Как узнать совокупный годовой объем закупок. Определение объема закупки. Как обосновать годовой объем закупок по п.4 ч.1 ст.93

Виды закупок.

Методы определения потребности в материальных ресурсах.

Различаются два метода установления потребности в материальных ресурсах:

1) на плановой основе;

2) на основе расхода материалов прошлых периодов.

Первый метод требует интеграции планирования сбыта, производства и закупок материальных ресурсов. Исходными данными для определения материальной потребности этим методом служат: план производства продукции, конструкторские спецификации, рецепты, по которым рассчитывается потребность в материалах в расчете на единицу продукции, нормы расхода материальных ресурсов. Потребность в каждом материале устанавливается умножением планируемого количества продукции на норму расхода материала.

Второй метод определения потребности в материальных ресурсах связан с учетом складских остатков материалов и постоянным пополнением запасов регулированием сроков поставок или размеров партий, а также с учетом расходов материальных ресурсов прошлых периодов.

После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Вид закупки определяет отдел маркетинга. Известны следующие виды закупок:

Напрямую у изготовителя;

Оптовые через посредника или биржу;

Мелкими партиями в магазинах розничной торговли.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.

Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства.

Весьма распространенными являются закупки через биржи
и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Таким образом, закупается большая часть сельскохозяйственного сырья предприятиями пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

Для каждого материала выбирается вид закупки. Определив вид и установив конкретные сроки закупок, следует рассчитать объем закупок по каждому материалу.



партии;

q - величина партии закупки;

Ц - цена единицы сырья;

h - расходы по хранению единицы сырья на складе в течение года

Разработка пла на закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия

В процессе планирования материально-технического обеспечения в целях сокращения затрат осуществляется стоимостный анализ. Для проведения стоимостного анализа в отделе снабжения предприятия должен быть один или несколько специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и материалов.Основной задачей этих специалистов является снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества благодаря смене поставщиков, замены материалов альтернативными, концентрации объема закупок. Проведение стоимостного анализа предполагает сотрудничество отдела снабжения с другими отделами предприятия.



39. Понятие бюджета снабжения предприятия.(распечатка)

Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия, который включает:

· бюджет закупок (объем и стоимость закупок);

· бюджет общих затрат, включающий затраты на приобретение материалов, затраты на хранение запасов и накладные расходы.

В процессе планирования материального обеспечения предприятия и в целях сокращения затрат должен осуществляться стоимостной анализ, результаты которого используются при согласовании плана закупок со сметой затрат на производство.

План закупок материальных ресурсов согласовывается следующим образом. Отдел материально-технического снабжения предприятия передает экономическому отделу данные о закупочных ценах на материальные ресурсы и план закупок материальных ресурсов в натуральных единицах измерения. Экономический отдел определяет приемлемые цены закупки материальных ресурсов с учетом рентабельности производства, а также согласованный со сметой затрат на производство план закупок материальных ресурсов. В смете затрат на производство определяются все затраты на выполнение производственной программы. В состав материальных затрат в себестоимости продукции входят:

· сырье и основные материалы;

· вспомогательные материалы;

· покупные изделия и полуфабрикаты;

· топливо и энергия со стороны;

· износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· прочие материальные затраты.

Из затрат на материальные ресурсы, входящих в себестоимость продукции, исключается стоимость используемых возвратных отходов, к которым относятся остатки сырья, материалов, образовавшиеся в процессе производства и утративших полностью или частично свои потребительские качества.

Возвратные отходы могут оцениваться:

· либо по полной цене исходного материального ресурса, если они реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;

· либо по пониженной цене, если они применяются для основного производства по повышенным нормам расхода или используются для изготовления предметов широкого потребления или хозяйственного обихода.

40. Определения экономически-целесообразных партий закупок материальных ресурсов.(распечатка)

При определении наиболее приемлемой для условий рынка производственной программы следует учитывать спрос покупателей на изделия предприятия, а также имеющуюся на складе продукцию, учитывать данные реализации в предшествующие периоды.

При стабильном потреблении материальных ресурсов целесообразно применять метод статистического прогнозирования . Главным для этого метода является определение потребности будущего периода на основе показателей прошедшего времени. После определения потребности в материальных ресурсах разрабатывается план закупок. Этот план закупок нужен для рациональной закупки материальных ресурсов. Составить план закупок – это означает определить объем закупок на определенный период.

Объем закупок определяется по формуле:

L = V - Он - Мз,

где V - потребность предприятия в материале (сырье) за определенный пе-

Он - остаток материала на складе на начало периода;

Мз - заказанная поставщику, но не поступившая на склад партия мате-

Таким образом, материальное обеспечение ориентировано на создание запасов, но при этом учитывается уровень производственных запасов на складе отдела материально-технического снабжения. Снабжение, ориентированное на создание запасов, имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным относятся:

· использование ценовых льгот (скидки с цены для крупных покупателей);

· определенная защищенность от рыночной конъюнктуры.

К отрицательным относятся:

· затрачивается значительный оборотный капитал;

· увеличение процентов за кредит при росте запасов.

Поэтому стоит задача определения экономически целесообразного уровня материальных запасов, поскольку размер запасов влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Отделу материально-технического снабжения выгодно закупать сырье и материалы большими партиями, так как при этом можно получать скидки с оптовой цены. Но увеличение партии закупки приводит к росту производственных запасов и потребности в оборотных средствах, увеличиваются затраты на хранение. Поэтому в целях уменьшения затрат предприятия нужно рассчитывать экономически целесообразные партии закупки материальных ресурсов у поставщиков.

Расходы, связанные с закупками материальных ресурсов определенного вида, можно представить следующей формулой:

где С – суммарные годовые затраты по организации закупки, доставке
материалов и хранению запасов на складе;

А– расходы на организацию одного заказа и поставку закупаемой
партии;

V - годовая потребность предприятия в материале определенного вида;

q - величина партии закупки;

Ц - цена единицы сырья;

h - расходы по хранению единицы сырья на складе в течение года.

В приведенной формуле включены три вида затрат:

· годовые затраты на организацию закупки и поставку материальных ресурсов. Эти затраты включают расходы по организации и размещению заказов, определению потребности в ресурсах, заключению договора с поставщиком, организации приемки и контроля качества поступающих материалов;

· годовые затраты на закупку материалов: Ц х V;

· расходы на хранение материальных запасов на складе в течение года:

.

Таким образом, расчет экономически целесообразной партии закупки, которой можно достичь путем минимизации годовых затрат по организации закупки, доставке материалов и хранению запасов на складе, можно представить следующей формулой:


41. Определение потребности цехов в материальных ресурсах.

Обеспечение цехов и производственных участков материальными ресурсами является завершающим этапом материально-технического обеспечения. В целях эффективного использования каждый цех предприятия должен получить материальных ресурсов столько, сколько их необходимо для выполнения задания по выпуску продукции. Поэтому целесообразно установить цехам лимит отпуска сырья и материалов на определенный период.

Установление лимита на материалы предполагает ограничение их отпуска в производство в соответствии с обоснованной потребностью цехов. Лимитирование повышает ответственность цехов за экономное использование материалов, упорядочение работы складского хозяйства и увеличивает возможность контроля за использованием ресурсов в производстве.

Лимит должен соответствовать фактической потребности цехов в материалах, устанавливается на основе норм расхода и размеров цеховых запасов. Лимит отпуска материальных ресурсов цеху рассчитывается по формуле:

Лц = Пц + З – Оф,

где Пц – потребность цеха в определенном материале для изготовления
необходимой продукции;

З - запас материала, который постоянно находится в цехе;

Оф – фактический остаток неизрасходованного материала на начало

того периода, на который установлен лимит.

Запас материала , который постоянно находится в цехе, рассчитывается по формуле:

где С – среднесуточное потребление материала;

t - интервал времени между поставками сырья в цех.

Лимит отпуска материалов цехам может быть рассчитан на месяц или квартал, что зависит в основном от типа производства. Лимит отпуска цехам должен устанавливаться отделом материально-технического обеспечения предприятия. Кроме отпуска материалов цехам по лимиту, могут быть сверхлимитный отпуск, а также замены одних материалов на другие, связанные с конструктивными изменениями в выпускаемых изделиях, в технологическом процессе (нелимитированный отпуск).

42. Выбор потенциальных поставщиков: источники информации, процедура отбора, критерии выбора, метод бальных оценок.

При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков. Выбор поставщиков должен быть начат с анализа материальных потребностей предприятия и возможности удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификацию на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требование к ним.

В спецификацию должны быть включены все характеристики и стандарты требуемого материала. После составления спецификации

Источники информации для составления списка поставщиков является изучение рынка сырья и материалов. Когда поставщиков немного (2 или 3), то критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков. Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий названным критериям.

Определённые особенности имеются при выборе поставщиков сырья. Когда уровень конкуренции среди поставщиков сырья низок, то определяющими факторами выбора поставщиков являются: стоимость сырья и обьём закупок.

При увеличении конкуренции следует принимать во внимание конъюнктуру сырьевых рынков (спрос, предложение, цены), а также тарифы на перевозку сырья, таможенное и налоговое законодательство, определяющее стоимость закупки сырья за пределами Беларуси.

Когда поставщиков много, то выбор целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Критерии выбора поставщиков в таблице.

Критерии предварительного выбора поставщиков:

1.Производственная мощность.

2.Удалённость поставщика

3.Форма расчётов.

4.Качество продукции (по спецификации)

5.Цена единицы продукции

6.Возможности переналадки оборудования

7.Комплектность поставки

8.Упаковка

9. Размер партии

После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям, исключается из таблицы.

На втором этапе берётся более расширенным перечень критериев выбора поставщиков

Задачу по снижению затрат компании сейчас ставят многим, при этом в логистике обычно выделяют точку приложения сил - это большие затраты на транспортировку из-за слишком частых поездок к поставщику, и заморозка денег в лишние запасы, которые будут лежать мёртвым грузом на складе. А оба этих крайних варианта - как раз и есть следствия не оптимального объёма партии заказываемой у поставщика продукции. Именно поэтому стоит обратить своё внимание на то, как рассчитываются, планируются и проводятся закупки, и в первую очередь - как определяется объём закупаемой партии товара.

Как и на какие показатели работы фирмы влияет объём заказа.

Как только в компании принимается решение о необходимости размещения заказа у поставщика на какую-либо продукцию, то сразу возникает вопрос: «А сколько заказывать?» - причём ответ на этот вопрос непосредственно влияет на экономические показатели работы всей фирмы.

Давайте разберёмся, что же это за показатели, и каким образом объём заказа так сильно влияет на них:

Все эти показатели очень важны в деятельности компании, а некоторые, вообще, определяют её выживание. А так как с задачей по определению объёма закупаемой партии сталкивается практически любая компания, то, сразу возникает вопрос: «А не придумано ли уже правильное и чёткое решение - если не в России, то хотя бы на Западе?» Такая формула, в которую надо, просто, подставить свои значения и получить искомый результат…

Формула Уилсона

Однако не всё так просто - недолгие скитания по Интернету приводят нас как раз к такому решению - знаменитой формуле Уилсона. Это очень красивая формула с эстетической точки зрения, в которой есть числитель, знаменатель и даже корень - вершина математического аппарата для большинства не технарей:

где:

Q - оптимальный объём одной партии по позиции [штук];
D - стоимость доставки одной партии от поставщика [рублей];
S - спрос на позицию [штук за период];
h - затраты на хранение одной единицы позиции [рублей за штуку за тот же период].

Если же кто-то решит копнуть глубже, то увидит, что для вывода формулы Уилсона используется даже дифференцирование - а это уже замашка на высшую математику! Я не знаю ни одного человека, включая лучших специалистов по логистике, который, впервые наткнувшись на нее, не говорил бы себе: «Вот оно - решение этой извечной проблемы!» - однако большинство попыток применить её как есть на практике обычно заканчиваются глубоким разочарованием… Одной из причин этого являются многочисленные вопросы относительно входных данных, которые появляются при попытке практического использования.

D - что спрашивается может быть проще, посмотрели сколько стоила доставка от этого поставщика раньше и всё, однако уже здесь возникают вопросы… Какую брать цену доставки, если она в зависимости от объёма заказа была разной: то привозили целую фуру, а то доставляли небольшие количества ГАЗелями? Как делить затраты на доставку, если для снижения издержек транспортники объединили поставки от нескольких поставщиков в одну доставку, причём вовсе не обязательно, что у них опять получится это сделать при следующей поставке? А если поставщик сам осуществляет бесплатную доставку при заказе на определённую сумму? А если у вас собственный транспорт и водитель получает зарплату за всю свою работу раз в месяц, а не конкретную сумму за конкретную доставку?

S - редко какая фирма может похвастаться постоянным и равномерным спросом на продаваемую продукцию, даже при условии расчёта поставок сырья на производство, где вариации спроса гораздо ниже, чем в дистрибьюции, у вас всё равно потребление будут колебаться достаточно сильно, чтобы от этих отклонений нельзя было отмахнуться, как от статистически незначимой величины.

h - даже, если вы возьмёте некие усреднённые значения по D и S, вас ждёт настоящее испытание при определении затрат на хранение одной единицы продукции.

Что относить к затратам на хранение, а что - нет?

Как общие затраты на хранение всей продукции разбить по позициям, которые хранятся на складе?

Нужно ли учитывать постоянную или переменную часть категорий расходов, а также потери от заморозки денег в эти запасы?

Кроме всего этого, даже если вы как-то определите все эти значения, есть ещё одно очень важное ограничение на саму модель, для которой Уилсон выводил свою формулу: все расчёты в ней - верны только для случая, когда вы заказываете у поставщика и доставляете каждую позицию отдельно, что очень редко встречается на практике. Поэтому, учтя все эти проблемы, найдём своё решение для поиска оптимального объёма партии, но прежде необходимо оговорить обязательные условия по существующей в компании системе управления закупками…

До оптимизации объёма партии поставки.

Ещё до начала работ по расчёту оптимального объёма партии, ваша система закупок должна работать как часы, чётко прогнозируя спрос, осуществляя заказ позиции только тогда, когда это необходимо, а не раньше или позже, и в таких количествах, в которых имеется текущая потребность предприятия. Если этого нет, то оптимизировать объём партии заказа - по сути, калибровать вашу систему закупок - преждевременно, сначала эту систему закупок надо создать!..

Вкратце опишем каждый из пунктов такой системы закупок.

1. Качественное прогнозирование спроса.

Должна существовать модель прогнозирования спроса, учитывающая тренды, сезонность и необходимый уровень удовлетворения спроса складскими остатками, который вы хотите обеспечить по каждой позиции.

2. Определение точки заказа.

Заказ поставщику не должен осуществляться, пока остаток по какой-либо из позиций этого поставщика не достиг критического уровня, достаточного только для того, чтобы обеспечивать продажи на нужном уровне удовлетворения спроса складскими остатками до оприходования вашего нового заказа.

3. Определение потребности предприятия в позиции.

Вы должны заказать ровно столько, сколько вам понадобится, чтобы обеспечить продажи на нужном уровне сервиса до оприходования следующего за текущим заказом. Собственно, если все эти три условия выполняются, то можно пытаться рассчитать оптимальный с точки зрения совокупных затрат на транспортировку и хранение продукции объём заказа.

Расчёт оптимального объёма партии.

Как показывает практика, нахождение оптимального объёма партии возможно только при использовании моделирования поставок с разными вариантами величины этого объёма и сравнения итоговых общих затрат на транспортировку и хранение. Таких моделей - много, в данной статье рассмотрим только один из возможных вариантов. Модель - это всегда упрощение реальной ситуации, поэтому затратами на хранение будем считать:

Где:

A - затраты на хранение позиций поставщика [рублей за период];
a - среднескладской остаток по позициям поставщика в ценах себестоимости [рублей];
Z
H - только переменные затраты и только на хранение (без затрат на приёмку и отгрузку) всей продукции на складе [рублей за тот же период];
O - среднедневной остаток всего склада в ценах себестоимости за тот же период [рублей].

А затратами на транспортировку:

где:

B - затраты на транспортировку [рублей за период];
N - количество транспортировок [раз за период];
D - средняя стоимость доставки одной партии продукции от поставщика [рублей].

Теперь моделируя формирование заказов в нужные моменты времени и, следовательно, приходы на склад, а также зная отгрузки за каждый день прошлых месяцев, мы сможем рассчитать и общие затраты (A + B) для случаев разных объёмов заказа. Желательно, чтобы эта модель была полностью автоматизирована в информационной системе компании, тогда, просто, вводя различную периодичность поставок, можно будет следить за тем, как изменяются все показатели, перечисленные в таблице выше, а также затраты на транспортировку, затраты на хранение и их сумма.

Чтобы вам не пришлось бегать по всей шкале возможных значений объёма поставок, в качестве отправной точки можно использовать значение, найденное с помощью модификации формулы Уилсона:

где:

P - оптимизированный объём одной партии [рублей];
D - средняя стоимость доставки одной партии продукции от поставщика [рублей];
C - ожидаемый спрос на продукцию поставщика в ценах себестоимости [рублей за период];
Z - потери от замораживания денежных средств в запасы [процентов за тот же период];
H - только переменные затраты и только на хранение всей продукции на складе [рублей за тот же период];
O - среднедневной остаток склада в ценах себестоимости за тот же период [рублей].

Стоимость доставки D берётся как средняя стоимость из истории только моно-доставок от этого поставщика.

Если два ваших поставщика находятся очень близко друг от друга, и вы регулярно осуществляете от них консолидированные поставки, то вам стоит рассмотреть вариант заведомой консолидации доставок от этих поставщиков в единую поставку, и, соответственно, рассчитывать P одновременно для всех их позиций - как будто это один поставщик. Таким образом вы «зашьёте» экономию на поставках от них в систему закупок.

Если стоимость доставки значительно разнится из-за разных габаритов используемых автомобилей, то нужно подобрать самый выгодный. Для этого выбираете любой вариант, рассчитайте P, и, если оказывается, что товар на эту сумму не уместится в выбранный автомобиль, то берётся больший, и Р пересчитывается заново. Тоже самое необходимо сделать, если оказалось, что оптимизированный объём одной партии оказался слишком маленьким для выбранного типа автомобилей.

Если вы сидите на кредитных деньгах, то в качестве Z берётся та ставка, по которой вы берёте деньги. Если вы работаете с избытком денежных средств, то в качестве Z берётся ставка, по которой вы держите деньги на депозите.

Если денежные средства перераспределяются между несколькими вариантами вложения или вы работаете с нехваткой денег, но у вас нет возможности брать в долг, то в качестве Z надо брать среднюю прибыльность бизнеса. Рассчитывая H надо учитывать только затраты на хранение, без затрат на обработку грузов на приёмке и отгрузке, так как их величина не меняется в зависимости от объёма хранимой продукции. Однако если вы их не можете вычленить или, вообще, учесть их - это не очень важно, так как в рентабельном бизнесе Z обычно гораздо больше, чем H / O и этим слагаемым можно перенебречь.

Теперь, имея в качестве отправной точки значение P, полученное по данной формуле, вы можете, используя моделирование, смотреть, как повлияет на консолидированные затраты (A + B) увеличение и уменьшение этого значения. В качестве шага можно взять 5% от P: если затраты (A + B) уменьшились, когда вы увеличили P на 5%, значит, вам нужно идти в этом направлении дальше, пока затраты не начнут опять расти, что станет для вас стоп-сигналом.

Если затраты (A + B) уменьшились, когда вы уменьшили P на 5%, значит, вам нужно идти уже в этом направлении до соответствующего стоп-сигнала уже с другой стороны. Если затраты (A + B) выросли на первом же шаге в обоих направлениях, значит, вы находитесь в точке минимума, и значение P - является вашим искомым оптимальным объёмом партии продукции от этого поставщика. Хотя вы можете его немного уточнить, уменьшив шаг с 5% до 1% и проделав те же манипуляции, но при этом влияние на уровень затрат (A + B) будет в любом случае уже не значительным. В принципе, машина помогая вам в расчёте суммарных затрат (A + B) для разных значений Р, может итеративно найти по предложенному алгоритму и оптимальное значение Р, при котором затраты (A + B) будут минимальными.

Уровень управления и контроля.

Теперь, когда у вас на руках есть все расчёты, дающие нужные показатели эффективности предприятия, встаёт в полный рост вопрос о контроле непосредственных действий менеджеров по закупкам. Не смотря на то, что вы нашли оптимальные объёмы заказа по всем поставщикам, не стоит проверять каждую поставку на предмет соответствия этому значению.

Ведь менеджер по закупкам учитывает гораздо больше факторов, чем было использовано в упрощённой модели, по которой рассчитывался этот оптимум,

а именно:

1. Дополнительные условия поставки - например, минимальная партия отгрузки или неделимая отгрузочная упаковка у поставщика.

2. Информация о грядущем изменении цен или перебоях с продукцией - менеджер по закупкам, располагая такой информацией, может подстраховаться и взять больше, если ожидаются перебои в поставках или рост цен, или наоборот - меньше, если ожидается снижение цен.

3. Ограниченное количество по позиции у поставщика, когда менеджер по закупкам и рад бы заказать больше, да поставщик пока не может отгрузить.

4. Ограничения по производительности и вместимости вашего склада.

5. Округление до упаковок - сохранность груза будет выше, а приёмка - значительно проще, если вы закажете у поставщика полную упаковку продукции: коробку или палету. А так как затраты на приёмку и её скорость - тоже очень важны, то при небольших отклонениях между требуемым количеством и кратном упаковке заказ обычно округляют до целых коробок или даже палет.

6. Скидки на объём или возможность бесплатной доставки - начиная с некоторого значения дополнительная скидка на объём перебивает затраты на закупку дополнительных позиций. Например, при дополнительной скидке в 6% на сумму заказа от 100"000, вместо заказа на 95’000 выгодней заказать дополнительно ещё продукции на 5"000, и в результате купить дешевле: заплатить за большее количество в поставке меньше денег - 94"000.

По-хорошему, принимая каждое такое управленческое решение необходимо взвешивать на весах выгоды оба варианта - и выбирать тот, по которому общие затраты, включая затраты на транспорт и хранение, - будут минимальными. Однако не всегда есть возможность так глубоко залезать во всю эту кухню, тем более что руководство обычно интересуют более агрегированные цифры, и вам нужен скорее инструмент, чтобы контролировать менеджера по закупкам, а не работать за него.

Критерии итоговой оценки деятельности закупок.

Некоторые люди, как только слышат об оценке деятельности и её критериях, сразу вспоминают о нормативах. Это решение, кажется, лежит на поверхности: выбрал критерии, на которые влияет сотрудник; выработал нормативы по каждому; и следи, чтобы они выполнялись, можно даже завязать на них премиальную схему этого сотрудника.

Однако не всё так просто.

Во-первых, чтобы определить адекватные нормативы надо быть очень хорошим специалистом в данной сфере, и самым лучшим обычно является как раз тот, для кого эти нормативы придумывают, но не будет же он сам нормировать свою работу...

Во-вторых, редко, когда какой-то критерий лежит полностью во власти какого-либо из исполнителей, а несправедливое наказание за невыполнение норматива по чужой вине, ещё никогда не приводило к увеличению производительности труда или улучшению качества работы.

В-третьих, это только кажется, что норматив ограничивает показатель работы только с одной стороны - на самом деле сотрудники, имеющие норматив по какому-либо из критериев своей работы, стараются хотя и выполнять его, но не слишком перевыполнять, чтобы вдруг этот норматив не повысили, то есть введением норматива вы снижаете возможную эффективность работы этого сотрудника.

И, в-четвёртых, ввод норматива перенацеливает сотрудника с качественного выполнения своей работы на максимуме своих возможностей на утилитарное выполнение этого норматива, то есть сотрудник уже не может гордиться своей классной работой - всех интересует только, выполнил ли он свой норматив. В результате сотрудник перестаёт совершенствоваться сам и улучшать качество своей работы - он сваливается в рутинное выполнение некоего, алгоритма действий, обычно приводящего к нормальному результату.

Возможно, при каких-то условиях это и работает, но уж точно не там, где требуется творческий подход и учёт множества важных параметров.

Поэтому я предлагаю вам для итоговой оценки эффективности закупок и логистики производить регулярный замер следующих параметров:

1. Динамика обеспечения спроса доступными остатками - фактический показатель, достигаемый в результате деятельности закупок и логистики, который сравнивается с выбранным изначально и достигнутыми за предыдущие периоды.

2. Динамика оборачиваемости складских запасов - формула оборачиваемости указана выше, вас интересует её график за несколько последних периодов. В случае значительного объёма транзитных поставок под заказ клиента, эти отгрузки и остатки в данном параметре лучше не учитывать или учитывать отдельно.

3. Динамика относительных логистических затрат - они получаются делением всех логистических затрат за отчётный период на суммарные отгрузки за тот же период. Строить этот график надо вместе с графиком самых отгрузок, чтобы в случае значительного снижения отгрузок правильно толковать рост графика относительных затрат.

4. Динамика структуры запасов - это данные об абсолютных и относительных друг к другу складских остатках в ценах себестоимости, агрегированные в группы ABC-анализа по спрашиваемости, с отдельным выводом неликвидов - группы D. Эти данные тоже нужны за несколько отчётных периодов, чтобы в случае появления динамики увеличения групп С и D руководитель мог своевременно это увидеть и вмешаться. Вариант автоматизированного расчёта АВС-анализа в Excel можно скачать по адресу: http://upravlenie-zapasami.ru/excel/ - при необходимости его можно ввести в вашу корпоративную информационную систему, и получать нужные отчёты уже агрегированные по группам.

Одновременный анализ всех этих критериев позволит вам правильно ставить цели закупкам и логистике, постепенно снижать относительные логистические издержки, а также оценивать видимое улучшение качества работы, при этом всегда иметь обратную связь для проверки результативности принимаемых логистических решений.

Разгуляев Валерий

Что учитывает понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ для расчета суммы закупок у СМП, СОНКО, что не учитывается, а также приведем пошаговую инструкцию для расчета объема закупок и калькулятор.

Что такое СГОЗ по 44-ФЗ

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дается в статье 3 Закона 44-ФЗ. Это объем средств, которые были выделены заказчику для проведения закупочных процедур, а также для оплаты контрактов, заключенных ранее. Объем средств утверждается в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.

Расчет этого показателя необходим для формирования отчетности и соблюдения требований законодательства. Будьте внимательны: ошибка в вычислениях может привести к крайне негативным последствиям - повышенному вниманию ФАС, внеплановым проверкам и штрафам.

Методика вычисления была разработана после возросшего количества споров вокруг необходимости включения в этот объем стоимости долгосрочных контрактов, которые заключили в прошлом году, а оплачивать должны в настоящем.

Как посчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Рассмотрим основные правила расчета СГОЗ по 44-ФЗ. В совокупном объеме учитываются:

  • стоимость контрактов, которые стороны подписали в прошлом году, но заказчик должен перевести оплату в этом;
  • общая цена контрактов, которые стороны подписали в этом году и обязательства по которым будут исполнены в нем же (небольшие по срокам контракты);
  • стоимость контрактов, которые были подписаны в этом году, но будут исполнены частично в следующем периоде (в СГОЗ вносится только та часть, которая будет оплачена в этом году).

При расчете не нужно учитывать зарплату сотрудников, их командировочные выплаты, средства, которые идут на уплату налогов и других обязательных сборов, средства на возмещение вреда, который заказчик причинил физлицам или контрагентам в ходе работы. В итоге совокупный годовой объем закупок формируется из сумм, которые выделены на оплату товаров, работу и услуг. Цифра идентична лимитам бюджетных обязательств.

Для чего это нужно?

Во-первых, для принятия решения о создании контрактной службы (если объем более 100 млн руб.) или назначении контрактного управляющего (при показателе менее 100 млн руб.) - об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, определение необходимого объема закупок у малого бизнеса и социально значимых некоммерческих компаний. На них должно приходиться не менее 15% СГОЗ, если показатель меньше, заказчику грозит штраф.
В-третьих, для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у едпоставщика. Малые закупки у едпоставщика можно проводить в объеме 5% от СГОЗ, не больше 50 млн руб.
В-четвертых, для расчета объема закупок путем запроса котировок. Этим способом можно проводить закупки в объеме не более 10% от СГОЗ на сумму до 10 млн руб..

Рассчитанный показатель заказчик должен включить в план-график. Для этого используются методические рекомендации Правительства РФ.

По Закону № 44-ФЗ, вы обязаны закупать 15 процентов от СГОЗ у СМП и СОНО. Отчет о закупках у малого бизнеса вы обязаны разместить до 1 апреля. Сейчас подходит срок очередного отчета. Проверьте по калькулятору, выбрали ли вы нужный минимальный объем - это займет несколько секунд.

Расчет СГОЗ для разных способов определения поставщика

Рассмотрим примеры для разных случаев. Возьмем закупки у едпоставщика. В первой части статьи 93 Закона о контрактной системе установлены следующие лимиты (используется один из них по выбору). Объем закупок у едпоставщика не должен превышать:

  • 2 млн руб. в год;
  • 5% от СГОЗ и не должен быть больше 50 млн руб. в год.

Пример. Допустим, СГОЗ госзаказчика составляет 3 млн руб. По закону, он может проводить у едпоставщика закупки на 150 тыс. руб. (5% от СГОЗ). Этой суммы недостаточно, поэтому выгоднее пользоваться вторым способом расчета лимитов - не более 2 млн руб. в год.

Рассмотрим также методику расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся к СМП и СОНКО. У них нужно закупать на сумму не менее 15% от годового объема. Это можно делать двумя способами: установить ограничение на участие в процедуре только СМП и СОНКО или же обязать привлекать их в качестве субподрядчиков.

Правила здесь аналогичны. Рассчитаем объем закупок у СМП и СОНКО по данным из нашего примера. Если СГОЗ составляет 3 млн руб., у малых предприятий и социально-ориентированных НКО нужно закупить на сумму 450 тыс. руб.

Обратите внимание, что с 2019 года при расчете общего объема закупок учитываются процедуры с едпоставщиком, проведенные после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме.

Чтобы избежать штрафных санкций, правильно рассчитывайте СГОЗ и вовремя сдавайте отчетность.

Контракты заказчика:
1) в 2018 году на сумму 800 000 руб. Из них 500 000 руб. оплачены в 2018 году и 300 000 руб. перешли на 2019-й;
2) в 2019 году на сумму 900 000 руб. с полной оплатой в 2019 году;
3) в 2019 году на сумму 1 млн руб. с частичной оплатой в 2019 году (700 000 руб.). А 300 000 руб. заказчик оплатит в 2020 году.
СГОЗ в 2019 году составит 1,9 млн руб.: 300 000 руб. + 900 000 руб. + 700 000 руб.

СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44

Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:

  • Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
  • Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
  • Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.

При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:

  • Зарплата и командировочные.
  • Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
  • Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
  • Доход от деятельности субъекта.
  • Средства, которые были выданы в рамках закупки.

Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.

Что не учитывается при расчетах СГОЗ

Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:

  • Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
  • Предоставление кредитования.
  • Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
  • Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
  • Закрытые аукционы и конкурсы.

То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Примеры расчетов

Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.

Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО

СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.

Расчеты будут следующими:

(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.

Результат: 1 050 000 рублей.

Определение максимального объема закупок методом запроса котировок

Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:

10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.

ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.

Как ввести сведения в план-график

Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.

СГОЗ - это совокупный годовой объем закупок, т. е. деньги, которые выделены для закупочной деятельности в текущем году. В эту сумму также входит оплата контрактов, которые заказчик заключил в прошлом году, но выполнение обязательств и оплата по которым предстоит в текущем. Расскажем, для чего нужен этот показатель, что в него включается, а также приведем примеры расчета.

Что включается в совокупный годовой объем закупок

16.06.2017 Минфин в Письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в СГОЗ входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

СГОЗ изменяется в течение года. Это влияет на то, какие закупки и в каком объеме нужно проводить. Поэтому рекомендуем узнавать, например раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

На основании ч. 1 ст. 30 имеется список госзаказов, которые не входят в расчет показателя. Это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Цели СГОЗ

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44-ФЗ о контрактной службе (ч. 1 ст. 38) обязывает организатора решить вопрос о в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик обязан организовать службу.

Заказчик использует совокупный объем закупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Примеры расчета

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2019 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2018 г. и исполненных в 2019 г. контрактов.

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО

Если размер СГОЗ — 10 млн рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн руб.), и от полученной суммы посчитать 15 %, т. е.:

(10 000 000 - 3 000 000) × 15 % = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок

Эта цифра должна составлять 10 % от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10 % = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн рублей.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 он может составлять 5 % от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн рублей.

10 000 000 × 5 % = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 он составит 50 % от СГОЗ. При этом по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн рублей.

10 000 000 × 50 % = 5 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ

В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2019 г. в отношении СГОЗ (). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18 % от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок. При этом сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 15 % от суммарной стоимости всех договоров, которые за год заключены по результатам закупок.