Составление синквейна с примерами. Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны? Синквейн на уроках истории примеры
СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.
Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку
Примеры синквейнов
№1
№2
№3
№4
№5
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
История возникновения
Формирование аналитических способностей
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .
Вариативность
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
- составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Примечания
Ссылки
- Примеры синквейнов: Упражнение «Синквейн - „Толерантность“» и Составление синквейнов - в разделе Психологических упражнений для тренингов на TrePsy.net.
- Cinquain . (англ.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Синичка (река)
- Синовиальная жидкость
Смотреть что такое "Синквейн" в других словарях:
Хайку - Это статья о японской поэзии, об операционной системе см. Haiku. Эту страницу предлагается переименовать в Хайку (Хокку). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/19 декабря 2012. Возможно, её текущее… … Википедия
Танка - У этого термина существуют и другие значения, см. Танка (значения). Танка (яп. 短歌 танка?, «короткая песня») 31 слоговая пятистрочная японская стихотворная форма (основной вид японской феодальной лирической поэзии), являющаяся разновидностью … Википедия
Если столкнулись с диковинным словом «синквейн», когда речь заходит о новых методах обучения, и хотите узнать об этом больше, тогда эта статья поможет. Разъясним, что такое синквейн, как реализовать этот метод и каких результатов ожидать.
Синквейн: что это такое
Человек будущего - это человек творческий. Формирование такой личности начинается с младых ногтей - раннего дошкольного и младшего школьного возраста. Для этих целей в современной школе применяют метод сложения малых стихотворных форм - синквейн.
Многие родители с удивлением обнаруживают, что учителя в школе дают детям задание составить небольшое стихотворение со значением. Причем тема может быть разная - от математических правил и принципов до географических понятий и категорий природоведения.
Что же это такое? Синквейн - это самостоятельно составленное ребенком пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.
Этот метод сформировался в американской педагогической системе еще в начале ХХ века. Его родоначальницей считают Аделаиду Крэпси.
Оценив глубокий смысловой потенциал японских стихотворных форм хайку и танка, она предложила детям испытать этот принцип, чтобы выразить свое понимание сути явлений окружающего мира.
Синквейны - это информационный синтез ключевых определений того или иного феномена.
Вот какой дидактический и развивающий потенциал имеет эта форма обучения и контроля знаний:
- Формирует аналитический подход ребенка к информации. Заставляет мыслить, сопоставлять, делать выводы, а не просто получать и воспроизводить сведения.
- Учит синтезировать знания. Чтобы открыть суть явления, следует изучить, вычленить и объединить его отличительные признаки.
- Развивает устную и письменную речь, учит кратко, четко и осмысленно формировать и выражать мысль.
Этот метод применяют на этапе обобщения и уточнения выученного.
Синквейну подвластны не только филологически сориентированные предметы, но и сфера природных наук.
Как правильно составить синквейн
Во многих описаниях синквейна присутствует такой его признак, как стихотворная форма.
Отметим, что в данном случае это понятие условное, поскольку один из признаков поэтического произведения - рифма - игнорируется. Сохраняется только ритм.
У синквейна есть несколько правил составления:
- В стихотворении должно быть 5 строк.
- Текст строится по принципу неправильного ромба или елочки:
Примечание. Допускается отступление от этого правила, если того требует содержание. Ему отдается предпочтение.
- Каждая строка имеет свою форму выражения содержания.
Вот по какому принципу воплощается тема в синквейне:
Тема - существительное или местоимение.
Характеристики предмета рассуждения - прилагательные или причастия.
Действие предмета - глаголы или их формы (деепричастие).
Личное мнение или промежуточный вывод - 4 слова, объединенные в словосочетания или предложения.
Общий вывод - одно слово, выражающее суть размышлений.
Важно, чтобы в синквейне было воплощено информационно важное и содержательное сообщение, а не пустой набор слов.
Поэтому допускаются некоторые отклонения от формы, но только те, что обоснованы логикой размышлений.
Синквейн: примеры
Чтобы понять, что это за особая форма передачи информации, изучите варианты стихотворений.
Убедитесь, что несложно составить синквейн. Примеры в этом помогут:
Вариант 1.
Книга.
Добрая и яркая.
Успокоит, научит, откроет.
Новый мир подарит мне.
Знание.
Вариант 2.
Бабушка.
Ласковая и мудрая.
Обнимет, расскажет, улыбнется.
Уютно дома у нее.
Семья.
Вариант 3.
Озеро.
Теплое, голубое.
Люблю купаться в синей воде.
Лучший отдых.
Каникулы.
Вариант 4.
Машина.
Гремучая и страшная.
Несется по дороге.
Не играй у дороги.
Безопасность.
Вариант 5.
Мягкий и пушистый.
Поглажу его рукой.
Искра мелькнула в шерсти.
Электричество.
В составлении синквейна главное - давать волю фантазии, уметь выделить что-то самое важное в том или ином объекте.
Чтобы это сделать, одних бытовых наблюдений недостаточно, нужны знания, которые подкреплены эмоциональным опытом.
Научите своих детей составлять такие стихотворения. Им очень понравится по-новому открывать для себя мир.
Учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №1
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Панина Лидия Владимировна
МБОУ СОШ №1 г. Павлово
Учитель высшей квалификационной категории
Создание синквейнов в начальной школе (синквейны учащихся
4 класса). Система развивающего обучения Л.В.Занкова .
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Как работать с синквейнами.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.
Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.
Синквейны по литературному чтению .
С. Чёрный « Дневник фокса Микки»(Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.
1. Дружба.
2. Честная, крепкая.
3. Доверять, понимать, помогать.
4. Друзья познаются в беде.
5. Доверие. (Серов Виктор)
- Дружба.
- Верная, честная.
- Укрепляет, сплачивает, обязывает.
- Дружба нужна каждому человеку.
- Привязанность. (Рудакова Мария)
- Дружба.
- Нужная, неразлучная.
- Понять, защитить, не предать.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Товарищество. (Чигирёв Егор)
М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.
1 . Будущее .
2. Счастливое, богатое.
3. Задуматься, работать, создать.
4. Будущее надо строить самому.
5. Счастье. (Силантьев Александр)
- Будущее.
- Информационное, межпланетное,
- Предвидеть, предугадать, тревожиться.
- О будущем надо задуматься.
- Неизвестность. (Малюгина Наталья)
Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)
- Математика.
- Познавательная, великая.
- Открывает, развивает, учит мыслить.
- Думать, решать - много знать.
- Царица наук. (Сорокина Алина)
- Математика.
- Сложная, занимательная.
- Считать, думать, мыслить.
- Гимнастика для ума.
- Арифметика. (Смакаева Ксения)
В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат . Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Синквейн
✪ Синквейн для детей, как его составить?/ ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА / Дидактические карточки БЕСПЛАТНО
✪ Синквейн//Татьяна Погодаева
Субтитры
История возникновения
Формирование аналитических способностей
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .
Вариативность
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Искусственный характер
В отличие от сочинения, задание по написанию синквейна носит сугубо искусственный характер (учебная задача только моделирует жизненную ситуацию, и то очень отдаленно). Поэтому написание синквейна может быть полезно лишь для небольшого процента учащихся с соответствующей структурой мышления. Для остальных такое задание будет носить формальный характер.
Примечания
- Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А. С. : Материалы для тренинга учителей. - М. : ИНТУИТ.РУ, 2007. - С. 105 .
- Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии (рус.) .