Осаго правила от 28 апреля. Возместят железно. Восстановительный ремонт или денежные выплаты

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.


28 апреля 2017 года в силу вступили поправки в Федеральный закон об ОСАГО, касающиеся ремонта поврежденных автомобилей после ДТП. Специально для читателей сайта « » небольшой обзор изменений в порядке ремонта.

Приоритет ремонта над денежной выплатой

По новым правилам страховое возмещение гражданам-владельцам легковых автомобилей, зарегистрированных в РФ, в большинстве случаев производится в натуральной форме — в виде организации ремонта или его оплаты. Получить страховое возмещение в денежном эквиваленте (наличными или на счет) можно лишь в строго оговоренных законом случаях:

  • при полной гибели ТС;
  • если стоимость восстановительного ремонта больше максимальной страховой суммы (400 тысяч рублей) или максимального размера возмещения для ДТП, оформленных без участия полиции — при условии, что потерпевший не согласен доплачивать за ремонт;
  • при обоюдной вине всех участников ДТП — при условии, что потерпевший не согласен доплачивать за ремонт);
  • в случае смерти потерпевшего;
  • при причинении здоровью потерпевшего тяжкого или средней тяжести вреда в результате ДТП (по желанию самого потерпевшего);
  • потерпевшим — инвалидам (по желанию самого потерпевшего);
  • если потерпевший не согласен на ремонт его ТС на одной из СТО, не соответствующих требованиям правил ОСАГО;
  • по соглашению между потерпевшим и страховой компанией;
  • если Центральный банк в течение 1 года 2 и более раза выявлял у данной страховой компании нарушения по организации и оплате восстановительного ремонта и ограничил ей в связи с этим возможность возмещения вреда в натуре (путем организации / оплаты ремонта). В таком случае страховая компания по умолчанию обязана делать потерпевшим выплату в денежном эквиваленте, а предложить ремонт может только с согласия потерпевшего.

По умолчанию для проведения ремонта поврежденного ТС страховая компания выбирает одну из СТО, с которыми у нее заключены договоры. Если ни одна из таких станций техобслуживания не подходит конкретному потерпевшему (например, по критерию доступности), страховая компания может выдать направление на ремонт в них только с согласия потерпевшего, в противном случае должна произвести страховую выплату деньгами.

Кстати:
По ДТП, случившимся с 25 сентября 2017 года, можно получить ремонт в своей страховой компании, даже если в ДТП участвовало больше двух машин. Главное — чтобы в ДТП не было пострадавших людей и у всех водителей были полисы ОСАГО. Участникам массовых ДТП больше не нужно обращаться в страховую виновника.

Самостоятельно заниматься организацией ремонта на СТО, с которой у страховой компании нет договора, потерпевший может только с письменного согласия страховой компании. В таком случае при обращении в страховую компанию за возмещением по ОСАГО надо предоставить полные реквизиты СТО (название, юридический и фактический адрес, платежные реквизиты).

По всем транспортным средствам, кроме зарегистрированных в РФ легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, форму страхового возмещения (ремонт, выплата) может выбирать сам потерпевший.

Место проведения ремонта

Вводится обязательный критерий доступности места ремонта для потерпевшего — СТО должна находиться в пределах 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Из этого правила есть одно исключение: когда страховая компания организует или оплачивает транспортировку автомобиля к месту ремонта.

Информацию о СТО, с которыми имеются договоры на проведение восстановительного ремонта, страховая компания обязана разместить на своем сайте.

По новым машинам (не старше 2 лет с даты выпуска) восстановительный ремонт должен проводиться на СТО у официальных дилеров, которые по договору с производителем или импортером имеют право на сервисное обслуживание ТС определенных марок.

Доплата за износ запчастей при ремонте отменена

В пункте 19 статьи 12 ФЗ об ОСАГО теперь сказано, что расходы на запчасти, подлежащие замене, в случае организации ремонта определяются без учета износа. В остальных случаях износ не может составлять больше 50% стоимости деталей, узлов или агрегатов.

В законе появилось указание о том, что использовать восстановленные или бывшие в употреблении детали, узлы и агрегаты нельзя. Это правило касается случаев, когда по Единой методике (положение ЦБ 19.09.2014 №432-П) на поврежденном авто необходима замена комплектующих изделий. В качестве исключения по соглашению потерпевшего и страховой компании могут быть использованы б/у или восстановленные комплектующие. Однако если вы против использования старых деталей, обязать вас соглашаться на их использование страховая компания не может.

Гарантия на ремонтные работы и предъявление претензий по ремонту

На выполненные работы по восстановительному ремонту после ДТП вам обязаны дать минимальную гарантию 6 месяцев. По кузовным работам, а также работам с применением лакокрасочных материалов должна даваться гарантия 12 месяцев. Если вы нашли дефекты ремонта, устранить их обязаны в общем порядке, установленном для восстановительного ремонта после ДТП. Тем не менее, по письменному соглашению страховая компания и потерпевший могут предусмотреть и другой способ устранения недостатков восстановительного ремонта.

Претензии по результатам восстановительного ремонта предъявляются в письменном виде страховой компании. Порядок действий при обнаружении скрытых повреждений должен быть описан в документе, который выдает СТО при приемке ТС в ремонт, и должен быть согласован со страховой компанией и потерпевшим.

Фиксированные сроки ремонта

Поправки строго ограничивают сроки восстановительного ремонта 30 рабочими днями с даты предоставления поврежденного ТС на станцию техобслуживания / передачи его страховой компании для транспортировки к месту ремонта.

Неустойка за нарушение сроков ремонта

За нарушение СТО сроков передачи потерпевшему отремонтированного авто будет отвечать страховая компания, выдавшая направление на ремонт. В таком случае потерпевший может требовать неустойку в размере 0,5% в день от определенной суммы страхового возмещения. Максимальный размер неустойки ограничивается суммой страхового возмещения. Напомним, что в законе также есть неустойка за просрочку выдачи направления на ремонт ТС в размере 1% от определенного размера страхового возмещения.

Ответственность страховщика

Если ремонт выполнен некачественно, а решения этой проблемы не последовало, то потерпевший вправе написать жалобу на страховую компанию в Российский союз автостраховщиков (РСА) либо в Банк России. Если Банк России за год выявит два или более нарушений порядка организации и оплаты восстановительного ремонта, он вправе ограничить право такого страховщика на натуральное возмещение. В этом случае страховая будет, как и раньше, платить исключительно денежную компенсацию.

Гарантия на ремонт

Гарантия на все ремонтные работы составляет 6 месяцев, а на работы по восстановлению лакокрасочного покрытия — один год. Все претензии по качеству ремонта необходимо высказывать страховой компании перед подписанием окончательных документов. В случае некачественного ремонта страховщик обязан организовать работу по устранению недостатков.

Многие СТО уже отказались давать гарантию на ремонт для машин старше 5-7 лет. В качестве доводов автосервисы приводят пример с покраской царапины на ржавом крыле старой машины. Если все сервисы, отобранные страховой компанией, откажутся ремонтировать такой автомобиль, его владелец либо получит денежную компенсацию, либо согласится на ремонт без гарантии.

Если на ремонт не хватает страховки

Если ремонт стоит больше, чем покрывает страховая сумма (по состоянию на апрель 2017 года это 400 тысяч рублей), то владелец разбитого автомобиля может доплатить из своего кармана. Если страховая согласна, то заключается письменное соглашение. Если не согласна или если у владельца нет желания вкладываться в ремонт — выплачивается денежная компенсация.

Срок ремонта

На отправку транспортного средства в автосервис по новому закону дается 20 рабочих дней, а если потерпевший предложил свой автосервис и страховая согласилась, то ждать придется до 30 рабочих дней. Ремонт должен быть выполнен в течение 30 рабочих дней, срок исчисляется со дня приемки автомобиля сервисом либо с момента передачи автомобиля страховщику для доставки на СТО. За каждый день сверх нормы страховщик будет выплачивать потерпевшему денежный штраф в размере 0,5% от суммы восстановительных работ. Например, если ремонт машины стоит 100 тысяч рублей, а срок его выполнения увеличился на 10 дней, то владелец получит пять тысяч. Однако общая сумма штрафа не может быть выше стоимости ремонта.

Что с заводской гарантией?

Ремонт автомобилей, находящихся на официальной гарантии, должен осуществляться только официальными дилерами либо сервисами, имеющими договор с автопроизводителем. Увы, все машины по новому закону считаются гарантийными только в течение двух лет со дня их производства, а не со дня их продажи. Если ваша гарантийная машина окажется старше двух лет, ее отправят на любой автосервис из списка страховой. Случись какая поломка после такого ремонта, официальный дилер может начать увиливать от исполнения гарантийных обязательств. Решать вопросы придется через суд.

К слову, двухлетнюю гарантию в России предлагают немецкие автопроизводители, правда, с недавних пор компания Audi увеличила срок гарантии на свои автомобили до трех лет. Во многих случаях дилеры продают "прошлогодние" автомобили с большими скидками, что, согласно новому закону об ОСАГО, также сильно сократит их гарантийность.

Какие запчасти будут использоваться?

В законе четко прописано, что во время ремонта должны использоваться только новые запчасти. Однако производителя этих запчастей выбирает автосервис, а их оплату производит страховщик. Первому нужно уложиться в бюджет ремонта, а второму - максимально сэкономить, поэтому рассчитывать на "оригинал" не стоит.

Где находится автосервис?

СТО должна располагаться на расстоянии не более 50 км от места ДТП или от места жительства потерпевшего. Расстояние высчитывается по дорогам общего пользования (как кратчайший путь в навигаторе), а отправную точку выбирает сам пострадавший в ДТП. То есть житель Москвы или Санкт-Петербурга, попавший в аварию в Москве или Питере соответственно, может легко быть направлен на ремонт на другой конец города или вообще за город.

Если автосервис находится дальше полусотни километров, то доставку транспортного средства в таком случае оплачивает страховщик. Если потерпевший отказывается от транспортировки автомобиля на расстояние свыше 50 км, то ему выплачивается денежная компенсация.

Как выбрать автосервис?

Полный список автосервисов, соответствующих требованиям страховой компании, должен быть размещен на сайте страховщика. У станций техобслуживания (СТО) могут быть ограничения. Например, некоторые СТО будут ремонтировать только определенные марки машин определенных годов выпуска. У всех должны быть указаны примерные сроки ремонта. С 28 апреля 2017 года при покупке полиса ОСАГО у автовладельцев появилось право выбирать автосервис из такого списка, после чего выбранная СТО будет использоваться страховой "по умолчанию" для направления на ремонт. Автовладелец может и сам предложить любой другой автосервис для ремонта своей машины, но страховщик должен на это согласиться.

Для кого ремонт не является обязательным?

Страховщик может предложить ремонт по ОСАГО вместо денежной компенсации любому пострадавшему, но есть те, кто может выбирать деньги вместо "натуры". К таким относятся юридические лица, иностранцы, а также физические лица, владеющие грузовым транспортом. Согласно новой редакции пункта 15 и новому пункту 15.1 статьи 12 закона об ОСАГО, на ремонт безальтернативно будут направляться только легковые автомобили, находящиеся в собственности граждан и зарегистрированные на территории России.

Деньги также выплачиваются инвалидам I и II групп, в случаях полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего или причинении ему тяжкого или среднего вреда здоровью, если стоимость ремонта оказывается выше, чем страховое покрытие (400 тысяч рублей), а также в случае наличия письменного соглашения между пострадавшим и страховщиком.

Кто поедет на ремонт после ДТП?

Если владелец автомобиля купил полис ОСАГО после 28 апреля и обращается за возмещением вреда в свою страховую компанию (соблюдены условия прямого возмещения убытков — ПВУ), то его направят на ремонт. Денежную компенсацию в таких случаях теперь не выплачивают. Если договор ОСАГО заключен до 28 апреля, то можно настаивать на выплате, а можно поехать в автосервис. Тут все зависит от решения пострадавшего.

Если условия ПВУ не соблюдены (например, столкнулось более двух автомобилей), то пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП, и тут полис последнего становится приоритетным. Если виновник заключил договор ОСАГО до 28 апреля, то потерпевшему выплачивается компенсация, а если после вступления в силу нового закона — тогда обязательным становится ремонт.

С 28 апреля в России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО

С сегодняшнего дня начинают действовать поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными.

Максим Тишин / Югополис

Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП. При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев.

"Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами", - пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс .

По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией.

Основное преимущество новых правил для автовладельца - при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого - старый, купленный до 28 апреля.

"Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так - договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля", - рассказал Уфимцев.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях - до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику, сообщает ТАСС.

Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность "автогражданки".

В пятницу официально вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который стал одним из самых дискуссионных законопроектов в парламенте за последние годы. Поправки устанавливают приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над денежной выплатой, однако итоговая версия документа оказалась далека от варианта, на который рассчитывали участники рынка.

Закон будет распространяться на новые договоры, которые будут заключены с 28 апреля. При этом по договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договоренности страховщика и страхователя.

По новым правилам при продаже полиса или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение компания предложит ему список станций технического обслуживания (СТО), с которыми у нее заключены договоры.

В ходе долгих споров в в законе появился ряд требований к таким станциям, причем достаточно жестких.

В специальном заявлении Российского союза автостраховщиков (РСА) президент организации разъяснил различные нюансы реформы и рассказал об опасениях, связанных с ней.

Он напомнил, что расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км.

Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться на соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами.

«Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 км от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%», — заявил Юргенс.

Документ указывает, что СТО обязаны использовать только новые запчасти. Автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует.

Речь идет о причинении тяжкого (либо средней тяжести) вреда здоровью, смерти потерпевшего, полном уничтожении автомобиля, превышении стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО, который сейчас составляет 400 тыс. руб. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

«Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — отметил Юргенс.

Процесс взаимодействия автомобилиста и страховой компании в целом останется без изменений.

После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в «свою» страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта.

«Другой вопрос в том, что закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворукие автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы», — заявил Юргенс.

В случае некачественного, по мнению автомобилиста, ремонта он может обратиться с соответствующим заявлением в свою страховую компанию. «СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор», — подчеркнул глава РСА.

Страховщики не знают, как будет работать закон

Исполнительный директор РСА на пресс-конференции в четверг в свою очередь отметил, что лишь 30% водителей, которые имели полис ОСАГО до 28 апреля, смогут воспользоваться возможностью бесплатного ремонта. Такая возможность, как отмечалось выше, предусматривается по согласованию клиента и страховой компании.

Он отметил, что большинство СТО не хотели бы ремонтировать и нести ответственность за автомобиль старше десяти лет, а также давать гарантию после ремонта в течение 12 месяцев.

«Как это часто бывает с чем-то новым, мы в этом законе пока видим больше рисков, чем преимуществ, — заявил «Газете.Ru» вице-президент . — Одно из основных опасений связано с тем, что сделать ремонтную базу, которая бы покрывала всю страну, за короткое время нельзя. Тем более в условиях ограниченного срока для оказания этой услуги».

По словам Соломатина, выводы будут сделаны после первого опыта практической работы в рамках нового закона.

«Конечно, закон начнет работать, но, боюсь, не везде сразу. И не так, как следует. Есть большое количество различных нюансов, которым вряд ли удастся найти быстрое разрешение на практике», — отметил представитель страховой компании.

Соломатин рассчитывает, что новые поправки помогут исправить ситуацию, при которой для ряда страховщиков работа на рынке ОСАГО убыточна, но уверенности в этом у него нет.

«Сильно надеемся, что ситуация с доходностью улучшится, но из-за того, что очень много изменений было внесено в итоговый вариант законопроекта, говорить об этом с уверенностью пока рано», — подытожил вице-президент «Ингосстраха».