Налоговые риски по видам налогов. Как снизить налоговые риски при заключении договоров? Наши рекомендации. Природа возникновения риска

1

В данной статье приводятся основные классификации налоговых рисков, существующих у предприятий, и способы их решения. Последствия налоговых рисков могут быть как положительными, так и нейтральными или отрицательными. При этом управление финансовыми рисками должно строиться на определенных принципах. Налоговые риски представляют огромное значение в системе управления финансами, потому что налоговые отношения являются важным фактором, определяющим их результат. Основными приемами управления налоговыми рисками являются избежание риска, снижение степени риска, принятие риска. В финансовой деятельности предприятия система управления налоговыми рисками должна быть самостоятельной системой. В финансовой деятельности предприятия управление налоговыми рисками, предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, а эффективность организации управления риском во многом зависит от классификации риска.

налоговый риск

минимизация налогового риска

последствия налоговых рисков

финансовая деятельность предприятия

механизмы нейтрализации

1. Кузьмичева И. А., Флик Е. Г. Автоматизация учетной работы налоговых органов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – №5. – с.67-72.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: (по состоянию на 21.04.2014) / [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 2014.

3. Справочники Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.kadis.ru/gosorg.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.r42.nalog.ru/pv/42_risk/.

5. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.economy.gov.ru/minec/main.

К налоговым рискам по общепринятой классификации можно отнести отдельные виды финансовых рисков, которые являются элементами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этом случае, если организация занимается каким-либо видом деятельности,всегда присутствует риск, сопровождающий ее текущую деятельность. В учебных и нормативных и нормативных источниках встречается определение налогового риска. Это объективная возможность для налогоплательщика нести финансовые потери, связанные с процедурой исчисления, уплаты и оптимизации налогов и прочих неналоговых платежей.

В современных реалиях рыночной экономики растет роль управления налоговыми рисками организации, так как следствием таких рисков являются дополнительные расходы в виде штрафных санкций, уменьшающие финансовый результат предприятия.

Последствия налоговых рисков могут быть: положительными, отрицательными и нейтральными.

Последствия налоговых рисков считаются положительными тогда, когда налогоплательщик получает высокий результат, как итог своей деятельности. Такой результат налогоплательщик может получить при помощи налогового менеджмента, управляя налогами и предугадывая изменения налоговой политики страны, может просчитывать и увеличивать свои налоговые риски.

Последствия налоговых рисков могут быть отрицательными в том случае, если увеличение налоговых рисков имеет негативную сторону, в следствии этого могут возникнуть вредные экономические последствия для общества и государства. Уменьшая налоговые риски при помощи добросовестного экономического поведения, налогоплательщик пытается сопоставить все так чтобы, запланированные результаты его деятельности совпали с фактически полученными.

Целью предпринимательства, в условиях конкурентной борьбы, является получение максимальных доходов при минимальных затратах. Для того, чтобы данную цель воплотить в реальность нужно величину вложенного капитала в производственную деятельность, сравнить с налоговыми рисками и финансовыми результатами этой деятельности, тогда предприятие будет получать максимальный доход, затрачивая при этом не очень большие средства.

  1. раскрытие теоретических и практических основ управления финансовыми рисками;
  2. минимизация налоговых рисков предприятия и пути ее решения;
  3. рассмотрение общих методов и показателей, применяемых для оценки экономических рисков.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую сущность и существующую классификацию финансовых рисков;
  • принципы управления финансовыми и налоговыми рисками;
  • политика управления финансовыми и налоговыми рисками предприятия;
  • механизмы нейтрализации финансовых рисков.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, важным элементом эффективности финансово-хозяйственной дечтельности предприятия является пониманием сути налоговых рисков, следовательно управление налоговыми рисками считается главной составляющей управления финансами и финансовой политики предприятия.

Финансовая деятельность предприятия сопровождается с различными видами рисков, которые влияют на результаты этой деятельности, а также на уровень финансовой безопасности. Эти риски играют главную роль в «портфеле рисков» и образуют особую группу финансовых рисков предприятия. Портфель-это инструмент, с помощью которого обеспечивается стабильность дохода при минимальном риске.

Финансовые риски характеризуются большим многообразием и требуют определенной классификации. В финансовой деятельности предприятия кредитный риск занимает место только при предоставлении товарного или потребительского кредита покупателям. Таким предприятиям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, импортируют сырье и материалы, и экспортируют готовую продукцию, подходят валютные риски. В этом случае происходит недополучение предусмотренных доходов из-за обменного курса иностранной валюты. Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения финансовых потерь, которые могут возникнуть при осуществлении инвестиционной деятельности предприятия. Снижением уровня ликвидности оборотных активов хврвктеризуется риск неплатежеспособности предприятия. Ценовой риск несет для предприятия финансовые потери, связанные с неблагоприятным изменением цовых индексов на активы. Риск снижения финансовой устойчивости предприятия характеризуется чрезмерной долей используемых заемных средств. Депозитный риск связан с неправильной оценкой и неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия.

По характеру финансовых последствий все риски подразделяются на: риск, влекущий экономические потери и риск, влекущий упущенную выгоду. Финансовые последствия риска, влекущего экономические потери всегда будут только отрицательными, существует возможность потери дохода или капитала. Риск, влекущий упущенную выгоду рассматривает ситуацию, когда предприятие не может осуществить запланированную финансовую операцию в силу каких-либо причин.

По характеризуемому объекту выделяют следующие группы финансовых рисков:

  1. риск отдельной финансовой операции. Этот риск характеризует все виды финансовых рисков, принадлежащих определенной финансовой операции;
  2. риск различных видов финансовой деятельности (например, как риск инвестиционной или валютной деятельности предприятия);
  3. риск финансовой деятельности всего предприятия в общем. Это комплекс различных видов рисков, который определяется спецификой организационно-правовой формы его деятельности, составом активов и структурой капитала.

По комплексности выделяют простой и сложный финансовый риск. Простой финансовый риск характеризует вид финансового риска, который не подразделяется на отдельные подвиды. Примером такого риска является инфляционный риск. Сложный финансовый риск, определяет вид финансового риска, который состоит из совокупности его подвидов. Примером сложного финансового риска является инвестиционный риск.

По совокупности исследуемых инструментов финансовые риски подразделяются на следующие группы:

  1. индивидуальный финансовый риск;
  2. портфельный финансовый риск.

Индивидуальный финансовый риск характеризует совокупный риск, принадлежащий отдельным финансовым инструментам. Портфельный финансовый риск характеризует риск, принадлежащий всему комплексу однофункциональных финансовых инструментов.

По характеру проявления во времени выделяют постоянный финансовый риск и временный финансовый риск. Постоянный финансовый риск связан с действием постоянных факторов и характерен для всего периода осуществления финансовой деятельности. Временный финансовый риск возникает на отдельных этапах осуществления финансовой операции и носит беспрерывный характер.

Управление финансовыми рисками строится на определенных принципах, основными из которых являются:

  1. Осознанность принятия рисков. Предприятие, занимающееся определенным видом деятельности должно понимать всю суть работы и осознанно идти на риск, если оно надеется получить доход от осуществления своей деятельности.
  2. Управляемость принимаемыми рисками. Управлять рисками нужно независимо от объективной и субъективной природы финансовых рисков, поэтому в состав портфеля должны включаться только те риски, которые легко нейтрализовать в процессе управления, следовательно будет легче создать условия для обеспечения стабильности дохода при минимальном риске.
  3. Соизмеримость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности проводимых операций. Соизмеряя степень рисков с уровнем доходности операций, предприятие может принимать только те риски, степень влияния которых считается адекватной величиной доходности, которую ожидает предприятие.
  4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с возможными потерями предприятия. Предприятие должно сопоставить уровень принимаемых рисков с потерями предприятия. Когда предприятие проводит определенную операцию, нужно добиваться такого результата, чтобы размер финансовых потерь предприятия соответствовал доле капитала, которая сохранена для его покрытия, в критической ситуации.
  5. Учет фактора времени в управлении рисками. Предприятию следует учитывать степень времени в управлении рисками, чем длиннее по времени будет осуществляться операция, тем больше будет размер идущих с ней финансовых рисков.
  6. Учет стратегии предприятия в процессе управления рисками. Система управления финансовыми рисками должна основываться на общих критериях и подходах, которые разрабатывает сам предприниматель. Если предприниматель хочет получить хороший результат от своей деятельности, то ему нужно сосредоточиться и направить все свои силы на определенные виды риска, которые дадут ему максимальную выгоду.
  7. Учет возможности передачи рисков. Принятие ряда финансовых рисков несоотносимо с возможностями предприятия по ослаблению их негативных последствий. Тем самым необходимость осуществления какой-либо операции, несящей риск, может предписываться требованиями стратегии и направленности хозяйственной деятельности.

На основании принципов, которые были рассмотрены на предприятии создается политика управления финансовыми рисками. С помощью этой политики разрабатываются мероприятия по нейтрализации, чтобы ликвидировать угрозу риска и его негативных последствий, связанных с осуществлением различных моментов хозяйственной деятельности.

Из всей совокупности финансовых рисков можно выделить налоговые риски:

  1. риски налогового контроля;
  2. риски усиления налогового бремени;
  3. риски уголовного преследования.

Риски налогового контроля зависят от степени активности налогоплательщика в отношении уменьшения налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля небольшие и приводят к возможности обнаружения налоговыми органами ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски возрастают. Риски усиления налогового бремени принадлежат экономическим проектам длительного характера, например, новые предприятия и инвестиции в недвижимость. К таким рискам относится отмена налоговых льгот и рост ставок налогов.

Значительные финансовые потери могут появиться у налогоплательщиков в пределах уголовного преследования за совершение каких-либо правонарушений. При проведении налоговой проверки, для руководителей крупнейших предприятий, возникает вероятность попадения под возбуждение уголовного дела, эта вероятность приближается к 100%.

Налоговые риски представляют огромное значение в системе управления финансами, потому что налоговые отношения являются важным фактором, определяющим их результат. Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений нести финансовые потери, которые связанны с процессом налогообложения, следовательно для налогоплательщика рост налоговых издержек, заключается в снижении имущественного потенциала и снижении возможностей для решения задач, которые стоят в будущем. Для государства налоговый риск представляет уменьшение поступлений в бюджет в результате изменяется величина налоговых ставок и налоговой политики.

Основными характеристиками налогового риска являются:

  1. является неотъемлемой составляющей финансового риска;
  2. связан с неточностью экономической и правовой информации;
  3. охватывает всех участников налоговых правоотношений (налогоплательщики, налоговые агенты и другие субъекты, представляющие интересы государства);
  4. несет негативный характер для всех участников налоговых правоотношений.

Управление налоговым риском-это совокупность приемов и методов, позволяющих предсказывать наступление опасных событий и применять эффективные действия, чтобысвести у минимуму отрицательные последствия.

Управление налоговыми рисками предприятия представляет собой особую сферу экономической деятельности, которая требует глубоких знаний в области налогового, административного, гражданского и уголовного права, методов оптимизации хозяйственных решений и анализа хозяйственной деятельности.

Можно выделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.

В финансовой деятельности предприятия избежание риска представляет собой отказ от выполнения проекта связанного с риском и дает возможность полностью избежать какие-либо неопределенности. Нужно помнить о том, что такой принцип предполагает полный отказ от прибыли. Принцип снижения уровня риска означает сокращение вероятности и объема потерь. Принятие риска означает, что все или какая то часть риска остается на ответственности предпринимателя, и в данной ситуации предприниматель должен принять решение покрыть возможные потери за счет собственных средств.

Кроме того, существуют и другие классификации налоговых рисков:

В финансовой деятельности предприятия уклонение от налогов связано с неправомерными действиями. Способы уклонения от налогов делятся на криминальные и некриминальные. Действия налогоплательщиков являются некриминальными, в том случае, если они связаны с уклонением от уплаты налогов при помощи нарушения гражданско-правового и налогового законодательства, и с некорректным написанием операций в налоговом и бухгалтерском учете. Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.

Основная роль в системе методов управления финансовыми рисками предприятия принадлежит внутренним механизмам нейтрализации. Внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков представляют собой систему методов минимизации негативных последствий.

Преимуществом использования внутренних механизмов нейтрализации финансовых рисков является высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, одно из двух, не зависящих от других субъектов хозяйствования.

К внутренним механизмам нейтрализации относятся:

  1. избежание риска;
  2. лимитирование концентрации риска;
  3. хеджирование;
  4. диверсификация;
  5. трансфертриска;
  6. самострахование

В финансовой деятельности предприятия избежание риска характеризуется как разработка стратегических и тактических решений внутреннего характера, которая полностью исключает конкретный вид финансового риска.

Также к внутренним механизмам нейтрализации относится лимитирование концентрации риска. Обычно, этот механизм применяется к тем видам, которые выходят за пределы допустимого уровня, по финансовым операциям, осуществляемым в зоне катастрофического или критического риска.

Хеджирование - это механизм нейтрализации, связанный с осуществлением операций с производными ценными бумагами, помогает эффективно уменьшать финансовые потери.

Принцип работы механизма диверсификации основан на разделении риско‏в, которое препятствует увеличению рисков. В финансовой деятельности предприятия механизм диверсификации применяется, чтобы ослабить негативные финансовые последствия особенных видов рисков.

Механизм трансферта финансовых рисков основывается на перенесении или передачи отдельных финансовых операций своим партнерам по бизнесу. Партнерам отправляется именно та часть рисков, по которой у них есть больше возможности ослабить негативные последствия финансовых рисков.

Предприятие сохраняет часть финансовых ресурсов и позволяет преодолевать негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски связаны с действиями контрагентов, в этом и заключается механизм самострахования финансовых рисков.

В настоящее время налоговым риском является являетсобъективная реальность с которой сталкивается каждый субъект экономических и правовых отношений. Этот риск несет материальный финансо‏вый результат в виде дохода или убытка, который нужно оценивать, для нормальной работы предприятия.

Система управления налоговыми рисками должна быть построена на основе соответствующих принципов, работать в соответствии с имеющимися возможностями современных методов управления рисками, делать все для того чтобы развивалась инфраструктура, создавать условия для нормального функционирования производства и контролировать риски на всех уровнях финансовой деятельности предприятия.

Понимание природы риска помогает принять верное решение по поводу управления налоговыми рисками и выбрать наиболее эффективные способы уменьшения экономических потерь.

Повышение эффективности управления налоговыми рисками является важным аспектом в финансовой деятельности предприятия, поскольку позволяет уменьшить рост налоговых доначислений по результатам проверок, которые могут стать особенно болезненными для компаний, у которых есть проблемы с ликвидностью.

В настоящее время налоговые риски сильно влияют на развитие и экономическую безопасность государства в целом, следовательно работа налоговых органов должна быть более качественной, чтобы обеспечить наполняемость федерального, регионального и местного бюджета.

В финансовой деятельности предприятия система управления налоговыми рисками должна быть самостоятельной системой.

В финансовой деятельности предприятия управление налоговыми рисками, предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, а эффективность организации управления риском во многом зависит от классификации риска.

Библиографическая ссылка

Замула Е.В., Кузьмичева И.А. НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-3. – С. 118-122;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5762 (дата обращения: 10.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Налоговые риски предприятия: сущность, оценка, методы воздействия

TAX RISKS OF THE ENTERPRISE: ESSENCE, ASSESSMENT, INFLUENCE METHODS

Ларичева Е.А. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

В статье рассматривается понятие и сущность налоговых рисков, приводится их классификация, критерии самооценки предприятия для выявления налоговых рисков, возможные типы решений в отношении данных рисков, методы снижения налоговых рисков.

In article the concept and essence of tax risks is considered, criteria of self-image of the enterprise for identification of tax risks, possible types of decisions concerning these risks.

2.Брызгалин, А.В. Налоговые риски: осведомлен - значит вооружен / А.В. Брызгалин. - http://www.cnfp.ru/tax/articles/interview/nalog-spory-riski.

3.Демчук,И.Н. Налоговый риск: сущность и содержение понятия / И.Н. Демчук // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 10-15.

4.Каким образом самостоятельно оценить налоговые риски?. - http://www.r77.nalog.ru/pv/riski/3788367/ .

5.Ломейко, А. В. Принятие решений по управлению налоговыми рисками в коммерческих организациях: дис. … канд. экон. наук / Ломейко анна Владимировна. - Волгоград, 2011. - 207 с.

6.Мигунова, М. И. Финансовые риски в налоговом планировании: автореф. дис. … канд. экон. наук / Мигунова Марина Ивановна. - Новосибирск, 2006. - 24 с.

7.Селезнева, Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет / Н. Н. Селезнева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 224 с.

8.Филина, Ф.Н. Анализ налоговых рисков / Ф.Н. Филина. - http://rosbuh.ru/?page=article&item=1467 .

9.Фисова, О.А. Управление рисками организации: учеб. пособ. / О.А. Фирсова. -

Что представляет собой управление налоговыми рисками? Кто должен заниматься управлением налоговыми рисками на предприятии? Какие налоговые риски могут сопутствовать бизнесу? Какие меры необходимо предпринимать в рамках управления налоговыми рисками? В интервью Андрей Зуйков, директор Дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-­Плюс», даст четкие ответы на поставленные вопросы.

Зуйков Андрей Валерьевич

В 2001 году закончил Академический правовой университет при ИГП РАН по специальности «юрист», в 2006 г. - Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «экономист». С 2002 года - консультант по налогам и сборам. Начиная с 2001 года занимался налоговой практикой в производственной, инжиниринговой, строительной, алкогольной отраслях. С 2007 года - директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-­ПЛЮС», где обеспечивает налоговую ­безопасность ­компании по настоящее время.


- Ч то представляет собой управление налоговыми рисками на ­конкретном предприятии?

Как правило, на крупных предприятиях внедрена целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми ­рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной.

Задачей такой системы является выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.

Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании, то есть собственники или менеджмент должны прийти к такому решению. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность ­работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками.

Иными словами, организация, заботящаяся о своем финансовом положении, репутации, занимающая активную позицию по управлению своими предпринимательскими рисками, рано или поздно задумывается о создании подразделения, в функции, полномочия и зону ответственности которого входит анализ совершаемых операций, их оценка на соответствие налоговому законодательству, ­сложившейся практике и минимизация негативных последствий.

- Вы говорите о создании некоего отдельного подразделения, в то время как во множестве российских компаний налоговыми ­вопросами ­занимается главный бухгалтер…

Да, зачастую так и происходит. И иногда это оправданно. Необходимо понимать задачи, которые ставятся собственником и ­менеджментом в этой области, финансовые возможности и т.п.

Но если говорить о комплексном подходе к управлению налоговыми рисками, а это подразумевает взаимодействие всех подразделений компании в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности, то передача функций управления подразделению, риски которого контролируются, может нивелировать ­положительный эффект от внедрения процедур управления рисками. Ведь зачастую риски создаются самой бухгалтерской службой. Это так называемые риски процесса, т.е. налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками бухгалтерских служб ­налогоплательщиков (например, технические ошибки).

Кроме того, необходимо отметить, что в последнее время под налоговыми рисками начинают понимать не только риски налоговых доначислений. Крупные международные компании, а вслед за ними и российские, под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т.е. риски неэффективного налогообложения. Со ­всеми этими задачами бухгалтерская служба ­справиться не в состоянии…

В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников.

Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних ­консультантов.

Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода компании к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых ­консультантов или контролирующих служб.

Комбинированный способ объединяет внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы.

Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, как я уже говорил, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на ­обеспечение налоговой безопасности и т.д.

- С какими налоговыми рисками может столкнуться организация?

Риски, возникающие в результате правоприменения и толкования налогового законодательства налоговыми органами и судами (так называемые риски окружения).

К ним можно отнести налоговые риски, обусловленные несовершенством законодательства, наличием пробелов в нормативных документах, когда какой­-то вопрос либо не урегулирован совсем, либо разные документы содержат различное толкование одних и тех же норм, они связаны с противоречиями и неясностями актов налогового законодательства. Поэтому следует помнить о правиле, предусмотренном п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

В эту группу можно также включить налоговые риски, возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов в различных обстоятельствах, риски возможного изменения налогового законодательства или практики, неожиданные судебные решения. Организация не может повлиять на вероятность наступления данных рисков. Причем основную роль в процессе создания этих рисков играет государство.

О следующей группе рисков я уже упомянул. Это налоговые риски, связанные с неверным исполнением налоговых законов, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании (так ­называемые риски процесса):

  • налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками налогоплательщиков (например, технические ошибки). Причинами допущения таких ошибок могут быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерских служб. Часто подобные риски возникают из­-за простых управленческих ошибок, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений;
  • налоговые риски, обусловленные сознательными действиями. Данная группа налоговых рисков вызвана стремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени, используя для этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямого уклонения от налогообложения.

Группа рисков неэффективного налогообложения - это риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых ­резервов, кредитование бюджета и т.д.

Когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать требуется крайне осмотрительно. Как следствие, возможно наступление ­репутационных налоговых рисков.

Это риски нанесения ущерба репутации компании, что может привести к уменьшению числа клиентов, отказу поставщиков от работы с предприятием из­за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании или характере деятельности в целом.

Задача минимизации репутационного риска основывается на минимизации претензий к организации со стороны третьих лиц, в первую очередь налоговых, правоохранительных и судебных органов. Эти риски являются внешними по отношению к рискам процесса и рискам толкования закона, т.к. не всегда претензии со стороны налоговых органов основаны на нарушении налогоплательщиком ­действующего налогового законодательства.

- Какие этапы работы с налоговыми рисками Вы могли бы выделить?

В управлении налоговыми рисками выделяют выявление налоговых рисков, оценку налоговых рисков, выработку мер по реагированию на налоговые риски, контроль (мониторинг) за ­исполнением мер по минимизации (устранению) налоговых рисков.

В рамках работы по выявлению необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики:

  • соблюдение осторожности суждений о требованиях ­налогового законодательства;
  • взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;
  • достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при ­неоднозначном толковании действующего законодательства;
  • оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой ­нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.

Как понятие налогового риска, так и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев, соответствия/несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и ­вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут).

Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов), при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.

Для оценки налоговых рисков деятельности вашего предприятия вам может помочь Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ­3­06/333@ (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным.

Согласно этой Концепции существуют всего 12 критериев выбора объекта выездной налоговой проверки, при наличии которых возможно проведение выездной налоговой проверки. Например, в Концепции присутствует такой критерий, как ведение финансово-­хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Под него подпадают операции с контрагентами, которые могут привести к налоговым рискам.

Вменение налоговых претензий, основанных на недобросовестности контрагентов, сейчас стало особенно «популярным» среди ­налоговых органов и приобрело значительный размах.

В этой связи наибольшую актуальность приобретает проявление осмотрительности при выборе контрагентов, что позволит в будущем избежать доначислений налогов, если вдруг, например, генеральный директор вашего поставщика откажется от совершения вашей сделки.

Я могу посоветовать закрепить локальным нормативным актом по вашей компании порядок документооборота при заключении ­сделок, а также требования, предъявляемые к вашим контрагентам.

Оценка рисков может быть качественной и количественной.

При количественной оценке, т.е. при определении суммы риска, достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по ­которым нет документального подтверждения, на налоговую ­ставку.

Качественная оценка - это оценка вероятности возникновения налогового риска (используется экспертный метод):

  • высокий риск - требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;
  • средний риск - требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;
  • низкий риск - требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина ­России неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.

Для проведения качественной оценки могут использоваться и ранжирование, когда в баллах оцениваются:

  • вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности обнаружения обстоятельств, лежащих в основании риска, при проведении налоговых или иных проверок;
  • вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности проигрыша спора в суде с ­учетом сформировавшейся судебной практики.

Оценивается вероятность наступления рискового события, т.е. вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа), и вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа, после чего определяется степень риска.

Показатели оценки риска умножаются и ранжируются по следующим группам: «remote» - отдаленный (степень риска от 1 до 5), ­«possible» - возможный (степень риска от 6 до 14), «probable» - вероятный (степень риска от 15 до 25). После чего определяется ­интегральная оценка риска:

Интегральная оценка риска = Степень риска Ч Финансовая ­оценка риска х Величина риска.

- А какие способы реагирования на налоговые риски Вы посоветовали бы предпринимать налогоплательщикам? И как контролировать управление налоговыми рисками?

В рамках выработки мер по реагированию на налоговые риски на практике применяются следующие методы.

Принятие риска. Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и ­осознанно не предпринимают каких­-либо мер воздействия на риск.

Предотвращение/избежание риска. Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избежания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.

Передача/перенос риска. Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения, аутсорсинг, диверсификацию деятельности Общества. Перемещение источника не является переносом риска.

Контроль/снижение риска. Снижение риска - действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе.

Контроль/снижение риска достигается с помощью организации системы отчетности, формализации процессов; проведения обучающих программ; разработки методик и процедур внутреннего ­контроля и управления рисками; проведения внутреннего аудита.

Контроль (мониторинг) управления рисками - контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация ­использована для снижения степени риска в Обществе.

Мониторинг осуществляется путем сбора информации по динамике критических рисков и осуществлению планов внедрения ­мероприятий по их управлению, поступающей от владельцев рисков.

По результатам мониторинга могут быть:

  • откорректированы реализуемые мероприятия или ­разработаны дополнительные;
  • внесены изменения в локальные нормативные акты Общества, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;
  • разработаны методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;
  • подготовлена презентация по системе управления налоговыми рисками;
  • подготовлен свод и предоставлена информация по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.

Беседовала Яна Шишкина