Макет из бумаги и картона. Дом из бумаги

Любой начинающий моделист должен знать основы работы с бумагой. От этих элементарных знаний зависит качество создаваемых бумажных моделей.

Всем следующим приёмам нужно учить детей с малого возраста, чтобы в школе они уже делали это не задумываясь. Как и любая хорошая привычка, азы моделирования нужно довести до автоматизма в сознании ребёнка. Я говорю не только о тех детях, кто хочет заниматься бумажным моделированием, это касается любого ребёнка потому, как именно с работы с бумагой начинается любое творчество и развитие детей! Данный вид деятельности не только способствует творческому развитию, но и развивает в ребёнке усидчивость, аккуратность, моторику рук. Перейдём от теории к практике.

Рабочее место. Позаботьтесь о хорошем, удобном столе и стуле, освещение должно падать из-за левого плеча, при необходимости используйте настольную лампу. Чтобы не выпачкать стол клеем застелите его бумагой, плёнкой или положите лист стекла с зашлифованными краями, чтобы не порезаться.

Помните, что локти рук не должны ложиться на стекло - это вредно для суставов!

Бумага - это то, с чем мы работаем. Следует уделить особое внимание качеству бумаги, мне нравится работать с хорошей бумагой! Хорошая и плохая бумага это как два автомобиля, один Мерседес, а второй Запорожец, на чём вам «ехать» выбирайте сами:) Для начального творчества и несложных игрушек из бумаги лучше всего использовать обыкновенную бумагу, для печати на принтере, формата А4 типа «Снегурочка», она имеет хорошие качества и является самой белоснежной по отношению к другим маркам. Плотность такой бумаги должна быть 80 г/м.

Более сложные модели и игрушки клеят из плотной бумаги или картона. Сегодня картон стали выпускать очень плохого качества и найти хорошие листы очень сложно. Набор картона бывает цветным и белым, из какого картона вы будете клеить модели, выбирайте сами.

Если вам по душе плотная бумага, то я советую приобретать плотную бумагу для черчения. Обратите внимание, чтобы листы в наборе не были скреплены по краю липким клеем, лучше всего, когда листы просто сложены без склейки. Плотность бумаги для черчения может сильно отличаться в разных наборах, поэтому при выборе сравнивайте листы из разных наборов и покупайте самую белую и плотную бумагу.

Если вам нужна супер белая и плотная бумага, то к вашим услугам широкий выбор фотобумаги. На такой бумаге можно распечатывать цветные развёртки. Из листов фотобумаги получаются самые красивые и красочные модели. Для работы выбирайте фотобумагу плотностью от 200 г/м и более, бывает фотобумага почти как плотный картон. В зависимости от будущей бумажной модели можно купить фотобумагу одностороннюю или для двухсторонней печати - это очень удобно!

Для склеивания обычной бумаги годится канцелярский (силикатный) клей, но я всё же советую пользоваться клеем ПВА, в чём разница вы поймёте, когда попробуете клеить и тем и другим. Фотобумагу склеить клеем ПВА возможно получится, но лучше использовать клей Момент. Помните, в продаже бывают разные клеи и дешёвый не значит качественный, поэтому я и привожу вам фотографии того, чем пользуюсь сам.

Намазывать клей можно кисточкой или выдавливать из тюбика прямо на бумажную деталь и размазывать полоской плотной бумаги (используйте обрезки). Если клеите Моментом, то проветривайте помещение, так как клей очень токсичен!

Работа с бумагой. Для бумажного моделирования не нужно много знаний и инструментов.

Основные инструменты: карандаш, нож, стёрка, линейка, циркуль, ножницы.

Карандаш обязательно деревянный, средней твёрдости (буквенное обозначение на карандаше: ТМ, T, F), даже с разной маркировкой карандаши могут не соответствовать качеству, выбирайте внимательно. Нож для заточки карандашей не должен быть слишком длинным!

Помните о том, что порезаться тупым ножом проще, чем острым!

Стёрка обязательно большая и мягкая, чтобы не размазывала карандаш, а стирала его!

Линейка желательно металлическая от 30 до 50 см. Пластмассовые линейки даже новые вообще практически все не имеют ровной линии. Циркуль должен быть жёстким, без шатающихся частей, грифель или карандаш не должны сдвигаться иначе «грошь цена» такому циркулю!

Ножницы могут быть разных размеров, главное, чтобы они не ходили туго и удобно лежали в руке.

Самое сложное в бумажном моделировании это начертить развёртки модели, и без знаний черчения это будет сложно сделать. Если вы не любите самостоятельно разрабатывать модели, то можно взять уже готовые развёртки.

Я расскажу о распространённом приёме качественного сгибания бумаги, чтобы линия сгиба получалась ровной и острой. Для примера я взял два прямоугольника, один я согнул руками без применения каких-либо инструментов, линия получилась просто отвратительная, согнуть таким способом бумагу по прямой начерченной линии очень сложно. Второй прямоугольник я буду гнуть по линии, сделанной иголкой от циркуля под металлическую линейку. Такие действия многие советуют делать отработавшей шариковой ручкой, но найти пустой стержень трудно и линию ручкой вы всё равно не сделаете достаточно качественной, именно поэтому я советую использовать циркуль. Внимание, иголкой можно прорезать бумагу, лучше, если иголка будет затупленной, когда будете проводить линию, нагибайте циркуль в направлении движения почти положив его набок.

Посмотрите на результат, сгиб слева получился ужасным, а сгиб справа очень аккуратным. Попробуйте сами проделать этот эксперимент, вы убедитесь сами в моих словах.

Работа с карандашом. Уделите этому не меньше внимания, чем всему остальному, ведь именно от качества заточки карандаша зависит итоговая работа. Сойдутся у вас при склейке детали или нет, зависит именно от карандаша!

Заточите карандаш остро, чтобы он рисовал тонкую, чёткую линию. Суть даже не в качестве и красоте заточки «деревяшки», а в остроте грифеля. Научитесь точить карандаши ножом или лезвием, а вот про точилку забудьте навсегда!

Будьте осторожны с режущими инструментами!

Теперь поговорим о вырезании. Для резки бумаги нужны острые ножницы! Не стоит точить ножницы путём резки наждачной бумаги , ножницы заточатся, но при этом вы поцарапаете их внутренние боковые грани, они станут резать неаккуратно, будут рвать бумагу. Лучше попросите помощи у кого-нибудь умеющего точить ножницы!

Сложным элементом для вырезания является самый обыкновенный круг. Дети без навыков вырезают вместо круга многогранник, нужно показать и научить их делать это правильно! Для начала нужно вырезать деталь вокруг линии на расстоянии 2-5 мм., чтобы ничего больше не мешало, потом уже вырезать по чистовой линии.

Вырезанный круг не должен иметь никаких углов, только чистая ровная линия!

Нередко приходится вырезать сложные детали с маленькими треугольниками для приклеивания (см. фото). Перед вырезанием такой детали нужно сначала пройтись циркулем по всем местам сгиба, они начерчены штриховой линией. Далее ножницами срезаем лишнюю бумагу по верхушкам треугольников.

В любом направлении сделайте надрезы по одной из сторон треугольника до линии сгиба.

Затем уже с обратной стороны треугольника сделайте второй надрез до того момента пока обрезок бумаги сам не отпадёт, не нужно его из уголка вырывать руками! У вас получится аккуратная деталь, а уголки легко загнуться благодаря заранее проведённой линии иголкой циркуля.

Чтобы нарезать полоски длинные или короткие и сэкономить время, воспользуйтесь металлической линейкой и острым ножом или лезвием. Резать нужно на листе пластика или стекла, чтобы не испортить стол! Крепко прижимайте линейку, иначе она может сдвинуться, вы испортите бумагу.

Часто чтобы склеить цилиндр, например колесо автомобиля, нужно клеить бумагу по окружности, чтобы бумага не сопротивлялась её можно согнуть ножницами или об край стола. Для этого возьмите сложенные ножницы в правую руку, в кулак, приложите сверху полоску бумаги и прижмите большим пальцем правой руки, теперь левой рукой потяните за полоску бумаги, чтобы полоска тёрлась о край ножниц. Тоже можно сделать протянув полоску о край стола.

На этом я заканчиваю знакомство с основами бумажного моделирования, если что-то и не рассказал вам в этой статье, так расскажу в других или вы сами научитесь этому в процессе работы. А я желаю вам творческих успехов и с удовольствием посмотрю на ваши бумажные модели!

Симпатичный викторианский домик из бумаги со схемой от Lisa будем делать в этом мастер классе своими руками. И как всегда сделать такую поделку будет очень просто так как макет дома из бумаги уже готов во всех мелочах, нужно просто скачать схему, распечатать и использовать ее как шаблон для вашей поделки. Необходимо только подобрать подходящую плотную бумагу с приглянувшемся принтом, такой бумаги для творчества сейчас в большом количестве продается в художественных магазинах и магазинах для творчества.

Как сделать домик из бумаги

И так для будущей поделки викторианского домика из бумаги нам понадобиться следующие материалы:

— плотная бумага с принтом;
— макетные ножи;
— карандаши;

Распечатываем схему на обычной бумаги для принтера чтобы использовать ее как шаблон. Ровненько вырезаем все необходимые отверстия на шаблоне и прикладывая его к заранее приготовленному плотному листу переносим все метки отверстий на него. Все сплошные линии вырезаются а пунктирные сгибаются.

Затем по линейки прорезаем макетным ножом окна двери, вырезаем конур макета. Если у вас по рукой оказался только белый лист плотной бумаги его всегда можно дополнительно декорировать наклейками или разрисовать. Вы также можете распечатать макет сразу на чистовом плотном листе бумаги – 200гр.-овая бумага для принтеров подойдет идеально для таких поделок, а потом декорировать ее самостоятельно.

Чтобы все углы домика аккуратно сгибались и не заламывались необходимо сделать биговку всех сгибов – просто пройтись стеком по линейке продавливая все места сгибов.

Затем можно складывать дом из бумаги, застегивая края вставляя их друг в друга.

К стати такой домик из бумаги может выполнять еще и практическую роль например роль подсвечника – под него можно спрятать электронную свечку на батарейке.

Объемное моделирование увлекательное занятие, которое не оставит равнодушным ни детей ни взрослых. Именно моделирование дает возможность увидеть трехмерное изображение будущей постройки или техники. Способов использования моделирования много. Остановимся на одном из них. Каким образом создать макет дома из бумаги? Для чего нужен такой макет? И что понадобиться для его изготовления?

Создание макета своими руками – это не только воплощение в жизнь своих архитектурно-строительных перспектив. Это прекрасный способ сделать оригинальный подарок ребенку, запечатлеть кусочек истории возведения собственного жилья, усовершенствовать творческие навыки и умения. Неоспоримо то, что трехмерная модель дома из картона или бумаги полезна не только для студентов, архитекторов, строителей, но и в качестве отличного рекламного двигателя. Ведь увидев будущее жилье в таком миниатюрном виде, рассмотрев его со всех сторон и в разных ракурсах, непременно захочется приобрести.

Перед тем как приступить к работе, необходимо запастись всем необходимым:

  • несколько листов бумаги и картона;
  • быстросохнущий клей;
  • канцелярский нож;
  • карандаш;
  • скотч;
  • чертежный набор;
  • плотная доска для прирезки деталей.

Картон или бумага для моделирования выбираются плотные и фактурные. Точность создания макета напрямую зависит от точности чертежа, поэтому прорисовывать детали будущего макета стоит особо тщательно. Для начала необходимо определиться с оригиналом здания, с которого будет сделан макет. И обозначить масштаб, с учетом которого будет производиться построение модели дома. Обычно используют масштаб 1:100.

Следующим этапом моделирования является построение развертки – развернутое на плоскости бумаги или картона изображение макета. Построение развертки начинается с места отсчета. Это может быть любой угол здания, по которому будут измеряться все отрезки.

Поэтапно и не спеша происходит построение развертки макета дома с учетом точного размера стен, фронтонов и прибавки на клапаны для приклеивания. Отдельно делают разметку для крыши здания и подставки. Подставка изготавливается на 1-2 сантиметра шире основания стен модели дома. Такой принцип моделирования является довольно простым и не требует каких-либо специальных знаний. После того как построена развертка дома, необходимо прорисовать или приклеить из цветной бумаги оконные проемы и двери. И уже после этого приступить к окончательной сборке модели дома из бумаги.

Если модель дома более сложная, то ее изготавливают путем поэтапного создания фасадов здания, крыши и основания. Используя ребро жесткости, модель собирается в законченную композицию.

Внутренние перегородки, окна и двери крепятся при помощи клея или скотча. Сгибание деталей дверей и окон формирует ребро жесткости и позволяет самостоятельно удерживать форму. Чтобы придать модели дополнительную устойчивость, внутренние перегородки можно изготовить из жесткого картона или пенопласта.

Для детализации объемной модели дома из бумаги изготавливают предметы мебели и интерьера. Это довольно просто, поскольку бумага очень пластичный материал. Предметы мебели раскраиваются на бумаге, склеиваются и помещаются внутрь модели здания. Если площадь модели дома не велика, целесообразно выставлять предметы интерьера на фоне стен модели.

С целью пространственной ориентации модели выполняют моделирование прилегающего к ней участка, зеленых зон и инфраструктуры. Для этого используют разноцветную бумагу, сухие веточки деревьев и кустарников, краску и детские игрушки. Выполнение такой модели позволяет определиться с размещением дома относительно сторон света, с подводкой коммуникаций, составлением сметы на постройку и дома, облагораживания приусадебного участка и прочими строительными особенностями.

Особую роль в моделировании дома имеет цветовая гамма. С помощью цвета можно эффективно подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки проектируемого дома, а также сделать акцент на главных деталях помещения. Красить готовую монохромную бумажную модель дома не стоит. Это может привести к деформации конструкции макета. Лучше приклеить необходимые цветные элементы из цветной пленки или бумаги.

Бумажный макет дома, в отличие от пластиковых и деревянных макетов, менее детализирован и долговечен. Он не устойчив к влиянием влаги и температурного режима, что соответственно требует бережного использования.

Главным преимуществом такого макета является быстрота и простота сборки, а также экономичность. Такие макеты из бумаги, сделанные своими руками, незаменимы при проведении всевозможных презентаций и выставок, а также как база для создания более сложного моделирования с использованием пластика и детализированием внутреннего наполнения пространства помещения.

Один из примеров создания бумажного макета:

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Сейчас мы рассмотрим тему, как создать шаблоны детского сада, многоэтажного или частного дома, а так же школы и будущего класса в нем из бумаги.

Научиться создавать реально сложные проекты трудно, но в ваших силах и интересах собрать декоративный макет здания в масштабах 1:50, заранее сделав на бумажке контуры деталей и фасадов сооружений, а также всей крыши и каркаса. Шаблоны и макеты сооружений можно распечатать самому.

Как делать или построить объемный дом, квартиры и комнаты в нем? Сама технология не сложная, но для первого раза может показаться сложной, особенно для детей, поэтому делимся поэтапно как это сделать. Для изготовления макета дома своими руками вам потребуется фанера толщиной шесть мм, а также материалы для создания фасадов, перегородочек и крыши. Из фанеры сделаем каркас дома и разложим его на гладкой поверхности .

Галерея: макет стройки дома из бумаги (25 фото)


















Создаем развертку для макета дома своими собственными руками

Процесс обычного создания разверток не менее интересен, чем работа с готовыми их образцами. Для этого вам потребуется установленная на ПК программа для работы с графикой. Лучше всего взять CorelDraw или похожую на нее, обрабатывающую векторные изображения программу.

В ней, с увеличением или уменьшением размеров картинки в таком же соотношении меняют и размеры линий, и сами текстуры. Это помогает получать настоящие изображения . Да и сама библиотека входящих в ее оболочку текстур, огромная.

Заполнив текстурой деталь развертки, вы можете обрести готовый визуальный вид главных деталей макета. Весь процесс, включая заливку частиц развертки определенной текстурой, наложением определенных эффектов и архитектурных деталей, а также вставлением картинок из библиотеки символов, займет от десяти минут до получаса, если сооружение не сложное. Сделаем на нашем принтере развертку, и приступим к макетированию .

Создание сложных изделий из бумаги

Процесс создания усложненных огромных макетов домов не сильно отличается от описанного ранее. Просто такие развертки делаются и для отдельных деталей составных макетов . На групповой фотографии всей сборки такого макета показаны его отдельные части и схема сборки.

Для окрашивания опилок берется синька ультрамарин, разводится в горячей воде, куда и погру­жается древесная пудра, окрашивающаяся на глазах до степени нужного колера. Вынутая из краски, она отжимается и кладет­ся тонким слоем на противень для сушки.

Древесную пудру можно применять для покрытия макетов вместо краски, но для этого она заготовляется самых разнооб­разных цветов, высушивается и складывается в банки. Лучшая краска для этого - анилиновая, продаваемая пакетиками для окраски хлопчатобумажных тканей. Пудра накладывается тон­ким слоем на горячий столярный клей и придавливается. Избы­ток ее, по высыхании, ссыпается в банку и хранится для сле­дующих работ.

Снеговая поверхность делается так: нужная часть смазы­вается клеем и обсыпается бурою с примесью борной кислоты для придания блеска. Можно также поверхность сделать из ваты (гигроскопической), которая расстилается ров­ным и тонким слоем поверх белой бумаги. Вата сверху посы­пается борной кислотой.
Когда склеенные части высохнут, они покрываются шпаклев­кой, приготовленной из мела (зубного порошка) и клея. В за­висимости от окраски, которую должен иметь грунт, к мелу прибавляют различную краску. Шпаклевка накладывается тон­ким слоем, а в тех местах, где требуется, она принимает формы необходимых выпуклостей, рельефа, выступов, берегов и т. п.

Покрытие шпаклевкой имеет целью скрепить макет, выров­нять неровности или создать их, сделать его плотным и моно­литным. В шпаклевку при ее накладке могут быть вкраплены камешки, корешки, имитирующие тот или другой предмет.

Задний фон макета можно окрасить коричневой краской или осыпать древесной пудрой по клею, или же оклеить темной бумагой. Весь макет после отделки, пока он сырой, посыпать бриллиантовыми насыпями, от чего он оживает, особенно при вечернем свете.

Надписи делаются на чертежной бумаге тушью и помещают­ся под стекло, как этикетки, и макет готов.
Обратимся к изготовлению некоторых деталей макетов.

Лес и кустики условно изображают зеленые лиственные мхи. Они собираются заранее. Нужно выбирать самые зеленые, яркие и не очень сочные, высушивать их на сквозняке, но не на солн­це. Из мхов связываются очень плотные букетики, которые и вставляются в отверстия, сделанные в макете шилом.

Макет травы

Травянистую поверхность на моделях можно также изобра­зить мхом. Поверхность оклеивается матовой зеленой бумагой или красится зеленой краской. Зеленый фон смазывается клеем и обсыпается мелко настриженным мхом. Можно мох заменить окрашенными в зеленый цвет мелкими древесными опилками. Если надо представить часть растительности в естественном виде, то приходится брать настоящие растения или части их, засушенные в песке.

Неровности поверхности, ямки, мелкие повышения и т. д. сделать так: смочить в жидком столярном клее нужной величи­ны комок тонкой бумаги и наклеить на поверхность подставки. Намочить еще кусок цветной бумаги в клее. Когда она станет мягкой, наложить на комок и примять вокруг комка края к поверхности подставки. Обмазать сделанные неровности клеем и обсыпать стриженым мхом или землею.

Имитация поверхности земли. Проще всего устроить ровную поверхность почвы. Достаточно смазать кусок картона и обсы­пать землей или песком. Картон необходимо окрасить в тот цвет, какой имеет приготовляемая почва.

«Земля» делается так. Возьмите тонкий картон и черную ма­товую бумагу. Вырежьте кусок картона нужной величины, оклейте его матовой черной бумагой, обратную сторону картон­ки надо сейчас же оклеить бумагой, иначе он покоробится. За отсутствием бумаги картон можно с полным успехом покрасить сажей на клее. На черную сторону картонки нанести столярный клей, ровным слоем густо засыпать землей, дать полчаса посох­нуть и только потом стряхнуть лишнюю землю.

Сухая земля имеет не черный, а серый цвет и потому, чтобы она осталась черной, ее надо окрасить. Это делается до наклей­ки. Возьмите черной минеральной краски, разведите на блюдеч­ке и насыпьте в него земли. Пропитавшуюся краской землю высушите на солнце или в духовой печке.

Точно такими же приёмами делается и песчаная поверх­ность, надо лишь вместо черной бумаги взять желтую, лучше всего обыкновенную оберточную. Изредка приходится окраши­вать фон акварельной краской, если приготовляемая «порода» имеет оттенок другого цвета.

Для песчаных ландшафтов заготовляют искусственный песок. Он составляется из 20% натурального песка и 80% охры. Смесь тщательно перемешивается.

Из натуральных камешков лучше всего употреблять камеш­ки, добытые из ручейка, а также мелкий гравий. Для того чтобы прикрепить к картону камешки, палочки или какие-либо предметы, они смазываются очень густым столярным клеем и опускаются на предназначенные им места. При варке лея для крепости прибавляют немного сахарного песка.

Макет ручья

Ручеек оформляется красками, а ложе его засыпается по специально наложенной замазке синего цвета порошком голубой насыпи, которая издает блеск, а берег - землей и камешками.

Животные для оживления ландшафта могут быть выпилены из фанеры, раскрашены и прикреплены в соответствующих ме­стах макета. Также и растения переднего плана. Камни надо приготовить из бумажной массы, а затем раскрасить. Можно для этой цели использовать и соответствующие рисунки, вырезав и наклеив их на картон, а затем прикрепить на макете.

Высокие склоны и обрывы. Из картона сгибается и склеи­вается коробка нужной величины. Дном кверху она наклеивает­ся на кусок картона. Это будет остов горы. Со всех или некото­рых сторон можно наклеить лист плотной бумаги так, чтобы одним краем он был прикреплен к краю дна коробки, а другим к картону, получится склон желаемой крутизны. Бумага берет­ся соответственного цвета в зависимости от того, будет ли это склон земляной, песчаный или травянистый. Когда модель будет закончена, склон этот мажется клеем и обсыпается песком, зем­лею или стриженым мхом.

Для обрыва берется тонкая оберточная серая бумага. От­режьте нужный кусок, намочите ее в жидком столярном клее и наложите так же, как и «склон», но, конечно, спустите гораздо круче. Клей скоро подсохнет, и вы легко можете собрать бумагу в любые складки и сборки. Когда клей засохнет и бумага зат­вердеет, обмажьте еще раз клеем и, держа «обрывом» кверху, осыпьте песком. Тогда сборки и складки будут напоминать рыт­вины, промытые водой на склоне оврага. Можно обсыпать «обрыв» не только песком. Набрав разноцветных глин, насыпьте их на клей горизонтальными полосами и изобразите наглядно слоистость земной коры.

Такие модели гор, обрывов, берегов и даже оврагов можно легко делать с натуры, если иметь рисунки и карты данной местности.

Если вы собираете коллекцию горных пород из какого-нибудь обрыва, то точная, с соблюдением пропорции модель обрыва, сделанная (обсыпанная по клею) из подлинных, взятых на ме­сте материалов, чрезвычайно поднимет ценность вашей коллек­ции.

Постройка моделей жилищ или селений развивает у учащихся находчивость и творческую ини­циативу. А изготовленные такие модели послужат ценными по­собиями для географического кабинета. Для руководства можно использовать картины, рисунки и т. д., а также описания в журналах и книгах. Для примера при­ведем описание одного макета.

Перед входом в пещеру у костра сидит человек. Все обитатели пещеры ушли на охоту. Оставшийся должен охранять жилище и поддерживать «вечный огонь».

Хорошо выполненный макет пещеры первобытного человека поможет вам представить себе жизнь наших древних предков. Размер подмакетника - 40 X 40 см. Высота задней стенки 40 см. Вылепите из глины мо­дель горы с пещерой. Обклей­те модель слоями бумаги. Бу­магу предварительно нарвите кусками 150×150 мм. У вас получится слепок горы из па­пье-маше. Пришейте гору к подмакетнику и к задней стен­ке макета.

Площадку вокруг горы засыпьте землей и зеле­ными опилками. Гору окрасьте так, чтобы составилось впечат­ление, будто она каменная. Звериные шкуры хорошо по­лучаются из кусочков старого мохнатого полотенца. Рас­красьте «шкуры» и приклейте их внутри пещеры. В пещере лежат каменные орудия. Каменные части топора и копья вылепите из пластилина или другого мате­риала. Костер сделайте из папиросной бумаги, окрашенной в красный и желтый цвет. Для фигуры первобытного человека сделайте каркас из мягкой тонкой проволоки, затем нанесите на него пластилин. Оденьте человека в кусок звериной шкуры.