Как тревога искажает восприятие действительности. Большая энциклопедия нефти и газа

Используя логический способ понимания особенностей другого человека (рефлексию), мы довольно часто искаженно и ошибочно воспринимаем личность, поведение, действия других людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных , в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремлением сделать преждевременные заключения у личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект « » проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества иэмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если ктото жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и самого человека: если оно мрачное (например изза плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление . Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:
постоянное поведение - в сходных ситуациях поведение однотипно;
отличающееся поведение - в других случаях поведение проявляется иначе;
обычное поведение - в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное - объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведение, а в других случаях - другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (то есть как и у других людей в таких же ситуациях) - то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации так вынуждены вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга.
1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какоенибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я - совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем - и ситуация проявляется более явно. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. На восприятие людей влияют и предубеждения - эмоциональная оценка каких либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки - неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют три измерения:
когнитивное измерение - мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какоголибо субъекта или предмета;
аффективное измерение - положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
поведенческое измерение - готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим и переживаниям человека.

Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

- (лат. illusio, от illudere, играть). 1) самообман, игра воображения. 2) плоды мечтательности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИЛЛЮЗИЯ лат. illusio, от illudere, играть. а) Обман чувства (см.… … Словарь иностранных слов русского языка

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - – восприятия, возникающие без реального объекта, обманы чувств; больной видит или слышит то, что в реальности в данный момент не существует. Галлюцинации подразделяются по анализаторам (зрительные, тактильные, слуховые и т. д.) и по характеру… …

- (от лат. illusio обман), искажённое восприятие действительности, обман восприятия. 1) Иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (например, оптические иллюзии). 2) Иллюзии, обусловленные особым состоянием психики … Энциклопедический словарь

ИЛЛЮЗИИ - – ошибочное, неправильное восприятие реально существующих предметов и явлений. Особенно часто иллюзии появляются на фоне депрессии с тревогой или страхом, а также при недостаточной четкости восприятия, связанной с ухудшением деятельности органов… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

иллюзия - ИЛЛЮЗИЯ1, и, ж Суждение, возникшее как результат подмены реального воображаемым, ошибочное восприятие предметов, явлений действительности; Син.: заблуждение. …нет ничего безжалостнее столкновения детских иллюзий с взрослой реальностью (Ю. Сем.).… … Толковый словарь русских существительных

иллюзия - и, ж. 1) спец. Искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств; нечто кажущееся. Оптические иллюзии. Зрительные иллюзии. Иллюзия тишины. Движение коляски производит странную иллюзию: кажется, что... гора стоит на месте... а… … Популярный словарь русского языка

И, ж. Искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств; принятие кажущегося, мнимого за действительное. Оптические иллюзии. Иллюзия движения. □ Вот скалистая сопка, похожая на голову великана; дальше каменная баба, как бы… … Малый академический словарь

См. мечта, надежда, обман, призрак рассеивать иллюзии... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иллюзия фантом, мечта, надежда, обман, призрак; дым, химера, обман чувств, ошибка … Словарь синонимов

- (от латинского illusio игра воображения, обман), искаженное восприятие действительности, обман восприятия. 1) Иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (например, оптические иллюзии). 2) Иллюзии, обусловленные… … Современная энциклопедия

- (от лат. illusio обман) искаженное восприятие действительности, обман восприятия, 1) иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (напр., оптические иллюзии)2)] Иллюзии, обусловленные особым состоянием психики (напр … Большой Энциклопедический словарь

При психосенсорных расстройствах больные правильно идентифицируют воспринимаемые объекты, узнают их, однако форма, размеры, вес, форма собственного тела и его частей, а также расположение в пространстве предметов искажены. Это приводит к нарушению сенсорного синтеза, зрительнопространственной ориентировки.

Нарушение зрительного восприятия, при котором искажается форма и размеры видимых предметов, называется метаморфопсией (греч. metamorphopsia: «meta» - здесь приставка, означающая превращение; «morphe» - форма, «opsis» - зрение) или дисморфопсией (греч. dysmorphopsia: «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «morphe» - форма, «opsis» - зрение).

Искажение зрительного восприятия формы, при котором измененными оказываются части предмета, в результате чего он кажется изломанным, перекрученным, имеет специальное название: дисмегалопсия (греч. dysmegalopsia: «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «megas» - большой, «opsis» - зрение). Такие нарушения характерны для нейроинфекций, некоторых делириев, например, при наркотическом опьянении циклодолом.

Неправомерно утверждение некоторых авторов, считающих метаморфопсии «органическими иллюзиями», так как последние, являясь обманом восприятия, сопровождаются нарушением идентификации воспринимаемого предмета. Также неудачным представляется расширительное понимание метаморфопсий. В литературе часто термином «метаморфопсия», помимо искажения формы предметов, обозначают и искажения их размеров. Для обозначения последних существуют специальные термины: микропсия (греч. micropsia: «mikros» - малый, «opsis» - зрение), характеризующаяся существенным уменьшением реального размера предмета, и макропсия (греч. macropsia: «makros» - большой, «opsis» - зрение), характеризующаяся увеличением действительного размера.

При искажении восприятия схемы тела нарушен синтез проприоцептивных ощущений. Больные замечают, что тело или отдельные его части становятся очень тяжелыми, или наоборот легкими, меняются их размеры. Какието части тела могут исчезать вообще, что создает фантастические формы. В 1925 г. С. А. Есенин в поэме «Черный человек» так передавал ощущения героя, находящегося в состоянии алкогольной интоксикации:
«Голова моя машет ушами, как крыльями птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь».

Ощущения распухания тела или отдельных его частей бывают у подростков при наркотическом опьянении мескалином или псилоцибином. Иногда расстройства схемы тела наблюдаются у детей с приступообразной шизофренией. По мнению Г. Е. Сухаревой (1955), расстройства схемы тела чаще встречаются у детей младшего возраста.

Искажение восприятия, при котором расположение в пространстве предмета представляется больному непомерно удаленным или, наоборот, приближенным по сравнению с реальным, называется порропсией (греч. porropsia: «рогго» - дальше, «opsis» - зрение).

При оптиковестибулярных расстройствах искаженно воспринимается местоположение окружающих предметов, их устойчивость. К ним относится: оптическая аллестезия (греч. allestesia: «alios» - иной, другой, ««aesthesis» - ощущение), при которой больному кажется, что предметы не на том месте, где они находятся в действительности. При оптической буре создается впечатление, что все вокруг приходит в движение, больные жалуются, что все вокруг движется, рушится. Эти расстройства могут входить в клиническую картину депрессивного варианта синдрома Котара (J. Cotard). Он встречается не только у взрослых, но и у детей старшего возраста и подростков. Этот синдром иногда называют еще синдромом «гибели мира», так как бредовая интерпретация оптической бури порождает соответствующие жалобы. Нарушения синтеза вестибулярных и проприоцептивных стимулов может проявляться в субъективных ощущениях проваливания, легкости в теле, полета или, наоборот, тяжести и проваливания, падения.

Полиопией (греч. polyopia: «polys» - многий, «opos» - глаз) или полиопсией (греч. polyopsia: «polys» - многий, «opsis» - зрение) называется искажение восприятия, при котором количество воспринимаемых предметов больше, чем на самом деле. Вместо одного, больной может видеть два и больше образов. К. Ясперс (К. Jaspers) приводит сведения о больном с «семикратным видением». Такие нарушения могут встречаться при нарушениях периферического отдела зрительного анализатора, а также при интоксикациях, нарушениях сознания, шизофрении.

Психосенсорные и оптиковестибулярные расстройства могут быть связаны с нарушениями работы как периферического отдела зрительного анализатора (аномалии рефракции глаза, спазм аккомодации, поражение желтого пятна сетчатки), так и центрального, связанные с интоксикацией, органическим поражением головного мозга, с психотическими состояниями.

При эпилепсии, эпилептиформном синдроме они носят пароксизмальный характер и могут быть как проявлением ауры, так и возникать в течение приступа. Также психосенсорные расстройства могут отмечаться при истерических неврозах, имея при этом функциональную природу.

У наблюдаемой нами больной эпилепсией Лены Щ. 7 лет впервые приступ возник после того, как мать без санкции врача прекратила давать противосудорожные препараты. Впервые внезапно возникло состояние, во время которого девочка жаловалась на то, что «потолок может упасть, так как стены двигаются».

В. В. Ковалев (1985) считает, что психосенсорные расстройства с видоизменением или трансформацией образов восприятия могут встречаться уже у детей первых лет жизни.

Как правило, и у детей, и у подростков, и у взрослых психосенсорные расстройства указывают на резидуальную церебральную недостаточность.

Иногда решение вопроса, как помогает избавиться от постоянного стресса, особенно во время работы в крупной компании. Для этого можно использовать несколько несложных приемов.

Прием 1. Установите сферы, в которых вы компетентны

Если вы себе четко уясните, что вы ответственны только за ту сферу деятельности, которая охватывается вашей должностью, вам будет легче избавиться от искаженного восприятия действительности . Вы не в ответе за бизнес, стратегии, вы в ответе только за свой участок работы. И если случился какой-то коллапс, а вы сделали все, что от вас требовалось – это не должно повергать вас в панику. Такая позиция избавит вас от лишних эмоция и поможет работать с трезвой головой.

Прием 2. Живите этой конкретной минутой

Перестаньте терзаться тем, что было вчера, не волнуйтесь о том, что произойдет завтра. Именно из-за этого возникает искаженное восприятие действительности. Жизнь происходит именно сейчас, и только сейчас у вас есть возможность и насладиться моментом, и изменить что-то к лучшему. Сегодня – это единственная реальность.

Прием 3. Не стремитесь к идеалу – оно враг хорошего

Необходимо дать себе отчет, что есть вещи, которые можно совершенствовать до бесконечности. Мало того, не всегда это совершенство необходимо. Но перфекционизм во всем ведет к искаженному восприятию действительности. Мы начинаем концентрироваться на процессе, потеряв из виду конечную цель.

Прием 4. Ваша работа – это не ваша личность

Особенно если ваша работа касается того, чтобы требовать от других выполнения каких-то функций. Это вызывает волну негатива в вашу сторону, что само по себе приводит к сильным стрессам. Поэтому, чтобы искаженное восприятие действительности не поглотило вас целиком, отделяйте себя от своих функциональных обязанностей. Определите для себя, что вы делаете исходя из требований профессии, а в каких случаях вы действуете исходя из собственных эмоций. В этом хорошо помогает такой психологический прием, когда вы на работе мысленно надеваете на себя рабочую одежду, на которую и будет направлен весь негатив. А в конце рабочего дня ее надо просто снять и стряхнуть.

Прием 5. Измените масштаб события

Чтобы не преувеличивать значение неприятностей и избавиться от искаженного восприятия действительности , представьте себе шкалу оценок, от 0 до 10, где 10 – это действительно жизненная катастрофа. Все происходящие события меряйте по этой шкале. И вы увидите, что большинство проблем окажутся не такой уж большой катастрофой.

Прием 6. Запускаем принцип зебры

Не воспринимайте неудачу, как наказание, а удачу, как само собой разумеющееся. Это искаженное восприятие действительности. В жизни всегда эти два полюса идут вперемешку. Поэтому принимайте удачи и неудачи с благодарностью. А из последний постарайтесь извлечь опыт.

Прием 7. Включите позитивные образы

Внедрите в жизнь такой известный прием – каждый день благодарите Судьбу, Всевышнего, Пространство или Вселенную за то, что с вами сегодня случилось хорошего. В дополнение благодарите за то, что вы хотите, чтобы с вами случилось, но в настоящем времени, как будто оно уже у вас есть. Это пример продуктивного искаженного восприятия действительности.

Прием 8. Посмотрите на себя со стороны

Вспомните что-то, что вас волновало когда-то очень давно. Как вы сейчас это воспринимаете? Точно так же можно посмотреть и на любую ситуацию, которая происходит с вами сейчас. Как вы ее будете воспринимать через год, три, пять?

Прием 9. Позвоните другу

Не просто для того, чтобы выплакаться, как в жилетку. Когда мы говорим, мы облекаем все наши эмоции, которые застилают мозг, в слова, тем самым нивелируя их. А когда мы освобождаемся от эмоций, уходит и искаженное восприятие действительности. Тогда мы можем найти правильное решение в ситуации. Можно наоборот, представить, что друг звонит вам и рассказывает вашу ситуацию. Что бы вы ему посоветовали?

Все мы знаем, что быть хорошим для всех невозможно, но некоторые не перестают к этому стремиться. Важно помнить, что вы должны вести себя как профессионал, уверенно и не бояться испортить с кем-то отношения. Опирайтесь только на мнения тех людей, которые для вас важны. И тогда вам меньше придется мучиться проблемой, .