Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Женские профессии. Конспект занятия по развитию речи на тему «Профессии Тема профессии в подготовительной логопедической группе

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи III уровня для учащихся 2 класса КРО

Тема: Путешествие в мир профессий.

Цель: развитие устной речи учащихся на основе формирования знаний о профессиях

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Формирование знаний о профессиях «Художник», «Композитор», «Музыкант», «Певец».
  2. Закрепление навыков употребления в речи существительных Р.п. ед.ч.
  3. Закрепление навыков согласования существительных с прилагательными в роде.
  4. Обучение составлению рассказа по плану.

Коррекционно - развивающие:

  1. Расширить словарь по теме.
  2. Развивать память, мышление, общую и тонкую моторики.
  3. Развивать фонематическое восприятие.
  4. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.

Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей.
  2. Воспитывать умение слушать и слышать учителя.
  3. Воспитывать уважительное отношение к отвечающему товарищу.

Оборудование: ноутбук, звукозаписи (стук колес, звуки музыкальных инструментов), свистки, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Начинаем наше логопедическое занятие. Сегодня мы продолжим путешествовать по миру профессий. А вот на чем мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку.

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Ведет всех за собой.

(Поезд)

Прислушайтесь, наш поезд совсем близко. (Звучит аудиозапись «Стук колес поезда»)
- Пора брать билеты и занимать свои места.
(на билетах и на стульях написаны цифры 12,21, 35, 53, 17,71)

II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика.

Наш поезд отправляется. Пора дать гудок. Повторите:
ТУ
ТУ - ТУ
ТУ - ТУ - ТУ
- Посвистите в свисток: тихо; громко.

2. Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно налево. Сильно зажмурьтесь. Откройте глаза. Зажмурьтесь еще раз. Улыбнитесь и помашите рукой провожающим.

Посмотрите направо. Пропойте то, что видите за окном.

Какие это буквы и звуки?
(гласные)

Выполните вместе со мной упражнение «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк»

3. Станция «Художественная»

Вот и наша первая станция. Выходим. Кто нас встречает?
(художник)
- А кто из вас знает, чем занимается художник?
(он пишет (рисует) картины)
- В слове «х__д__жн__к» потерялись гласные буквы. Помогите им вернуться на свои места.
- Погуляем по станции «Художественная».

Задание «Что нужно художнику?»

Ответьте на вопрос, что нужно художнику для создания картины.
- Начните так: Художнику нужны….(кисти, краски, бумага, карандаши)
(на доске предметные картинки)

Словарная работа (знакомство с новыми словами)

Мольберт - это подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок.
Холст - ткань, на которой пишет (рисует) художник.

Игра «Четвертый лишний»

Назовите картинки. Закройте лишний предмет.
(кисти, краски, молоток, мольберт)
(краски, карандаши, кисти, холст)

Задание «Забывчивый художник»

Художника попросили нарисовать портрет, а он все время забывал
что - нибудь дорисовать. Помогите художнику, скажите, чего нет на каждой картинке.
(нет носа, нет ресниц, нет глаз, нет волос)

Задание «Незаконченные изображения»

Отгадайте, что хотел нарисовать художник.
(конфета, рукавица, огурец, яйцо, домик, бант, лук, кольцо)

Задание «Какой? Какая? Какое?»

Выберите любую карточку и прочитайте слово - признак. К какому предмету оно относится?
(шоколадная, вязаная, варёное, солёный, деревянный, нарядный)
- Какие предметы остались? Придумайте для них слова-признаки.
- Возвращаемся в вагон и продолжаем свое путешествие. Пока мы едем до следующей станции, я предлагаю вам выполнить задание на карточке.

Индивидуальная карточка №1

O Найди спрятанные слова и обведи их.

КИСТИКАРАНДАШХУДОЖНИККРАСКИРИСУЕТ
-Найдите лишнее слово и докажите, почему оно лишнее.
(рисует - глагол, остальные слова - существительные)

4. Станция «Музыкальная»

Наш поезд прибыл на новую станцию. Кто нас встречает?
(Веселые нотки)

Веселые нотки хотят познакомить вас с главными людьми станции «Музыкальная».
-Мы узнаем кто они, если расшифруем слова. Впишите буквы, используя алфавит.
(работа в парах)



Композитор пишет (сочиняет) музыку. Для этого использует ноты.
(картинка)
- Музыкант исполняет музыку, играя на музыкальных инструментах.
- Певец. Он исполняет музыку в песнях.
- Музыканты и певцы часто выступают на концертах.
- Давайте погуляем по станции «Музыкальная» и немного поиграем.

Игра «Угадай что звучало?»

Послушайте внимательно и назовите, что, по-вашему, звучало.
(дети угадывают звуки музыкальных инструментов и находят соответствующую картинку)
- Подберите общее понятие.
(музыкальные инструменты)

Игра «Доскажи словечко»

(с мячом)
На гитаре играет…(гитарист)
На пианино играет …(пианист)
На баяне играет…(баянист)
На трубе играет …(трубач)
На скрипке играет…(скрипач)
На барабане играет…(барабанщик)

Возвращаемся в вагон и немножко отдохнем.

5. Логоритмическое упражнение «Едет поезд»

Едет, едет паровоз (движения плечами, руки согнуты в локтях)
Две трубы и сто колёс.
Паровоз кричит: «Ду - ду!» (руки вверх: одна, затем вторая)
«Я иду, иду, иду» (шагаем)
А вагоны стучат, а вагоны говорят (движения плечами, руки согнуты в локтях)
«Так - так - так! Так - так - так!
Так - так - так! Так - так - так!» (похлопывание ладошками)

6. Индивидуальная работа на карточках (карточка №2).

O Прочитайте слова наоборот, начиная с последнего слога. Запишите их, разделите на слоги.
РАТАГИ, БАНРАБА, БАТРУ

III. Итог занятия.

Задание «Составляем рассказ о профессии»

Ребята, ну вот мы с вами и вернулись домой. Посмотрите, нас встречают.
Давайте расскажем о том, с кем мы сегодня познакомились в путешествии.
- Я предлагаю вам заполнить таблицу.
(логопед заполняет таблицу вместе с детьми)

1. Название профессии.

ХУДОЖНИК

2. Что делает человек данной профессии.

РИСУЕТ (ПИШЕТ) КАРТИНЫ

3. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).

Данный конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР. Это итоговое занятие в подготовительной группе по теме «Профессии», которое легко раскроет возможности детей по окончании обучения в логопедической группе. Занятие комбинированное, так как включает в себя все разделы работы: звукопроизношение, грамота, лексика, грамматика.

Комбинированное занятие.

Цели:

  • Закрепить знания детей о профессиях.
  • Обобщение знаний детей по звукопроизношению и грамоте.
  • Обогащение речи детей яркими художественными признаками и словами-действиями по теме «Профессии».
  • Развитие диалогической речи — упражнение в употреблении в диалоге сложносочинённых предложений с придаточными причины.
  • Упражнение в звуко-слоговом анализе слов.
  • Закрепление умений составлять предложения по заданной схеме.
  • Закрепление навыка чтения.

Оборудование:

  • П/К с изображением профессий; звуко-слоговые схемы; схемы предложений; картинки контурного наложения предметов; схема звуко-слогового анализа слов; мяч; простые карандаши; флажки; конверты с заданиями; стол; волчок-юла.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

Мы с вами учились красиво говорить,
Место разным звукам на схеме находить.
Узнали, что в предложении слова должны дружить.
И что предлог со словом нельзя соединить.
Буквы изучая, учились мы читать.
И даже по картинке рассказы составлять.
Вот подрастёшь немного и в школу ты пойдёшь,
Много интересного в книгах ты прочтёшь.
Сумеешь ты кроссворд и ребус разгадать,
А мне лишь остаётся удачи пожелать.

Игра «Разминка для ума»

Логопед: — Сядет тот, кто поиграет со мной в игру «Разминка для ума»:

Л.- На какие две большие группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные)

Л.- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем)

Л.- Какие звуки мы называем гласными? (если воздух выходя изо рта не встречает преграду, то это гласный звук)

Л.- Какие звуки мы называем согласными? (Если воздух выходя изо рта встречает преграду, то это согласный звук)

Л.- Какие гласные стоят после твёрдых согласных? (А,О,У,Ы,Э)

Л.- Как называются эти гласные? (гласные первого ряда)

Л.- Какие гласные указывают на то, что согласный перед ними читается мягко? (Я,Ё,Ю,И,Е)

Л.- Как называются эти гласные? (гласные второго ряда)

Л.- Какая гласная буква никогда не пишется в начале слова? (Ы)

Л.- Какие согласные звуки всегда твёрдые? (Ш,Ж,Ц)

Л.- Какие согласные звуки всегда мягкие? (Щ,Ч,Й)

Л.- Назовите парные согласные звуки.(П-Б,З-С,В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш)

Л.- Чем отличаются звонкие и глухие согласные звуки? (Звонкие-произносим с голосом, а глухие без голоса)

Л.- Что образует сочетание гласного и согласных звуков? (Слог)

Л.- Как определить количество слогов в слове?(Сколько гласных звуков столько и слогов)

Л.- Назовите буквы, не имеющие звукового обозначения.(Ь,Ъ)

II. Постановка цели занятия.

Л.- Дети, давайте вспомним стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

Л.- О чём спорили дети в этом стихотворении? (О том, какая профессия самая главная)

Л.- А давайте и мы с вами так поиграем!

Л.- Однажды дети мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

1 ребенок:- Я буду врачом, ведь врач — самая главная профессия, потому что он лечит людей.

2 р.- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы.

З р.- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать.

4 р.- Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед.

5 р.- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

6 р.- Его вылечит врач.

7 р.- Так кто же тогда главнее?

Л. — Загадку решила мама, вернувшаяся с работы.

8 р.- Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям.

Л.- Да, действительно все профессии важны. Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях и покажем нашим гостям, как мы подготовились к школе.

Закрепление знаний о профессиях.

Игра «Назови профессию» (с мячом)

Л.- Но что это со мной случилось? Дети, пока я вас учила, все профессии забыла. Поможете мне вспомнить профессии? (Да)

Л.- Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.

Поезд водит (машинист).
Поле пашет (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книжки (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Красит стены нам (маляр).
Столы делает(столяр).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
Хлеб печёт в пекарне (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьёт (сапожник).
Потушит виг пожар (пожарный).
Песни нам споёт (певец).
Торговлей занят (продавец).

Л.- Кто всё знает — молодец! Спасибо, дети, вы помогли нам вспомнить профессии.

III. Игра «Что? Где? Когда?»

Л.- А теперь мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?»

(Стол, волчок, звёзды с заданиями, красные флажки за ответы)

Л.- Я буду ведущей, а вы будете знатоками. За правильный ответ вы получаете красный флажок, а если вы ошибаетесь, я получаю зелёный флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание № 2, от программиста.

1. Игра «Четвёртый лишний»

Л.- И вот первая игра Четвёртый лишний». Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее и выделите ударный слог.

  1. Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)
  2. Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника. Ударный слог в слове варит –ва-.)
  3. Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера. В слове бинт один слог.)
  4. Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача. В слове врач один слог.)

Л.- Молодцы, вы заработали первый красный флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №5 от инженера.

2. Игра «Нелепицы»

Л.- Следующая игра «Нелепицы». Послушайте предложения и исправьте ошибки.

  • Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.
  • Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.
  • Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
  • Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
  • Птичница кормит цветы, а цветовод выращивает цыплят.

Л.- Молодцы, вы заработали второй флажок.

IV. Физ. минутка.

Речевая зарядка (дети произносят три раза с ускорением темпа)

  • Снигафтен музыканты
  • Декотросперо, сперо, пиано
  • Пиапиапиано, пиапиано
  • Гитагитагитара, гитагитара
  • Цимбацимбацимбала, цимбацимбала
  • Барабарабарабан, барабарабан.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №2 от врача.

1. Игра «Кем быть?»

Л.- И вот наша следующая игра «Кем быть?»

Л.- Люди работают теми, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них получается. А какие профессии нравятся вам и почему?

(На наборном полотне п/картинки профессий по количеству детей, дети выбирают понравившуюся профессию и обосновывают свой выбор)

Примерные ответы детей:

  • Я хочу быть птичницей, потому что люблю ухаживать за птицами.
  • Я …фотографом, потому что я люблю фотографировать людей, животных и природу.
  • Я.. .маляром, потому что я люблю яркие, красивые дома.
  • Я..учителем,.. .я люблю учить детей.
  • Я.. .сапожником,.. .я люблю ремонтировать обувь.
  • Я…штукатуром,…люблю штукатурить.
  • Я …врачом…. люблю лечить детей.
  • Я …ткачихой,…мне нравятся нарядные, модные ткани.
  • Я…слесарем,…люблю чинить водопроводные краны.
  • Я…пианистом, …люблю играть на пианино.
  • Я…фигуристом, …танцы на льду.
  • Я…уборщицей,…люблю чистоту и порядок.
  • Я…художником,..люблю писать картины.

Л.- Молодцы, Это ваш флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №4 от крановщика.

2. Звуко-слоговой анализ.

Л.- Составьте звуко-слоговую схему своего слова. (Индивидуально)

Работа со схемой.

Л.- Сколько слогов в вашем слове?

Л.- Как вы узнали, сколько слогов в вашем слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов)

Л.- Девочки назовут первый слог в слове, а мальчики назовут второй слог.

Л.- Какие звуки мы называем гласными? (Если воздух, выходя изо рта не встречает преграду- это гласные звуки)

Л.- Назовите гласные звуки.

Л.- Какие звуки мы называем согласными? (Если воздух, выходя изо рта встречает преграду- это согласные звуки.)

Л.- Какими бывают согласные звуки? (Звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими)

Л.- Назовите согласные твёрдые звуки.

Л.- Назовите согласны мягкие звуки.

Л.- Сколько звуков в вашем слове?

Л.- Какой вопрос можно поставить к вашим словам? (Кто это?)

Л.- Молодцы, вы заработали ещё один флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №5 от учителей.

3. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

(Фигуры наложения у каждого ребёнка)

Л.- Следующая игра: кто-то навёл беспорядок среди рабочих инструментов, найдите свой инструмент и заштрихуйте его.

Л.- Какие предметы вы заштриховали? (Я заштриховал кисть, потому что я маляр.)

Л.- Молодцы!

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №6 от художника.

4. И вот следующая игра. Составьте предложение о своей профессии по заданной схеме, чтобы в это предложение входило название заштрихованного вами инструмента.

(Схемы на каждого ребёнка)

Примерные предложения:

В больнице врач ставит градусник.
Фотограф фотографирует новым фотоаппаратом.
Учитель читает детям занимательную книгу.
Сапожник подбивает каблуки молоточком.
Маляр красит стены широкой кистью.
Птичница принесла в ведре зерно.
Ткачиха ткёт ткань из модных ниток.
Слесарь меняет водопроводный кран разводным ключом.
Молодой пианист играет на пианино.
Фигурист обкатывает новые коньки.
Уборщица убирает мелкий мусор веником.
Художник смешивает масляные краски на палитре.
Штукатур штукатурит новые стены шпателем.

Л.- За стульчик встанет тот, назовёт слова-предметы из своего предложения.

Л.-… Слово-действие…

Л.- …слово-признак…

Л.-…предлог…

Л.- Молодцы, и на этот раз флажок ваш.

VI. Итог логопедического занятия.

Л.- О чём мы говорили на занятии? (о профессиях)

Л.- Какая же профессия самая важная?

Л.- В какую игру мы играли?

Л.- Игру заканчивать пора.

Л.- Подводим итоги нашей игры. Я не заработала ни одного флажка. Победа за вами! (звучит музыка)

Л.- Я вас поздравляю! (Вручаются грамоты.)

Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г. Саранск

Государственное Бюджетное

Дошкольное учреждение

Детский сад №7 комбинированного вида

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект

открытого мероприятия по образовательной области

«Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация» в группе компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста

на тему:

« Все профессии важны, все профессии нужны ».

Учитель-логопед:

Пушкарева Божена Ивановна

2014

Цель:

Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях.


Задачи:


1. Образовательные: Расширять представление о профессиях людей, учить называть профессии по месту работы или роду занятия. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

2. Развивающие: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – C. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память .

3. Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с разными профессиями , разучивание артикуляционной гимнастики, составление слогов.

Оборудование. Предметные картинки (учитель, врач, строитель, повар, пожарник, учитель, парикмахер, портной, полицейский, маляр). Предметные картинки со звуками Ш – C (шапка, малыш, миска, мишка, самокат, карандаши, шишка, сок, душ, кошка, маска, каска, касса). Два изображения кукол Шуры и Сони.

Схемы, фишки. Контуры людей разных профессий, простой карандаш.

НОД

1. Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.


2. Артикуляционная гимнастика.

Все ребята по порядку утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет на детишек быть похожим.

Раз – мы песенку запели.

Два – уселись на качели.

Три – на лошади скакали.

На четыре – поболтали.

Пять – по зубкам постучали.

Шесть – мы в «часики» играли.

Семь – лаками словно кошка.

Восемь – спела нам гармошка.

Девять – сделали грибок.

Десять – ротик на замок.

3. Основная часть. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много.

4.Пальчиковая гимнастика:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы ещё больше узнать о профессиях. А, на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/.

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? /машинист/

Кто еще работает на поезде? /проводник/

Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

5. Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

6.Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

7. Отгадывание загадок с опорой на картинки.

Ребята, мы попали на станцию Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И, бумаги плотный лист.

А ещё мольберт, треножник

Потому что я …(художник)

Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко

Ждут мамулю малыши: Вася, Маша, Галка, Паша, Сеня и Марат

Ждет её весь детский сад. (воспитатель)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид! (парикмахер)

Нам дает товар и чек

Не философ, не мудрец

А обычный (продавец )

Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку

Крутит, вертит так и сяк

Но не съест её никак. (шофёр )

На столе лежат картинки, на которых изображены предметы к той или иной профессии. Дети находят кому для работы какие предметы, атрибуты необходимы и для чего.

Выполнить задание и составить предложения.

7. Игра «Назови по картинкам людей, которых профессий много».

Врач – много врачей , учитель – много учителей…

8. Игра «Что лишнее?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, что лишнее из названных мною предметов, объясните, почему этот предмет лишний?

Врачу нужны: бинты, вата, шприц, кастрюля .

Повару нужны: кастрюли, сковорода, руль , половник.

Водителю нужны: шприц , машина, руль, насос.

Портному нужны: ножницы, молоток , мел, иголка.

Дворнику нужны: лопата, ножницы , молоток, метла, лом.

Шоферу нужны: машина, колеса, иголка , бензин.

Сапожнику нужны: иголка, нитки, пила , швейная машина.

Маляру нужны: краска, кисть, тарелка , банка.

Учителю нужны: тетради, кукла , ручки, карандаши.

9. Физкультминутка «Лётчик».

А летчиком - лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут, расставив руки, как крылья.

11. Игра «Подарим картинки Шуре и Соне» . Дети «дарят» картинки в названии, которых есть звук Ш кукле Шуре, а кукле Соне со звуком С, объясняя свой выбор: «Я подарю шарку Шуре, потому что в слове шапка есть звук Ш».

12. Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» . Прочитать детям предложения, дети должны исправить ошибки. Обратить внимание на изменение смысла всего предложения при замене одного звука другим.

Мама положила в тарелку манную каску.

Пожарный взял кашку.

Писатель писал башню.

Строитель строит басню.

Кошку зовут Маска.

В Новый год я надену Машку.

13. Закрепление звуков в словах. Звуковой анализ слов сок и душ .

14. Работа в тетрадях. Штриховка одежды людей разных профессий.

15.Итог . Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Давайте вспомним все о чем мы сегодня разговаривали.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная.

Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если не было строителей, пожарных художников…

А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь.

Похвала детей.


Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Профессии»

логопед

Арифджанова Ойниса Бахтияровна

Цели:

Образовательные: закрепить понятие о профессиях, их деятельности; расширить понятие о пользе профессий для окружающих; активизировать активный словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; продолжать учить составлять предложения по опорной схеме.

Развивающие: продолжать развивать речевое дыхание, артикуляционную, пальчиковую, общую моторику; продолжать развивать умение связи движений и слов по средствам логопедической ритмики.

Воспитательные: воспитывать в детях уважительное, доброе отношение к окружающим; воспитывать умение работать в группе; способствовать развитию мышления, памяти, любознательности, наблюдательности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Здравствуй, посмотри вокруг!

Мне тихонько улыбнись!

Гостю тоже поклонись!

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня, какие вы все красивые. Как ваше настроение? Замечательно! Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы покажем нашим гостям, чему мы научились на прошлом занятии. Кто мне скажет, какую тему мы с вами прошли? Правильно, «Профессии». А что же это такое, профессия?

Под музыку вбегает Клоун Кеша, срывая занятие.

— Здравствуй, ты откуда такой хулиган взялся?

— Привет! Меня зовут Кеша, я люблю петь и танцевать!

— А учиться?

— А учиться я не люблю, скучно это.

— Ай – яй! Ребята, (логопед обращается к детям) а вы у меня любите учиться? (Ответы детей)

— Ой, да много вы знаете.

— А вот и много, например, Кеша, ты знаешь, что такое Профессия?

— Конечно знаю, (обращается к детям) это такое животное! Нет? Может это такая птица? Тоже нет? А, я понял, это такой танец!

— Ребята, давайте не будем мучить Кешу и расскажем ему, что же такое Профессия (ответы детей).

— Как интересно, а чем же они занимаются?

— Оставайся с нами и ты все узнаешь (Кеша садится к гостям).

Для начала, ребята, посмотрите на эти столики, это рабочее место каждой профессии, давайте назовем каждую профессию и вспомним — кто что делает и чем занимается (дети узнают, называют профессию по картинке и отвечают на вопрос «что делает?/чем занимается?») . У меня для вас есть большая корзина с предметами, давайте разберем ее, берем по одному инструменту и кладем на нужный столик (под музыку дети берут по одному предмету и относят на столики – рабочие места профессий). Какие же вы молодцы, а теперь я иду проверять (логопед подходит к столикам и вместе с детьми называет каждый предмет). Ну, все, закончили!

Работа над речевым выдохом. Логопедическая ритмика.

Ребята, вы так быстро разобрали корзину и, наверное, очень устали. Давайте мы немного с вами отдохнем. Кеша, хочешь с нами? (играет мелодия «Красивое пение птиц», все встают по кругу). На счет «раз» вдыхаем воздух через носик, а на счет «два» выдыхаем его через рот. Готовы?

«раз» — вдох, «два» — выдох,

«раз» — вдох и поднимаем ручки вверх,

«два» — выдох, опускаем ручки,

«раз» — вдох, поднимаем ручки и встаем на носочки, тянемся к солнышку,

«два» — выдох и опускаемся.

Вам понравилось, ребята? А тебе, Кеша? Отлично! Тогда давайте мы с вами продолжим наш урок.

Дети, а теперь посмотрите, что же лежит на этом столике? (логопед ведет детей к столику, на котором лежат головные уборы). Правильно, это головные уборы наших профессий. Чей же это головной убор? (логопед показывает головные уборы, дети отвечают на вопрос «Чей?»). Молодцы, ребята, всех угадали. А кто хочет их сейчас померить? Все хотят? Ну, тогда выбирайте! (логопед раздает головные уборы)

Кто хочет быть строителем?

Кто хочет быть парикмахером?

Кто хочет быть доктором?

Кто хочет быть поваром?

Ролевая игра «Идем в гости».

А сейчас, ребята, у меня для вас есть очень интересная игра. Называется она «Идем в гости». Нам нужен волшебный мешочек, чтобы узнать к кому и куда мы идем (дети по очереди достают из волшебного мешочка по одному цветному конверту). И так, давайте же узнаем к кому в гости мы идем? (по цвету конверта определяется профессия, если в гости идут к доктору, то ребенок, надевший головной убор доктора в предыдущем задании, играет роль врача и тд).

У меня для вас есть еще один конверт, давайте посмотрим с вами, к кому же на этот раз мы идем в гости? (конверт с профессией логопед). Правильно ребята, логопед это моя работа, это моя профессия. Ну, раз уж вы догадались, то прошу ко мне в гости (дети садятся за столик делать артикуляционную гимнастику). Кеша, я тебя тоже приглашаю.

Ребята, а когда вы приходите ко мне в кабинет, с чего мы начинаем наше занятие? Правильно, с гимнастики для нашего язычка. Сегодня наша гимнастика будет необычной, такое мы с вами еще не делали. Перед вами очень интересные корзинки с необычными предметами, я покажу, как с ними можно поработать (из корзинки берутся предметы для артикуляционной моторики).

Название упражнения Инструкция
«Фен» Вдох через нос, выдох через рот на волосы куклы
«Худая морковка» Втягивание щек
«Ягодные шляпки» Отрывание губами кусочки цветной бумаги, вырезанной в форме ягод
«Мостик через реку» Удерживать ватную палочку между верхней губой и носом, поднять и опустить голову, повернуть голову вправо, затем влево
«Расческа» Проведение кончиком языка из стороны в сторону по зубчатой части гребешка
«Апельсиновый сок» Апельсин нарезать кольцами. Облизываем дольку по кругу, по часовой стрелке, а затем против
«Перевязка» Перекатывание стерильного марлевого тампона от щеки к щеке с последующим выталкивание его из полости рта
  1. Итог занятия

Ну, что, ребята, вот и подошел к концу наш с вами урок. Вам понравилось?

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение представлений о труде взрослых, расширение знаний о труде родителей. Активизация знаний. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (труд, профессия, работа, водитель, повар. строитель, почтальон, воспитатель, трудиться, польза, ответственность, необходимость). Совершенствование грамматического строя речи, навыка слогового анализа строя.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, активности. Координации речи с движением, ловкости. Творческого воображения.

Воспитательные цели:

обучение трудовым навыкам, доводить начатое дело до конца. Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

Картотека предметных картинок - орудия труда, альбом "Мамы всякие нужны", картотека предметных картинок людей различных профессий, магнитная доска,

Предварительная работа:

Чтение стихов о профессиях, рассматривание картин людей различных профессий, беседа о профессиях и их пользе, кем работают родители.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,-
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Логопед:

Ребята! Скажите о каких профессиях вы услышали в стихотворении!

Дети:

  • Пекарь
  • Фермер
  • Водитель
  • Стекольщик
  • Маляр

Логопед:

Ребята! Выберите картинку и рассмотрите и расскажите кто изображен на картинке и что делает:

Пекарь - печет хлеб, булочки, торты;

Маляр- красит полы, стены, окна;

Врач - лечит людей;

Водитель - водит автобус, троллейбус, такси;

Швея - шьет одежду;

Рыбак- ловит рыбу;

Учитель - учит детей и т.д.

Рассматривание предметов, которые необходимы для людей перечисленных профессий.

2. Рассказы детей о профессиях родителей:

На магнитной доске выставляются фотографии родителей ребенка, план рассказа ребенка:

  • Как зовут родителей?
  • Кем работают?
  • Чем занимаются на работе?
  • Какую пользу приносят?
  • Кем ты станешь?

3. Пальчиковая гимнастика «Строители»

Мы строители, мы строим,

Много мы домов построим,

Дети стучат кулачком о кулачок

Много крыш и потолков,

Много стен, окон, полов

Много комнат и дверей

Лифтов, лестниц, этажей.

Загибают по очереди пальцы на обоих руках.

Будут у жильцов веселье

В новом доме новоселье!

Произносят слова веселым голосом, Произносят громко слово "новоселье", Поднимая руки вверх.

4. Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны» и составление рассказов о профессиях (развитие связной речи).

5. Игра «Определи какими предметами пользуются»

Логопед:

Ребята! Подберите предметы, которыми пользуется врач, маляр, строитель, водитель, повар, стекольщик и т.д. Молодцы!

Если с мамой расстаюсь Дети опускают голову вниз, делаю грустное лицо.
То немного погрущу. Произносят фразу интонационно окрашенным голосом.
Если с другом подерусь, Ставят руки на пояс, немного опускают голову, выставляют вперед лоб, делают сердитое лицо.
То позлюсь и поворчу. Произносят фразу интонационно окрашенным голосом

Если Дед Мороз подарит

Мне на праздник самокат,

То с начало удивлюсь,

Произносят фразу интонационно окрашенным голосом, Разводят руки в стороны, делают удивленные лица Улыбаются.

А потом я улыбнусь,

Потому что буду рад.Ура!

Кричат "Ура", подпрыгивают, поднимаю руки вверх.

7. Игра с мячом «Один - много, что делают» (пополнение словаря):

Логопед берет мяч и предлагает пройти детям на ковер.

Рыбак - рыбаки, ловят рыбу;

Врач - врачи, лечат людей;

Пекарь - пекари, пекут;

Воспитатель - воспитатели, воспитывают:

Водитель - водители, водят автобус, машину, троллейбус, трамвай;

Ветеринар - ветеринары, лечат животных и т.д.

8. Загадывание загадок о профессиях:

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он...

Наведем стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас.

(Фотограф.)

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять.

Природу любить,

Стариков уважать.

(Учитель.)

В прошлый раз был педагогом,
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр.)

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарники.)

Летчик летает, а повар -

Учитель учит, а водитель -

Садовник садит, выращивает, а пожарник -

Продавец продает, а полицейский -

Ветеринар лечит животных, а строитель -