К уголовной ответственности по. Акты органов местного самоуправления

Уголовная ответственность относится к фундаментальным понятиям уголовного и является связующим звеном юри­дической триады: «преступление - уголовная ответственность - наказание» , в которой по сути дела выражается смысл всего уго­ловного законодательства. Это понятие много раз встречается в нормах уголовного законодательства, однако законодатель не дает ему легального определения.

Уголовная ответственность - это сложное социально-право­вое последствие совершения преступления, которое включает че­тыре элемента:

  1. обязанность лица дать отчет в содеянном перед государством (в лице его уполномоченных органов),основанную на нормах уголовного за­кона и вытекающую из факта совершения преступления;
  2. отрицательную оценку (осуждение, признание преступным) совершенного деяния, выраженную в судебном приговоре, и порицание (выражение упрека) лица, совершившего это деяние;
  3. назначенное винов­ному наказание или иную меру уголовно-правового характера;
  4. как специфическое правовое последствие осуждения с отбыванием назначенного наказания.

Уголовная ответственность может существовать и реализо­ваться только в рамках уголовно-правового отношения.

Сущность уголовной ответственности как неблагоприятных для виновного правовых последствий совершения преступления выражается именно в обязанности лица, совершившего преступ­ление, дать отчет перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению, наказанию и иным неблагоприятным юридическим последствиям, предусмотренным уголовным законом. Следова­тельно, уголовная ответственность составляет лишь часть содер­жания уголовно-правового отношения, необходимый, более того - центральный его элемент.

Неразрывная связь уголовной ответственности и уголов­но-правового отношения проявляется в том, что они порождают­ся одним и тем же (совершением преступ­ления), возникают в одно и то же время (с момента совершения преступления) и прекращаются одновременно (с момента полной реализации уголовной ответственности или с момента освобож­дения виновного от уголовной ответственности).

Основание уголовной ответственности

Проблема основания уголовной ответственности рассматри­вается в двух аспектах - философском и юридическом.

Философский аспект проблемы заключается в решении вопро­са, почему человек должен нести ответственность за свои поступ­ки. Юридическая наука исходит из того, что социальным основанием для возложения на человека ответственности за обществен­но значимое поведение служит свобода , понимаемая как наличие возможности свободно выбирать способ поведения. Ес­ли человек не располагал свободой выбора поведения в силу пси­хического заболевания, лишающего человека способности осоз­навать фактическое содержание или социальное значение своих действий (бездействия), или его поведение было обусловлено, например, воздействием непреодолимой силы или непреодоли­мого физического принуждения, то такие действия (бездейст­вие) не имеют уголовно-правового значения и, как лишенные свободы выбора поведения, не могут влечь уголовной ответствен­ности.

Юридический аспект проблемы основания всякой правовой, в том числе и уголовно-правовой, ответственности означает вы­яснение вопроса, за что, т.е. за какое именно поведение может наступить ответственность. Действующее законодательство уста­новило, что «основанием уголовной ответственности является со­вершение деяния, содержащего все признаки состава преступле­ния, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 УК РФ).

Состав преступления - это юридическая характеристика дея­ния, которое объективно обладает свойством общественной опас­ности. Поэтому одно лишь формальное наличие признаков соста­ва преступления еще не может служить основанием уголовной от­ветственности.

Так, вышестоящими судебными инстанциями было признано незаконным осуждение С. за кражу 1 кг витаминно-травяной муки, поскольку это деяние в силу малозначитель­ности не представляло общественной опасности. На этом основа­нии дело было прекращено за отсутствием в деянии С. состава преступления (См.: БВС СССР. 1990. № 6.С. 26).

Но даже если совершенное деяние объективно является обще­ственно опасным, оно не может быть признано преступлением, если в нем отсутствует хотя бы один из признаков, образующих в своей совокупности состав данного вида преступления. Так, в кассационном порядке за отсутствием состава преступления было прекращено уголовное дело по обвинению В., за оскорбление в связи с тем, что в своих жалобах, направленных в органы власти и средства массовой информации, называла Б. подхалимом. Но в данном случае отсутствовала неприличная форма унижения чести и достоинства, которая является необхо­димым признаком состава оскорбления (ст. 130 УК РФ) (См.: Постановления и определения по уголовным делам Верховного Су­да РСФСР. 1981-1988. М., 1989. С. 12-13).

Если в связи с изменением уголовного закона меняется юри­дическая характеристика уголовно наказуемого деяния, то дея­ние, которое являлось преступным по ранее действовавшему за­кону, должно признаваться непреступным, если в нем отсутствует хотя бы один юридический признак, необходимый по новому за­кону.

Так, лицо, привлеченное к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения, в результате которого был причинен средней тяжести вред здоро­вью пешехода, и не осужденное до 12 декабря 2003 г., должно быть оправдано за отсутствием состава преступления, поскольку ч. 1 ст. 264 УК РФ в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. признает указанное деяние преступлением только при ус­ловии наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью.

Таким образом, ни общественная опасность совершенного деяния при отсутствии в нем состава преступления, ни формаль­ное наличие всех признаков состава преступления в деянии, ко­торое не является общественно опасным, не могут служить осно­ванием уголовной ответственности.

В качестве такого основания выступает только наличие всех признаков состава преступления в деянии, которое объективно представляет общественную опас­ность в уголовно-правовом понимании.

Об уголовной ответственности можно говорить в трех аспек­тах:

  1. о установлении уголовной ответственности в законе;
  2. о возникновении уголовной ответственности;
  3. о реализации уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 1 УК РФ уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность. Предусмотренная уголовным законом ответственность имеет абстрактный характер: по сути, она представляет запрет-предупреждение, извещает о том, что любое лицо, нарушившее запрет, окажется в сфере дей­ствия уголовного закона. На этапе установления уголовной ответ­ственности важное значение имеет ее дифференциация, субъектом которой является сам законодатель. Под дифференциацией уго­ловной ответственности понимается установление законодателем в уголовном законе различных уголовно-правовых последствий в зависимости от типовой степени общественной опасности пре­ступления и типовой степени общественной опасности совершившего преступление.

Возникновение уголовной ответственности связано с фактом совершения преступления конкретным лицом. В этот момент ме­жду ним и государством возникают уголовно-правовое отноше­ние и уголовная ответственность.

Реализация уголовной ответственности означает, что после возникновения уголовного правоотношения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предпи­саниями закона. После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов уголовная ответственность лица, совер­шившего преступление, находит свое объективное воплощение в тех или иных мерах государственного принуждения, избирае­мых по воле государства в лице его компетентного органа. Эти меры называются формами реализации уголовной ответственно­сти.
Действующий УК РФ знает несколько форм реализации уго­ловной ответственности.

Формы реализации уголовной ответственно­сти

  1. наказание;
  2. осуждение без назначения наказания или без его отбывания.

Самой естественной и самой распространенной формой реа­лизации уголовной ответственности является наказание . Отбытие назначенного наказания (как полное, так и частичное) влечет за собой специфическое правовое последствие в виде судимости. В этой (и только в этой) форме реализации уголовная ответствен­ность проявляется во всех своих четырех элементах:

  1. обязан­ность отчитаться в содеянном и подвергнуться осуждению и принуждению;
  2. судебное осуждение, порицание;
  3. мера государст­венного принуждения в форме наказания;
  4. судимость.

Уголовная ответственность, реализованная в этой форме, прекра­щается, исчерпывая себя полностью, после погашения (или дос­рочного снятия) судимости.

Второй формой реализации уголовной ответственности явля­ется осуждение без назначения наказания или без его отбывания .

В случаях, предусмотренных ст. 80.1 и ч. 1 ст. 92 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тя­жести, освобождается судом от наказания и суд выносит обвини­тельный приговор без назначения наказания (п. 3 ч. 5 ст. 302 УПК). В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления (кроме преступ­лений, перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК РФ), может быть освобож­ден судом от наказания с помещением в специальное учебно-вос­питательное учреждение закрытого типа.

В этих трех случаях уго­ловная ответственность проявляется в трех ее элементах:

  1. обязанность отчитаться в содеянном, подвергнуться осужде­нию и принуждению;
  2. порицание, осуждение, выраженное в об­винительном приговоре;
  3. государственное принуждение в виде принудительных мер воспитательного воздействия либо помеще­ния в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Уголовная ответственность заканчивается с реальным ис­полнением таких мер. Последний элемент уголовной ответствен­ности - судимость - в этом случае отсутствует.

На этапе реализации уголовной ответственности важное зна­чение имеет ее индивидуализация , под которой понимается дея­тельность правоприменителя, по усмотрению которого осуществ­ляется выбор формы реализации уголовной ответственности и объем карательного воздействия на правонарушителя при при­менении к нему принудительных мер уголовно-правового харак­тера.

Порожденная фактом совершения уголовно наказуемого деяния и возникшая с момента его совершения уголовная ответственность обычно реализуется в одной из предусмотренных законом форм: в отбытии наказания и последующей судимости виновного, в условном неисполнении назначенного судом наказания, в осуждении без назначения наказания с применением судом принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним . Реализация уголовной ответственности осуществляется в рамках охранительного уголовно-правового отношения и означает полную (иногда — частичную) реализацию субъективных прав и юридических обязанностей субъектов уголовно-правового отношения. При этом наступает естественное прекращение уголовно-правовых отношений в силу того, что они полностью исчерпались.

От прекращения уголовной ответственности следует отличать освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего уголовно наказуемое деяние. Оно означает выраженное в акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия. Для уяснения юридической сущности освобождения от уголовной ответственности необходимо иметь в виду следующие важные обстоятельства.

Во-первых, вопрос об освобождении от уголовной ответственности может ставиться лишь в том случае, если совершенное лицом деяние является уголовно наказуемым, т.е. предусмотрено Уголовным кодексом как преступление . Если же совершенное деяние не является преступлением в силу его малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК), вследствие добровольного отказа от его завершения (ст. 31 УК), либо оно совершено в состоянии правомерной необходимой обороны (ст. 37 УК), крайней необходимости (ст. 39 УК), непреодолимого физического принуждения (ст. 40 УК), обоснованного риска (ст. 41 УК) или при исполнении обязательного приказа или распоряжения (ст. 42 УК), то об освобождении от уголовной ответственности не может быть и речи, поскольку нет оснований для возложения такой ответственности на данное лицо.

Во-вторых, уголовно-правовое отношение не прекращает своего существования, как при реализации уголовной ответственности, а искусственно прерывается субъективно-волевым решением компетентного правоохранительного органа о том, что лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, может быть привлечено к уголовной ответственности, но таковая в данном конкретном случае является нецелесообразной по основаниям, изложенным в уголовном законе . Такое решение означает отказ государства от своего права подвергнуть правонарушителя публичному осуждению и применить к нему меры государственно-принудительного воздействия.

В-третьих, освобождение от уголовной ответственности не равнозначно оправданию лица, совершившего общественно опасное деяние, признанию его невиновным в совершении преступления. Наоборот, освобождение от уголовной ответственности основано на том, что совершенное лицом деяние является уголовно наказуемым. Поэтому предусмотренные законом виды освобождения от уголовной ответственности называются освобождением от нее по нереабилитирующим основаниям. По этим основаниям лицо освобождается лишь от уголовной ответственности, но к нему могут быть применены другие формы юридической ответственности : гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и др.

Общим основанием освобождения лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, от уголовной ответственности является нецелесообразность применения к ним предусмотренных законом мер уголовно-правового воздействия, вытекающая из оценки характера и степени общественной опасности совершенного деяния, личности правонарушителя и его поведения после совершения преступного деяния. В своей совокупности эти факторы должны указывать на то, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты в данном конкретном случае без применения мер государственно-принудительного воздействия. Это общее основание может быть конкретизировано применительно к отдельным видам освобождения от уголовной ответственности. Так, в связи с деятельным раскаянием лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если совершенное им деяние относится к преступлениям небольшой тяжести, совершено впервые, а лицо, его совершившее, какими-либо из перечисленных в законе действиями подтвердило активный характер своего раскаяния (добровольная явка с повинной, способствование раскрытию преступления и пр.). Освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно только при наличии дополнительного условия — несовершеннолетия правонарушителя.

Освобождению от уголовной ответственности присуща особая процессуальная форма. Она заключается либо в прекращении уголовного дела на стадиях предварительного расследования или судебного разбирательства либо в отказе в возбуждении уголовного дела, когда оно еще не возбуждалось, и лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, не занимает никакого процессуального положения.

Действующий Уголовный кодекс предусматривает следующие виды освобождения от уголовной ответственности:

  1. в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК);
  2. в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК);
  3. в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК);
  4. в связи с истечением срока давности (ст. 78 УК);
  5. по амнистии (ст. 84 УК);
  6. с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК);
  7. специальные виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные нормами Особенной части УК (см. примечания к ст. 126, 204—206, 208, 222, 223, 228, 275, 291 и 307 УК).

В действующем УК в отличие от прежнего уголовного законодательства отсутствует деление видов освобождения от уголовной ответственности на условное и безусловное. Все перечисленные выше виды освобождения от уголовной ответственности являются окончательными, безусловными, т.е. не связаны с какими бы то ни было требованиями к последующему поведению освобожденного от ответственности.

Все виды освобождения от уголовной ответственности в зависимости от их оснований можно подразделить на две группы: обязательные и факультативные. К обязательным относятся такие виды освобождения, которые не зависят от суда или других компетентных правоохранительных органов и должны при наличии необходимых оснований и условий применяться в обязательном порядке. Обязательным является освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности (за исключением лиц, совершивших преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы) и на основании акта амнистии (ст. 78 и 84 УК), а также на основании соответствующих примечаний к ряду статей Особенной части УК, где сказано, что лицо "освобождается от уголовной ответственности" при наличии определенных условий. Остальные виды освобождения от уголовной ответственности являются факультативными и применяются по усмотрению компетентных органов государства, если они сочтут нецелесообразным привлечение данного лица к уголовной ответственности с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности правонарушителя и всех обстоятельств совершения деяния. В этих случаях лицо, как сказано в законе, может быть освобождено от уголовной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности означает освобождение правонарушителя от всех юридических последствий совершения им уголовно наказуемого деяния. Во-первых, он не подлежит официальному государственно-правовому осуждению, которое обычно выражается в обвинительном приговоре суда. Во-вторых, не подвергается наказанию и не считается судимым. В-третьих, факт совершения преступления, от ответственности за которое он освобожден, утрачивает всякое юридическое значение и не образует признака неоднократности в случае совершения нового преступления. В-четвертых, с освобождением от уголовной ответственности отменяются все меры процессуального принуждения: меры пресечения, арест на имущество, перлюстрация корреспонденции и т.д.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

Под деятельным раскаянием понимаются совершенные после окончания преступления активные действия, свидетельствующие о том, что лицо сожалеет о совершенном преступлении и стремится нейтрализовать или смягчить общественно вредные результаты содеянного. Такие действия могут заключаться, например, в добровольной явке с повинной, в оказании помощи правоохранительным органам в раскрытии преступления, в попытке предотвратить наступление вредных последствий либо уменьшить их размеры, возместить потерпевшему причиненный ущерб или иным образом загладить причиненный вред.

В отличие от добровольного отказа (ст. 31 УК), который служит обстоятельством, исключающим уголовную ответственность за преступление, не доведённое до конца в силу добровольного отказа, деятельное раскаяние, по общему правилу, не исключает уголовной ответственности, а лишь смягчает ее и учитывается при назначении наказания . Однако при определенных условиях законодатель придает деятельному раскаянию значение обстоятельства, освобождающего от уголовной ответственности.

Согласно ст. 75 УК "лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный вред". В этой норме сформулированы все условия, при наличии которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности за него.

Во-первых, рассматриваемая норма распространяется только на лиц, совершивших преступление впервые. Следовательно, она не касается лиц, ранее судимых, состоящих под следствием или судом либо уклоняющихся от следствия и суда. Если лицо прежде привлекалось к уголовной ответственности, но было освобождено от нее, а также если было освобождено от наказания (ч. 2 ст. 86 УК), оно считается ранее не совершавшим преступлений.

Во-вторых, совершенное лицом преступление должно относиться к категории преступлений небольшой тяжести. К этой категории закон (ч. 2 ст. 15 У К) относит умышленные и неосторожные преступления, за которые максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы .

В-третьих, деятельное раскаяние виновного проявляется в активных действиях виновного, примерный перечень которых приведен в законе. К таким действиям относится прежде всего добровольная явка с повинной. Она состоит в том, что лицо, совершившее преступление, не вынужденно, а по собственной воле обращается в орган дознания, следствия, в прокуратуру или в суд с заявлением о совершенном им преступлении. Подробное изложение этого заявления оформляется протоколом, который подписывается явившимся с повинной и должностным лицом соответствующего органа. Значение добровольной явки с повинной как обстоятельства, освобождающего от уголовной ответственности, определяется тем, что заявитель добровольно, без принуждения сообщает о преступлении, о котором органам власти еще не известно, либо добровольно отдает себя в руки властей, которым до этого не было известно, кем совершено зарегистрированное преступление, либо о самом факте его совершения.

Другим проявлением деятельного раскаяния может служить способствование самого правонарушителя раскрытию совершенного преступления. Оно может состоять в выдаче орудий и средств совершения преступления, в указании места совершения преступления или места нахождения похищенного имущества, в изобличении других участников преступления и иных подобных действиях.

Деятельное раскаяние может выразиться, в частности, в добровольном возмещении причиненного ущерба. Эти действия сами по себе рассматриваются законом как обстоятельство, смягчающее наказание (п. "к" ч. 1 ст. 61 УК), и заключаются в добровольном возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, в денежной или иной форме, компенсирующей потерпевшему понесенные в результате преступления убытки.

Заглаживание причиненного преступлением вреда также может свидетельствовать о деятельном раскаянии лица, совершившего это преступление. Заглаживание причиненного преступлением вреда может означать устранение своим трудом причиненных физических разрушений или повреждений (починка поврежденного имущества, предоставление равноценного предмета вместо уничтоженного и т.п.), заглаживание причиненного морального вреда (принесение извинений за нанесенное оскорбление, опровержение ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, и т.п.). Заглаживание иным образом причиненного преступлением вреда означает все прочие формы компенсации причиненного вреда, не охватываемые понятием возмещения причиненного ущерба (например, оказание потерпевшему медицинской, транспортной или иной помощи непосредственно после преступления).

В практике возможны случаи, когда деятельное раскаяние исходит от лица, совершившего преступления средней тяжести, тяжкое или даже особо тяжкое. К ним ст. 75 УК применяться не может. Как установлено ч. 2 ст. 75 УК, к таким лицам освобождение от уголовной ответственности может применяться лишь в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК. Новый Уголовный кодекс предусматривает 13 таких случаев, среди которых имеются предписания об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших не только преступления средней тяжести, но также тяжкие и даже особо тяжкие (примечание к ст. 275 УК). Подобные предписания касаются конкретных видов преступлений и основаны на учете специфики как самих преступлений, так и форм поведения лица после совершения подобных деяний. Поэтому освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших такие преступления, принято называть специальными видами освобождения от уголовной ответственности, которым полностью посвящен § 8 настоящей главы.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки

В соответствии со ст. 77 УК "лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности , если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными". Общее основание освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности можно определить как нецелесообразность привлечения к ней в новой обстановке, в которой либо совершенное лицом уголовно наказуемое деяние либо само это лицо перестали быть общественно опасными. Однако в приведенной норме сформулированы два самостоятельных, хотя и весьма сходных основания освобождения от уголовной ответственности : отпадение общественной опасности совершенного деяния в силу изменения обстановки и утрата общественной опасности лицом, совершившим это деяние, также вследствие изменения обстановки. Порой в литературе не уделяется должного внимания различию между этими основаниями, поэтому понятие изменения обстановки толкуется несколько упрощенно. Между тем содержание этого понятия различно в каждом из двух рассматриваемых оснований освобождения от уголовной ответственности.

Применительно к утрате общественной опасности совершенного деяния изменение обстановки означает крупные перемены в социально-экономических, политических и духовных условиях жизни общества в масштабе всей страны либо крупного ее региона. Эти перемены влияют и на общественное правосознание , которое в новых условиях не воспринимает как общественно опасное деяние, совершенное в иной обстановке и представлявшее тогда значительную опасность для общества. Изменение обстановки должно быть настолько значительным, что под его влиянием отпадает общественная опасность не какого-то конкретного преступления, а всех преступлений данного вида, то есть отпадает типовая степень общественной опасности определенной категории деяний, предусмотренных уголовным законом . Так, после отмены в стране или ее отдельных местностях военного или чрезвычайного положения теряют общественную опасность деяния, признанные преступными в условиях военного или чрезвычайного положения.

Изменение обстановки, влекущее отпадение общественной опасности деяния, может заключаться и в отпадении особых условий места и времени, придающих деянию преступный характер.

Так, не может считаться общественно опасным лов рыбы в запрещенных местах, если чрезмерно возросшее ее поголовье в условиях недостатка кормов находится на грани массовой гибели и если с учетом этих условий отлов рыбы в этих местах вскоре после деяния был разрешен официально.

Утрата общественной опасности деяния вовсе не равнозначна отсутствию оснований уголовной ответственности. В момент совершения деяние содержало состав преступления и служило основанием для уголовной ответственности. Оно не было малозначительным и не подпадало под действие ч. 2 ст. 14 УК. Поскольку уголовный закон не изменился и это деяние продолжает формально оставаться противоправным, сохраняется основание для привлечения лица, совершившего его, к уголовной ответственности. Поэтому для применения ст. 77 УК необходимо установить, в чем конкретно выразилось изменение обстановки и почему оно повлекло утрату общественной опасности совершенного деяния.

При утрате общественной опасности лицом, совершившим преступление, изменение обстановки понимается более узко: оно касается условий жизни и деятельности лица в момент совершения им преступления. Нередко об утрате опасности лицом, совершившим преступление, свидетельствуют не только объективные условия его жизни, но и его деятельное раскаяние после совершения преступления, а также его примерное поведение и честное отношение к исполнению своих обязанностей, что прежним законодательством рассматривалось как самостоятельное основание освобождения от наказания (ч. 2 ст. 50 УК 1960 г.). Характер изменений, произошедших в обстановке, в которой находится лицо, совершившее преступление, может быть различным, но во всех случаях они должны разрывать ту совокупность причин и условий, в которых было совершено преступление, и исключать возможность совершения новых преступлений данным лицом в дальнейшем. Подобные изменения обстановки могут состоять, например, в увольнении виновного от должности, с использованием которой было совершено преступление; в призыве лица на действительную военную службу и разрыве связей с криминогенной средой, под влиянием которой было совершено преступление; в прекращении супружеских отношений, осложнение которых послужило психологической причиной преступления; в законопослушном и добропорядочном поведении в течение длительного времени и т.п.

Так, было прекращено уголовное дело в отношении Э., который после совершения преступления окончил институт и получил специальность врача, по работе и в быту характеризовался положительно, женился, стал отцом троих детей , никогда не преступал рамок закона, поэтому не может больше считаться опасным для общества.

Возможность освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки законодатель связывает с двумя дополнительными условиями.

Во-первых, преступление должно быть совершено данным лицом впервые. Это значит, что лицо не имеет судимости за совершенное ранее преступление, не находится под следствием или судом и не скрывается от следствия или суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния. Преступление, судимость за которое снята или погашена в установленном порядке, а также от уголовной ответственности или от наказания за которое лицо было освобождено, не образует повторности и не служит препятствием для применения ст. 77 УК.

Во-вторых, совершенное лицом преступление должно относиться к категории небольшой или средней тяжести. К первой, как уже говорилось, относятся умышленные и неосторожные преступления, за которые законом предусмотрено наказание не строже, чем два года лишения свободы . А к преступлениям средней тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание, предусмотренное законом, не превышает пяти лет лишения свободы.

Только при наличии двух этих условий может быть поставлен вопрос об утрате общественной опасности совершенного деяния либо лица, его совершившего, вследствие изменения обстановки. В отличие от ранее действовавшего законодательства новый УК не указывает, на какой момент должна быть установлена утрата общественной опасности деяния либо лица, его совершившего. Однако это представляется очевидным: она должна устанавливаться ко времени расследования или рассмотрения дела в суде.

Рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности факультативен, т.е. его применение является не обязанностью, а правом компетентных правоохранительных органов с учетом характера совершенного преступления, тяжести причиненного вреда, времени, истекшего с момента совершения деяния, а также важности обстоятельств, свидетельствующих об изменении обстановки и об отпадении общественной опасности деяния либо лица, его совершившего. Освобождение от уголовной ответственности является окончательным и безусловным, т.е. оно не ставится в зависимость от последующего поведения лица, освобожденного от ответственности, либо от каких-либо иных обстоятельств и условий.

В отличие от советских времен, современное уголовное законодательство не допускает безосновательного уголовного преследования. Нормами уголовного закона, как материальными, так и процессуальными предусмотрены основания уголовной ответственности, а также порядок, в котором осуществляется преследование лица, осуждение, исполнение наказания. Любое отступление от этих норм расценивается законом как нарушение конституционных прав человека, что само по себе недопустимо и также влечет ответственность лица, допустившего подобные нарушения.

Последствия совершения преступления

Уголовная ответственность самая суровая из действующих в РФ видов ответственности, поскольку ее реализация призвана встать на защиту наиболее охраняемых государством общественных отношений. Нормы УК РФ носят императивный характер и требуют неукоснительного и единообразного применения.

Последствия совершения преступления обязывают лицо претерпевать лишения, предусмотренные на законодательном уровне. Применение ограничений к конкретному лицу, признанному виновным в совершении преступления, обеспечивается действующей системой государственных правоохранительных органов, в обязанности которых входит принудительное исполнение наказаний, назначенных судом. К числу основных неблагоприятных последствий отнесены:

  • Последствия личного характера, которые вытекают из одного из первостепенных принципов всей уголовно-правовой системы - личная виновная ответственность и заключается в отбытии лицом одного из видов наказания (лишение свободы, арест и т.д.);
  • Последствия имущественного характера, когда в качестве наказания лицу назначается штраф, конфискация и т.д. При этом такой вид наказания не обязательно должен быть основным, чаще последствия имущественного характера дополняют последствия личного характера;
  • Последствия нравственного характера (общественное порицание, ограничение в правах, в том числе и конституционных, и прочее).

В случае совершения преступления и доказанности вины злоумышленник обязан понести наказание и претерпеть все последствия, предусмотренные законом независимо от его желания. И законы РФ, как и других государств, одобряют применение правоограничений к таким лицам.

  • Порицание (осуждение) виновного лица за совершение преступного деликта публично от имени государства;
  • Наказание - применение принудительных, правоограничивающих мер, носящих имущественный, личный и нравственный характер в пределах, установленных санкцией статьи УК РФ с учетом положений общих начал уголовного закона.
  • Правоограничения, вытекающие из состояния судимости.

Формы реализации уголовной ответственности

Принцип индивидуализации наказания, а также общих положений уголовного закона, согласно которым суд при вынесении приговора и определения меры наказания должен учитывать в совокупности все обстоятельства содеянного, личность преступника, поведение предшествовавшее преступлению, также последующее за ним и прочее вынудили законодателя предусмотреть ряд форм реализации уголовной ответственности, заключающихся в осуждении виновного:

  • Без назначения наказания;
  • С назначением наказания и приведением его в исполнении в реальности;
  • С назначением наказания, когда в реальности наказание остается не исполненным до тех пор пока осужденный выполняет условия подобного неисполнения наказания в оговоренные в приговоре сроки (отсрочка или условное неприменение наказания).

Понятие преступления и его состава

Под преступлением в юридической литературе и уголовном законе Российской Федерации подразумевается деяние, характеризующееся признаками:

  • Виновности;
  • Противоправности;
  • Наказуемости;
  • Общественной опасности.

Для отнесения деликта именно к преступному уголовному составу закон требует, чтобы все вышеперечисленные признаки содеянного имели место.

Немаловажную роль играет и такое понятие как состав преступления. Уголовная доктрина выделяет четыре составных элемента состава преступления:

  • Субъект;
  • Объект;
  • Субъективная сторона;
  • Объективная сторона.

Нормы УК Российской Федерации строятся, исходя с учетом составных элементов понятия состава преступления. И объединены в группы в зависимости от преступного объекта, который для каждой главы является фактически общим.

Каждый из элементов состава преступления обладает своими особенностями, которые также стоит учитывать.

В частности, теория права и уголовный закон предусматривают в большинстве статей общий субъект - лицо физическое и вменяемое, в возрасте от 16 и старше. Ряд составов предусматривает пониженный возрастной ценз - в 14 лет и охватывает преступления, широко распространенные среди подростков этой возрастной категории. Кроме того, теория предусматривает и наличие специальных субъектов, которые предусмотрены для отдельных составов либо целых глав. В первую очередь это касается «должностных» преступлений, когда субъект помимо общих свойств, должен обладать и специальными - занимать должность, связанную с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями и, соответственно, преступление сопряжено с выполнением этих функций. Отдельные составы предусматривают повышенный возрастной ценз - совершеннолетние. Так, вовлечь несовершеннолетнего в антиобщественное поведение может только совершеннолетнее лицо.

Объект - это всегда общественные отношения, которые претерпевают негативные последствия в результате преступных действий лица. Теория права предусматривает три вида объектов:

  • Общий;
  • Родовой;
  • Видовой.

УК Российской Федерации строится на основании родового объекта.

Субъективная сторона - внутренняя составляющая преступления, которая в первую очередь представлена виной, а затем уже мотивом, цель и т.д. Вина согласно общим положениям УК РФ представлена следующими формами:

  • Умысел (прямой, косвенный);
  • Неосторожность (легкомыслие, небрежность).

Невиновное причинение вреда общественным отношениям, охраняемым нормами уголовного кодекса, не влекут уголовной ответственности.

  • Объективная сторона - выражение преступления во внешнем мире, т.е. наступившие общественно опасные последствия. Вместе с тем в зависимости от объективной стороны составы подразделяются на:
  • Формальный - последствия фактическим неблагоприятные могут и не наступить, однако сами действия виновного лица являются уголовно наказуемыми;
  • Материальный - обязательно наступление неблагоприятных последствий и наличие прямой причинной связи между действиями лица и последствиями;
  • Усеченный - ряд составов допускает совершение действий, которые не всегда влекут общественно опасные последствия, например, при грабеже преступник заявляет требование и обещает (своими действиями дает понять, что намерен) применить насилие опасное для жизни и здоровья с использование имеющегося у него ножа. С момента заявления требований состав считается оконченным.

Что является основанием уголовной ответственности

Единственным основанием уголовной ответственности согласно законам Российской Федерации является совершении преступления. Не признаются преступлением, а соответственно не могут выступать как основание уголовной ответственности, деяния, по внешним признакам схожие с преступлением, но которые таковыми не являются по одной из причин:

  • Общественная опасность незначительна;
  • Общественная опасность отсутствует.

Общая часть УК РФ определено, какие деяния, формально обладают признаками и подпадают под определение преступления, но не являются таковыми:

  • Необходимая оборона;
  • Крайняя необходимость;
  • Обоснованный риск.

Преступление содержит в своем составе такой элемент как вина, который является волевой характеристикой личности, не зависимо от формы вины как таковой. Отсутствие такой волевой составляющей, означает отсутствие преступного состава, даже если все остальные элементы отвечают требованиям уголовного закона РФ.

По сути, это означает, что когда человек объективно лишен права сделать выбор, основания для ответственности не имеется. К примеру, лицо, совершает деяние с признаками общественной опасности в состоянии невменяемости, согласно действующему УК РФ, такое лицо уголовной ответственности не подлежит, поскольку отсутствуют необходимые и законные основания. Лицо фактически не в состоянии было осознавать характер и опасность для общества от его действий либо не могло их контролировать и руководить ими.

Еще одним распространенным случаем отсутствия осознанной волевой составляющей при совершении общественно опасных действий является принуждение со стороны третьих лиц, когда воля лица осознанно ими подавляется, и его действия являются следствием воли третьих лиц, а самостоятельно руководить ими он не в состоянии.

Все вышеперечисленные случаи, исключающие ответственность основывались на «дефекте» состава, когда отсутствовал такой элемент как вина.

Рассматривая основания привлечения к ответственности в юридическом аспекте очевидно, что только закон определяет какие деяния и какие условия влекут уголовную ответственность. Это уже касается объективной стороны преступления, которая для каждого преступления своя и описывается конкретной нормой УК РФ.

Добрый день, я привлекалась к уголовной ответственности по статье 158, но дело было закрыто по примирению сторон, смогут ли мои дети поступать в ВУЗы МВД и потом работать в органах? Отразиться ли это в их биографии негативно?

06 Февраля 2020, 13:10, вопрос №2675066 галина, г. Магнитогорск

Как доказать, что я не виновата?

Здравствуйте.Меня привлекают к уголовной ответственности статья 6.1.1,я этого не совершала,хочу собрать характеристику от жителей,обвиняемого и на себя.как правильно написать?

24 Января 2020, 19:28, вопрос №2659251 Сайханова Луиза Магомедовна, г. Екатеринбург

Что грозит, если в протоколе свидетеля указал отсутствие судимости, но привлечение к УО было?

Добрый день, в 2015году я привлекался к уголовной ответственности, на суде все разрешилось примерением сторон. Сейчас выступаю в качестве свидетеля по уголовному делу и в протоколе свидетеля указал что я не судим. Что мне за это может грозить?...

16 Января 2020, 16:04, вопрос №2648770 Андрей, г. Ростов-на-Дону

Есть ли у человека судимость, если его привлекали к уголовной ответственности?

Есть ли у человека судимость если его привлекали к уголовной ответствености за стотью за сношение с не совершено летней но дело было закрыто

Возьмут ли меня на работу в полицию в такой ситуации?

Здравствуйте, в 2016 году привлекалась к уголовной ответственности за кражу, но только потом спустя год это выяснили, девушке которая писала на меня заявление деньги отдала, только суть в чем, что я их не крала. Сейчас хочу пойти работать в...

Привлекался к уголовной ответственности при запросе это указывается, это будет всю жизнь, или рано или поздно исчезнет?

Привлекался к уголовной ответственности при запросе справке это указывается. Это будет всю жизнь или рано или поздно исчезнет

Может ли быть примирение по 158 статье, если раньше виновный привлекался к уголовной ответственности?

Здравствуйте,если лицо раннее привлекалось к уголовной ответственности по ст.116,то примирения по ст.158ч.2 не будет? Если даже дело рассматривается в особом порядке? А значит могут дать реальный срок месяцев 8 ?

18 Декабря 2019, 22:07, вопрос №2624663 Владимир Князев, г. Москва

Будет ли в справке о несудимости отметка, что привлекался к уголовной ответственности?

Здравствуйте хотел уточнить будет ли в справке о не судимости прописаннно что я приалекался к уголовной ответственности по ст. 158 УКРФ дело закрыли за примирение сторон ущерб возмещен может ли это повлиять на трудоустройство в организацию

27 Ноября 2019, 09:28, вопрос №2601747 Евгений, г. Екатеринбург

Что будет за групповое хищение чужого имущества?

Что будет за групповое хищение чужого имущества,если ни разу не было ни одной статьи и ни привлекались к уголовной ответственности?

Может ли несовершеннолетний ребенок подать заявление в полицию?

может ли несовершеннолетний ребенок подать заявление в полицию,без родителей а с бабушкой. спасибо!! если не имеет право,тогда по какой статье участковый полиции привлекается к уголовной ответственности

Может ли человек рассчитывать на поступление в университет МВД, если он привлекался к уголовной ответственности?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, может ли человек рассчитывать на поступление в университет МВД, если он привлекался к уголовной ответственности? Спасибо!

18 Ноября 2019, 12:16, вопрос №2591647 Михаил, г. Санкт-Петербург

Как вернуть деньги за некачественные юридические услуги недобросовестного адвоката?

Бывший муж не работает, не платит алименты, не единожды привлекался к уголовной ответственности по этому поводу и решил подать иск в суд об оспаривании отцовства и ходатайствовал о проведении ДНК экспертизы. Чтобы получить профессиональную...

Понятие уголовной ответственности, ее возникновение и прекращение. Уголовная ответственность устанавливается нормами уголовного закона. От других форм юридической ответственности уголовная ответственность отличается повышенной тяжестью, выражающейся в том, что осуждение по уголовному делу (в отличие от дисциплинарной или административной ответственности) всегда исходит от имени государства, а воздействие при этом совершается в виде серьезных правоограничений личного или имущественного характера, что и составляет сущность наказания. Уголовная ответственность и наказание – понятия несовпадающие, уголовная ответственность может быть без наказания, но наказание не может быть без ответственности.

Уголовная ответственность осуществляется (возникает, реализуется, прекращается) в рамках уголовно-правовых отношений. Уголовно-правовые отношения – это регулируемые законом общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством, возникающие с момента совершения преступления. С этого момента у лица, совершившего преступление, и у органов правосудия, представляющих государство, появляются взаимные права и обязанности: государство имеет право применять к виновному меры принуждения. При этом оно обязано определить виновному конкретное наказание в пределах, установленных уголовным законом. В свою очередь лицо обязано нести ответственность. Однако оно имеет право на назначение наказания в соответствии с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления.

Уголовная ответственность имеет определенные границы во времени. Уголовное правоотношение возникает сразу же в полном объеме с момента совершения лицом преступления, но реализуется постепенно. Фактическая реализация уголовной ответственности начинается с момента привлечения лица в качестве обвиняемого на стадии предварительного расследования. Уголовная ответственность длится на стадии судебного рассмотрения дела, вынесения обвинительного приговора, она существует и на стадии реального исполнения назначенного судом наказания. Прекращается уголовная ответственность в случаях: отбытия наказания, освобождения лица от уголовной ответственности либо в силу актов амнистии или помилования.

Основания уголовной ответственности. Законодательство и теория уголовного права отмечают фактическое и юридическое основания. Так, в ст. 8 УК РФ сказано, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Таким образом, нельзя привлекать к ответственности за мысли, убеждения, взгляды (каковы бы они ни были), если последние не выражены в деянии. При этом деяние должно быть общественно опасным, т.е. причинять вред общественным отношениям. Если фактическое основание уголовной ответственности – определенная форма поведения субъекта (совершение общественно опасного деяния), то юридическое основание – наличие в этом деянии указанного в законе состава конкретного преступления. Лицо привлекается к уголовной ответственности не потому, что следователь, прокурор и суд считают его опасным, а потому, что оно совершило поступок, в котором имеются признаки преступления, установленные в уголовно-правовой норме. Единственное и достаточное основание уголовной ответственности – наличие в совершенном деянии указанного в законе состава преступления. Состав преступления – совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.


Признаки, характеризующие состав преступления. Они подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие объект, объективную сторону (так называемые объективные признаки состава), и признаки, характеризующие субъект и субъективную сторону (субъективные признаки).

Объектом преступления называются общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым общественно опасное деяние причиняет или может причинить существенный вред.

К объективной стороне преступления относится характеристика самого деяния (действия или бездействия), последствия этого деяния, т.е. причиненный преступлением ущерб, и некоторые другие признаки: место, время, способ, средства, обстановка и т.д., характеризующие внешнюю сторону преступления. Обязательным признаком объективной стороны является деяние . Оно может выступать в двух формах: преступного действия и преступного бездействия. Преступное действие – это акт активного общественно опасного поведения, запрещенного уголовным законом. Например, умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, удар потерпевшего ножом с причинением вреда его здоровью. Преступное бездействие – это акт запрещенного уголовным законом пассивного общественно опасного поведения, т.е. несовершение лицом таких действий, которые оно должно было совершить для предотвращения вредных последствий. При преступном бездействии, прежде всего, необходимо установить обязанность действовать определенным образом. Обязанность действовать вытекает из ряда оснований: непосредственно из закона (неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать по закону или специальному правилу); из служебного положения виновного (невыполнение должностным лицом своих обязанностей) и др. Преступное действие или бездействие – это волевой акт поведения человека, поэтому для определения ответственности за бездействие необходимо также установить реальную возможность совершения тем или иным лицом требуемых действий, т.е. фактическую возможность в данных конкретных условиях совершить данное действие. Так, уголовная ответственность исключается, когда лицо бездействует под влиянием непреодолимой силы (действие стихийных сил природы), физического принуждения, отсутствия необходимой квалификации, производственного опыта и т.д. К признакам объективной стороны относится причинная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно опасным последствием. Для того чтобы действие или бездействие были признаны причиной наступившего общественно опасного последствия, необходимо, чтобы деяние предшествовало последствию во времени, создавало реальную возможность его наступления и, наконец, чтобы наступившее последствие явилось результатом именно этого, а не другого деяния.

Субъективная сторонапреступления это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления и представляющая органическое единство мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов. Юридическими признаками, характеризующими субъективную сторону преступления, считаются вина, мотив и цель. Вина – психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Вина – обязательный признак субъективной стороны преступления, необходимое условие наступления ответственности. Мотив – это обусловленное потребностями и интересами осознанное внутреннее побуждение, которым руководствуется субъект при совершении преступления. Цель – мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится виновный при совершении преступления. Вина имеет психологическое содержание, которое составляют интеллектуальные и волевые элементы. Интеллектуальный элемент вины характеризуется двумя факторами: осознанием общественно опасного характера деяния и предвидением его общественно опасных последствий. Волевой элемент характеризует волевые процессы, протекающие в психике субъекта преступления: виновный может желать или сознательно допускать наступление общественно опасных последствий либо легкомысленно рассчитывать на их предотвращение.

Различие в содержании и интенсивности интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике субъекта, лежит в основе деления вины на формы и виды. Под формой вины следует понимать законодательное определение сочетания интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике виновного и раскрывающих его отношение к объективным свойствам преступления. Уголовное законодательство различает две формы вины – умысел и неосторожность. В свою очередь, теория и практика подразделяют умысел на прямой и косвенный , неосторожность – на легкомыслие и небрежность .

Преступление признается совершенным с прямым умыслом , если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ). Например, убийство из ревности или убийство с целью завладения имуществом потерпевшего. Косвенный умысел характеризуется тем, что лицо осознавало общественно опасный характер совершаемого деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и не желало, но сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично (ч. 3 ст. 25 УК РФ). В этом случае общественно опасные последствия не нужны лицу, однако, предвидя возможность их наступления, оно, тем не менее, совершает преступное действие, в результате которого наступает общественно опасное последствие. Например, пьяный хулиган открыл стрельбу на многолюдной улице, в результате убиты несколько человек.

Статья 26 УК РФ определяет два вида неосторожной формы вины: легкомыслие и небрежность. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. У субъекта нет желания или сознательного допущения общественно опасных последствий, напротив, он рассчитывает на их предотвращение, однако этот расчет оказывается неосновательным, легкомысленным, самонадеянным. Например, шофер ведет машину с недозволенной скоростью, рассчитывая на свое водительское мастерство, но по неосмотрительности совершает наезд на прохожего и причиняет тяжкий вред его здоровью. Характерная черта небрежности заключается в том, что виновный не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего действия (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Ответственность наступает за пренебрежительное отношение лица к своим обязанностям. Так, лицо обязано (должно) было и по обстоятельствам дела могло предвидеть последствия своих действий. Например, медицинская сестра, произведшая по невнимательности инъекцию смертельного яда (вместо лекарства), понесет ответственность за неосторожное преступление, если будет доказано, что она не только должна была, но и могла распознать яд. Небрежность необходимо отличать от случая (казуса) – невиновного причинения вреда (ст. 28 УК РФ), когда лицо не предвидело и по обстоятельствам дела не должно или не могло предвидеть наступления общественно опасных последствий своих действий. Здесь полностью исключается уголовная ответственность. Так, некто, поскользнувшись на тротуаре, упал, падая, свалил другого человека, который в результате получил тяжкий вред здоровью.

Субъект преступления. Субъектом преступления может быть только физическое лицо. Уголовная ответственность юридических лиц исключается. Однако не всякое физическое лицо может нести уголовную ответственность. Лишь тот, кто достиг определенной степени физического, психического и социального развития, кто достаточно четко осознает общественную значимость своих поступков, может правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности, может быть субъектом преступления. Эти качества определяются наличием у лица вменяемости и достижением им определенного возраста, с которого может наступить уголовная ответственность. Вменяемость – это способность лица осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. Вменяемость выступает как необходимое условие привлечения лица к уголовной ответственности. Невменяемость – психическая неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (вследствие болезненного состояния психики на момент совершения общественно опасного деяния). Невменяемые лица, совершившие общественно опасные деяния, не могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты наказанию. Применение к ним наказания было бы несправедливым, ибо в силу отсутствия способности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими они не могут понять и сущность применяемого к ним наказания. К этим лицам могут быть по назначению суда применены принудительные меры медицинского характера: принудительное лечение в психиатрическом стационаре; передача органам здравоохранения при принудительном амбулаторном наблюдении и лечении у психиатра. Состояние опьянения по действующему законодательству не исключает вменяемости, если только не имело место патологическое опьянение. Лицо, совершившее преступление в состоянии обычного опьянения (независимо от его степени), считается вменяемым и не освобождается от уголовной ответственности.

Субъектом преступления, может быть признано лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста, установленного законом. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Исключение из этого правила закон допускает только в отношении ограниченного круга деяний, общественная опасность, характер и сущность которых доступны пониманию несовершеннолетними и в более раннем возрасте. Так, закон определяет исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста: это убийство, умышленное причинение тяжкого (или средней тяжести) вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем без цели хищения, захват заложника, терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет несут уголовную ответственность, как правило, за умышленные преступления. Вместе с тем за совершение некоторых преступлений уголовная ответственность наступает только при достижении лицом 18 лет (например, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы – ст. 328 УК РФ).

Тема 16. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Понятие, предмет и метод административного права Российской Федерации. Как ведущая отрасль публичного права России административное право представляет собой систему правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Административное право является «управленческим правом» или «правом управления».

Предметом административного права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, а именно в сфере организации и деятельности исполнительной власти.

Метод административного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения. В регулировании административно-правовых отношений преобладает императивный метод. Для административно-правового регулирования характерна односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т.е. властеотношения), поскольку отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому. Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны средства распорядительного характера, т.е. предписания: возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, правила дорожного движения). Кроме того, воздействие на волю участников административно-правовых отношений осуществляется с помощью запретов и дозволений. Запрет – это те же предписания, но иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Система административного права это совокупность взаимосвязанных административно-правовых норм и институтов.

Административно -правовые нормы можно охарактеризовать, как общеобязательные, формально-определенные правила поведения человека в обществе, которые устанавливаются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.

Административно-правовые нормы имеют логическую структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). Они могут объединяться по разным критериям и создавать административно-правовые институты.

Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.

Объединяясь, нормы и институты образуют Общую и Особенную части административного права Российской Федерации. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов.

В состав Общей включены нормы, которые охватывают управление в целом: закрепляющие основы государственного управления; регулирующие административно-правовой статус граждан; регулирующие основы организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций; регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих; определяющие формы и методы государственного управления; обеспечивающие законность управления.

Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

Некоторые авторы выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности. Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Под источниками административного права в юридическим смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм, т.е. те акты, в которых они содержаться.

Источниками административного права являются нормативные правовые акты и международные акты, содержащие административно-правовые нормы.

Систему нормативных правовых актов можно представить следующим образом:

1. Законы Российской Федерации (Конституция РФ; акты Федерального Собрания РФ: федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.).

2. Подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления, инструкции министерств и других федеральных органов исполнительной власти).

3. Законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; законы).

4. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ).

5. Акты органов местного самоуправления.

Одним из кодифицированных источников административного права является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , который был принят 30 декабря 2001 года (начал действовать с 1 июля 2002 года). Он состоит из пяти разделов и тридцати двух глав. Статьи нумеруются внутри каждой главы.

В Разделе I. «Общие положения» КоАП РФ раскрываются задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, понятия административного правонарушения и административной ответственности, характеризуются виды административных наказаний, устанавливаются общие правила назначения административного наказания.

В Разделе II. «Особенная часть» закрепляются составы административных правонарушений в различных сферах: 1) административные правонарушения, посягающие на права граждан; 2) административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; 3) административные правонарушения в области охраны собственности; 4) административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; 5) административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; 6) административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; 7) административные правонарушения на транспорте; 8) административные правонарушения в области дорожного движения; 9) административные правонарушения в области связи и информации; 10) административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; 11) административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг; 12) административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил); 13) административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; 14) административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; 15) административные правонарушения против порядка управления; 16) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; 17) административные правонарушения в области воинского учета.

В Разделе III. «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» раскрываются категории дел, которые уполномочены рассматривать судьи, различные органы и должностные лица.

Раздел IV. «Производство по делам об административных правонарушениях» определяет порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях, правила составления протоколов, задержания правонарушителей, личного досмотра, досмотра вещей и транспортных средств, изъятия вещей и документов и др.

Раздел V. «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» устанавливает порядок исполнения постановлений по делу об административном правонарушении.

Административное правонарушение и административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения (проступка) являются:

а) антиобщественность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость.

Общественная опасность деяния в нормах административного права, в отличие от уголовного права, не называется признаком правонарушения. Но, несмотря на это, следует отметить, что административные правонарушения посягают на конкретные правоотношения, которые охраняются административным законом и причиняют им вред, а вместе с тем и вред правопорядку, следовательно, носят антиобщественный характер .

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.

Важным признаком административного правонарушения является вина . Это психическое (внутреннее) отношение субъекта к совершению определенного деяния и его последствиям. В отношении юридического лица КоАП РФ устанавливает, что оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КоАП РФ указывает на две формы вины умышленную и неосторожную. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наказуемость как признакадминистративного правонарушения означает, что административным правонарушением признается только то деяние, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) имеет свою юридическую модель (состав). Состав административного правонарушения это предусмотренная нормами административного права совокупность объективных и субъективных признаков, при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение. Он включает: а) объект; б) объективную сторону; в) субъект; г) субъективную сторону.

Объект административного правонарушения –это совокупность общественных отношений, которые охраняются административным правом, хотя могут регулироваться нормами трудового, гражданского и других отраслей права. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, общественный порядок и др.

Объективная сторона административного правонарушения –это совокупность таких внешних признаков, как действие (бездействие), противоправные последствия, причинная связь между действием и последствиями, которые закреплены правовыми нормами об административных правонарушениях, место, время, обстановка, обстоятельства, способы и средства совершения административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений могут быть физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); лица, обладающие специальным административно-правовым статусом (например, должностные лица); юридические лица. Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило административное правонарушение, оно привлекается к административной ответственности на общих основаниях со спецификой, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних и КоАП РФ. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя вину, мотив и цель поведения правонарушителя.

Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения предусмотрены в соответствующих статьях КоАП РФ.

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. Привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.

Административное наказание: понятие и виды. Административное наказание это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая с целью предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний закреплены в КоАП РФ. К ним относятся:

- предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;

- административный штраф – это денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей (в определенных КоАП РФ случаях – пяти миллионов рублей), или может выражаться в определенной кратной величине.

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;

- лишение специального права – лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет;

- административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений;

- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы ее территории;

- дисквалификация – лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

- административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Основы административного процесса. Административный процесс представляет собой государственно-властную деятельность, представляющую собой совокупность последовательно совершаемых действий, с помощью которой решения органов государственной власти облачаются в предусмотренную законом юридическую форму - правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные. Таково понятие административного процесса в широком (правоприменительном) смысле.

Административный процесс в узком (правоохранительном) смысле представляет административно-юрисдикционную деятельность, деятельность по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров.

Структуру административного процесса в широком смысле образуют следующие производства:

Производство по принятию нормативных актов государственного управления;

Производство по обращениям граждан и организаций в сфере государственного управления;

Производство по административно-правовым жалобам и спорам;

Производство по делам о поощрениях;

Производство по делам об административных правонарушениях;

Производство по дисциплинарным делам;

Регистрационное производство;

Лицензионное производство;

Исполнительное производство.

Реализация норм административного права в порядке административных производств осуществляется в соответствии с соблюдением установленных административных процедур, которые представляют собой нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

Производство по делам об административных правонарушениях. Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определена Разделом III КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются:

1) судьями (мировыми судьями);

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Различают четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- рассмотрение дела об административном правонарушении;

- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении начинается возбуждением дела. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения, по общему правилу, составляется протокол. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В протоколе должны быть указаны определенные данные: дата и место его составления; данные о лице, составившем протокол; данные о личности нарушителя; место, время совершения и суть правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за это правонарушение; другие материалы, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, по месту его совершения. Дело об административном правонарушении рассматривается, по общему правилу, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. А вот, например, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

При разрешении дела выносится постановление. Оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, потерпевшим, их защитниками и представителями, а также должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. По общему правилу, жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора, а также могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.