Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского. Национальный татарский костюм: общая информация Национальная одежда крымского ханства

Как известно, национальная одежда является проявлением многовекового опыта народа, его культурного уровня и уклада жизненного строя, мироощущения и эстетических понятий. Основные материалы, из которых изготовлялась одежда крымских татар, были шерсть, кожа, домотканные и привозные ткани.

Женская одежда . Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Волосы девушки обычно заплетали в две косички, которые откидывали на спину. Чтобы предохраниться от дурного глаза (назар) к концам кос был прикреплен красиво отделанный прямоугольный талисман, внутри которого находилась священная молитва (сач дувасы). Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета (фес къалпагьы). Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Насчитывается огромное количество женских головных уборов, их разнообразие поражает. Кроме фески и марамы распространенными были большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Из широких и длинных, ниже колен, хлопчатобумажных или холщовых рубашек (кетен-кольмек), длинных платьев (антер) с широкими рукавами, цветных шароваров (шалвар или думан, дон), достигающих ступни и завязываемых вокруг щиколотки на шнурок, состоял гардероб крымской татарки. Верхняя одежда состояла из кафтана (къафтан или зыбын), плотно обтягивающего весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего в розовом иии малиновом цвете, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Данный кафтан имеет разрез во всю длину спереди, а также узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, обязательно шьется на вате для придания стану полноты. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда пояс подвязывали шерстяным вязаным платком (бель явлукъ), таким образом, что позади образовывался треугольник, который чуть ли не достигал ног. Поверх кафтана надевали короткую шубу (джуббе), преимущественно из красного или зеленого материала, обитого по краям мехом и широкими позументами по всем швам. Выходя из дома кроме описанного костюма также надевали накидку розового или зеленого цвета (фередже). В повседневной жизни обязательной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Учитывая погодные условия и специализацию назначения, различают несколько различных фасонов обуви крымской татарки: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - летом. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто похожее на калоши, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). Торжественные мероприятия посещали в расшитых золотом красивых туфлях (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. В дождливую погоду одевались ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с красивым цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары обычно покрывали низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом были распространены тюбетейки (такъие) или фески (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и затягивалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сшитую из бархата, иногда украшенную золотом. Сверх безрукавки носили другую куртку с короткими или длинными (камзол) рукавами, а уже затем надевали длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовливали из домашнего полотна (кетен). Всю остальную одежду изготавливали, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широко использовались также такие разновидности одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). Из обуви мужчины предпочитали носить сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). Пастухи (чобан) носили куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Необыкновенно интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. По мнению путешественников, качество ткани, из которой они шились доходило до совершенства. К величайшему сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими поклонницами колец (юзюк) и браслетов (билезлик). Кольца обычно носили в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Чаще всего кольца были сделаны из золота, а браслеты из серебра. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшали фески.

Женщины обычно красили волосы в бурый или ярко-рыжий цвет добываемой из растения краской (хна). Такому же окрасу подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах. На тоненьком ремешке через плечо крымские татарки носили сумочку, в которой хранили молитву из Корана (дува), сделанную из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, имеющие сходства с техникой производства и внешнему виду с турецкими образцами, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Принцип исполнения и характер декора каждой детали были настолько изысканными и богатыми, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не нуждались в дополнении драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка сберегает в себе множество традиционных элементов. Безумно красивая природа Крыма оказала огромное влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были известны умелые вышивальщицы, владеющие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий были представлены на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В наши дни традиционная одежда крымских татар практически не используется. Лишь только изредка на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

Къырым Джумхуриет муэссисеси

«И. Гаспринский адына къырыматар китапханеси»

Информацион-библиографик болюги

Акъмесджит

Къырымтатар халкънынъ къуюмджылыкъ, чёльмекчилик ве нагъышлав киби амелий санат саалары миллий чизгилерини зияде айдынлаталар.

Лякин эсас миллий чизгини косьтерген-урбадыр. Миллий урба, айры санат эсери олып, умумен халкънынъ яшайыш тарзыны, анъанени, динини ачыкътан-ачыкъ тасвир эте. Ондан да гъайры, кийми эр бир инсаннынъ озюне хас олгъан хусусиетлерини, тыш къыяфетини, онынъ менлигини, атта баланынъ акъ-укъукъыны бильдире.

Къырымтатар миллий урба акъкъында ве дигер меракълы малюматларны тевсие этильген эдебиятында тапа билесинъиз. Сизинъ дикъкъатынъызгъа тевсие этильген эдебиятында архивли ве ренкли фотосуретлер такъдим этиле.

Костюм как произведение искусства всегда отражал определенный этап развития народной культуры.

О значении костюма, о манере ношения одежды, о влиянии национального костюма на эстетическое воспитание людей, а также о значении орнамента в традиционном костюме крымских татар — об этих и других не менее интересных сведениях вы можете узнать в предлагаемом рекомендательном списке литературы.

Также вашему вниманию предлагаются фотографии костюмов крымских татар, которые раскрывают их внутреннее богатство и индивидуальные достоинства.

Азырлагъан Г. Тохтарова

В национальном костюме – образ народа

Без возрождения традиционной культуры невозможно возрождение народа. Мы – свидетели многочисленных интересных вернисажей крымскотатарских художников, презентаций книг, концертных программ и театральных спектаклей. В прошлом году музеем крымскотатарского изобразительного искусства была организована выставка и семинар под девизом «Крымскотатарская жилая архитектура вчера, сегодня, завтра». В середине апреля в Республиканском краеведческом музее с этнографическим и Музеем крымскотатарского изобразительного искусства открыта выставка «Традиционная одежда крымских татар. Прошлое и настоящее». Эта коллекция из фондов музеев Бахчисарая, Евпатории, Симферополя, Ялты, современные работы художников-модельеров и ювелиров. Цель выставки – показать настоящий крымскотатарский традиционный костюм и его связь с современностью.

В первую очередь выставка имеет познавательное значение. Она предназначается для тех, кто занимается этнографией, историей, изучает крымскотатарское искусство, орнамент и большое значение должна иметь для руководителей профессиональных и самодеятельных ансамблей, художников-модельеров, дизайнеров.

Тема эта сегодня очень актуальна, поэтому в середине мая в продолжение этого разговора в краеведческом музее будет проведен семинар для руководителей ансамблей, художников и этнографов.

Один из известных художников, ныне покойный, Сеитхалиль Османов, будучи еще в Средней Азии, в Таджикистане, говорил: «Вот увидишь, когда мы вернемся в Крым через 6-7 лет, весь Крым будет петь и танцевать, у нашего народа большая тяга к искусству». Я невольно вспоминала эти слова последние полтора года, когда руководители ансамблей подходили, приезжали с разных концов Крыма с просьбой помочь с эскизами костюмов для своих коллективов. Несмотря на очень тяжелое экономическое положение, сегодня в Крыму более 70 ансамблей, которые хотят быть одетыми в крымскотатарский стилизованный для сцены костюм.

К сожалению, большое количество фольклорных ансамблей на сегодняшний день одеты в костюмы, в облик которых привнесено очень много узбекских, таджикских и других элементов, не характерных для традиционного крымскотатарского костюма.

Крымскотатарский костюм складывался веками, видоизме¬нялся под влиянием природных условий, уклада жизни и быта. Он гармонирует с характером людей, окружающей природой, средой.

Основная наша задача - вос¬создание в будущем этой гармонии. По свидетельству иссле¬дователей крымскотатарского народного творчества, этногра¬фов, путешественников, отли¬чительными характерными чер¬тами крымскотатарского искусства XVII-XVIII веков были сдержанность, мягкость, стрем¬ление к гармонии, поэтическая протленность. Представленные на нашей выставке традицион¬ные костюмы и аксессуары к ним отличаются особым благо¬родством и несут в себе все ха¬рактерные черты народного искусства.

Зрителю предоставляется воз¬можность сравнить традицион¬ный костюм и современные модели фольклорного стиля Абселяма Селяметова, Эльвиры Софу, Айше Османовой, а также сценический костюм Шевкета Сейдаметова с национальными элементами и увидеть ювелир¬ные украшения и изделия Иззета и Энвера Аблаевых, традиционную вышивку нашей совре¬менницы Заремы Ибраимовой, а также образны головных шар¬фов (марама, фырланта, фесы) малого предприятия «Макьсад». Организаторы выставки дают возможность и самим художни¬кам, и зрителю, сопоставив экс¬понаты прошлого и настоящего, сделать вывод, насколько сохра¬няются и развиваются национальные традиции.

Помимо познавательного ин¬тереса выставка имеет чисто ху¬дожественный интерес.

На ней представлены аксессу¬ары крымскотатарского костюма - женские и мужские пояса (йипишли къушакъ), женские и детские жилеты (тончукъ), голо¬вные уборы (фесы, марама, шербенти, фырланта). Особо хо¬телось бы отметить крымскота¬тарскую вышивку - развитое направление народного декора¬тивно-прикладного искусства.

Не случайно, видимо, то, что в 1925 году образцы, крымскота¬тарской художественной вы¬шивки в Париже на междуна¬родной выставке декоративно-прикладного искусства были удостоены бронзовой медали. Еще в 20-е годы нашего века в городах Бахчисарае, Белогорске, (Къарасувбазаре) и др. городах Крыма существовали мастер¬ские, где и женщины, и мужчи¬ны создавали удивительные по своей красоте, богатству рисун¬ка, нежнейшей гамме расцветки изделия художественной вы¬шивки. И мы будем только рады, если представленные изделия вызовут желание у профес¬сиональных художников использовать эти мотивы в своем творчестве, а посетители по¬лучат просто эстетическое удо¬вольствие.

Одежда человека - это не оболочка, внешний признак или случайное добавление: она в го¬раздо большей степени, чем дом или квартира представляет со¬бой суть, образ нации.

На этой выставке наиболее интересны женские, детские ко¬стюмы, в которых отразились представления крымскотатар¬ского народа о красоте. Что же характерно для крымскотатар¬ского костюма второй половины XIX - начала XX века? Силуэт мужской и женской одежды подчеркивает стройность и изя¬щество фигуры. Праздничная одежда богато украшена золо¬тым шитьем, тесьмой. Яркая де¬таль костюма - пояс (йипишли къушакъ) из ткани щерт, отде¬ланный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).

Такой пояс был большой цен¬ностью и передавался из поко¬ления в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вы¬шиты традиционным крымско¬татарским орнаментом и были обязательным элементом кос¬тюма.

Необходимо заметить, что ак¬центы, в целом, в нарядах крым¬ских татар делались на верхней части одежды. На голову одева¬ли шапку (къалпакъ или фес) обязательным элементом был пояс, в основном из серебра, очень выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды не характерны были ка¬кие-то яркие, броские детали.

В праздничных нарядах пред¬почтение отдавалось тканям бордового, зеленого и фиолето¬вого цветов.

Думается, что наши современ¬ные художники-модельеры, ди¬зайнеры, художники сцениче¬ского костюма, люди, имеющие отношение к деталям костюма - ювелиры, вышивальщицы и т.д. разовьют лучшие традиции национальной культуры.

Надеемся, что, посетив нашу выставку, зрители смогут не только полюбоваться красотой, богатством и разнообразием ко¬стюма крымских татар, но и оз¬накомиться с особенностями его культуры и быта. Все это будет способствовать лучшему взаимопониманию между людьми разных национальностей, кото¬рое так необходимо в наше время.

ЭльмираЧЕРКЕЗОВА ,

искусствовед, музей

крымскотатарского

изобразительного искусства.

Татарочка

Там, за містом, понад шляхом битим,

По горячім каменистім полі

Йде дівча татарськеє вродливе,

Молоденьке, ще гуля по волі.

На чорнявій сміливій голівці

Червоніє шапочка маленька,

Вид смуглявий ледве прикриває

Шовком шитая чадра біленька.

То закриє личко, то відкриє,-

А очиці, наче блискавиці

Так і грають з-попід брівок темних!

Що за погляд в цеї чарівниці!

Л. Українка.

Женская одежда состояла из широкой и длинной рубашки «кетен кольмек» из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надеваются широкие шаровары «думан» или «дон». Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус».

По праздникам талию опоясывают нарядными поясами «къолан» или «къапакълы къушакъ». На ноги надевают шерстяные чулки «сарылы чорап», поверх которых надевают мягкие сафьяновые туфли «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носками. Голову завязывали цветным узорчатым платком «баш явлукъ». Сверху вне дома набрасывали длинное белое прямоугольное покрывало «баш марама». Через плечо и на волосах носили «дуа» и «сач дуа»-амулеты.»

//Очерки истории и культуры крымских татар.- 2005.

«Красная, кругленькая шапочка с золотом («фес») на голове у всякой молоденькой девушки. Бешмет с открытой грудью, узкий в плечах, с непомерно длинными и узкими рукавами, всегда цветной…; у пояса он обвязан еще одним или двумя цветными платками наподобие юбки и из-под платков этих видны только нижние складки очень широких и тоже цветных шаровар.

Самая крошечная, двухлетняя девчонка имеет свою крошечную шапочку, свой бешметик по мерке — это добрый обычай».

//Марков Ев . Очерки Крыма.- Симферополь, 1995.

По крымскотатарскому обычаю, шаровары «туман», «штан» должны были прикрывать щиколотки, манжеты рукавов «къапакъ»- запястья рук, а под глубокое декольте платья надевался нагрудник «кокюслик». Женщина непременно должна была быть в головном уборе: шарфы «марама» и «шербенти», узорчатые платки «баш- явлукъ», покрывала «фередже марама» и «дастар», шапочки «фес». Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.

«Къушакъ-эни 4 сантиметр олгъан алтын тюслю парча басмадан азырлангъан, онъа декоратив токъа (пряжка) тикильген, чевреси ферахларнен безетильген. Къушакъ башы бир-бирине махсус ильмекнен кечирильген эки фигуралы къысымдан ибарет. Онынъ устюндеки орьнеклер къыйметли тель парчаларынен япылгъан олып, япракъ ве гуль шекеллери бир-бирине гъает усталыкънен уйгъунлаштырылгъан. Къылыч шекилинде кучюк зынджырлы тюревич (булавка) къушакъ башына къошумджа декоратив гузеллик бере. Къушакънынъ умумий узунлыгъы 75 сантиметр.»

Отличительной особенностью крымскотатарского костюма каждого района было расположение узора по осям. Так, узор, построенный по горизонтали, говорит о принадлежности вещи к степному району, а диагональная композиция с различными растительными мотивами – к предгорному и степному районам Крыма. Для горных районов характерна организация узоров по вертикали.

«…Шея и грудь были совершенно закрыты в несколько рядов золотыми монетами, здесь же была девочка, у которой на груди была широкая жемчужная решетка.»

(Из воспоминания путешественницы О. Шишкиной 1845 г.)

Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой желтого цвета. Цвета красный, желтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета.

«Национальная одежда крымских татар была не только комфортна, но и наделена обереговой силой. По одежде можно судить о возрасте и социальном статусе ее владельца.

Общий комплекс костюма у мужчин был представлен нательной одеждой-рубахой «кольмек» и широкими штанами «токума штан». Поверх нательной рубахи надевали «камзол» -куртку в обтяжку с короткими или длинными рукавами и пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда состояла из короткого «кыска тончык» или длинного «узун тон» — тулупа из овчины».

“Халкъ арасында чокъ меракълы ве чешит-тюрлю бет сымалары корюне. Де сарыкъ, эки куртка устюнден узун джуббе кийген, юксек бойлу молла, де безетильген къушакъларнен багълангъан, чокъ челиктен ясалгъан зынджырчыкъларнен яраштырылгъан кок тюслю курткалар кийген, бираз къыркъылгъан къап-къара мыйыкълы форсалы яш алыш-веришчилер кечелер.”

«Молодые люди носят поверх рубашки узкую куртку, у которой рукава состоят из небольшой обшивки или доходят до логтей, и в последнем случае они застегиваются пуговицами и петлями, сделанными из шнурка. С того момента, где застегивается воротник, и до самого живота идет ряд пуговиц. Очень широкие шаровары надеваются сверх куртки и застегиваются крючками, а на верху застегиваются так, что образуют большие складки ».

«Мужчины в качестве головных уборов носили каракулевые шапки «халпах», в теплое время года-тюбетейки «тахья». Из украшений мужчины носили только кольца «юзюк».

// IV Таврические научные чтения.– Симферополь, 2004. — С. 96-97.

Библиография

Абдуллаев, И. Знай: чудо красоты твоей — души моей владыка: [О женщинах далекого прошлого. курс в историю.] // Голос Крыма. — 2003. — 7 марта.- с.7.

Абдуллаева, А. Открываем сундуки — достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. — 2005. — 5 нояб. — С. 8.

Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX — первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005. — С. 148-150. : фото.

Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля, 2002. – Вып. 3. — С. 157-160.

Аблямитова, Л. Х. Орнаментальные мотивы в традиционном костюме крымских татар// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля, 2003. – Вып. 4. — С. 163-166.

Аблямитова, Л.Х. Отражение идеала женской красоты в традиционном крымскотатарском костюме // Ученые записки КГИПУ. — Симферополь, 2004. — Вып. 5. — С. 173-177.

Акчурина-Муфтиева, Н. М . Удивительный орнамент марама // Авдет. — 2007. — 5 февр. — С. 4-5. :цв.ил.

Бекиров, Ф. Чобанлар эвеллери бойле кийине эдилер: Миллий оюнларымыз, йырларымыз — буюк хазине // Къырым. — 2006. – Апр. 26. — С. 4. : фото.

Желтухина, О. Исчезающее искусство филиграни: ювелирные украшения крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение // Qasevet. — 2000. — №1(27). — С. 10-14.

Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. — 2004. — 2 марта. — С. 6.

Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005: фото цв.

Къырым къызлары. 1920 сс.: [Миллий урбалар кийген къызларнынъ фотосы] // Turk Dunyasi Tarih. — 2008. — №255. — С. 25.

Люманова, М . Встречают все же по одежке…: [О костюме крымских татар] // Голос Крыма. — 2002. — 21 июня.- с.10.

Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. — Симферополь: [б. и.], 2004. С .96-97.

Марков, Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. — Симферополь: Таврия, 1995. — 543 с. : ил., портр.

Монастырлы, Х. А. Одежда крымских татар // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Ч I. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. — С. 593.

Не потерять себя, сохранив самобытность…:[О внешнем виде, сценических костюмах, национальной одежде крымских татар беседуют искусствовед Э. Черкезова и художник-модельер М.

Османова, З. Магическая функция крымскотатарских ювелирных украшений: [къушакъ, дувалыкъ, зулюфчик, къасиде, сач-къасиде, назар-боюнджакъ]// Авдет. — 2008. — 24 марта. — С. 10-11. : фото.

Петренко, Л. Удивительный богатый наряд (о марама- головном покрывале крымскотатарских женщин) // Qasevet. — 2002. — №1(29). — С. 30-32.

Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.- М.: Наука, 2000.- 104 с.

Сеитбекиров, А. Осовременить национальную одежду значит оживить культуру тысячелетий!: [Л. Тархан и коллекция одежды с влиянием крымскотатарского нац. костюма] // Голос Крыма. — 2007. — 28 дек. — С. 1.

Челеби, Э. Книга путешествий// Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть I. — Симферополь: Таврия — Плюс, 2004. — С. 133-155.

Чилингирова, Х. Национальная мода // Tan. — 2004. – № 1. — С. 7.

Эвеллери зенгинлер самур терисинден тикильген тон ве къалпакъ кийгенлер: Къырымны зиярет эткен сеяатчыларнынъ теэссуратлары / Д. Османова азырлады // Къырым. — 2005. — Март 12. — С. 10.

[Этнография крымских татар: внешний вид, жилище, одежда] // Крым и крымские татары. — 1885. — С. 25-27.

1. Мужской крымскотатарский костюм «левантийское платье» был представлен такими деталями: белая полотняная рубаха с длинными широкими, обычно закатанными до локтя рукавами, широкими шароварами, суконным жилетом (чаще красного цвета, расшитым золотом и застегивающимся на густо посаженный ряд пуговиц). Поверх набрасывался кафтан из полосатой шелковой ткани, со вставками по бокам. Талию перепоясывали широкими къушаками.

Художник Е.М. Корнеев. Крымские татары. 1802 г.

2. У женщин этот тип платья представляли такие детали: белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье обтягивало торс и имело выступающие бока.

3. На платье крымские татарки надевали расшитый золотом обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс.

4. Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью. Молодые женщины из привилегированных слоев населения – чалму. Голову и торс закрывало длинное покрывало «чаршаф». При выходе на улицу лицо закрывали сеткой, сплетенной из конского волоса, с отверстием для глаз. Сверху знатные дамы набрасывали накидку из шелка, а простые горожане – из шерстяной или хлопчатобумажной ткани.

Художник Раффе. Крымскотатарские женщины из деревни Байдары. 1837 г.

5. В начале XIX в. верхние штаны мужчин в горно-прибрежном Крыму называли «штан» (в районе Ялты-Алупки – «ич-топ»). Такие штаны были широкими в бедрах, сужались в щиколотке. Имели низкую мотню. У знати шились более узкими и из легких тканей, с обязательным присутствием красного цвета.

6. В качестве верхней одежды все слои населения набрасывали широкий длинный плащ с капюшоном. На голову, под колпак, надевали белую расшитую и украшенную кружевом тюбетейку, сшитую по форме головы. Вокруг колпака свивали полотно, образуя тюрбан. Форма тюрбана зависела от социального статуса его носителя.

7. Ранний и самый распространенный вариант крымскотатарского пояса – «къушак» – шили из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани, часто с узором из поперечных полос (обычно красного цвета).

8. Крымскотатарский пояс должен был трижды обхватывать талию, отчего и зависела его длина.

9. Крымскотатарская знать носила пояса из дорогих турецких шалей с бахромой.

10. Зимой в горных районах крымские татары носили прямые, короткие (длиной до бедер) меховые куртки «къыскъа-ени-курт» с короткими или длинными расширявшимися к пройме рукавами и воротником-стойкой. Чаще они застегивались на пуговицы посредством воздушных петель.

Куртка женская «Хырха». Крым, г. Кезлев. Начало XX в.

11. В холод надевали тулуп из овчины длиной до пят, шитый мехом внутрь.

12. Крымскотатарские головные уборы бывали нижние и верхние, домашние и уличные.

13. Нижние шапочки-тюбетейки «такъие» были известны в Крыму с начала XIX в. и сохранились до начала XX в. Их шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма.

14. До середины XIX в. на «такъие» навивалась чалма, а позднее стали надевать феску.

15. Шапочки, кроме основы для уличного убора, выполняли и роль самостоятельного, домашнего головного убора, никогда не снимавшегося с головы.

16. С начала XIX в. и до 1930-х годов среди всех слоев населения стали распространяться каракулевые шапки, называвшиеся «къалпакъ», или «боркъ».

17. Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса, шились из сукна, чаще бордового, реже черного цвета. Из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть черного или синего цвета.

18. Крымские татары имели несколько вариантов обуви, разделявшейся на домашнюю и уличную. Вся обувь надевалась на высокие вязаные носки «чорап».

Сапожки женские «Мес»

19. Домашней, а иногда и уличной обувью, как и в Турции, служили шлепанцы «папуч», известные еще в конце XVIII в. Они часто выкраивались с язычком у подъема, имели в меру тупой носок и толстую ровную подошву. У богатых крымских татар «папуч» были красного, а у менее состоятельных – желтого цвета.

20. Туфли «емени» (йеменские), пришедшие из Турции, с начала XIX в. имели толстую подошву без каблуков, острый, загнутый вверх носок – «птичий клюв», у подъема выкраивался язычок.

21. У крымских татар степной зоны Крыма роль пояса до начала XX в. выполняли как разноцветные платки, так и пришедшие сюда к концу XIX в. варианты горно-прибрежных поясов, не получившие здесь большого распространения.

22. Степняки издавна ходили дома в стеганых ватных сапогах.

23. Штанины крымских татарок должны были обязательно прикрывать щиколотку.

24. Передники «оглюк» были длиной выше колен. В начале XIX в. передник представлял обязательную деталь женского платья, его шили иногда из той же ткани, что и само платье, или из дорогого, украшенного шитьем материала.

25. «Фередже-марама» (тур.– накидка-шарф) – это местное крымское название покрывала женщины-мусульманки. Оно было обычно белого цвета, больших размеров, набрасывалось поверх нижних уборов и драпировалось так, что закрывало волосы, лоб и скрывало линии тела. Нижнюю часть лица до уровня глаз закрывал тонкий платок, завязывавшийся на затылке.

5. Обшлаг женского платья. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX — начало XX в.
6. Девичий шарф. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
7. Шапочка женская. Крым, г. Бахчисарай. Конец XIX в.
8. Платок жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Начало XX в.
9. Свадебный пояс жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
10. Подвязки жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX в.

По материалам исследования Лидии Рославцевой

Крымскотатарский национальный костюм снова в моде. Казалось бы, можно радоваться. Но, нет! Чем больше людей увлекается моделированием крымскотатарской одежды, тем больше ошибок допускается. И эти ошибки, повторяясь и накладываясь, уводят нас все дальше от истоков национального костюма.

Естественно, в современной моде используется стилизация, есть авангардное направление, использующее традиционные народные элементы, создаются эстрадные костюмы на основе фольклорного искусства. Однако все это должно базироваться на правильном костюме. А какой он, этот правильный, аутентичный костюм?

Вот что из истории возникновения и развития крымскотатарского национального костюма рассказал художник Шевкет Сейдаметов: «Когда-то, еще в языческие времена, откуда и идет все отношение к одежде, человек видел, что животное, которое бегало и скакало, после поражения стрелой, копьем или ножом, умирало. Люди полагали, и это было логично, что жизнь, душа живого существа покидала тело через данное отверстие, дырку.

Поэтому к дыре-порезу было особенное отношение. Чтобы сохранить жизнь, его необходимо было окружить магическими знаками. Поскольку сначала одежда была из шкур и потом только из ткани, такое отношение перешло и на ткань. Место, которого касалась игла или ножницы, обязательно обрабатывалось магическими знаками. Поскольку было преклонение перед ОСТРЫМ, то и острые изображения в виде стрел, а позже и тотемными рогами благополучно «перекочевали» в «завитушки» орнамента. Поэтому пройму воротника, рукава, подол, где обрезана ткань, обязательно обшивались магическим орнаментом.

Камзол женский у крымских татар, в отличие от многих других народов, расклешенный. То есть он кроился из клиньев, и на стык каждого клина нашивался шерт (галун, кант), который покрывал тот самый губительный РАЗРЕЗ, лентой перекрывался шов. То же самое и по подолу. То же самое вокруг шеи по воротнику, рукавам. Вот, исходя из этих соображений, и оформлялась одежда.

Что касается вышивки. Символически фигура человека строго разграничивалась на «верх-низ»: до пояса и ниже. Зона, в которой рождался человек, считалась табуированной, тайной, космической, тревожной и опасной: вспомним про «дыру». Здесь не было никакой вышивки. А верхняя часть, в частности грудь, воспринималась как место, дающее пищу младенцу, и поэтому максимально важно было защитить грудь от всяких напастей (сглаза), почему эта часть платья обильно покрывалось защитными магическими знаками, т.е. орнаментом. Одним словом, традиционно было украшать верхнюю часть одежды, ограничивая ее поясом (къушакъ), и совершенно игнорировать, не акцентировать низ, на подоле платья – только шерт.

Целью расклешенного платья было показать «широкие бедра». Считалось, что в этом – залог успешного деторождения (по современным медицинским данным это соответствует истине и подтверждается таким понятием в акушерстве, как «широкий таз»). Естественно, крымские татарки кроили «очень широкие «бедра».

Кстати, французские модницы переняли этот принцип кроя, правда, придумали кринолин – каркас «широкого бедра». Так что, крымские татарки стали законодательницами французской моды примерно в 15-16 вв. А вот, например, среднеазиатский женский костюм имел только прямой крой платья. Начиная с Кавказа, Приазовья и далее сюда, в Крым, платья кроились клином. Вернее, начиная с Крыма и туда – на Кавказ. Крым все-таки находился на развязке Великого Шелкового пути.

А мужской костюм более консервативен. Он не претерпел каких-нибудь серьезных изменений. Да, еще надо сказать про пояс в костюме крымскотатарских мужчин. В мусульманском мире красными поясами должны были подпоясываться только иноверцы, то есть иностранцы-христиане и др. При наличии толерантности к другим религиям, это было обязательным условием. Пояс крымскотатарских мужчин мог быть из любой ткани по цвету, кроме красного. Невеста вышивала парню пояс на светлой ткани (в составе «докъузлыкъ»а – девяти предметов в подарок жениху)».

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития .

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.
Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Ирина Свистунова

228427