Позиции гласных и согласных звуков. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).
Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).
Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед
В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.
Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)
Система и характеристика согласных фонем.
Ученые склоняются считать, что в русском языке 32 согласных фонемы, кроме <г’>,
Сильные по звонкости/глухости:
Любая фонема перед гласными;
Перед сонорными;
Перед <в>, <в’>,
Слабые позиции по звонкости/глухости:
В абсолютном конце слова (дом);
В середине слова для любого шумного перед шумным (сказ ка);
Сильные по твердости/мягкости:
Для парных по твердости/мягкости в абсолютном конце слова (дрель);
Перед гласными, кроме Э ;
Переднеязычные согласные перед заднезычными твердыми и твердыми губными (дос ка, с бой);
Фонемы <л> и <л’> перед любыми согласными (льна);
Слабые по твердости/мягкости:
Перед Э (дело);
Позиция фонем <н>, <н’> перед <ч>, <щ> (карманчик, обманщик);
Зубные (не боковые) перед мягкими зубными (степь);
Зубные (не боковые, кроме <л’>, <л> ) перед мягкими губными (сбить, отбить);
Сильные и слабые позиции согласных фонем.
Различаются перцептивные и сигнификативные(от лат. соозначать, различения). Различают сигнификативно сильную и слабую позиции. Сигнификативно сильная позиция – позиция наибольшего различения фонем. Для гласных фонем – позиция ударная, для согласных – позиция перед гласными. Сигнификативно слабая позиция. Для гласных фонем – безударная позиция; для согласных – абсолютной конец слова, в середине слова перед глухими согласными. Перцептивная позиция (от лат. восприятие, идентификация) – отождествляем одно слово с другим. Перцептивно сильная позиция – позиция фонемы, не испытывающей влияния соседних фонем. Для согласных – нет оглушения, озвончение, смягчение, отвердение. Перцептивно слабая – позиция, в которой фонемы испытывают влияние соседних фонем. Для согласных – передвижка; для согласных – оглушение, озвончение, смягчение, отвердение. Различают позиции: сильные и слабые. Сильная фонема – фонема, выступающая в позиции наибольшей дифференциации, т.е. позиция, когда различается большее количество фонем. Слабая фонема – фонема, которая находится в позиции наименьшей дифференциации, т.е. для гласных – безударная позиция; для согласных – абсолютный конец, в середине подвержено изменениям. Абсолютно слабая фонема – фонема, находящаяся в абсолютно слабой позиции. Абсолютно сильная фонема – фонема, находящаяся в абсолютно сильной позиции.
5.Позиционные чередования согласных звуков русского языка: фонетические (согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования, долготе-краткости, согласных с нулем звука) и морфологические. Исторические чередования.
Звук речи – это конкретный звук, реализующийся в конкретных фонетических условиях, зависящих от окружения, речевых особенностей говорящего, речевой ситуации, поэтому следует различать чередование звуков языка, которые вызваны объективными причинами и объясняются законами фонетики и чередования звуков речи, которые носят субъективный характер, часто зависят от воли говорящего.
Чередование звуков РЯ делятся на позиционные и непозиционные.
Позиционные – обусловлены фонетической позицией (вод-вода [во’т]-[в^да], [т]-[д];[о]-[^]. Позиционные чередования могут быть обусловлены не только фонетической позицией)абсолютный конец слова, безударное положение, соседство с другим звуком), но и морфологической позицией.
Непозиционные – не обусловлены фонетической позицией, они связаны с конкретными морфемами (крюк – крючок, друг – дружок, слух – слушок…).
Позиционные чередования делятся на: фонетические и морфологические.
Позиционные чередования.
Фонетические чередования – проявляются в определенной фонетической позиции, они объясняются фонетическими законами (редукция гласных, для согласных – оглушение, озвончение). Фонетические чередования могут быть у гласных и согласных звуков.
Согласные звуки. Различают 5 типов:
1) чередование по звонкости/глухости, такие чередования наблюдаются: в абсолютном конце слова, в середине слова, перед каким-либо согласным. Эти чередования закономерны, объективны. Могут проходить по 2 моделям:
а) позиционная мена перекрещивающегося типа, характерен парным по звонкости/глухости [б]-[п], [в]-[ф]…Например, [дубы]-[б]-[дуп]-[п]-[Б].
б) позиционная мена параллельного типа, характерна непарным согласным по звонкости/глухости. Например, [п’эитух]-[х]-[п’эитуgбы]-[g].
2) чередование по твердости/мягкости – только перед другим мягким согласным – позиционное изменение. Например, [мост]-[с]-[мос’т’ик]-[с’].
3) чередования по месту и способу образования. Например, открыть [^ткрыт’]-отчистить [^ч’ис’т’ит’]-[т]-[ч]. Взрывной-аффриката; зубной-небный;
4) чередование согласных с нулем звука – происходят в группе согласных. Например, [ (с),(т),(л)]-[сл]; [ндск]-[нск]; [т]// с нулем звука;
5) чередование долгих и кратких согласных, происходит в 2-х случаях:
В абсолютном конце слова;
В середине слова перед согласным. Например, группа - много груп ; классный – клас ный; [т- долгий] // [т].
Морфологические. Обусловлены морфологической позицией, а не фонетической. Например: 1) чередование [г] // [ж] перед глагольным суффиксом – И. Флаг- флажить, итог- итожить; 2) перед суффиксом – Н прилагательного. Друг- дружный; тайга- таежный; 3) чередование – согласный в корне 1 и согласных в корне 2 с //СС перед суффиксом – У. Миг- мигнуть; шаг – шагнуть; - называются морфологическими. Их можно считать историческими, т.к. их никак нельзя заменить в настоящее время.
Непозиционные чередования.
Исторические чередования – связаны с конкретной морфемой, их принято обозначать буквами. Всего существует несколько моделей:
1)чередование согласного с согласным с//с.
- х//ш – мех – мешок; слух- слушок;
- г//ж – друг – дружок; подруга – подруженька;
- з//ж – друзья – дружить; коза – кожа;
- с//ш – лес – леший;
2)чередование согласного с 2 согласными с// сс.
- щ//ст – теща – тесть;
- щ//ск – площадь – плоский;
- б//бл – любить – люблю;
- п//пл – купить – куплю;
- м//мл – кормить – кормлю;
- в//вл – травить – травлю;
3)чередование гласного с гласным г//г.
- е//а – лесть – лазить;
- е//о – плести – плётка – плот;
- о//а – слово – слова; сквозь – скважина;
- а (я)//у – тряска – трус; грязь – груз;
Состав гласных фонем в системе русского языка определяется на основе их смыслоразличительной роли в сильной позиции. Для гласных фонем русского языка абсолютно сильной (и перцептивно, и сигнификативно) является позиция под ударением не между мягкими согласными. Однако в перцептивно слабой позиции фонема не вступает в нейтрализацию с другими фонемами, поэтому для определения состава гласных фонем достаточно учитывать, какая позиция является сигнификативно сильной. Для гласных фонем русского языка это позиция под ударением. В этой позиции различаются шесть гласных: [а] – [о] – [и] – [ы] – [э] – [у]. Но два гласных звука позиционно чередуются: [и]/[ы]. Позиционно чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы. В перцептивно сильной позиции – после и между твёрдыми согласными выступает [ы], однако в начале слова встречается только [и], поэтому его принято считать основным вариантом фонемы, а [ы] только вариацией фонемы <и>. Итак, состав гласных фонем русского языка таков: <а>– <о>–< и>–< э>–< у> (она – [ʌна ], оно– [ʌно ], они [ʌн’и ],те – [т’э ], ту – [ту ]).
Сигнификативно слабой для русских фонем является позиция не под ударением. Однако для каждой фонемы это индивидуально. Так, фонема <у> не вступает в нейтрализацию ни с какой другой фонемой. Для <а>, <о> слабыми являются все безударные позиции. В позиции первый предударный слог после мягких согласных вступают в нейтрализацию четыре гласные фонемы <а> –< о> – < э> – < и>: ч[и э ]сы, м[и э ]док, р[и э ]ка, л[и э ]са. Перцептивно слабыми для русских гласных являются позиции: после мягких согласных мят [м’ˑат], перед мягкими согласными мать [маˑт’] и между мягкими согласными мять [м’äт’].
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:
1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а (<з> – <с>);
2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить (<з’> – <’с>);
3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить (<з’>– <’с>).
Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:
1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] (<д>нейтрализуется с<т> в варианте [т]);
2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а (<с’> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]);
3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а (<д> нейтрализуется с <т> варианте [т]).
Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.
По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:
1) Перед гласными <а>, <о>, <и>, <у>, <э>: саду – сяду (<д> – <д’>), нос – нёс (<н> – <н’>), лук – люк (<л> – <л’>), мыл – мил (<м> – <м’>), шест – щель (<ш> –<ш’:>);
2) На конце слова: кон – конь (<н> – <н’>), угол – уголь (<л> – <л’>);
3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько (<р> – <р’>), полка – полька (<л> – <л’>).
Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:
1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить (<з> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]), песнопение – песня (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);
2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);
3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе (<в> нейтрализуется с <в’> в варианте [в’]);
4) Для зубной <н> – перед передненёбными <ч’> и <ш’:>: кабан – кабанчик (<н> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]), обман – обманщик (<н’> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]).
Особых комментариев требует позиция перед гласной <э>. На протяжении столетий в русском языке действовал закон: согласный, попадая в позицию перед <э>, смягчался. Действительно, в исконно русских словах перед <э> согласный всегда мягкий: лес, река, свет, лето, ветер. Исключение – твёрдые шипящие (шелест, жест), но ведь они исконно были мягкими. Следовательно, позиция перед <э> для согласных была слабой по твёрдости-мягкости. В 20-30 г.г. ХХ века произошли изменения в фонетической системе русского языка. С одной стороны, активно образуются аббревиатуры, которые становятся общеупотребительными словами: НЭП, ДНЕПРОГЭС , ЛЭП . С другой стороны, многие заимствования, переходя в разряд освоенных, минуют стадию фонетической адаптации. Так, к общеупотребительным, без сомнения, относятся слова: антенна, ателье, стенд, теннис, кашне. Согласный перед <э> в этих словах произносится твёрдо. Таким образом, перед <э> в современном русском языке возможны твёрдые и мягкие согласные. Значит, позиция из слабой превратилась в сильную.
Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:
1) Смягчение согласных перед
2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].
По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.
Особое положение в системе у заднеязычных согласных. Твёрдые и мягкие заднеязычные согласные позиционно чередуются: мягкие заднеязычные возможны только перед гласными переднего ряда <и>, <э>. В этих позициях не встречаются твёрдые заднеязычные: ру[к]а – ру[к’]и, ру[к’]е; но[г]а – но[г’]и, но[г’]е; сти[х]а – сти[х’]и, о сти[х’]е. Следовательно, твёрдые и мягкие заднеязычные – представители одних фонем. Поскольку в большинстве позиций возможны твёрдые заднеязычные, их считают основными вариантами согласных фонем – <г>, <к>, <х..
Таким образом, состав согласных фонем русского языка таков: <б> – <б’> – <п> – <п’> –<в> – <в’> – <ф> – <ф’> – <д> – <д’> – <т> – <т’> – <з> – <з’> – <с> – <с’> – <м> –<м’> – <н> – <н’> – <л> – <л’> – <р> – <р’> – <ж> – <ж’:> – <ш> – <ш’:> – <ч’> – <ц> –
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ
Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.
Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:
1) Выполнить фонетическую транскрипцию;
2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);
3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);
4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.
5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.
Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.
О б р а з е ц.
1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];
2) [п’ьр’и э -п’ис-к-ъ];
3) [п’ ь р’ и э -п’ и с-к-ъ];
+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)
+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)
4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).
5) После проверок переносим запись в фонематическую транскрипцию: <п’эр’эп’иска>.
Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.
Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.
1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?
2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?
4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?
5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.
6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?
7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.
8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.
9) Каков состав согласных фонем русского языка?
Практические задания
№1 . Выпишите в рабочую тетрадь определение фонемы. Обоснуйте каждое слово в этом определении.
№2 . Подберите ряды слов, в которых смыслоразличительную функцию выполняют гласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные. Докажите, что смыслоразличительную функцию может выполнять порядок звуковых единиц в слове.
№3. Установите, какие чередования наблюдаются в следующих случаях: а) дом- дома - домовик; б) следы – след; в) подыграть – подпись г) пасти- пастбище; д) зло – злить; е) честь – честный; ж) ходить – хожу; з) морозы – морозить; и) стол – о столе. Какие из этих чередований относятся к фонетическим позиционным? Подберите аналогичные примеры фонетических позиционных и фонетических непозиционных чередований.
№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).
№6 . Докажите, что для чередований [с’]/[ш] и [д‘]/[ж] в парах носить – ношу, ходить – хожу есть исключения и, следовательно, эти чередования относятся к фонетическим непозиционным.
№7 . Покажите, какими разными звуками может быть представлена фонема /з/ (в предлоге без ). Укажите основной вариант данной фонемы, её вариации, варианты.
№8. Затранскрибируйте слова и определите, каким рядом позиционно чередующихся звуков представлены Фонемы <э>, <о>, <а>: бег, бегом, беготня; ход, ходил, ходоки; грозы, гроза, грозовой; злость, мудрость; запись, записать, записывать.
№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?
№10. Подберите примеры, иллюстрирующие нейтрализацию фонем: <б> – <п>; <и> – <э>; <э> – <о>; <д> – <д’>.
№11. Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции для гласных фонем: домовик, медонос, золотой, заводной, подписка, рассказ, доброта, юность, копировщик, вата, поле , строгий. Подберите проверки для гласных звуков в слабой позиции. Представителями каких гласных фонем они являются?
№12 . Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости. Подберите фонемные проверки: краб, след, гроз, долог, ястреб, кос (краткое прилагательное), ловкий, кошка, деревяшка, косьба, резьба, вперемежку, подпись, отзвук, отпрыгнуть, бессердечный, беззвучный, рассмешить, разбить.
№13 . Запишите слова в фонетической транскрипции, обозначив сильные и слабые позиции для согласных фонем по твёрдости-мягкости: слон, конь, горка, горько, козлик, песня, вместе, с Витей, гонщик, кабанчик, винтик, разница, съёмный, разветвление . Подберите проверки для фонем в слабой позиции.
№14 . Какие гиперфонемы есть в перечисленных ниже словах: акварель, багровый , левкой, бирюза, жена, склоняться, вдруг, воск, став, свет, везде ?
№15. Приведите примеры слов, в которых есть гиперфонемы: <а/о>; <и/э>; <а/о/э>; <а/о/э/и>; <с/з>; <г/к>; <с’/з’>; <т’/д’>; <с/c’/з/з’>.
№16. Выполните фонематическую транскрипцию слов: молод, летел, показ, прозаик, пробыть, загадка, тихий, кресло, море, подыграть, мыться, керосин , ослеп, снабдить, шкаф, восторг, асфальт, здесь.
№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов
-ость-, -чик-, -от-, -изн- ; в) окончаний имён существительных разных типов склонения, имён прилагательных, личных окончаний глаголов; г) суффикса инфинитива -ть и постфикса -сь возвратных глаголов.
Оборудование:
- раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
- тетради,
- учебники,
- орфографические словари,
- фломастеры.
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
Ход урока
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".
II . Чистописание
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.
Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".
У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?
Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
Д. Затрудняемся.
Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.
У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
У.Почему?
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.
Дети показывают пальчиками "+" (согласны).
Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], , [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]
У:- Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
У. Спасибо.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:
Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
Д.Н е согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.
Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У. Вы нашли все ошибки?
Д. Все.
У. Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
II вариант - записывает второе объявление.
У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
У. Спасибо за урок.
Литература:
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
Сильной называется такая позиция звука, когда его невозможно спутать с другим звуком и он отчетливо произносится. Для гласных звуков сильной позицией является их позиция под ударением, и этим способом, постановкой гласной под ударение ее проверяют на правильность написания. Соответственно и слабой позицией для гласных будет их безударное положение в слове. Согласные звуки под ударение не ставятся, но и для них есть варианты, когда произношение согласного отчетливое - перед гласной, перед сонарной, и перед согласной В. Напротив слабой позицией для согласных оказывается их расположение в конце слова или перед противоположным по звонкости звуком.
У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.
Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.
Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.
Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:
Сильная позиция гласной - позиция под ударением, где звук не требует проверки при написании, так как он слышится отчетливо.
Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.
Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:
- перед гласными
- перед сонорными
- перед в и в.
Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:
- перед гласным / согласным;
- на конце, а также в середине или начале лексем и их форм;
- под ударением или при отсутствии такового (для звуков гласных).
Сии позиции подразделяются на две категории:
Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:
- дама дама; ровный ровный; интеллигент интеллигэнт;
- золото з, о, л, т; сольный с, о, л, н; пятнышко п, а, т, н, к;
Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):
- в 1-х слогах обеих единиц словарных звуки А, И буквочками обозначены чужими (О, Е), потому в 1-м случае надо вспомнить о единообразном написании приставки, во 2-м слове найти однокоренную лексему, дабы проверить ударением корневую гласную: деревце;
- в слоге 2-м (слово 1-е) звук А обозначен буковкой своей, (А), но и у него позиция слабая (неударная), потому выбор А ещ надо доказать, для чего тоже производим проверку: посадка.
Таким образом, характер позиции звуков гласных тесно связан с акцентом (ударением) .
У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:
- предоставить предоставить;
- терем тэрем;
- ястреб йастреб.
У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:
- морозец марозиц;
- ленивый линивый;
- пешеход пишихот.
Количественное, а также качественное изменение звука гласного, напрямую связанное с ударением (с положением безударным), именуют редукцией .
Если звук неударный произносится лишь короче ударного, но не меняет своего качества (допустим, У в лексемах уход, уходящий), мы говорим о наличии редукции количественной , причм чем дальше гласный неударный оказывается от ударного (позиции предударные и заударные: 1-я, 2-я, 3-я), тем он менее длителен.
Если гласный при этом ещ и качество сво меняет (допустим, И в лексеме запятнать на письме обозначен буквочкой Я), говорим, что, помимо количественной, он подвергся ещ и редукции качественной . Рассмотрим как пример звуки на месте буковок О в трх родственных лексемах:
- колос 1-я буковка О звук О и обозначает (позиция сильная), у 2-й О звук короче, в вузах его принято обозначать значком Ъ (в школе используют значок А; позиция 1-я заударная слабая);
- колосья 1-я О обозначен звук (в школе тоже применяют значок А; позиция 1-я предударная слабая), он короче по звучанию, чем А, но длиннее, чем Ъ;
- колоситься 1-я буковка О уже известный нам звук Ъ обозначает (позиция 2-я предударная слабая); в 1-й позиции предударной (слог 2-й), также слабой, вс той же буковкой О обозначен звук.
Для наглядности я составила такую табличку:
Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:
- вид звуков, следующих за ними (гласный / согласный);
- место, занимаемое звуком в словарной единице (начало, середина, конец);
- иной согласный, занимающий постпозицию по отношению к 1-му (глухой / звонкий, мягкий / тврдый, шумный / сонорный).
Наличие звука гласного , располагающегося непосредственно за согласным, способствует чткому произношении первого, следовательно, создат для согласного позицию сильную :
- быль б пыль п;
- садик с, д седой с, д;
- жил ж шил ш.
Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :
- дока д,к;
- тога т,г.
а также перед согласными :
- шумными в, в (утварь т двести д);
- сонорными (жмот ж шмат ш),
слабыми же
- на конце лексем и их форм (столб п столп п; луг к лук к);
- в начале, а также на конце единиц словарных перед шумными, кроме в, в (здание з сделать з, сказка с маска с).
Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:
- перед гласными (мыло м мило м);
- на конце лексем и их словоформ (сел л сель л; вяз з вязь з);
- перед согласными тврдыми: (асфальт с перед ф; косьба з перед б),
а слабой
- перед согласными мягкими (степь с в препозиции к т, зонтик н перед т).
Слабые позиции звуков согласных связаны с явлением фонетической ассимиляции (уподобление находящихся впереди согласных находящимся позади). В школьной практике термин ассимиляция , как правило, заменяется выражениями:
- оглушение звонких согласных перед глухими;
- озвончение глухих согласных перед звонкими;
- смягчение тврдых согласных перед мягкими.
Примеры:
- футболка, косьба (озвончение: д перед б и з перед б);
- сказка, лавка (оглушение: с и ф перед к);
- бантик, гостинец (смягчение: н и с перед т).
Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:
Слабой позицией гласных и согласных звуков называют позицию, когда звуки неразличимы. например, согласная звонкая на конце слова оглушается, появляется сомнение, правильно ли букву пишем. И тогда нужно вспомнить правило по глухости - звонкости.
Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.
Лучше всего объяснить на примерах.
Нас учительница раз научила так - скажи резко и грубо любое слово. Сказали, каждый сво. А теперь надо сказать какую вы все букву услышали громко и резко, та и будет стоять на сильной позиции, а остальные, которых ели слышно будут на слабых позициях.
Сильные и слабые позиции гласных
Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ .
В этой позиции различаются все шесть гласных звука (мАл - мОр - мИр - мУл - мЭр - мЫл).
В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.
Позиция гласного в неударных слогах - это СЛАБАЯ позиция.
В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.
Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.
В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается аканье.
Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).
Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.
Нормативным в русском языке считается иканье.
Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.
Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.
Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.
В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.
Сильные и слабые позиции согласных
Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной .
Для согласных это месторасположение согласного перед:
ГЛАСНЫМИ : док--ток, лук--люк, раса--ряса, милая--мыла;
СОНОРНЫМИ : слон--клон, сноп--озноб, вниз--книзу, трава--дрова;
согласной В : сватать, творить.
СЛАБАЯ позиция - это позиция, при которой согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и твердости-мягкости.
Слабой является позиция:
а) в конце слова (звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково - глухо): плот--плод, пруд--прут, бок--бог, стог--сток;
б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить--просьба (с=>з)
и перед глухими (звонкие оглушаются): резок--резкий, низы--низкий (з=>с);
Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.
Сильная позиция от слабой отличается так:
Если мы говорим про гласные, то когда они стоят под ударением, то это и есть сильная позиция. А когда без ударения - слабая.
Но вот с согласными дело сложнее.
Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.
И если после стоит сонорная согласная или буква В.
Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.
Вот табличка с примерами:
Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.
А слабая позиция гласных и согласных - это когда звуки не совсем различимы.
Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.
Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:
Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется позицией. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.