Инструкция по эксплуатации бензопилы brigadier professional 2.7. Как пользоваться бензопилой: пошаговая инструкция. Зачем нужна обкатка новой бензопилы

Используемые инструменты:
бензопила Makta DCS 7900 (профессиональная);
бензопила Makta DCS 3435 (любительская).

Тем, у кого еще нет опыта пользования бензопилой, следует запомнить основные принципы работы с этим инструментом:

– пилу нужно держать обеими руками, а рукоятки обхватывать всеми пальцами. При этом большой палец левой руки должен находиться под передней рукояткой;

– при работе нельзя стоять непосредственно позади пилы, стоять надо чуть сбоку от инструмента;

– пилить можно как верхним, так и нижним краем инструмента. При пилении нижним краем цепь ведет пилу по направлению от пользователя. Когда пиление производится верхним краем инструмента, цепь движет пилу по направлению к пользователю;

– переходя на другое место, надо обязательно выключать двигатель инструмента или активировать тормоз пилы. Передвигаться с пилой, у которой вращается цепь, нельзя;

– начинать пилить нужно тем участком шины, который расположен ближе к корпусу инструмента;

– если планируется частая работа с бензопилой, необходимо приобрести защитную одежду: прочные сапоги (желательно специальные, защищенные стальными пластинами), крепкие рукавицы, специальные брюки с защитой от порезов, яркую защитную куртку, которая пропускает воздух, и шлем с маской.

1. Подготовка к работе

Перед началом работы проверяют натяжение цепи – оно должно быть тщательно отрегулировано, чтобы цепь не провисала на шине во время работы. Плохо натянутая цепь быстрее изнашивает шину и звездочку, быстрее выводит из строя амортизаторы и увеличивает нагрузку на корпус инструмента.

– перед тем как приступать к работе с бензопилой, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией пользователя;

– если цепь пилы новая, перед началом работы рекомендуется погрузить ее в масло на несколько часов. Если цепь старая, необходимо обязательно ее заточить: режущие инструменты плохо заточенной пилы быстро изнашиваются.

Пилу располагают на устойчивой поверхности и заправляют топливом. Для заправки следует использовать только «фирменные» масла, предназначенные специально для бензопил. Процент содержания масла в этой смеси должен составлять 1/40-1/50. Для работы импортных пил лучше использовать 92-й бензин (или выше маркой), а для российских подходит и 76-й.

– чтобы избежать риска возгорания, перед пуском двигателя пилу убирают с того места, на котором ее заполняли топливом, и снова устанавливают на твердое, устойчивое основание.

3. Первый запуск инструмента

Проверив, что цепь не касается твердых поверхностей, включают тормоз цепи. При этом рукоятку тормоза перемещают от себя, чтобы цепь не начала вращаться раньше времени. Поскольку двигатель холодный, рычаг управления воздушной заслонкой вытягивают полностью. Носок ноги продевают в заднюю рукоятку (переднюю рукоятку при этом придерживают рукой). Несколько раз дергают за рукоятку, вытягивая шнур стартера, пока двигатель не «чихнет». После чего воздушную заслонку переводят в рабочее положение и заводят пилу. Кратковременно нажимают на дроссель, переводят пилу в холостой ход. Рукоятку тормоза переводят в прежнее положение на себя. Пила готова к работе.

– перед работой необходимо проверить тормоз инструмента. Для этого следует установить пилу на ровной поверхности и нажать на дроссель. Тормоз активируют, нажав на рукоятку, не отпуская при этом рукоятку инструмента. Если цепь остановилась, значит, тормоз работает нормально;

– также перед работой следует проверить механизм смазки. Нужно найти какую-нибудь светлую поверхность (например, свежесрезанный пенек). Удерживая инструмент над пеньком, надо запустить цепь и увеличить ее скорость, нажимая на дроссель. Если на пеньке появится полоса масла, значит, механизм смазки в порядке.

4. Обрезка веток

Обрезание веток со ствола поваленного дерева начинают с нижней части ствола, стоя слева от него. Работу ведут в медленном, спокойном темпе, стараясь не задействовать носовую часть пилы. Пилят как верхней, так и нижней частью шины, стараясь по возможности прислонять пилу к бедру или к стволу. Ветки с верхней части ствола спиливают, положив инструмент набок (пила должна лежать на стволе всем своим весом). После того как ветки сверху и сбоку лежащего ствола обрезаны, ствол переворачивают и обрезают ветки, которые находились внизу.

– следует помнить о том, что иногда весь ствол может опираться только на один сук: если его обрезать, ствол может сдвинуться или покатиться;

– если ветка толстая, спиливать ее надо по частям – от конца к стволу. При особенно крупной толщине ветки может потребоваться ее подпиливание с двух сторон.

5. Раскряжевка (распиливание ствола на части)

К раскряжевке приступают, когда со ствола спилены все ветки. Ствол лежащего дерева распиливают на части по направлению от ствола к вершине (комлю).

– в процессе раскряжевки запрещается стоять ниже ствола, если тот расположен на наклонной плоскости;

– если пила застряла в стволе, нужно остановить двигатель и наклонять ствол до тех пор, пока пила не выйдет из древесины. Сразу доставать пилу из дерева не нужно.

6. Валка деревьев

Перед тем как спиливать дерево, определяют, в какую сторону ему будет «удобнее» упасть. Для этого учитывается естественный наклон ствола, направление ветра и количество веток на каждой из его сторон. Дерево надо валить в ту строну, в которую ему «удобнее» падать. Непосредственно перед валкой нужно срезать низкие ветки, которые могут помешать работе. Существует несколько технологий валки деревьев, которые подбираются в зависимости от толщины ствола и других факторов. Подобрать оптимальный способ может только профессиональный лесоруб.

– если поблизости есть люди, они должны находиться на расстоянии не менее чем 2 длины ствола дерева;

– перед началом работы следует убедиться, что вокруг нет ничего, что можно было бы повредить упавшим деревом;

– валка деревьев – задача нелегкая: если опыта подобных работ не имеется, лучше поручить это дело профессионалам или попросить их присутствовать при работе!

Уход за инструментом

Каждый раз после работы с бензопилой необходимо выполнять следующие действия:

1. Проверка натяжения и смазки цепи.

Если цепь ослабла, ее необходимо подтянуть, если масло кончается, добавьте его в бак.

Заправлять машину горючим по окончании работы следует после непродолжительного отдыха, чтобы пила остыла.

3. Проверка воздушного фильтра.

Периодически фильтр забивается стружкой – после окончания работы его желательно снять, промыть и продуть. Также периодически надо очищать от загрязнений поверхности вокруг охлаждающих пластин двигателя.

Перед тем, как приобретать хорошую бензопилу, необходимо найти как можно более полную информацию о данном инструменте и тщательно изучить принципы работы с ним. Если вы правильно , полностью соответствующую вашим требованиям, и научитесь работать с ней, то работа бензопилой будет доставлять вам удовольствие, оставаясь при этом полностью безопасной.

Основные принципы работы

Если вы еще ни разу не работали с помощью бензопилы и не имеет опыта обращения с ней, необходимо уяснить для себя основные принципы работы с данным инструментом:

  • держать пилу необходимо обеими руками, обхватывая рукоятки всеми пальцами. Под передней рукояткой при этом должен находиться большой палец левой руки;
  • во время работы непосредственно позади пилы стоять нельзя, желательно находиться от инструмента немного сбоку;
  • пилить можно как нижним, так и верхним краем инструмента. Если вы будете пилить нижним краем, цепь будет вести пилу по направлению от вас, а если пиление будет производиться верхним краем, то цепь будет двигать пилу по направлению к вам;
  • работая с бензопилой старайтесь не сгибать спину, вместо этого лучше согнуть ноги в коленях. Когда вы работаете с пилой в положении стоя, рекомендуется для сохранения равновесия широко расставлять ноги;
  • перед тем, как перейти на другое место, необходимо активировать тормоз пилы или выключить двигатель инструмента. Нельзя перемещаться с инструментом, у которого вращается цепь;
  • пилить следует начинать участком шины, ближе всего расположенным к корпусу инструмента;
  • в том случае, если работать бензопилой вы собираетесь часто, необходимо обязательно приобрести комплект защитной одежды: шлем с маской, яркую защитную куртку, не пропускающую воздух, специальные брюки, имеющие защиту от порезов, крепкие рукавицы и прочные сапоги, которые по возможности должны быть защищены стальными пластинами.

В настоящее время на российском рынке можно найти большое количество бензопил, которые можно разделить на три класса:

  1. К первому классу относятся простые бытовые устройства, которые предназначены для несложных домашних нужд. Чаще всего такие бензопилы имеют небольшую мощность, но со всеми своими обязанностями они справляются очень хорошо. При помощи такой бензопилы можно спилить гнилое дерево или заготовить для бани дрова. Не смотря на то, что функционал таких пил минимальный, это легко компенсируется эргономичным управлением и их небольшим весом.
  2. Ко второму классу относятся так называемые полупрофессиональные модели, которые способны выполнять практически любые работы - от ремонтно-строительных задач и вплоть до валки деревьев. Но при этом такие модели имеют один существенный минус - они не предназначены для работы по 8-10 часов в сутки. Именно по этой причине они называются полупрофессиональными. Чаще всего лесорубы используют такие пилы в качестве сучкорезов.
  3. К третьему классу относятся профессиональные пилы, которые являются отличным решением для людей, которые специализируются на вырубке леса. Такие устройства могут использоваться по 10-15 часов в сутки, позволяя при этом работать без перерыва по 8-10 часов.

Не все знают как работать бензопилой, поэтому данный вопрос интересует каждого, кто приобрел себе это высокотехнологичное устройство. Некоторые считают, что им и так все понятно и даже не заглядывают в инструкцию. Но такие действия могут привести в дальнейшем или к серьезной травме, или к поломке бензопилы. Поэтому перед началом работы не поленитесь и хорошо изучите инструкцию.

Подготовка к работе

Для начала необходимо убедиться в том, что цепь устройства натянута правильно, для чего нужно чуть-чуть потянуть за верхние звенья - при этом из паза шины на несколько миллиметров должен выйти хвостовик. Также, нужно следить за тем, чтобы не провисали нижние звенья. После этого попробуйте потянуть цепь рукой - тянуться она должна легко. Если натяжение цепи очень сильное, то следует ее ослабить. Далее необходимо проверить в каком положении находится инерционный тормоз – его ручка и основная рукоятка не должны соприкасаться, так как при включении бензопилы со смещенным инерционным тормозом, может повредиться сцепление.

После проверки натяжения цепи, можно приступать к заправке инструмента. Для этого бензопилу необходимо установить на горизонтальной поверхности и залить в нее масло для смазывания цепи и топливную смесь. Лучшим вариантом считается топливная смесь из масла, предназначенного для двухтактных двигателей, и бензина марки А-92 или А-95. Соотношение бензина и масла должно составлять 1 к 40 или 1 к 50 (на один литр бензина примерно 20-25 грамм масла).

Для мотора и цепи следует выбирать специальную смазку, предназначенную для бензопил, так как такая смазка содержит компоненты, которые способны продлить жизнь режущему элементу и деталям двигателя. По окончанию проверки, проведя все описанные выше процедуры, можно производить запуск пилы.

Помните, что перед тем, как запускать двигатель, необходимо убрать пилу с того места, где производилась ее заправка, чтобы при запуске не возникло возгорания. Установите ее на устойчивое твердое основание.

Первый запуск

Убедившись, что цепь не соприкасается ни с какими поверхностями, необходимо включить тормоз цепи, перемещая от себя рукоятку тормоза, чтобы цепь не начала свое вращение раньше времени. Так как изначально двигатель холодный, необходимо полностью вытянуть рычаг, которым производится управление воздушной заслонкой. Далее следует продеть в заднюю рукоятку носок ноги, придерживая при этом рукой переднюю рукоятку, и дернуть несколько раз за рукоятку, пока двигатель не «чихнет». Затем необходимо перевести в рабочее положение воздушную заслонку и завести пилу, нажимая кратковременно на дроссель и переводя пилу на холостой ход. После этого нужно перевести рукоятку тормоза в положение на себя и ваша бензопила готова к работе.

Помните:

  • перед началом работ нужно обязательно проверить тормоз бензопилы, для чего нужно установить ее на какую-нибудь ровную поверхность и нажать дроссель. Далее необходимо активировать тормоз нажатием на рукоятку. Тормоз считается рабочим в том случае, если цепь остановится.
  • помимо прочего, перед началом работ нужно проверить механизм смазки. Для этого необходимо найти любую светлую поверхность, запустить инструмент и, удерживая его над этой поверхностью, увеличить скорость цепи простым нажатием на дроссель. Если на поверхности появится небольшая полоска масла, значит с механизмом смазки все в порядке.

Принцип распила древесины

Пилить с помощью бензопилы необходимо на полном газу. Распил должен производиться участком шины, расположенным как можно ближе к корпусу. Помните, что для разных материалов необходимо использовать свои методы распила.

Обрезка веток

Лучше всего начинать обрезание ствола поваленного дерева от веток с нижней части, находясь при этом с левой стороны от него. Работу необходимо производить в спокойном, медленном темпе, стараясь не использовать при этом носовую часть пилы. Пилить можно как нижней, так и верхней частью шины, по возможности стараясь прислонять пилу к стволу или к бедру. С верхней части ствола ветки необходимо спиливать инструментом, лежащим на боку (всем своим весом бензопила должна лежать непосредственно на самом стволе). После спиливания веток, которые находились сбоку и сверху, можно перевернуть ствол и приступать к обрезанию веток, находящихся снизу.

Помните:

  • в некоторых случаях ствол поваленного дерева может опираться на какой-нибудь один сук, обрезав который можно спровоцировать сдвиг ствола или даже его качение;
  • если вам попалась слишком толстая ветка, то спиливать ее необходимо частями - начиная от конца и продвигаясь к стволу. Если ветка особо толстая, то в этом случае может потребоваться двусторонне подпиливание ветки.

Приступать к раскряжевке следует только после того, как все ветки будут спилены со ствола. Распиливать на части ствол поваленного дерева нужно от ствола к вершине.

Помните:

  • во время раскряжевки ни в коем случае нельзя стоять ниже ствола в том случае, если он располагается на наклонной плоскости;
  • если вдруг бензопила застрянет в стволе, необходимо остановить двигатель, а затем наклонять ствол, пока из древесины не выйдет пила. Пилу не стоит сразу доставать из дерева.

Валка деревьев

Для начала, перед тем, как начинать спиливать дерево, необходимо как можно точнее определить куда стволу дерева будет «удобнее» падать. Для этого следует учесть сколько веток располагается на каждой его стороне, а также направление ветра и естественный наклон ствола. Валить дерево нужно в ту сторону, куда ему «удобнее» падать. Перед непосредственной валкой дерева необходимо обрезать нижние ветки, чтобы они не мешали работе. В настоящее время есть несколько различных технологий по валке деревьев, подбирать которые следует в зависимости от многих факторов. Грамотно подобрать самый оптимальный способ валки способен лишь профессиональный лесоруб.

Помните:

  • если рядом находятся люди, то им следует находиться на таком расстоянии от дерева, которое составляет не менее двух длин ствола дерева, которое вы собираетесь валить;
  • перед тем, как валить дерево, обязательно убедитесь, что поблизости нет ничего, что может быть повреждено его падением;
  • валка деревьев является достаточно непростой задачей, поэтому, если у вас нет подобного опыта, лучше за него не браться, а поручить его профессионалам. В крайнем случае можно попросить их поприсутствовать при валке.

Уход за инструментом

Каждый раз после того, как работа бензопилой будет окончена, следует выполнять ряд действий по уходу за ней:

  1. Для начала необходимо проверить смазку цепи и ее натяжение. При ослаблении цепи, ее нужно подтянуть, а если кончается масло - просто долить его в бак.
  2. Дайте пиле остынуть после завершения всех работ и после непродолжительного отдыха заправьте ее горючим.
  3. Также нужно проверять состояние воздушного фильтра, так как он может иногда забиваться стружкой. Поэтому, по окончанию работ, его необходимо снимать, промывать и продувать. Помимо этого время от времени нужно очищать поверхность, которая находится вокруг охлаждающих пластин.

Если вы используете бензопилу очень часто, вам придется менять некоторые быстроизнашивающиеся детали - части антивибрационной системы, ведущую звездочку, шину и цепь, так как не заменив вовремя износившуюся деталь, можно получить в итоге ее негативное воздействие на общее состояние инструмента.

При покупке бензопилы помните, что она является сложным техническим устройством, требующим специальных навыков и соответствующего обращения. Конечно, каждый может научиться в короткий срок управляться с бензопилой, но не стоит забывать при этом о всех возможных мерах предосторожности. Проводите периодический осмотр инструмента, чтобы от какой-нибудь незамеченной вами мелочи она не вышла полностью из строя.

Если вы тщательно изучите всю информацию, приведенную в данной статье, ваша бензопила будет работать долгое время, а вы сможете избежать травм и неприятных моментов, связанных с поломкой пилы.

Видео инструкция по работе с бензопелой

Цепная пила давно заняла достойное место в арсенале практически каждого хозяина приусадебного участка. Не только профессионалы, но и любители предпочитают инструменты, работающие на бензиновой смеси, так как они мощнее и мобильнее электрических аналогов. Как работать бензопилой, знает или видел практически каждый человек, но о том, что этой работе предшествует этап обязательной подготовки инструмента, задумываются, к сожалению, не все.

Основные моменты подготовительной работы, изложены в этой видео инструкции на примере двухтактной бензиновой пилы с глубиной реза до 50 см, баком объёмом в 750 мл, рассчитанным примерно на час активной работы.

  • В первую очередь залейте в бачок топливную смесь и, если необходимо, смазочное масло.
  • Проверьте исправность кнопки включения и двух рычагов на пиле.
  • Перед запуском двигателя выдвиньте рычаг дроссельной заслонки.
  • Сдвиньте слегка назад рукоятку тормоза цепи, отвечающую за экстренную остановку цепи в аварийной ситуации.
  • Обязательно проверьте степень натяжения цепи. Провисание категорически недопустимо. Чтобы исправить ситуацию, ослабьте два болта на корпусе пилы, натяните цепь при помощи отвёртки и снова затяните болты.
  • Заблокируйте инструмент на время переноски на объект.

Бензопила готова к работе, но прежде чем её активировать, не забудьте надеть базовые средства защиты: комбинезон, сапоги, перчатки и каску с козырьком и наушниками.

Непосредственно на объекте отключите блокировку. Чтобы запустить пилу, резко потяните за стартер.

Для того чтобы спилить дерево без особых усилий, вырежьте клинообразный фрагмент примерно до середины ствола. Сначала сделайте распил, удерживая полотно с наклоном вниз, а потом под углом вверх. После подрезки с обратной стороны, дерево поддастся и упадёт в сторону клина.

Прежде чем отпилить ветки, надёжно уложите ствол. Если нет возможности обрезать все сучья сразу, очистите сначала одну половину заготовки, после чего переверните бревно и спилите оставшиеся сучья на другой стороне.

Осторожно: Ни в коем случае не допустите контакта пильного полотна с землёй. Это может привести к серьёзной поломке инструмента.

Правильная эксплуатация любого инструмента должна обеспечивать эффективность его работы, безопасность рабочего и сохранность самого инструмента. К особенностям бензопил относится их высокая потенциальная травмоопасность. Поэтому требования безопасности в отношении бензопил, являются одним из основных составляющих в правилах их эксплуатации.

Готовой к эксплуатации считается такая бензопила, у которой:

  • исправны все узлы и механизмы;
  • установлена острая, правильно натянутая цепь;
  • заправлены топливный и масляный бачки;
  • отрегулирован карбюратор.

Правильное обслуживание бензопилы предполагает своевременное выполнение всех операций, обеспечивающих поддержание инструмента в исправном состоянии. К основным из них относятся: чистка воздушных фильтров, регулировка карбюратора, очистка свечи зажигания и регулировка зазора между её электродами, заточка цепи и замена быстроизнашивающихся деталей.

Новая бензопила требует обкатки в течение 40-50 минут на малых оборотах, после которой бензопила выключается и дополнительно проверяется натяжение цепи. Затем нужно сделать несколько пропилов, прикладывая слабое усилие, и только потом можно работать в нормальном режиме.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Подготовку пилы к работе начинают обычно с установки на нее новой или уже использовавшейся заточенной цепи, которая по своим параметрам (шагу и толщине хвостовика) соответствует установленной шине. Механизм натяжения цепи на бензопилах обычно реализуется в двух видах - стандартного линейного или быстродействующего. В зависимости от типа механизма, установка и натяжение цепи существенно различаются.

При использовании традиционного линейного механизма, надлежит снять крышку цепной звездочки (1), открутив гайки (2).

При этом важно помнить, что перед каждым монтажом или демонтажем защитной крышки цепной звёздочки, надо ослабить цепной тормоз, для чего необходимо потянуть упор тормоза (1) (см. фото ниже) в направлении рукоятки (2).

Штифт (1), входящий в отверстие шины, должен быть сдвинут в пазу в крайнее левое положение. Это осуществляется с помощью винта натяжения (2).

Цепь заводится за сцепление (1), надевается на ведущую звездочку и надевается на шину. При этом обращается внимание на расположение режущей кромки зуба - на верхней ветви цепи она должна быть направлена вперед. Цепь должна легко протягиваться, барабан сцепления должен поворачиваться при продвижении цепи.

Затем вращением натяжного винта (1) шина сдвигается вперед до тех пор, пока нижняя ветвь цепи не войдет хвостовиками в паз шины и не приляжет к её нижней кроме. Окончательная регулировка натяжения цепи и затяжка шины производится после установки крышки на место и предварительной (не до конца) затяжки винтов крепления.

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Правильно натянутая цепь не должна провисать снизу и иметь слишком сильное натяжение. Первое контролируется визуально, второе - протягиванием цепи по шине рукой. Последнюю операцию во избежание пореза необходимо проводить в рукавицах. Если нижняя ветвь прилегает к нижней кромке шины, и цепь при этом свободно протягивается рукой, значит ее натяжение соответствует норме.

При проверке натяжения цепи, тормоз цепи, если он случайно зафиксировал цепь, должен быть освобожден. Натяжение цепи следует проверять часто - новые цепи имеют тенденцию к удлинению во время использования.

Во время пиления, цепь вследствие трения нагревается и удлиняется. Натяжение цепи ослабляется и цепь на нижней стороне шины провисает. Если работа выполняется при очень низких температурах наружного воздуха, то разогретая до рабочей температуры цепь провисает настолько, что она должна быть подтянута. Если работа бензопилой прерывается, то цепь нужно немедленно ослабить, иначе при охлаждении до температуры окружающей среды, цепь натянется слишком сильно. В результате может произойти разрыв цепи, а также повреждение коленвала и подшипников.

Каждая подвижная деталь при первом вводе в эксплуатацию требует некоторое время для притирки. Несмотря на тщательную обработку, каждая поверхность имеет микроскопические шероховатости, которые сглаживаются при притирке. Для новых цепей время приработки составляет приблизительно три минуты. Двигатель должен работать без нагрузки (не пилить) с половинной подачей топливовоздушной смеси. В ходе этого времени поверхности деталей цепи сглаживаются и материал оседает, цепь провисает, и должна быть подтянута. При приработке силы трения особенно большие, поэтому важно обеспечить достаточную смазку цепи.

Заправка бензопилы

Двухтактные двигатели бензопил работают на топливной смеси, приготавливаемой из моторного масла для двухтактных двигателей и бензина. То есть смазка двигателя бензопилы осуществляется подачей масла в цилиндр вместе с топливом. В руководствах по эксплуатации производители бензопил указывают марки масла и октановое число бензина, которые должны использоваться при эксплуатации их инструмента. Часто они выпускают в продажу масла под их собственной маркой, которые рекомендуются в качестве наиболее подходящих. Указывается и точное соотношение масла и бензина, которое в зависимости от вида масла может колебаться от 1:25 до 1:100. Наиболее распространенным является соотношение 1:50. Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Продаются масла для двигателя и цепи там же где и бензопилы, например масло для двигателя, а - для цепи (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Разведение масла в бензине выполняется в определенной последовательности. Сначала в емкость (канистру) выливается масло, затем в нее добавляется подходящий бензин для бензопилы - в объеме, составляющем примерно половину всего необходимого количества. После тщательного размешивания добавляется вторая часть. Перед заливкой смеси в топливный бак она еще раз хорошенько взбалтывается. Залив должен производиться аккуратно, без проливов. Не следует заливать топливо под самый верх бачка, необходимо оставить небольшое свободное пространство вверху. Объем топливных баков бензопил обычно около 0.5 л, а при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, такого объема хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки. У менее мощных бензопил объем топливного бака обычно меньше.

Для смазки цепей производители бензопил рекомендуют использовать продаваемые ими специальные масла, содержащие адгезивные добавки, обеспечивающие удержание масла на цепи. Эксплуатационщики нередко заменяют их другими - трансмиссионными или моторными. Масло заливается в бачок одновременно с заправкой топлива.

Соотношение емкостей бачков для топлива и масла подобрано таким образом, чтобы при полной выработке топлива, в масляном бачке еще оставалось немного масла. При этом следует знать, что расход топлива бензопилы (см. выше) зависит от правильной регулировки карбюратора. Если последний отрегулирован неверно, топливо может заканчиваться гораздо быстрее, чем масло для цепи.

Если во время работы количество масла не уменьшается или уменьшается слишком медленно, это указывает на то, что смазка цепи бензопилы нарушена - из-за снижения проводимости каналов, по которым масло подводится к шине, или неисправности насоса. Необходимо определить и устранить неисправность. Производительность некоторых насосов может изменяться вручную с помощью регулировочного винта.

Для проверки работы системы смазки цепи, шину с вращающейся цепью подносят к какой-нибудь светлой поверхности (свежему срезу, например). Если на поверхности среза появляется след от брызг масла, значит, система работает нормально.

Потребность цепи в масле различается, в зависимости от ситуации. Большая длина распила, твердая, сухая древесина и толстая кора нуждаются в повышенном количестве масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина требуют меньшее количество масла.

Если режущая гарнитура в резе начинает дымиться (не путайте со светлым водяным паром) и/или цепь защемляется в пазу шины, то это объясняется чрезмерным нагревом. Одна из причин - это недостаток масла. Во внимание должны приниматься и другие причины: затупившаяся или неправильно заточенная цепь или слишком сильное натяжение цепи.

Если на конце шины не необслуживаемая звездочка (есть отверстия для её смазки), то она смазывается отдельно - масло на её подшипник не попадает.

Хорошо настроенная и отрегулированная бензопила должна легко запускаться в любых условиях. Перед запуском ее нужно установить на ровное место - так, чтобы шина не касалась земли. Тормоз цепи должен быть активирован, т.е. его рукоятка должна быть отодвинута в направлении конца шины. Запуск бензопилы производится в положении, при котором левая рука держит переднюю рукоятку пилы, правая нога упирается в заднюю ручку, прижимая ее к земле.

Особенность процесса запуска состоит в том, что в первоначальный момент в камеру сгорания нужно подать обогащенную топливную смесь - для облегчения ее воспламенения. Как только двигатель запустится, смесь нужно обеднить, иначе мотор "захлебнется". Различные модели пил имеют разные элементы управления этим процессом. В одних имеется рычаг воздушной заслонки, переключением которого обогащают смесь. В других - многоступенчатый переключатель, который, переключаясь с одной ступени на другую по мере запуска, управляет положением воздушной заслонки и степенью обогащения смеси. Кроме этого, во время запуска определенное положение должен занимать акселератор (рычаг подачи топлива), который также связан с воздушной заслонкой.

На примере бензопилы Stihl, процесс запуска двигателя выглядит следующим образом:


Запуск бензопилы: 1 - цепной тормоз, 2 - рычаг управления топливом, 3 - фиксатор рычага управления топливом.

  • Активизируйте цепной тормоз (1) (см. рисунок выше).
  • Если пила оборудована декомпрессионным клапаном для снижения давления в цилиндре, перед запуском его нужно открыть (нажать на кнопку). Это позволит запускать двигатель с меньшим усилием. При повышении давления в камере сгорания, при первых зажиганиях, клапан автоматически закрывается (кнопка выскакивает).
  • Если есть насос предварительной подкачки топлива (праймер), то нажмите его 5-7 раз.
  • Зафиксируйте в нажатом состоянии рычаг управления топливом (2). Для этого нажмите фиксатор рычага управления топливом (3) и одновременно рычаг управления топливом (2).
  • Комбинированный рычаг (4) установите в положение холодного запуска (A). При запуске прогретого двигателя, рычаг устанавливается в положение (B).


A - положение для холодного запуска. B - положение для запуска прогретого двигателя (положение полугаза).

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления и с силой выдергивается вверх (при несильном рывке есть риск залить свечу). При этом она не вытягивается до самого конца во избежание обрыва шнура и возвращается обратно постепенно, под натягом, чтобы шнур правильно лег на барабан. При необходимости производится несколько рывков. По возможности тяните вверх, так чтобы тросик не тёрся о корпус. Двигатель запускается только на короткое время и сразу глохнет, то есть в двигателе есть зажигание смеси топлива и воздуха.
  • Откройте дроссель путем перемещения комбинированного рычага вверх на одно положение фиксации (в положение полугаза), (B) на рисунке выше. Если рычаг остается в положении пуска холодного двигателя, то камера сгорания переполняется и двигатель захлебывается, придется выкручивать и сушить свечу, вентилировать камеру сгорания. Если есть декомпрессионный клапан, то его нужно снова открыть.
  • Снова потяните за пусковой тросик, так чтобы двигатель опять запустился.
  • После того как двигатель запустится и начнет работать, немедленно , коротко нажмите указательным пальцем на рычаг управления подачей топлива (2). При этом комбинированный рычаг перемещается в положение холостого хода I . Комбинированный рычаг может быть переставлен в положение нормального режима только рычагом управления подачей топлива - не применять силу. Двигатель должен переключатся на холостой ход немедленно - иначе при блокировке барабана сцепления тормозом, может произойти повреждение корпуса бензопилы и тормоза.
  • Медленно поднимите бензопилу с земли, при этом старайтесь не касаться рычага подачи топлива.
  • После этого отпустите цепной тормоз, левой рукой оттянув упор цепного тормоза на себя. При этом левая рука должна оставаться на рукоятке.
  • Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте систему смазки цепи. Для этого поместите пилу на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально.

Останавливают бензопилы переключением выключателя в положение "Стоп" (0), при котором происходит разрыв цепи зажигания.

Проверка работоспособности тормоза цепи

Перед началом работы необходимо проверить работоспособность тормоза цепи. Это можно сделать двумя способами:
  • При отключенном тормозе (его рукоятка отведена к ручке бензопилы) повышают число оборотов двигателя до средних значений (цепь движется со средней скоростью) и нажимают на рычаг тормоза, сдвигая его вперед. Если движение цепи прекращается, значит с тормозом все в порядке (см. фото ниже).
  • При холостом ходе и активированном тормозе цепи (рукоятка смещена вперед), увеличивают на короткое время (не более 3 секунд) обороты двигателя до максимальных. Если цепь остается неподвижной, значит, тормоз работает правильно.

Работа бензопилой с несправным тормозом цепи категорически воспрещается.

Способы работы и меры безопасности

Работу с бензопилой можно начинать только в том случае, если все ее узлы и механизмы исправны. При работе необходимо иметь устойчивое положение, под ногами не должно находиться ничего, что могло бы привести к нарушению равновесия или падению. Пилу следует крепко держать двумя руками за переднюю и заднюю ручки. При работе необходимо придерживаться следующих основных правил.

Пиление нужно начинать движущейся цепью. Пилить можно как нижней, так и верхний ветвью цепи, однако первый способ (А) является основным. При его использовании пила увлекается вперед, поэтому зубчатый упор должен упираться в дерево. При резке верхней ветвью (В) нужно быть готовым к тому, что пила отталкивается по направлению к оператору.

Нельзя перерезать несколько стволов или веток одновременно, нужно следить, чтобы при пилении одного ствола или ветки пила не касалась соседних.

Стволы с внутренним изгибающим напряжением следует подпиливать сначала со стороны сжатых волокон (сторона А на рисунке ниже) и перерезать окончательно со стороны растянутых (сторона В). Если делать наоборот, шина и цепь зажмутся в пропиле.

Нужно быть осторожным при пилении расщепленных деревьев, цепь может захватывать и выбрасывать с большой силой щепки. Кроме этого, расщепленные деревья могут зажимать шину.

При пилении лежащих на земле деревьев они должны быть зафиксированы от возможного перекатывания под воздействием пилы. Лучше всего уложить их на козлы.

Валка деревьев осуществляется двумя пропилами: подрезающим (А) и отсекающим (В).

Первый задает направление падения дерева (указано стрелкой). Он делается под прямым углом к требуемому направлению падения ствола, его глубина составляет от 1/5 до 1/3 толщины дерева. Сначала режется наклонная часть, затем горизонтальная. Отсекающий надпил располагают выше основания клина подрезающего и делают горизонтальным. Между подрезающим и отрезающим пропилами оставляют недопил примерно в 1/10 диаметра ствола.

Продолжительная эксплуатация бензопилы при максимальной нагрузке приводит к сильному нагреву ее деталей, поэтому при интенсивной работе рекомендуется делать непродолжительные перерывы, оставляя двигатель работать на холостом ходу.

Если цепь натягивалась во время работы бензопилы (будучи нагретой), после окончания работы ее следует ослабить, чтобы остывая и укорачиваясь, она не вызвала повреждений коленчатого вала и подшипников. При работе новой цепью ее нужно подтягивать во время работы, поскольку при приработке ее натяжение будет ослабевать.

Особое внимание следует обращать на опасность обратного удара, при котором шина с большой силой отбрасывается вверх.

Это происходит в том случае, если:

  • конец шины случайно натыкается на дерево или иной предмет;
  • цепь, находящаяся у вершины шины, защемляется в резе;
  • при резке шина случайно соприкасается с другим суком.

Как работать бензопилой, чтобы риск возникновения обратного удара был минимальным? Правила таковы:

  • не пилить вершиной шины;
  • прочно, надежной хваткой держать пилу обеими руками;
  • пилить при полной подаче топлива;
  • контролировать положение вершины шины;
  • не пилить за один раз более одного ствола или сука;
  • не держать бензопилу на высоте выше уровня плеч.
Однако, даже соблюдая все эти меры, нельзя исключить того, что обратный удар не произойдет. Чтобы предотвратить его нежелательные последствия, цепи оборудуются тормозом цепи, который практически мгновенно останавливает цепь во время обратного удара.

Очистка воздушных фильтров

При сильном загрязнении воздушных фильтров, снижается поступление воздуха в карбюратор, что приводит к переобогащению топливной смеси и падение мощности двигателя. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно очищать воздушные фильтры - в условиях особой запыленности и загрязненности несколько раз в день.


Фильтры очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки (фильтра грубой очистки может не быть).

Перед чисткой фильтров желательно закрыть воздушную заслонку карбюратора - как это делается при холодном запуске. После этого нужно снять предварительный (если он есть) и главный воздушные фильтры, закрыть всасывающее отверстие карбюратора чистой ветошью, во избежание попадания туда грязи, и приступить к очистке. Сначала фильтры продувают чистым воздухом, затем очищают мягкой щеткой. При сильном загрязнении промывают водой с каким-нибудь бытовым моющим средством, после чего хорошо просушивают. Нельзя в качестве моющих средств применять химически активные жидкости.

Регулировка карбюратора бензопилы

Правильная регулировка карбюратора бензопилы обеспечивает эффективную работу инструмента на полной мощности при экономном потреблении топлива. Она должна производиться при чистом воздушном фильтре и правильно натянутой цепи.

О том, как отрегулировать бензопилу конкретной модели, подробно описывается в инструкции по её эксплуатации. Для большинства применяемых карбюраторов регулировка осуществляется тремя винтами: для максимальных и минимальных оборотов и регулировки холостого хода. На фото ниже изображена бензопила Dolmar с тремя отверстиями для доступа к регулировочным винтам.

Обозначение H относится к винту максимальных оборотов, управляющему главным жиклером, L - к винту минимальных оборотов, управляющему жиклером холостого хода. С помощью винта S осуществляется точная регулировка оборотов холостого хода. Иногда, для упрощения настройки, количество доступных регулировочных винтов карбюратора уменьшают.

Настройка карбюратора бензопилы подразделяется на два этапа - базовый, осуществляемый при выключенном двигателе и окончательный, производимый на работающем прогретом двигателе. Точное значение углов поворота следует брать из инструкций по эксплуатации для конкретной бензопилы. Не соблюдение инструкции производителя может привести к повреждению двигателя.

Базовая регулировка карбюратора . Регулировочные винты максимальных H и минимальных L оборотов медленно поворачивают по часовой стрелке до упора, после чего выворачивают назад на 1.5 оборота.

Регулировка холостого хода . Перед регулировкой холостого хода двигатель необходимо прогреть в течение 3-5 минут, избегая при этом больших оборотов.

При вращении винта регулировки холостого хода S по часовой стрелке обороты повышаются, при вращении против часовой стрелки - снижаются. Вращением винта нужно добиться минимальных оборотов при одновременном обеспечении устойчивой работы двигателя. При этом цепь не должна двигаться. Таким образом, если двигатель останавливается на холостом ходу, винт S нужно довернуть по часовой стрелке, если цепь двигается, винт следует вывернуть против часовой стрелки.

Проверка ускорения . При плавном нажатии на акселератор двигатель должен уверенно и быстро набирать обороты от холостого хода до максимальных. Если обороты набираются медленно, с запаздыванием, винт L нужно медленно вывернуть против часовой стрелки, но не более чем на 1/8 оборота.

Проверка и регулировка максимального числа оборотов . Изменение максимального числа оборотов осуществляется винтом H. При его заворачивании (вращение по часовой стрелке) обороты увеличиваются, при выворачивании - уменьшаются. Двигатели бензопил имеют наибольшую скорость вращения около 13500 об/мин. Более высокую скорость не обеспечивает зажигание, кроме того, она становится опасной для двигателя. Предельные обороты можно определить по перебоям в зажигании. Если они наступают, винт H немного выворачивают против часовой стрелки.

После регулировки ускорения и максимальных оборотов следует снова проверить работу пилы на холостом ходу - двигатель должен работать устойчиво, цепь не должна двигаться. Если это условие не выполняется, настройка бензопилы должна повториться - за исключением этапа базовой регулировки.

Обслуживание свечи зажигания

Свечи зажигания рекомендуется менять примерно через 100 часов эксплуатации бензопилы. Признаком их неисправности являются недостаточная мощность двигателя, плохой запуск, перебои на холостом ходу. Если подобное наблюдается, останавливают двигатель и выворачивают свечу, предварительно сняв с нее колпак (1).

Во избежание ожога от горячего двигателя эту работу выполняют в рукавицах. При наличии нагара на свече, его убирают и проверяют зазор между электродами. В норме он должен составлять 0,5 мм. После очистки нагара и регулировки зазора проверяют работу свечи. Для этого включают зажигание, на свечу надевают колпак, зажав её в плоскогубцах с изолированными рукоятками, прижимают резьбой к цилиндру и дергают шнур стартера. Наличие яркой искры сигнализирует об исправности свечи, ее отсутствие - о неисправности. Исправную свечу устанавливают на место, неисправную - меняют на новую.

Замена быстроизнашивающихся деталей

Некоторые детали бензопилы, подверженные естественному износу, подлежат замене по истечении определенного срока эксплуатации. Их выход из строя не считается неисправностью. К быстроизнашиваемым деталям относятся цепь, шина, ведущая звездочка, элементы антивибрационной системы и некоторые другие.

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, - не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, - это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, шину при каждой замене цепи нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две ведущих звездочки, четыре пильных цепи.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

В любых ситуациях не следует забывать, что мотопила является источником опасности. Перед первой эксплуатацией нужно обязательно прочитать инструкцию по эксплуатации бензопил. Многие пользователи предпочитают ориентироваться на многолетний опыт работы с этой техникой и не пользуются пособием вообще. Не стоит читать инструкции после того, как с бензопилой что-то случилось, лучше всего заранее подумать об этом и обезопасить себя заблаговременно.

Устройство бензомоторной пилы

Бензопилы «Урал», «Дружба» и «Дружба-Алтай» состоят из таких основных узлов, как двигатель, муфта сцепления, редуктор, пильный аппарат, рама с рукоятками и органы управления стартером.

Главными узлами двигателя выступает цилиндр, картер, коленчатый вал с шатуном, система охлаждения, поршень, система зажигания и питания.
В муфту сцепления входит ведущий диск, на ободе которого имеются два разрезанных чугунных кольца, и ведомый диск с ободом в виде буквы «Г».

Редуктор представлен корпусом и двумя коническими зубчатыми колесами: ведомым и ведущим, которые установлены на шариковых подшипниках в корпусе. Рама состоит из стойки и руля с рукоятками, которые соединены между собой виброгасящим устройством, что состоит из шарнира и пружины.

Пильный аппарат представлен пильной цепью и шиной. Система питания включает в себя такие узлы, как бензобак, кран и карбюратор. Подача от бензобака горючего к карбюратору при открытом кране проводится по бензопроводу самотеком. Запуск двигателя производит съемный стартер, состоящий из штифта, тормозов, храповика, болтов, валика, барабана, корпуса, троса, пружины, рукоятки и втулки.

Работа с бензопилой

Все покупатели бензомоторных пил хотят поскорее свою покупку опробовать в реальных условиях. Помните, что не стоит бензопилу запускать без пильной гарнитуры и проведения предварительной настройки шины, цепи и звездочки - ведущего колеса. Имеется вероятность, что сцепление может сгореть при постоянных нажатиях на кнопку заслонки.

Непосредственно перед интенсивной работой необходимо, чтобы шина, звездочка и цепь друг к другу притерлись. И нужно обкатать сам движок, при этом опустошив весь топливный бак и прикладывая небольшие усилия. Обкатку пилы не производите на холостых оборотах, потому что это может вызвать повышенный износ двигателя.

Выключатель зажигания переведите в рабочее положение перед запуском бензопилы, подкачайте бензин в карбюратор, вытащите подсос и дерните сильным рывком оттяжной стартер. Если раскручивать движок вяловато оттяжным стартером, то возрастает вероятность заливки свечи, и попытки завести мотор сведутся к нулю. При этом свечу необходимо откручивать и прогревать, чтобы весь пар топливной смеси испарился под нагревом.

Основные моменты работы в инструкции по эксплуатации бензопилы урал, дружба, гудлак и других сводятся к следующему:

  1. Бензопилу нужно удерживать двумя руками, обхватите всеми пальцами рукоятку бензопилы. Большой палец на левой руке расположите под передней рукояткой.
  2. Работая с бензопилой, необходимо стоять сбоку от этого инструмента, прямо за ним нельзя стоять.
  3. Для пиления принято использовать нижний и верхний край бензопилы. Если вы предпочитаете пилить верхним краем, то бензопила по направлению идет на вас, в противном случае - от вас.
  4. По возможности нужно держать ровной спину при работе с бензопилой. Предпочтительней ноги согнуть в коленях. Чтобы сохранить равновесие, желательно расставить шире ноги.
  5. Очень опасно с работающей бензопилой передвигаться. При переходах между местами пиления необходимо глушить бензопилу в целях безопасности и ставить на тормоз.
  6. Лучше начинать пилить краем шины, который расположен ближе к корпусу бензомоторной пилы.
  7. Если вы планируете часто использовать свою бензопилу, то целесообразно перечитать инструкцию по эксплуатации бензопилы хускварна, дружба, урал и т.д. и приобрести специальную защитную одежду: защитную куртку с вентиляцией, шлем с маской, специальные штаны с предусмотренной защитой от резов пилы, сапоги с защитными стальными пластинами и прочные рукавицы.

Сезонное использование

Двухтактные моторы внутреннего сгорания к себе требуют особое внимание в период смены сезонов эксплуатации. При использовании бензомоторной пилы с температурой за окном ниже 0 градусов, нужно прогреть сам карбюратор, так как топливная смесь способна кристаллизоваться, увеличивая при этом вязкость смеси. Сама пила в этом случае должна адаптироваться к подобному режиму температуры.

Если бензопилу содержать в не отапливаемом здании, в котором меньше нуля градусов по Цельсию, нежелательно ее заносить сразу в помещение, где температура воздуха поднимается выше 0°C, так как в противном случае может образоваться конденсат, что за собой влечет сбои в функционировании техники и прочие негативные последствия.

Топливная смесь

Во всех мотопилах установлены 2-х-тактные движки внутреннего сгорания. Присутствуют два бака: для топливной смеси и масла. Объем бака в обычном случае составляет порядка 0,3-1 литр, а посудина для масла, как правило, меньше в 2 раза. Эти пропорции ведут к тому, что после того, как в баке окончилась топливная смесь, почти одинаково расходуется и масло.

Бензопилу с двухтактным двигателем согласно инструкции по эксплуатации бензопилы дружба, урал, гудлак, штиль, хусткварна принято заправлять смесью, а не бензином, которая в себе масло и бензин в определенных пропорциях. Процесс приготовления топливной смеси для подобных двигателей очень важен, поэтому не стоит пренебрегать требованиям производителей по ее изготовлению. В двухтактном двигателе для смазки деталей трения, в отличие от четырехтактного, происходит благодаря топливной смеси, в которой и присутствует некая часть масла.

В двухтактных двигателях нельзя применять систему масляных насосов, масло принято добавлять в бензин. Перед непосредственной заливкой топливной смеси рекомендуется её тщательно взболтать. Для бензопил, как правило, готовят топливную смесь из масла и бензина. Понадобится 40 миллилитров масла и 1000 миллилитров бензина. Смесь смешайте тщательно перед тем, как залить в топливный бак.

При изготовлении смеси для бензопилы использовать рекомендуется только фирменные масла. Предложенные марки масла, которые следует использовать для приготовления смеси, указываются в инструкции. Запрещено применять для низкооборотистых двигателей двухтактные масла.
Бензин лучше всего использовать не этилированный. Октановое число бензина должно составлять не ниже 90. Готовую топливную смесь необходимо хранить не больше 1,5 месяцев. Применение старой смеси обязательно вызовет выход движка из строя.

Для смазки цепи можно применять любые чистые масла или фирменные специальные. Для отечественной бензопилы подойдет 76-й бензин, для импортной лучше взять 92-й и выше. Нельзя использовать для смазки цепи отработанное масло или масла с малой вязкостью - веретенные, индустриальные и трансформаторные. Перед пуском бензопилы нужно её убрать с места, где происходила заправка, во избежание воспламенения.

Обкатка бензопилы

Перед началом использования любой импортной бензопилы требуется провести ее предварительную обкатку. Она с одной стороны нужна для продления службы двигателя, потому что подвижные детали в период обкатки должны приработаться сначала друг к другу. К тому же во время обкатки вы сможете приобрести определенные навыки работы с бензомоторной пилой. Это важно для тех пользователей, которые впервые читают инструкцию по эксплуатации бензопилы макита, дружба, урал, штиль и работают с бензопилой.

Обкатку бензопилы необходимо производить с минимальной нагрузкой на движок в циклическом режиме работы: пиление длится 1-1,5 минуты, затем 15-20 секунд холостой ход. Максимальную мощность мотор приобретет после выработки десяти полных заправок бака. Нельзя двигатель обкатывать на холостых оборотах, потому что формирование большого количества нагара провоцирует залегание поршневых колец или выход свечи зажигания из строя.

Подготовка бензопилы к работе

Проверьте бензопилу для начала на натяжение цепи, которое следует отрегулировать, провисание цепи недопустимо. Плохое натяжение цепи способно быстрее положенного изнашивать шину и звездочку, сильно увеличивать нагрузку на корпус мотопилы и раньше времени выводить амортизаторы из строя.

Цепь бензопилы не должна касаться с твердыми предметами, включите тормоз цепи, рукоятку тормоза перемещайте от себя, чтобы цепь раньше времени не вращалась. Вытяните рычаг управления заслонкой, так делать можно, когда движок холодный. Проденьте в заднюю рукоятку носок ноги. Вытяните шнур стартера, дергая до тех пор рукоятку, пока мотопила не чихнет.

После этого заведите бензопилу и переведите в рабочее положение воздушную заслонку. Нажмите на газ и бензопилу переведите в холостой ход. На себя потяните рукоятку тормоза, чтобы добиться ее прежнего положения. Теперь бензопила к работе готова!

Перед началом работы проверьте тормоз инструмента. Дальше стоит установить пилу на ровную и твердую поверхность и нажать дроссель. Не отпускайте рукоятку мотопилы, нажмите на рукоятку и активируйте тормоз. Тормоз будет считаться в порядке, когда цепь бензопилы остановиться.

Перед тем, как завести бензопилу, стоит обязательно проверить наличие в бачке масла для цепи. При отсутствии смазки на большом обороте могут появиться неполадки с цепью и шиной. Проверить наличие смазки можно в процессе работы. При работающей на значительных оборотах бензопиле необходимо направить шину на чистую бумагу. Если смазка поступает нормально, будет видна на листе полоска масла.

Как валить деревья

Непосредственно перед валкой дерева необходимо прочитать и других мотопил и определить, куда оно упадет. Смотрите на число веток, и куда обращены основные, стоит учитывать направление ветра и естественный наклон ствола. Валить ствол необходимо в ту сторону, куда ему падать удобнее. Срежьте прямо перед валкой нижние ветки дерева.

Зависимо от толщины дерева и прочих особенностей выделяют несколько методов валки дерева, самое оптимальное решение подбирают только профессиональные лесорубы. Перед валкой дерева стоит убедиться, что оно не повредит ничего после падения.

Станьте от ствола поваленного дерева слева, обрежьте ветки с него, двигайтесь от нижней части ствола. Старайтесь носовую часть бензопилы не использовать, работайте не спеша. Прислоните бензопилу к бедру или стволу дерева и всеми частями шины используйте для пиления. Положите бензомоторную пилу набок, всем весом на ствол, спиливайте ветки с верхней части ствола. Когда сверху и с боков будут обрезаны ветки, ствол можно переворачивать и отпиливать оставшееся.

При этом помните, что при определенном положении дерева, которое опирается на один сук, ствол может сдвинуться или покатиться при его обрезании. При толстых и больших ветках необходимо отпиливать по частям, продвигаясь от ее конца. Если ветка слишком толстая, то может потребоваться ее подпиливание с нескольких сторон.

Когда вы отпилили все ветки от ствола, можно приступать к пилению ствола - его раскряжевке. Раскряжевку необходимо начинать от ствола к вершине. Если ствол располагается на наклонной плоскости, то при раскряжевке запрещается стоять ниже ствола дерева. Если бензомоторная пила застряла в стволе, то её нужно сразу достать. Заглушите двигатель и наклоните ствол, пока не сможете вынуть бензопилу.

Уход за бензопилой

Бензомоторные пилы должны содержаться под навесом или в открытых помещениях. Перед постановкой инструмента на хранение, его нужно очистить от опилок и грязи, слить горючее из бака, снять пильную цепь и уложить её в масло. Открытые места, которые подвергаются коррозии, необходимо смазать слоем масла. Бензопилу для длительного хранения необходимо законсервировать.

После работы с бензомоторной пилой необходимо проделывать следующие действия:

  • Проверьте натяжение бензомоторной пилы и смазку. Если кончилось масло, нужно его долить в бак и подтянуть цепь, если она ослабла. Дайте немного отдохнуть и остыть инструменту, после этого следует заполнить пилу бензином.
  • Не забывайте проверить воздушный фильтр, который может во время работы забиться стружкой и опилками. Поэтому его нужно вовремя снимать, продувать и промывать. По необходимости стоит чистить фильтр от грязи.
  • После каждого часа, когда бензопила работала, нужно ведомую звездочку шины смазывать и погружать в подогретое масло.
  • Через 25 часов работы необходимо из окон цилиндра, камеры сгорания, поршневых канавок, колец и днища поршня удалить пыль.

Запуск двигателя

Необходимо внимательно прочитать инструкцию об эксплуатации бензопилы stihl, дружба, штиль, урал, особенно разделы, которые касаются запуска холодного и горячего движка. Принцип запуска движка одинаков во всех пилах. Различия бывают только в размещении органов управления бензомоторной пилой — рычаг воздушной заслонки и кнопка СТОП.

С раздельными органами управления

Запускать холодный двигатель необходимо таким способом:

  • переведите выключатель в положение «включить»;
  • вытащите рычаг воздушной заслонки до отказа;
  • переведите в среднее положение рычаг воздушной заслонки (воздушная заслонка открыта, положение увеличенного холостого хода остается включенным);
  • повторите процедуру запуска;
  • после запуска движка нажмите немедленно и отпустите курок газа — в рабочее положение автоматически перейдет рычаг воздушной заслонки.

Запускать прогретый двигатель нужно так:

  • выключатель переведите в положение «вкл»;
  • вытащите рычаг воздушной заслонки до отказа, после этого переведите в среднее положение, либо не трогайте и оставьте в положении традиционного холостого хода;
  • произведите процедуру запуска движка;
  • при нахождении в положении увеличенного холостого хода рычага воздушной заслонки после запуска мотора следует нажать курок газа и отпустить его;
  • остановку двигателя можно произвести переводом в положение 0 (выкл) выключателя.

С совмещенными органами управления

Запустить холодный двигатель можно в такой последовательности:

  • одновременно нажмите на рычаг курка газа и переведите вал управления заслонкой в крайнее нижнее положение, воздушная заслонка в этом случае закрыта полностью;
  • дерните за рукоятку шнура стартера несколько раз до первой вспышки в двигателе горючего;
  • переведите в среднее положение вал управления;
  • повторите процедуру запуска движка;
  • после запуска двигателя нажмите и отпустите курок газа, вал управления в этом случае переходит автоматически в рабочее положение I.

Запуск прогретого двигателя согласно инструкции по эксплуатации бензопилы штиль и любого другого бензомоторного инструмента осуществляется так:

  • вал управления переведите в положение нормального холостого хода;
  • произведите запуск двигателя;
  • нажмите и отпустите курок газа при нахождении вала в положении увеличенного холостого хода.

Правила безопасной работы

  • Категорически запрещено работать с неотрегулированной и неисправной бензомоторной пилой.
  • При пуске движка нельзя трос наматывать на руку.
  • Цепь при пуске движка не должна касаться каких-то предметов.
  • Для избегания поломки бензопилы и несчастных случаев при валке падающим деревом нельзя пропиливать насквозь дерево. Следует оставлять 3-4 сантиметров недопила.
  • Выключайте цепь при переходе от одного дерева к другому.
  • Работу по установке цепи бензопилы и регулировке уровня ее натяжения производить при неработающем двигателе в защитной каске и рукавицах.
  • После заправки бензомоторной пилы маслом и топливом тщательно удалите с ее поверхности остатки масла и топлива, протрите ее насухо.
  • Запрещено валить дерево, над которым нависает другое, а также валить сильно нависшие или наклоненные деревья в виду опасности такой операции для жизни пильщиков.
  • При валке дерева могут оставаться у бензопилы только пильщик с его помощником, остальные люди должны быть на расстоянии не менее 50 метров от работающего инструмента. Помощник предупреждает пильщика голосом или сигналом о начале падения дерева.
  • Перед окончанием пиления пильщик с помощником должны следить внимательно за направлением падения дерева, удаляясь быстро в сторону с пилой, но не против комля дерева.
  • Запрещены через движущуюся цепь переходы. При сбеге или обрыве цепи немедленно нужно сбросить газ и заглушить мотор. Пильную цепь разрешается надевать на шину исключительно при не работающем движке.
  • Во время заправки бензомоторной пилы согласно инструкции по эксплуатации бензопилы huskvarna, гудлак, урал, штиль и других запрещается курить.
  • Заправлять топливной смесью бензопилу на расстоянии меньше 20 метров от открытого огня категорически запрещается.
  • Карбюратор следует отрегулировать так, чтобы обеспечить наименьшую загрязненность зоны вдыхания выхлопных газов, и устойчивые холостые обороты движка, при которых по шине не перемещается пильная цепь.
  • При переносе на большое расстояние двигатель мотопилы следует заглушить и плотно закрыть специальным чехлом.
  • Валку деревьев при помощи бензомоторной пилы необходимо производить исключительно на подготовленной лесосеке, где убраны опасные зависшие и сухостойные деревья.

И напоследок запомните, что мотопила представляет собой достаточно сложное устройство, поэтому любой механизм может выйти из строя. Важную роль играет расположение вблизи сервисного центра и наличие гарантии на бензопилу.

Компания «Stihl» была основана 90 лет назад немецким инженером Андреасом Штилем в 1920-е годы прошлого века. В то время Штиль работал в немецком городе Штутгарт - он создал конструкторское бюро, в непосредственное поле деятельности которого входила работа с древесиной. Валка деревьев тогда происходила с помощью топоров и такой труд отнимал у рабочих очень много сил.

Бензопила Штиль впервые появилась в 1929 году. Флагманская модель весила 46 кг. и была прототипом современных легких и мощных устройств. Более компактные модели были выпущены компанией Штиль в 1950-х годах, ее вес составлял 12 кг, а мощность - 6 л.с. В рейтинге мировых лидеров бензо и электро пил присутствует не только компания stihl, но и компания husqvarna. Всем владельцам бензопил известно качество изделий двух мировых лидеров бензо- и электроинструмента.

В настоящее время на рынке инструмента участились случаи продажи подделок. Страна, производящая подделки — Китай. Нередко покупателю попадается поддельная бензопила, отличить которую от оригинальной на первый взгляд тяжело. Как можно научиться отличать подделку бензопилы Штиль от оригинала:

  • главное отличие — это цена, хорошая бензопила не может стоить дешево, при этом стоимость подделок, как правило, в три раза ниже, чем стоимость оригинала;
  • качество сборки - чем лучше сборка, тем вероятнее, что вы держите в руках оригинальную бензопилу;
  • качество всех деталей, пластика на корпусе;
  • состояние цепи, длительный рабочий ресурс цепи;
  • высокая мощность и хорошее качество распила (дешевая бензопила не будет пилить качественно);
  • советуем выбирать бензопилу stihl в крупных строительных супермаркетах или в интернет-магазинах официальных дилеров бренда.

Базовая комплектация бензопил stihl:

  • бензопила;
  • руководство пользователя;
  • упаковка;
  • инструкция;
  • ключ универсальный.

Современный ассортимент продукции компании Stihl:

  • бензопилы;
  • электропилы;
  • садовые триммеры;
  • кусторезы;
  • газонокосилки;
  • дрели, а также аккумуляторная техника;
  • мотобуры, ручной садовый и дачный инструмент;
  • экипировка для рабочих и садовых работ, защитное снаряжение;
  • мульти и комби системы для садовых работ;
  • очистительная техника и пилы для бетона.

Модельный ряд бензопил Stihl

Бензопилы Штиль разделены на несколько крупных категорий: для домашнего использования или же бытовые, бензопилы для ухода за деревьями, бензопилы для садоводства и сельского хозяйства, бензопилы для лесного хозяйства.

Бытовые бензопилы Штиль

  • мощность кВт1,3/1,8 л.с;
  • , мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • MS 180 C BE, мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • MS 181, мощность кВт1,5/2 л.с;
  • MS 181 C BE, мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • , мощность кВт1,7/2,3 л.с;
  • MS 211 C BE, мощность кВт 1,7/2,3 л.с;
  • , мощность кВт 2/2,7 л.с;
  • MS 230 C BE, мощность кВт 2/2,7 л.с;
  • , мощность кВт 2,3/3,1 л.с;
  • MS 250 C BE, мощность кВт 2,3/3,1 л.с. (модель реализуется без режущей гарнитуры).

Бензопила Stihl 170-MS

Бензопилы Штиль для ухода за деревьями

  • stihl MS 193 T, мощность кВт 1,3/1,8 л.с;
  • stihl MS 201 TC M, мощность кВт 1,8/2,4 л.с.

Бензопилы Штиль для садоводства и сельского хозяйства

  • stihl MS 271, мощность кВт 2,6/3,5 л.с;
  • stihl MS 291, мощность кВт 2,8/3,8 л.с.

Бензопилы Штиль для применения в лесном хозяйстве

  • stihl MS 241 C M, мощность кВт 2,3/3,1 л.с;
  • , мощность кВт 2,6/3,5 л.с;
  • stihl MS 261 C MQ, мощность кВт 3/4,1 л.с;
  • , мощность кВт 3,2-3,4 л.с. или кВт 4,4-4,6 л.с
  • C M, мощность кВт 3,5/4,8 л.с;
  • stihl MS 441 C M, мощность кВт 4,2/5,7 л.с;
  • , мощность кВт 4,4/6 л.с (новинка от производителя Штиль);
  • stihl MS 462 C M, мощность кВт 4,4/6 л.с;
  • stihl MS 651, мощность кВт 5/6,8 л.с;
  • stihl MS 661, мощность кВт 5,4/7,3 л.с;
  • stihl MS 661 C M, мощность кВт 5,4/7,3 л.с;
  • stihl MS 880, мощность кВт 6,4/8,7 л.с.

Бензопила Stihl 260-MS

Топовые модели бензопил stihl

В связи с большим ассортиментом бензопил stihl, сложно выделить все самые популярные. По отзывам владельцев можно сделать вывод, что заслуженным признанием пользуются бензопилы таких моделей:

  • ms 271 stihl;
  • stihl ms 880;
  • штиль 120;
  • мотопила штиль мс 210;
  • пила stihl ms 291;
  • штиль 220;
  • штиль 450;
  • stihl 350;
  • штиль 440;
  • ms 5200 stihl;
  • мотопила штиль 108;
  • stihl ms 241 c m;
  • штиль 200;
  • штиль 290;
  • пила штиль мс 341;
  • штиль 181.

Бензопила Stihl MS 271

Инструкция по эксплуатации

Правила эксплуатации пилы Штиль:

  • управление пилой наиболее безопасно в защитной экипировке;
  • эксплуатация бензопилы должна начинаться после периода обкатки (сроки обкатки от 5 до 7 часов), до завершения обкатки запрещается работать пилой на максимальных оборотах - только в умеренном режиме нагрузки;
  • обязательно выключите бензопилу перед тем, как положить;
  • перед запуском убедитесь, что бензопила исправна и заправлена;
  • соотношение смешивания масла и бензина составляет 1:40, данная пропорция рекомендуется для наиболее эффективной функции двигателя, разбавлять бензин маслом нужно в правильном соотношении, согласно инструкции;
  • заправлять бензопилу свежим топливом нужно раз в четыре недели;
  • выполняйте распил по инструкции - продольно либо боковой частью шины, не старайтесь надавливать на пильное полотно при работе, а лишь направляйте бензопилу.

STIHL ElastoStar
Система смазки цепи Ematic Тормоз QuickStop для моментальной остановки цепи

Техническое обслуживание:

  • ежедневно по нормам ТО выполняется - осмотр устройства на предмет повреждений, очистка воздушного фильтра, смазывание шины и цепи, раз в месяц контролируется состояние свечи, системы зажигания, очищается топливный фильтр, готовится свежая топливная смесь, ежегодно - регулировка карбюратора;
  • цепь необходимо натягивать по мере ослабления, если цепь затуплена и больше не подлежит заточке, замените ее на новую, натяжение цепи регулируется болтом на внешнем боковом крае корпуса бензопилы. Для заточки цепи можно использовать специальный станок либо обратиться к специалистам.

Основные неисправности агрегатов марки Штиль и способы их устранения

  1. Бензопила Штиль отказывается заводиться. Причина: засорился топливный, воздушный фильтр, недостаточно топливной смеси. Устранение: очистите фильтры, добавьте топливной смеси, следите за качеством топлива, это способствует более качественной работе устройства.
  2. Бензопила работает не на полную мощность, издает посторонние звуки, например, стук или дребезжание. Причина: требуется регулировка карбюратора. Устранение: проведите регулировку карбюратора в сервисе, если пила на гарантии.
  3. Бензопила перестала набирать мощность. Причина: проблемы с поршневой группой, требуется отрегулировать карбюратор. Устранение: проверьте состояние двигателя, карбюратора и топливного фильтра, а также системы зажигания.

Видео обзор работы цепной бензопилы