Психология алжирцев: какие они, арабы, населяющие самую большую страну Африки? Страна Алжир: описание, история, язык, население

Форма правления парламентская республика Площадь, км 2 446 550 Население, чел. 38 087 812 Рост численности населения, в год 1,02 Средняя продолжительность жизни 73 Плотность населения, чел./км2 15 Официальный язык арабский и берберский Валюта алжирский динар Международный телефонный код +213 Зона в Internet .dz Часовые пояса +1























Краткая информация

Из-за не очень спокойной политической обстановки туристы не часто выбирают для отдыха Алжир. Между тем, Алжир мог бы стать одной из самых популярных стран среди иностранных туристов, ведь там есть многочисленные руины древнеримских городов, удивительная пустыня Сахара, оазисы, мечети, а также нетронутые пляжи на берегу Средиземного моря.

География Алжира

Алжир располагается в Северной Африке. На востоке Алжир граничит с Ливией, на северо-востоке – с Тунисом, на юго-западе – с Западной Сахарой, Мавританией и Мали, а на юго-востоке – с Нигером. На севере страна омывается Средиземным морем. Общая площадь этого государства – 446 550 кв. км., а общая длина государственной границы – 6 343 кв. км.

На юге Алжира находится довольно большая часть пустыни Сахара, которая занимает около 80% всей территории этой страны. На севере есть Атласские горы. Самая высокая местная вершина – гора Тахат, чья высота достигает 2 906 метров.

Столица

Город Алжир – столица государства Алжир. В этом городе сейчас проживают около 2,5 млн. человек. По данным археологии, город Алжир был основан арабами в 944 г. н.э. на месте древнеримского поселения.

Официальный язык Алжира

Официальных языков два – арабский и берберский.

Религия

Практически все население этой североафриканской страны исповедует ислам.

Государственное устройство Алжира

Согласно Конституции, Алжир – это парламентская республика, во главе которой стоит Президент, избираемые на 5 лет. Президент также является главой армии, Совета министров и Верховного Совета безопасности.

Двухпалатный алжирский парламент состоит из Сената (144 сенатора) и Народной Ассамблеи (462 депутата).

Основные политические партии – «Фронт национального освобождения», «Национальное демократическое объединение» и «Зелёный Алжир».

Административно страна делится на 48 провинций, 535 округов и 1 541 коммуны.

Климат и погода

Климат на северном побережье средиземноморский, а в Сахаре – пустынный. Лето на побережье жаркое и сухое, а зима – влажная и дождливая.

Северную часть Сахары лучше всего посещать с сентября по май, а южную – с октября по апрель. Отдыхать на Средиземноморском побережье, естественно, лучше всего летом.

Море в Алжире

На севере страна омывается Средиземным морем. Длина береговой линии составляет 998 км. Средняя температура воды у побережья в марте - +14С, а в августе - +25С.

Реки и озера

Алжирские реки наполняются водой в сезон дождей. Самая длинная из них – река Шелифф (700 км).

Культура Алжира

Алжирская культура сформировалась на основе ислама. Ислам управляет всеми сторонами жизни алжирцев – они молятся пять раз в день, а пятницы считаются нерабочими днями. Для алжирцев очень важны понятия честь и достоинство.

Кухня

Кухня Алжира сформировалась под влиянием арабских, берберских, турецких и французских кулинарных традиций. Алжирские блюда могут быть легкими, очень острыми, с большим количеством специй. Особенно алжирцам удается готовить очень вкусные рыбные и мясные блюда.

Туристам рекомендуем попробовать «Couscous» (блюдо на основе манной крупы, которое подается часто с курицей, бараниной, или рыбой), «Chorba» (тушеное в томате мясо с чечевицей), «Berkoukes» (измельченные макаронные изделия с манной крупой) и «Chakchoukha» (лепешки с кусочками тушеной баранины).

Традиционные безалкогольные напитки – мятный чай, кофе (его пьют сладким).

В Алжире делают неплохие вина, особенно красные. Большинство местного вина отправляют на экспорт.

Достопримечательности Алжира

На территории современного Алжира есть многочисленные руины старинных городов (это, прежде всего, Типаза и Тимгад). Без сомнения, они вызовут огромный интерес у туристов. Кроме того, к алжирским достопримечательностям, конечно же, относятся местные базары, мечети и крепости. Так, например, в городе Алжир рекомендуем увидеть Большую мечеть, мечеть Сидд Абдаррахман, а также Музей древней истории и античности.

В Алжире насчитывается 7 памятников истории, культуры и архитектуры, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это, например, древние наскальные рисунки в Тассилин-Аджере, находящимся в пустыне Сахара.

Рекомендуем обязательно побывать на руинах древнеримского города Типаза, расположенного на морском побережье (этот объект также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Римляне основали там свое поселение в I веке н.э. на месте небольшого карфагенского города. До наших дней в Типазе сохранились руины театра, Большой базилики, амфитеатра, Базилики Александра, нимфеума, Базилики Святой Сальсы и бань.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО также входит и удивительный национальный парк Тассилин-Адджер.

Города и курорты

Самые большие города – Алжир, Оран, Константина, Джельфа, Батна, Сетиф и Аннаба.

Алжирские пляжи нельзя назвать лучшими на Средиземном море, т.к. инфраструктура отдыха там не развита. Тем не менее, они обладают большим потенциалом. Лучшие алжирские пляжи распложаются на Turquoise Coast (Бирюзовый Берег), в районе Орана, а также возле Canastel, Les Andalouses, Ain El Turk и Sablettes.

В Алжире существуют хорошие условия для занятий водными видами спорта, в том числе подводным плаванием, серфингом и парусным спортом.

Сувениры/покупки

В Алжире туристы покупают изделия народных промыслов, керамику, изделия из кожи и меди, ковры, одежду, ювелирные украшения.

Часы работы учреждений

Банки: Вс-Чт: 09:00-15:30

Магазины: Сб-Чт: 09:00-12:00 и 14:00-19:00 Некоторые магазины открыты и по пятницам.

Виза

Украинцам для посещения Алжира нужно оформить визу.

Валюта Алжира

Алжирский динар - официальная денежная единица в Алжире. Его международное обозначение - DZD. Один алжирский динар = 100 сантимов. Кредитные карты и дорожные чеки широко не распространены, и принимаются только в больших городах и на пляжных курортах.

Таможенные ограничения

Алжир располагается в северной части Африки. Его площадь составляет 2 381 740 кв. м. По последним данным известно, что после 1997 года этой страны составляла 33,4 млн. человек. Здесь можно встретить следующие группы населения:

  • Арабы;
  • Берберы (амазиги);
  • Кабилы;
  • Туареги;
  • Французы;
  • Тунисцы.

Больше половины всего населения представлено арабской группой — 83%. Остальная часть – 16%, представлена берберами, которые считаются коренным населением Африки. Государственным языком этой страны считается арабский, также некоторая часть разговаривает на французском, но им владеет практически все население. Берберы всегда проживают группировками, как правило, в горных районах.

Алжир – это страна с мусульманской верой. На всей территории 99,9% верят в ислам. Также присутствует небольшое число людей исповедующих иудаизм, католицизм, христианство.

Ремесло жителей Алжира

Все народы, населяющие Алжир, и их основные занятия всегда были связаны в основном с животными и разведением овощных культур.

Арабы, которыми представлено большинство населения Алжира, заняты следующими видами работ:

  • Землепашество;
  • Разведение скота кочевым путем;
  • Выращивание цветов;
  • Выращивание культур овощного происхождения;

Берберы предпочитают заниматься размножением скота.

Туареги привыкли к следующим видам ремесла:

  • Земледелие с мотыгой, выращивали зерновые, бобовые злаки и овощи;
  • Размножение скота мелкой породы.

Ремеслом французов можно назвать:

  • Разведение животных;
  • Выращивали сельскохозяйственные культуры;
  • Виноградарство.

Народ, как правило, проживает в каменных, глинобитных, деревянных домах, а кочевники обитают в палатках.

В качестве одежды мужчины этой станы предпочитают носить свободные штаны, рубаху из хлопка или натуральной шерсти (джеллаба), жилеты, кафтаны. Женщины летом носят платья свободных фасонов, кафтаны. В качестве материла для пошива, используют шелка, бархат, хлопок.

Группы населения Алжира

Какие народы заселяют Алжир и их особенности представлены ниже.

Туареги . Большая часть этой группы проживает непосредственно в Сахаре. Их можно увидеть только небольшими группами, которые разделены по племенам. Они живут то на одном месте, то на другом, и постоянно кочуют не одни, а со стадами своих животных.

Кабилы. Живут на севере, в горном Алжире. Главный язык — берберский, но некоторая часть владеет арабским. Религию признают ислам.

  • Арабы:

Арабы в Алжире составляют около 17, 8 млн. человек от всей численности. Являются мусульманами – суннитами. Спустя некоторое время появились смешанными арабы с берберами. Проживают они в домах, построенных из камня, алебастра, пальмового дерева. Живут небольшими поселками на 1-2 семьи.

Заселено преимущественно северное побережье, большая часть живет в городах, плотность в отдельных районах Сахары меньше 1 человека на 1 км 2 . Официальный язык - арабский , в употреблении также французский и берберские языки . Алжирцы массово исповедуют ислам (99 %). Система образования в стране унаследована от французских колониальных времен . Значительной проблемой в стране остается обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами . Имеется собственная государственная система социальной защиты слабозащищенных слоев населения . Демографические и социологические исследования в стране ведутся рядом государственных и научно-образовательных учреждений. Регулярно проводятся переписи населения .

Естественный прирост населения в стране в 2015 году составил 18,4 ‰ (60-е место в мире); 2006 года - 12,5 ‰; в 1980 году - 33,6 ‰ .

Важными вехами в истории населения Алжира была война за независимость и следующие два десятилетия. Во время войны, по разным оценкам, погибло от 350 тыс. (по французским источникам) до 1,5 млн человек (официальные алжирские) . Обретение независимости страной отразилось двукратным ростом численности населения за следующие два десятилетия .

Медианный возраст населения Алжира составляет 27,5 года (133-е место в мире), мужчин - 27,2, женщин - 27,8 . Ожидаемая средняя продолжительность жизни в 2015 году составила 76,7 года (81-е место в мире), для мужчин - 72,3, для женщин - 77,9; в 2006 году - 73,3 года, для мужчин - 71,7, для женщин - 74,9; в 1978 году для мужчин - 55,8 лет, для женщин - 58 лет .

Возрастная структура населения Алжира выглядит следующим образом (по состоянию на 2006 год):

Возрастная структура населения в 1980-х годах выглядела следующим образом (доля женщин составляла 50,8 %):

Брачность в 1967 году составляла 4,6 ‰; показатель разводов в 1963 году - 0,4 ‰ .

Плотность населения в 2006 году составила 12,9 человека/км 2 (166-е место в мире), в 1981 году - 8 чел/км 2 .

Население размещено крайне неравномерно. Наиболее плотно заселен север Алжира (96 % населения), это примерно лишь 1/6 часть площади страны. Население сосредоточено главным образом в узкой прибрежной полосе Средиземного моря и горах Кабилии , где плотность достигает 300 человек/км 2 . Наименее населенная часть страны - Алжирская Сахара , где на огромных просторах пустыни живет не больше 2 млн человек, а плотность там не превышает 1 человека на 1 км 2 . Меньшее количество пустынного населения сосредоточено в оазисах, а около 1,5 млн человек остаются полными или частичными кочевниками.

Уровень урбанизированности в 2015 году составил 70,7 % . Городское население в 1950 году в стране составило лишь 21 % от общего количества, а уже в 1978 году большинство проживало в городах (61 %) . Главный этап урбанизации пришелся на середину XX века, когда только за период 1954-1966 годов доля городского населения увеличилась с ¼ до⅓.

Главные города государства: Алжир (2,59 млн человек), Оран (858 тыс. чел), Константина (448 тыс. чел) .

Внутренняя миграция населения страны в колониальный период была связана, главным образом, с вытеснением коренного населения с плодородных почв равнин в засушливые горные районы. Во время национально-освободительной войны 1954-1962 годов происходили насильственное выселение «неблагонадежных» (около 2,5 млн человек) и массовая эмиграция в соседние Марокко и Тунис (0,5 млн человек) . После 1962 года происходил интенсивный отток сельского населения равнин, пустынных оазисов и горных районов в крупные прибрежные города. Население только Алжира в конце 1980-х годов ежегодно росло на 6-7 % .

Сезонные миграции между горными областями, из пустынных районов в прибрежную зону осуществляют полукочевые берберские племена и арабы-бедуины .

Ввиду интенсивного роста населения страны и отсутствия продуманных экономических реформ сохраняется высокий уровень безработицы. Трудовая эмиграция коренного населения Европы (Франция) началась во время Первой мировой войны 1914-1918 годов и постоянно расширялась. За пределами Алжира живет около 1 млн алжирцев, в том числе более 800 тыс. во Франции . Годовой уровень эмиграции 2015 года составил 0,92 ‰ (148-е место в мире) . Государство поощряет трудовую эмиграцию, особенно в арабские страны Ближнего Востока.

Проблема беженцев негативно влияет на социальное состояние общества, поскольку постоянно в стране находятся более 95 тыс. беженцев и искателей убежища (90 тыс. человек из Марокко, и более 4 тыс. с бывшей Палестины).

С древних времен территорию современного Алжира населяли различные этнические группы. Страна входила в состав различных государств и империй. Во времена Древнего Египта темнокожих жителей пустыни к западу от долины Нила называли общим названием - «ливийцы» . В античные времена на территории Северной Сахары было известно мощное государство нумидийцев - Гарамантида , в то время как на побережье господствовали финикийцы . После падения Карфагена в результате Пунических войн Северная Африка была вовлечена в орбиту могучей Римской империи . На это время приходится расцвет этого края, потому что он служил важной житницей для Рима. Завоевание земли германскими племенами вандалов , которые переправились с Пиренейского полуострова через Гибралтарский пролив , положило конец Западной Римской империи . Недолгое время страна находилась под вилянием Византийской империи .

Арабоязычное население Алжира происходит от начавшегося в VII-VIII веках смешения коренных берберских народов с арабскими пришельцами, которые ассимилировали большую часть берберов, насадили арабский язык и ислам . К концу XV века во многих городах Алжира осело много беженцев-мавров , которые были изгнаны с Пиренейского полуострова во время Реконкисты . Мавры из Андалузии и Кастилии долгое время пользовались испанским , а из Каталонии - каталонским языком . Еще в XVII веке последний был в употреблении среди жителей Грош-эль-Веда .

Значительная часть алжирцев по своему происхождению являются не арабами (около 72,7 %), а берберами (самоназвание - амазиги; слово «бербер» - арабского происхождения) - кабилы (10,3 %), шауйя (3,5 %) . Самоидентификация алжирцев как арабов происходила на волне арабского национализма начала XX века . Группы, которые идентифицируют себя как берберы, живут преимущественно в горных районах Кабилии , к востоку от города Алжир . Они, как и большинство арабов, мусульмане. Берберы делали безуспешные попытки получить автономию, однако алжирское руководство согласилось лишь субсидировать изучение берберских языков в школах .

Европейцы сегодня составляют менее 1 % населения и живут исключительно в крупнейших урбанистических районах . Однако в течение колониального периода эта цифра была значительно больше (15,2 % в 1962 году). С 1830 года начинается французская колонизация Алжира, которая продолжалась до середины XX века. Европейское население состоит в основном из французов, испанцев (в западной части страны), итальянцев и мальтийцев (на востоке) и других европейцев в еще меньшем количестве. Европейские колонисты, известные как пье-нуар , были сосредоточены на побережье и составляли большинство населения Орана (60 %) и, в значительных пропорциях, других крупных городов, таких как Алжир или Аннаба . Почти все они покинули страну во время или сразу же после обретения Алжиром независимости от Франции. В начале 1980-х годов в стране проживало около 150 тыс. французов .

Ранее евреев было 140 тыс. чел. Но после обретения Алжиром независимости и принятия дискриминационных законов о гражданстве иудеи эмигрировали во Францию (90 %) и Израиль (10 %) . В начале 1980-х годов в стране проживало около 10 тыс. евреев-сефардов , а в середине 1990-х годов - всего 50 человек .

По состоянию на 1 января 2015 года в Алжире проживает около 650 россиян . Некоторую часть проживающих здесь русских составляют потомки советских инженеров и военных, восстанавливавших молодую страну после обретения независимости в 1962 году . Еще определенная доля приходится на приехавших сюда по работе (торговля, местные заводы, по контракту «Россоборонэкспорта») . Значительную часть составляют русские женщины, вышедшие замуж за местных мужчин .

Алжир является второй франкофонной страной в мире по количеству носителей языка, хотя сам язык не имеет официального статуса . По состоянию на 2008 год, 11,2 млн алжирцев способны писать и читать на французском . Французский, как и ранее, наиболее широко изучают в качестве иностранного. Много алжирцев свободно разговаривают на нем, хотя, как правило, не используют его в быту. Со времени независимости правительство Алжира проводит политику языковой арабизации образования и бюрократии, с некоторым успехом, хотя во многих университетах продолжают обучение на французском языке. В последнее время в школах начали включать французский в учебные программы начальной школы,. Его начинают преподавать, как только дети освоят арабский язык. Французский язык также используют в средствах массовой информации, в правительственных организациях и торговле.

Число русскоязычных в стране относительно невелико . Русский язык изучается в Алжире с 1958 года . Сегодня он изучается в Алжирском университете в качестве иностранного в течение четырех лет . Ежегодно выпускается около 12-15 русскоязычных алжирцев. Министерство иностранных дел России ведет активные переговоры по открытию таких же курсов в Университете города Оран (которые имели место во времена Советского Союза) .

Главные религии государства: ислам суннитского толка - 99 % населения, католицизм и протестантизм - 1 % . Территория современного северного Алжира была важной христианской землей 2 тыс. лет назад, во времена Римской империи . Во время переселения германских племен на север Африки (вандалы), христианство не подверглось упадку, так как последние были последователями веры Христовой. Ненадолго, в VI-VII веках эти земли входили в орбиты влияния Византийской империи , после чего были завоеваны арабами, вошли в Арабского халифата и подпали под влияние ислама. Значительное возрождение католическая церковь в Алжире испытала через тысячу лет, во времена французской колониальной экспансии XIX века. До начала арабских завоеваний берберы гор и пустынь придерживались собственных местных верований и обычаев.

Почти все мусульмане принадлежат к суннитской ветви ислама, за исключением около 150-200 тыс. ибадитов в оазисе Мзаб в регионе Гардая . Присутствуют также, в незначительном количестве, шииты .

В Алжире проживают около 200-250 тыс. христиан, в том числе 45 тыс. католиков и 150-200 тыс. протестантов, преимущественно пятидесятников . Согласно исследованию от 2015 года, примерно 380 тыс. мусульман в стране было обращено в христианство .

Довольно значительной была еврейская община, 140 тыс. чел. После обретения Алжиром независимости и принятия в 1963 году нового закона о гражданстве, согласно которому его получал только тот человек, отец или дед которого исповедовал ислам . Большая часть иудейской общины эмигрировала во Францию (90 %) и Израиль (10 %), где они получили гражданство. Марокканские евреи , евреи долины Мзаб и города Константина из-за притеснений, повышения налогов и преобразования синагог в мечети со временем тоже эмигрировали в Израиль . К 1969 году в стране оставалось примерно 1 тыс. евреев, а на середину 1990-х годов - всего 50 человек .

Уровень грамотности в 2015 году составил 80,2 %: 87,2 % - среди мужчин, 73,1 % - среди женщин . Грамотность в 2003 году составила 70 %: 79 % - среди мужчин, 61 % - среди женщин . В 1976 году неграмотные составляли 60 % коренного населения Алжира, в том же году было введено обязательное 9-летнее образование для детей в возрасте от 6 до 15 лет . Расходы на образование в 2008 году составили 4,3 % от ВВП страны (97-е место в мире) . В 1997 году уровень расходов на образование составил 5,7 % от национального ВВП и 27 % в структуре общественных расходов государственного бюджета. Несмотря на выделение значительных государственных средств, перенаселение и серьезный недостаток учителей оказывают сильное давление на образовательную систему. В течение 1990-х годов по стране прокатилась волна террористических актов, направленных на государственные секуляризованные учреждения образования. В 2000 году правительство государства начало серьезный пересмотр системы образования.

Образовательная система Алжира схожа с французской (это связано бывшей французской колонизацией страны). Со временем потребность в квалифицированной рабочей силе заставила колонизаторов ввести систему образования для местного населения. С обретением независимости алжирцы продолжили (и даже нарастили) свои достижения в культурной сфере и особенно в образовании. Теперь в алжирских школах изучают как арабский, так и французский языки, при этом изучение государственного языка является обязательным.

Алжирская школьная система состоит из основного, общего среднего и профессионального среднего образования:

По состоянию на 1995 год, все алжирские дети учились в государственных начальных школах, а 62 % детей соответствующего возраста - в системе общего среднего образования.

В Алжире действуют 43 высших учебные заведения, 10 колледжей и 7 институтов системы высшего образования. Алжирский университет (Université d’Alger; основан в 1879 году) насчитывает около 26 тыс. студентов. Университеты действуют также в Оране и Константине. С помощью СССР в свое время был создан ряд институтов и техникумов для обеспечения квалифицированными кадрами горно- и нефтедобывающей отрасли в Бу-Мердасе. Обеспеченность врачами в 2007 году составила 1,21 врача на 1000 человек . В 1977 году число больничных коек на 1000 человек составило 2,6, а в 1996 году - 2,5; на 1 врача приходилось 1250 человек, а в 1996 году - 2322 жителя . К 2009 году ситуация значительно ухудшилась (1 врач на 4836 жителей), зубных врачей - 1 на 511 жителей, акушерок - 1 на 711 жителей.

В 1955 году в Алжире было 158 больниц на 33 338 коек (3,4 койки на 1 тыс. жителей): 147 общего профиля (из них 12 военных на 4821 койки), 7 тубдиспансеров на 1399 коек, 2 детские больницы на 506 коек, 1 психиатрическая, 1 онкологическая.

Расходы на здравоохранение в 2013 году составили 6,6 % от ВВП страны (135-е место в мире) .

Смертность младенцев до 1 года по состоянию на 2015 год составила 20,9 ‰ (83-е место в мире); мальчиков - 22,7 ‰, девочек −19,2 ‰ . Младенческая смертность в 1980 году составляла 125,0 ‰, в 2006 году - 30 ‰ (80-е место в мире); мальчиков - 30,86 ‰, девочек - 24,45 ‰ (2009) . Уровень материнской смертности в 2015 году составил 140 случаев на 100 тыс. рождений (75-е место в мире) .

Медицинское образование обеспечивает медицинский факультет Алжирского университета и его филиалы. Традиционно значительная часть врачей страны получает образование во Франции, России и других странах СНГ.

Наблюдается средняя степень опасности по серьезности инфекционных заболеваний. Имеются проблемы с продовольствием и водой, что провоцирует сопутствующие заболевания: бактериальная диарея в государстве не проводится. Функционирует около 350 стационарных отделений службы охраны материнства и детства. Пятилетние планы экономического развития Алжира предусматривают проведение активной политики территориального перераспределения населения на основе децентрализации промышленности, специальных программ развития наиболее отсталых районов и строительства современной инфраструктуры в селах.

В Алжире выплачивают пенсии по возрасту (с 60 лет), по инвалидности и в случае потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются только с 4-го дня болезни. Женщины получают пособие по беременности и родам. Предусмотрена помощь многодетным семьям. Страховые взносы рабочих и служащих составляют 4,5 % от заработка. Действующее законодательство о социальном обеспечении населения не распространяется на работников, занятых в сельском хозяйстве.

По данным ООН, Алжир имеет одну из самых низких ставок в мире по обеспечению жилой площади. Правительственные чиновники публично заявили, что страна имеет отрицательное сальдо в размере 1,5 млн единиц жилья. Проблема с беженцами только усугубляет эту проблему.

Среди адвокатов женщины составляют 70 %, среди судей - 60 %, они доминируют и в медицине. Все чаще женщины вносят значительный доход в домашние хозяйства, иногда больше чем мужчины. 60 % студентов университетов составляют женщины (в соответствии с университетскими исследованиями).

Демографические исследования в стране ведутся рядом государственных научных учреждений:

Учет демографического состояния в стране ведется с 1831 года. Законы 1882-1901 годов распространили регистрацию актов гражданского состояния на всю территорию Алжира . В колониальные времена удовлетворительно подсчитывалось только европейское и еврейское население Алжира. В 1964-1971 годах была введена система индивидуальных карточек учета движения населения - таким образом удалось охватить около 70 % демографических событий .

Переписи населения на территории Алжира французскими властями начали проводиться с 1906 года. Всего было проведено 9 таких переписей, результаты которых широко публиковались

Страна Алжир находится в Африке, а больше о ней многие ничего не могут рассказать. Однако страна, чья история началась до нашей эры, может «предоставить» много интересных фактов и открыться перед читателем как совершенно не изученное государство.

Алжирская народная демократическая республика

Одним из крупнейших государств на территории Африки является страна Алжир. Еще в древности здесь проживали племена, и боролись за свое существование люди на территории пустыни Сахара. Постепенно страна развивалась, но шла очень медленными шагами, а сегодня ее развитие тормозится из-за коррупции и бюрократизма. Несмотря на это, Алжир является одной из привлекательных стран, ведь занимает 8-е место по запасам газа, и 15-е - по запасам нефти.

История

Описание Алжира можно начать и с истории, чтобы увидеть, насколько богата эта страна, какое большое культурное наследие она имеет. В 3-м веке до н. э. появилось первое поселение на современной территории, ее заняли ливийские племена. Затем эта земля была завоевана римлянами, и они владели ею на протяжении 8 веков.

После римлян хозяева сменились, и ими стали вандалы, а потом византийцы. В 7-м веке, когда произошла исламизация территории, жители на этих землях присоединились к Арабскому халифату, и продолжалось это до 16-го века, пока лидирующую позицию не заняла Османская империя.

Спустя какое-то время Алжиру удалось стать свободной страной до тех пор, пока на землю не пришли французы и не сделали ее своей колонией. Все это длилось до Второй мировой войны, а в ее период Алжир снабжал продуктами Германию и Италию.

Но все-таки отстоять свою свободу Алжиру удалось, и в 1962 году страна стала независимым государством, а столица Алжира расположилась в одноименном городе. Как видно из короткого описания, Алжир всегда находился в чьей-то власти, и сложно было строить какое-то государство, когда кто-то командует, поэтому и на сегодняшний день это не процветающая страна, а только государство, в котором закладываются основы демократии.

Географическое расположение Алжира

Страна Алжир находится в Северной Африке и граничит на востоке с Ливией и Тунисом, на юге - с Мавританией, Мали и Нигерией, а на западе - с Марокко. Северная часть омывается Средиземным морем. Физически регион поделен на 4 части горами, реками и пустыней.

Самая большая территория, которая занимает 90 % площади страны, называется Алжирская Сахара, или каменная пустыня, где с южной стороны расположились горы Ахаггар. Другая территория является частью Атласских гор, третий регион расположен на северной стороне около побережья на долинах, которые заканчиваются системой гор Атлас. Еще один регион - Высокое плато, которое состоит из впадин, наполняющихся в период дождей и образующих маленькие озера.

Главная река страны - Челиф, впадающая в Средиземное море, самая высокая гора - Тахат, достигает высоты 3003 метра.

Если посмотреть на климатическую карту страны, то можно увидеть, что погода разнообразна, что свойственно для такой страны, как Алжир. География учит нас, что территория страны разделена на три климатических зоны: на побережье температура зимой опускается до -7°-10°, а летом поднимается до +35°-+40°, средняя зона - летом температура поднимается до +35°, а зимой опускается до -5°, в южной зоне, где расположена пустыня Сахара, жаркая тропическая погода с бурями.

Государственное устройство

Описание Алжира можно начать и с того, что страна является президентской республикой, и во главе стоит президент, который избирается народом на 5 лет. Уже почти 20 лет во главе страны Абдель Азиз Бутефлика, выбранный в 2014 году на свой очередной 5-летний срок.

Законодательный орган - это двухпалатный парламент, который состоит из 144 представителей, где 2/3 выбирается народом на шесть лет, а 1/3 - выбирает президент. Также есть и Народная ассамблея, члены которой избираются на 5 лет.

Столицей страны является одноименный город Алжир, где проживает около 2 млн 300 тыс. человек (по переписи в 2008 году). Население Алжира, по оценке на 2011 год, увеличилось на 600 тыс. человек, что показывает высокий прирост. С 1977 года население увеличилось практически на 1,5 млн.

Город разделен на две части, где современная часть расположилась на побережье Средиземного моря, а старая - на холме, где на самой высокой точке стоит цитадель.

В переводе с арабского Алжир - это "острова". Страна получила такое название из-за того, что раньше рядом были расположены 4 острова, но впоследствии они стали частью материка.

Столица Алжира является важным экономическим центром, имеет богатую историю, она расположена на берегу моря, здесь можно увидеть много достопримечательностей, которые были построены очень давно.

Некоторые особенности Алжира

Алжир - прекрасная и интересная страна, где есть свои законы и порядки. Но некоторые запреты и штрафы удивляют даже жителей страны. Стоит отметить некоторые особенности, которые необходимо знать каждому туристу:

  • На улицах нельзя распивать спиртные напитки.
  • Нельзя фотографировать женщин в черных платках.
  • Запрещено расплачиваться иностранной валютой, и об этом стоит подумать сразу.
  • Нельзя выезжать в район Сахары самостоятельно, только в сопровождении местного гида.

Есть еще интересные факты и правила, о которых нужно знать:

  • Если оказываетесь в деревне, то не следует фотографировать домашний скот, так как местные этого не любят и верят в то, что фотография может плохо повлиять на здоровье животного.
  • Женщинам не следует курить на улицах, однако сделать это можно в кафе или в машине.
  • В стране нельзя найти ни одного «Макдональдса», а такой напиток, как «Кола» жители заменяют местной газировкой.
  • Если захочется оставить чаевые в кафе, то их можно дать прямо в руки, никто возражать не станет.

Население, язык и религия

Население Алжира по переписи в 2016 году составило более 40 млн человек. При этом 71 % из них составляют городские жители. Основная часть населения, а точнее 73% - это арабы, также есть еще берберы - около 26%, и остальные народы составляют 1%.

Официальным языком в стране является арабский, встречаются также берберские диалекты, и распространен среди грамотных людей французский язык. Так как большая часть населения - арабы, главной религией в стране считается ислам, который контролирует каждую сферу жизни.

Есть даже такой интересный закон, который предусматривает наказание за то, что человека призывают или заставляют отречься от ислама. Однако 29-я статья Конституции страны рассказывает о свободе совести.

В Алжире встречаются и другие религии, чаще всего это иудаизм и христианство.

Экономика

Алжир - это богатство нефти и газа, страна занимает 8-е место по запасам газа и 4-е место по его экспорту. Что касается нефти, то Алжир занимает 15-е место по запасам и 11-е место по экспорту. Какая же тогда может быть характеристика Алжира в экономическом плане? Экономика страны хромает из-за коррупции и бюрократии, и очень сложно развивается направление по привлечению иностранных инвестиций из-за сложившейся ситуации.

В основном все рабочие заняты на госслужбе, также представлены торговля, сельское хозяйство и промышленность. Помимо нефти и газа, в стране развивается легкая, горнорудная, пищевая и энергетическая промышленности.

Что касается сельского хозяйства, то выращивают пшеницу, ячмень, из фруктов: виноград и оливки, а в животноводстве в основном занимаются разведением коров и овец.

Исторические события, которые происходили на протяжении многих веков, повлияли на экономику страны в том плане, что уровень жизни у людей не очень высокий. Процветает безработица, которая в 2008 году по официальным данным составила 15 %, и многие граждане живут за чертой бедности - 17 % населения. Несмотря на то что страна занимает лидирующие позиции по экономическим показателям среди стран материка, она очень-очень медленно развивается.

Культура, достопримечательности и кухня

Как же может выглядеть характеристика Алжира в культурном плане? Можно предположить, что большое влияние оказывает религия, и именно на ее основе формируется культура. В этой стране молятся 5 раз в день, пятница является нерабочим днем, женщины имеют меньше прав, чем мужчины, и здесь чтут такие понятия, как честь и достоинство.

К местным достопримечательностям в первую очередь относят мечети и крепости. Имея богатое культурное наследие, где арабская культура переплетается с влиянием Турции и Франции, можно увидеть не только мусульманские здания, но и жилые дома, построенные во французском стиле, и дворцы, созданные турками.

Каждому туристу, которому интересна страна Алжир, советуют посетить древний город Типазу, хотя он и представляет собой руины. Очень интересным объектом считается мавзолей в виде пирамиды, где ученые уже долгое время пытаются разгадать тайну потайных дверей.

В хорошем состоянии сохранился средневековый город Касба, отличительной особенностью которого являются очень близко построенные дома, где улочки настолько узкие, что не проникает дневной свет.

Под открытым небом можно посетить музей - археологический парк древнеримского города. Триумфальные арки, колонны, амфитеатр - все эти уникальные постройки сохранились до наших дней.

Отдельно стоит отметить местную кухню, которая сформировалась под влиянием арабов, французов и турок. Блюда могут быть острыми, но при этом легкими и с большим количеством специй. Рекомендуется попробовать блюда на основе манной крупы, которые могут подаваться с курицей, рыбой или бараниной, также стоит отведать тушеное мясо в томатном соусе с чечевицей и лепешки с кусочками баранины. Традиционный напиток - мятный чай или сладкий свежесваренный кофе.

Коренное население Алжира - алжирцы, состоящие из арабов и близких им по культуре берберов. По внешнему облику алжирцы, как правило, люди среднего роста, смуглые, черноволосые, с черными глазами и удлиненнэй формой лица средиземноморского типа.

Большинство алжирцев (%) считают родным арабский язык, остальные - берберские диалекты (%). Берберское население преобладает среди горцев и в оазисах Сахары (кабилы, шавийя, туареги), причем нередко берберы в равной степени хорошо владеют и арабским языком. Люди, получившие образование или работавшие за рубежом, как правило, помимо родного хорошо знают французский язык. Разговорная форма французского языка широко распространена в городах. На литературном арабском языке издаются государственные документы, книги, журналы, газеты.

Незначительную часть населения составляют граждане иностранных государств, занятые на временной работе в качестве специалистов. Они, как правило, говорят на французском языке.

Подавляющее большинство алжирцев - мусульмане суннитского толка.

Алжир относится к странам, где в последние десятилетия наблюдается высокий и устойчивый рост численности населения. Здесь, как и в других странах Северной Африки, издавна отмечалась высокая рождаемость, связанная с мусульманской традицией. Улучшение медико-санитарного обслуживания населения способствовало снижению ранее высокой (особенно среди детей) смертности, в результате рождаемость стала намного превышать смертность.

В 1965-1970 гг. рождаемость составляла 49 на 1 тыс. жителей, а смертность - 17. К 1979 г. рождаемость и смертность снизились до 48 и 14 соответственно, а ежегодный естественный прирост составил 3,4%.

Согласно оценке, в 1980 г. численность населения страны достигала 18,5 млн. человек, а вместе с алжирцами, временно проживающими за рубежом, - свыше 19,3 млн. Таким образом, со времени предыдущей переписи 1966 г. население увеличилось на 44%. Если такой высокий темп его прироста сохранится, то к 2000 г. население страны может удвоиться. (Заметим, что за 50 лет - с 1920 по 1970 г. - оно увеличилось в 2,5 раза.)

Высокие темпы естественного прироста неизбежно оказывают влияние на возрастную структуру населения. По оценке на 1980 г., дети до 15 лет составляли уже 47% населения, а молодежь до 20 лет - 57%.

Рост населения ранних возрастов означает сокращение доли трудоспособного населения при абсолютном его росте. За период между двумя переписями (1954 и 1966 гг.) доля трудоспособного населения снизилась с 36 до 22% (без учета алжирцев-эмигрантов).

Для полового состава населения характерно преобладание численности женщин, особенно среднего и старшего возрастов, над численностью мужчин, что нетипично для арабских стран. Объясняется это главным образом последствиями на ционально-освободительной войны 1954-1962 гг. Лишь небольшая часть трудящихся женщин, а именно работающие по найму в городах, включается переписью в экономически активное население. Так, согласно переписи 1966 г., в него вошли только около 2% всего женского населения, хотя много алжирских женщин трудится в сельском хозяйстве.

Общий рост численности населения в стране сопровождается возрастанием в нем доли горожан, в то время как доля сельских жителей постоянно уменьшается. В 1974 г. в городах проживало 52% населения (в 1954 г. - 23%, в 1966 г. - 39%). Особенно быстро растет население столицы. По оценке на 1980 г., число ее жителей вместе с пригородами насчитывает около 3 млн.

Массовый выезд европейцев послужил в свое время толчком для возрастания притока сельского населения в города. В них, и в первую очередь в столицу, хлынул поток людей, стремящихся найти там работу и жилище. Именно приток населения из сельской местности (достигающий особенно больших размеров в засушливые годы) вызвал все ускоряющийся рост числа горожан. Многие сельские мигранты, оказавшиеся в городе, не находят работы, и только устойчивые связи с родственниками и земляками, имеющими какие-либо средства к существованию, помогают им приспособиться к новым условиям.

Принятый после завоевания независимости курс на ускоренную индустриализацию привел к значительному расширению занятости городского населения. Однако прирост трудоспособного контингента населения пока превышает рост числа рабочих мест, что обусловливает безработицу в городах. Отсутствие работы в свою очередь толкает многих алжирцев на эмиграцию, главным образом в Западную Европу. В последние годы по мере развития экономики Алжира эмиграция сокращается.

Острый земельный голод в традиционном секторе сельского хозяйства также служит причиной эмиграции. В течение многих лет одним из районов оттока населения за границу является Кабилия.

В настоящее время за рубежом проживает более 800 тыс. алжирцев, из них 2/3

принадлежит к экономически активному населению. Эмигрируют, как правило, молодые мужчины, не имеющие квалификации, без семьи. Подавляющее большинство алжирцев-эмигрантов (до 90%) выезжает на работу во Францию. Решающую роль в выборе страны иммиграции играет знание многими алжирцами французского языка.

На территории страны население размещено крайне неравномерно: в северной части проживает более 90% алжирцев. Особенно плотно населены прибрежная полоса и горные долины Телль-Атласа. В вилайях Алжир и Оран плотность населения превышает 300 человек на 1 кв. км. В Алжирской Сахаре средняя плотность - менее 1 человека на 1 кв. км.

Сельское население ведет оседлый, полукочевой и кочевой образ жизни. В западной и центральной частях Северного Алжира преобладает оседлое население, занятое в основном полеводством. Полукочевники и кочевники-скотоводы расселены на территории Высоких плато, Сахарского Атласа и Сахары. Оседлое население пустыни - жители оазисов и промышленных поселков. Оседание в земледельческих районах и отход на сезонные заработки влекут за собой (в разных районах в разной степени) разложение родо-племенного строя у полукочевников.

В зоне полупустынь и в горах, там, где жизнь остается связанной с кочевым скотоводством, патриархально-натуральный уклад не подвергся такому разложению, как в земледельческих районах: образ жизни кочевников способствует сохранению многих традиций прошлого.

Кризис кочевого хозяйства заставляет кочевников или откочевывать на юг Сахары, куда доступ цивилизации затруднен, или оседать. Показательным в этом отношении является освоение нагорья Ахаггар, большая часть жителей которого - бывшие кочевники и полукочевники.

Кочевые берберские племена туарегов в ряде случаев перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием. В четырех сельскохозяйственных кооперативах Ахаггара большинство земледельцев - туареги. Часть их занята обслуживанием туристов, поток которых в Центральную Сахару быстро растет. Туареги производят на продажу сувениры, работают проводниками и т. п. Однако еще многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, причем наблюдается тенденция к переселению кочевников в южные области Сахары.

В материальной культуре алжирцев своеобразно сочетаются традиции и современность. Традиционные сельскохозяйственные орудия мало изменились с эпохи арабского завоевания: деревянные соха и вилы, мотыга, серп, в качестве тягловой силы используются ослы и верблюды, запрягаемые попарно. В самоуправляемых хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, а также в современных хозяйствах частного сектора широко применяются тракторы, комбайны и другая новейшая техника.

Обычная алжирская деревня - беспорядочное скопление маленьких домов. Дом крестьянина, как правило, глинобитный, а в горах - каменный, с плоской крышей, на которой есть отверстие для дыма от очага, сложенного из камня. Жилище обычно состоит из двух комнат: в одной едят и спят, в другой готовят пищу. Вход в дом ведет из внутреннего дворика, где содержится скот. Мебели в таких домах, кроме маленького столика, нет, вся семья ест и спит на полу. Утварь состоит из циновок, одеял, корзин, иногда ковра или паласа; посуда глиняная, металлическая. Совсем по-другому выглядят дома в «социалистических деревнях аграрной революции», строящихся в районах, где создаются сельскохозяйственные кооперативы. Там каждая семья получает современный благоустроенный дом из нескольких комнат. В любой такой деревне есть школа, больница, учреждения культурно-бытового обслуживания, мечеть. В каждой вилайе намечено построить 10-15 деревень нового типа.

Жилища кочевников и полукочевников, как арабов, так и берберов, имеют общий для кочевников Северной Африки вид -это шатры-палатки с натянутой на них темной шерстяной материей. Шатер туарегов обтянут козьими шкурами.

Традиционный тип городского жилища - каменный, кирпичный или глинобитный дом (в зависимости от достатка хозяина), окна и двери которого выходят во внутренний двор, обнесенный высокой стеной. Во дворе посажены фруктовые деревья и цветы. Новые городские дома, как правило, многоэтажные, с балконами, окнами, закрываемыми жалюзи, и каменными полами, необходимыми в условиях летней жары.

Сельские жители носят национальную одежду. Женщины лица не закрывают, голову покрывают платком или покрывалом, причем у берберок покрывало очень яркое - в красную и желтую полоску. Женская одежда состоит из широких шаровар и рубашки. Мужчины часто сочетают национальную одежду с каким-нибудь элементом европейской одежды, например поверх белой галабии (рубашки) надевают пиджак.

Такое смешение стилей характерно и для горожан, недавно переселившихся из деревни. Большинство мужчин в городах носят европейскую одежду. У пожилых людей она нередко сочетается с красной феской. Женщины-горожанки по большей части носят традиционное белое покрывало «хаик» и «лааджар» -белый платок, вышитый белыми же нитками или обшитый кружевами, закрывающий нижнюю часть лица до глаз. На востоке страны женщины носят черное покрывало. Иногда и то и другое сочетается с европейским платьем и обувью. Нередко на улицах больших городов можно видеть характерную картину - мать и дочь, олицетворяющих собой вчерашний и сегодняшний день Алжира. У матери лицо закрыто, фигура закутана в покрывало, на ногах туфли без задников, ладони и ступни выкрашены хной. Дочь идет с открытым лицом, она явно пользуется европейской косметикой и одета по последней французской моде.

Основная пища оседлых сельских жителей - феллахов -ячменный и пшеничный хлеб, овощи, финики, крупяные блюда. Еда кочевников - ячменные лепешки, кислое молоко, финики, при случае лепешки из саранчи. И кочевники, и феллахи мясо употребляют редко. Пища бедных горожан мало чем отличается от пищи феллахов. Состоятельные горожане употребляют значительно больше, чем сельские жители, белков животного происхождения - мяса, яиц, масла, молока.

Самыми популярными и для многих праздничными блюдами алжирской кухни являются «бурек» - мясо с луком и яйцом, запеченное в тесте, и «кус-кус», приготовленный из мяса, овощей со специями и крупномолотой пшеничной крупы. В самых торжественных случаях готовят «мешуи» - целиком зажаренного на вертеле барана. Алкогольные напитки мусульмане не употребляют. Самыми любимыми напитками являются кофе и чай.

В семейной жизни алжирцев праздников немного. Отмечаются рождение сыновей, обрезание и свадьбы. Все важнейшие события в жизни верующего алжирца сопровождаются соответствующими религиозными обрядами.

После 1962 г. Алжир добился больших успехов в деле просвещения и подготовки национальных кадров, постоянно увеличивая ассигнования на образование в государственном бюджете (27% расходов в 1969 г., 33% - в 1975 г.). Число учащихся в начальной школе в период с 1963 по 1980 г. выросло в несколько раз. Свыше 80% детей возраста (■> -13 лет посещает начальную школу. В 1980/81 г. школу посещало 4 млн. детей.

Алжирская школа весьма остро переживает проблему нехватки преподавателей (около 60% их в средней и неполной средней школе - иностранцы, в основном французы) и проблему языка обучения. Преподавание в начальной школе и частично (для % учеников) в неполной и полной средней школе ведется на арабском языке. В остальных случаях преподают на французском языке. Несмотря на рост числа преподавателей-арабов, их нехватка сдерживает темпы арабизации системы образования. Проблемы арабизации разрабатывает Академия арабского языка, созданная в 1975 г.

Бурный рост переживает высшая школа. Вместо одного университета, существовавшего в 1962 г., в 1981 г. насчитывалось уже 15 университетов. Кроме того, в стране созданы десятки вузов различной специализации (например, Африканский институт нефти и газа, созданный при содействии СССР). В конце 70-х годов в стране насчитывалось 65 тыс. студентов и было подготовлено более 20 тыс. специалистов.

Основным научным центром является Алжирский университет. Научная работа ведется также в университетах Орана, Константины и Аннабы, а также в Национальном агрономическом институте, Институте нефти, Центре экспериментального лесоводства, Институте ядерных исследований и др. Научными исследованиями прикладного характера занимаются бюро, центры и институты, создаваемые при соответствующих министерствах. Особое внимание уделяется поисковым работам и исследованиям в области геологии, горнорудного дела, океанографии, метеорологии, физики Земли, а также экономики и социологии и многих других отраслей наук.

Сложный характер национальной культуры Алжира отчасти передает формула видного деятеля алжирской культуры шейха Бен Бадиса: «Алжирский народ - арабский по языку, берберский по происхождению, мусульманский по религии». Культура алжирского народа складывалась в течение многих веков как результат взаимодействия и взаимовлияния арабских и берберских племен, латино-пунических элементов доарабского времени и развитой арабо-исламской цивилизации эпохи халифата, носителей испано-мавританской (андалусской) культуры мавров и турецких завоевателей. К настоящему времени все эти компоненты в основном уже слились в единый сплав. Но некоторые из них до сих пор сохранили свою специфику. Например, это относится к традициям берберского фольклора и геометрического орнамента, арабской поэзии и эпоса бедуинских племен, андалусского и турецкого наследия в архитектуре и музыке. Кроме того, на формирование алжирской культуры значительное влияние последние полтора века оказывала культура Франции. Вследствие этого лица, получившие образование на французском языке, еще в 60-х годах составляли большинство интеллигенции Алжира, а франкоязычная литература алжирцев до сих пор неотъемлемая часть их национальной литературы.

Алжирская арабоязычная литература переживает подъем с 20-х годов. Средневековые традиции арабских историков, правоведов, мистиков-марабутов и поэтов, почти утраченные в период турецкого завоевания, частично возродились в XIX в. в ходе антиколониальной борьбы, но в основном они существуют в сфере религиозной публицистики, фольклора и поэзии «неоклассического» рафинированного типа, крупнейшим представителем которой является Мухаммед аль-Ид. Среди народных поэтов самым известным стал впоследствии кабильский сказитель Моханд у-Механд. В 20-30-х годах Ассоциация улемов выдвинула целую плеяду талантливых поэтов и писателей, таких, как А. Бен Бадис, М. Закария, Т. аль-Мадани, Т. аль-Окби, А. Р. Хоху и др. Во время войны 1954-1962 гг. выдвинулись А. Ашур, X. Бен Айса, А. Бен Хаддука и Т. Ваттар, отразившие в своих произведениях национально-освободительную борьбу Алжира. В творчестве Т. Ваттара в 70-х годах особенно ярко воплотились те гигантские перемены, которые внесли в жизнь алжирцев революция и прогрессивные социальные преобразования. Ныне выдвигается новое поколение арабоязычных писателей, таких, как А. Бельахсен, С. Гумукат, Б. Марзак и др.

Франкоязычная литература Алжира, еще в 20-х годах представленная первыми романами А. Хаджа Хамму и Ш. Ходжи, стала всемирно известной в 50-60-х годах благодаря крупнвгм романистам и поэтам - М. Ферауну, М. Маммери, М. Хаддаду, Я. Катебу и М. Дибу. Их творчество как бы сочетает несколько компонентов: сугубо алжирскую тематику (жизнь крестьян Кабилии или горожан Тлемсена, судьбы интеллигенции и рабочих), сюжеты фольклора берберов и арабов, традиции французских мастеров прозы. Особенно сложно мотивы фольклора, метафоричность и гиперболизация, приемы и методы романтизма, модернизма и неореализма сочетаются в произведениях Ясина Катеба. В 70-х годах М. Диб продолжал работать в прозе, а Я. Катеб всецело переключился на драматургию, стремясь создавать пьесы на «местном французском» языке (т. е. смеси французского языка с алжирским диалектом арабского языка) или целиком на диалекте. Алжирская поэзия на французском языке была представлена в 30-х годах Ж. Амрушем, в 40-х годах - вышеупомянутой плеядой, а также Б. Хаджем Али, Б. Хальфой, А. Креа. В 60-х годах выступил как поэт Р. Буджедра, ставший в 70-х годах наиболее видным франкоязычным романистом Алжира.

Больших успехов добился алжирский театр, еще в 20-х годах выдвинувший таких крупных мастеров (одновременно драматургов, актеров и режиссеров), как Рашид Ксентини, Баштарзи Махиддин, Дахмун, Аллалу. После завоевания независимости традиции старых мастеров продолжили Мустафа Катеб и особенно известный за пределами Алжира Руишед (Ахмед Айяд) - драматург, актер, режиссер, поэт и ветеран революции. Помимо Алжирского Национального театра государственные театры возникли в Оране, Константине, Сиди-Бель-Аббесе. В стране работают также многие коллективы любителей-энтузиастов, пользующихся популярностью среди молодежи.

В Алжире множество исторических памятников. Некоторые из них - своеобразные города-музеи (Тимгад, Типаза, Джемила), свидетельства пребывания древних римлян. Наиболее богато представлены памятники арабо-мусуль-манской архитектуры X-XVIII вв. К их числу относятся целиком сохранившиеся до наших дней города Мзаба, руины крепостей и замков (например, Калаа Бени Хаммад), дворцы и мечети старинных кварталов городов Алжира, Константины и особенно Тлемсена. Но для Константины и городов побережья более характерны постройки турецкого периода, например цитадели (касбы) в Алжире, Беджаие, Аннабе. Французский период получил отражение в архитектуре современных районов многих городов и примечателен тем, что представляет почти все течения европейского градостроительства XIX-XX вв., а также эклектизм и так называемый колониальный псевдомавританский стиль. В современной архитектуре наблюдается стремление уйти от тенденций колониальной эпохи, сочетать наиболее современные и технически рациональные веяния с возрождением традиционных элементов мусульманского зодчества. Таковы Дворец наций, построенный в 1965 г., новые кварталы городов, поселки и особенно возводимые с начала 70-х годов «социалистические деревни аграрной революции».

Многообразно искусство Алжира. Наряду с традиционными формами (прикладными ремеслами андалусской техники в Тлемсене и Константине, берберской техники в Кабилии и Сахаре) все большее значение приобретают современные формы художественного творчества. В живописи велико разнообразие жанров - от ярких миниатюр М. Расима и М. Ранема до полуабстракционизма М. Лазрега и Р. Зерарти. Основная часть алжирских живописцев, графиков и скульпторов (образующих с 1963 г. единый союз) посвящает свое творчество жизни народа, темам борьбы за освобождение (Б. Фа-рес, Т. Акаша, Б. Мардук). Творчество некоторых из них (Б. Йеллеса, М. Исси-ахена, М. Мабрука) известно и за пределами Алжира. За последние годы в работах ряда художников все более сказывается тяготение к мусульманским традициям и приемам народного декоративно-прикладного искусства, вышивки, росписи, узора, каллиграфии арабской вязи. Национальная кинематография началась с кинодокументов о войне 1954-1962 гг. За период, прошедший после завоевания независимости, снято около 30 художественных фильмов, многие из которых отмечены призами на кинофестивалях в Москве, Лейпциге, Каннах, Венеции и Тунисе. Наиболее известны «Ветер с Ауреса» (1967 г.) и «Хроника пламенных лет» (1974 г.) Л. Хамины, «Битва за Алжир» (1966 г.) Я. Саади и Дж. Понтекорво, «Угольщик» (1972 г.) М. Буамари и др. В 70-х годах снят ряд фильмов на темы аграрной реформы, жизни кочевников, социальных перемен в стране. В кино, как и в поэзии и прозе, продолжает разрабатываться революционная тематика.

И традиции, и современность наиболее богато представлены в музыкальной культуре. Народная музыка запечатлена в песнях и напевах берберских областей (особенно у кабилов и туарегов), в африканских мелодиях оазисов Сахары, музыкальном фольклоре отдельных племен и районов. Классической считается арабо-андалусская музыка, жанры которой были разработаны еще в Гранаде XIII- XV вв., но впоследствии обогащены иранскими и турецкими ладами (последние кое-где проникли в музыку кабилов и африканцев Сахары). Для андалусской музыки характерны особый набор инструментов, стиль исполнения и строгая регламентация. Сочиняемые в ее стиле песни до сих пор пишутся на уже исчезнувшем арабо-андалусском диалекте. Сочетание андалусской классики и народной музыки породило особый жанр «аль-джад», характерный для всего Магриба. Он также имеет свои формы, правила и состав оркестра. Современные народные песни обычно сочетают в себе традиции песенного фольклора той или иной области и влияние вышеуказанных музыкальных жанров, а также музыки Арабского Востока и Европы.

Огромные изменения произошли в Алжире за время независимого существования в области здравоохранения и народного просвещения. В 1962 г. один врач приходился в среднем более чем на 40 тыс. жителей, а через 15 лет - уже на 15 тыс. В результате осуществления планов экономического и социального развития страны, а также социальных программ, предусматривающих подъем отдельных районов, были созданы десятки больниц, диспансеров, клиник, амбулаторий. С 1974 г. в стране введено бесплатное медицинское обслуживание населения.