Составление синквейна с примерами. Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны? Синквейн на уроках истории примеры

СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.

Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку

Примеры синквейнов
№1


№2


№3


№4


№5


В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

История возникновения

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Примечания

Ссылки

  • Примеры синквейнов: Упражнение «Синквейн - „Толерантность“» и Составление синквейнов - в разделе Психологических упражнений для тренингов на TrePsy.net.
  • Cinquain . (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Синичка (река)
  • Синовиальная жидкость

Смотреть что такое "Синквейн" в других словарях:

    Хайку - Это статья о японской поэзии, об операционной системе см. Haiku. Эту страницу предлагается переименовать в Хайку (Хокку). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/19 декабря 2012. Возможно, её текущее… … Википедия

    Танка - У этого термина существуют и другие значения, см. Танка (значения). Танка (яп. 短歌 танка?, «короткая песня») 31 слоговая пятистрочная японская стихотворная форма (основной вид японской феодальной лирической поэзии), являющаяся разновидностью … Википедия

Если столкнулись с диковинным словом «синквейн», когда речь заходит о новых методах обучения, и хотите узнать об этом больше, тогда эта статья поможет. Разъясним, что такое синквейн, как реализовать этот метод и каких результатов ожидать.

Синквейн: что это такое

Человек будущего - это человек творческий. Формирование такой личности начинается с младых ногтей - раннего дошкольного и младшего школьного возраста. Для этих целей в современной школе применяют метод сложения малых стихотворных форм - синквейн.

Многие родители с удивлением обнаруживают, что учителя в школе дают детям задание составить небольшое стихотворение со значением. Причем тема может быть разная - от математических правил и принципов до географических понятий и категорий природоведения.

Что же это такое? Синквейн - это самостоятельно составленное ребенком пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.

Этот метод сформировался в американской педагогической системе еще в начале ХХ века. Его родоначальницей считают Аделаиду Крэпси.

Оценив глубокий смысловой потенциал японских стихотворных форм хайку и танка, она предложила детям испытать этот принцип, чтобы выразить свое понимание сути явлений окружающего мира.

Синквейны - это информационный синтез ключевых определений того или иного феномена.

Вот какой дидактический и развивающий потенциал имеет эта форма обучения и контроля знаний:

  1. Формирует аналитический подход ребенка к информации. Заставляет мыслить, сопоставлять, делать выводы, а не просто получать и воспроизводить сведения.
  2. Учит синтезировать знания. Чтобы открыть суть явления, следует изучить, вычленить и объединить его отличительные признаки.
  3. Развивает устную и письменную речь, учит кратко, четко и осмысленно формировать и выражать мысль.

Этот метод применяют на этапе обобщения и уточнения выученного.

Синквейну подвластны не только филологически сориентированные предметы, но и сфера природных наук.

Как правильно составить синквейн

Во многих описаниях синквейна присутствует такой его признак, как стихотворная форма.

Отметим, что в данном случае это понятие условное, поскольку один из признаков поэтического произведения - рифма - игнорируется. Сохраняется только ритм.

У синквейна есть несколько правил составления:

  • В стихотворении должно быть 5 строк.
  • Текст строится по принципу неправильного ромба или елочки:

Примечание. Допускается отступление от этого правила, если того требует содержание. Ему отдается предпочтение.

  • Каждая строка имеет свою форму выражения содержания.

Вот по какому принципу воплощается тема в синквейне:

Тема - существительное или местоимение.

Характеристики предмета рассуждения - прилагательные или причастия.

Действие предмета - глаголы или их формы (деепричастие).

Личное мнение или промежуточный вывод - 4 слова, объединенные в словосочетания или предложения.

Общий вывод - одно слово, выражающее суть размышлений.

Важно, чтобы в синквейне было воплощено информационно важное и содержательное сообщение, а не пустой набор слов.

Поэтому допускаются некоторые отклонения от формы, но только те, что обоснованы логикой размышлений.

Синквейн: примеры

Чтобы понять, что это за особая форма передачи информации, изучите варианты стихотворений.

Убедитесь, что несложно составить синквейн. Примеры в этом помогут:

Вариант 1.

Книга.

Добрая и яркая.

Успокоит, научит, откроет.

Новый мир подарит мне.

Знание.

Вариант 2.

Бабушка.

Ласковая и мудрая.

Обнимет, расскажет, улыбнется.

Уютно дома у нее.

Семья.

Вариант 3.

Озеро.

Теплое, голубое.

Люблю купаться в синей воде.

Лучший отдых.

Каникулы.

Вариант 4.

Машина.

Гремучая и страшная.

Несется по дороге.

Не играй у дороги.

Безопасность.

Вариант 5.

Мягкий и пушистый.

Поглажу его рукой.

Искра мелькнула в шерсти.

Электричество.

В составлении синквейна главное - давать волю фантазии, уметь выделить что-то самое важное в том или ином объекте.

Чтобы это сделать, одних бытовых наблюдений недостаточно, нужны знания, которые подкреплены эмоциональным опытом.

Научите своих детей составлять такие стихотворения. Им очень понравится по-новому открывать для себя мир.

Учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №1

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Панина Лидия Владимировна

МБОУ СОШ №1 г. Павлово

Учитель высшей квалификационной категории

Создание синквейнов в начальной школе (синквейны учащихся

4 класса). Система развивающего обучения Л.В.Занкова .

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

Синквейны по литературному чтению .

С. Чёрный « Дневник фокса Микки»(Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

1. Дружба.

2. Честная, крепкая.

3. Доверять, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие. (Серов Виктор)

  1. Дружба.
  2. Верная, честная.
  3. Укрепляет, сплачивает, обязывает.
  4. Дружба нужна каждому человеку.
  5. Привязанность. (Рудакова Мария)
  1. Дружба.
  2. Нужная, неразлучная.
  3. Понять, защитить, не предать.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Товарищество. (Чигирёв Егор)

М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

1 . Будущее .

2. Счастливое, богатое.

3. Задуматься, работать, создать.

4. Будущее надо строить самому.

5. Счастье. (Силантьев Александр)

  1. Будущее.
  2. Информационное, межпланетное,
  3. Предвидеть, предугадать, тревожиться.
  4. О будущем надо задуматься.
  5. Неизвестность. (Малюгина Наталья)

Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)

  1. Математика.
  2. Познавательная, великая.
  3. Открывает, развивает, учит мыслить.
  4. Думать, решать - много знать.
  5. Царица наук. (Сорокина Алина)
  1. Математика.
  2. Сложная, занимательная.
  1. Считать, думать, мыслить.
  2. Гимнастика для ума.
  3. Арифметика. (Смакаева Ксения)

В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат . Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Синквейн

    ✪ Синквейн для детей, как его составить?/ ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА / Дидактические карточки БЕСПЛАТНО

    ✪ Синквейн//Татьяна Погодаева

    Субтитры

История возникновения

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

Искусственный характер

В отличие от сочинения, задание по написанию синквейна носит сугубо искусственный характер (учебная задача только моделирует жизненную ситуацию, и то очень отдаленно). Поэтому написание синквейна может быть полезно лишь для небольшого процента учащихся с соответствующей структурой мышления. Для остальных такое задание будет носить формальный характер.

Примечания

  1. Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А. С. : Материалы для тренинга учителей. - М. : ИНТУИТ.РУ, 2007. - С. 105 .
  2. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии (рус.) .