Основные способы улучшения драгоценных камней. Драгоценные (ювелирные) камни - виды, свойства, обработка

Природа, даря человеку , почему-то мало заботится о товарном виде своих «изделий». То трещин напихает в тело кристалла, то неоднородности «размешает» без усердия, то эффекту зрительного «недовложит». Поэтому облагораживание самоцветов человек взял на себя...

Ремеслу этому столько же лет, сколько и всему промыслу. Древние экспериментаторы выдерживали камни в меду, пытались прокрашивать их охрой, протравить медным купоросом, запечь в хлебе, прогреть в воске. Иногда облагораживание драгоценных камней удавалось, и тогда метод вводился в практику, иногда – нет. И тогда не слишком красивые камни оставались дожидаться новых времен и новых способов воздействия.

Шло время. Алхимики превращались в химиков и изобретали реагенты подейственнее прежних. Философы при активном содействии торговцев пропагандировали идею: облагороженные самоцветы подделкой ни в коем случае не являются (что безусловно), и по цене не должны отличаться от высококачественных природных камней (что спорно).

Долго ли, коротко ли, но часть химиков переметнулась в физику, чтобы предложить ценителям прекрасного новейший подход к облагораживанию камней. Исследования, опыты и сложнейшие экспериментальные установки дали результат!

Излучения, способные менять кристаллическую структуру минерала, стали важнейшим инструментом облагораживания самоцветов. Более того! Потоки частиц большей или меньшей массы, оказываются, способны порождать поразительный визуальный эффект!

Теоретики начали понимать, как в природных условиях формировался цвет прозрачных кристаллов, а практики оказались засыпаны заказами по превращению бесцветных алмазов в зеленые, желтоватые и голубые бриллианты.

И хотя облагораживание самоцветов в наше время чаще всего ведется самыми передовыми методами, старые способы придания цветности и блеска камням не забылись. Термическое воздействие (всегда нагревание и никогда промораживание) порой совмещается с обработкой химически активными веществами (в том числе и неожиданными, вроде сахара или соли). Глубокий прогрев на солнцепеке соперничает по результативности с запеканием минералов в золе и тиглях. Вполне современное нагнетание в трещины отверждающегося полимера нередко уступает по результативности старинному втиранию масла.

Потребительское отношение к облагораживанию камней в целом позитивно. Растущее человечество отдает себе отчет в том, что добыча самоцветных минералов идеальной природной красоты не просто ограничена, но иссякает. При этом спрос на украшения – только растет. Так чем же плохи облагороженные самоцветы, если все параметры их состава и свойств выдержаны, а визуальные и потребительские качества, плюс к тому, еще и улучшены?

Облагораживание драгоценных камней, помимо прочего, это еще и крайне увлекательное занятие. Разве не заманчиво чувствовать себя кудесником, превращая невзрачные кварцы в сверкающие каменья? Разве нет творческого наслаждения в решении проблем особо сложного камешка, требующего глубоких познаний, уверенных навыков и комплексного подхода к задаче?

В конце концов, удачно облагороженные драгоценные камни нетрудно выгодно продать – ибо покупатель отзывчив не только на дисконт, но и на честность продавца. Вот почему сегодня все больше торговых предприятий, ведущих реализацию облагороженных камней, предоставляют покупателям информацию о воздействиях на самоцвет во всей полноте технологических подробностей. И спрос на такой товар только растет!

Общие сведения о методах облагораживания камней

Облагораживанием называется любой процесс обработки ювелирного камня в сырье или готовой вставке помимо огранки и полировки. Облагораживание призвано улучшать внешний вид самоцвета.

Методы облагораживания могут быть нацелены на имитацию того или иного природного эффекта или, напротив, на получение абсолютно "рукотворного" результата. В идеале, ни та ни другая цель не является преступной и не ущемляет интересов покупателя.

Пришло время разъяснить, что эти тезисы значат в практике ювелирной торговли и как облагораживание может быть отражено в документации на вставки и ювелирные украшения.

Следующая таблица иллюстрирует требования к маркировке сопроводительной документации на ювелирные вставки, предложенные Международной Ассоциацией по Цветным камням (ICA), Американской Ассоциацией по торговле цветными камнями (AGTA), и CIBJO - Международной Ювелирной Конфедерацией ICAAGTACIBJO.

Нет облагораживания и обработки "N""N" нет
Облагораживание E""E" Общая информация
Обработка "T" плюс специальное раскрытие каждого вида обработки Специальные символы для каждого вида обработки. Специальная информация для каждого вида обработки. Где "N" - природный (natural), "E" - облагороженный (enhanced), "T" - подвергался глубокому облагораживанию, обработке (treated).

Специальное раскрытие видов обработки по ICA подразумевает следующие маркировки:

  • Dyeing - прокрашивание.
  • Chemical Bleaching - химическое отбеливание.
  • Surface Coating - поверхностное покрытие.
  • Impregnation - пропитка.
  • Thermal Enhancement - термообработка.
  • Diffusion Treatment - диффузионная обработка.
  • Irradiation - облучение.
  • Clarity Enhancement - улучшение чистоты.
AGTA предлагает также специальные символы для маркировки результатов облагораживания, принятые по рекомендации GIA - Геммологического Института Америки:
  • (D) - Обычно обнаруживаются при визуальном наблюдении и/или при использовании стандартного геммологического оборудования;
  • (D+) - Обычно обнаруживаются, но требуют, продвинутых аналитических методов, которые не доступны большинству геммологов;
  • (NAD) - Не всегда обнаружимы (в зависимости от типа материала и свойств драгоценного камня);
  • (ND) - Не обнаружимы.


Приведем несколько примеров маркировки по системе ICA: Принятая практика облагораживания корундов - подвергать их высокотемпературной обработке, но без умышленного добавления каких либо веществ в камеру для отжига. Цель этого процесса - получить стабильный и однородный цвет камня. По системе N.E.T. такие рубины должны обозначаться буквой "E" - облагороженные.

С другой стороны, корунды, подвергнутые высокотемпературной обработке в печи с внесением инородных веществ, результатом которой будет заполнение стеклом трещин и полостей в камне, должны быть обозначены буквой "T" - подвергнутые обработке.

Другим примером такой обработки может служить отжиг бесцветного сапфира с рутилом. В данном случае, рутил уже содержащийся в корунде распадается под воздействием высокой температуры, что приводит: а) к увеличению прозрачности вставки, б) к "посинению" камня за счет высвобождения титана из рутила.

Ну и напоследок, хрестоматийная история про "солнечный сапфир". Эти желто-оранжевые сапфиры полагали термически облагороженными, но в 2002 г. AGTA, заявила, что они подверглись обработке бериллием в присутствии кислорода при высокой температуре. Такие камни, несомненно, относятся к "обработанным" и маркируются литерой "T". Жад обычно пропитывают воском для улучшения его внешнего вида. Эта тысячелетняя практика, и такие камни попадают в категорию "E". Однако, когда жад окрашен или в него внедрены разнообразные субстанции, вроде пластика, то его считают подвергнутым обработке и должен быть отнесен к категории "T".

Промасливание изумрудов - также общепринятая система облагораживания, должна быть отнесена к категории "Е". Окрашивание изумруда, или пропитывание его бесцветным пластиком - изумруд подвергнут обработке, и должен быть отнесен к категории "T".


Весьма большая часть аквамарина подвергается нагреву при умеренных температурах, чтобы устранить зеленый и усилить голубой оттенок. Это обычный способ получения однородного цвета, это означает, что камень будет относиться к категории "Е".

То же относится и к танзаниту. Цвет только что добытых камней представляют собой смесь голубоватых, фиолетовых и коричневых оттенков. В результате процесса термообработки в камнях преобладают голубые и фиолетовые оттенки, коричневые - исчезают. Так как в результате был получен однородный цвет, процесс относится к категории "Е".

При облучении бесцветного натурального топаза инородные вещества не добавляются, но едва заметно изменяется кристаллическая структура камней. Поскольку в результате топазы становятся голубого цвета различных оттенков и интенсивности, такие камни считаются подвергнутыми обработке и относятся к категории "T".

Надо отметить, что в России на сегодняшний день не существует правил маркировки драгоценных камней, подвергнутых тому или иному воздействию. Что автор считает категорически неправильным. Дело в том, что таким образом исчезает различие между облагораживанием и обработкой. Наши потребители полагают, что рубин без наполнений, цвет которого просто доведен отжигом до более однородного и стабильного, относится к той же категории, что и рубин с инородными веществами, заполняющими полости и трещины. Многие покупатели будут так считать, даже если на бирке будет подробно указано, что есть что. Но для нас важна перспектива.

Будут изобретаться все новые и, зачастую, нетрадиционные методы воздействия на натуральные камни, создавая новые возможности для продвижения цветных камней на потребительском рынке. Это хорошо для нашего бизнеса, но при одном условии - такие воздействия на камни должны быть полностью расшифрована. Системы маркировки и раскрытия информации об облагораживании, в частности N.E.T. ICA, позволяют продвигать облагороженные самоцветы, избегая конкуренции облагороженных самоцветов с природными и обработанных с облагороженными.

Повторяясь, в России нет систем и требований к маркировке облагороженных вставок. Но это не значит, что не стоит этого делать. Так фирма "Соколов" приняла для себя систему N.E.T. ICA, первой в нашей стране вступила в ряды этой организации, приняла кодекс ICA и получила печать члена ICA, что позволяет фирме маркировать свой товар в соответствии с одним из международных стандартов, продвигая в России культуру

В древности обработка драго­ценных камней была несложной. Мастера ограничивались обкалы­ванием, резьбой, шлифовкой и по­лировкой камня. В эпоху раннего Средневековья обработка камней усложнилась. Сначала их шлифо­вали на мелкозернистом песчани­ке, потом полировали на свинцо­вой плите с помощью кирпичной муки. В итоге получались выпуклые камни с блестящей поверхно­стью. Обработанные камни находили применение в разнообразных изделиях.

Ими украшали кубки, оружие, одежду, церковную ут­варь. В основном использовали аметисты, горный хрусталь, изум­руды, сапфиры, бирюзу, сердолик.

Техника обработки цветных камней

Техника обработки цветного камня значительно усовершен­ствовалась в Западной Европе в XIV — XV вв. В XIV в. в Германии по­явились так называемые «шлифо­вальные мельницы» с водяным или ручным приводом.

На развитие ювелирного дела существенное влияние оказала эпоха Возрождения. Известный итальянский художник-ювелир Бенвенуто Челлини создал уни­кальные образцы изделий из дра­гоценных металлов и драгоценных камней. Мастера Милана и Фло­ренции изготовляли столешницы из лазурита, жадеита, малахита, яшмы, агата, аметиста.



В XVI в. в некоторых странах по­явились первые кабинеты минера­логии. В 1600 г. в Париже была от­крыта технология, позволяющая огранить алмаз в форме брилли­анта.

В Западной Европе в XVII-XVIII вв. цветные драгоценные камни стали использоваться и для изготовления различных настольных украшений, таких как шкатулки, статуэтки, часы, письменные приборы.

В России применение цветного камня несколько отличалось от За­падной Европы, Среднего Востока и Средней Азии. А. Е. Ферсман писал: «Хорошего каменного материала в нашей стране было мало в противоположность Западу, где культуракамня возникла вокруг прекрасных и многочисленных месторождений его.



И хотя на Западе на смену па­леолиту пришел век полированно­го камня, у нас в России всё ещё очень долго применялись грубо обтесанные кремни — грубые из­делия старого палеолитического типа, причем из-за отсутствия ме­сторождений хорошего кремня широко использовались некото­рые другие горные породы (квар­циты, песчаники, граниты и т.д.)».

В основном у нас находили при­менение халцедон, кварц, кварцит, яшмы и кремень. В Средние века на Руси использовали янтарь, свет­лый аметист, речной жемчуг, а так­же гагат, обсидиан, мраморный оникс, которые попадали на нашу территорию из Закавказья, бирюзу, лазурит и лал из Средней Азии.

В изделиях с драгоценными камнями, которые были изготов­лены до XVII в., использовались в основном камни из других стран. В то время ещё не были открыты месторождения русских самоцве­тов для ювелирных изделий.

Добыча камня

Добыча камня на территории России началась в середине XVII в. На Урале в 1635 г. обнаружили ма­лахит, по рекам Восточной Сибири были открыты месторождения ага­та, сердолика, яшмы и халцедона. При Петре I были обнаружены ме­сторождения горного хрусталя, бериллов, аметистов, раухтопаза.

При Екатерине II стало стреми­тельно развиваться камнерезное

построили Екатеринбургскую гра­нильную фабрику, а позднее на Ал­тае — Колыванскую шлифовальню.

В XVIII и XIX вв. из лучших стро­ительных декоративных камней возводили дворцы, мосты и собо­ры. В конце XVIII в. в России стал развиваться народный камнеобра­батывающий промысел. На Урале гранили бериллы, топазы, горный хрусталь, полировали яшмы, ма­лахит и прочие минералы.



Из цветного камня на Алтае и в Забайкалье изготавливали вазы, столешницы и другие предметы, получившие известность по всему миру. В 1820-1850 гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов демантоидов, цирконов, рубинов хризолитов, алмазов и пр. В XIX в камнеобрабатывающее искусство достигло в России высокого уровня. Уральский малахит стал известен на весь мир. Из него изготавливали подсвечники, столешницы вазы, письменные приборы и пр. В Зимнем дворце есть целый малахитовый зал.



Яшма пользовалась не меньшим успехом. Из неё изготавливали столешницы, вазы, колонны торшеры.

Из полудрагоценных камней в начале XIX в. стали изготавливать браслеты, перстни, табакерки. Применяли сердолик, агат оникс, топаз, коралл и аквамарин.

В 1848 г. в России была основа’ на ювелирная фирма, которой ру­ководил К. Фаберже. Для изде­лий, производимых фирмой, использовались лазурит, белый кварц, розовый кварц, яшма, не­фрит, родонит, горный хрусталь. В начале XX в. мастерские стали выпускать настольные украшения из камня, скульптуры людей и жи­вотных, каменные цветы, пасхаль­ные яйца.



Все эти изделия пользо­вались большим спросом и стоили очень дорого.

В конце XIX в. был открыт синтез драгоценных камней группы корун­да. На рынок благодаря француз­скому химику М. А. Вернейлю стали поступать синтетические рубины, а потом сапфиры и шпинель.

Следует сказать, что драгоцен­ные камни находят свое примене­ние не только в ювелирном деле, но и в промышленности. Напри­мер, большая часть всего объема бурения выполняется благодаря алмазным коронкам. Применяется этот драгоценный камень и в ме­таллообрабатывающей промыш­ленности, приборостроении, ме­таллургии и т. д.

Цирконы используют в ядерных реакторах, авиационной и металлургической промышленности; корунды применяются в оптических квантовых генераторах, химиче­ской промышленности, электрон­ных приборах; турмалин нашел свое применение в оптике и радио­электронике, а кварц — в оптике, стекольной и абразивной промыш­ленностях, радиоэлектронике и т. п.Использовались и используют­ся камни в строительном деле. Например, интерьер Московского метрополитена украшают кварцит, яшма, родонит.

ОБРАБОТКА (ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ) ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет/чистота/насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть - драгоценного камня.

Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы "обработки" - огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.

Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.

Основные причины для облагораживания драгоценных камней:

Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях - и стабильность (долголетие) цвета.

Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких...

Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:

Основные, наиболее распространенные методы - термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, аквамарина, аметиста, цитрина, танзанита, циркона, топаза и турмалина... Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней. Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Абсолютное большинство турмалинов нагревают для их «осветления» - от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все (99.9999%) тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.

Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки:

- с заполнения камня естественной пастой (fracture filled).

Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.

Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..

Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса...

- с заполнения камня стекломассой (led-glass filled).

Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером - могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять - опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина....

- глубокая диффузия инонов Be.

Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания (при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..

"Странный" эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл.. И - ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат - появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.

В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров - Be-treated. Определить такую обарбтоку для мелких камней стало почти невозможно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.

Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило - танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком.

- Облучение

Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся... Занимают такие процессы очень долгое время - миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней - для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.

Промасливание.

Заполнение бесцветным маслом - способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато - повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды - штучные редкости!!! Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии - кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению - результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко - повторного промасливания.

- Заполнение резиной.

Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Как минимум 50% всех изумрудов на мировом рынке - резинонаполненные.

Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.

Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, не принятые геммологическим сообщество. Коротко об основных:

- Поверхностная диффузия.

Применятся в основном для производства голубых сапфиров. Поверхность камня покрывается тонкой пленкой на основе легкоплавких оксидов металлов с содержанием ионов титана и ваннадия. Затем камень помещается в печь, где при прокаливании пленка разушается, а ионы ванадия и титана проникают в самые верхние поверхностные слои камня. При этом естественно и окрашивается только поверхность, на глубину не более чем в несколько десятков микрон. Окрашивание надежное, цвет уже никогда не поменяется... Часто лишь случайно расколов камень удается увидеть, что Ваш красивый насыщенный голубой сапфир, купленный за безумные деньги - внутри цвета помоев или темной детской неожиданности... Любой геммолог без труда способен идентифицировать такой сапфир.

- Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.

Технологически - очень простой способ... Всего несколько секунд в магнетроне, и гора каменй, размещенных в его вакуумной камере, превращается в.... мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно... А также в розовые топазы, в невероятные желто-голубые аметрины, в танзаниты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности... Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).

Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам - правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки!!!

НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)

ИЗУМРУД
: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.
РУБИН : Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.
САПФИР : Термическая обработка, диффузия.
ТАНЗАНИТ : Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.
АКВАМАРИН : Обычно - термическая обработка для улучшения цвета.
ГОЛУБОЙ ТОПАЗ : Обычно - облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.
ЦИТРИН : Обычно - термическая обработка аметиста для придания характерного цвета.
АМЕТИСТ : Часто - термическая обработка для усиления и закрепления цвета.
ВСЕ ВИДЫ ПРОЗРАЧНЫХ КВАРЦЕВ : Часто - облучение для усиления цвета.
ТУРМАЛИН : Обычно - облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней.
АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ : Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.
АПАТИТ : Очень часто - термическая обработка.
ГОЛУБОЙ ЦИРКОН : Часто - термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда - для придания камню голубого цвета.
НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ и подобные минералы: Обычно - пропитка бесцветным воском.
КОРАЛЛ : Обычно - отбеливание.
ЖЕМЧУГ : Обычно - отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске.
ЧЕРНЫЙ ОНИКС : Всегда окрашивание.

Как вручную подготовить камень к полировке.
Шлифование гагата.
Покажу доступный в домашних условиях способ обработки камня, на примере гагата. Это способ очень древний и примитивный, поэтому он под силу даже подростку. Подобным образом люди в старину даже гранили минералы.
В первую очередь нам понадобится сам камень - гагат. Специально на фото демонстрирую два отрезанных куска, они были когда-то одним целым. Тот, что справа, уже отшлифован.




Две плоскости природного происхождения оставил нетронутыми, мне так больше нравится.
Самая важная составляющая в обработке камня - это абразивы. Давно использую наждачную ленту, маркировка на фотографии ниже. Этой наждачкой можно обрабатывать стекло и твёрдые минералы - халцедоны, яшму, кварцы...


Для работы использовал кусок наждачки небольшого размера 10*9,5 см.


Ещё понадобится твёрдая и ровная поверхность небольшого размера. Подойдёт лезвие для ручного рубанка или металлическая пластина подходящего размера. Важно, чтобы она не гнулась, размер 3,3*50*160 мм.


Осталось рассказать о ёмкости с водой, я использую фотованночку, размер 4,5*17*22 см.
Вода необходима при работе с гагатом, чтобы пыль не распространялась вокруг рабочего места. Угольная пыль вредна для здоровья и её очень трудно удалять с поверхностей. Также вода способствует отведению шлама с поверхностей абразива и камня. При интенсивном обтачивании охлаждает материалы.


Приступаем к работе. Налить воду в ёмкость, не более половины, чтобы не расплёскивалась. Установить пластину в ёмкость под углом и зафиксировать наждачку. Свободной рукой начать обтачивать поверхности камня, немного опуская минерал в воду, чтобы смачивать поверхности заготовки и абразива.

Если под «поделочными» камнями вы подразумеваете все мягкие камни, не подлежащие огранке, а под «обработкой» - придание вида для продажи оптом для бижутерии, то промышленно-конвейерный способ их обработки чрезвычайно прост: измельчение, шлифовка, полировка.

Измельчается порода прямо кувалдами либо специальными дробительными вальцами, шлифуется (по крайней мере, так делалось в начале 1990-х, но принципиально мало что могло измениться с тех пор) в барабанах с наждачным порошком (при этом происходит и значительный отсев брака, получающегося при измельчении), иногда доводится в пескоструйном аппарате, полируется в специальных виброполировочных ваннах (те же барабаны, по сути, где много воды с полировальными присадками). В общем, как и любой конвейер, - это массово и скучно. Но я могу рассказать о собственном опыте обработки моховых и слоистых агатов (больше всего именно с ними работал; происхождение камней - Майский район, Казахстан). При индивидуальной работе процессы и последовательность их те же, только они дольше и скрупулезней.

Итак. Первым делом найденный камень, который по виду еще мало чем отличается от дорожного булыжника, надо развести - распилить алмазным диском так, чтобы спил был красив. Вертишь его, глядя на солнце, ищешь нужный угол, разводишь. В перспективе (я же потом и мельхиоровые, и серебряные украшения с обработанными камнями паял) предполагается, что гармонирующих друг с другом камней выйдет несколько - например, для гарнитура: серьги, колье, колечко или перстенек. При удачной распилке и отсутствии явного брака (трещин, включения крошащихся смежных пород или других внезапно некрасивых вкраплений, воздуха и т. д.) камень берется в обработку на наждаке. Причем если в соседнем ответе человек просто держит камень рукой, чтобы показать экскурсантам принцип обработки, то мне приходилось придумывать разные ухищрения, так как камни для кольца или серег значительно меньше. Первичная шлифовка в руках иногда еще возможна, но окончательная доводка - вряд ли. Самое простое приспособление - специально выструганная палочка-держак из твердого дерева, на торце которой делается выемка, куда камень вклеивается сургучом. Брали мы сургуч, конечно, на почте.

Самая распространенная форма поделочных камней - (безграневая). Чтобы, скажем, для серег, кабошоны вышли одинаковыми (при условии, что повезло с рисунком), из жести вырезался кондуктор - лекало-профиль или несколько профилей этой «каменной капли». Точишь - прикладываешь, смотришь - точишь еще. Камни на наждаке пару-тройку раз меняются. Сначала покрупней, затем потоньше, но главное при этом не торопиться, хорошо чувствовать нажим и держать угол обточки. Поделочный камень легко повредить, причем чем ближе к концу работы - тем легче. Стоимость их невысока, но потерянного времени жалко. Да, камень требует постоянной водной смазки (и для лучшей обработки, и ради спасения от перегрева), однако старые наждачные круги, если вешать над ними постоянно капающую бутылку или приделывать шланг от водопроводного крана, от воды разваливались, что грозило тяжелыми травмами. Поэтому приходилось просто часто обмакивать камень в чан с водой (сказывалось на времени обработки не лучшим образом).

После того как первичная и вторичная шлифовка закончены, наступает время полировки. И вот тут нам, кустарям, приходилось особенно тяжело. Специальную полировочную пасту для камней можно было привезти лишь откуда-то с Урала, да и то она водилась там по слухам, а существовала ли на самом деле - неизвестно. Так что мы делали ее сами (как и проволоку для филиграни, как и припои для латуни, мельхиора и серебра, как и составы для чернения...) из разнообразных ингредиентов. Например, топили хозяйственное мыло и смешивали его с оксидом хрома и содой - это практически паста ГОИ, которую тоже было не достать. Экспериментировали с зубным порошком, тальком, мелом, ржавчиной - как полировальной основой, добавляя их в стеарин с керосином, в солидол, в олифу. Во всяком случае - получалось и получалось хорошо. Разная степень полировки либо нескольких полировок, интересные результаты

А, самое главное и последнее: полировка происходит на том же наждачном станке, только вместо абразивного круга используются последовательно несколько валиков из войлока, фетра, замши. Чуть-чуть полировальной пасты, много-много терпения - и через некоторое время выбранный, разведенный и обточенный агат становится просвечивающим, открывая глазам скрытое в нем неповторимое чудо.