Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история. Парк на чистых прудах

Знаменитые Чистые пруды богаты и привлекательны не только удивительной историей, но и своими интересными сооружениями: театрами, ресторанами, фитнес-клубами, кинотеатрами, деловыми центрами и магазинами. Особенно эти места привлекают прекрасными и удобными парковыми зонами для пеших прогулок.

Чистопрудный бульвар от больших транспортных магистралей отгорожен и представляет собой вполне тихое и уютное место для спокойного отдыха. И им по праву может гордиться Москва. Чистые пруды достопримечательности, названия которых мы оговорим в данной статье, имеет достаточно интересные.

Этот уголок Москвы - превосходное место отдыха, куда стараются попасть не только местные жители, но и многочисленные гости города. Здесь есть чем полюбоваться: великолепная природа, памятники культуры. Даже название этого живописного уголка столицы вызывает приятные ассоциации.

Чистые пруды (Москва)

Достопримечательности в этом чудном уголке города богаты своей уникальной историей. Конечно, сложно поверить, но когда-то это место представляло собой зловонную ужасную лужу, загрязненную различными отходами мясной торговли. Связано это с тем, что по соседству (Мясницкая улица) было расположено огромное множество мясных лавок.

Давно уже все переменилось: сподвижник Петра I Александр Меньшиков в 1703 году неподалеку приобрел небольшой участок с домом. Место это по его приказу было облагорожено, а водоем вычищен. С тех пор и стал пруд называться Чистым. А более привычное на сегодня название вошло в обиход постепенно. Значит, нет здесь каскада прудов.

Но Чистые пруды стали одним из излюбленных мест отдыха жителей близлежащих окрестностей и других столичных районов и гостей, которых привечает Москва.

Чистые пруды: достопримечательности, описание

Это удивительный район Москвы, история которого сохранилась не только в летописях и учебниках. Как и сто с лишним лет назад, по зеркальной поверхности воды плавают белые лебеди, по аллеям прогуливаются влюбленные пары и молодые мамы с колясками. Часто можно здесь увидеть и более зрелые пары, прохаживающиеся вдоль аллей.

Как и много лет назад, цветут здесь липы, ивы, каштаны. Даже новые современные дома, появившиеся вокруг бульвара в последние годы, влились в ансамбль и не разрушают внешний привычный облик кварталов старины, что наблюдается на многих участках огромного города Москва.

Чистые пруды, достопримечательности которых великолепны и прекрасны, очень популярны и среди туристов. Одно из главных достоинств парка - великолепное здание (д. 19а), построенное в 1912-14 гг. Оно имеет колоннаду, стилизованную под античную. Здание сооружено для кинотеатра "Колизей" Р.И. Клейном (известный архитектор). Однако после его реконструкции в 70-х годах оно передано драматическому театру "Современник".

В соседнем доме (д.21), возведенном в 1890-х годах, проходили литературные встречи Н. Телешова, в которых участвовали М. Горький, А. Чехов, Д. Мамин-Сибиряк, А. Куприн, И. Бунин и другие знаменитые писатели и поэты. Совсем рядом с этим домом (д.23) в 1920-34 годы жил знаменитый кинорежиссер

Памятники

Непредставима без памятников великим людям, установленным в разных уголках города, Москва. Чистые пруды, достопримечательности которых рассказывают историю города, невозможно представить без памятника А. Грибоедову. Великий русский писатель жил в д. 42 по улице Мясницкой и часто прогуливался по зеленым уютным аллеям тогда еще нового бульвара. Сооружен этот памятник в 1959 году.

Есть и возведенный в 1918 году у самых Мясницких ворот памятник М. Бакунину (идеолог русского анархизма). Но не совсем удачно выполненная скульптура была убрана после акции протеста анархистов, считающих, что подобный памятник оскорбляет память их учителя.

Предания

Удивительную историю имеют город Москва, Чистые пруды. Достопримечательности бульвара и окрестностей имеют свою историю формирования и возникновения. По преданию, это место, ранее называемое Поганым, крепко связано с зарождением великого города.

По легенде, здесь было село, которое принадлежало боярину Степану Кучке. Он не оказал уважения посетившему его князю Ю. Долгорукому и обидел его, после чего князь повелел убить боярина, а тело выбросить. Легенда гласит, что именно после этого водоем стал носить название Поганый.

Есть еще одно предположение по поводу названия. Когда началось распространение христианства, языческие идолы уничтожали и бросали в воду. А слово "язычник", по латыни paganus, и означает "поганый". Отсюда и пошло название Поганый пруд.

Самая распространенная версия следующая. О ней уже было сказано выше. Пруд свое название получил в связи с тем, что сюда сливали отбросы с боен мясных на Мясницкой улице. Есть ученые, отвергающие и эту версию в связи с тем, что Мясницкая слобода находилась на большом расстоянии от пруда (р-н ул. Сретенки).

Следует вспомнить и то, что во времена И. Грозного в этом месте произошла ужасная трагедия. В 1570 году 120 бояр и служивых людей были подвергнуты мучительной казни по обвинению в изменах.

Образование бульвара

Множество интересных исторических событий таит в себе Москва. Чистые пруды, достопримечательности которых могут многое рассказать о происходящих здесь в давние времена событиях, возникли благодаря запруде. В те времена здесь вдоль стен Белого города протекала река Рачки (приток р. эта давно уже не существует, а водоем сегодня питается водами из водопровода.

И тогда пруд был излюбленным местом у горожан. Катались здесь летом на лодках, а зимой на коньках.

КАК ДОБРАТЬСЯ: ст. метро «Чистые пруды», «Тургеневская»

АДРЕС: г. Москва, Чистопрудный бульвар

Этот парк получил своё название, благодаря пруду, находящемуся на его территории. Наиболее известный из скверов Бульварного кольца.

Летом здесь можно любоваться прекрасными аллеями, прогуливаться в лодках по пруду. На память приходят слова песни Талькова: «Чистые пруды, застенчивые ивы, как невесты, склонились у прудов…» Есть здесь красивый фонтан со скульптурами.

Чистые пруды протянулись от памятника Грибоедову до Бульварного кольца. Зимой на территории парка заливается каток, катаясь на котором можно ощутить себя, если не мастером спорта по фигурному катанию, то хотя бы кандидатом.

Чистопрудный бульвар был основан в первой половине 19 века. До этого здесь располагался Живогинный двор, на котором продавали скот.

Мясники, которые не хотели платить за убой скота, сами забивали его, а отбросы бросали в ближайшие водоемы, которые в то время чистыми назвать можно было с трудом. Для них больше подошло бы название - "Зловонные пруды".

Возле самого парка нет ни магазинов, ни кафе, поэтому запаситесь провизией заранее. Вдоль центральной аллеи постоянно устраиваются какие-то выставки, иногда даже интересные.

В 90-х годах прошлого века этот парк стал культовым «тусовочным» местом столицы. Здесь собирается богема и неформальные группы различных направлений, а так же бомжи и гопники. Обычно, встреча пришедших в парк отдохнуть происходит у памятника Грибоедову, затем всей компанией пьётся пиво и другие «горячительные» напитки на лужайке.

Для любителей более культурного отдыха на территории парка есть океанариум. Там есть на что посмотреть, но цены за билет «кусачие», и не рассчитывайте на скидку, если даже Вы студент.

Но если Вы пришли на прогулку с девушкой – «разоритесь», ей в океанариуме обязательно понравится. Если же Вы любите более активный отдых, то поезжайте в парк на ВВЦ .

Неплохой вариант съездить пару станций вниз до Октябрьской и пойти в парк искусств Музеон или чуть дальше, до Шаболовской и погулять в нескучном саду .

Многие из нас знают, что существует особая наука - топонимика. Изучает эта наука названия и поэтому находится на стыке географии, филологии и истории.

Обратимся сегодня к топонимическим знаниям для того, чтобы ответить на вопрос о том, Чистые пруды в Москве как назывались раньше. Ведь эти водоемы достаточно старинные, поэтому у них было еще какое-то название.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

История происхождения

Итак, эти искусственные водоемы были известны в столице достаточно давно. Рядом располагались лавки мясников и бойни для скота. Именно в воды этих прудов находчивые лавочники сбрасывали отходы своего производства.

Пруды поэтому и назывались «Погаными», ведь исходящее от них зловоние трудно было передать обычными словами.

Теперь же любой турист, который побывает здесь и задастся вопросом: «Чистые пруды в Москве как назывались раньше?» - сможет узнать от экскурсовода такую историю. В 18 столетии зловоние этих прудов дошло то ли до Петра Великого, то ли до его верного слуги А.Д. Меньшикова. В итоге либо тот, либо другой приказал очистить водные сооружения с таким неприятным запахом.

Новое название

Так и прижилось новое название «Чистые пруды», история этих мест такова: после стали настоящим достоянием Москвы. Благодаря красивому пейзажу и относительному уединению, сюда приезжали москвичи, чтобы летом погулять вдоль воды, а зимой - покататься на льду.

Чистые пруды стали настоящим курортным местом, здесь проходили народные гуляния и праздники.

Культурное значение

Особое значение в мире культуры получили Чистые пруды в Москве (как назывались раньше мы уже знаем) в позднее советское время. Это произошло потому, что здесь в 80-е годы стали собираться деятели искусств.

Однако это были представители так называемой субкультуры: рокеры, металлисты, готы. Кроме них появились и некоторые представители мира поэзии и музыки.

Именно в то время популярность завоевала песня Игоря Талькова об этих местах.

Сегодня здесь возле памятника поэту Александру Грибоедову собирается молодежь, часто проходят благотворительные акции, флешмобы, гуляют влюбленные пары.

И если обратиться к этим прохожим с вопросом: «Чистые пруды в Москве как назывались раньше?» - вряд ли кто-нибудь вспомнит о том, что когда-то здесь было невозможно находиться из-за зловонного запаха. Теперь эти водоемы - своеобразный символ Москвы, ее величия и мощи, вековых традиций и вечной юности.

Если открыть практически любой путеводитель по Москве или заглянуть в учебник по истории города, то несложно найти сведения о том, что Чистые пруды ранее именовались Погаными, а новое название получили после того, как были вычищены по приказу сподвижника Петра Первого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова, отстроившего свое имение неподалеку от них. Однако, несмотря на устоявшуюся традицию, утверждение сие весьма спорное. Как часто бывает, лежавшие в его основе реальные факты за долгие годы обросли большим количеством мифических напластований и превратились в городскую легенду. МОСЛЕНТА выяснила подлинную историю Чистых прудов.

Много вопросов

У внимательного любителя московской старины сразу возникает ряд вопросов. Во-первых, современные Чистые пруды (хотя это один пруд!) довольно далеко от места расположения усадьбы всесильного царского друга, которая стояла на Мясницкой улице, примерно на месте Почтамта. Во-вторых, версия о том, что пруды были загрязнены отходами от мясных лавок, которые традиционно располагались на одноименной улице, не выдерживает критики - за чистотой в первопрестольной следили и в пруд со стоячей водой никто отходы сваливать не позволил бы.

Граф Александр Данилович Меншиков.

И самое главное: на месте Бульварного кольца в петровское время шла крепостная стена Белого города, которая окончательно снесена будет… почти через столетие. И, естественно, пруд на этом месте ранее появиться просто не мог! Между тем точное указание на то, что по приказу Меншикова были очищены некие Поганые пруды, в документах имеется. Так о каких же прудах идет речь? Что за водоемы чистили рабочие по приказу Александра Даниловича? Попробуем разобраться, для чего придется совершить небольшое путешествие в прошлое.

Слобода гастарбайтеров

Местность между Китай-городом и Бульварным кольцом исторически называется Белым городом. Название появилось в конце XVI века после строительства новой линии оборонительных укреплений, состоявших из десятиметровой стены с 27 крепостными башнями, из которых десять имели ворота. Это грандиозное десятикилометровое сооружение было построено в 1585-1593 годах, возведением руководил «государев мастер Приказа каменных дел» Федор Савельевич Конь.

Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля, шли вдоль Москвы-реки, а потом (за нынешним храмом Христа Спасителя) поворачивали по линии современных бульваров. Сложена стена была из белого подмосковного известняка и кирпича, а сверху побелена. Собственно, за цвет сооружение и получило название Белый город. Просуществовала стена до времен Екатерины II. К этому времени она уже утратила свое фортификационное значение, да и обветшала изрядно. В итоге ее надземную часть постепенно разобрали на другие постройки, а по линии разбили бульвары. Фундамент же стены кое-где сохранился, а недавно открытый фрагмент в районе Хохловской площади даже собираются музеефицировать.

Белый город в конце XVIII века.

Белый город изначально нельзя было назвать престижным районом, но на протяжении XVII века он таковым постепенно становился. Москва росла, прежде всего, как административный центр, и быстро увеличивающемуся служилому люду нужно было все больше места. Соответственно, ремесленные слободы отодвигались все дальше от центра, а на их месте появлялись боярские и дворянские домовладения.

Но среди придворных были не только коренные россияне. Хорошо известно, что уже первые Романовы стали активно привлекать на службу иностранцев. Естественно, им нужно было место для житья, а селиться они предпочитали компактно, дабы иметь свой круг общения. Так вот, судя по всему, первая такая замкнутая «слобода гастарбайтеров» появилась именно между Покровкой (позже Маросейкой) и Фроловской (позже Мясницкой).

В XVII веке здесь появился целый район, населенный иностранцами, и, что интересно, именно в отношении него во многих официальных и полуофициальных документах употребляется эпитет «поганый». Но не в принятом сейчас значении «плохой», «зловонный», а в старом понятии иноверец, от латинского paganus – язычник. Христиане Римской империи этим словом называли тех, кто оставался верен старым богам, а в средневековой Руси так именовали всех иноверцев: и армян, и евреев, и католиков с протестантами.

Первым на это обратил внимание весьма уважаемый москвовед Сергей Романюк, он же занялся сбором информации о «поганом урочище». Впервые оно встречается на известном «Сизигмундовом плане», который датируется примерно 1610 годом. Составлен он был Иоганном Готфридом Абелином и аугсбургским гравером Лукой Килианом для польского и шведского короля Сигизмунда III. Так вот в легенде при перечислении конкретных объектов Москвы однозначно указан «Поганый пруд», и располагается он внутри Белого города, между Покровскими и Фроловскими (на пересечении с Мясницкой) воротами.

Сигизмундов план Москвы 1610 года.

А вот свидетельство чеха Иржи Давида, автора записок «Современное состояние Великой России, или Московии», написанных ближе к концу того же XVII столетия: «В первое время по прибытии они (иноземцы) жили в пределах города, где и теперь есть улица, на которой обитают старожилы. Их считали язычниками, отсюда москвитяне и сегодня называют их улицу «Поганый пруд», или улицей язычников. Там у них был и собор». В другом, более раннем описании уточняется, что «к этой общине принадлежало очень много Англичан, Шотландцев и Ирландцев - почти больше, чем Немцев, и большинство из них были военные».

А вот данные переписи 1620 года, где в принятой тогда «русифицированной» манере описаны домовладения этого района: дом «немчина Елисея Возбринкова», «вдовы немки Олены», «торгового немчина Андрея Дюкаря», «торгового немчина Ивана Ульянова», «немчина Кашпира Иванова», «неметцкого попа Юрья Томосова», «немецкаго дьячка Якова Юстрова», «немчина Христофора серебреного мастера», «немчина переводчика Юрья». Известно, что здесь же стоял дом одного из самых заметных членов иноземной колонии - Петра Марселиса, богатого заводчика, владельца первых в России металлургических заводов, а заодно представителя датского короля в Москве. В церемониале его встречи 26 декабря 1643 года боярам предписывалось сопровождать Марселиса «на Поганый пруд, на его Петров двор».

Невыгоняемые

Теперь о локализации пруда. В уже упомянутой «Переписи московских дворов» 1620 года упомянута «церковь храм деревянной Гаврила великого, что на Поганом пруде» и «патриаршая слободка, что на Поганом пруде», для которой упомянутая церковь была приходской. Исходя из более поздних документов, ясно, что это та самая церковь, на месте которой впоследствии Александр Данилович построит новую церковь святого Гавриила, которую мы знаем как Меншикову башню. Значит, пруд был совсем рядом с имением и тогда логика в его очистке новым хозяином становится понятной.

Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня.

Но куда же пропала иноземная слобода на Поганом пруде, почему так мало свидетельств о ней осталось в московской топонимике? Ответ кроется в одном любопытном документе, по форме больше напоминающем донос. В 1643 году священники церквей Никольской в Столпах и Космодамиановской на Покровке, а также еще девять настоятелей местных православных храмов подали царю челобитную следующего содержания (орфография сохранена):

«Немцы на своих дворех близко церквей поставили ропаты (так именовали все не православные храмы), и Руских людей Немцы у себя во дворех держат и всякое осквернение Руским людем от тех Немец бывает, и те Немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходех вновь, и вдовые Немки, и держат у себя в домех всякие корчмы; и многие де прихожане, которые у них в приходех живут, хотят свои дворы продавать Немцом, потому что те Немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою, перед Рускими людми вдвое и болши, и от тех де Немец приходы их пустеют».

«Государь бы(...) велел с тех дворов Немец сослать, потому что они те дворы купили без Государева указу, а впредь в их приходех Немцам дворов и дворовых мест покупати б не велеть, чтоб их приходы от Немец не запустели».

Царь Михаил Федорович подумал-подумал и решил: «дворов и дворовых мест Немцам и Немкам вдовам у Руских людей не покупать, (...) а ропаты, которые на Немецких дворех близко Руских церквей, велети сломать».

Картина С. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

В 1652 году по указу уже следующего государя Алексея Михайловича не принявшие православие иностранцы должны были покинуть пределы столицы и переехать в пригород, где на берегу Яузы возникла новая «немецкая» слобода, известная нам как Кукуй. Тот самый, где так полюбил бывать Петр - внук царя Михаила Федоровича и сын Алексея Михайловича…

Великий реформатор

Став правителем страны, Петр не изменял своим привычкам. А дорога к Кукую (район нынешнего Лефортово) от центра Москвы шла по Мясницкой улице. Так что выбор Меншиковым места для строительства своего двора был вовсе не случайным. Хитер был Александр Данилович, знал, как заманить дорогого гостя. И колокольню поставил в европейском стиле, столь любимом Петром. Впрочем, это уже другая история.

Итак, Меншиков, видимо, действительно очистил Поганые пруды, но это совсем не те пруды, которые сейчас именуются Чистыми. Он (или они) находились не на бульваре (т.е. за стеной), а ближе к центру, в глубине квартала. Известные же нам Чистые пруды появились существенно позже. Впервые они упоминаются на перспективном плане екатерининской эпохи, как раз связанном с разрушением белогородской стены и устройством бульваров. Там прудов отмечено три, на месте остатков крепостного рва. Когда этот план был реализован, точно не известно, видимо, уже после Отечественной войны 1812 года. Пруд был устроен один, но в памяти народной так и осталось множественное число. После пожара началась и застройка территории вокруг бульвара. Внутренняя сторона считалась более престижной, там располагались в основном дома знати. К сожалению, от них мало что осталось, да и то в основном в переделанном виде. Но традиция гуляний по бульвару и катания на коньках осталась со времен Александра Сергеевича Грибоедова и его тезки Пушкина, бывавшего здесь в усадьбе Пашковых.

Со второй половины XIX века бульвар активно застраивался доходными домами, некоторые из которых сохранились по сей день. А незадолго до Первой мировой войны здесь появилось, наверное, самое популярное здание - бывший кинотеатр «Колизей», унаследованный театром «Современник». Пожалуй, на сегодня это новая идеологическая доминанта бульвара, который из места тихого отдыха и неспешных прогулок все больше превращается в один из культурных центров столицы. Не теряя, впрочем, присущего ему своеобразия.

Георгий Олтаржевский