4) виконт

19. Чем закончилось последнее объяснение Онегина с Татьяной?

1) Героиня выгнала Онегина из своего дома.
2) Татьяна сказала, что уже не любит Онегина.
3) Татьяна призналась, что до сих пор любит Евгения Онегина, но не может нарушить клятву верности своему мужу.
4) Онегин рассказал о своих чувствах к Татьяне ее мужу.

20. Куда отправился Евгений Онегин после последней встречи с Татьяной Лариной?

1) на воды лечиться
2) на службу на Кавказ
3) в свою деревню
4) об этом в тексте не говорится

Тема
Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме.

Цели
Обучающая
Совершенствовать умения:

  • определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Развивающая

  • развивать навыки анализа текста, характеристики героев;
  • анализировать произведение в единстве формы и содержания.

Воспитательная

  • воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова
  • формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.
  • в атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Оборудование
Репродукции картин М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к поэме «Мцыри», мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Ход урока:

1. Орг. момент
Добрый день! Сегодня мы продолжаем изучать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема нашего сегодняшнего урока «Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Проверка домашнего задания
Дома вам было предложено составить краткий рассказ о жизни Мцыри в монастыре, о характере и мечтах главного героя поэмы. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Теперь обобщим сказанное вами.
Рассказ “Жизнь Мцыри в монастыре.
Характер и мечты юноши-послушника”.
Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полны отказ от собственной личности, “служение богу”, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре - послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к мирской жизни запрещалось.
Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

А теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего урока и начнем с характеристики главного героя, как героя, прославляющего свободу как главную ценность жизни.

3. Изучение нового материала

1. Беседа по вопросам
Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.
- Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
(Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря).
- Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?
(Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”) .

2. Работа в группах
Анализ эпизодов
а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) встреча с грузинкой
в) бой с барсом
3. Беседа
- Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?
- Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?
- Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока, барс его не почуял.
(Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было весело вздохнуть … ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил») .

- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
(Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому).

- Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?
(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! (Что делала я на воле - Жил…)

- Что значит для героя жить?
(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущность) .

- Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы) .

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?
(Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясъ при алтаре, //Вы ниц лежали на земле») .

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

- Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой // Тонул...»
(Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привле­кателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал»).

- Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)
(Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, экзотична, принадлежит не только реальности («пышные поля... холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, боже­ственному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос») .

- Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?
(В описании пейзажа широко использованы эпитеты (пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег,), метафоры (венцом дерев, груды скал), олицетворения (думы скал; седой Кавказ); сравнения (деревья, как братья в пляске круговой; в снегах, горящих, как алмаз; горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси; облака, как будто белый караван залетных птиц) .

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Алли­терации на шипящие передают шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею); раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари), мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

- Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?
(Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав “цветком темничным”, и обусловили гибель героя. Его последнее желание - быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Гибель Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья ).

4. Закрепление материала
А теперь давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего сегодняшнего урока и ответить на вопросы теста.

5. Подведение итогов
Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри, о роли пейзажа в поэме.

Мне бы хотелось отметить отличную работу…
Хорошую работу…
Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.

6. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри» гл. 17 – 18.
  2. Прочитать статью учебника (с. 240-243); ответить на вопросы (с. 243-244).

Почему Мцыри бежал из монастыря?

«Мцыри» – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о его гибели. Перед смертью Мцыри исповедуется старому монаху, когда-то спасшему и воспитавшему его. В своей исповеди он говорит, что не раскаивается в побеге и не жалеет, что за стенами монастыря перенес мирские трудности. Почему же он бежал из монастыря?

Мцыри – гордый и свободолюбивый юноша, дитя гор и сын отважного народа. Он всегда хотел жить как его предки, на воле и в единении с дикой природой. Однако судьба распорядилась иначе. В возрасте шести лет его пленили, лишив семьи и родного дома. По дороге Мцыри всерьез занемог и русский генерал, пожалев его, отдал на воспитание местным монахам. Мальчика вылечили, окрестили и воспитали в праведном духе. Однако мысли о свободе и родном ауле не покидали его. Монастырская жизнь так и не смогла убить в нем любовь к необъятным просторам и горам. Мрачные стены и душные кельи не стали для него родными.

Несмотря на то, что люди, окружавшие юношу, не были для него врагами. Напротив, они его когда-то спасли, не дали умереть от голода, даровали кров, воспитали достойным человеком, относились к нему как к брату. Эти монахи по тем или иным причинам сознательно отреклись от мирской жизни. Однако Мцыри не мог принять навязанный ему образ жизни. Он даже и не знал, чего лишиться, приняв постриг, но все равно без этого не мог жить. Жизнь в монастыре для него означала серое, скучное и безрадостное существование. Он готов был променять таких две жизни на одну, лишь бы полную тревог и волнений. Поэтому он решился на этот побег.

Все помыслы Мцыри были устремлены на Кавказ. Он хотел побывать в родных краях, найти светлую и прекрасную родину предков. Родина в поэме выступает символом свободы и идеального мира. Он с детства поклялся себе отыскать свою семью и хоть раз увидеть родных, и мысль о том, что он не смог этого сделать не дает ему покоя. Даже перед смертью его больше всего тяготит именно это клятвопреступление. Но он рад, что смог прожить хотя бы три дня вне стен постылого монастыря, увидеть красоту природы, испытать чувство страха или нежности, встретиться лицом к лицу с могучим барсом, украдкой наблюдать за красавицей-грузинкой. Только за стенами монастыря он смог в полной мере ощутить и понять что такое жизнь. Он словно побывал в раю, после которого не боялся и умереть.

Мцыри умер от тоски. Поняв, что никогда не увидит родного края и не сможет существовать на воле, он потерял интерес к жизни и намеренно торопил свою смерть. Самому автору главный герой близок по духу. Он поддерживает порывы и переживания молодого послушника, считает его воплощением храбрости и свободолюбия.