Теория всего. Услуга по исключению из перечня коммерческих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость Можно ли обжаловать решение межведомственной комиссии при отказе об исключении объектов недвижимости из Перечня

Какие налоги платит организация на свое недвижимое имущество?

С 1 января 2016 года налог на имущество организаций в Нижегородской области рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений). Федеральное законодательство (Налоговый кодекс РФ, часть 1 ст. 12 и часть 2 глава 30), еще в 2013 году предусмотрело, что начиная с 2016 года при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет использоваться их кадастровая стоимость. Соответствующие изменения в закон Нижегородской области «О налоге на имущество организаций» были утверждены Законодательным собранием 22 октября 2015г. Исчисление налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, будет касаться всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД.

Согласно статье 1_1 Закона Нижегородской области «О налоге на имущество организаций (с изменениями на 06.05. 2016 года) №109-3 от 27 ноября 2003 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Важно! Остальные объекты недвижимости, фактическое использование которых не попадает в вышеперечисленный список, облагаются налогом на имущество исходя из их среднегодовой стоимости. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и последнее число налогового периода (1-е число следующего месяца), на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Как определяется фактическое использование объектов капитального строительства?

(!) Фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на будущий налоговый период определяется уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти и направляется в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, а также размещается на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения». Также данное Постановление №635 говорит нам, что определением фактического использования объектов недвижимости будет заниматься комиссия при Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

Какие налоговые ставки применяются к налогу на имущество?

1) Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость имущества, устанавливается в размере 2,2 процента.

2) В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента.

3) Налоговая ставка устанавливается в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости:

  • - для помещений, используемых в научно-исследовательских и опытно-конструкторских целях за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития;
  • - в отношении гостиниц, при наличии по состоянию на 1 января налогового периода свидетельства о присвоении гостинице категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения;
  • - в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) при одновременном соблюдении следующих условий:

* если помещения в них не переданы в пользование третьим лицам и используются налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность;

* расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности и (или) производства и (или) административных зданий (строений, сооружений) промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок промышленности;

Существуют ли льготы по налогу на имущество на территории Нижегородской области?

Законом предусмотрены льготы в виде понижающих коэффициентов для отдельных категорий налогоплательщиков, а именно, такие льготы предоставляются организациям обрабатывающих производств, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в отношении приобретенных и вновь введенных в действие Объектов недвижимости.

От уплаты налогов на имущество освобождаются ряд категорий налогоплательщиков, а именно:

1) органы государственной власти Нижегородской области, государственные органы Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (за исключением имущества, переданного в аренду);

2) профсоюзные организации (за исключением профсоюзных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность);

3) организации городского наземного и подземного электрического транспорта, организации, осуществляющие пассажирские перевозки фуникулерами и канатными дорогами (за исключением имущества, переданного в аренду);

4) организации - в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регионального и (или) местного (муниципального) значения;

5) организации народных художественных промыслов Нижегородской области - в отношении имущества, используемого для осуществления своей уставной деятельности;

6) товарищества собственников жилья - в отношении имущества, находящегося в собственности товарищества собственников жилья и используемого для осуществления уставной деятельности;

7) организации - в отношении аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения и другие организации.

Как исключить свой объект недвижимости из Перечня имущества, подлежащего налогообложению от кадастровой цены?

Пунктом 9 ст.378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, в данном случае Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Под фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

22.06.2015 года Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородский области утвердило Приказ № 311-05-11-111/15 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016г.» Именно данный Перечень является основанием для налогового органа по начислению налогов на имущество от кадастровой цены. В свою очередь, основанием для включения в этот Перечень по конкретному объекту недвижимости являются данные кадастрового учета и ЕГРП.

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 заинтересованные лица в случае несогласия с включением или невключением соответствующего объекта недвижимого имущества в Перечень или изменения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения вправе после опубликования Перечня обратиться в Мингосимущество Нижегородской области с заявлением об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

  • - документы технического учета (инвентаризации);
  • - иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
  • - информация об объектах недвижимости из открытых источников.

Важно! Решения Комиссии при Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области могут быть обжалованы в судебном порядке, в случае, если спорные помещения не отвечают критериям статьи 378.2 НК РФ и используются для осуществления иной деятельности, не попадающей под определение административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и т.д.

Елена Никоненкова, директор юридической компании «Прецедент»

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

«Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее также – , Перечень 2017).

Приказ от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 14131 раздела «<адрес>« в Перечень 2017 включен объект недвижимости с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.

Общество с ограниченной ответственностью «Волгоэлектросеть» (далее также – ООО «Волгоэлектросеть», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня 2016 и Перечня 2017 в части указанных пунктов.

Как указал административный истец, объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Обществу на праве собственности, не обоснованно включен в оспариваемые Перечни, основания, предусмотренные Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) отсутствовали.

Здание находится на консервации с 31.03.2014 г., не используется; расположено на земельном участке площадью 37295 кв.м, с кадастровым номером № вид разрешенного использования - под производственную базу. В состав производственной базы входят еще 13 объектов.

Включение указанного здания в Перечень 2016 и Перечень 2017 является необоснованным и нарушает права ООО «Волгоэлектросеть» ввиду незаконного возложения обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

Просит признать недействующим пункт № раздела «<адрес>« Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области № 311-05-11-111/15 от 22.06.2015 г. , со дня принятия; признать недействующим пункт № раздела «<адрес>« Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-303/16 от 30.09.2016 г. , со дня принятия.

Также просит взыскать в свою пользу с административного ответчика судебные расходы, понесенные ООО «Волгоэлектросеть» в виде уплаченной государственной пошлины, в размере 9000 (девять тысяч) рублей и расходы по оплате экспертного заключения в размере 9000 (девять тысяч) рублей.

Административный ответчик - Министерство инвестиций, земельных ресурсов и имущественных отношений Нижегородской области отзыв на административное исковое заявление ООО «Волгоэлектросеть» не представляло.

Из пояснений, данных в судебных заседаниях представителем административного ответчика Яковлевым Д.С. следует, что Министерство инвестиций, земельных ресурсов и имущественных отношений Нижегородской области не согласно с заявленными Обществом требованиями. В 2016 году помещения спорного здания могли использоваться под офисы, из фотоматериалов усматривается наличие столов, стульев, пишущих машинок в кабинетах, кондиционеров. Кроме того, акт совместного осмотра, в котором указано на наличие офисных помещений, подписан представителем Общества без возражений. Требования о взыскании стоимости оплаты экспертного заключения считают необоснованными, поскольку понесены административным истцом по собственной инициативе.

Также, административным ответчиком в материалы дела представлен Акт обследования спорного объекта недвижимого имущества, составленный совместно с представителем административного истца (л.д.194–198).

Заслушав представителя административного истца Шкарину Е.В., поддержавшую доводы административного искового заявления в полном объеме; представителя административного ответчика Яковлева Д.С., возражавшего против удовлетворения требований; прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Королеву Г.А., полагавшую требования административного истца подлежащими удовлетворению частично (за исключением взыскания расходов на экспертизу), обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ООО «Волгоэлектросеть» на праве собственности принадлежит здание по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 457,7 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 25.02.2014 г. (л.д.32).

Указанный объект недвижимости включен в пункт № раздела «<адрес>« Перечня 2016 и в пункт № раздела «<адрес>« Перечня 2017 (л.д.116, 118).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Волгоэлектросеть» является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее – Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года № 50 «Об утверждении Положения о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что Приказ от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/15 и Приказ от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16 , являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения актов в действие. Данные приказы размещены на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений, соответственно, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на издание оспариваемых нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказ Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/15 и приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей и Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций”.

Согласно ч. 1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3–5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 г. № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

Сведения государственного кадастра недвижимости;

Сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

Документы технического учета (инвентаризации);

Иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

Информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, общей площадью 457,7 кв.м, расположен по адресу: <адрес> (пункт № Перечня 2016 и пункт № Перечня 2017).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серия № от 25 февраля 2014 года, указанное здание зарегистрировано как «здание, назначение: нежилое» (л.д. 32).

Согласно Выписке из ЕГРН от 22.02.2017 г. назначение указанного здания обозначено как «нежилое здание», наименование - «административное здание» (л.д.145).

Также, в материалах дела имеется технический паспорт, составленный по состоянию на 27.06.2017 г., согласно которому наименование здания с кадастровым номером № указано как «нежилое здание», назначение – «нежилое», использование – «по назначению». Согласно представленной экспликации к поэтажному плану 2-этажного здания, расположенного по адресу: <адрес>, в его состав входят: 1 этаж - тамбур, вестибюль, помещения (5), туалеты (4), коридор, лестничная клетка, кладовая; 2 этаж – лестничная клетка, коридор, помещения (9), шкаф, тамбур (2) (л.д.155, 158, 168).

Как пояснил представитель административного истца, спорный объект недвижимого имущества законсервирован в составе всей производственной базы с марта 2014 года по настоящее время, о чем представлены приказы ООО «ВЭС» «О консервации объекта» от 31.03.3014 г., «О продлении срока консервации объекта» от 31.12.2016 г., а также приказы о продлении срока консервации производственной базы на 2015 и 2016гг.

В материалы дела административным истцом представлено также письмо ПАО «<данные изъяты>« от 30.06.2017 г. № 05/815 , подтверждающее, что спорный объект недвижимого имущества - здание по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО «Волгоэлектросеть» и переданное в обеспечение обязательств по кредитному договору, заключенному между ООО «Волгоэлектросеть» и ПАО «<данные изъяты>«, согласно проводимым банком проверкам имущества, с момента приобретения и по настоящее время не используется; здание и вся производственная база в целом находятся на консервации с 31.03.2014 г. (л.д.193).

Общество представило в суд заключение эксперта ООО «Оценочная компания «ВЕТА» о фактическом использовании спорного объекта недвижимости, согласно которому деятельность не ведется во все здании. Помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в здании на день обследования не выявлено (л.д.57–98).

В ходе судебного разбирательства представителями министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в присутствии представителя административного истца было проведено обследование спорного объекта недвижимого имущества, в результате которого установлено, что фактически здание на момент обследования не использовалось, расположено на закрытой, охраняемой территории. В обследуемом здании находятся помещения офисного типа (общей площадью 227,9 кв.м) пустые и с мебелью, актовый зал, учебный класс (Акт №№ от 04.07.2017 г.).

Судом исследованы приложенные к акту обследования фотографии.

Административным истцом в подтверждение того, что здание находится на закрытой, охраняемой территории, в материалы дела представлены так же договоры оказания услуг по охране территории от 01.04.2016 г. №№, от 31.03.2017 г. №№; от 24.03.2014 г. №№, от 31.03.2017 г. №№, от 24.03.2014 г. №№, от 31.03.2017 г. №№, доп. соглашение № 2 от 01.04.2016 г. к договору от 24.03.2014 г. №№, доп. соглашение № 2 от 01.04.2016 г. к договору от 24.03.2014 г. №№.

Согласно данным договорам, ООО «Волгоэлектросеть» (Заказчик) поручает ФИО10, ФИО11, ФИО12 (Исполнители) охрану объектов недвижимости и прилегающей территории, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе, земельных участков, зданий (помещений, сооружений). В указанный перечень входит спорный объект недвижимости – здание нежилое 2-этажное, общей площадью 457,7 кв.м. (л.д.173–192).

Административным истцом в материалы дела представлены и письменные пояснения физических лиц – охранников ФИО6, ФИО7, ФИО8, данных ими 30.06.2017 г. в подтверждение того, что в 2016 г. и в 2017 г. охраняемые ими объекты недвижимости и прилегающая территория, расположенные по адресу: <адрес>, в том числе нежилое 2-этажное здание общей площадью 257,7 кв.м, не использовались, и в настоящее время не используются.

Однако указанные пояснения ФИО6, ФИО7, ФИО8 суд не принимает в качестве свидетельских показаний, поскольку указанные лица не допрашивались судом в судебном заседании (ходатайств не поступало), а также, они не были получены в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 51, ст.ст. , ч. 5 ст. 152 КАС РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным НК РФ, следовательно, не подлежал включению в Перечень 2016 и Перечень 2017.

При этом суд исходит из того, что здание с кадастровым номером № входит в состав производственной базы ООО «Волгоэлектросеть», располагается на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0080207:2, имеющим вид разрешенного использования – под производственную базу. При этом производственная база, в том числе, спорный объект недвижимости, находятся на закрытой, охраняемой территории (что подтверждается, в том числе совместным актом обследования); с марта 2014 г. объекты законсервированы.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» в части включения в Перечень пункта № раздела «<адрес>«, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-303/16 от 30.09.2016 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в части включения в Перечень пункта № раздела «<адрес>« , приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями НК РФ и Закона № 109-З.

Довод административного ответчика, что представленный в материалы дела Акт обследования с указанием на наличие в здании офисных помещений площадью 227,9 кв.м. был подписан представителем административного истца без возражений, судом рассматривался.

На основании имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что в данном случае помещения, названные административным ответчиком в Акте как офисные, предназначались для размещения персонала предприятия, и не отвечают критериям офисных помещений как объектов недвижимого имущества для формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Законодательно закрепленное понятие «офисное помещение» или «офис» для целей налогообложения на федеральном уровне отсутствует. Нормативный правовой акт, содержащий понятие офиса, в Нижегородской области не принят.

Вместе с тем, с учетом имеющихся доступных источников, сложившейся судебной практики, основными критериями для признания здания (помещения) офисом могут быть признаны (в совокупности): - оборудование стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи; - использование для приема и обслуживания клиентов, - отсутствие производственной деятельности.

Как усматривается из фотографий, приложенных к Акту обследования, только часть помещений, отнесенных к офисным, оборудована оргтехникой и стационарными рабочими местами. При этом доказательств использования указанных помещений для приема и обслуживания клиентов, равно как и наличия непроизводственной деятельности, не представлено.

Как указывалось выше, судом в отношении спорных объектов недвижимости проанализированы сведения государственного реестра недвижимости; документы технического учета.

Указанные документы не содержат сведений о назначении (наименовании) спорных объектов недвижимости как офисных зданий (помещений).

То обстоятельство, что в Выписке из ЕГРН по состоянию на 22.02.2017 г. наименование спорного объекта указано как «административное здание», не влечет за собой автоматически признание объекта подлежащим включению в Перечень, поскольку наряду с документами кадастрового учета подлежат исследованию и документы технического учета, а также правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы. В данном случае наименование объекта – «административное здание» не соответствует правоудостоверяющему документу на здание, а также техническому паспорту (л.д.32, 155).

Исходя из указанных обстоятельств, суд полагает, что вышеуказанный объект недвижимого имущества необоснованно был включен в Перечень 2016 и Перечень 2017, поскольку не подпадает под признаки административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, а также офисных помещений по смыслу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ.

Соответственно, требование ООО «Волгоэлектросеть» о признании недействующими пунктов № раздела «<адрес>« и Перечня 2016 и № раздела «<адрес>« Перечня 2017 подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество юридических лиц в 2016 году, является плательщиком налога на имущество юридических лиц в 2017 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2016 год и на 2017 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункт № раздела «<адрес>« Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области № 311-05-11-111/15 от 22.06.2015 г. , и пункт №

Компания ПРЕЦЕДЕНТ предлагает Вам сэкономить на налогах и ознакомиться с услугой по исключению из Перечня коммерческих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Основной вопрос, с которым к нам обращаются в последнее время:«Как снизить налоги на недвижимость?»

От чего зависит размер налога на недвижимость?

Поскольку с 2015 года наша страна перешла на исчисление налоговой базы для налога на недвижимость от кадастровой стоимости объектов недвижимости, то и для снижения налогов необходимо в первую очередь озаботиться уменьшением кадастровой стоимости. Об этом можно прочитать подробнее в наших статьях:

Сегодня мы поговорим о тех объектах, принадлежащим организациям, в отношении которых начисление налога от кадастровой стоимости не применимо.

Согласно ст. 1-1 Закона Нижегородской области «О налоге на имущество организаций (с изменениями на 2 февраля 2016 года) №109-3 налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Таким образом, объекты коммерческой недвижимости с иным видом разрешенного использования, чем описано выше, подлежат налогообложению исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Как рассчитать среднегодовую стоимость имущества?

Среднегодовая стоимость имущества определяется по формуле, установленной п. 4 ст. 376 НК РФ как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Какая налоговая ставка применяется при расчете налога на недвижимость?

  • Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость имущества, устанавливается в размере 2,2 процента.
  • Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере 2,0 процента.

Однако следует учитывать, что среднегодовая стоимость объектов недвижимости, рассчитанная по данным бухгалтерского учета, может быть на порядок меньше кадастровой цены.

Какие организации должны платить налог от кадастровой стоимости имущества?

Ежегодно Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее МингосНО) утверждается Перечень объектов недвижимого, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень).

Такой перечень на 2016 год утвержден приказом от 22.06.2015 года № 311-05-11-111/15, а на 2017 год приказом от 30.09.2016г. №326-13-303/16.

Данный Перечень объектов недвижимости представляет собой список зданий, строений, сооружений с указанием их кадастрового номера и адреса.

Как исключить объект недвижимости из Перечня?

В случае, если разрешенное использование объекта недвижимости не позволяет отнести его к объектам, облагаемым налогом от кадастровой стоимости, то необходимо инициировать процедуру исключения объектов из Перечня.

Рассмотрением заявлений заинтересованных лиц об исключении объектов недвижимости из Перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, занимается Межведомственная комиссия при МингосНО, созданная Приказом от 08.06.2016г. №326-13-75/16. Форма заявления и список прилагаемых документов так же утверждены данным Приказом от 08.06.16г. На основании принятых данной комиссией Решений, издается приказ министерства об исключении с 1-го числа текущего налогового периода по налогу на имущество организаций объектов недвижимого имущества из Перечня.

Таким образом, для того чтобы исключить свой объект из Перечня 2016г. необходимо подать заявление в Мингос НО до 05 декабря 2016 года. Данное ограничение по времени вызвано тем, что заседания Межведомственной комиссии проводятся 1 раз в месяц.

Сложным моментом здесь является именно определение Фактического использования здания, в случае отличия его от указанного разрешенного использования в правовых документах. Например, здание производственно-административное, то оно может подразумевать размещение как офисов (т.е. подпадать под включение в Перечень), так и осуществление производственной деятельности.

Как определяется вид фактического использования объекта недвижимости?

Фактическое использование объекта недвижимости определяется на основании Постановление Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», которое говорит нам, что определение фактического использования будет заниматься комиссия при Мингосе НО.

Одним из обязательных документов для подачи заявления на межведомственную комиссию является Оригинал экспертного заключения о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, выданного аккредитованной организацией, не ранее чем за 6 месяцев до даты подачи заявления. Список аккредитованных организаций можно увидеть на сайте МингосНО.

Можно ли обжаловать решение межведомственной комиссии при отказе об исключении объектов недвижимости из Перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость?

В случае принятия комиссией отрицательного решения по заявлению заинтересованного лица, такое решение всегда можно обжаловать в судебном порядке.

Компания «Прецедент» оказывает полный комплекс услуг по представлению интересов Заказчика в МингосНО и в суде по поводу исключения объектов недвижимости Заказчика из Перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.