История возникновения ручных столярных инструментов. Профессия столяр. Уникальные стороны профессии

В. И. Мелехов, Л. Г. Шаповалова

По принятой ЮНЕСКО “Венецианской хартии” реставрация и сохранение памятников деревянного зодчества требует применения исторически воспроизведенных технологий обработки древесины и инструмента. Поэтому при проведении реконструкции памятников русского Севера потребовались сопутствующие исследования разнообразных исторических источников (архивов, частных и музейных коллекций и т.п.), позволивших дать классификацию плотницкого инструмента XVII–XVIII вв. по видам выполняемых работ, отметить особенности его изготовления и применения по назначению. Были привлечены также и этнографические источники - многочисленные консультации со старыми мастерами-плотниками и натурные обследования старых деревянных строений, при этом особое внимание обращалось на следы обработки древесины, оставленные инструментом. Таким образом удалось во многом восстановить не только старинный плотницкий инструмент, но и способы обращения с ним.

Север России - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло на Север вместе с земледелием из глубокой старины. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и “двора”, делали из древесины: ложки и туеса, ведра, корзины и прочую утварь, мебель, прялки и ткацкий стан, лодку, сани и телегу, охотничьи и рыболовные приспособления, - даже дымоход и печная труба были деревянными. В деревянную колыбельку укладывали новорожденного человечка, в деревянной домовине провожали старого человека в последний путь. И, конечно, прежде всего прочего строил человек себе Дом. Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Не дом строил - хорумы! Двухэтажный, а часто со светелкой на третьем этаже, с четырьмя, а чаще шестью просторными комнатами, огромной дворовой частью, где все необходимое - под одной крышей с жилыми помещениями. “Строительство жилья можно сравнить с писанием икон. Искусство живописца и плотника с древних времен питало истоки русской культуры. Нет совершенно одинаковых икон на один и тот же сюжет, хотя в каждой из них должно быть нечто обязательное для всех. То же с домами” .

А потом строил человек себе Храм. “Деревянные храмы Севера дышали, светились и вели разговор с человеком… в совокупности с домами, гумнами, банями. Они… венчали каждое, даже небольшое селение” . А в храме человек поклонялся дереву, молился на дерево: иконы писаны на досках, иконостасы, “царские врата”, скульптуры резаны из древесины.

На Севере бытует поговорка: “Плотник - первый на селе работник”.

“…Плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается - все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда заставит. Потому и были они все разные. И плохие, и средние, и хорошие. И несть числа между ними. Но каждый всю жизнь, конечно, и в молодости, стремился быть не хуже, а лучше, чем он есть. На том и стояло плотницкое мастерство” .

Однако возведение любой постройки, даже самой малой, без хороших инструментов - гиблое дело. Не просто хороших, а удобных для удержания в руке, соразмерных руке и телу конкретного человека (говорят: “сподручных”) и, конечно, правильно и остро заточенных. Необходимо заметить, что для каждого ремесла существовали свои инструменты, и каждый инструмент использовали только для выполнения конкретной операции. Плотник не работал столярным топором, а бондарный скобель был мало похож на плотницкий.

Шедевры народного деревянного зодчества - не просто памятники архитектуры, но и свидетельство высочайшего плотницкого мастерства северян. К зданиям и сооружениям, которые охраняют как памятники архитектуры, особенно к памятникам деревянного зодчества, обычный подход, современные приемы восстановления и ремонта в большинстве случаев неприменимы. Эти строения подвергают реставрации, которая должна проводиться в соответствии с указаниями “Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест” (так называемой “Венецианской хартии”), принятой в 1964 г. Согласно этому документу, целью реставрации является “сохранение памятника как произведения искусства и как свидетеля истории”. Согласно “Венецианской хартии”, все части постройки, все конструкции, детали, узлы и даже особенности обработки поверхностей элементов должны соответствовать времени возведения строения. Добиться этого можно только при строгом соблюдении исторической технологии возведения строения, применении исторического инструмента и способов работы им. Современная технология реставрации и строительства может быть применена на памятнике только в том случае, если секреты технологии возведения здания утрачены, но при этом эффективность современной технологии должна быть подтверждена опытом.

В современной реставрационной практике часто наблюдается несоответствие реставрированного деревянного строения подлиннику, поэтому сооружение приобретает вид новодела. Известный архитектор-реставратор А.В. Попов доказал, что причиной этого несоответствия является коренное изменение исторической технологии строительства из древесины, которая в прошлом была основана на ремесленной организации труда и применении отличающегося от современного плотницкого инструмента и приемов работы с ним.

При реставрации в 1981–1988 гг. под руководством А.В. Попова церкви Дмитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области (1784 г. постройки) удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины . Понять, какой инструмент применяли мастера и как им пользовались, помогли характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине конструкций в разных местах строения, особенно на тесаных поверхностях. В России в начале XIX в. (на Севере до середины ХIХ в.) произошла полная модернизация плотницкого инструмента и приемов работы им, поэтому, применяя инструмент и технологию наших дней, невозможно получить на обрабатываемой поверхности следы, хотя бы отдаленно напоминающие те, что сохранились на постройках XVIII в. и более раннего времени. Реставраторам пришлось воссоздавать образцы инструмента, путем проб и ошибок добиваясь соответствия следов обработки древесины. Это во многом удалось сделать. При этом выяснилось, что большинство конструктивных и технологических приемов работы мастеров, возводивших упомянутый храм в конце XVIII в., являются общими для строительной культуры начиная с XVI в. и заканчивая серединой XIX в. Однако выявлены и некоторые индивидуальные приемы работы мастеров на этом объекте: например, по невыясненной пока причине плотники не использовали долото или стамеску, обходясь топором, а также остается пока неизвестным “инструмент с фигурным металлическим острием для выскребания архитектурных профилей” . В реставрационной практике допустимо, а в ряде случаев и необходимо применение современных технологических приемов и инструментов в сочетании с применением исторического опыта. При этом следует особо отметить, что соблюдение исторической технологии обработки увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Это признают и современные ученые-древесиноведы.

Рассуждения о плотницких инструментах следует начать с топора - главного орудия плотницкого труда в прошлом. “Топор сохе первый помошник”, “Город строят не языком, а рублем да топором” - говорят пословицы. А еще - “Плотник топором думает”. Топором выполняли подавляющее большинство всех строительных работ.

Деревья в лесу валили лесорубным топором с узким лезвием, режущая кромка которого по сравнению с плотницким топором существенно дальше отстояла от топорища (рис. 2а). Это было нужно для того, чтобы топор при ударе глубоко наискось входил в слои дерева, но не увязал в древесине.

Бревна, плахи и доски отесывали потесом, имеющим широкое закругленное лезвие (рис. 2б). Такой топор больше напоминает секиру или бердыш стражников в исторических фильмах. Кстати, само слово “топор” - тюркского происхождения, оно пришло на Русь вместе с татаро-монгольским нашествием и заменило собой русское слово “секира”. Лет пятнадцать назад в селе Ратонбволок (Холмогорский район Архангельской области) пожилой местный житель решил показать нам топор и вынес его из глубины своего хозяйственного двора. Это была настоящая секира! На отполированную многими руками чуть изогнутую рукоять насажено длинное серпообразное лезвие с вытянутым носком и прямой пяточкой. Длина лезвия составляла 35 см, а общая длина с рукоятью - почти метр. Топор был в полной исправности: плотно расклинен и остро заточен, хоть сейчас в дело! Таким топором можно не только обтесать бревно или плаху, но, наверное, смело можно было идти на битву с Ордой.

Плотницким топором тесали бревна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое. Плотницкий топор XVII–XVIII вв. существенно отличался от современного. Собственно топор (металлическая часть) был коротким, каплевидным в сечении, лезвие нешироким (9–15 см), полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминая по форме колун для раскалывания дров, бревен) (рис. 2в), а сам топор тяжелее. Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Топорище (рукоятка) - длинное и прямое (а не изогнутое, как современное), на конце утолщенное, чтобы не выскакивало из рук. Для топорища выбирали прямую березовую плаху без сучков. Длина топорища была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой мог взять в кулак утолщенный конец топорища (рис. 2г). Длинное топорище, являясь по сути рычагом, позволяло плотнику тратить меньше сил.

На книжных миниатюрах и иконах XVI–XVIII вв., фрагментарно изображающих процесс возведения той или иной церкви , топоры показаны именно такие: лезвие короткое, дугообразное, а топорище длинное и прямое.

Плотницкий топор XVII–XVIII вв. при обтесывании скалывает древесину, не утопая в ней глубоко и не оставляя следов в виде царапин, рисок и зазубрин, а вогнутой боковой стороной и своей массой при ударе одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. При работе топор держали в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему - тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. Если топор все-таки останавливался в древесине и оставлял тем самым задир, последний снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предшествовавшего удара . Этими средствами достигали плотного примыкания друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Тонкий же топор входит глубоко в древесину и вязнет там, что очень затрудняет теску.

Плахи и кровельные доски тесали в двух направлениях - туда и обратно - попеременно, полосами, вдоль бревна. Ширина одной полосы равнялась ширине лезвия топора. Топор XVII–XVIII вв. оставлял на отесанных плоскостях характерные следы. На доске получался рисунок, похожий на елочку или ребра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски эти следы волнообразные, напоминающие стиральную доску. Поверхность тесаных досок получалась настолько гладкой, что об нее нельзя было даже занозить руку, и вместе с тем не плоской и ровной, а рельефной, волнообразной. С обработанной таким образом поверхности дождевая вода удалялась легче, поэтому тесаные доски меньше подвергалась увлажнению и биопоражению (загниванию). “Однако так тесать можно было только при условии: смотреть на обрабатываемую поверхность чуть сбоку, через топор (курсив А.В.Попова – Авт.) на дерево. По-видимому, это был принципиальный прием в работе плотников до конца XVIII века”, его использовали при любых видах обработки деревянных элементов топором. “В XIХ веке плотник при теске смотрел на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и мог видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале” .

Работа плотника физически очень тяжелая, требующая большого расхода энергии, поэтому плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост. “Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником. Пословица “Сила есть - ума не надо” родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Силу уважали тоже. Но не в одном ряду с талантом и мастерством, а саму по себе. Настоящие плотники экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали" .

Молодой работник, обычно подросток, начинал постигать плотницкое искусство с обычного топорища. Сделать топорище - значит сдать первый экзамен. Топорище делали из сухой березовой заготовки. “Топорище надо еще и насадить, и правильно расклинить, чтоб топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Каждая операция сама по себе требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности. Нельзя же точить топор, пока его не расклинили, хоть и невтерпеж!” - отмечает известный писатель и знаток северного быта В.И.Белов .

И он же продолжает: “Уже в первый сезон артельной работы подросток обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором”. Если работник возьмет не свой инструмент, то у него вскоре появятся неприятные ощущения в суставах, а на ладонях - мозоли: несподручно. Времени на заточку топоров никогда не жалели.

При выполнении большинства плотницких работ топор держали двумя руками; чашу рубили с двух сторон, нанося удары попеременно, то справа, то слева. Тесать плаху, бревно хороший плотник мог одинаково хорошо и справа, и слева. С какой стороны ударить, справа или слева, определяли по расположению волокон древесины, чтобы при ударе прижать перерезанные волокна. Поэтому лезвие топора затачивали симметрично, на одинаковые фаски, на одинаковый угол. Однако иногда из-за специфики обработки элемента заточку лезвия делали несимметричной.

Топор никогда не втыкали в бревно, предназначенное для строительства, ведь тогда пропадал смысл плотного затесывания его поверхности. Вообще с бревнами, подготовленными к укладке в строение, т.е. окоренными (ошкуренными), отесанными и оскобленными, а также с готовыми деталями обращались очень аккуратно, предохраняя их от механических повреждений, загрязнений и т. п. Любой задир, затес или даже царапина - “ворота для инфекции”. Это увеличивало вероятность биоповреждений древесины строительного элемента и, в конце концов, могло сократить жизнь всего строения.

Топор никогда не оставляли воткнутым в бревно или чурбак и не ставили к стене, а только клали под лавку. Вспомним детскую загадку: “Кланяется, кланяется, придет домой - растянется”. Именно растянется под лавкой, причем топор разворачивали лезвием к стене, чтобы никто случайно не поранился, поднимая что-либо закатившееся под лавку. Вообще любые действия, связанные с угрозой здоровью при работе с топором и другим инструментом, предупреждали особо.

Для обтески бревенчатых стен изнутри помещения применяли специальный топор, лезвие которого было прямым и несколько удлиненным по сравнению с обычным плотницким топором, а само лезвие разворачивали на острый угол так, чтобы ось насадки топорища была параллельна одной грани лезвия (рис. 2д). Топорище для такого топора специально подбирали из тонкого искривленного древесного ствола, чтобы во время работы не обивать кисти рук. В этом случае плотнику требовались два топора, выкованных зеркально, т.е. один со смещением лезвия вправо от плотника, для обтески справа налево, другой - со смещением влево, для обтески слева направо. В углах поверхность бревен вытесывали по дуге. Получался “круглый” угол. Обтеску вели от угла к середине стены. “Правым” топором левую сторону угла, закругленную по дуге, не обтесать. Вместо двух топоров иногда применяли один, но обоюдоострый, двухсторонний, у которого был один проух и два лезвия, выкованные зеркально (рис. 2е). Именно такими топорами отесывали стены архангельские мастера.

В этом случае имел значение также угол заточки топора. Лезвие топора затачивали несимметрично, под разными углами заострения, в зависимости от того, с какой стороны тесали стену - справа или слева (рис. 2ж). Фаску лезвия топора, обращенную при обтеске к стене и предназначенную для срезания древесины (т.е. внешнюю фаску по отношению к плотнику, параллельную оси насадки топорища), затачивали под более острым углом относительно оси лезвия, чем другую. Внутреннюю фаску, предназначенную для скалывания щепы, затачивали под менее острым углом. Такая асимметрия углов заточки позволяет лезвию находиться в надежном контакте с обрабатываемой поверхностью, топор не скользит по ней и не отскакивает, он как бы “затягивается” в древесину.

В “Курсе плотничных работ…” , выпущенном в 1906 г., представлен “поперечный” топор, предназначенный также для “обтески бревенчатых стен” (рис. 2з), прямое лезвие которого было развернуто перпендикулярно относительно топорища, по сути дела получилось уширенное тесло с плоским лезвием. Современные практикующие плотники-реставраторы предполагают, что таким топором отесывали только “круглые” углы в интерьере, потому что вертикальные поверхности стен отесывать им неудобно. Кроме того, после обработки таким топором вертикальная поверхность стен остается неровной, с крупными волнами, которые приходилось бы за несколько заходов убирать скобелем и рубанком.

Тесло - по сути дела тоже топор, топорище у которого длинное и прямое, а лезвие не только развернуто перпендикулярно относительно топорища, но и имеет полукруглое сечение, в виде черпачка (рис. 3а). Теслом вытесывали на бревне вдоль его волокон желоба разных размеров (например, неглубокий паз в бревне, предназначенном к укладке в стену, или глубокий водосточный желоб), выполняли участки плавного перехода от круглого бревна к брусу у оконных и дверных проемов, отесывали после топора “круглые углы” в интерьере и другие криволинейные поверхности. Пазник - тесло с нешироким плоским лезвием – служил для окончательной, чистовой выемки пазов после вырубки паза начерно топором (рис. 3б). Как правило, паз сначала вырубали начерно топором до получения П-образного профиля, а затем в глубине паза выбирали древесину пазником.

Столярный топор отличается от плотницкого меньшими размерами и меньшим весом - ведь столяр обрабатывает не бревна, а детали конструкций, имеющие меньшие размеры. Носок у столярного топора острый, а лезвие прямое. А ведь были еще колун, бондарный и колесный топоры и даже “американский”, обух которого был заменен обыкновенным четырехгранным молотком . Но это уже инструменты других ремесел.

Мастера настолько владели плотницким искусством, что с помощью нехитрого инструмента создавали поистине мировые шедевры деревянного зодчества.

В 1586 г. к новопостроенному “Архангельскому городу деревянному” на своем судне прибыл французский путешественник и купец Жан Соваж из города Дьеппа. Он засвидетельствовал в своих путевых заметках: “Постройка его (деревянного Архангельска. - Авт.) превосходна, нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить, хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но никакой архитектор не сделает лучше, как они делают…” . Этот француз, желая похвалить русских плотников за мастерство, написал все наоборот. Когда в музее деревянного зодчества экскурсовод рассказывает вам, что “это сооружение выстроено одним топором”, - не верьте ему, как бы вас ни убеждали. Знающий специалист так никогда не скажет. Во-первых, “одним топором”, т.е. одним человеком, в одиночку, можно построить лишь маленькую постройку - баню, амбар, и то работать одному просто неудобно. Артелью или вдвоем работать гораздо сподручнее, да и веселее. Как, например, одному поднять бревно на стену? Во-вторых, “одним топором”, т.е. только топором, не построить ничего. Как, например, топором плотно посадить в срубе одно бревно на другое, просверлить отверстие под нагель или выдолбить паз? Без черты, сверла и долота никак не обойтись. А ведь было много (на Севере говорят: “уйма”) и другого инструмента, и каждый был определен для выполнения отдельной работы.

Черта - самый распространенный инструмент для прочерчивания на поверхности древесины параллельных прямых или кривых линий с целью последующей отески или распиловки бревен и строительных деталей (рис. 4 б,г). Для этого аккуратно, “по нитке” отесывали кромку одной доски. Прикладывали к этой кромке следующую доску и, плотно прижимая черту к выправленной кромке, процарапывали, прочерчивали металлическим острием глубокую параллельную царапину на прилегающей доске или примыкающей конструкции. По этой царапине-черте и отесывали примыкающую кромку. Отметка чертой требует аккуратности, так как оставленный след - глубокая царапина: это не карандашная помета - не сотрешь. Ослабляя или затягивая обмотку черты или фиксируя расстояние клинышком и кольцом, изменяли расстояние между острыми концами черты. Чертой причерчивали бревна для выборки продольного паза, чтобы добиться плотного примыкания бревен в стенах, чашу в бревнах перед ее чистовой обработкой. С помощью черты причерчивали (отбивали) и затем выстрагивали ровную кромку плах и досок для плотного их примыкания (укладывали в черту или впричерт) (рис. 4 д,е). Чертой отмечали места соединения элементов и делали другие пометы, которые теперь плотники отмечают карандашом. Впоследствии наряду с чертой использовали плотничий циркуль (рис.4а).

Черта, плотничий циркуль, отволока и рейсмус

В процессе исследования и реставрации упомянутой выше церкви в селе Верхняя Уфтюга архитектор-реставратор А.В. Попов предположил, что при рубке стен этой постройки (только при рубке стен, а не в других частях сооружения. – Авт.) плотники использовали лишь два инструмента: топор и черту, хотя другие инструменты были им, безусловно, известны. Он определил это по характерным соединениям элементов сруба, например, Л- и М- образным пазам во врубках, тогда как для выполнения прямоугольного паза необходим еще один инструмент - долото или стамеска. Реставраторы не могли найти объяснения такой приверженности старых мастеров лишь этим инструментам. Однако нельзя исключить и того, что в данном случае проявились индивидуальные приемы работы мастеров XVIII в. .

При большом количестве досок удобнее причерчивать их с помощью отволоки, забрав доски в своеобразный станок (рис. 4 в, ж). В Архангельском крае этот инструмент называют “щеголек”, говорят: “причертить под щеголек”, “набрать пол под щеголек”, т.е. особо плотно, без малейших щелей.

Впоследствии во многих технологических операциях черту и отволоку заменил рейсмус. “Рейсмус” - слово немецкое, буквально означает “инструмент для проведения параллельных линий” (вспомним: рейсмусовый станок, рейсшина). Рейсмус использовали также для перенесения размеров с одних деталей на другие. Принцип его действия аналогичен: прочерчивание на древесине царапины острой шпилькой, только вместо кольца и клинышка, как у черты, у рейсмуса подвижная колодка, которую фиксируют винтом (рис. 4з). (Кстати, иностранными названиями инструментов, в основном голландского и немецкого происхождения, русская строительная технология обязана венценосному плотнику Петру I.)

Для чистовой, после топора, окорки бревен и снятия заболони применяли струг, или скобель (от “скоблить”). Этот инструмент представлял собой скребок, серпообразную металлическую пластину с режущей кромкой и двумя рукоятками. В некоторых местностях средней полосы России этот скребок называли хаком (от натужного звука “ха”, издаваемого плотником при работе этим инструментом) . Существовали два его вида: прямой и закругленный (кривой) (рис. 5а, б).

Скобелем снимали с бревен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали бревна в направлении от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров. При окорке бревна топором неизбежно появлялись бы сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений, при обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая и без задиров. Бревна с неповрежденной, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго.

Скобелем также убирали с тесаной поверхности оставшиеся после обработки топором и теслом “волны” и доводили поверхность до идеально гладкой. Выскабливали стены, кровельный тес, дверные и оконные косяки, полотна дверей и ставен. Необходимо отметить, что элементы конструкций выскабливали только в небольших объемах или в интерьере церквей и жилых помещений дома, так как работать скобелем очень тяжело, труднее, чем рубанком. Прямые поверхности скоблили прямым скобелем, “круглые” углы в интерьере - круглым. Косяки дверных и оконных проемов, дверные полотна, доски и т.п. выскабливали вдоль волокон древесины, стены же - под углом около 60° к оси бревна. В связи с тем что бревна стен имели в той или иной мере наклон волокон, их скоблили в две стороны: полбревна - в одну сторону, полбревна - в другую . После скобеля обработку поверхности заканчивали. “После скобеля топором”, - говорят о какой-либо полностью законченной работе, которую, желая улучшить, только испортили дополнительной обработкой.

Слева вверху - долота

Справа вверху - бурава: ложечный, винтовой, перьевой

Внизу - наугольник, малка и уровень

Долотом шиповым (рис. 6а) наряду с пазником зачищали пазы в оконных и дверных косяках. Долото плоское и просека (рис. 6б) были шире и тоньше шипового долота, ими зачищали пазы и гнезда с боков и пробивали отверстия в строительных элементах. Для самой тонкой, деликатной работы использовали стамеску. Долото, просеку и стамеску затачивали только с одной стороны.

Для просверливания отверстий нужны были различные бурава: ложечный, винтовой, перьевой (“пёрочный”, “пёрка”) (рис. 7 а, б, в). Бурав винтовой на Севере называли “напарья”. Им просверливали гнезда под нагели (“куксы”) в бревнах сруба.

Пила в России появилась при Петре I, а в повседневный плотницкий обиход вошла лишь в XIX в. Пила поперечная двуручная нужна для перепиливания бревен поперек волокон. Лучковой пилой, тоже поперечной, раньше валили деревья в лесу. Лучковая пила внешне представляет собой икс-образную рамку, на одной стороне которой закрепляли пильное полотно, а с другой полотно натягивали скруткой - тетивой. Ее режущее полотно гибкое, сталь жесткая. В лучковую пилу вставляли узкое, не больше 5 см шириной полотно, чтобы во время спиливания деревьев большого диаметра предохранить полотно от защемления. Для распиловки бревен вдоль волокон использовали специальную двуручную маховую пилу (продольную) с длинными косыми зубьями и небольшим разводом. Пилой-ножовкой пользуются для выполнения продольных и поперечных пропилов и прорезей в нетолстых элементах и досках. Для точной обработки шипов в местах соединения деталей и перепиливания досок под разными углами, например, при соединении деталей оконных рам, применяли специальный шаблон - стусло. Но это уже не столько плотничное, сколько столярное приспособление.

Плотники и столяры всегда работали остро заточенным инструментом. Острый инструмент, во-первых, требует меньших усилий при обработке древесины вручную и, во-вторых, уплотняет перерезанные волокна древесины, что способствует ее сохранности. Заточку инструментов выполняли на точильном круге из природного камня, установленном на оси в корытообразной колоде, реже - бруском. Зубья пилы надо не только заточить, придав им определенный профиль, но и поочередно “развести” в разные стороны в зависимости от предназначения пилы. Правильная разводка облегчает и ускоряет работу.

Металлические молоты (молоток, или ручник; молот, или кувалда) для плотника были необязательны, а вот деревянные - необходимы. Для легких ударов по дереву использовали деревянную киянку, для тяжелых ударов, например для осадки бревен при рубке стен, насаживания бревен на нагели (“коксы”) - большой деревянный молот, длина рукоятки которого около метра, а на конце насажена полуметровая чурка. Масса этого молота достигала 15 кг и более. Попробуй, помаши таким целый день! В некоторых местностях этот деревянный молот называли “барсик”. При ударе деревянным молотом и киянкой на древесине не остается заметных следов - вмятин.

Обычный рубанок для плотника тоже был необязателен. Это столярный инструмент. Предварительную, черновую острожку материала (кровельного теса, строительных элементов) выполняли рубанком-медведоном (медведкой), им работали вдвоем. Рубанком с полукруглым лезвием (шерхебелем) также выполняли черновую острожку, но одной парой рук, а потом уже доску строгали рубанком с одним или двумя лезвиями (один нож-лезвие называли железкой, другой, ломающий стружку, - горбыльком). У обычного рубанка одно лезвие (железка) с прямым нижним концом. Строгать легче, если вести рубанок не строго вдоль волокон древесины, а под небольшим углом к ним - так лезвие приемистей снимает стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем благороднее получается поверхность. Окончательно поверхность доски или детали можно пройти фуганком. Для строгания четверти и шпунта применяли зензубель, для профильной обработки кромок - отборник , а для создания рельефной поверхности доски - калевку. Рубанком можно обрабатывать не только плоскости, а кромки и даже торцы досок, обратив внимание при этом на правильную подготовку и заточку лезвия ножей.

Наугольник применяли для отбивки только прямого угла (рис. 8а); малка – тот же наугольник, но с одной подвижной кромкой - применялся для снятия и обозначения различных углов (рис. 8б). Складной аршин (позднее метр) плотнику тоже необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (отвесы, шнурок, клинья и т.п.).

Прикидочную проверку вертикальности элементов опытные плотники производили, легко удерживая опущенный вниз топор за конец топорища и “пристреливая” вертикаль наметанным глазом. Для проверки строгой вертикальности установки конструкций использовали отвес (весок) в виде шнура с грузиком. Профессиональный плотник делал для себя деревянный уровень с отвесом - гирькой (рис. 8в). Уровень в виде деревянного бруска с воздушным пузырьком в стеклянной трубке с жидкостью появился много позже. Называли его немецким словом ватерпас. Не каждый мог иметь такой покупной уровень: штука дорогая. Долгое время пользовались деревянным, самодельным.

Нужен был и шнур, в первую очередь для “окладывания” строения, т.е. разметки плана, выкладывания плана будущей постройки в натуральную величину с помощью мерного шнура, узлами разделенного на простые сажени и аршины. Шнур применяли и для разметки бревен, отбивки на них прямой линии с целью раскалывания на плахи для последующего вытесывания досок. Для этого окоренное бревно укладывали на ровную поверхность и в каждый его конец у торцов вбивали по одному гвоздю или клинышку - посередине, или по два - на необходимом расстоянии по ширине бревна. За эти гвозди внатяг, аккуратно, чтоб не испачкать бревно, привязывали шнур, перед этим натерев его углем (“протягивали по головешке”). Затем посередине длины бревна шнур оттягивали, чтобы он отошел от бревна, и отпускали - от удара шнура на бревне оставался идеально прямолинейный черный след. (Известный писатель и знаток северного быта В.И. Белов писал: “отстрекнуть” на бревне прямую линию.) Так получали разметку плах “по шнуру”, или “по нитке”.

Клинья нужны были для многих работ: их вставляли в распилы, расколы и расщепы для предупреждения зажимания инструментов, клиньями зажимали строительные элементы для их плотного стыкования (например, плахи перекрытий), расклиниванием выправляли зазоры в узлах и стыках элементов, расклинивали рукоятки инструментов, клинья подкладывали для исправления небольших плотничных огрехов. Не зря говорится: “Клин - первый плотнику помощник”, “Не клин да не мох - и плотник бы сдох”.

При возведении крупных общественных, в том числе культовых, сооружений, например церквей, заказчики - монастыри или крестьянская община, как правило, предоставляли подрядчикам - плотницкой артели во главе с мастером - все строительные материалы и изделия (бревна, плахи перекрытия, кровельный тес, лемех, мох и пр.), покупные материалы (гвозди, скобяные изделия и пр.) и подсобный инвентарь (канаты для подъема строительных элементов и пр.). Инструменты же всегда принадлежали плотникам, были личной собственностью каждого и имели индивидуальные особенности: “…топоры, и скобли, и тесники, и просеки, и векши, и долота… то наше, плотниково все…” .

Несомненно, что при проведении реставрационных работ на деревянном сооружении, имеющем культурно-историческую ценность, строительная технология, плотницкий инструмент и приемы и способы работы им по возможности должны соответствовать историческому периоду возведения этого строения. Инструмент и историческая технология строительства тоже являются культурно-исторической ценностью. При проведении восстановительных работ следует стремиться изготавливать заменяемые деревянные элементы тем же способом и тем же инструментом, которыми были выполнены оригиналы.

Реставрация церкви Дмитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области впервые в России была проведена в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приемов работы с ним

Отрадно отметить, что исторический опыт не пропал полностью, к нему возвращаются при проведении исследований и реставрации памятников деревянного зодчества. Так, историческую плотницкую технологию и инструмент широко используют при реставрации древних культовых строений XVII – XIX вв. в Кенозерском национальном парке, на храмовом ансамбле села Ненокса (начала XVIII в.) и в церкви в селе Заостровье (1683 г.) Приморского района, церкви в деревне Кимжа (1709 г.) Мезенского района, а также при возведении деревянной церкви в Архангельске.

Список литературы

1 Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000.

3 Белов В.И. Повседневная жизнь...

4 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII–XVIII вв. М., 1993.

5 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С. 10.

6 Таких изображений чрезвычайно мало, но в качестве примера можем указать: Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат, 1981. С. 43, 44.

7 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С. 9–10.

8 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С. 9-10.

9 Белов В.И. Повседневная жизнь…

11 См.: Курс плотничных работ, составил Н. Н. Игнатьев, штатный преподаватель Института Гражданских Инженеров Императора Николая I, с 136-ю рисунками в тексте. СПб., 1906.

12 Курс плотничных работ…

13 Русский вестник. 1841. Т.1. Ч.1. С.228.

14 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С.11.

15 См.: Соболев А.А. Русский дом. Бостон, 1997. С.15.

16 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С.9–10.

17 Четверть - выемка прямоугольного сечения на ребре бруса или доски; шпунт - желобок прямоугольного сечения, сделанный вдоль бруса или доски.

18 См.: Курс плотничных работ… Плотничное искусство с 203 рисунками, изложенное полковником Деменьтьевым. СПб., 1855.



Для этого создают автоматизированные системы управления с современной быстродействующей вычислительной и организационной техникой . 2. Анализ себестоимости перевозок филиала «Троллейбусный парк № 2» 2.1 Характеристика предприятия Филиал «Троллейбусный парк № 2» входит в состав КУП «Минсктранс» в качестве обособленного подразделения, не обладающим правами юридического лица. ...

Которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму. 1.3. Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века. Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, ...

Зарождение столярного ремесла уходит в глубь веков. По остаткам деревянной утвари, найденным при раскопках русских городищ и курганов, можно заключить, что наши предки уже в глубокой древности умели изготовлять изделия из дерева. О развитии столярного ремесла можно судить не только по остаткам столярных изделий, но и по инструментам, которыми их изготовляли.

В XI-XII вв. деревянные здания и другие сооружения на Руси строили плотники, которые назывались древоделами, а внутренним оборудованием зданий и изготовлением домашней утвари занимались столяры, которые назывались теслярами (от глагола «тесать»). Сохранившиеся от этого периода деревянные предметы свидетельствуют о довольно слабой технике обработки древесины. В это время впервые начали применяться долото, струг, сверло и другие инструменты.

С XIII по XV в. плотнично-столярное ремесло не претерпело особых изменений. Основными видами плотнично-столярного инструмента оставались топор, тесло и долото.

В XVI-XVII вв. в связи с ростом могущества русского государства в городах расширилось строительство: возводились крепостные стены, строились дворцы, церкви, мосты и другие сооружения. Наряду с ремесленниками появились новые специалисты по обработке дерева - резчики по дереву и др. Резьба по дереву широко применялась при строительстве дворцов и особенно церквей. Подражая орнаментам в изделиях из бронзы и серебра, резчики в этот период создали великолепные образцы резных деревянных изделий.

Развитие искусства обработки древесины неразрывно связано с развитием русского зодчества. Уже в глубокой древности великий русский народ создал архитектурные памятники, которые по художественному совершенству занимают одно из выдающихся мест в мировой архитектуре.

Наряду с усовершенствованием техники строительства деревянных сооружений развивалось производство мебели. Столярно-мебельные изделия в современном смысле слова появились не сразу. Их формы и конструкции менялись вместе с изменением хозяйственного и культурного уклада жизни народа. Формы, конструкции, характер украшений, материалы, применяемые для изготовления столярно-мебельных изделий, и способы их обработки видоизменялись в течение многих веков.

Мебель, создававшуюся в нашей стране до революции, можно разделить на две группы: народную мебель и мебель для имущих классов.

Русская народная мебель, образцы которой выражены главным образом в обстановке крестьянских жилищ, была создана еще в глубокой древности. Конструкция и формы несложных предметов домашнего обихода бережно сохранялись народом и передавались из поколения в поколение.

Основными предметами домашней обстановки были лавка, скамья, табурет с круглым или квадратным сидением, стол и шкаф простых форм.

Лавку изготовляли из доски, наложенной на вырезную подставку или на две стойки - ножки. Одной стороной лавка вплотную примыкала к стене. Другую ее сторону обкладывали тонкой доской, поставленной на ребро и обработанной с лицевой стороны несложным профилем или резьбой. Скамью изготовляли так же, как и лавку, но не прикрепляли к стене.

Укороченная скамья для одного человека называлась табуретом. Стулья и кресла встречались в крестьянских жилищах реже. Столы делали массивными и устойчивыми. Подстолье оборудовалось выдвижными ящиками или шкафчиками с дверцами. Все украшение стола сосредоточивалось на подстолье.

Для хранения посуды предназначались открытые полки, висевшие на стенах, и шкафчики, стоявшие на полу, которые обычно украшались с трех сторон гладкими пропильными филенками. Для хранения одежды служили укладки, сундуки, ларцы, окованные железными полосками. Мебель для имущих классов отличалась особой роскошью, разнообразием форм и украшений.

После Великой Октябрьской социалистической революции советский народ, используя классическое наследие, создает новый стиль мебели.

Столярно-мебельные изделия нашего времени отличаются от подобных изделий прошлого по стилю и по конструкции. Современные столярно-мебельные изделия конструируются с таким расчетом, чтобы на их изготовление расходовалось меньше материала, чтобы изделия были технологичными и чтобы за счет пропорциональных форм они были изящными и красивыми.

При достижении перечисленных качеств не забывается и утилитарность изделия, т. е. наибольшая его практическая приспособленность к условиям эксплуатации.

Как видно из сказанного, конструктору, занятому проектированием столярно-мебельных изделий, нужно много знать, чтобы создавать хорошую мебель.

При чрезмерно усложненных формах изделия возрастает трудоемкость его изготовления. При завышенных без надобности размерах деталей увеличивается расход материалов, а при заниженных размерах изделие может оказаться непрочным. Конструктор должен обращать больше внимания на использование дешевых материалов местного происхождения без ущерба качеству изделия.

Немалое внимание уделяется прочности и долговечности столярно-мебельных изделий. Отдельные детали и элементы конструируют переклейными, состоящими из нескольких кусков древесины разных пород, облицованных более прочными материалами или покрытых красками и лаками. Последние образуют пленки, защищающие изделия от воздействий окружающей среды.

Наряду с утилитарностью, прочностью и технологичностью большое внимание обращается на архитектурно-художественное оформление изделия. Однако красота изделия при этом не является самоцелью. Можно сконструировать изделие красивым, но плохо приспособленным к выполнению основной роли, для которой оно предназначено.

В настоящее время основная масса столярно-мебельных изделий изготовляется на крупных предприятиях, оснащенных передовой техникой. Поэтому конструкции изделий должны быть приспособленными к условиям механизированного массово-поточного производства.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади. Построить город значило в древней Руси «срубить город» - настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы (чаши), дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т. д.

Совершенно естественно, что в условиях города XI-XIII вв. вся эта масса обиходных деревянных вещей не могла быть изготовлена внутри каждого хозяйства. Если для деревни мы не могли наметить специализации плотничного и столярного ремесл и ограничились только указанием на бондарное, то для города мы располагаем большим количеством сведений о ремесленниках - плотниках и столярах.

Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

Плотники, работавшие в городе, очевидно, не могли быть сезонными ремесленниками, совмещавшими свое ремесло с земледелием, так как время плотничных работ, лето, совпадало с полевыми работами; зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами, летом строили. О плотничных работах подробно говорится в Киево-Печерском патерике и в Сказании о Борисе и Глебе, где речь идет о постройке церквей и монастырей. Отсюда мы можем почерпнуть крайне интересные сведения об организации плотников. Задумав построить церковь в Вышгороде, князь Изяслав Ярославич, «призвав старейшину древоделям, повеле ему церковь възградити. Старейшина ту абие собра вся сущая под ним древоделя, скончав же повеленное ему от благоверного, и в мале дней возгради на назнаменане месте». Здесь перед нами артель плотников со своим старейшиной во главе. Известны и имена вышго-родских зодчих - «огородника» Миронега и старейшины «огородников» Ждана. Возможно, что поставщицей плотников была богатая лесом и бедная хлебом Новгородская земля. В самом Новгороде издревле существовал Плотницкий конец, а новгородцев иногда называли просто «плотниками». Так, например, когда в 1016 г. 40 ООО новгородцев, пришедших с Ярославом, три месяца стояли на берегу Днепра под Любечем против киевских войск Святополка, то воевода Святополка Волчий Хвост, «ездя възле берег, нача укаряти Новогородце, глаголя: «что придосте с хромьцемь сим, а вы плотници суще; а поставим вы хоромом рубити нашим»» (Лавр. л.).

Русская Правда подробно излагает, как должна производиться расплата с плотниками, строящими или починяющими мосты. От времени Ярослава

Всеволодовича дошел Устав о мостех (ок. 1230 г.), по которому повинность по замощению улиц была точно разверстана между всем населением Новгорода Великого.

Самою важною отраслью деревообрабатывающей промышленности является С. дело, занимающееся более тонкою и тщательною обработкою дерева, чем оно существенно отличается от плотничного дела (см.). Ручной труд в течение долгого времени являлся… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

столярное дело - ▲ ремесло изготовление, деревянный, изделие плотничество ремесло. плотник. плотничать. плотничий. столяр. столярничать. столярный. белодеревец. краснодеревец. тес. тесать. тесаный. обтесать. отесать. стесать. подтесать. протесать. строгать.… …

Типичное ремесло … Википедия

ремесло - ▲ отрасль индивидуальный, производство ремесло изготовление изделий ручным способом. ремесленник. мастерство (столярное #) … Идеографический словарь русского языка

Деревня Сорокино Страна РоссияРоссия … Википедия

СТОЛЯРНЫЙ, столярная, столярное. 1. прил., по знач. связанное с работою столяра, со столярничеством. Столярное дело. Столярная работа. Столярное ремесло. Столярная мастерская. 2. Употребляемый столярами, при столярной работе. Столярный клей.… … Толковый словарь Ушакова

Лесопромышленная выставка «LIGNA» Статус международная Отрасль Лесная и деревообрабатывающая промышленность Страна … Википедия

Начальник общего отдела Высшего Арбитражного Суда РФ, государственный советник юстиции 2 класса; родился 4 марта 1933 г. в г. Москве; окончил юридический факультет МГУ в 1957 г.; работал следователем Прокуратуры г. Москвы, прокурором отдела по… … Большая биографическая энциклопедия

I граничит на севере с губернией Псковской, на востоке со Смоленскою, на западе с Курляндской и Лифляндской, на юге с Могилевской и Виленской; лежит между 26° и 31° 50 вост. долготы (от Гринвича) и между 54° 47 и 57° сев. шир. Площадь губ.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Губернский город Нижегородской губернии, живописно расположен у слияния реки Оки с Волгой. Большая часть Н. Новгорода находится на горах, меньшая тянется узкой полосой вдоль берега Волги и Оки. Заречная часть Н. Новгорода, образовавшаяся из.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) - наиболее древние, возникли в начале человеческой истории вместе с изготовлением примитивных орудий труда. В богатой лесом Беларуси каждую археологическую эпоху дерево, наряду с камнем, костью, позже – железом, было важнейшим материалом для изготовления предметов домашнего обихода, оружия, разнообразных устройств, мебели, транспортных средств.

Целенаправленная деревообработка (выдалбливание, точение, сверление, выжигание, плетение, отсекание, раскалывание, затачивание) известно со времен палеолита. С появлением железных орудий существенно усовершенствовалась технология деревообработки. Во время археологических раскопок на детинца Гродно найдено много деревянных изделий: клепки разной величины от ведер, кадок, бочек, ушатов, маслабоек; днища различных диаметров, резной ковш, точеные миски, чашки, детали кросен, обувные колодки. Вскрыты жилые хозяйственные постройки, 2 уличные мостовые, частоколовые ограждения, деревянные срубы из брусьев и т.д. В зависимости от особенностей ремесленной техники и номенклатуры изделий среди ДР можно выделить плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьбу по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Плотничество - одно из самых древних ремесел, существующих в синхроничном единстве со столярным ремеслом: оба ремесла были целенаправлены на создание жилищных условий и обустройство жилищной среды, каждый плотник, как правило, был хорошим столяром, оба пользовались почти одинаковыми инструментами, разница была только в частоте их применения и специализации производственного процесса. К плотничеству относятся плотничные работы по установке деревянных фундаментов, стен, пола, перегородок, перекрытий (балок, настилов), вспомогательных конструкций (лесов, помостов) и др. Испытанные народными плотниками-зодчими оптимальные формы и решения успешно используются и в настоящее время в деревянных конструкциях общественного и промышленного строительства.

Столярное ремесло - производство разнообразных изделий из дерева - орудий труда (вилы, цепы, грабли, лопаты, сохи, бороны, ступы, ткацкие станки), предметов домашнего обихода (полки, посудники, вешалки), мебели (сундук, буфет, шкаф, диван, кровать, стул, стол), прикладных элементов жилья и хозяйственных построек (двери, оконные рамы). Сегодня пытается оживить традиции свислочский мастер С. Т. Полуэктов .

Бондарство - изготовление посуды из клепок - трапециевидных или овальных (параболическо-округлых) по краям деревянных плашек, стесанных до необходимой толщины. Бондарные изделия можно объединить в несколько следующие групп: посуда для воды и жидких веществ (бочка для подвоза воды, водянка, ведра, баклага, бочонок, кадочка с крышкой, кружка с ручкой); сосуды для хранения сельскохозяйственных продуктов (бочка для зерна, кадушка или кадка, бочонок с одним днищем для квашеных овощей, моченых яблок и др., бочонок двудонный для напитков, полубочонок, кадка с крышкой или сальник для мясных продуктов); посуда для разнообразных домашних нужд (бочонок или бадья для одежды, бук или тренога для вымачивания белья в зольном растворы, лохань для стирки белья и купания, дежа или квашня, подойник, маслобойки, ушат или шайка, лоханка); меры емкости (осьмина, шеснастка, или пудовка, четверть). Традиции бондарства в Понеманье продолжают , .

Искусство изготовления телег, саней – это несколько разнообразных производственных процессов, которые отличались по технологии и ремесленной технике: термомеханическая обработка (распарка) древесины, изготовление кругов, дуг, санных полозьев, экипажей, грузовых саней, колясок, санок, ярм и др. Декоративные экипажи и колеса производит сегодня .

Долбежное ремесло – одно из самых древних среди деревообрабатывающих. Тесло, резец, пешня, скобла, топор, долото, стамеска позволяли сделать колодный улей, кухонный шкаф, долбленка для зерна, фаску или кадку для меда и кваса, солонку (солоницу), корец, корыто, комягу (колоду, корыто) для водопоя, находившихся обычно рядом колодцем, корыто (корытца) для стирки белья, пыланки (полушки, корытца) для провеивания (пылания) обдирной крупы. Определенные элементы долбежного ремесла просматриваются в творчестве народного мастера С. Н. Лещука .

Токарное ремесло тесно связано с резьбой по дереву, токарь и резчик связаны одинаковыми номенклатурными изделиями: посуда столовая - блюда, чаши, миски, ступки, терки, солонки, ковшики, черпаки, ложки; бытовые предметы и принадлежности - подсвечники, вазы, пепельницы, трубки, табакерки, игрушки и др.; прикладные элементы и детали к мебели, экипажей, карнизы, наличники для украшения жилищ, культовых предметов; производственные устройства - самопрялки, веретена, детали для кросен.

Изготовление и плетение из луба, лозы, соломы и камыша различных предметов хозяйственного пользования: коробки для белья, лукошка, колыбели, кувшины, корзины, ящики, гарнцы и т. п., а также украшения (пауки, звездочки).

Производство кровельных материалов - изготовление доски, щепы, гонт.

С эволюцией общества и совершенствованием ремесленной техники углублялась производственная специализация, что обусловило дифференциацию деревообрабатывающих ремесел на относительно самостоятельные производственные занятия. Так, в плотницком деле выделилось изготовление кровельных материалов, строительство мостов, оборонительных объектов, в столярном - изготовление прикладных элементов жилья (окон, дверей и др.), мебели, сельскохозяйственных орудий, в искусстве изготовления саней, телег - производство рабочих повозок, карет, колесное, санное, дуговое ремесло и др. В 17 в. в Беларуси существовало около 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева. Уже в XVI веке в городах ремесленники одной или нескольких смежных специальностей образовывали свои корпоративные объединения - братства, или цеха. Например, в Гродно каретники входили с 1570 г. в цех, объединявший кузнецов, котельщиков, мечников, слесарей, а с 1639 г. были созданы самостоятельные цехи указанных ремесел. В 1593 г. организован объединенный цех домников, кровельщиков, каменщиков, гончаров, плотников. В 1699 г. Август II пожаловал грамоту цехам бондарей и плотников. Среди 15 цехов в 1777 г. были цеха плотницкий, бондарский, столярный, ямщицкий. Наиболее распространены деревообрабатывающие ремесла были в сельской местности. В средневековье почти каждая крестьянская семья строила жилье, изготавливала сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, предметы обихода, посуду, простую мебель. Сельские мастера обычно не имели специального помещения; во дворе под навесом стоял верстак, находились простые производственные приспособления и инструменты. Зимой в доме делали посуду, плели лапти, корзины и др. Часть изделий предназначалась для односельчан, жителей соседних деревень или сбывалось на местных ярмарках. Часть сельских ремесленников несла службу при замках, трактах, фольварках и жила отдельными дворами или поселками. Известны службы плотницкая, зодческая, колесная, бондарная и др. Вторая часть сельских мастеров освобождалась от постоянной службы и платила оброк. С развитием капиталистических отношений и оживлением торгово-экономических связей деревообрабатывающие ремесла приобретали форму отходных промыслов. Некоторые мастера-хозяева имели учеников и подсобных рабочих, которых отправляли в соседние деревни ремонтировать телеги, делать бочки, ушаты, кадки, точить веретена и др. Многие плотники и столяры ходили на заработки в отдаленные места. В первой половине XIX в. значительное количество бревен, досок, дубовой клепки, гонт, брусьев, корабельного леса производилась для внешней торговли. По Неману ежегодно вывозились указанные изделия в Ригу, а оттуда - в Англию, Бельгию, Францию, Голландию и др. страны. Социалистическая реконструкция и развитие крупной промышленности привели к сокращению спроса на деревянные изделия мастеров, работающих своими силами, увеличилось количество металлической и стеклянной посуды. В настоящее время деревообрабатывающие ремесла существуют в форме индивидуальной трудовой деятельности как народное умение и вспомогательный промысел в сельскохозяйственном производстве.