Когда отмечается праздник успение пресвятой богородицы. Как праздновать успение пресвятой богородицы

Успение Пресвятой Богородицы в 2018 году является одним из самых важных церковных праздников в 2018 года. Дата праздника ежегодно остается неизменной и наступает 28 августа. Согласно летописям, именно в этот день умерла мать Иисуса Христа – Мария. В православии Успение Богородицы иногда называют второй Пасхой.

Значение и история праздника Успение Пресвятой Богородицы в 2018 году

Название праздника Успение Пресвятой Богородицы имеет в себе особый смысл. Так, дословно «успение» переводится как «мирная кончина», то есть в этот день принято отмечать дату смерти святой Марии. Но при этом, православные называют Успение Богородицы именно праздником. Это связано с тем, что отмечается факт воссоединения матери Христа с Господом в духовном плане, а не физический факт смерти.

По легенде, после распятия и последующего воскрешения Иисуса Христа, Мария осталась жить в Иерусалиме, ежедневно приходя и молясь над надгробием Господним. До последнего вздоха Богородица знала, что ее смерть не станет окончанием ее жизни и она сможет увидеться со своим сыном, поэтому ждала этого момента с радостью.

До сих пор подлинно неизвестно, как скончалась Мария, и что с ней произошло после этого. В поверьях описано, что в возрасте 70-ти лет, во время молитвы к Марии явился архангел Гавриил и сообщил о скорой встрече с Богом. По прошествии трех дней, святая действительно умерла, успев перед этим попрощаться со своими близкими и родными.

Захоронение Пресвятой Богородицы было совершено в пещере, которую после церемонии надежно замуровали камнями. Спустя три дня гробница была открыта, но от Марии осталась только погребальная одежда. Поэтому говорят, что сын Пресвятой Богородицы – Иисус Христос, забрал на небо не только душу, но и тело своей матери.

Когда и как отмечают Успение Пресвятой Богородицы в 2018 году

Успение Пресвятой Богородицы входит в двенадцать главных праздников православной церкви. Он наступает после строгого Успенского поста, который длится на протяжении двух недель – с 14 по 27 августа.

В Иерусалиме, недалеко от пригорода Гефсимании, на Успение Пресвятой Богородицы ежегодно проводят специальную Службу погребения Богоматери. На этой церемонии, священники появляются в рясах голубого цвета, как знак небесной чистоты и непорочности. Начало службы лежит во всенощном бдении, а после этого вокруг церкви совершается крестный ход с плащаницей, изображающей лик Богородицы.

Особым обрядом в день Успения Пресвятой Богородицы, является исполнения Великого славословия. В нем рассказывается история рождения Иисуса Христа, переданная ранее ангелом пастухам в Вифлееме.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и целых девять дней попразднства.

Что касается употребления еды, то несмотря на то, что 28 августа подходит к завершению Успенский пост, если праздник Успение Богородицы выпадает на среду или пятницу, то верующие могут съесть только немного рыбы. А вот если дата отмечается в любой другой день недели, то употреблять в пищу можно абсолютно все продукты, в том числе и мясные. В 2018 году Успение Пресвятой Богородицы является непостным днем.

Народные традиции и приметы, в Успение Пресвятой Богородицы в 2018 году

Праздник Успение Пресвятой Богородицы богат традициями и особыми обычаями. Так, начиная с этого самого дня, принято отмечать завершение жатвы. 28 августа верующие крестьяне приносят колоски свежего урожая в церковь, освящая их и тем самым благословляя крестьянский труд. Примечательно, что такой же обряд принято проводить в такой стране, как Греция – единственным отличием является предмет освящения – там используют овощи и фрукты.

В былые времени, верующие люди очень тщательно подготавливались к Успению Пресвятой Богородицы. Повсеместно подготавливались свежие бараны, мясо которых после использовали для приготовления праздничных блюд. Также на стол ставили разнообразные пироги, медовуху и пиво.

В этот день принято заготавливать овощи на зиму, чтоб на холодный период обеспечить себя запасами.

Незамужние девушки в этот день могут начинать искать суженого-ряженого, дабы успеть выйти замуж до следующей весны.

Принято обращать внимание в Успение Святой Богородицы на погодные условия. Так, если на улице хорошая погода, то в середине сентября будут ненастные дни.

На Успение противопоказано ссориться, а желательно отдавать свою любовь и добро людям.

  • Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

    Дата празднования

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

    История и смысл

    После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

    Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

    Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

    После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

    В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

    Название праздника

    Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

    "Успение" — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит "смерть".

    Традиции и приметы праздника

    В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

    Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

    Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

    Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

    Алена Филиппова

    Успение Пресвятой Богородицы - одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник. В 2019 году он отмечается 28 августа. Полное церковное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

    История праздника

    После вознесения Иисуса Христа на Небеса Пресвятая Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Когда Царь Ирод начал гонение христиан, Богородица с Иоанном поселилась в Эфесе. Там она ежедневно молилась и просила Господа поскорее взять ее к себе. В один день к ней явился Архангел Гавриил и известил, что по истечении трех дней ее земная жизнь закончится.

    Дева Мария перед кончиной пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство по разным городам. Ее желание исполнилось. Апостолы собрались у ложа Богородицы, на котором она смиренно приняла смерть. Гроб с телом Божией Матери был захоронен в пещере. Апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. Апостол Фома опоздал к погребению. Ему разрешили отворить вход в гроб и поклониться святым останкам. В пещере тела не оказалось. Апостолы убедились в телесном вознесении Богоматери на небо.

    Традиции и обряды праздника

    Успение Пресвятой Богородицы отмечается в Православной Церкви с особой торжественностью. Праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Священнослужители облачаются в одежду голубого цвета.

    В канун праздника в центр храма выносится Плащаница, на которой изображен лик Богоматери. Затем совершается всенощное бдение, во время которого поются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На 2-й или 3-й день праздника во многих кафедральных и приходских храмах совершается Чин погребения Богоматери. Во время утрени на великом славословии священнослужители выходят к расположенной в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее. Затем они обносят ее вокруг храма. После этого священнослужители помазывают прихожан освященным маслом (елеем).

    Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий Успенский пост. 28 августа прихожане разговляются. Хозяйки готовят праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

    По народной традиции, 28 августа люди собирают урожай овощей и фруктов и делают заготовки на зиму. На Руси в этот день парни сватались.

    Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы

    В Успение Пресвятой Богородицы не стоит надевать новую или неудобную обувь, иначе весь год будет ощущаться дискомфорт.

    Нельзя ругаться матом, обижать ближних, отказывать в помощи нуждающимся, грубить и быть в плохом настроении.

    На Руси люди сопоставляли Божью Матерь с Матерью-Землей. В этот праздник запрещалось ходить босиком и втыкать в почву острые предметы. Эти действия обижали землю и влекли неурожай.

    Приметы и поверья на Успение Пресвятой Богородицы

    • Дождливая погода на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень.
    • Если праздник совпадет с «бабьим летом», то зима будет морозной и малоснежной.
    • Девушка, которая до Успения не найдет парня, до весны будет незамужней.
    • Завершить начатые ранее дела или помочь другу в этот праздник - хорошая примета.
    • Если на Успение Пресвятой Богородицы натереть или ранить ногу, то впереди ожидаются жизненные трудности и неудачи.

    В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

    Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм.

    В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело. Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая - спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии православная церковь отмечает 28 августа. Кстати, он входит в число 12 важнейших праздников после Пасхи. Какова его история и какие традиции, связанные с ним, дошли до наших дней, читайте в нашей постоянной рубрике «Вопрос-Ответ».

    История праздника

    По легенде, Богородица после распятия и воскрешения Иисуса Христа долгие годы жила в Иерусалиме, проводя все свободное время в молитвах на Голгофе и у гроба Господня. Когда Марии было уже за 70 лет, ей явился архангел Гавриил. Он сообщил, что женщине предстоит проститься с мирской жизнью и встретиться с сыном. Поэтому архангел повелел Марии не грустить, а радоваться, что вскоре она попадет в царство Божие.

    Женщина в последний раз пожелала встретиться с апостолами, которые на тот момент были в разных концах света и проповедовали слово Христово. По преданию, апостолы по воле Божьей оказались в Иерусалиме. Мария простилась с ними и скончалась.

    Погребение апостолы совершили в гробнице, вход в пещеру после церемонии закрыли камнем и ушли. На третий день гробницу открыли, но в ней осталась только погребальная одежда. Иисус забрал на небеса не только бессмертную душу Богородицы, но и ее тело.

    Как принято праздновать Успения Богородицы?

    Успению Богородицы предшествует двухнедельный Успенский пост. Он считается более строгим, чем Великий пост, но по времени длится 14 дней.

    Само Успение имеет один день предпразднества и восемь дней попразднества, а накануне самого праздника в церквях совершается всенощное бдение. В праздник во многих храмах совершается чин погребения Божией Матери. Особо торжественно Успение празднуется в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы, где проходит особая служба погребения Богоматери.

    На второй или третий день праздника подобное богослужение, начинающееся всенощным бдением, совершается и во многих храмах Русской православной церкви. На следующий день после Успения, 29 августа, наступает так называемый Третий, или Ореховый Спас.

    28 августа 2018: Успение Богородицы

    Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

    Что значит слово «Успение»

    «Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

    Что такое Успение Богородицы

    Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

    Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

    Когда празднуется Успение Богородицы

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

    Что можно есть на Успение Богородицы

    28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

    События Успения Богородицы

    Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

    Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

    В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

    История празднования Успения Богородицы

    Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

    Икона Успения Богородицы

    Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

    В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

    Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

    Богослужение Успения

    У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

    Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

    Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

    Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

    Молитвы Успения Богородицы

    Тропарь Успения Богородицы

    В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

    Перевод:

    При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

    Кондак Успения Богородицы
    глас 2:

    В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

    Перевод:

    Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

    Величание Успения Богородицы

    Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

    Перевод:

    Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

    Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

    Прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала

    Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

    И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

    Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

    И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

    Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

    И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

    Успенский собор Московского Кремля

    28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева

    В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

    Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

    Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

    После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

    Успенский собор во Владимире

    Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

    В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

    Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

    В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

    Народные традиции празднования Успения

    Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

    У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

    На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

    «Ореховый, или Хлебный, Спас»

    «Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

    «Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

    Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

    Святитель Феофан Затворник

    После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

    Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

    Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

    Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

    Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

    На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

    Полное чинопоследование богослужений праздника Успения Пресвятой Богородицы

    Последование богослужения наряду для клироса. Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице

    Каноны

    Канон первый Успению Пресвятой Богородицы

    Канон второй Успению Пресвятой Богородицы

    Канон первый Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение»

    Канон второй Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение»

    Акафисты

    Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Моздокская»

    Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Мариупольская»

    Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Киево-Печерской

    Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение» Новгородская

    Акафист Успению Пресвятой Богородицы

    ТРОПАРИ, КОНДАКИ, МОЛИТВЫ И ВЕЛИЧАНИЯ

    ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ЕЕ

    Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1

    В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

    Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

    Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2

    В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

    Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.

    ПОКАЗАТЬ ВСЕ

    ПРИТЧА ДНЯ

    Некогда в скиту брат впал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем. Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Иноки, вышедшие к нему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец?»
    Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня – но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи».
    Братия, услышав это, ничего не стала говорить оступившемуся иноку, но простила его.

    ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

    Проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). Иисус Христос и дети.

    После чудесного воскрешения Лазаря Четверодневного Спаситель не может надолго задерживаться в Иерусалиме и вообще в Иудее по причине стремительно нарастающего напряжения в отношениях со старейшинами иудейскими, которые «положили убить Его» (Ин. 11. 53). Господь покидает Иерусалим. В этот раз Он направляется в достаточно отдаленный город Эфраим к северо-востоку от Иерусалима. Из Эфраима, перейдя Иордан, Господь снова направляется в Заиорданье…

    Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Двоякое чудо в Успении Богоматери. Поучение в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

    В сих словах прославляется двоякое чудо в Успении Пресвятой Богородицы. Во первых, Она полагается во гробе. Что же однако тут чудеснаго? Не безплотный же дух Она была, имела такое же смертное тело, как и все, стало быть, как и все, должна была помереть, согласно приговору Божескаго правосудия, осудившему на смерть наших прародителей за преступление заповеди…

    Проповедь священника Иоанна Павлова. Успение Божией Матери.

    Успение Божией Матери есть один из самых великих праздников Церкви. Он входит в число так называемых двунадесятых праздников, и в среде верующего народа его называют Богородичной Пасхой. На Руси это праздник пользовался великим почитанием, и ему были посвящены древнейшие русские храмы: Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли «домом Пресвятой Богородицы»…

    Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова).

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему…

    Проповедь священника Павла Флоренского. Слово на день Успения Девы Марии Богородицы

    Ликовать ли нам сегодня или скорбеть душою, братия? Ускорить ли радостно биения сердца, или, наоборот, уйти во мглу грусти? Торжествовать ли торжеством Усопшей, или же кручиниться собственною кручиной? Уснула кроткая Заступница наша, ушла тихая Утешительница скорбей. Уплыло в синие дали Белоснежное Облачко…

    Проповедь святителя Николая Сербского. Богородица на смертном одре.

    Прочитана последняя страница святой книги, содержание которой от корки до корки источает из себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе бремя предубеждений и предрассудков, молча останавливались и, прочитав ее с начала до конца, уходили со смягченным сердцем и омоложенным духом. Закрыта та книга, первые слова которой…

    Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы.

    День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах…

    Проповедь митрополита Макария (Булгакова).

    День смерти человека обыкновенно бывает днем глубокой скорби и сетования. Скорбит умирающий, разлучаясь с жизнию и со всем, что было дорого в жизни. Скорбят и сетуют окружающие его, прощаясь с тем, кого знали, кого любили и, может быть, воспоминая и о своей неизбежной участи - некогда умереть. А ныне, что мы видим? Ныне - день смерти или успения Пресвятыя Девы Богородицы - служит предметом величайшаго и радостнейшого торжества…

    Проповедь преподобного Феодора Студита. Похвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы.

    С трудом проходя чрез слабый орган нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли. Но Царица и Госпожа всего, как чуждая честолюбия, быть может, примет настоящее наше слово, краткое и скудное, как пространныя и блестящия речи лучших…

    Проповедь святителя Илии Минятия. Похвальное слово на Успение Богородицы.

    «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс.44:10). От наиболее живой и подобающий образ преставльшейся на небо Богоматери, начертанный Богодвижимой тростью царя-пророка. К созерцанию этого образа я приглашаю сего­дня вас, торжествующие собратья. Не воображайте себе обыч­ные печальные знаки смерти здесь, на земле, где предлежит мертвое тело, распростертое на одре, честно погребаемое свя­тыми апостолами…

    Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Успение Пресвятой Богородицы.

    «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице». Пресвятая Дева - это образ истинного материнства. Но как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохраняла слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были слова и ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного…

    Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице.

    Почему Господь Своим ученикам подробно изъяснял тайну Царствия Божия, а остальным говорил только притчами? Господь никогда не делает чего-то не имеющего спасительного смысла. Человек может быть в таком состоянии, когда говорить ему что-либо невозможно, бесполезно говорить ему про Царствие Божие, он все равно не поймет. Но и совсем ничего не говорить тоже жалко, потому что…

    Проповедь протоиерея Андрея Ефанова. Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы.

    Долгие годы Пресвятая Богородица проживала вместе с Апостолом Иоанном Богословом и прочими Апостолами в Иерусалиме. И можно себе представить, какая трагедия была для Апостолов, когда они узнали о том, что пришло время преставиться от земной жизни к жизни небесной Той, Которая всегда утешала, Той, Которая была не только Матерью их Бога и Учителя, но и Матерью для каждого из них самих…

    Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Успение Пресвятыя Богородицы.

    Высокоторжественный праздник Успения Пресвятыя Богородицы, к чествованию котораго мы сегодня собрались сюда, по зову нашей любящей матери и мудрой воспитательницы – церкви, вызывает в уме христианина самыя радостныя надежды. Церковное предание разсказывает, что по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо Пречистая…

    Проповедь святителя Григория Паламы. Беседа на всеблаженное Успение Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

    Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего Боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма необходимо, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери…

    Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Слово на Успение Пресвятой Богородицы.

    Дорогие наши, сегодня великий день - день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества - день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии…

    Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Успение Пресвятой Богородицы, Флп. 2:5-11.

    Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого Апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во…

    Проповедь св. праведного Алексия Мечева.

    Матерь Божия прожила на земле 60 лет. Она с нетерпением ожидала перейти от земли на небо, к Сыну и Богу, и об этом усердно молила Его. Господь услышал молитвы Своей Матери, и за три дня до исхода Ее известил Ее об этом. В день отшествия Своего Преблагословенная пожелала видеть Апостолов: и все они, кроме Фомы, принесены были из разных стран мира на облаках к дому Ее…

    Проповедь митрополита Сурожского Антония. Успение Божией Матери.

    Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни…

    Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы.

    У гроба Пресвятыя Девы Марии, Церковь поставляет нас ныне в благочестивое созерцание. Ибо чтo такое церковный праздник, если не благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти, и собирает силы для работных дней жизни? Чтo же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! – Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: но здесь совсем напротив…

    Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Успения Божией Матери.

    Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто!…

    Успение Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых значимых праздников после Пасхи в православном литургическом календаре. Прославляет этот день память о Божией Матери и приходится он на 28 августа по-новому стилю, и на 15 число по-старому. Перед празднованием этого святого дня всем верующим церковь повелевает соблюдать пост с 14 числа по 27 число августа месяца во имя и по примеру Пресвятой Богородицы, пребывающей в постоянных молитвах и в строжайшем посте дни, предшествующие Ее успению.

    Духовный смысл и истинное значение праздника.

    Многим людям может показаться абсурдным празднование дня успения, т.е. смерти Матери Божией, ведь для большинства из нас смерть ассоциируется лишь с сердечной болью и тоской, скорбью и потерей того, чей жизненный путь навсегда завершился.

    Еще издревле любому простому человеку казалось, что явление смерти выступает самой непостижимой и величайшей из всех существующих загадок бытия. Смерть во все времена вызывала трепет и страх у людей, полную их растерянность, панику и недоумение.

    Однако, глубоко верующие православные христиане знают и неистово верят в то, что все сущее при Божественном мироздании обрело непоколебимую и надежную жизненную основу на веки вечные. Не смерти нужно бояться людям, а образа того и поступков тех, какими их земное существование будет наполнено.

    Благодаря вере такой каждый христианин воспринимает явление смерти не как полное завершение жизни человека, а лишь как тяжелое, но необходимое для вечного и подлинного существования, испытание. В связи с этим Успение Богородицы вызывает радость у православных, ведь через смерть она получила возможность снова быть с Сыном Своим.

    Атеист может всю свою земную жизнь прожить под гнетом страшного ожидания собственной смерти в качестве полного самораспада, а православный верующий же, даже готовясь к смерти, — готовиться лишь к новой жизни.

    Однако, не стоит считать, что христиане причисляют смерть к благим и радостным явлениям. Она, конечно же, является прямым нарушением и искажением первоначально установленного в человеческом мироздании порядка, утрата которого происходит по причине грехопадения человека, его непослушания воли Божественной и нарушения Закона Божьего.

    Согласно догматическому учению Православной Церкви, Бог не желал смерти людям, они самостоятельно обрекли себя на нее по причине духовной слабости своей и неукротимой плоти. Но даже в данном случае Спаситель наш проявил к человеку несказанную милость и благодать, Он смерть земную превратил в путь к вечному совместному пребыванию человека со Своим Создателем.

    Праздник Успения Богородицы установлен еще с древних времен. Упоминания о нем можно обнаружить в писаниях блаженного Иеронима, Григория и Августина, а так же в сочинениях епископа Турского.

    В IV веке византийский император Маврикий в честь победы (15 августа 595 г.) своей над персами приурочил к этому дню празднование Успения Пресвятой Богородицы, определив этот день и это событие одним из самых главных общецерковных праздников.

    Однако, первостепенно в различных местах сей праздник совершался в разное время: кое-где празднование Святого Успения происходило в январе месяце, а где-то – и в августе. К примеру, в VII веке в Римской Церкви на Западе было принято праздновать 18 января «кончину девы Марии», и при этом 14 число августа месяца определяли днем «взятия Её на небеса Божьи».

    Лишь в VII-IX вв. праздник Успения Богородицы стал совершаться 15 августа в большинстве западных и восточных Церквей. Целью этого праздника было не что иное, как прославление и сохранность памяти о Богоматери, и о Ее воссоединении с Сыном Своим через успение.

    Стихиры на Успение Богородицы появились в V веке, они были написаны патриархом Константинопольским. Затем в VIII веке появились два канона, посвященные этому празднику, созданные святыми Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским.

    Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти и Воскресения Спасителя всеобщего вплоть до Великого гонения на христиан находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила как Удел для проповеди слова евангельского.

    Незадолго до смерти своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Ее Божественного.

    В один из дней Ее пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Ее о том, что через три дня настанет Ее кончина, и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему. Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он, в свою очередь, — всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

    Перед кончиной Своей Матерь Божия все скромное имущество завещала вдовицам — прислужницам Своим. Велела им после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

    В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Ее уход сопровождал свет несказанный, при появлении котором, Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Ее память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Ее защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати отдала душу Свою в Господни руки.

    Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Ее, призывающих всех возрадоваться, ибо отныне Она будет со всеми и во все дни. После Воскресения и утешительного изречения тело Матери Божией покинуло землю, и было восхищено на небеса.