Как описать птицу по плану. Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы". метапредметных результатов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанский лицей»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс.

Тема урока: Кто такие птицы?

Целевые установки урока(планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями, приводить примеры птиц, узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, исследовать строение пера птицы, проводить самопроверку, описывать птицу по плану, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты: осознавать разнообразие и красоту птиц.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия: перо, стержень, бородка, крылья, клюв.

Межпредметные связи: чтение.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, приложение на электронном носителе,рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация «Птицы», у учащихся - набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы,

Учитель: Гирфанова Гульфия Салимзяновеа

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Прочитайте пословицу «Красна птица перьями, а человек ученьем»

Как вы понимаете эти слова?

Мы сегодня пойдем к новым знаниям и будем узнавать ново. Пожелайте друг другу удачи!

Сегодня на уроке мы продолжим изучать животных. Какие шаги учебной деятельности мы будем использовать? (1 шаг - «Что я знаю», 2 шаг –« Сам найду способ»)

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

С чего мы начинаем любой урок? (с повторения)

Чтобы вспомнить, какими животными мы познакомились на предыдущих уроках, отгадаем загадки. (учитель вывешивает отгадки (картинки с изображением животных) на доску)

1. Хвоста виляет,

Зубаста, а не лает.(Щука)

2. Все движутся вперед,

А он наоборот,

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад. (Рак)

3. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (Пчела)

4.На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

5. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

6. Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.(Комар)

7. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит-воет, падет- землю роет. (Жук)

8.С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба)

9. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

10. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (петушок)

На какие группы можно распределить этих животных(одна группа – это насекомые, другая – рыбы. Два ученика работают у доски: распределяют картинки по группам)

Назовите характерные признаки этих групп животных (у насекомых шесть ног, рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей.)

Какая картинка осталась нераспределенная?

А почему курицу мы не отнесли к этим группам? (Потому что петух – это птица)

Ребята, а какие еще животные относится к птицам? Вот вы на экране видите картинки.(летяга, шмель, голубь, воробей, летучая мышь, сова, калибри)Выберите, под какими номерами птицы?

Ученики выполняют пробное действие.

- Итак, проверяем. Поднимите руку, у кого нет ответа.

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить, кто относится к птицам)

Поднимите руку, кто выполнил задание.

Какие номера выбрали? Кто может обосновать свой выбор? (Мы не можем обосновать свой ответ)

С чем вы столкнулись? (С затруднением)

Что нам нужно сделать? (Остановиться и подумать, чтобы понять причину затруднений)

Молодцы! Вы поняли, в чем ваше затруднение. Пора выяснить, почему это затруднение возникло. (Нам не известны признаки птиц)

3этап. Выявление места и причины затруднений.

Какие задание вы выполняли? (Определяли, кого можно отнести к птицам)

Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы разбивали животных на группы? (Мы пользовались эталонами, на которых были указаны признаки животных)

Почему у вас возникло затруднение? (Нам не известны признаки птиц)

4этап.Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель мы перед собой поставили? (Узнать основные признаки птиц)

Какие способы мы выберем для достижения цели? (Наблюдение, доказательство, размышление)

Как мы построим нашу работу? (Мы будем работать в группах)

Прежде чем начать работу, немножко отдохнем.

Проводится музыкальная физкультминутка.

Мы будем работать в группах. Всем такое задание:

1 Изучить строение тела птицы (Стр 36 по учебнику)

2. Найти указанные части тела у этих птиц.

3. Сравнить строение птиц, насекомых, рыб.

4. Указать общие и отличительные части.

5. Чем покрыто тело птицы?

5этап. Реализация построенного проекта.

Прежде чем приступить к работе в группах, вспомним правила работы в группах (Один говорит – другие слушают; говорить только по делу, можно спорить, доказывать и нужно договориться, каждый работает на общий результат; свое несогласие высказывай в вежливой форме; если не понял – переспроси. )

Выполните план в группах.

Учащиеся работают в своих группах.

Ребята, время закончилось. Ваши варианты.

Ученики вывешивают групповые карточки и выслушиваются защитники проектов.

Итак, какой же у нас с вами вывод? (Птицы имеют следующие части: голову, шею, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело птиц покрыто перьями)

Давайте составим эталон. Какую особенность птиц укажем? (Тело птиц покрыто перьями)

Учащиеся самостоятельно составляют эталон. Несколько учеников проговаривают эталон.(Птица – это животное, тело которых покрыто перьями)

Вернемся к пробному действию. Определим, кто же относится к птицам. (Учащиеся картинки сравнивают эталоном, проговаривают «Летяга- не птица, так как тело не покрыто перьями» шмель, « Голубь- птица, так как тело покрыто перьями» «Воробей- птица, так как тело покрыто перьями» Такие же утверждения про летучую мышь, сову, калибри)

Молодцы, вы справились. Сравним свои выводы, прослушаем объяснение темы, выполним задания 1 и 2 на электронном носителе приложения к учебнику.

6этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Какой наш следующий шаг в изучении нового? (Закрепление нового здания)

Сейчас мы будем работать по учебнику. Откройте учебник, стр 37.Прочитайте задание соседу. Работаем в парах.

Сейчас каждый должен проговорить эталон, доказывая, кто изображен на картинке- птица или нет.

Второе задание, опишите одну из птиц по плану.(План на стр 37 учебника)

Выполним практическую работу.Рассмотрим птичьи перья, изучим их строение. Изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради (стр 25, №1)

7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы с вами хорошо поработали все вместе. А теперь что мы должны сделать? (Поработаем самостоятельно)

Выполним самостоятельную работу в рабочих тетрадях.(стр 26, задание 3)

Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание.

Чем вы пользовались, выполняя эту работу? (Эталоном)

Что главное в нашем эталоне?(Главное, что у птиц тело покрыто перьями)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Мы с вами определили основную особенность птиц. Поработаем в группах.

1 группа- Ответить на вопрос «Для чего нужны птицы?»

2 группа- Как помочь зимующим птицам?

3 группа- Придумать сказочную историю по рисунку.

4 группа – Разнообразие птиц.

Все работаем по плану:

    Рассмотрите картинки и прочитайте текст.

    Ответьте на вопросы к тексту.

    Выберите выступающего.

    Подготовьте вопрос для слушателей.

Учащиеся работают в группах и выступают. Для 4 группы заранее подготовлена мультимедийная презентация. Эта группа рассказывает о хищных птицах, о самой большой и маленькой птице, о пингвине – единственной птице, которая может плавать, но не может летать.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали? (Мы узнали, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Контроль и оценка достижений проводится с помощью блока вопросов и заданий на стр 37 учебника.

Кто может похвалить себя? Почему?

За что ты можешь похвалить соседа?

Вы - молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Не забывайте наблюдать за погодой в течении недели. Каждый день заполняйте строку в разделе «Осень»

Урок 18. Кто такие птицы?

Цели: познакомить с птицами и показать их разнообразие;

выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.

Плани руемые результаты : учащиеся научатся называть основной признак птиц;

узнавать птиц среди других животных;

называть птиц с помощью атласа-определителя;

описывать птиц по плану.

Оборудование: перфокарты, конверт с письмом, картинки с изображением птиц, видеофрагменты о птицах с ярким оперением или картинки с изображением этих птиц (павлин, колибри, райские птицы, попугаи,

школьный словарик «Птицы России»,

у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Ход урока

    Организационный момент

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

    Актуализация знаний

    Беседа

    Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе?(Ответы детей.)

    Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуёй?

    Отгадайте загадку.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Сом - это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса - 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.

    Работа с перфокартами (Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.)

Фамилия

Имя

Сельдь

О

Ерш

Щука

О

Акула

О

Сом

Карась

О

Камбала

О

- Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы – зеленым цветом, морские рыбы - синим цветом.

III . Самоопределение к деятельности

Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.

(Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я могу услышать в этом зеленом доме?»)

    Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)

    Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)

    Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (Нет.)

    Почему?(Бабочка - насекомое.)

    Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)

    Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)

    Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV .Работа по теме урока

    Игра «Кто больше»

    Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов.Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

Молодцы! Сколько птиц назвали!

    А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей).

    Работа по учебнику

    Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу).

    Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

    Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья).

    Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)

    Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)

    Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с.36 и познакомиться со строением птицы.

    (Работу можно провести в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем меняются ролями.)

    Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)

    Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

    Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(На каждой парте лежат разные по размеру, форме перья птиц.)

    Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером).

    Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

    А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

    Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.

    Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)

    Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

    Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)

    Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)

    Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)

    Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.)

Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

(Учитель может рассказать и показать, как писали перьями)

    Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

2.Беседа

    О какой птице говорится в загадке?

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес... (павлин).

(Еслиесть возможность, то учитель показывает перо павлина.)

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(Если есть возможность, можно показать видеофрагмент о птицах с ярким оперением. Если такой возможности нет, учитель демонстрирует картинки с изображениями птиц: павлина, колибри, райской птицы, попугая и др.)

3.Выполнение заданий в рабочей тетради

2 (с. 25-26).

    Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

    Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.)

    Чем отличаются? (Размером.)

У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, все остальное оперение черное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-черного цвета.

    Выполните задание.

3 (с. 26).

    А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.

4.Беседа , работа по учебнику

    Еще раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам птиц назовите с помощью атласа-определителя.

(Самопроверка по учебнику (с. 90).)

    А все ли птицы умеют летать?

    Отгадайте загадки.

И петь не поет,

И летать не латает…

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус.)

Скажи-ка мне,

Какой чудак

И днем и ночью

Носит фрак? (Пингвин.)

    Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями.)

(На доске появляются картинки с изображением пингвина, страуса.)

Страусы не умеют летать, но у них длинные и очень c ильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы - ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.

    Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану

(Работа в парах.)

Пример рассказа

Сорока - птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые.

(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных птицах.)

    Придумайте сказочную историю по нижнему рис на с. 37.

5. Работа со школьным словариком «Птицы России»

(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о какой- птице. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о птицах.)

VII. Рефлексия

(На доске крупное изображение птицы. Учитель называет части птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затем учитель показывает части птицы, учащиеся называют их.

    Отгадайте, о какой птице идет речь?

(По мере отгадывания учитель показывает картинки с изображением птиц, о которых идет речь.)

Ночь, как смола, черным-черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает... (сова).

Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел.)

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

    Подведение итогов урока

    Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Тело которых покрыто перьями.)

    Приведите примеры птиц.

    По какому плану мы описывали птицу?

    Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника. Дополнительный материал

Птицы

Как птицы летают? Крыло сгибается так же, как рука. При помощи крыльев птицымогут изменить направление полета. Птицы очень легкие, потому что кости у них полые, заполнены воздухом. А обтекаемая форма тела помогает им быстро летать. Взлетая, птица подпрыгивает в воздух и очень быстро машет крыльями. Правда, есть такие тяжелые птицы, что им приходится взлетать с разбега. Они взмахивают крыльями, чтобы набрать необходимую скорость и оторваться от земли. Крупные птицы широко раскрывают крылья и медленно машут ими. Они парят в воздушных потоках, высматривая на земле пищу. Мелкие птицы машут крыльями часто. Колибри работает крыльями так быстро, что может висеть в воздухе, лететь вперед и назад.

Перелетные птицы. Некоторые птицы совершают дальние перелеты. Каждую осень они улетают в теплые места - туда, где много пищи. Некоторые птицы летят днем, другие - ночью. Они находят путь по солнцу, звездам и приметам на земле. Полярные крачки совершают дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир - из Арктики в Антарктику, а потом обратно.

Клювы. Хищные птицы. Птицы не жуют пищу, потому что у них нет зубов. Они заглатывают ее целиком. Затем пища перетирается в стенке желудка, называемой мускульным желудком.

По форме клюва можно сказать, чем питается птица. Пеликаны ловят рыбу в мешки под клювом. Фламинго добывают пищу, процеживая ил через клюв. У хищных птиц кривые когти, которыми они внезапно хватают мелких животных и птиц. А своим большим загнутым клювом они отрывают куски мяса.

Перья. Перья гораздо теплее меха. Часто можно увидеть, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло, оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы над хвостом, и перья не намокают. Но все равно рано или поздно перья обтрепываются и изнашиваются. Поэтому, по крайней мере, раз в год, птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.

Воробей

В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую птичку - воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаешься. В городах живут городские воробьи, а в деревнях деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением.

Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое.

Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: у него черные пятна на белых щечках, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой воробей не селится в городах потому, что там ему не хватает насекомых.

Воробьи - очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и не только истребляют насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут их с тех пор. Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека - под крыльцом дома или сарая, в дупле дерева. Воробей - плохой строитель, гнездо не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое- скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.

Воробьи-воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить.

Чтоб дались погладить?

Синица

Назвали ее так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции». С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек ипритаившихся жучков. Синицы - красивые птички размером с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

Раннейi весной синица начинает вить гнездо. Еще холодно, поэтому гнездо она делает из пуха, перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине. Гнезда синицы сооружают в дуплах, которые сделал дятел, или сами делают дупло в старом трухлявом пне.

Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов и каждый раз в гнездышке лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду. К концу лета в одной синичьей стайке-семейке будет 20-25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится плохо. Ведь они не улетают в теплые края, какI другие птицы, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.

***

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетают в гости к нам.

«Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день -

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Ю.Синицын

Ласточка

Еще ее называют касаткой. Так люди выразили любовь к этой птичке. Считалось, если ласточка поселилась под крышей дома, это к счастью. Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному разренному хвосту.

Ласточка - птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается ласточка на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом.

Из соломы, глины и своей слюны лепят ласточки гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые ласточки гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Таких ласточек называют береговушками, или береговыми ласточками. Глядя на ласточек, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров.

Если погода ясная и теплая, ласточки летают высоко. Чем больше на небе туч, тем ниже летают ласточки, потому что во влажную погоду крылья мошек намокают, и они опускаются к земле. Особенно плохо и голодно ласточкам в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Тогда ласточки летают, почти касаясь травы: вспугивают притаившихся сонных мошек и тут же ловят их. В начале августа ласточки собираются в стаи и вскоре отправляются зимовать в теплые страны.

***

Пригревает жарко солнце,

На дворе журчат ручьи,

А у нашего оконца

Стайка ласточек кричит.

Подлетели... Тише, тише...

С криком вьются у крыльца.

Это ласточки под крышей

Строят гнездышки птенцам.

Скоро пестрые яички

Будут в гнездышках лежать.

Согревать их станут птички,

Малых деток поджидать.

Н. Забила

Колибри

Сколько чудес в природе! Одно из таких чудес - птичка колибри, самая маленькая и самая красивая в мире. Самые крупные колибри величиной с ласточку, а самые маленькие - со шмеля. Их так и называю птица-муха.

Ни одна птица не умеет так летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперед. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать с него нектар - это их еда. Кроме нектара, колибри питаются пыльцой растений и насекомыми, которые ползают на цветке. Так, перелетая с цветка на цветок, как бабочка, колибри съедает пищи в два раза больше, чем весит сама. Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Обитают птички в Америке, в тропическом поясе.

Гнездо этой маленькой птички величиной со скорлупу грецкого ореха и сплетено из травинок. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный острый клюв в нос или в глаз противника.

***

В чаще леса, в гуще мрака

Луч рассветный задрожал.

Там колибри, искра-птаха,

Словно маленький пожар.

С. Погореловский

***

Колибри снует

Меж цветов неустанно -

Она принимает

Душистые ванны.

И вдоволь набрав

Аромата и света,

Она улетит

Разноцветной ракетой.

М. Каррильо

Утка

Величина утки-кряквы примерно 0,5 м. Утка в полете издает характерное кряканье.

Кряква живет на тихих водоемах с обильной растительностью, особенно с зарослями камыша, даже в больших городах. Это самая обычная утка в Европе. Утки-кряквы собирают корм, опустив голову вниз (характерная «стойка на голове») и отцеживая клювом растительный материал, а так же различных беспозвоночных - червей, моллюсков, насекомых. Период размножения - с марта до июня. Пары образуются осенью и на зимовках. Гнездо кряквы обычно спрятано в траве на краю водоема. От кряквы происходит домашняя утка.

Продолжительность жизни птиц отряда воробьинообразных

Отряд воробьиных - самый большой отряд птиц. При содержании в неволе многие из них доживают до 30 лет, а ворон - почти до 70 лет. О продолжительности жизни птиц в природе рассказывают кольца, надетые птицам учеными – орнитологами. Так, ласточка-касатка живет 16 лет, береговушка - 8 лет, жаворонок - 9, белая трясогузка - 10, сорокопут-жулан - 12, оляпка - 8, горихвостка - 7, черный дрозд - 13, мухоловка- пеструшка - 21, домовой воробей – 13, полевой - 10 , большая синица - 10, щегол - 13, чечетка - 17. дубонос - 14, скворец - 20, сорока и иволга – 15.

Цель

формирование представлений о жизни птиц в природе.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: узнавать птиц на рисунке; приводить примеры птиц; узнавать птиц на рисунке; описывать птицу по плану; выделять существенные признаки природных объектов; знать, что птицы - животные, тело которых покрыто перьями.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Познавательные: рассматривать иллюстрации учебника; извлекать из них нужную информацию; исследовать строение пера птицы; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; выполнять работу в паре, проводить самопроверку.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Личностные результаты

Осознавать разнообразие и красоту птиц.

Основные понятия и определения

Воздушное пространство, части тела птицы, перелетные птицы, нелетающие птицы.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, каких животных называют птицами. Будем учиться определять птиц, описывать их по плану.

Вспомните, каких птиц вы знаете. Рассмот-рите рисунок. Какое из этих животных птица?

Изучение нового материала

Изучите по рисунку строение тела птицы. Найдите указанные части у других птиц, изоб-ражённых в учебнике. Чем покрыто тело всех птиц?


Голова. Шея. Туловище. Клюв. Крылья. Ноги. Хвост.

Практическая работа.

Рассмотрите птичьи перья. Изучите их строение.

Назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте с помощью атласа-определителя. Про-верьте себя с. 90


Осмысление и понимание полученных знаний

Устно опишите одну из птиц по плану: на-звание; размеры (большая, средних размеров, маленькая); окраска оперения; особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста).

Вывод

Птицы — животные, тело которых покрыто перьями.

1.Кто такие птицы? 2. Назовите основной признак птиц.

3. Приведите примеры птиц. 4.По какому плану мы описывали птицу?

О жизни птиц

ПТИЦЫ |

Птицы. Энциклопедия для детей

Названия и голоса птиц .

Изучаем птиц. Обучающее видео для детей

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 1 КЛАССЕ

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели урока:

1. Познакомить с птицами, показать их разнообразие.

2. Учить выделять существенные признаки птиц.

3. Исследовать строение пера птиц.

Учебные задачи, направленные на достижение:

1. Предметных результатов:

Познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

Развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям.

Формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;

Формировать умение анализировать строение птицы с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать; в процессе участия в микроисследованиях с использованием лабораторного оборудования проводить сравнение перьев птиц;

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием печатного и электронного учебника;

Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

3. Личностных результатов:

Развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся называть основной признак птиц.

2. Научатся узнавать птиц.

3. Научатся описывать птиц по плану.

Оборудование для урока.

Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2; Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь; различные перья птиц; лупы; презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сейчас на уроках окружающего мира мы изучаем большой раздел «Что и кто?». С какими группами животных мы уже познакомились? (Насекомые и рыбы) .

Первая остановка в нашем сегодняшнем путешествии «Царство насекомых» (Слайд № 1).

Кто же лишний? (Гусеница, паук) Почему? Какой же отличительный признак насекомых? (Шесть ног)

Следующая остановка «Царство рыб» (Слайд № 2).

На какие группы можно разделить данных рыб? (Речные и морские) Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится данная рыба.

Загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Хвостом виляет,

Зубастая, но не лает. (Щука)

На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я - рыба морская. (Акула)

Какой же отличительный признак рыб? (Чешуя) Все ли поняли пройденную тему? Можем ли мы дальше продолжить изучение раздела?

III. Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

IV. Определение темы, постановка цели урока.

Ребята, Муравьишка Вопросик не знает, кто такие птицы. А вы знаете? (Те кто летает, у кого есть крылья)

Значит, Муравьишка тоже станет птицей, если он полетит на дельтаплане? (Нет)

На какой же вопрос мы будем отвечать сегодня на уроке? О чем узнаем и чему будем учиться? (Ответы детей)

Я прочитаю в учебнике на странице 36, а вы следите глазками.

V. Новый материал.

В каком же царстве мы сделаем сейчас остановку? (Царство птиц) (Слайд № 3)

а) Знакомство с характерным признаком птиц (Слайд № 4). Рассмотрите рисунки четырех животных, назовите их. Какие из этих животных умеют летать? Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)

Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают - птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак?

Чтобы узнать это, давайте хорошенько рассмотрим в учебнике строение птицы на примере голубя.

Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая, форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать) Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по ее образу и подобию создали машину. Какую? (Слайд № 5) (самолет)

Поработайте в паре: рассмотрите картинку, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)

(Слайд № 6) А какую птицу вы видите на слайде? Есть ли названные части тела у лебедя?

Один ученик показывает на слайде. Учитель во время показа комментирует:

КЛЮВ - это птичий нос и рот одновременно. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зёрна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают и долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв на земле – у пеликана, а самый маленький из птиц нашей полосы – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук!

НОГИ – нужны птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге хорошо видно 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

КРЫЛЬЯ – поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. По своему строению крыло напоминает руку – тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро машет крыльями.

Какой части тела не видно? Почему? (Не видно ног, они под водой)

А что же ещё общее есть у голубя и лебедя? Обратите внимание, на то, чем покрыто тело птиц. (Перьями) Наличие перьев – характерная особенность птиц. Ни у каких животных перьев нет. Всё тело у птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

Птицы летают, ловят в воздухе добычу, спасаются от врагов… Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Приведите примеры птиц, которые не летают.

(Слайд № 7) СТРАУС – самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. А на большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.

(Слайд № 8) ПИНГВИН – крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.

Итог: Скажите, по какому признаку мы будем отличать птиц от других животных? (Тело покрыто перьями) (Слайд № 9)

Посмотрим, правы ли мы были, что скажет нам Мудрая черепаха (в учебнике).

б) Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (дети шагают, машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой. (наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)

И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

в) Знакомство со строением пера. Практическая работа.

Мы выяснили главный отличительный признак птиц – наличие перьев. Перья, покрывающие тело птицы, разные. Рассмотрим их внимательно. Чем они отличаются? (Формой, цветом, размером) Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя– пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.

1 группа (5 чел.) - будет проводить наблюдение самостоятельно по инструкции:

Карточка

Налейте в стакан воды из крана.

Опустите перо в воду.

Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

2 группа – все остальные ребята – будут участвовать в микро-исследовании. Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие)

Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)

Теперь послушаем выступление 1 группы.

Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлечь самок. Самки же тех птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Зарисовать в тетради на стр. 25 № 1 перо птицы, которое рассмотрели.

г) Описание птицы по плану. Работа в парах.

Рассмотрите картинки в учебнике на стр.37 и назовите некоторых птиц нашей местности.

Опишите в парах одну из этих птиц по плану: (Слайд № 10)

План рассказа

Название

Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Окраска оперения

Особенности частей тела (например: клюва, глаз, хвоста)

Заслушиваются выступления 2-3 пар.

VI. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Какая цель урока стояла перед нами? Достигли ли мы целей урока? Почему? С какой группой животных мы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц.

Оцените сами себя с помощью смайликов учебника. Кто считает, что хорошо разобрался в изученном материале? Кто пока не уверен в своих знаниях и хочет закрепить их дома? Кому было очень трудно сегодня на уроке, и он ничего не запомнил? (Слайд № 11)

VII. Домашнее задание.

VIII. Организационный момент

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: