Как вязать туристические веревочные узлы. Основные способы вязать туристические узлы: видео

ВЕРЁВОЧНЫЕ УЗЛЫ, ИХ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЯЗКИ

В этой статье мы начнем показывать и рассказывать о веревочных узлах, их видах и разных способах их вязки, информация будет переводческий обновляется по мере отснятия новых видео-инструкций. Порой человека узлы преследуют на каждом шагу, выходя из дома, мы завязываем галстук и ботинки, в быту и на природе, нам приходиться вязать узлы. Любой рыбак или охотник уже умеет завязывать различные узлы для своих нужд. А в альпинизме или в морском деле, люди просто обязаны уметь завязывать с десяток узлов.
Узлы существую для разных целей и назначений, создание петель, которые затягиваются или нет, соединение веревок одинакового или различного диаметра, для привязывания веревки к различным объектам и т.д. Но чтобы правильно вязать узлы, нужна практика. И лучше отказаться от узла, и воспользоваться другим, если вы, хоть немного сомневаетесь в его вязке. Мы начнем с самых простых узлов и будем с каждым новым узлом приближаться к более сложным узлам.

1. Простой узел

Простой узел, служит для соединения веревок и является составным элементом многих узлов, также его можно завязать на конце веревки, для предотвращения ее распускания. Пожалуй, это самый простейший из всех узлов и самый маленький. Но при натяжении троса узел сильно затягивается и порой его трудно развязать. Простой узел сильно изгибает веревку, что уменьшает прочность троса более чем в 2 раза. Но, тем не менее, это самый популярный узел.

2. Прямой узел (Рифовый)

Прямой узел, служит для соединения веревок примерно одинакового диаметра. Связывать веревки разного диаметра этим узлом не безопасно, так как тонкий трос будет рвать более толстую веревку. Прямой узел был известен еще в пять тысяч лет до нашей эры в Египте. А древни греки и римляне, называли его Геракловым, потому что так мифический герой Геракл завязывал шкуру льва на своей груди. У прямого узла есть четыре варианта вязки, но достаточно знать и уметь вязать один из них. На коренных конца обязательны контрольные узлы.
Простой и прямой узлы, видео: .

3. Узел Хантера (Охотничий узел)

В 1968 году английский доктор Эдвард Хантер (Edward Hunter) случайно изобрел узел, который отлично держится на тросах и даже на синтетической леске. По существу это было удачное сплетение двух простых узлов завязанных на концах двух веревок. Это изобретение в определённых кругах вызвало сенсацию, а британские патентоведы выдали Эдварду за это изобретение патент. Узел Хантера держится на всех веревка в особенности на мягких, а также на лентах и лесках. Автор книги «Морские узлы» Л. Н. Скрягин дал этому узлу другое название — «Охотничий узел» так как Фамилия Hunter с английского переводиться как охотник.
Видео: .

4. Встречная восьмерка

Еще один из древнейших узлов для связывания двух веревок. У этого узла есть и другое название «фламандский узел». Это надежный и прочный узел, он практически не уменьшает прочность веревки. Для начала на конце одной из веревки вяжут восьмерку, а затем ходовым концом второй веревки повторяют все изгибы восьмерки на первой веревке и пропускают его в сторону коренного конца. После этого затягивают. Встречную восьмерку сравнительно легко развязать.
Видео: .

5. Узел Грейпвайн

Грейпвайн является самым прочным из узлов предназначенных для связывания веревок одинакового диаметра. Этот узел имеет наименьший коэффициент ослабления веревок в 5%, таких показателей нет у других узлов. При вязке узла Грейпвайн можно обойтись без контрольных узлов, он всё равно остается довольно безопасным.
Видео: .

6. Узел Штык

Этот узел представляет собой незатягивающуюся петлю, которая может держать нагрузку, действующую почти в любом направлении. Еще один главный плюс этого узла в том, что его можно легко развязать даже под нагрузкой, что очень удобно. Сделайте полтора оборота веревки вокруг дерева, столба или даже камня. Ведите ходовой конец поверх коренного конца, заведите его вниз и пропустите из-под коренного конца в образовавшуюся петлю (так у вас получился шлаг). Затяните и сделайте еще один шлаг, а в конце обязательно завяжите контрольный узел.
Видео: .

7. Узел Быстроразвязывающийся

Следующий узел может носить названия: пиратский узел, ведерный узел. Этот узел достаточно надежный, если правильно завязан, также его можно очень легко и быстро развязать, если потянуть за ходовой конец. Рекомендуется для временного крепления, где нужно быстро развязать узел. Либо можно использовать в ситуациях при спуске, где нужно вернуть веревку после спуска, дёрнув за ходовой конец.
Видео: .

8. Схватывающий узел Прусика

Этот узел главным образом применяется в качестве страховки, при спуске или подъеме по веревке. В случае срыва человека во время спуска этот узел затягивается и предотвращает его падение. А при подъеме по веревке этот узел можно использовать как жумар. Подтягивая узел снизу вверх, при нагрузки узел затянется и будет держать человека. Узел был изобретен Карлом Прусиком президентом Австрийского Альпклуба в 1931 году и хорошо зарекомендовал себя в альпинизме и горном туризме. Но узел плохо работает на мокрой и обледенелой веревке.
Видео: .

9. Австрийский проводник

Узел применяется в тех случаях, когда нужно сделать петлю на середине веревке, для создания точки крепления в случае страховки или если нужно отделить перетертый участок веревки. У этого узла есть также и другие названия: Альпийская бабочка, Узел среднего, Срединный проводник, Срединный проводник.
Видео.

К атегория:

Строповка грузов

Типы узлов и их применение


При выполнении ремонтных и монтажных работ металлургического оборудования, а также при выполнении разовых подъемов и перемещений отдельных грузов изготовление специальных сложных приспособлений дорого, трудоемко и занимает значительное время.

При выполнении таких работ стропальщик, как правило, пользуется отрезками канатов или универсальными стропами, применяя для строповки груза различные узлы и петли.



Прямой узел употребляют при подъеме груза и для связывания концов строповых канатов одинаковой толщины. Для его увязки концы канатов обносят один вокруг другого, загибают в обратных направлениях и снова обносят тем же способом. Следует обращать внимание на правильность вязки узла: у правильно завязанного узла ходовой и коренной концы каждого каната должны находиться на одной стороне. Часто встречающейся ошибкой при вязке этого узла является неправильное направление второго обноса ходовых концов, в результате чего ходовые и коренные концы располагаются по разные стороны петель. Необходимо иметь в виду, что прямой узел при большом натяжении сильно затягивается и развязать его очень трудно. Для предохранения каната от резких перегибов и для удобства развязывания между петлями узла закладывают обрезок трубы или деревянный брусок. Нагруженные концы канатов при натяжении должны находиться на одной прямой, чтобы узел сращенных стальных канатов под нагрузкой самопроизвольно не развязывался, свободные концы крепят к коренным зажимам или привязывают проволокой:

Рифовый узел является разновидностью прямого. Он предназначен для вязки пеньковых канатов, веревок и шнуров, когда требуется быстрое его развязывание. При подъеме тяжелых грузов этот узел не применяют. Такой узел завязывают так же, как и прямой, но при этом один из свободных кондов каната вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое, что позволяет выдергиванием одного конца быстро развязать узел. При вязке рифового узла следует обращать внимание на правильное положение концов в петлях.

Рис. 1. Узлы обвязки грузов: а - прямой; б - рифовый; в - простой штыковый; г-штыковый с двумя шлангами; д - штыковый с обносом; е - штыковый с двумя шлагами и обносом; ж-морской (незатягивающаяся петля); з - плотничий узел (удавка); и - мертвая петля; к - плоский узел; л - укорачивающие петли для уменьшения длины стропов; (/-IV-последовательность позиций вязки узла)

Штыковый узел применяют при вязке стальных канатов, для привязывания растительных и стальных канатов к различным предметам, грузам, имеющим рымы, обухи, цапфы, стойки и др., когда не может быть применен прямой узел. Свободный конец каната крепят к коренному зажимами или проволокой. Простой штык вяжут следующим образом; ходовой конец, заведенный за рым или обведенный вокруг стойки, обносят вокруг коренной части каната и пропускают в образовавшуюся петлю. При этом образуется полуштык. Такую операцию повторяют 1-2 раза, а ходовой конец прочно прикрепляют к коренному мягкой проволокой. Штык с двумя шлагами применяют для крепления стальных канатов к другим предметам и в случаях, когда канат подвергается сильному натяжению. При завязывании узла свободный ходовой конец обносят вокруг предмета два раза и далее вяжут как простой штык, с креплением свободного конца к коренному. Штык с обносом используют в тех же случаях, что и штык с двумя шлагами. Однако для привязывания стальных канатов использовать его не следует из-за сильного излома в обносной петле.

Морской узел употребляют для образования временных незатягивающихся петель при подъеме, подвешивании на крюк, подтаскивания грузов, при закреплении канатов к деталям большого размера. Узел хорошо держит груз, легко и просто развязывается, свободный конец не требует специального крепления.

Плотничий узел - удавку - используют для вязки концов пеньковых канатов при подъеме легких грузов. Он крепко затягивается, хорошо держит, удобен при подъеме гладких предметов. Для его завязывания конец каната обносят вокруг предмета, огибают коренную часть (!) и, несколько раз оборачивая вокруг наложенного на предмет шлака, образуют узел (III ).

Для увеличения прочности узла его можно дополнить отдельным шлаком (IV). В этом случае узел именуют удавкой со шлагом.

Мертвую петлю используют при строповке различных тяжелых и легких грузов, малогабаритных и громоздких конструкций универсальными и облегченными стропами для подъема и перемещения. Мертвая петля крепко зажимает предмет, легко его поднимает, легко развязывается. Для подвешивания каната к крюку крана такую петлю не применяют, так как возможно ее самопроизвольное отцепление. При применении мертвой петли для строповки груза на одном конце каната петли его надо укладывать вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната.

Плоский узел служит для связывания канатов различной толщины (при соотношении диаметров 1:2), а также для связывания стальных канатов, так как в этом случае канат подвергается меньшим пережатиям’ и изломам, чем при других узлах. Завязывать этот узел удобнее, разложив концы канатов на ровной поверхности. Конец более толстого троса укладывают в виде петли, а более тонкого - подкладывают под петлю и последовательно проводят сверху коренного конца под ходовой конец толстого каната. Затем тонкий канат проводят сверху петли толстого каната, но под своей коренной частью. После этого ходовые концы канатов завязывают полуштыками (петлями вокруг коренных частей) и закрепляют тонкими линем или мягкой проволокой в случае стальных канатов.

Узел для уменьшения длины стропа. Вяжут узел следующим образом. Укорачиваемый строп укладывают на ровной поверхности и делают две петли (I), затем одну петлю обносят вокруг другой (II) и обе петли накладывают на крюк (III ). После этого строп оказывается укороченным на длину одной петли (IV). Узел развязывается сам после снятия петель с крюка.

Гачные узлы служат для присоединения свободного конца каната к крюку. Ходовой конец обводят вокруг спинки крюка, закладывают в зев и накрывают коренной частью каната (рис. 2, а). Оба конца каната скрепляют под крюком мягкой проволокой. Для лучшего удержания каната при вязке узла ходовой конец обносят вокруг спинки крюка дважды (рис. 2, б), а также заводят в зев крюка и накрывают коренной частью каната. Узел, завязанный таким образом, именуют гачным узлом со шлагом. После завязывания узлов обоими способами обязательно следует проверить положение коренной части каната, которая должна прижимать ходовой конец к крюку в его зеве.

Рис. 2. Гачные (крюковые) узлы: а - простой; б - крюковый с нахлесткой; в -- без петель с нахлесткой; г - без петель: д - двойной; е - без петель с простой накладкой на двурогий крюк; ж - то же, с перекрестной накладкой; з - без петель с перекрестной накладкой за веретено двурогого крюка; и-то же, с простой накладкой; к - без петель перекрестной накладкой с нахлесткой на двурогий крюк; л - без петель накладка ценных стропов на двурогий крюк (/ - до; // - после затяжки)

Крановые гачные узлы употребляют при надевании стропов на двурогие крюки кранов. Существует три способа завязывания узла. Во всех случаях стропы следует выравнивать при малых напряжениях. При простой накладке стропов на рога крюков (рис. 2, в-е) стропы под крюком для укорачивания и повышения безопасности проведения работ схватываются стопоркой, изготовленной из стального каната сплесниванием в форме кольца. Длина стопорки должна быть такой, чтобы при натянутых стропах она удерживала их и в то же время не могла быть оборвана при натяжении стропов. При перекрестной накладке (рис. 2, ж) стропы ложатся на противоположные рога крюка, при этом один из стропов прижимает другой.

Накладка на два рога крюка (рис. 2, з) наиболее надежна. Ее применяют в том случае, если возможно раскачивание груза. Стропы при этом заводят так, чтобы каждый из них охватывал веретено крюка и лежал на его обоих рогах При заводке стропы схватываются под крюком стопоркой.

Завязывать узлы умеют все. Вопрос только в том, как мы это делаем. Ведь практически всегда пользуются прямым узлом (или еще хуже, если «бабьим»). И ладно, если они используются для бытовых целей, но бывают же случаи и другие. Вы буксируете автомобиль и трос лопнул – как завязать хороший узел, чтобы веревка не развязалась? На стройке своего дома нужно что-то поднять на веревке – как хорошо привязать веревку к карабину, ручке ведра и т.д. А если при этом еще не оказалось троса нужной длины, то нужно правильно связать веревки между собой. Одним словом, ситуаций может быть множество, где нужно применять действительно надежный узел, так как иначе может быть просто опасно. В данной статье описано, конечно, не все великое множество узлов, но основные полезные способы вязания вы здесь найдете.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

«Бабий» узел

Прямой узел

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел





Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.





Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».


Первый простой узел

Второй простой узел
Затягиваем
Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.

Белая веревка протягивается по траектории зеленой




Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».

Белая веревка — по траектории зеленой



Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках.



Затягиваем
Можно сделать контрольные узлы

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок.



Первый узел готов


Второй узел готов
Два узла стягиваются вместе

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.





Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.


Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки
Протягиваем концы веревки в «окошко»
Затягиваем

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.









Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.





Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит.
Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).




Привязочные узлы

Коровий узел

Хорош для быстрой привязки веревки, но «ползет» при переменной нагрузке. Для лучшей надежности применяйте контрольный узел.





Выбленочный узел

Простой и надежный узел.Узел хорошо держит при постоянной тяге. Удобен для привязывания веревки к большому числу опор т.к. концы веревки из узла выходят в разные стороны.В жизни его можно использовать в самых разных ситуациях: кроме обычного привязывания веревки, им можно завязать мешок, прикрепить нить или шпагат к толстому тросу.





Узел «удавка»

Используется чтобы привязывать веревку к толстому дереву или столбу, отлично держит при числе витков более четырех. С осторожностью применяйте при ярко выраженных переменных нагрузках.





Узел «удава»(«констриктор»)

Очень надежный узел. Один из самых сильнозатягивающихся узлов, не «ползет», после сильной тяги сложно развязать.Им можно связать две палки, металлические прутья и другие элементы при экстренном ремонте.

При двух оборотах свободным концом узел еще крепче




Шахтерский узел

«Не ползёт», легко развязывается.Хорошо работает при постоянной нагрузке.





Узлы — это способы соединения веревок, образования веревочных петель и привязывания веревок к каким-либо предметам а так же сами веревочные соединения.

Верёвки одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным и ткацким узлами, разного диаметра — академическим, шкотовым и брамшкотовым узлами.

По своему назначению узлы делятся на три группы.

Некоторые узлы в альпинизме

Для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат «проводник», «восьмёрка» и «булинь» (петлевые узлы).

Для самостраховки при движении по верёвке на подъёме и спуске, при натягивании верёвки для переправы, при подъёме человека или груза применяют «схватывающие» узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые вяжутся вспомогательной верёвкой (репшнуром) на основной. Такой узел, будучи ослаблен, легко перемещается по основной верёвке в любом направлении, однако при резком приложении нагрузки сразу затягивается и стопорится на верёвке.

Для быстрого и надёжного крепления конца верёвки к дереву, камню или другому крупному предмету используются: «удавка», «штык простой» и «штык двойной», для привязывания оттяжек палаток — палаточный узел, для привязывания двойной нестягивающейся петлёй, а также при вязке носилок — «стремя».

Для динамичной страховки на мягкой, эластичной верёвке применяется узел Международного союза альпинистских ассоциаций (УИАА); при транспортировке пострадавшего незаменим узел, получивший название петли Гарда. Он легко вяжется и надёжен при любом состоянии верёвки.

Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок; на свободных (нерабочих) концах верёвки следует сделать страховочные (контрольные) узелки — они препятствуют проскальзыванию верёвки и самопроизвольному развязыванию узлов.

1. Узлы для обвязки.
На рис. 217 приведен булинь в традиционной последовательности вязки. Другой способ (рис. 218) более пригоден для связывания страховочной системы (грудной обвязки): свободный конец пропускают через все петли системы (две петли обвязки) и примерно 60 см веревки укладывают простой петлей - 1. Петля 2 проходит через петлю 1. Конец веревки 3 протягивается рез петлю 2, а веревка 3 - через петлю влево. Булинь во всех случаях нужно сильно затянуть.

Основное преимущество узла проводника (рис. 219)-простота завязывания. Его легко вязать и одной рукой. Недостаток - он сильно затягивается под нагрузкой. Рекомендуется в сплетение вставлять крюк, прощелкивать карабин или другой предмет.

Проводник применяется и для привязывания к середине веревки, если нет страховочной системы (обвязки), а также для связывания веревок - два проводника на концах веревок соединяются карабином.

Чтобы завязать узел восьмерку, надо после начальной стадии проводника сделать петлей дополнительно пол-оборота и ввести в узел с противоположной стороны (рис. 220). Восьмерка - прочный узел, к нему не вяжутся контрольные узелки.

2. Узлы для связывания веревок и лент.

Прямой узел предназначен для связывания веревок одинакового диаметра (рис. 221). Оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны. Поскольку узел подвержен саморазвязыванию, на обоих концах веревки обязательны контрольные узлы (см. рис. 217,а).

Встречный узел широко используется для связывания двух веревок, в том числе и разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки (рис. 222).

Брамшкотовый узел, одинарный и двойной, служит для связывания веревок разного диаметра. Рисунок узла должен быть правильным, пряди параллельны. Обязателен контрольный узел (рис. 223).

Узел грейпвайн наиболее надежен для связывания веревок одинакового диаметра, лент, вязки петель-оттяжек, петель для закладок (рис. 224). Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки, этим же узлом можно регулировать длину петли.

3. Вспомогательные узлы.
В последнее время схватывающий узел утерял функции основного для разнообразных целей страховки, поскольку в практике и целом ряде испытаний в экстремальных условиях в результате интенсивного трения все чаще стали отмечаться случаи оплавления и обрыва узлов. Но во вспомогательных целях он находит применение и успешно выполняет свои функции, когда не испытывает значительного трения (при спускег резком прохождении веревки через узел на страховке и т. п.), при быстром перемещении по веревке. Узел вяжется как петлей (рис. 225,а), так и одним концом репшнура (рис. 225,6). На обледенелой веревке или при необходимости повышенной надежности при спас-работах его можно вязать в три витка.

Узел Бахмана и карабинный узел (рис. 226). Преимущество этих узлов заключается в том, что при снятии нагрузки их легко протаскивать по веревке. Особенно они надежны в любом виде работ по транспортировке пострадавшего. Вяжутся как на одинарной, так и на двойной веревке.

Стремя - универсальный вспомогательный узел. Применяется для опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке, для самостраховки и на спасательных работах. Вяжется элементарно просто (рис. 227), под большой нагрузкой не затягивается, легко распускается после нагрузки.

Узел УИАА - применяется для динамической страховки только на мягкой, эластичной веревке. На жесткой веревке неприменим. Главное -правильно заложить в карабин витки узла, учитывая при этом направление возможного рывка (рис. 228).

Узел (петля) Гарда - прекрасное средство для страховки. Практически незаменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен при любом состоянии веревки (рис.229).

Узел рифовый (штыковой) - при необходимости закрепления веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим. Легко вяжется, надежно держит, легко развязывается под самой большой нагрузкой (рис. 230). О практическом его применении см. в главе «Безопасность».

Говоря об узлах и веревке, необходимо напомнить, что любой узел снижает прочность веревки в точке расположения узла. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле стремя и примерно 25% в булине и восьмерке.

Прочность верёвки на перегибе под острым углом (например, на карабине) примерно на 30% ниже статической прочности.

Веревка резко меняет прочностные качества при намокании, промерзании. Опасны для веревки механические повреждения: удары камнями, потертости оплетки на перегибах. С веревкой следует обращаться аккуратно, после занятий и восхождений просушивать ее и осматривать. В случае явных нарушений оплетки веревку надо заменить. Веревка, выдержавшая усилие хотя бы, одного рывка при срыве, должна быть незамедлительно изъята из обращения.

Работать с веревкой нужно четко и сноровисто, для чего необходимы тренировки. Крепление веревки на крючьях, выступах и закладных элементах должно осуществляться четко, быстро, узлы следует вязать правильно и оперативно.

Слаженность в работе с веревкой, оперативность при организации страховки значительно экономят время при прохождении маршрута.

Веревка не должна путаться под ногами и висеть пучками на крючьях и карабинах. Страхующий, принимая партнера по связке, сразу аккуратно укладывает веревку, чтобы, не останавливая партнера, можно было сразу выдавать ему веревку и выпускать его вперед по маршруту.

При спусках веревку следует собрать в кольца и осторожно сбросить вниз (рис. 231), предупредив предварительно партнеров, находящихся там. При небрежном спуске веревка может зацепиться за скалы или вообще заклинить, и тогда веревка доставит много неприятностей. У двойной веревки концы надо связать, иначе она может «убежать» через спусковой карабин.

В нерабочем состоянии веревка должна быть аккуратно свернута в бухту и стянута 3-4 витками марки (рис. 232). Переносят веревку под клапаном рюкзака или привязанной к его боковине снаружи. На том же рисунке справа показан прием переноски веревки на спине

Техническая подготовленность партнеров по связке, морально-волевые качества во многом определяют победу в восхождении. Недопустимо случайное, непродуманное формирование связки. Гарантия успеха связки - ее схоженность, сработанность на тренировках.

Главное условие безопасной работы связки и группы в целом - взаимная страховка. При движении по рельефу одним из существенных элементов безопасности является самостраховка, необходимая в любом случае, где возникло предположение об опасности. Самостраховка связывает альпиниста с рельефом, при рывке должна принять на себя часть нагрузки, приходящейся на страховочную веревку.

Самостраховка организуется на выступах рельефа, крючьях и не допускает никаких условностей. Соединяющим звеном «рельеф- альпинист» служит кусок веревки, ленты, петля. Чтобы длину петли можно было легко менять, используют петлю, связанную узлом грейпвайн, или универсальную страховочную петлю из двойного репшнура (рис. 233). Сначала надо связать из реп шнура замкнутую петлю, сложить ее вдвое на две неровные части и связать узлы проводника. Выходящий из узла длинный конец равен 125 см, короткий - до 45 см. Коротким концом, но не как петлей, вяжут вокруг длинного конца схватывающий узел, получившийся проводник прощелкивают в карабин грудной обвязки. Кончик, оставшийся после вязки, подстраховывают в карабине.

Для укорачивания страховочной петли надо протянуть ее через схватывающий.узел на необходимую длину и закрепить схватывающий узел. Большая петля увеличивается до 150 см, а малая практически примыкает вплотную к страховочному карабину или крюку. Следует обратить внимание на правильную линию самостраховки по отношению к линии рывка при срыве первого в связке, к положению промежуточных точек закрепления (выступы, крючья, карабины, закладные элементы и т. п.), с помощью которых организована страховочная цепь.

Петля самостраховки не должна иметь провиса, чтобы предотвратить падение страхующего с пункта страховки. Одновременно она не должна мешать действиям страхующего. Как правило, «усы» самостраховки разносятся на две, а то и на три точки закрепления. Первая - собственно самостраховка для человека, пришедшего к пункту страховки, его личная (индивидуальная) безопасность. Остальные точки находятся в линии предполагаемого рывка при срыве, и задача их - компенсация рывка и подстраховка страхующего на случай его срыва усилием рывка, приходящегося на точку страховки. Такое разнесение точек самостраховки во многом позволит страхующему избежать последствий рывка и остаться дееспособным для помощи сорвавшемуся партнеру.

Страховка партнера осуществляется только в рукавицах: даже малейший рывок веревки может

серьезно поранить (обжечь) ладони. На легких скалах, гребнях, на участках с большим количеством выступов связка, двигаясь одновременно, не должна пренебрегать страховкой, которая осуществляется закладыванием веревки через выступы рельефа. Каждый из партнеров несет в руке 2-3 кольца свободной веревки. Это позволяет маневрировать на простом рельефе и сориентироваться, если потребуется страховка для партнера.

При такой схеме движения многое зависит от длины веревки. Веревка длиной 30-40 м, запутываясь Рис. 233. Универсальная страховочная петля в выступах, может помешать движению, да и трение будет существенным. Длинной веревкой невзначай мюжно сбросить свободно лежащие камни. В таких случаях прямой смысл укоротить связочную
веревку вполовину.

Укорачивают веревку так: один или оба партнера надевают на себя несколько колец веревки, после чего веревку, идущую к партнеру, крепят карабином к грудной обвязке узлом проводника (рис. 234). Другой способ заключается в том, что свободную часть веревки, аккуратно сложенную в кольца, один из партнеров, обычно второй в связке, кладет себе в рюкзак. Веревка, идущая к партнеру, крепится на грудной обвязке.

А также, «Учимся вязать . Примеры в анимации»

В туризме порой человек не может обойтись от веревки. Да, кажется, что эта вещь проста. Но порой она добавляет столько комфорта, что невозможно представить свою жизнь без нее. Она может пригодиться в огромном количестве дел. Если нужно просушить спальные мешки – веревка вам поможет.

Другом она станет и в постройке навеса от дождя. И это только стандартные задачи. А сколько же есть других, более уникальных дел, в которых веревка может стать незаменимым инструментом ! Более того, еще и удобным. Но при этом нужно уметь пользоваться ею. И один из аспектов, которые связаны с веревками – завязывание правильных туристических узлов.

В данной статье собраны самые простые, но при этом полезные связки. Они смогут решить большую часть задач в туристических вылазках.

Есть множество способов связывания двух веревок одинаковой толщины.

Как вязать соединения для веревок разной длины?

У туристов бывают ситуации, когда нужно из нескольких маленьких веревок сделать одну большую. В этом случае нужно использовать эти способы.

Как закрепить веревку на жесткой основе?

Жесткая основа – это может быть все, что душе угодно. Обычно это вертикальные продолговатые предметы, такие как деревья или колья. Это прекрасная основа для завязывания узла, которую использует большое количество туристов.

Достаточно хорошим способом завязывания веревки на жесткой основе является штык в силу его простоты. Данное соединение являет собой жесткую петлю, которая не только легко завязывается, но и развязывается. Данное соединение требует контрольных узлов , но при этом их можно заменить с помощью дополнительного “полштыка”. Если же, например, не хочется чтобы соединение скользило по основе, то хорош узел “удавка”.